Финансы
Инфляция спроса обусловлена:
1) милитаризацией экономики;
2) дефицитом бюджета и ростом государственного долга. Дефицит
покрывается эмиссией денег, государственными займами;
3) кредитной экспансией банков. Выпуск кредитных денег в качестве
средства платежа;
4) притоком иностранной валюты, т.е. увеличением денежной массы без
увеличения объема товаров.
Инфляция издержек производства (предложения). Причины:
a) снижение производительности труда, сокращение предложения товаров и
услуг в отсутствие стимулов;
b) появление новых потребностей человека;
c) рост заработной платы;
d) высокие косвенные налоги и рост издержек
e) энергетический кризис
Основные методы борьбы с инфляцией:
25. денежная реформа;
26. антиинфляционная политика.
Денежная реформа (проводится однократно) - полное или частичное
преобразование денежной системы, проводимое государством с целью
упорядочения и укрепления денежного обращения.
Методы проведения:
27. Нулификация - объявление об аннулировании обесценивающейся
денежной единицы и введение новой;
28. Реставрация - восстановление прежнего золотого содержания
денежной единицы (ФРГ 1960-1962 гг.);
29. Девальвация - снижение золотого содержания денежных единиц или
понижение курса национальной валюты к золоту, серебру и
иностранной валюте;
30. Деноминация (метод зачеркивания нулей) - укрупнение денежной
единицы и обмен по установленному соотношению старых денежных
знаков на новые. В таком же соотношении пересчитываются цены,
тарифы, заработная плата, остатки денежных средств на счетах,
балансы предприятий.
Антиинфляционная политика - комплекс мер по государственному
регулированию экономики, направленный на борьбу с инфляцией. Наметились два
основных подхода: дефляционная политика и политика доходов.
Дефляционная политика - это:
31. регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и
налоговый механизм;
32. снижение государственных расходов;
33. повышение процентных ставок за кредит;
34. усиление налогового бремени;
35. ограничение денежной массы;
36. конкурентное стимулирование отдельных производств путем снижения
налогового бремени;
37. Политика доходов - это:
38. контроль за ценами;
39. контроль за заработной платой путем ее замораживания или
установления пределов роста;
40. индексация полная или частичная;
41. компенсация расходов
Особая форма борьбы с инфляцией - шоковая терапия.
Шоковая терапия — стимулирование развития рыночных отношений, свободное
ценообразование, отказ от регулирования цен. Следствие - снижение
жизненного уровня населения.
3. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
3.1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ
Предметом науки о финансах является определенная система экономических
отношений, связанных с формированием, распределением и использованием
централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства,
предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях
выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного
воспроизводства.
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные
отношения являются финансовыми.
Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым
функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего
измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - это
экономический инструмент распределения и перераспределения валового
внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за
образованием и использованием фондов денежных средств.
Процесс воспроизводства представляет из себя совокупность непрерывно
повторяющихся циклов.
Производство(Распределение(Обмен(Потребление ------Производство"
Производственное
Личное
Каждый последующий цикл воспроизводства возможен лишь после того, как
вновь созданная стоимость подвергнется распределению, в результате которого
будут созданы целевые денежные фонды, являющиеся основой удовлетворения
разнообразных потребностей, Причем это происходит в обезличенной форме.
Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях
воспроизводственного процесса. Но только на второй стадии движение
стоимости происходит обособленно от движения товара и характеризуется ее
отчуждением (из рук в руки) или целевым обособлением каждой части стоимости
(в рамках одного владельца). На этой стадии, стадии возникновения
финансовых отношений, происходит распределение стоимости общественного
продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования.
А однородные экономические отношения, будучи представленными в обобщенном
абстрактном виде, образуют экономическую категорию - финансы.
Таким образом критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым
являются:
1. Реальное движение денежных средств, т.е. переход от одного
владельца к другому.
2. Распределительный характер этих отношений.
3. Место возникновения - вторая стадия воспроизводственного процесса.
Деньги первичны - финансы вторичны.
Примерами финансовых отношений являются:
42. - отношения между предприятиями и работниками (выплата заработной
платы, выдача дивидендов, материальные санкции);
43. - отношения между предприятиями и его филиалами, подразделениями
(наделение оборотными средствами, предоставление им ресурсов для
обновления МТБ, подготовка и повышение квалификации кадров;
44. - отношения между предприятиями (оплата счетов, выплата авансов,
совместное участие в осуществлении инвестиционных проектов,
взыскание санкций за нарушение договоров);
45. - отношения между предприятием и государством (платежи налогов,
финансирование из бюджета отдельных затрат);
46. - отношения между предприятиями и банками (хранение собственных
средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и
долгосрочное кредитование);
47. - отношения между государством и населением (уплата налогов о
сборов, финансирование государством части социально - культурных
потребностей населения, приобретение облигаций государственных
займов);
48. - отношения между банками и населением (вклады населения в сбербанк
и другие банки, приобретение банковских сертификатов, выплата
банками населению дохода по вкладам, сертификатам;
49. - отношения между вышеуказанными и теневой экономикой.
3.2. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Материальной основой финансовых отношений являются финансовые ресурсы.
Финансовые ресурсы - это совокупность доходов и поступлений, находящихся в
распоряжении субъекта хозяйствования.
Финансовые ресурсы предназначены для:
50. - выполнения финансовых обязательств;
51. - покрытия затрат по расширенному воспроизводству;
52. - материальному поощрению работников.
Главным материальным источников денежных фондов выступает национальный
доход страны - вновь созданная стоимость. Он распределяется на стоимость
необходимого и прибавочного продукта. Необходимый продукт и часть
прибавочного - это фонд воспроизводства рабочей силы. Остальное - это фонд
накопления. У хозяйствующих субъектов основными денежными фондами являются
фонд накопления, фонд потребления и фонд финансовых резервов.
Финансовые ресурсы складываются из трех источников:
1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;
2) средства внебюджетных фондов;
3) ресурсы, получаемые самими предприятиями (прибыль, амортизация).
Исходя из этого финансы могут быть централизованными (государственными) и
децентрализованными (ресурсы хозяйствующих субъектов).
Децентрализованные ресурсы классифицируются на:
53. - собственные и привлеченные (прибыль, амортизация, денежные
средства в обороте, выручка от продажи имущества, прибыль от
выполнения работ и услуг, все виды кредиторской задолженности);
54. - заемные (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, средства
различных финансовых структур;
55. - ресурсы, получаемые в порядке перераспределения (страховые
возмещения, субсидии государства, субвенции).
3.3. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
Выделяют две основные функции -распределительную и контрольную.
Распределительная функция финансов заключается:
1) в создании так называемых основных или первичных доходов путем
распределения национального дохода среди участников материального
производства;
2) в создании вторичных или производных доходов путем
перераспределения национального дохода между производственной и
непроизводственной сферами, отраслями материального производства,
регионами страны, формами собственности и социальными группами
населения.
Схема распределения национального дохода
(C+V+M) - совокупный общественный продукт
и т.д.
Контрольная функция финансов
Контрольная функция состоит в контроле за распределением ВВП по
соответствующим фондам и их расходованием по целевому назначению
посредством регламентации финансовой информации и стимулирования процесса
расширенного воспроизводства.
Одной из задач финансового контроля является проверка точного соблюдения
законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты
выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой
службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций
по расчетам и платежам.
Финансовый контроль осуществляется в процессе финансового планирования ,
при использовании доходной и расходной частей бюджетной системы.
Помимо распределительной и контрольной функций финансы выполняют
регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства
через государственные расходы, налоги, государственный кредит в процесс
воспроизводства. В целях регулирования экономики используются также
финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка
ценных бумаг.
Функция содержания государства
Функции финансов осуществляются:
56. - на всех уровнях управления экономической системой (Федеральном,
территориальном, местном);
57. - во всех сферах общественной жизни (материальное производства,
сфера обращения, сфера потребления);
58. - на всех уровнях экономической системы (внутрихозяйственном -
финансы предприятий, внутриотраслевом - финансы комплексов,
межотраслевом и межтерриториальном - госбюджет и внебюджетные
фонды).
3.4. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ
3.4.1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ЗВЕНЬЕВ
Понятие финансовой системы является развитием более общего понятия -
финансы. Если финансы - это экономические отношения по
поводу.................., то финансовая система - это совокупность органов
и учреждений, форм и методов, сфер финансовых отношений, связанных с
образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов
денежных средств.
Централизованные финансы используются для регулирования экономики и
социальных отношений на макроуровне.
Децентрализованные - на микроуровне, а сегодня уже и на макроуровне.
Государственная бюджетная система построена в соответствии с законом
РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от
10 октября 1991 г.
В 1993 г. внебюджетных специальных фондов было 20: 4 социальных и
остальные производственного назначения. Они имеют строго целевое
назначение: социальные услуги населению, развитие отсталых и приоритетных
направлений науки, техники, производства .
Государственный кредит служит для покрытия дефицита госбюджета. Этой цели
служат :
госзаймы
59. в 1993 г. государственный внутренний долг составил 16,1 трлн руб.;
60. в 1995 г. - 159,3 трлн. руб.;
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ
Децентрализованные
Централизованные финансы
финансы
(государственные)
Финансы предприятий, Фонды
Бюджетная Специальные внебюд-
Государственные
учреждений, организаций страхования
система жетные фонды
займы
Федера- Бюджеты Местные
Специальные Социальные Внутренние
Финансы То же - Финансы Социальное
льный субъектов бюджеты
предприя- на не- общест-
бюджет Федерации
Внешние
тий, функ- коммер- венных Личное
циониру- ческой органи-
ющих на основе заций Имущественное
коммер-
Бюджеты Бюджеты Бюджеты Муници-
Бюджеты
ческой ос-
Ответственности городов респуб- областей,
пальные районных
нове
Москвы и блик в сос- краев, ав- бюджеты
и сельских
Риска Санкт-Пе- таве РФ тономий
населен-
тербурга
ных пунк-
ктов
АО ОО ЧП
Пенсионный
Фонд со- Государствен- Федеральный
фонд
циально- ный фонд за- и территориаль-
го стра- нятости насе- ный фонды обя-
хования ления зательного меди-
цинского страх.
61. на 1.01.1997 г. - 316 трлн. руб.,
ценные бумаги
62. государственные краткосрочные облигации (ГКО) со сроком обращения
три месяца;
63. золотые сертификаты МФ со сроком обращения один год;
64. шестимесячные и годовые государственные облигации;
65. облигации федерального займа (ОФЗ);
66. облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).
3.4.2. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ
Методы организации финансов определяются степенью (силой)
государственного вмешательства в экономику, хозяйственную жизнь.
Методы
организации
финансов
Государство непосредственно Государственное
вмешательство
руководит финансами (незначительное)
дозированное
Баланс Баланс Плановая
Рыночная
брутто нетто экономика
экономика
Хозрасчет
Бюджетное Коммерчес-
финанси - кий расчет
рование
непроиз-
водствен-
ной сферы
Метод брутто - вся выручка идет в кассу государства. Государство
финансирует затраты предприятий в соответствии со сметами затрат.
Метод нетто - полностью централизовывалась только прибыль.
В плановой экономике применяли хозрасчетный метод, который
характеризовался:
67. - оперативной самостоятельностью;
68. - централизованным подчинением;
69. - материальной заинтересованностью;
70. - материальной ответственностью за результаты.
Непроизводственная сфера при этом финансировалась за счет
государственного бюджета.
Различие между хозрасчетом и коммерческим расчетом состоит в различных
формах собственности.
3.5. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ
3.5.1. ФИНАнСОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ВИДЫ
Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий по
использованию финансовых отношений для выполнения государством своих
функций. Она включает:
71. - разработку общей концепции, основных направлений, определение
целей и главных задач;
72. - создание адекватного финансового механизма;
73. - управление финансовой деятельностью государства и его субъектов.
Выделяют три основных вида финансовой политики:
74. - классическая;
75. - регулирующая;
76. - планово - директивная.
Классическая -основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723 -
1790) и Д. Рикардо (1772 - 1823). Основное ее направление - невмешательство
государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование
рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.
Государственные расходы минимизированы. Система налогов строилась на
косвенных и имущественных налогах. Органом управления было министерство
финансов.
Регулирующая - в основу положена экономическая теория Дж. Кейнса (1883 -
1946), обосновывающая необходимость вмешательства и регулирования
государством циклического развития экономики. Основными инструментами
вмешательства становятся государственные расходы, за счет которых
формируется дополнительный спрос и как следствие -рост производства,
ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Главным механизмом
регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные
ставки; государственный кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета
используется для регулирования экономики. Из единого органа управления
выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных
расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов,
управлением государственным долгом. В целом такая политика обеспечила в 30
- 60 гг. стабильный экономический рост, эффективную систему финансирования
социальных нужд.
В 70 - х годах в основу финансовой политики положена неоконсервативная
стратегия, ограничивающая вмешательство государства в экономику.
Регулирование становится многоцелевым:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|