Финансы АО
товарам, не оплаченным в срок покупателями по расчетным документам,
поскольку по такой задолженности неизвестен срок поступления оплаты.
Еще мене ликвидными следует считать стоимость готовой продукции,
которую еще предстоит реализовать, и стоимость запасов материальных
ценностей.
Ликвидные средства используются предприятием на погашение
первоочередных обязательств по заработной плате, банковских кредитов и
процентов по ним, для расчетов с поставщиками, финансовыми органами по
налогам и другими платежам.
Последовательность размещения средств (активов) по их ликвидности,
т.е. возможности превращения в наличные деньги, можно представить следующим
образом:
1.Деньги:
- монеты, банкноты, депозиты;
- переводные векселя, денежные переводы, чеки;
- расчетный счет.
2.Ценные бумаги, которые легко реализуются:
- краткосрочные акции, облигации;
- акцептованные банком векселя;
- соглашения о перекупке;
- депозитные сертификаты.
3.Дебиторская задолженность:
- по основной деятельности;
- по прочей деятельности.
4.Материально-производственные запасы:
- готовая продукция;
- материалы;
- товары;
- незавершенное производство;
- другие материальные запасы.
5.Внеоборотные активы:
- основные средства;
- нематериальные активы;
- инвестиции;
- отложенные платежи;
- отложенные расходы.
При оценке ликвидности баланса предприятия используют такие показатели:
1. Собственный оборотный капитал (или “функционирующий капитал”, США),
который представляет собой разницу между оборотным капиталом и
краткосрочными обязательствами. Он характеризует достаточность оборотных
средств для погашения своих долгов на протяжении года.
2. Коэффициент покрытия Кп, рассчитываемый по формуле
Кп = Оборотные активы .
Краткосрочные обязательства
Это наиболее общий показатель ликвидности. Он характеризует
соотношение между всеми текущими активами и краткосрочными обязательствами,
т.е. достаточность оборотных средств для погашения долгов на протяжении
года. Мировой опыт показывает, что значение этого показателя оптимально
в пределах 2-2,5.
3.Коэфициент ликвидности является дополнительным частным показателем к
коэффициенту покрытия. Он определяется как отношение наиболее ликвидной
части оборотных активов (без учета материально-производственных запасов) к
краткосрочным обязательствам.
На практике рассчитывают коэффициенты общей Ко.л и абсолютной
ликвидности Ка.л. Коэффициент общей ликвидности определяется делением
сумм денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, расчетами с
дебиторами на величину краткосрочных обязательств
Ко.л = Денежные средства, расчеты и другие активы
Краткосрочные обязательства
Вероятность погашения краткосрочных обязательств тем больше, чем выше
значение этого коэффициента. В мировой практике принято считать, что оно не
должно быть меньше 1.
Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается делением сумм
денежных средств предприятия и краткосрочных финансовых вложений (без
расчетов с дебиторами) на величину краткосрочных обязательств. Он
характеризует немедленную готовность предприятия погасить свою
задолженность
Ка.л. = Денежные средства + Ценные бумаги + счета к оплате
Краткосрочные обязательства
В мировой практике оптимальное значение этого коэффициента принято в
пределах 0,25-0,35 , так как сроки платежа не приходятся на один день. Это
подтверждается и тем, что предприятие может разместить свои активы
(денежные средства) в другие денежные активы.
4.Коэффициент зависимости от материальных запасов, равный
Кз.м.з = Материально-производственные запасы .
Краткосрочные обязательства
5. Коэффициент свободных материальных средств Кс.м.с характеризует
долю чистых оборотных активов, которые связаны в непроданных материальных
запасах
Кс.м.с = Материально-производственные запасы .
Чистые оборотные активы
6. Коэффициент работоспособности с наличными активами Кр.н.а
показывает период, в течение которого предприятие может осуществлять
текущую хозяйственную деятельность на базе имеющихся наличных ликвидных
активов без дополнительных источников
Кр.н.а = Денежные средства + Ценные бумаги + Счета к оплате
Ежедневные денежные расходы за вычетом расходов,
для которых не нужны деньги
Анализ платежеспособности предприятия
В условиях рыночных отношений платежеспособность предприятия
считается важнейшим условием его хозяйственной деятельности. Этот
показатель характеризует его возможности осуществлять очередные платежи и
выполнять денежные обязательства за счет наличных денег, легкомобилизуемых
денежных средств и активов. К платежным средствам относятся суммы по таким
статьям баланса, как денежные средства, ценные бумаги, товары отгруженные,
готовая продукция, расчеты с покупателями и другие легкореализуемые активы
из третьего раздела баланса. В состав платежей и обязательств входят
задолженность по оплате труда, краткосрочные и просроченные кредиты банка,
поставщики и другие кредиторы, первоочередные платежи.
Уровень платежеспособности предприятия оценивают по данным баланса об
основных характеристиках ликвидности оборотных средств, т.е. с учетом
времени, необходимого для перевода их в денежную наличность. Наиболее
мобильной частью оборотных средств являются денежные средства и ценные
бумаги. Менее мобильны средства в расчетах, готовой продукции, товарах
отгруженных и пр. Наибольшего времени ликвидности требуют производственные
запасы и затраты. Исходя из этого в экономической литературе определяют три
уровня платежеспособности предприятия, которые оценивают соответственно с
помощью трех коэффициентов: денежной, расчетной и ликвидной
платежеспособности. Наиболее обобщающим показателем платежеспособности
предприятия является коэффициент ликвидной платежеспособности, в числителе
которого отражаются все оборотные средства, а в знаменателе - заемные и
собственные источники их формирования. Значение коэффициента ликвидной
платежеспособности меньше 1 свидетельствует о том, что предприятие имеет
задолженность, превышающую уровень его оборотных средств. Иначе говоря,
оно является банкротом и может быть ликвидировано, а его имущество
реализовано.
Таким образом, все три коэффициента платежеспособности
свидетельствуют о том, что платежеспособность предприятия заметно
повысилась и является реально обеспеченной. Предприятие отвечает
параметрам, необходимым для осуществления с ним кредитных и других
финансовых взаимоотношений.
Повышение уровня платежеспособности предприятия зависит прежде всего
от улучшения результатов его производственной и коммерческой деятельности.
Вместе с тем надежное финансовое состояние определяется также рациональной
организацией и использованием финансовых ресурсов. В связи с этим в
условиях рыночной экономики важное значение имеют не только оценка активов
и пассивов баланса, но и углубленный ежедневный анализ состояния и
использования хозяйственных средств. Такой анализ производится по данным
управленческого учета.
1.3. Методика проектирования информационной модели предприятия на базе
системы АФХД “Парус 5.11”
Поскольку проблема управления предприятием является сложной и
объемной, то для успешной реализации проекта информационной
автоматизированной системы необходимо проведение определенного комплекса
работ, соединенных в непрерывную технологическую цепочку. Поэтапный подход
при внедрении программного комплекса “Парус 5.11” гарантирует устойчивое
внедрение автоматизации в финансово-хозяйственную деятельность и выявление
всех проблемных частей в управлении предприятием. Такой комплекс работ
подразделяется на следующие связанные и логически обоснованные этапы.
1.Предпроектное обследование.
2.Проектирование, настройка и адаптация системы.
3.Запуск в промышленную эксплуатацию.
4.Сопровождение.
Этап 1. Предпроектное обследование.
Целью данного этапа является предварительное знакомство с предприятием
Заказчика для:
выявление целей и задач, которые должны быть решены в процессе создания
информационной системы управления;
определение критериев оценки конечного результата;
ориентировочной оценки финансовых, временных и человеческих ресурсов,
необходимых для реализации проекта.
На данном этапе консультанты корпорации Парус:
-совместно с руководством предприятия Заказчика определяют цели и ожидаемые
результаты создания информационной системы управления предприятием,
-исследуют организационную структуру предприятия, систему взаимодействия
подразделений,
-собирают и анализируют образцы типовых первичных и отчетных документов,
-проводят аудиторскую экспресс-проверку,
-проводят анализ уровня квалификации и компьютерной грамотности персонала,
-выполняют экспертизу технического парка и коммуникационного оборудования.
В результате Заказчик получает “Предложения по построению
информационной системы управления предприятием”, в которых представлены:
-цели и результаты разработки и внедрения информационной системы управления
предприятием, а также область автоматизации;
-структурная схема предприятия и анализ ее слабых звеньев, схемы обмена
информацией между подразделениями (бизнес-процессов) и предложения по их
рационализации, функциональные обязанности сотрудников и возможное их
изменение. Следствием такой оценки состояния существующей системы
управления являются предложения по ее реинжинирингу;
-журнал типовых форм первичных и отчетных документов;
-оценка состояния бухгалтерского учета и правильности выбранной учетной
политики предприятия;
-предложения по подбору и комплектации поставляемого ПО;
-ориентировочный план и смета проекта.
План проведения предпроектного обследования предприятия:
Предпроектное обследование предприятия.
1 Экспертиза существующей системы управления.
1.1 Описание организационной структуры предприятия.
1.2 Описание бизнес-процессов и принципов взаимодействия между
подразделениями.
1.3 Описание основных методов ведения учета.
1.4 Составление реестра документов, отчетов.
1.5 Оценка материально- технического обеспечения заказчика.
1.6 Оценка уровня подготовки персонала.
1.7 Оценка потребностей заказчика.
2 Подготовка предложений по созданию информационной системы
управления.
2.1 Определение
2.1.1 Целей автоматизации.
2.1.2 Процессов, подлежащих автоматизации.
2.1.3 Ориентировочной комплектации системы.
2.2 Подготовка предложений по
2.2.1 Реинженирингу бизнес-процессов.
2.2.2 Материально-техническому перевооружению.
2.2.3 Обучению персонала.
2.2.4 Запуску системы в эксплуатацию.
2.3 Составление плана и сметы проекта.
3. Согласование, подписание контракта на проектирование информационной
системы управления.
3.1 Согласование предложений с Заказчиком.
3.2 Уточнение плана и сметы проекта.
3 Внесение изменений в комплект документов по созданию системы.
3 Заключение договора на проектные работы.
В ходе проведения комплексного обследования и опроса руководства и других
должностных лиц предприятия Заказчика выясняется ожидание от автоматизации
ФХД. В соответствии с полученной информацией формируются потребности
Заказчика от Руководства предприятия до рядовых сотрудников.
Предпроектное обследование предприятия.
1. Общие положения.
Обследование предприятия проводится путем опроса должностных лиц с
предварительным составлением плана беседы и определением:
- основной цели визита;
- причин задаваемых вопросов с точки зрения специфики поставляемого
программного продукта.
Полученная информация фиксируется в прилагаемых к планам бесед
Опросным листам или записывается в произвольной форме, однако отработка
всех пунктов плана беседы обязательна.
Все визиты к Клиенту оформляются в виде плана-графика работ с
указанием:
- обсуждаемой темы;
- даты и продолжительности беседы;
- ФИО должностного лица заказчика.
Посещение Клиента необходимо производить не реже 2-3х раз в неделю.
Предпроектное обследование предприятия проводится со следующими целями:
определение проблем, существующих в хозяйственной жизни заказчика, и путей
их разрешения.
определение оптимальной комплектации системы (и, соответственно, стоимости
программного продукта).
получение исходной информации для составления макета (создания необходимых
настроек) в системе по следующим вопросам:
1. Количество рабочих мест.
1. Права доступа для рабочих мест.
1. План счетов с необходимыми донастройками по субсчетам и аналитике,
задание типовых форм аналитического учета.
1. Образцы документов - платежные, внутренние, входящие и исходящие
контракты, складские и документы на отпуск, заказы.
1. Образцы операций с необходимыми формулами.
1. Инструкции для рабочих мест.
1. Этапы документооборота.
1. Начисления и удержания.
1. Нормы амортизации (если возможно).
1. Разбивка словарей (контрагентов, каталога товаров и услуг и
номенклатора) на разделы, заведение особых отметок.
1. Заведение прайс-листов с настройкой ценообразования.
1. Структура данных для взаимодействия с удаленными объектами.
1. Образцы отчетов с необходимыми настройками в генераторе и табличных
приложениях.
получение исходной информации для доработки программного обеспечения в
случае необходимости.
определение времени, необходимого для обучения персонала заказчика
программному обеспечению “Парус” и программному обеспечению других фирм
(примерно).
составление требований к техническому обеспечению, списка оборудования,
которое необходимо докупить заказчику.
Для получения исходной информации по вышеперечисленным вопросам в рамках
предпроектного обследования проводятся следующие действия:
описание организационной структуры предприятия.
описание бизнес-процессов и принципов взаимодействия между подразделениями.
описание основных методов ведения учета (учетная политика, план счетов,
образцы операций, нормы амортизации, начисления и удержания,
ценообразование).
Составление реестра документов и отчетов.
Оценка материально-технического обеспечения заказчика.
Оценка уровня подготовки персонала.
Описание организационной структуры предприятия. Составление структурно-
функциональной схемы предприятия.
Выяснение структурно-функциональной схемы предприятия производится в
ходе проведения опроса должностных лиц предприятия, прежде всего,
руководства предприятия
В общем случае, для согласования с Заказчиком представляются три
схемы:
- структурная схема предприятия;
- структурно-функциональная схема предприятия с обозначением основных
потоков информации
- схема удаленных объектов.
В ходе уточнения и согласования реестра документов в схемы вносятся
соответствующие изменения.
1. Структурная схема предприятия.
На структурной схеме должна быть отражена иерархическая структура
обследуемого предприятия.
2. Структурно-функциональная схема предприятия с обозначением
основных потоков информации.
Данная схема должна содержать:
- наименование структурных подразделений;
- передаваемые и получаемые документы (потоки информации между
подразделениями);
- все документы, указанные на схеме, должны быть пронумерованы в
соответствие с реестром документов.
3. Схема удаленных объектов предприятия.
Данная схема составляется только для предприятий, имеющих удаленные
подразделения (склады, офисы, торговые залы и т. д.). На схеме должны быть
отражены:
- названия и краткие адреса удаленных объектов предприятия;
- основные подразделения, расположенные на объектах;
- передаваемые и получаемые документы;
- наличие технических средств на объектах (серверы, локальные станции,
модемы и т. д.).
В пояснениях к схеме удаленных объектов указываются все
информационные потоки между данными объектами.
В пояснениях к данным схемам указываются функциональные обязанности
подразделений и количество рабочих мест в них.
Для чего нужны функциональные схемы?
Данные схемы необходимы для определения количества рабочих мест в
сетевой версии, определение комплектации системы (удаленный доступ,
товарные отчеты), составления реестра документов, определения прав доступа,
а также служат основой для создания схем бизнес-процессов.
1.1.1.2. Описание бизнес-процессов и принципов взаимодействия между
подразделениями.
Выяснение бизнес-процессов предприятия производится в ходе проведения
опроса должностных лиц предприятия). На основании проведенных бесед
составляются схемы процессов с использованием обозначений Гейна-Сарсона.
Схемы бизнес-процессов необходимо формировать по однородным группам
хозяйственных процессов, связанных с движением товаров (услуг), документов,
отчетов и т. д. Например, движение товаров можно разбить на следующие
группы:
- Приобретение товара и прочее связанное с ним движение товара
- Продажа и прочее связанное с ней движение товара
- Перемещение товара, не связанное с приобретением или продажей
На схемах используются следующие обозначения: внешняя сущность -
другая организация, с которой взаимодействуют подразделения заказчика
(поставщик, покупатель, банк); Система БУ и др. Накопитель - любое
хранилище информации. Процесс - совокупность действий сотрудника
организации заказчика при выполнении процедур, связанных с выпиской
документа, отработкой документа в бухучете, формирование отчета и т. д.
(см. рис.4). Указывается сотрудник и(или) подразделение, выполняющее данный
процесс, и содержание действия. Шаги связываются между собой стрелками с
указанием передаваемых документов или иной информации. Выделяются процессы,
выполнение которых связано с какими-либо проблемами для клиента
(трудоемкость, оперативность, и т. д.). Данные схемы необходимы для
составления инструкций для рабочих мест, уточнения реестра документов,
составления технического задания на доработку ПО (если необходимо и
возможно), определения границ автоматизации и комплектации системы (склад,
управление закупками и реализацией, документооборот).
После составления схем по ним проводится согласование бизнес-
процессов с Заказчиком.
Требования к схемам бизнес-процессов:
1) Каждый "этап" процесса должен быть пронумерован;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|