рефераты скачать

МЕНЮ


Шпора по философии, кандидатский минимум

2.        Можно различать элементы мировоззрения, исходя из особенностей того вида отношений человека к миру, результатом которых эти компоненты структуры и являются:

2.1. Познавательная компонента мировоззрения, в которую входят разнообразные знания о мире, предметные (вера, чувственно- эмоциональные знания).

2.2 Ценностная компонента, т.е. цели, идеалы, оценки и их критерии ценностные ориентации и установки.  Этот элемент мировоззрения является ядром мировоззрения.

2.3.Нормативно-регулятивная компонента включает различные нормы, правила деятельности и поведения человека, которые регламентируют деятельное поведение человека и опираются на предшествующие компоненты (знания, ценностные компоненты).

2.4.Эмоционально-волевая, которая возникает как синтез предшествующих компонент с волевым настроем, готовности действовать в соответствии с определенными ценностями. Наиболее яркий элемент убеждения. Убеждение самый активный элемент мировоззрения.

3.  Анализ мировоззрения. Можно выделить различные его уровни:

3.1.Обыденное мировоззрение, α формируется во многом стихийно. Именно поэтому в обыденном мировоззрении могут присутствовать и присутствуют такие взаимоисключающие моменты, α не вполне соответствуют действительным потребностям субъекта, его истинным интересам.

3.2.Теоретическое мировоззрение формируется у человека избирательно, с учетом осознанных человеком действительных собственных возможностей, задатков, способностей. Оно предполагает самосознание. Наиболее существенным фак­тором является усвоение культуры в процессе образования, профессиональной деятельности. Теоретическое мировоззрение является системно-рационализа­тор­скими - оно формируется как результат сознательного критического отно­шения к миру.

Эти уровни различаются по тому, посредством каких методов способов они формируется, насколько полно представляют и формируют его интересы. Обыденное и теоретическое мировоззрение тесно связаны между собой, но обыденное более мобильно. Исторически существуют различные типы М: мифологическое, религиозное, философское, научное.

М играет активную роль в ЖД человека: выражает смысл жизни, степень осознания им себя и своей жизни, определяет идеалы, выбор тех или иных норм, методов, средств поведения человека.

Философия есть теоретическая рефлексия над мировоззрением и культурой определенного исторического типа.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать так: понятие “мировоззрение” шире понятия “философия”. Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Мировоззрение же отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения).

Философия выступает как размышление над мировоззрением и культурой, которые стремятся объяснить, понять, определить тип культуры и мировоззрения как стремление обосновать их. Философия стремиться показать каково значение для человека вот такого осознания, понимания, обоснования, каким образом это влияет на самосознание личности.

Поскольку предметом философии выступает мировоззрение и культура, постольку проблемы, с которыми имеет дело философия, являются смысложизненными. Таких проблем много и все они выступают как стороны аспекты, проблемы человека. Проблема человека – центральная проблема философии. В качестве отдельных сторон человека проблема сознания и самосознания человека проблема познавательных возможностей и методов познания, проблема отношения человека и Бога, любви и счастья, свободы и неволи.



 

19. Категории “субъект” и “объект” (допол.)

Теория  познания   или  гносеология   -   раздел   философии,   изучающий взаимоотношения субъекта и  объекта  в  процессе  познавательной  деятельности, отношение знания к действительности,  возможности  познавания  мира  человеком, критерии истинности и достоверности знания. Современная т.п. строится на теории отражения.

В философии сущ. 3 основных  точки  зрения  на  познаваемость  мира: оптимизм,  агностицизм  и  скептицизм.  Оптимисты   утверждают   принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив,  ее  отрицают.  Скептики  не  отрицают познаваемость мира, но выражают сомнения в познаваемости мира.

Мир существует для нас лишь в аспекте его  данности  познающему  субъекту. Подлинный субъект познания никогда  не  бывает  подлинно  гносеологическим:  это живая личность  с  ее  страстями,  интересами,  желаниями,  чертами  характера, темперамента  и т.д.  Фрагмент  бытия  оказавшийся  в  фокусе   ищущей   мысли, составляет объект познания. В современной гносеологии принято различать  объект и предмет познания. Под объектом  познания  имеют  в  виду  реальные  фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет же -  это  конкретные  аспекты,  на которое направлено острие ищущей мысли.

Движущей силой познания является практика. Практика  -  это  материальная, предметно-чувственная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение  и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу и движущую силу развития  человеческого  общества  и  познания.  По  отношению  к практике   она   играет   троякую   роль.   Во-первых   является    источником, основой познания, его движущей силой, дает ему необходимый фактический материал. Во-вторых, практика является способом приложения знаний, и в  этом  смысле  она- цель познания. В-третьих она служит мерилом, критерием истинности результатов.

Понятие С. первоначально (напр., у Аристотеля)  обозначало носителя свойств. состояний и действий.  и в  этом отношении   было   тождественно понятию субстанции. (Субстанция - единое неделимое вещество,  из  которого  состоят  все  вещи, внутренняя сущность вещей активно самопорoждающее и саморазвивающееся начало).

Начиная  с  17  в. понятие О. как и  соотносительное с  ним -  С.  , стало   употребляться прежде всего  в  гносеологическом смысле.  Под С.  ныне  понимается активно  действующий и познающий, обладающий сознанием  и  волей индивид  или социальная  группа;  О.  -  то, на что направлена  познавательная и иная  деятельность С. 

Связанная  с   осн. вопросом философии, проблема    отношения С. и  о.  по-разному  решалась материализмом    и идеализмом. Идеалисты   выводили взаимодействие  С. и  О.  и  само  существование С.   из  деятельности С.,  понимаемого как бог, идея и т. п., пытаясь на этой основе  объяснить активную  роль  С. в познания. Для   субъективного идеализма  при  этом характерно  понимание С. как   единства   психической деятельности  индивида и  попытки  отрицать существование  О.,  т.е.  последний  понимается только  как  совокупность состояний  С.  Материализм  рассматривал О.   как  существующий независимо   от  С.   и понимал  его  как  объективный мир,  а  в узком  смысле  - как   предмет  познания. Диалектический материализм   исходит из  признания  существования О.  независимо от С., но в то же время рассматривает  их  в  единстве. О.  не является     абстрактной противоположностью С., т. к. последний  активно преобразует,  очеловечивает О.,  и основу  их  взаимодействия составляет  общественно-историческая практика. Именно  в ней  стороны и  свойства действительности превращаются   в  О., преобразование к-рого   в  практической и  теоретической  деятельности С.  позволяет  воспроизвести в  сознании содержание объективной  реальности.













 

 

23. Понятие истины. Основные концепции истины

Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством его чувственного или интелектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.  Т.о. истина сущ как субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность знания определ мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания.     Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа. Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Это придает ей особ ценность, связанную с прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее. Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, соответствующее реальности, но принимаемое за истинное.  Научное познание по своей сути невозможно без столкнов различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. До тех пор пока чел стремится вперед он блуждает,” - говорил Гете. Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, облад множеством свойств и связан бескон числом связей с окруж миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки... Научные знания поэтому носят относительный характер. Относит знаний закл в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения , смерти итд. Абс истина - это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Конкретность - это свойство истины, основаное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ свойств, тендеций его развития. Так истиность или ложность тех или иных суждений не м.б. установлеа если не известны условия места, времеи..., в кот они сфрмулированы. Суждение, верно отраж объект в даных условиях, становится ложным по отнош к тому же объекту в иных обстоятельствах.(кипение воды при100 град).     Что дает людям гарантию истиности знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц - крит истины ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны. Однако ясность и очевидность - субъект состояния сознания и они нуждаются в опоре на что-то более прочное.              Выдвигался и такой крит истины, как общезнанчимость: истино то, что соотв мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а остальные - нет.       Сущ и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те кот хорошо работают.( полезные) Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если представл о боге будут удовлетворять этим критериям - то они истинные.     Крит истины закл в практике. Именно в практике должен чел доказать истиность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов н мышления гласит: некое полож явл истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выраж в термином реализуемость. Посредством реализации идеи в практ действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содежания.  В кач критерия истины практика раб не только как предметная деятельность. Она выступает и в опосредованой форме - как логика, закалившаяся в горниле практики.                Нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было предсавление, знание. “ Атом неделим” - так считалось много веков и практика подтверждала это. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она постояно развивается, совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличеия его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.

 В философии существуют следующие концепции истины: 1) классическая теория истин. Истина - это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании.- самая древнейшая из концепций, её поддерживали Аристотель, Платон, Гегель, Фейербах. 2) когерентная концепция - рассматривает истину как соответствие одних знаний другим. 3) прагматическая концепция. Истиной считается то, что полезно для человека. 4) конвенциальная концепция. Истина - это то, что считает большинство. 5) экзистенциальная концепция (Хайдеггер). Истина есть свобода, это процесс, с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны, а сдругой - человек сам волен выбирать, каким способом и чем можно познать этот мир. 6) неатомистическая концепция. Истина - это божье откровение

47. Основные концепции бессознательного.

Фрейд создал концепции бессознательного (конец XIX в до 1920 г. ), когда на основе своих экспериментальных данных, он сделал вывод о существовании в психике каждого человека достаточно четко выраженных структурных образований, которые он называет — сознание, предсознание и бессознательное. В противовес рационалистической европейской философской традиции З. Фрейд уделяет особое внимание именно бессознательному, определяя его как ту часть психики, в которую вытеснены неосознанные желания человека, имеющиe иррациональный и вневременной характер.

В отличие от фрейдистской концепции культуры, концепция Г Юнга значительно глубже анализирует бессознательное, рассматривая его как определенную совокупность некоторых фундаментальных образов — символов, действительно важных для любой цивилизации (как, например, символ Дерева Жизни). Этот и подобные ему символы не могут быть описаны в сфере инстинктов и коррелируют с определенными нейродинамичными структурами мозга, что доказала экспериментальная психология.

Юнг считал, что особенностью его подхода к изучению коллективного бессознательного является сочетание строгой научности и метода свободных ассоциаций, позволяющих выходить на более высокий уровень научного обобщения. . Анализируя бессознательное, Г. Юнг считает неправомерным все психические импульсы Оно сводить к сексуaльнocти, трактовать либидо лишь как энергию влечений, а тем более выводить всю европейскую культуру из сублимаций индивида. В своей программной работе "Метаморфозы и символы либидо". Юнг называет либидо все проявления жизненной энергии, воспринимаемые человеком в качестве бессознательного стремления или желания. Он показывает, что либидо человека на протяжении жизни претерпевает ряд сложных превращений, зачастую весьма далеких от сексуальности, более того, либидо может трансформироваться и возвращаться вспять в виду каких-то жизненных обстоятельств, что приводит к репродукции в сознании человека целого ряда архаических образов и переживаний, связанных с первичными формами жизнедеятельности людей в еще до письменные эпохи. На этой основе создается знаменитая культурологическая концепция Г. Юнга, связанная с пониманием бессознательного как коллективного и безличного, в первую очередь, а уж затем субъективного и индивидуализированного. Коллективное бессознательное находится в основе архетипов культуры, которые нельзя описать, осмыслить и адекватно отразить в языковых формах.

 

23. Виды духовной деятельности человека, изменение их роли в истории общества.

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная, надиндивидуальная реальность дана не в форме противостоящей нам предметной действительности, а реальности, присутствующей в нас самих, являющейся неотъемлемой частью личности человека.

По тому какие стороны общественного бытия находят в дух. деят-ти свое отражение выделяют виды дух. деят-ти связанные с соответствующими видами обществ отношений. (познавательные, социально-политич., нравственные, религиоз., эстетич. отношения) им соответствует научное, политико-правовое, моральное, религ., эстетич. сознание. Но эти виды духовной деят-ти отличаются друг от друга не только по объектам отражения, в них концентр-ся оценочные представления общества. Они или  входят в содержание дух. деят-ти (морал., религ., эстетич. сознание), или задают ей определенную направленность (наука, политико-правовое сознание).  1. Наука – вид дух. деят-ти, направленный на выработку, проверку, систематизацию знаний. На основе этих знаний создаются средства, кот. расширяют дух. и практич. возможности человека; науки- гуманитар., математич., естествен., технич. 2. Политич. сознание общества – совокупность представлений об устройстве гос. власти, об отношениях между классами, нациями, соц. группами. 3. Мораль явл. регулятором повеления человека в обществе, на страже морали стоят ценностные установки личности, чувство долга, справедливости, совесть, понимание добра и зла, а также общественное мнение. 4. Эстетич. сознание – этот вид дух. деят-ти охватывает выразительные формы действительности, область искусства, точнее – худ. творчество.5.Религиоз. сознание – выражается в чувстве зависимости от Бога

Все стороны дух. деят-ти взаимосвязаны.

Традиция философского анализа духовной жизни уходит в глубокую древность. Одну из самых фундаментальных попыток отчетливо поставить и разрешить проблему духа предпринял древнегреческий философ Платон. В его философии бесплотное неопределенное идеальное начало превращается в достаточно четко систематизированную и иерархизированную структуру, которая буквально «держит» мир, со­ставляет его основу. Именно идеальное начало оказывается первосущим, а материальный мир — лишь его несовершенным по­добием. Но как ни велик Платон и как ни уважали в античности философов, духовные ценности отнюдь не превалировали в сознании юдей той эпохи. А вот на следующем крупном отрезке европей­кой истории, в Средневековье, «линия Платона» получила продолжение в развитие  христианства. Сделавшись в силу ряда исторических причин монополистом духовной жизни Европы чуть ли не на тысячу лет, христианская религия весьма существенно изменила шкалу основных жизненных ценностей. Легкое пренебрежение Платона материальной стороной жизни сменилось ее однозначным принижением и соответственно возвеличиванием духа, ибо сам Бог есть в конечном счете духовное начало. Средневековая религиозная философия (патристика, схоластика), немало потрудившись над логической стороной духа, все же разрешение проблемы идеального особо не продвинула, поскольку ей с самого начала было ясно, что божественную суть духа надо принимать как данность, а не доискиваться до причин ее появления. Конец Средневековья и начало новой исторической ознаменовались, естественно, сменой философских предпочтений. На место авторитета божьего разума был водружен не менее категоричный авторитет разума человеческого. «Разум правит миром», — провозгласили революционеры духа XVIII. Реальные успехи человеческого разума оказали столько велики и очевидны (промышленность, наука, пол право), что каких-либо преград светоносному разуму просто не замечали. Несомненная заслуга четкой постановки и решения вопроса о происхождении человеческого разума и движущих пружинах его эволюции принадлежит К. Марксу. Его концепция материалистического понимания истории, смысловым стержнем которой была идея зависимости общественного сознания от общественного бытия, позволяла просто и логично объяснить как само появление человеческого разума, так и многие его последующие приключения. И как бы ни оценивалась ныне вся марксистская доктрина в целом с ее явно неудачными историческими прогнозами, более простого и ясного рационалистического решения проблемы происхождения и развития человеческого разума пока еще никто не предложил. Неудивительно поэтому, что рационалистическая философия (к которой относится и марксистская) не смогла долго удерживать господствующие позиции. В конце XIX в. возникает, новая линия философствования — не классическая философия, сознательно кульвирующая иррационализм и насмехающаяся над наивной верой человечества в рациональное устройство мира и возможность его адекватного познания. Истоки проблемы духовной жизни общества коренятся в двойственной материально-духовной природе самого человека. Духовная сторона бытия человека возникает на основе его прак­тической деятельности как особая форма отражения объектив­ного мира, как дополнительное средство ориентации в этом ми­ре, а также взаимодействия с ним. Генетическая (по происхож­дению) связь духа с практической деятельностью человека ни­когда не прерывается: так было во времена становления челове­чества, так происходит и сейчас, в период формирования (социализации) каждого отдельного человека. Ведь абстрактное мышление не является нашей природною способностью. Оно не наследуется биологически, а формируется в процессе приобще­ния индивида к специфически социальному образу жизни и дея­тельности

Выдел-ся два уровня – обыденное, или массовое сознание и теор. сознание. На первом уровне обществ-го бытия осущ-ся в в иде чувств, эмоций, представлений, кот. возникают бессозн-то, стихийно, в конкретных жизненных ситуациях. На втором этапе – в виде теор. положений и концепций, кот стремятся объяснить суть вещей.

Массовое сознание – явление более раннее.

Теор. сознание возникло, когда общ-во достигло необходимой ступени зрелости и интеллект-ый труд отделился от физич-го.

Слухи, мода – явления кратковременные и часто явл продуктом чувственно-непосредственного опыта; теорет мысли служат довольно длител время. Массовое и теор непрерывно взаимодействуют др с др. Взгляды, идеи, составляющие содержание теор познания выраб-ся учеными, теоретиками, а потом внедр-ся в массовое сознание (общество).

Массовое сознание, выражающее потребности и может оказывать воздействие на содержание теор-их разработок.


47. Основные концепции бессознательного.

Как вы думаете, сознательно ли мышление? Фрейд в своей работе «Я и Оно» (1923 г.) пишет: 1)    Сознание является поверхностью психического аппарата.

2)    Мыслительные процессы протекают где-то в глубине психического аппарата, то есть в бессознательном. Это вовсе не было открытием Фрейда.

Образ психики в виде айсберга, большая часть которого скрыта под водой: подобно айсбергу, большая часть психической деятельности скрыта в глубинах бессознательного. Эта идея принадлежит Густаву Фехнеру (немецкий учёный, основатель психофизики, 1801 – 1887), 19 век.

Надо сказать, что Фехнер не был первым, кто понял, что мыслительный процесс протекает, в основном, в бессознательном. Ещё в 11 веке арабский врач Альгазенна (965 – 1038), который изучал зрение, отметил: «Для того чтобы правильно воспринимать форму и объём предмета, в зрительном восприятии должна участвовать умственная деятельность, которая обычно не осознаётся человеком». Действительно, ведь мы не осознаём, каким образом в нашем мозгу строится зрительный образ предмета. Это происходит чисто автоматически. Таким образом, мы видим, что не Фрейд первым высказал идею о важности бессознательных процессов.

Фрейд сказал, что мы не хозяева в своей собственной душе: человек не в состоянии полностью контролировать собственную жизнь при помощи разума, напротив, человек – игрушка в руках бессознательных сил.

Сам Фрейд однажды высказал мнение, что за всю историю человечество испытало 3 удара по своему самолюбию: 1)    Первый удар нанёс Коперник в 16 веке: он переместил человечество из центра мира на его окраину; 2)    Второй удар нанёс Дарвин в середине 19 века: он заставил человека признать своё родство с животными; 3)    Третий удар нанёс Фрейд в начале 20-ого века: он показал, что человек не является хозяином в своей собственной душе.

Таким образом, представление гуманистов о том, что человек в принципе хорош, а обстоятельства плохи – чистая иллюзия.

За эту точку зрения Фрейда и любят, и ненавидят:

1)     любят за то, что это даёт возможность людям оправдать свои пороки;

2)     ненавидят, так как он отнял у человека возможность гордиться величием своего разума.

Фрейда часто обвиняют в отсутствии гуманизма.

А психоаналитики (Черкасов С.М.) говорят, что «Фрейд – великий гуманист, ибо благодушие в отношении природы человека вредно».

Проявления бессознательного.

Как вы думаете, где проявляется бессознательное?

1.     Сновидения.

В своей работе «Толкование сновидений» (1900 г.) Фрейд сказал: «Сновидение – это королевский путь в бессознательное». Кстати, эту работу обычно считают началом психоанализа, то есть психоанализ родился в самом начале нашего века. Мы все видим сны. Во время сна сознание отключается, таким образом сон – это чистый продукт нашего бессознательного.Какое оно бессознательное?

1)    алогичное, иррациональное  -----  в бессознательном нет логики;

2)    сумбурное, хаотичное  -----  нет причинно-следственных связей;

3)    часто страшное и сексуальное  -----  в бессознательном господствуют инстинкты.

Кроме того, Фрейд говорил, что в бессознательном нет времени; он утверждал, что всё, что человек видел хотя бы раз, хранится в его бессознательном. Таким образом, в бессознательном всё хаотически перемешано, всё существует без времени и без причинно-следственных связей. 2.     Оговорки, забывание впечатлений и намерений, другие ошибочные действия. Забывание намерений:

1)  Почему человек забывает вернуть книгу?

Да потому, что он вообще не хочет её возвращать.

2) Очень часто бывает так, что человек берёт в долг. Потом у него появляются деньги и он собирается вернуть долг. Но, почему-то происходит так, что он несколько раз подряд забывает дома кошелёк. Спрашивается почему? Да потому, что у него есть сильное бессознательное желание этого долга не возвращать.

3)  Фрейд приводит пример, как молодой человек написал письмо и 3 раза подряд забывал это письмо на письменном столе. Наконец, он его отправил, но вскоре получил назад, так как забыл написать адрес. После чего он был вынужден признать, что вообще не хотел отправлять это письмо.

3.     Остроумие (острота, шутка, анекдот, юмор).

В своей работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905 г.) Фрейд сказал, что:

Остроумие не ограничивается задачей вызвать смех. Часто содержание шуток определяется вытесненными агрессивными и сексуальными желаниями, такими как ревность, злоба, зависть, желание унизить или причинить боль.

Фрейд выделил 2 вида шуток:

1)    враждебные шутки, которые выражают агрессию;

2)    непристойные шутки, позволяющие удовлетворить сексуальный инстинкт.

Острота доставляет нам удовольствие. Причиной этого удовольствия является разрядка напряжений, которые возникли в результате неудовлетворённых желаний.

Фрейд говорит: «Кто смеётся над непристойной шуткой, тот смеётся как очевидец сексуальной агрессии. Ибо непристойная шутка – это как бы обнажение человека, на которого она направлена».

3 принципа психоанализа.

1.  Принцип детерминизма.

Мы только что обсудили, что оговорки, забывание впечатлений и намерений и другие ошибочные действия вовсе не случайны. Фрейд утверждает, что каждое из этих, на первый взгляд случайных действий, имеет свою причину. Другими словами, Фрейд стоит на позициях психического детерминизма, который считает, что: 1)    поведение человека мотивировано и целенаправлено, 2)    у всякого действия есть свой мотивационный толчок и своя цель. Почему человек забыл принести книгу? Да потому, что он не хочет её отдавать!

2.    Принцип развития. Эрик Берн говорил: «Ребёнок – это отец взрослого».

Или другими словами, каждый взрослый управляется из детства. От того, насколько успешно прошло развитие психики ребёнка в детстве, зависит, какой получится взрослый человек: больной или здоровый, добрый или злой, успешный или неуспешный.

3.    Энергетический принцип.

Психический процесс принимает такое направление, которое уменьшает напряжения, возникающие в психике. Что вызывает напряжения в психике? Это наши желания!

Человек хочет любви, внимания, хочет есть, пить или в туалет. Если какое-то время человек не может получить то, что он хочет, то у него возникает напряжение в психике, которое сопровождается чувством неудовольствия. Затем, если после некоторого ожидания человек получает то, чего он хотел, то у него происходит разрядка психического напряжения, и человек получает удовольствие.


 



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.