Финансы
рассылает классификации расходов и доходов бюджета и нормативы по
сферам деятельности, которых следует придерживаться при разработке
смет.
Министерство финансов взаимодействует с министерствами и
республиками по поводу дотаций из бюджета. Эти органы представляют
свои предложения в виде росписи доходов и расходов и свои бюджеты.
3. 15 октября Министр финансов представляет в правительство проект
бюджета.
4. Правительство вносит проект федерального бюджета на рассмотрение
Государственной Думы. Одновременно с проектом бюджета представляются
следующие документы:
13. предварительные итоги социально-экономического развития РФ за
истекший период;
14. прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;
15. прогноз Сводного финансового баланса по территории РФ на
предстоящий год;
16. прогноз консолидированного бюджета на предстоящий год;
17. основные направления бюджетной и налоговой политики;
18. основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального
бюджета с бюджетами субъектов РФ;
19. федеральные целевые программы и программы развития регионов,
предусмотренные к финансированию из федерального бюджета ;
20. федеральная инвестиционная программа;
21. оценка ожидаемого исполнения ФБ за текущий год;
22. поквартальное распределение доходов и расходов ФБ на
предшествующий год .
Проект Федерального Бюджета и документы, полученные Думой, направляются в
Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения.
Комитет представляет проект ФБ на рассмотрение в Государственную Думу.
Принятый Думой Федеральный Закон “О Федеральном бюджете на предстоящий
год” в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет
Федераций. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более
половины общего числа членов, или если он в течение 14 дней не был
рассмотрен. В случае отклонения Закона Советом Федерации создается
согласительная комиссия.
В случае несогласия ГД с решением СФ закон о бюджете считается принятым,
если за него при повторном голосовании проголосовало не менее 2/3 общего
числа членов Думы.
Принятый Федеральный Закон в течении 5 дней направляется на подпись
президенту. На подписание закона ему отводится 14 дней и на обнародование
закона — 7 дней.
Если до начала финансового года Федеральный бюджет не будет принят, то ГД
принимает Федеральный закон о финансировании государственных расходов из
федерального бюджета в 1 квартале текущего года.
3.9.4. Исполнение бюджета
Это работа по обеспечению полного и своевременного поступления
налогов и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а
также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм
в течение финансового года.
Эта работа возложена на Минфин РФ, Государственную налоговую службу,
Государственный таможенный комитет и их подразделения на местах.
Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи доходов
и расходов — основному оперативному плану распределения доходов–расходов
по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставлены сроки
поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств.
Организация исполнения бюджетов возложена на Федеральное казначейство
РФ (ФК) — структуру МФ, которое осуществляет с единого (главного) счета
Федерального казначейства все операции со всеми государственными
федеральными ресурсами. Все остальные счета, открытые казначейством в
учреждениях банковской системы служат для транзитного перемещения
бюджетных средств на счеты субъектов, финансируемых за счет федерального
бюджета. Казначейство информирует о результатах исполнения ФБ министра
финансов – ежедневно, а высшие органы государственной власти —
ежемесячно.
Главное управление Федерального казначейства МФ РФ:
23. организует бюджетное и финансовое исполнение ФБ и государственных
внебюджетных фондов;
24. доводит до территориальных органов ФК размеры бюджетных
ассигнований;
25. ведет сводный реестр распорядителей средств ФБ;
26. организует распределение в установленных размерах доходов между
ФБ и бюджетами субъектов РФ;
27. осуществляют управление доходами и расходами ФБ и иными
централизованными ресурсами;
28. регулируют финансовые отношения между ФБ и государственными
внебюджетными фондами;
29. организует и осуществляет ведение операций по учету
государственной казны РФ и другие мероприятия по исполнению ФБ.
На уровне бюджетной единицы прослеживаются следующие этапы процесса
исполнения бюджета :
30. доведение объема бюджетных ассигнований;
31. доведение гарантированных лимитов финансирования, в пределах
которых распорядитель бюджетных средств может принимать на себя
финансовые обязательства;
32. объем фактически заключенных соглашений;
33. сумма счетов, предъявленных к оплате;
34. сумма фактического перечисления бюджетных средств со счетов.
Правительство ежемесячно предоставляет в ГД информацию о ходе
исполнения ФБ и ежеквартально — отчет.
Составлением отчета занимается Министерство финансов, Государственная
налоговая служба и Государственный таможенный комитет. Отчет
докладывается Федеральному собранию, которое его утверждает.
Контроль за исполнением ФБ осуществляет Счетная палата.
3.9.5. Состав и структура расходов Федерального бюджета РФ
|Виды расходов |1996 |1997 |
| | |1998 |
| |% |% |% |
|Государственное управление |1,6 | | |
|Международная деятельность |6,4 | | |
|Национальная оборона |18,4 | | |
|Правоохранительная деятельность и обеспечение|8,1 | | |
|безопасности государства | | | |
|Фундаментальные исследования и содействие НТП|2,8 | | |
|Промышленность, энергетика, строительство |11,4 | | |
|Сельское хозяйство |3,3 | | |
|Охрана окружающей среды |0,5 | | |
|Образование |3,6 | | |
|Культура и искусство, средства массовой |1,2 | | |
|информации | | | |
|Здравоохранение и физическая культура |1,7 | | |
|Социальная политика |3,0 | | |
|Обслуживание государственного долга |13,4 | | |
|Финансовая помощь субъектам РФ | 12.6 | | |
|В том числе | | | |
|Федеральный фонд финансовой поддержки |9,0 | | |
|регионов | | | |
|Прочие расходы |5,8 | | |
|Расходы целевых бюджетных фондов |6,2 | | |
|(Федерального дорожного фонда, Федерального | | | |
|экологического фонда) | | | |
|Общая сумма расходов, млрд.руб |435750 | | |
| |100% | | |
Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного
финансирования, основными принципами которого являются:
35. целевой характер использования бюджетных средств;
36. предоставление бюджетных средств в соответствии со сметным
порядком осуществления расходов;
37. безвозвратность бюджетных ассигнований.
Помимо безвозвратного финансирования практикуется выдача бюджетных
ссуд (либо беспроцентных, либо под процент по низким ставкам ).Ссуды
выдаются по специальным распоряжениям правительства: на формирование
продовольственных фондов, на конверсию оборонной промышленности, на
обеспечение села техникой и т.д.
3.9.6. Состав и структура доходов Федерального бюджета РФ
|Виды доходов |1996 |1997 |
| |% |% |% |
|Налоговые доходы — всего |81 | | |
|в том числе: | | | |
|НДС |37 | | |
|Акцизы |13 | | |
|–Ввозимые таможенные пошлины |4 | | |
|–Вывозимые таможенные пошлины |6 | | |
|–лицензионный сбор за право производства |1 | | |
|алкогольной продукции | | | |
|–налог на прибыль предприятий и организаций |16 | | |
|–подоходный налог с физических лиц |1 | | |
|–платежи за пользование природными ресурсами |2 | | |
|–отчисления на воспроизводство |1 | | |
|материально-технической базы | | | |
|Налоговые доходы |19 | | |
|в том числе | | | |
|Доходы целевых бюджетных фондов |9 | | |
|Доходы от федерального имущества, от |10 | | |
|приватизации, от внешнеэкономической | | | |
|деятельности | | | |
|Итого расходов, млрд.руб. |347200 | | |
| |100% | | |
3.9.7. Бюджетный дефицит
Превышение расходных статей бюджета над доходными называется бюджетным
дефицитом. В 1991г. он составил 20% ВНП. В 1996г. — 3,85% ВВП. В
1997г. - % ВВП. В 1998г. - %. Причины его:
1. Необходимость осуществления крупномасштабных государственных вложений
в развитие экономики, отражающих необходимость государственного
регулирования экономической конъюнктуры, стремление обеспечить
прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.
2. Чрезвычайные ситуации (войны, крупные стихийные бедствия).
3. Кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-
кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем
финансовую ситуацию в стране.
При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо
помнить:
Бюджетный дефицит допустим даже для здоровой экономики в отдельные
периоды ее развития.
Величина БД не должна превышать2-3% валового национального продукта.
Дефицит может покрываться работой печатного станка, приводящей к эмиссии
денежных средств и возрастанию инфляционных процессов и использованием
различных форм государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего).
Для преодоления бюджетного дефицита необходимо лечение “больной”
экономики.
3.10. Государственный кредит
3.10.1 Государственный кредит
Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между
государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и
юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство
выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и
гаранта.
Как финансовая категория ГК выполняет 3 функции: распределительную,
регулирующую и контрольную.
Через распределительную функцию расходы государства капитального
характера (например, по строительству высокоскоростной магистрали
Москва—Санкт Петербург) или на покрытие дефицита бюджета более
равномерно распределяются во времени. Обслуживание государственного долга
идет а счет налогов, прибыли от функционирования построенного объекта,
размещения новых государственных займов, т.е. рефинансирования
государственного долга.
Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние
денежного обращения, уровень % ставок на рынке денег или капиталов, на
производство и занятость.
Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный
спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то
уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом
рынке, государство способствует росту % ставок, уменьшению объемов
инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом,
развивается национальное производство.
Классификация государственных займов:
1. По субъектам заемных отношений различают:
38. займы, размещаемые центральными органами управления;
39. займы, размещаемы территориальными органами управления.
2. По месту размещения:
40. внутренние;
41. внешние.
3. По возможности обращения на рынке:
42. рыночные;
43. нерыночные (выпускаются с целью мобилизации средств крупных
инвесторов, например, страховых компаний, банков).
3. По сроку:
44. краткосрочные (до года) (векселя);
45. среднесрочные (от 1 до 5 ) (облигации);
46. долгосрочные (> 5 лет, но не более 30).
3. По обеспеченности долговых обязательств:
47. закладные, обеспеченные конкретным залогом (например, зданием
администрации);
48. беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного
органа управления.
3. По способу выплаты дохода различают :
49. выигрышные облигации;
50. процентные;
51. с нулевым купоном (т.е. продажа со скидкой (дисконтом)).
3. В зависимости от метода определения дохода:
52. долговые обязательства с твердым доходом:
53. с плавающим доходом.
3. В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения
различают:
54. обязательства с правом долгосрочного погашения;
55. без права долгосрочного погашения.
3. В зависимости от варианта погашения задолженности различают:
56. погашение единовременным платежом;
57. частями :
в том числе равными долями;
возрастающими;
снижающимися долями.
3.10.2 Российская Федерация как заемщик
В соответствии с Законом РФ "О государственном внутреннем долге РФ"
под государственным внутренним долгом понимают долговые обязательства
Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами.
По договору Государственного займа заемщиком выступают РФ и субъекты РФ.
В связи с этим различают:
58. государственный долг—это долговые обязательства Правительства
РФ;
59. общегосударственный долг—это долговые обязательства
Правительства РФ и органов управления низовыми звеньями,
входящими в состав государства.
РФ не несет ответственности по каким- бы то ни было долговым
обязательствам, если они не были гарантированы Правительством РФ.
Структура государственного внутреннего долга
|Инструмент заимствования |Годы |
| |1995, % |1996, %|1997, %|
|1. Задолженность Правительства РФ |98 | | |
|–в т.ч. ЦБ по кредитам на покрытие |67,6 | | |
|бюджетного дефицита | | | |
|–предприятиям и населению |30,4 | | |
|из них по ГКО (на 3, 6, 12 мес.) |12,4 | | |
|КО |6,2 | | |
|2. Задолженность Центрального банка |1,6 | | |
|РФ | | | |
|в т.ч. внутренний долг ЦБ РФ принятый|1,1 | | |
|от бывшего СССР | | | |
|3. Прочая задолженность |0,4 | | |
|Итого государственный внутренний |88400 | | |
|долг, млрд. руб. |100% | | |
|В % к ВВП |14-15% | | |
|в т.ч. по обязательствам бывшего СССР|4% | | |
|Государственный внешний долг, млрд. |119,9 | | |
|долл. | | | |
|в т.ч. долг СССР, млрд. долл. |(9 | | |
|долг членам Парижского клуба |40 | | |
|членам Лондонского клуба |32 | | |
|остальным |35-37 | | |
3.10.3 Российская Федерация как гарант
1. В законе “О восстановлении и защите сбережений граждан РФ”, принятом
Государственной Думой 24.02.95г. №68-Ф3, говорится, что государство
гарантирует восстановление и обеспечение сохранности денежных вкладов в
Сбербанке РФ, сделанных в период до 20 июня 1991г. Гарантированные
сбережения являются государственным внутренним долгом РФ.
2. Государственные гарантии выдаются:
60. при привлечении инвестиционных ресурсов финансово-промышленными
группами;
61. государственные гарантии предоставлены РАО ВСМ (высокоскоростная
пассажирская железнодорожная магистраль) по выпускаемому этим
обществом в 1994-99гг. облигационному займу;
62. государственные гарантии предоставлены под кредитные ресурсы,
привлекаемые для обеспечения экспорта;
63. государственные гарантии на сумму не менее 200 млн. долл.
предоставлены иностранным кредитным организациям, выделяющим
кредиты на поддержку мелкого предпринимательства.
3.10.4 Российская Федерация как кредитор
Внутренние ссуды. Предоставление суд осуществляется в соответствии с
Указом Президента РФ “О порядке предоставления финансовой поддержки
предприятиям за счет средств Федерального бюджета” от 8 июля 1994г.
№1484. Ссуды имеют целевой характер и предоставлялись на проведение
структурной перестройки,, расчетов по целевым кредитам, на разработку,
внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования и материалов.
Контроль за использованием ссуд возлагается на Министерство финансов
РФ и его органы—Казначейство и Контрольно-ревизионное управление.
Внешние ссуды. Ежегодно утверждается размер государственных кредитов,
предоставляемых РФ. В 1995г. он составил 600 млн. долл. США.
Кредиты государствам, членам СНГ ограничиваются суммой % и суммами в
погашение основного, ранее выданного долга.
По состоянию на март 1996г. государственные долги составляют (млн.
долл.):
|Армения |92,6 |Украина |2703,9 |
|Белоруссия |470,2 |Киргизия |134,3 |
|Таджикистан |254,3 |Казахстан |1318 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|