рефераты скачать

МЕНЮ


Финансы

рассылает классификации расходов и доходов бюджета и нормативы по

сферам деятельности, которых следует придерживаться при разработке

смет.

Министерство финансов взаимодействует с министерствами и

республиками по поводу дотаций из бюджета. Эти органы представляют

свои предложения в виде росписи доходов и расходов и свои бюджеты.

3. 15 октября Министр финансов представляет в правительство проект

бюджета.

4. Правительство вносит проект федерального бюджета на рассмотрение

Государственной Думы. Одновременно с проектом бюджета представляются

следующие документы:

13. предварительные итоги социально-экономического развития РФ за

истекший период;

14. прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;

15. прогноз Сводного финансового баланса по территории РФ на

предстоящий год;

16. прогноз консолидированного бюджета на предстоящий год;

17. основные направления бюджетной и налоговой политики;

18. основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального

бюджета с бюджетами субъектов РФ;

19. федеральные целевые программы и программы развития регионов,

предусмотренные к финансированию из федерального бюджета ;

20. федеральная инвестиционная программа;

21. оценка ожидаемого исполнения ФБ за текущий год;

22. поквартальное распределение доходов и расходов ФБ на

предшествующий год .

Проект Федерального Бюджета и документы, полученные Думой, направляются в

Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения.

Комитет представляет проект ФБ на рассмотрение в Государственную Думу.

Принятый Думой Федеральный Закон “О Федеральном бюджете на предстоящий

год” в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет

Федераций. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более

половины общего числа членов, или если он в течение 14 дней не был

рассмотрен. В случае отклонения Закона Советом Федерации создается

согласительная комиссия.

В случае несогласия ГД с решением СФ закон о бюджете считается принятым,

если за него при повторном голосовании проголосовало не менее 2/3 общего

числа членов Думы.

Принятый Федеральный Закон в течении 5 дней направляется на подпись

президенту. На подписание закона ему отводится 14 дней и на обнародование

закона — 7 дней.

Если до начала финансового года Федеральный бюджет не будет принят, то ГД

принимает Федеральный закон о финансировании государственных расходов из

федерального бюджета в 1 квартале текущего года.

3.9.4. Исполнение бюджета

Это работа по обеспечению полного и своевременного поступления

налогов и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а

также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм

в течение финансового года.

Эта работа возложена на Минфин РФ, Государственную налоговую службу,

Государственный таможенный комитет и их подразделения на местах.

Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи доходов

и расходов — основному оперативному плану распределения доходов–расходов

по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставлены сроки

поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств.

Организация исполнения бюджетов возложена на Федеральное казначейство

РФ (ФК) — структуру МФ, которое осуществляет с единого (главного) счета

Федерального казначейства все операции со всеми государственными

федеральными ресурсами. Все остальные счета, открытые казначейством в

учреждениях банковской системы служат для транзитного перемещения

бюджетных средств на счеты субъектов, финансируемых за счет федерального

бюджета. Казначейство информирует о результатах исполнения ФБ министра

финансов – ежедневно, а высшие органы государственной власти —

ежемесячно.

Главное управление Федерального казначейства МФ РФ:

23. организует бюджетное и финансовое исполнение ФБ и государственных

внебюджетных фондов;

24. доводит до территориальных органов ФК размеры бюджетных

ассигнований;

25. ведет сводный реестр распорядителей средств ФБ;

26. организует распределение в установленных размерах доходов между

ФБ и бюджетами субъектов РФ;

27. осуществляют управление доходами и расходами ФБ и иными

централизованными ресурсами;

28. регулируют финансовые отношения между ФБ и государственными

внебюджетными фондами;

29. организует и осуществляет ведение операций по учету

государственной казны РФ и другие мероприятия по исполнению ФБ.

На уровне бюджетной единицы прослеживаются следующие этапы процесса

исполнения бюджета :

30. доведение объема бюджетных ассигнований;

31. доведение гарантированных лимитов финансирования, в пределах

которых распорядитель бюджетных средств может принимать на себя

финансовые обязательства;

32. объем фактически заключенных соглашений;

33. сумма счетов, предъявленных к оплате;

34. сумма фактического перечисления бюджетных средств со счетов.

Правительство ежемесячно предоставляет в ГД информацию о ходе

исполнения ФБ и ежеквартально — отчет.

Составлением отчета занимается Министерство финансов, Государственная

налоговая служба и Государственный таможенный комитет. Отчет

докладывается Федеральному собранию, которое его утверждает.

Контроль за исполнением ФБ осуществляет Счетная палата.

3.9.5. Состав и структура расходов Федерального бюджета РФ

|Виды расходов |1996 |1997 |

| | |1998 |

| |% |% |% |

|Государственное управление |1,6 | | |

|Международная деятельность |6,4 | | |

|Национальная оборона |18,4 | | |

|Правоохранительная деятельность и обеспечение|8,1 | | |

|безопасности государства | | | |

|Фундаментальные исследования и содействие НТП|2,8 | | |

|Промышленность, энергетика, строительство |11,4 | | |

|Сельское хозяйство |3,3 | | |

|Охрана окружающей среды |0,5 | | |

|Образование |3,6 | | |

|Культура и искусство, средства массовой |1,2 | | |

|информации | | | |

|Здравоохранение и физическая культура |1,7 | | |

|Социальная политика |3,0 | | |

|Обслуживание государственного долга |13,4 | | |

|Финансовая помощь субъектам РФ | 12.6 | | |

|В том числе | | | |

|Федеральный фонд финансовой поддержки |9,0 | | |

|регионов | | | |

|Прочие расходы |5,8 | | |

|Расходы целевых бюджетных фондов |6,2 | | |

|(Федерального дорожного фонда, Федерального | | | |

|экологического фонда) | | | |

|Общая сумма расходов, млрд.руб |435750 | | |

| |100% | | |

Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного

финансирования, основными принципами которого являются:

35. целевой характер использования бюджетных средств;

36. предоставление бюджетных средств в соответствии со сметным

порядком осуществления расходов;

37. безвозвратность бюджетных ассигнований.

Помимо безвозвратного финансирования практикуется выдача бюджетных

ссуд (либо беспроцентных, либо под процент по низким ставкам ).Ссуды

выдаются по специальным распоряжениям правительства: на формирование

продовольственных фондов, на конверсию оборонной промышленности, на

обеспечение села техникой и т.д.

3.9.6. Состав и структура доходов Федерального бюджета РФ

|Виды доходов |1996 |1997 |

| |% |% |% |

|Налоговые доходы — всего |81 | | |

|в том числе: | | | |

|НДС |37 | | |

|Акцизы |13 | | |

|–Ввозимые таможенные пошлины |4 | | |

|–Вывозимые таможенные пошлины |6 | | |

|–лицензионный сбор за право производства |1 | | |

|алкогольной продукции | | | |

|–налог на прибыль предприятий и организаций |16 | | |

|–подоходный налог с физических лиц |1 | | |

|–платежи за пользование природными ресурсами |2 | | |

|–отчисления на воспроизводство |1 | | |

|материально-технической базы | | | |

|Налоговые доходы |19 | | |

|в том числе | | | |

|Доходы целевых бюджетных фондов |9 | | |

|Доходы от федерального имущества, от |10 | | |

|приватизации, от внешнеэкономической | | | |

|деятельности | | | |

|Итого расходов, млрд.руб. |347200 | | |

| |100% | | |

3.9.7. Бюджетный дефицит

Превышение расходных статей бюджета над доходными называется бюджетным

дефицитом. В 1991г. он составил 20% ВНП. В 1996г. — 3,85% ВВП. В

1997г. - % ВВП. В 1998г. - %. Причины его:

1. Необходимость осуществления крупномасштабных государственных вложений

в развитие экономики, отражающих необходимость государственного

регулирования экономической конъюнктуры, стремление обеспечить

прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

2. Чрезвычайные ситуации (войны, крупные стихийные бедствия).

3. Кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-

кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем

финансовую ситуацию в стране.

При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо

помнить:

Бюджетный дефицит допустим даже для здоровой экономики в отдельные

периоды ее развития.

Величина БД не должна превышать2-3% валового национального продукта.

Дефицит может покрываться работой печатного станка, приводящей к эмиссии

денежных средств и возрастанию инфляционных процессов и использованием

различных форм государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего).

Для преодоления бюджетного дефицита необходимо лечение “больной”

экономики.

3.10. Государственный кредит

3.10.1 Государственный кредит

Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между

государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и

юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство

выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и

гаранта.

Как финансовая категория ГК выполняет 3 функции: распределительную,

регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию расходы государства капитального

характера (например, по строительству высокоскоростной магистрали

Москва—Санкт Петербург) или на покрытие дефицита бюджета более

равномерно распределяются во времени. Обслуживание государственного долга

идет а счет налогов, прибыли от функционирования построенного объекта,

размещения новых государственных займов, т.е. рефинансирования

государственного долга.

Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние

денежного обращения, уровень % ставок на рынке денег или капиталов, на

производство и занятость.

Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный

спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то

уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом

рынке, государство способствует росту % ставок, уменьшению объемов

инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом,

развивается национальное производство.

Классификация государственных займов:

1. По субъектам заемных отношений различают:

38. займы, размещаемые центральными органами управления;

39. займы, размещаемы территориальными органами управления.

2. По месту размещения:

40. внутренние;

41. внешние.

3. По возможности обращения на рынке:

42. рыночные;

43. нерыночные (выпускаются с целью мобилизации средств крупных

инвесторов, например, страховых компаний, банков).

3. По сроку:

44. краткосрочные (до года) (векселя);

45. среднесрочные (от 1 до 5 ) (облигации);

46. долгосрочные (> 5 лет, но не более 30).

3. По обеспеченности долговых обязательств:

47. закладные, обеспеченные конкретным залогом (например, зданием

администрации);

48. беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного

органа управления.

3. По способу выплаты дохода различают :

49. выигрышные облигации;

50. процентные;

51. с нулевым купоном (т.е. продажа со скидкой (дисконтом)).

3. В зависимости от метода определения дохода:

52. долговые обязательства с твердым доходом:

53. с плавающим доходом.

3. В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения

различают:

54. обязательства с правом долгосрочного погашения;

55. без права долгосрочного погашения.

3. В зависимости от варианта погашения задолженности различают:

56. погашение единовременным платежом;

57. частями :

в том числе равными долями;

возрастающими;

снижающимися долями.

3.10.2 Российская Федерация как заемщик

В соответствии с Законом РФ "О государственном внутреннем долге РФ"

под государственным внутренним долгом понимают долговые обязательства

Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами.

По договору Государственного займа заемщиком выступают РФ и субъекты РФ.

В связи с этим различают:

58. государственный долг—это долговые обязательства Правительства

РФ;

59. общегосударственный долг—это долговые обязательства

Правительства РФ и органов управления низовыми звеньями,

входящими в состав государства.

РФ не несет ответственности по каким- бы то ни было долговым

обязательствам, если они не были гарантированы Правительством РФ.

Структура государственного внутреннего долга

|Инструмент заимствования |Годы |

| |1995, % |1996, %|1997, %|

|1. Задолженность Правительства РФ |98 | | |

|–в т.ч. ЦБ по кредитам на покрытие |67,6 | | |

|бюджетного дефицита | | | |

|–предприятиям и населению |30,4 | | |

|из них по ГКО (на 3, 6, 12 мес.) |12,4 | | |

|КО |6,2 | | |

|2. Задолженность Центрального банка |1,6 | | |

|РФ | | | |

|в т.ч. внутренний долг ЦБ РФ принятый|1,1 | | |

|от бывшего СССР | | | |

|3. Прочая задолженность |0,4 | | |

|Итого государственный внутренний |88400 | | |

|долг, млрд. руб. |100% | | |

|В % к ВВП |14-15% | | |

|в т.ч. по обязательствам бывшего СССР|4% | | |

|Государственный внешний долг, млрд. |119,9 | | |

|долл. | | | |

|в т.ч. долг СССР, млрд. долл. |(9 | | |

|долг членам Парижского клуба |40 | | |

|членам Лондонского клуба |32 | | |

|остальным |35-37 | | |

3.10.3 Российская Федерация как гарант

1. В законе “О восстановлении и защите сбережений граждан РФ”, принятом

Государственной Думой 24.02.95г. №68-Ф3, говорится, что государство

гарантирует восстановление и обеспечение сохранности денежных вкладов в

Сбербанке РФ, сделанных в период до 20 июня 1991г. Гарантированные

сбережения являются государственным внутренним долгом РФ.

2. Государственные гарантии выдаются:

60. при привлечении инвестиционных ресурсов финансово-промышленными

группами;

61. государственные гарантии предоставлены РАО ВСМ (высокоскоростная

пассажирская железнодорожная магистраль) по выпускаемому этим

обществом в 1994-99гг. облигационному займу;

62. государственные гарантии предоставлены под кредитные ресурсы,

привлекаемые для обеспечения экспорта;

63. государственные гарантии на сумму не менее 200 млн. долл.

предоставлены иностранным кредитным организациям, выделяющим

кредиты на поддержку мелкого предпринимательства.

3.10.4 Российская Федерация как кредитор

Внутренние ссуды. Предоставление суд осуществляется в соответствии с

Указом Президента РФ “О порядке предоставления финансовой поддержки

предприятиям за счет средств Федерального бюджета” от 8 июля 1994г.

№1484. Ссуды имеют целевой характер и предоставлялись на проведение

структурной перестройки,, расчетов по целевым кредитам, на разработку,

внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования и материалов.

Контроль за использованием ссуд возлагается на Министерство финансов

РФ и его органы—Казначейство и Контрольно-ревизионное управление.

Внешние ссуды. Ежегодно утверждается размер государственных кредитов,

предоставляемых РФ. В 1995г. он составил 600 млн. долл. США.

Кредиты государствам, членам СНГ ограничиваются суммой % и суммами в

погашение основного, ранее выданного долга.

По состоянию на март 1996г. государственные долги составляют (млн.

долл.):

|Армения |92,6 |Украина |2703,9 |

|Белоруссия |470,2 |Киргизия |134,3 |

|Таджикистан |254,3 |Казахстан |1318 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.