рефераты скачать

МЕНЮ


Шпора по философии, кандидатский минимум

Лишение индивида общения и возможности выбора отриц сказ на развитии личности. Еще страшнее навязывание чужой воли. Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность. Свобода есть неотъемлемые атрибуты личности.  Люди обладают знач свободой в определении целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий.  Жизнь прекрасна сама по себе. Уже сознание этого наполняет нашу жизнь смыслом. Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе, уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками и пороками... Все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая в совокупности. Главные духовные факторы, придающие жизни высокий смысл: Свобода побуждает нас к борьбе, при необходимости, к отказу от всех человеческих радостей и наслаждений. Свобода даже через страдания, риск, потери и поражения - делает нашу жизнь прекрасной. Только свободный человек может делать выбор. Творчество, созидание в условиях свободы: Счастье заключается не в самом состоянии счастья, а в его достижении. Деятельная, творческая жизнь всегда была свободная, всегда счастливая, всегда полна смысла. Каждый человек ищет в жизни что - то главное, решающее, великое, что освещает его жизнь. Каждый человек живет ради чего-то большего, чем собственная жизнь, в конечном счете- ради других людей.

Жизнь обретшая смысл не страшится смерти.

Свобода личности:

В истории общественной мысли свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы, рока, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его воли. Противопоставление понятий “свобода” и “необходимостью” как философских антиномий, отрицание или подмена одного из них другим были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения проблемы. Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение. Для философов, α считали первичной сущность, свобода была лишь конкретным воплощением необходимости со случайными отклонениями от нее. Для считавших первичным существование: свобода – первичная реальность человеческой жизни, в то время как необходимость – абстрактное понятие.

. Человеческое отчуждение.  В широком понимании отчуждение есть социальный процесс, в кот рез-ты деят-ти ч-ка превращ-ся в самост-ую господствующую над ним и враждебную ему силу. Это явление связано с общественным разделением труда и возник-ем частной собственности, последствия этого – гос-во как аппарат насилия одного класса над др., социал. неравенство и эксплуатация, абсолютизация духовных сил ч-ка и превращение их в сверхестест-е (религия и идеализм), такое развитие науки и техники, когда они обращаются против ч-ка.  Отчуждение есть побочный продукт процесса овеществления человеком своих сил и способностей, что в усл-х разделения труда и складывающихся на этой основе соц отношений приводит к отчуждаемости отношений, что отраж-ся в сознании индивида и обществ-й психологии. Это выражается в разрыве м/уожиданиями ч-ка и нормами, кот предписываются ему соц стр-рой, восприятие этих форм как чуждых лич-ти, чувством изоляции, одиночества. Все это предполагает нарушение норм соц-го поведения.

Феномен отчуждения прослеживается во всей истории чел-ва (кроме м.б. родового общ-ва):  К.Маркс показал, что условия труда отчуж-ся от самого труда и противопоставляется рабочему в кач-ве капитала и поэтому рабочий занятый в проц труда одностор образом выходит из него обедненным и опустошенным. Рез-ты труда также отчуж-ся от наемного рабочего.  Т.о. формы отчуждения: 1опустошение и обеднение труженика в процессе труда; 2отч условий деятельности от деятельности - противостояние условий труда (собственность на средства произ, управление, организация) – субъекту труда; 3отч результатов деятельности от субъекта; 4отч теории от практики, что дает отклонения в сознании и поведении членов общества; 5соц структур и институтов от трудящихся – бюрократическая машина. Не только р. но и все люди являются отчужденными. Отнош между людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отч. М указывает на сущ первичных и вторичных уровней отч.

Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный отчуждению, - присвоение чел собственной подлинной сущности. М связывает его с общ преобразованиями, с освобождением кот в основе имеет уничтожение отчужд труда. Что будет , если чел начнет производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших сторон.  Характеристика присвоения челов собственной сущности, или превращ труда из принуд в человеческий рассматр М по тем же параметрам, что и процесс отчуждения: 1. по присвоению предм труда и его результата 2. По освобождению самой деятельности 3.присв человеком труда общей родовой сущности 4.гармонизации отношений между людьми.  Здесь М создает грандиозную по своему пафосу картину челов, живущего в единстве с природой, преобразующего прир в соответствии с ее законами. Гармония с внешней прир осущ в деятельности, в кот человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по зак красоты. Внутренняя прир чел также преобразуется. Вместо отчужденного недочеловека появляется человек, само природное развитие есть гармоничный р-т всей истории чел общества. В человеке начнут реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музык ухо, художественно развитый глаз). - творческие способности.

 Универсально развитый, жив в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой чел - таков идеальный фил образ, рисующийся М в качестве ядра коммунист идеала. Уничтожение ч собственности необходимо, но недостаточно для присвоения людьми челов сущности.



9. Раздражимость как  форма приспособления организмов к среде. Между живой и неживой природой нет непроходимей пропасти. Присущее неживой материи свойство отражения при определенных, исторически складывающихся естественных условиях порождает отражение в живой природе — биологическую форму отражения. Механизмом отражения здесь выступает раздражимость – комплекс биохимических реакций, направленных на приспособление к среде обитания. Ее разновидностями выступают: раздражимость, чувствительность, элементарная психика высших животных. Отражение в живой природе связано с качественно новым способом существования биоорганизмов — приспособительной жизнедеятельностью. Приспособление живых существ к среде непосредственно связано с сущностью жизни. В этом процессе и развивается механизм отражения — постепенно появляется нервная система, начиная от ее простейших зачатков до развитого головного мозга позвоночных. Раздражимость — есть биологическое отражение. Она имеется уже у растений. Раздражимость — это реакция живых организмов на благоприятные и неблагоприятные условия среды, вызывающая активность. Растения реагируют на движение Солнца. Более высокой разновидностью биологического отражения является чувствительность, то есть способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Этим формам биологического отражения присуща активность и целесообразность. Растения, простейшие организмы, исходя из потребности самосохранения, целесообразно реагируют, т. е, отражают биологически важные условия среды. Например, хватательный рефлекс у простейших действует лишь при появлении тех жучков и паучков, которыми они питаются: на остальные раздражители они никак не реагируют. У животных появляются способности, которые они активно используют при добыче пищи. На основе этого происходит дальнейшее развитие биологической формы отражения – появляются зачатки психической формы отражения. В результате организм начинает воспроизводить приспособительные реакции при первом же сигнале, ин­формирующем о наступлении условий, сформировавших данный биохи­мический комплекс [1]. Так, после активной жизни в весенне-летний период растения начинают готовиться к зиме. Сигналом для них становится сни­жение солнечной активности, сокращение светового дня, первые признаки похолодания и т.д. Деревья сбрасывают листву, и циркуляция влаги в клетках ограничивается до предела. Обменные процессы свертываются, организм впадает в спасительный анабиоз. Таким образом, внешние воз­действия, имеющие жизненное значение, как бы вплетаются в физиологи­ческую ткань организма. Поскольку ведущую роль в формировании при­способительных механизмов играет фактор времени, каждый организм представляет собой как бы "свернутый" временной аналог своей среды, ее специфическую форму. Отсюда, в частности, проистекает "привязанность" организма к своему месту, его довольно жесткая локализация.

5. Психика как форма приспособительного поведения. Идеальная природа психики.

Психика-специфич форма отражени, кот нач-ся с чувств-ти – непосредств-х пепереживаний, связанных с присоб-ем к среде.

Основой мех-ма чувтс-ти явл. нервные имп-сы – биоэлектр сигналы, кот не изменяют физиолог. процессы, а явл средством связи с биол-ки значимыми параметрами.

В ответ на изменение внеш среды ж-ое не перестраивает свои физиол. фкц, а изм-ет свое поведение и место пребывания. Так шорох сам по себе нейтрален, но он заст-ет ж-ое применить  меры предосторожности. Он ориентирует поведение ж-го, инфор-ет его щ сущ-нии биол-ки знач-го объекта.

Жив-ая психика отражая пространств-врем парам-ры отражает и биол-ки нейтраль. св-ва, но этот момент не носит самост-го хар-ра, а подчинен целям адаптации и самосохр-я.

Для ж-го предмет псих-го отраж-я сводится только к тому субъек-му переживанию, кот он выз-ет у орг-ма вданной ситуации. Психика ж-го воспр-ит предмет, как абс-но тождест-ый с самим отражающим субъектом.

Психика ж-го обесп-ет ему сущ-ие сообразно принципам индив-ой жизнедеят-ти и носит конкретно-ситуативный хар-р. Это озн-ет, что она привязана к конкр. ситуации и помимо нее не имеет какого-либо сод-ия.Ж-ое как бы живет в наст., для ж-го нет ни прош, ни буд-го, только наст-ее. Прошлое уходит из сферы псих-го и сохр0ся на уровне условно-рефл-го физиол. процесса. Ж-ое след-но не м. предав-ся воспоминаниям, тем более осмыслить свое прошлое.

Психика - это способность ж существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям. Под психикой человека понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы. Человек отличается от природы наличием развитой психики. Есть она и у высших животных. Психич идеально и нематериально. Психическое есть символическое бытие в структурах головного мозга доступных человеку фрагментов внешнего мира. Природа психики символична, пример картины Рафаэля - одно и тоже может быть символами разных явлений. Аналогично при одинаковых нейрофизических  процессов разные люди увидят разное, что говорит о неоднозначности соотношения мозга и психики. Психика есть нечто чисто человеческое, а отсюда чисто человеческое имеет специфическое символическое содержание. Непосредственно для человека психика выступает как явления ощущений, восприятий, представлений. В ходе взаимодействия в мозгу формируются динамические структуры, отражающие материальную среду. Они обеспечивают отражение действ и являются регулятором процесса взаимодействия человека со средой.  Про системы Павлова. Формирование мозга. Мышление есть активный процесс отражения внешнего мира, связанный с решением задач, с обобщением и способами опосредованного восприятия действительности. Материальная основа мышления - высшая нервная деятельность. Мышление в некотором смысле отождествляется в философии с психикой. Мышление есть процесс оперирования образами чувственно-сенсит и понятийными. Свойственна абстракция, обобщение, анализ и синтез, выдвижение гипотез и идей. Результатом всегда является мысль. Позволяет, отправляясь от анализа чувств фактов, познавать то, что недоступно непосредственному восприятию. Мышление есть способность к акту умозаключения, логического вывода, доказательству. Сейчас оно изучается и стоит проблема его моделирования. Мышления  не существует в отрыве от других психических процессов. Может быть познающим или эмоциональным. Мышление возникает в связи с  общественным развитием, возникает в процессе деятельности. Оно имеет общее происхождение по особенностям возникновения, по способу функционирования и по результатам. Мышление существует лишь в связи с трудовой и речевой деятельностью человека. Поэтому мышление осуществляется в тесной связи с языком и результаты его фиксируются в языке.

Категория «идеального» фиксирует способность высокоорганизо­ванной материи создавать параллельные ряды взаимодействующих материальных структур, один из которых представляет другой, не имея с ним ни прямого физического контакта, ни какого-либо внешнего сходства. Это свойство — системное. Оно возникает, оче­видно, под напором эволюции у самоорганизующихся биологиче­ских систем, когда нарастающая и усложняющаяся активность живых организмов порождает потребность в реагировании сразу на множест­во одновременно действующих раздражителей или стимулов.

28. Истина как процесс. Конкретность истины и пути ее достижения.

Со времен античности истина есть знание, соответствующее действительности. Но кроме соответствия действительности истина включает и другие характеристики: доказанность, наличие критерия истины, включенность в определенную познавательную систему и др.         Истина – адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания.   Истина имеет субъективную и объект. стороны. субъективность ее означает, что она находится в человеке, в его сознании и степень ее раскрытия зависит от уровня развития самого человека. Объективна истина потому, что в ней фиксируется содержание, относящееся к субъективным предметам, существующим независимо от сознания.    Ценность знания определ мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания.   

 Обыденное сознание, мысля истину как прочно достигнутый результат познания, обычно оперирует такими безусловными истинами, как отчеканенной монетой. Но система научных знаний, да и житейский опыт – не склад исчерпывающей информации о бытие, а бесконечный процесс, как бы движение по лестнице, восходящей от низших ступеней ограниченного, приблизительно ко все более всеобъемлющему и глубокому постижению сути вещей. Однако истина отнюдь не только движущийся  без остановки процесс, а единство процесса и результата.

Конкретность - это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ свойств, тендеций его развития. Так истиность или ложность тех или иных суждений не м.б. установлена если не известны условия места, времени..., в кот они сформулированы.

В свое время Гегель справедливо подчеэркивал, что абсолютной истины нет, истина всегда конкретна. Это значит, что любое истинное знание(в науке, в фил. и т.п.) всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфич. обстоятельствами, которые познание должно стремиться учесть как можно точнее. Игнорирование определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы его действит-ой применимости неминуемо превращает истину в антипод – в заблуждение. Даже такая простая истина как 2+2=4 является таковой только в десятичной системе исчесления… можно привести и др примеры.      Т.О. объект-я, абсол-я, относ-я и конкрет-я истина – это не разные «сорта» истин, а одно и то же истинное знание с этими своими харак-ми признаками.

Конкретность истины обеспечивает ей предметную определенность, сущ-ие «здесь»  и «теперь», равенство знания и субстанции. (Неравенство равносильно заблуждению). Конкретность истины один из осн-х принципов диалектич подхода к сознанию, -предполагает точный учет всех условий, в кот нах-ся объект познания. К-св-во истины.

Принцип конкр-ти истины требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учетом конкретной обстановки, реальных условий. Н-р: вода кипит только ели это обыч вода и норм давление.  Значит истинность или ложность суждений не может быть установлена, если не известны условия места, времени и т.д., в кот-х они сформулированы. Иными словами конкр-ть истины – это завис-ть знания от связей и взаимодей-й, присущих тем или иным явлениями, от условий, места и времени, к кот они сущ-ют и разв-ся. Абстр. истны нет, истина всегда конкретна.

6. Психофизическая проблема и ее современное состояние. Основные методы исследования психической деятельности. Психофизическая проблема — в широком смысле вопрос о месте психического в природе; в узком — проблема соотношения психических и физиологических (нервных) процессов. Во втором случае П. п. правильнее называть психофизиологической Особую остроту П. п. приобрела в XVII в., когда сложилась механистическая картина мира, исходя из к-рой Р. Декарт предпринял попытку объяснить поведение живых существ по образцу механического взаимодействия. Необъяснимые, исходя из этой трактовки природы, акты сознания были отнесены к бестелесной непространственной субстанции. Вопрос об отношении этой субстанции к работе “машины тела” привел Декарта к концепции психофизического взаимодействия: хотя тело только движется, а душа только мыслит, они могут влиять друг на друга, соприкасаясь в определенной части мозга. Выступившие против взгляда на психику как на особую субстанцию Т. Гоббс и Б. Спиноза утверждали, что она полностью выводима из взаимодействия природных тел, но позитивно решить П. п. они не смогли. Гоббс предложил рассматривать ощущение как побочный предмет материальных процессов (см. Эпифеноменализм}. Спиноза, полагая, что порядок идей тот же, что и порядок вещей, трактовал мышление и протяженность как нераздельные и вместе с тем не связанные между собой причинными отношениями атрибуты бесконечной субстанции — природы. Г. В. Лейбниц, совмещая механистическую картину мира с представлением о психике как уникальной сущности, выдвинул идею психофизического параллелизма, согласно к-рой душа и тело совершают свои операции независимо I Друг .от друга, но с величайшей точностью, создающей впечатление их согласованности между собой. Они подобны паре часов, к-рые всегда показывают одно и то же время, хотя и движутся независимо. Материалистическую интерпретацию психофизический параллелизм получил у Д. Гартли и других натуралистов. Психофизический параллелизм приобрел большую популярность в середине XIX в., когда с открытием закона сохранения энергии стало невозможно представлять сознание по типу особой силы, способной произвольно изменять поведение организма. Вместе с тем дарвиновское учение требовало понимания психики как активного фактора регуляции жизненных процессов. Это привело к появлению новых вариантов концепции психофизического взаимодействия (У. Джеймс). В конце XIX — начале XX в. получила распространение махистская трактовка П. п., согласно к-рой душа и тело построены из одних и тех же “элементов”, а поэтому речь должна идти не о реальной взаимосвязи реальных явлений, а о корреляции между “комплексами ощущений”. Современный логический позитивизм рассматривает П. п. как псевдопроблему и полагает, что связанные с ней трудности разрешимы путем применения различных языков к описанию сознания, поведения и нейрофизиологических процессов. В противоположность различным идеалистическим концепциям диалектический материализм трактует П. п., исходя из понимания психики как особого свойства высокоорганизованной материи, к-рое возникает в процессе взаимодействия живых существ с внешним миром и, отображая его, способно активно влиять на характер этого взаимодействия. В различных разделах психофизиологии и смежных с ней дисциплин накоплен огромный материал о многообразных формах зависимости психических актов от их физиологического субстрата и роли этих актов (как функции мозга) в организации и регуляции жизнедеятельности (учение о локализации высших психических функций, об идеомоторных актах, данные ряда разделов нейро- и патопсихологии, психофармакологии, психогенетики и др.).

Не экспериментальные  метод: 1. Наблюдение -целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом; 2. Анкетирование; 3. Беседа; 4. Монографический метод  является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.