рефераты скачать

МЕНЮ


Финансы АО

Вся производственная деятельность предприятий и их финансовые

результаты зависят прежде всего от соблюдения принципов коммерческого

расчета. Выражая производственные отношения, он в полной мере отвечает

требованиям складывающихся рыночных отношений. Принцип материальной

заинтересованности, являющийся одной из отличительных черт коммерческого

расчета, обеспечивает необходимое сочетание интересов предприятия и

коллектива, личного и общественного. Коммерческий расчет выступает в

качестве важнейшего средства последовательного осуществления экономического

принципа распределения по труду. Он способствует осуществлению планомерной

связи между предприятиями, объединяемыми одной формой собственности, между

предприятиями, базирующимися на различных формах собственности, между

предприятиями и государством. Самостоятельность предприятий в рамках закона

и ответственность их перед государством по налогообложению, эффективность

использования ресурсов - отличительные особенности коммерческого расчета.

Все это делает его необходимым условием претворения в жизнь требований

рыночной экономике.

При оценке финансовых результатов деятельности предприятий

используются количественные и качественные показатели (в их необходимой

увязке). Так, размер прибыли промышленного предприятия определяется не

только количеством и ассортиментом выпускаемых изделий, но их

себестоимостью. Прибыль торгового предприятия зависит как от выполнения

плана товарооборота (по объему и структуре), так и от фактически

сложившегося уровня издержек обращения.

Правильная оценка соблюдения принципов коммерческого и финансовых

результатов требует подразделения факторов, повлиявших на исследуемые

показатели, на зависящие и не зависящие от предприятий. Устранение влияния

сторонних факторов (путем соответствующих расчетов) позволяет более

правильно проанализировать результаты усилий коллектива того или иного

предприятия или частного собственника. Подразделение факторов на зависящие

и не зависящие от предприятий стало особенно необходимым в условиях

рыночных отношений.

При анализе деятельности внутренних подразделений аналитические

разработки несколько сужаются. В частности, сокращаются позиции, связанные

с заключением договоров поставки, с банковскими и бюджетными расчетами,

ограничиваются возможности анализа финансовых результатов.

Пятая задача экономического анализа - выявление и измерение

внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса.

Экономический анализ являясь дисциплиной прикладной, оправдывает себя

в полной мере лишь тогда, когда он приносит реальную пользу. Действительная

полезность экономического анализа состоит и в выявлении неиспользованных

резервов на всех стадиях производственного процесса. Повышение темпов

развития экономики непосредственно зависит от того, приведены ли в действие

все имеющиеся в хозяйстве резервы, соблюден ли непреложный принцип режима

экономии - достижение наибольших результатов с наименьшими затратами.

В процессе экономического анализа выявление резервов происходит путем

сравнительного изучения выполнения плана внутренними подразделениями

предприятия, однородными предприятиями, а также изучения и наиболее полного

использования отечественного и зарубежного передового опыта. Критическая

оценка самих плановых разработок может указать на возможности их

перевыполнения.

Шестая задача экономического анализа состоит в обосновании и

испытании (проверке) оптимальности управленческих решений. Успех

хозяйственной деятельности на всех ступенях управленческой иерархии

непосредственно зависит и от уровня руководства, от своевременно

принимаемых управленческих решений. Принять правильное управленческое

решение, выявить его рациональность и эффективность можно лишь на основе

предварительного экономического анализа.

Задачи экономического анализа, конечно, не исчерпываются приведенным

выше перечнем. Многогранность и многовариантность хозяйственных ситуаций

ставят перед ним многие задачи автономного характера. И их можно решить с

использованием общих и частных аналитических методик.

Опыт хозяйственного развития показывает, что перед экономической

наукой в целом и перед экономическим анализом в частности на различных

этапах выдвигались новые задачи, усиливались ранее поставленные, по-иному

обозначились соответствующие акценты. Этот процесс будет происходить,

естественно, и в дальнейшем.

1.2. Методика анализа основных показателей финансово - хозяйственной

деятельности

Общие положения

В современной рыночной экономике бухгалтерский учет все более делится

на две отрасли: финансовый учет и управленческий учет. Финансовый учет

решает проблемы взаимоотношения предприятия с государством и другими

внешними пользователями информации о деятельности предприятия. Финансовый

учет и особенно публичная финансовая отчетность регламентируется

международными и национальными стандартами, обеспечивающими интересы

внешних пользователей (корреспондентов) информации. Управленческий учет

состоит из систематического традиционного учета и проблемного учета,

направленного на выработку управленческих решений в интересах

собственников и администрации предприятия. Управленческий учет не

регламентируется государством, его организация и методы определяются

руководителем предприятия, в нем на первый план в деятельности бухгалтера

выдвигаются управленческие задачи, требующие для своего решения не только

знаний традиционной бухгалтерии, особенно учета и калькулирования

себестоимости продукции и услуг, но и технико-экономического планирования,

статистики, анализа хозяйственной деятельности, развитого математического

аппарата и современной вычислительной техники. При таком понимании

управленческого бухгалтерского учета собственно бухгалтерский учет,

планирование, статистика и анализ хозяйственной деятельности

рассматриваются как единое целое. Управленческий бухгалтерский учет

организует внутрихозяйственные связи на предприятии(агентами), поэтому

управленческий учет называют внутренним в отличие от финансового -

внешнего.

В содержании как внешнего финансового, так и внутреннего

управленческого входит анализ хозяйственной деятельности, но его

организация, объекты и методы в решении задач финансового и управленческого

учета имеют свою специфику. Общая схема содержания анализа хозяйственной

деятельности представлена на рис 1.1

| | |Анализ | | |

| | |хозяйственной | | |

| | |деятельности | | |

| | | | | | |

| | | | | | |

|Управленческий | | | |Финансовый |

|анализ | | | |анализ |

| | | | | | |

| | | | | | |

|Внутрихозяйственный | |Внутрихозяйствен| |Внешний |

|производственный | |ный финансовый | |финансовый |

|анализ | |анализ | |анализ |

| | | | | |

| |Анализ в обосновании и | | | |Анализ эффективности| |

| |реализации бизнес-планов| | | |авансирования | |

| | | | | |капитала | |

| |Анализ в системе | | | |Анализ абсолютных | |

| |маркетинга | | | |показателей прибыли | |

| |Комплексный | | | |Анализ относительных| |

| |экономиче-ский анализ | | | |показателей | |

| |эффективнос- | | | | | |

| |ти хозяйственной | | | |рентабельности | |

| |деятель-ности | | | | | |

| |Анализ технико-организа-| | | |Анализ ликвидности, | |

| |ционного уровня и других| | | |платежеспособности и| |

| |условий производства | | | |рыночной | |

| | | | | |устойчивости | |

| |Анализ объема продукции | | | |Анализ использования| |

| | | | | |собственного | |

| | | | | |капитала | |

| |Анализ взаимосвязи себе-| | | |Анализ и рейтинговая| |

| |стоимости, объема | | | |оценка предприятия -| |

| |продук-ции и прибыли | | | |эмитента | |

| |Анализ использования | | | |Анализ использования| |

| |про- | | | | | |

| |изводственных ресурсов | | | |заемных средств | |

Рис.1.1 Примерная схема содержания анализа финансово-хозяйственной

деятельности

Субъектами анализа выступают как непосредственно заинтересованные,

так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия

пользователи информации. К первой группе пользователей относятся

собственники средств предприятия, заимодавцы, поставщики, покупатели,

налоговые органы, персонал предприятия и администрация (руководство).

Каждый субъект анализа изучает информацию со своих позиций, исходя из своих

интересов. Следует отметить, что только руководство предприятия может

углубить анализ, использую не только данные отчетности, но и данные всей

системы хозяйственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого

для целей управления. Вторая группа пользователей финансовой отчетности -

это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в

результатах деятельности предприятия, но должны по договору защищать

интересы первой группы потребителей информации. Это прежде всего

аудиторские фирмы, а также консультационные фирмы, биржи, юристы, пресса,

ассоциации, профсоюзы и др.

Итак, субъектами внутреннего управленческого анализа являются только

руководство и привлекаемые ими аудиторы и консультанты. Информационной

базой управленческого анализа является вся система информации о

деятельности предприятия - о технической подготовке производства,

нормативная и плановая информация, хозяйственный учет, в том числе данные

оперативного, бухгалтерского и статистического учета, внешняя публичная

финансовая и вся система внутрихозяйственной отчетности, прочие виды

информации, в том числе опросы специалистов, информация производственных

совещаний, пресса и т.д.

Палитра субъектов внешнего финансового анализа весьма разнообразна.

Но все эти субъекты анализа могут использовать, как правило, только данные

публичной финансовой отчетности. Стандартизация финансового учета и

публичной финансовой отчетности призвана оберегать индексы всех партнеров

(корреспондентов) предприятия, в то же время сохраняя коммерческую тайну

предприятия.

Управленческий анализ включает в свою систему не только

производственный, но и финансовый анализ, без которого руководство в

вопросах финансового анализа опять-таки шире, нежели у внешних

пользователей информации. В технико-экономических обоснованиях любого

коммерческого дела (бизнес-планах) используются методы как

производственного, так и финансового анализа. Так называемый маркетинговый

анализ также предусматривает использование методов как производственного,

так и финансового в системе маркетинга, т.е. в управлении производством и

реализацией продукции, ориентированном на рынок.

Анализ финансовых результатов и финансового состояния

Цель финансового анализа - оценка прошлой деятельности и положения

предприятия на данный момент, а также оценка будущего потенциала

предприятия.

На первом этапе следует определить подход или направления анализа:

следует ли сравнивать показатели предприятия со средними показателями

народного хозяйства или отрасли, или показатели с показателями данного

предприятия за прошедшие периоды времени, или показатели с показателями

других предприятий- конкурентов. Каждый подход требует своих методов

анализа, подбора соответствующей ему информации.

На втором этапе финансового анализа оценивается качество информации,

качество доходов, т.е. влияние способов и методов учета на формирование

прибыли и других финансовых результатов. Так, чистая прибыль - “сердцевина”

всех финансовых показателей. Насколько она показательна? На “качество”

чистой прибыли могут воздействовать методы учета и расчетов прибыли от

реализации продукции, работ и услуг, характер результатов прочей реализации

и внереализационных результатов, налоговые условия и льготы по налогам и

т.д. Размер прибыли от реализации продукции зависит от методов списания

безнадежных долгов, от принятой оценки товарно-материальных ценностей,

методов начисления износа как основных фондов, так и нематериальных

активов.

На третьем этапе проводится сам анализ с использованием следующих

основных методов:

горизонтального - сравнение каждой позиции баланса или другой формы

отчетности с данными предшествующего периода;

вертикального - определение структуры слагаемых показателя, влияния

каждой позиции на результат в целом;

трендового - анализ показателя за ряд лет и определение тренда с

помощью математической обработки ряда динамики.

Анализ может вестись как по абсолютным, так и по относительным

показателям. Особое значение имеет расчет относительных показателей

ликвидности и рыночной устойчивости, а также рентабельности предприятия.

Прибыль и рентабельность являются важными показателями эффективности

производства. Прибыль - это,с одной стороны, основной источник фондов

предприятий, а с другой - источник доходов государственного и местного

бюджетов. Важно при этом учитывать не только размеры и прирост прибыли, но

и уровень рентабельности; знать, сколько прибыли получено на каждый рубль

производственных фондов. На величину прибыли и уровень рентабельности

оказывают влияние многие факторы. Прибыль и рентабельность предприятия

являются обобщающими показателями интенсификации производственной и

маркетинговой деятельности. Ниже представлена схема формирования и анализа

показателей и факторов прибыли (рис 1.2.).

| |Выручка от реализации | | | |

| |продукции, работ и | |Себестоимость продукции| |

| |услуг в действующих | |(работ и услуг) | |

| |ценах без налога на | | | |

| |добавленную стоимость | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| |Прибыль от реализации | |Результат от прочей | |

| |товарной продукции | |реализации (основных и | |

| | | |оборотных фондов) | |

| | | | | |

| | | | | |

| |Прибыль от реализации | |Сальдо доходов и | |

| |продукции (работ и | |расходов от | |

| |услуг), иных | |внереали-зационных | |

| |материаль-ных ценностей| |операций | |

| | | | | |

| | | | | |

| |Балансовая (валовая) | |Сумма корректировки | |

| |прибыль | |балансовой прибыли для | |

| | | |налогообложения | |

| | | | | |

| | |Величина облагаемой налогом | | |

| | |балансовой (валовой) прибыли | | |

| | | | | |

| |Налоги с учетом льгот | |Чистая прибыль, остающаяся | |

| | | |в распоряжении предприятий | |

| | | | | |

| | | | | |

|Финансовый | |Фонд развития| |Фонд | |Фонд |

|резерв | |производства | |социального | |материального |

| | | | |развития | |поощрения и др.|

Рис 1.2. Модель хозяйственного механизма предприятия, основанная на

налогообложении прибыли

Для предприятий важное значение имеет распределение прибыли на часть,

отчисляемую в государственный и местный бюджет, и на часть прибыли,

остающейся в распоряжении предприятий. Прибыль на собственные нужды

распределяется на капитальные вложения по техническому перевооружению и

расширению производства, развитию собственных оборотных средств, на

материальное поощрение работников, на социально-культурные мероприятия и

строительство жилья, объектов социально-культурного и коммунально-бытового

назначения.

Для углубленного анализа прибыли целесообразно группировать факторы,

влияющие на ее размер.

К группе внешних факторов относятся:

природные (климатические) условия, транспортные и другие факторы,

вызывающие дополнительные затраты к одних предприятий и обуславливающие

дополнительную прибыль - у других;

изменения, не предусмотренные планом предприятия, оптовых цен на

продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты,

тарифов на услуги и перевозки, торговых скидок, накидок, норм

амортизационных отчислений, ставок заработной платы, начислений на нее и

ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями;

нарушение поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими

хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами государственной

дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.

В группе внутренних факторов различают: основные факторы,

определяющие результаты работы, и факторы, связанные с нарушением

государственной дисциплины, предприятием.

Факторами, связанными с нарушением хозяйственной дисциплины,

являются:

нарушение действующего порядка установления и применения цен, а также

торговых скидок;

экономия, полученная в результате невыполнения необходимых

мероприятий по охране труда, улучшению условий труда и техники

безопасности, невыполнения плана текущего ремонта основных производственных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.