рефераты скачать

МЕНЮ


Финансы

Инфляция спроса обусловлена:

1) милитаризацией экономики;

2) дефицитом бюджета и ростом государственного долга. Дефицит

покрывается эмиссией денег, государственными займами;

3) кредитной экспансией банков. Выпуск кредитных денег в качестве

средства платежа;

4) притоком иностранной валюты, т.е. увеличением денежной массы без

увеличения объема товаров.

Инфляция издержек производства (предложения). Причины:

a) снижение производительности труда, сокращение предложения товаров и

услуг в отсутствие стимулов;

b) появление новых потребностей человека;

c) рост заработной платы;

d) высокие косвенные налоги и рост издержек

e) энергетический кризис

Основные методы борьбы с инфляцией:

25. денежная реформа;

26. антиинфляционная политика.

Денежная реформа (проводится однократно) - полное или частичное

преобразование денежной системы, проводимое государством с целью

упорядочения и укрепления денежного обращения.

Методы проведения:

27. Нулификация - объявление об аннулировании обесценивающейся

денежной единицы и введение новой;

28. Реставрация - восстановление прежнего золотого содержания

денежной единицы (ФРГ 1960-1962 гг.);

29. Девальвация - снижение золотого содержания денежных единиц или

понижение курса национальной валюты к золоту, серебру и

иностранной валюте;

30. Деноминация (метод зачеркивания нулей) - укрупнение денежной

единицы и обмен по установленному соотношению старых денежных

знаков на новые. В таком же соотношении пересчитываются цены,

тарифы, заработная плата, остатки денежных средств на счетах,

балансы предприятий.

Антиинфляционная политика - комплекс мер по государственному

регулированию экономики, направленный на борьбу с инфляцией. Наметились два

основных подхода: дефляционная политика и политика доходов.

Дефляционная политика - это:

31. регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и

налоговый механизм;

32. снижение государственных расходов;

33. повышение процентных ставок за кредит;

34. усиление налогового бремени;

35. ограничение денежной массы;

36. конкурентное стимулирование отдельных производств путем снижения

налогового бремени;

37. Политика доходов - это:

38. контроль за ценами;

39. контроль за заработной платой путем ее замораживания или

установления пределов роста;

40. индексация полная или частичная;

41. компенсация расходов

Особая форма борьбы с инфляцией - шоковая терапия.

Шоковая терапия — стимулирование развития рыночных отношений, свободное

ценообразование, отказ от регулирования цен. Следствие - снижение

жизненного уровня населения.

3. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

3.1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ

Предметом науки о финансах является определенная система экономических

отношений, связанных с формированием, распределением и использованием

централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства,

предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях

выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного

воспроизводства.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные

отношения являются финансовыми.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым

функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего

измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - это

экономический инструмент распределения и перераспределения валового

внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за

образованием и использованием фондов денежных средств.

Процесс воспроизводства представляет из себя совокупность непрерывно

повторяющихся циклов.

Производство(Распределение(Обмен(Потребление ------Производство"

Производственное

Личное

Каждый последующий цикл воспроизводства возможен лишь после того, как

вновь созданная стоимость подвергнется распределению, в результате которого

будут созданы целевые денежные фонды, являющиеся основой удовлетворения

разнообразных потребностей, Причем это происходит в обезличенной форме.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях

воспроизводственного процесса. Но только на второй стадии движение

стоимости происходит обособленно от движения товара и характеризуется ее

отчуждением (из рук в руки) или целевым обособлением каждой части стоимости

(в рамках одного владельца). На этой стадии, стадии возникновения

финансовых отношений, происходит распределение стоимости общественного

продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования.

А однородные экономические отношения, будучи представленными в обобщенном

абстрактном виде, образуют экономическую категорию - финансы.

Таким образом критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым

являются:

1. Реальное движение денежных средств, т.е. переход от одного

владельца к другому.

2. Распределительный характер этих отношений.

3. Место возникновения - вторая стадия воспроизводственного процесса.

Деньги первичны - финансы вторичны.

Примерами финансовых отношений являются:

42. - отношения между предприятиями и работниками (выплата заработной

платы, выдача дивидендов, материальные санкции);

43. - отношения между предприятиями и его филиалами, подразделениями

(наделение оборотными средствами, предоставление им ресурсов для

обновления МТБ, подготовка и повышение квалификации кадров;

44. - отношения между предприятиями (оплата счетов, выплата авансов,

совместное участие в осуществлении инвестиционных проектов,

взыскание санкций за нарушение договоров);

45. - отношения между предприятием и государством (платежи налогов,

финансирование из бюджета отдельных затрат);

46. - отношения между предприятиями и банками (хранение собственных

средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и

долгосрочное кредитование);

47. - отношения между государством и населением (уплата налогов о

сборов, финансирование государством части социально - культурных

потребностей населения, приобретение облигаций государственных

займов);

48. - отношения между банками и населением (вклады населения в сбербанк

и другие банки, приобретение банковских сертификатов, выплата

банками населению дохода по вкладам, сертификатам;

49. - отношения между вышеуказанными и теневой экономикой.

3.2. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Материальной основой финансовых отношений являются финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы - это совокупность доходов и поступлений, находящихся в

распоряжении субъекта хозяйствования.

Финансовые ресурсы предназначены для:

50. - выполнения финансовых обязательств;

51. - покрытия затрат по расширенному воспроизводству;

52. - материальному поощрению работников.

Главным материальным источников денежных фондов выступает национальный

доход страны - вновь созданная стоимость. Он распределяется на стоимость

необходимого и прибавочного продукта. Необходимый продукт и часть

прибавочного - это фонд воспроизводства рабочей силы. Остальное - это фонд

накопления. У хозяйствующих субъектов основными денежными фондами являются

фонд накопления, фонд потребления и фонд финансовых резервов.

Финансовые ресурсы складываются из трех источников:

1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

2) средства внебюджетных фондов;

3) ресурсы, получаемые самими предприятиями (прибыль, амортизация).

Исходя из этого финансы могут быть централизованными (государственными) и

децентрализованными (ресурсы хозяйствующих субъектов).

Децентрализованные ресурсы классифицируются на:

53. - собственные и привлеченные (прибыль, амортизация, денежные

средства в обороте, выручка от продажи имущества, прибыль от

выполнения работ и услуг, все виды кредиторской задолженности);

54. - заемные (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, средства

различных финансовых структур;

55. - ресурсы, получаемые в порядке перераспределения (страховые

возмещения, субсидии государства, субвенции).

3.3. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

Выделяют две основные функции -распределительную и контрольную.

Распределительная функция финансов заключается:

1) в создании так называемых основных или первичных доходов путем

распределения национального дохода среди участников материального

производства;

2) в создании вторичных или производных доходов путем

перераспределения национального дохода между производственной и

непроизводственной сферами, отраслями материального производства,

регионами страны, формами собственности и социальными группами

населения.

Схема распределения национального дохода

(C+V+M) - совокупный общественный продукт

и т.д.

Контрольная функция финансов

Контрольная функция состоит в контроле за распределением ВВП по

соответствующим фондам и их расходованием по целевому назначению

посредством регламентации финансовой информации и стимулирования процесса

расширенного воспроизводства.

Одной из задач финансового контроля является проверка точного соблюдения

законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты

выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой

службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций

по расчетам и платежам.

Финансовый контроль осуществляется в процессе финансового планирования ,

при использовании доходной и расходной частей бюджетной системы.

Помимо распределительной и контрольной функций финансы выполняют

регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства

через государственные расходы, налоги, государственный кредит в процесс

воспроизводства. В целях регулирования экономики используются также

финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка

ценных бумаг.

Функция содержания государства

Функции финансов осуществляются:

56. - на всех уровнях управления экономической системой (Федеральном,

территориальном, местном);

57. - во всех сферах общественной жизни (материальное производства,

сфера обращения, сфера потребления);

58. - на всех уровнях экономической системы (внутрихозяйственном -

финансы предприятий, внутриотраслевом - финансы комплексов,

межотраслевом и межтерриториальном - госбюджет и внебюджетные

фонды).

3.4. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ

3.4.1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ЗВЕНЬЕВ

Понятие финансовой системы является развитием более общего понятия -

финансы. Если финансы - это экономические отношения по

поводу.................., то финансовая система - это совокупность органов

и учреждений, форм и методов, сфер финансовых отношений, связанных с

образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов

денежных средств.

Централизованные финансы используются для регулирования экономики и

социальных отношений на макроуровне.

Децентрализованные - на микроуровне, а сегодня уже и на макроуровне.

Государственная бюджетная система построена в соответствии с законом

РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от

10 октября 1991 г.

В 1993 г. внебюджетных специальных фондов было 20: 4 социальных и

остальные производственного назначения. Они имеют строго целевое

назначение: социальные услуги населению, развитие отсталых и приоритетных

направлений науки, техники, производства .

Государственный кредит служит для покрытия дефицита госбюджета. Этой цели

служат :

госзаймы

59. в 1993 г. государственный внутренний долг составил 16,1 трлн руб.;

60. в 1995 г. - 159,3 трлн. руб.;

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ

Децентрализованные

Централизованные финансы

финансы

(государственные)

Финансы предприятий, Фонды

Бюджетная Специальные внебюд-

Государственные

учреждений, организаций страхования

система жетные фонды

займы

Федера- Бюджеты Местные

Специальные Социальные Внутренние

Финансы То же - Финансы Социальное

льный субъектов бюджеты

предприя- на не- общест-

бюджет Федерации

Внешние

тий, функ- коммер- венных Личное

циониру- ческой органи-

ющих на основе заций Имущественное

коммер-

Бюджеты Бюджеты Бюджеты Муници-

Бюджеты

ческой ос-

Ответственности городов респуб- областей,

пальные районных

нове

Москвы и блик в сос- краев, ав- бюджеты

и сельских

Риска Санкт-Пе- таве РФ тономий

населен-

тербурга

ных пунк-

ктов

АО ОО ЧП

Пенсионный

Фонд со- Государствен- Федеральный

фонд

циально- ный фонд за- и территориаль-

го стра- нятости насе- ный фонды обя-

хования ления зательного меди-

цинского страх.

61. на 1.01.1997 г. - 316 трлн. руб.,

ценные бумаги

62. государственные краткосрочные облигации (ГКО) со сроком обращения

три месяца;

63. золотые сертификаты МФ со сроком обращения один год;

64. шестимесячные и годовые государственные облигации;

65. облигации федерального займа (ОФЗ);

66. облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).

3.4.2. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ

Методы организации финансов определяются степенью (силой)

государственного вмешательства в экономику, хозяйственную жизнь.

Методы

организации

финансов

Государство непосредственно Государственное

вмешательство

руководит финансами (незначительное)

дозированное

Баланс Баланс Плановая

Рыночная

брутто нетто экономика

экономика

Хозрасчет

Бюджетное Коммерчес-

финанси - кий расчет

рование

непроиз-

водствен-

ной сферы

Метод брутто - вся выручка идет в кассу государства. Государство

финансирует затраты предприятий в соответствии со сметами затрат.

Метод нетто - полностью централизовывалась только прибыль.

В плановой экономике применяли хозрасчетный метод, который

характеризовался:

67. - оперативной самостоятельностью;

68. - централизованным подчинением;

69. - материальной заинтересованностью;

70. - материальной ответственностью за результаты.

Непроизводственная сфера при этом финансировалась за счет

государственного бюджета.

Различие между хозрасчетом и коммерческим расчетом состоит в различных

формах собственности.

3.5. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

3.5.1. ФИНАнСОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ВИДЫ

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий по

использованию финансовых отношений для выполнения государством своих

функций. Она включает:

71. - разработку общей концепции, основных направлений, определение

целей и главных задач;

72. - создание адекватного финансового механизма;

73. - управление финансовой деятельностью государства и его субъектов.

Выделяют три основных вида финансовой политики:

74. - классическая;

75. - регулирующая;

76. - планово - директивная.

Классическая -основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723 -

1790) и Д. Рикардо (1772 - 1823). Основное ее направление - невмешательство

государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование

рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Государственные расходы минимизированы. Система налогов строилась на

косвенных и имущественных налогах. Органом управления было министерство

финансов.

Регулирующая - в основу положена экономическая теория Дж. Кейнса (1883 -

1946), обосновывающая необходимость вмешательства и регулирования

государством циклического развития экономики. Основными инструментами

вмешательства становятся государственные расходы, за счет которых

формируется дополнительный спрос и как следствие -рост производства,

ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Главным механизмом

регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные

ставки; государственный кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета

используется для регулирования экономики. Из единого органа управления

выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных

расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов,

управлением государственным долгом. В целом такая политика обеспечила в 30

- 60 гг. стабильный экономический рост, эффективную систему финансирования

социальных нужд.

В 70 - х годах в основу финансовой политики положена неоконсервативная

стратегия, ограничивающая вмешательство государства в экономику.

Регулирование становится многоцелевым:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.