рефераты скачать

МЕНЮ


Шпора по философии, кандидатский минимум

Диагностические методы.

К диагностическим исследовательским методам относятся различные тесты 1. Тест - стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого.

Экспериментальные методы: 1. Естественный (полевой) эксперимент Условия используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь; 2. Моделирующий эксперимент При проведении моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого. 3. Лабораторный эксперимент - особый тип экспериментального метода - предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями.

 Формирующие методы. К формирующим исследовательским методам в психологии относятся различные разновидности так называемого социального эксперимента, объектом которого выступает определенная группа людей: преобразующий эксперимент, психолого-педагогический эксперимент, формирующий эксперимент, экспериментально-генетический метод, метод поэтапного формирования и т.п.






29. ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ

1. Главный недостаток всего предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объ­екта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеа­лизм, конечно, не знает действительной, чувственной деятель­ности как таковой. Фейербах хочет иметь дело с чувственными объектами, действительно отличными от мысленных объектов, но саму человеческую деятельность он берет не как предмет­ную деятельность. Поэтому в «Сущности христианства» он рас­сматривает, как истинно человеческую, только теоретическую деятельность, тогда как практика берется и фиксируется только в грязно-торгашеской форме ее проявления. Он не понимает, поэтому значения «революционной», практически-критической деятельности.

2. Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предмет­ной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изо­лирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос.

3. Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспи­тания, — это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан. Оно неизбежно, поэтому приходит к тому, что делит общество на две части, одна из которых возвышается над обществом (например, у Роберта Оуэна).

Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятель­ности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика.

4. Фейербах исходит из факта религиозного самоотчуждения, из удвоения мира на религиозный, воображаемый мир и дей­ствительный мир. И он занят тем, что сводит религиозный мир к его земной основе. Он не замечает, что после выполнения этой работы главное-то остается еще не сделанным. А именно, то обстоятельство, что земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство, может быть объяснено только саморазорванностью и самопротиворечивостью этой земной основы. Следовательно, последняя, во-первых, сама должна быть понята в своем противо­речии, а затем практически революционизирована путем устра­нения этого противоречия. Следовательно, после того как, на­пример, в земной семье найдена разгадка тайны святого семей­ства, земная семья должна сама быть подвергнута теоретической критике и практически революционно преобразована.

5. Недовольный абстрактным мышлением, Фейербах апелли­рует к чувственному созерцанию; но он не рассматривает чувст­венность как практическую, человечески-чувственную деятель­ность.

6. Фейербах сводит религиозную сущность к человеческой сущности. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть сово­купность всех общественных отношений. Фейербах, который не занимается критикой этой действи­тельной сущности, оказывается поэтому вынужденным:

1)  абстрагироваться от хода истории, рассматривать рели­гиозное чувство [Сепии] обособленно и предположить абстракт­ного — изолированного — человеческого индивида;

2)  поэтому у него человеческая сущность может рассматри­ваться только как «род», как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов только природными узами.

7. Поэтому Фейербах не видит, что «религиозное чувство» само есть общественный продукт и что абстрактный индивид, подвер­гаемый им анализу, в действительности принадлежит к опре­деленной форме общества.

8. Общественная жизнь является по существу практической. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики.

9. Самое большее, до чего доходит созерцательный материа­лизм, т. е. материализм, который не постигает чувственность как практическую деятельность, это — созерцание им отдель­ных индивидов в «гражданском обществе».

10. Точка зрения старого материализма есть «гражданское» об­щество; точка зрения нового материализма есть человеческое общество, пли обобществившееся человечество.

11. Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в толь чтобы измелить его.

 

7. Философские позиции в объяснение возникновения жизни.

Жизнь — одна из форм бытия и одна из высших форм движения. Однако до сих пор отсутствует определение жизни, которое удовлетворяло бы научным требованиям. Современ­ная наука во взгляде на жизнь исходит из представлений о качес­твенном отличии живого от неживого, о наличии общих свойств у растительного и животного мира, включая человека. Естественно­научное познание жизни осуществляется по многим направлениям. Практически в него вовлечены все науки. И все же основная тяжесть выпадает на биологию — науку о жизни. Познание жизни — первоочередная в числе задач, к решению которых человек приступил с момента своего осознанного сущес­твования. Проблема происхождения  жизни на Земле и возможности ее существования в других областях Вселенной издавна привлекала внимание как ученых и философов, так и простых людей. За последние годы интерес к этой "вечной проблеме" значительно возрос. Множество гипотез и даже теорий о возникновении жизни, объясняющих различные стороны этого явления, неспособны пока что преодолеть существенное обстоятельство — экспериментально подтвердить факт появления жизни Мифологическое сознание ограничивало познание: человек даже не осознавал факта своего рождения и происхождения. Наивные представления о мире как данности, явленной в целостной и гар­моничной жизни, затемняли проблему ее возникновения. Все, мол, просто и естественно: возникновение, рождение жизни — факт сам собой разумеющийся и не требующий объяснений. Лишь по мере становления культуры, совершенствования средств познания, кристаллизации самосознания формируются два осново­полагающих взгляда на происхождение и развитие жизни. Это - креационизм и эволюционизм. Креационизм —концепция, объясняющая происхождение много­образия форм органического мира как акт божественного творения. Основу эволюционного подхода к проблеме возникновения жизни составляет идея развития, которая как методологический принцип познания живой природы начала оформляться в период XVII— XVIII веков. Большой вклад в развитие эволюционных представлений внесли Эр. Дарвин, К. Ф. Кильмейер и Ж. Б. Ламарк Ч. Дарвином, который вскрыл и объяснил источники и движущие силы этой эволюции. В основу теории эволюции им были положены следующие материальные факторы: наследственность, изменчивость и естественный отбор. Его учение о естественном отборе стало ключевым в решении многих проблем эволюции органического мира. Теория самопроизвольного зарождения –Приготовление живого человека или его подобия, «гомункулуса», в колбе, при помощи смешения и перегонки различных химических веществ, считалось в средние века хотя и весьма трудным и беззаконным, но, без сомнения, выполнимым делом.

Чем дальше развивалось естествознание, чем большее значение в деле познания природы приобретали точное наблюдение и опыт, а не одни только рассуждения и мудрствования, тем более сужалась область приме­нения теории самопроизвольного зарождения. Таким образом, относительно живых существ, видимых простым глазом, предположение о самозарождении оказалось несостоятельным. 4. Теория панспермии

Тело всякого организма - растения, улитки, червя, рыбы, птицы, зверя, человека, - состоит из мельчайших пузырьков, видимых только в микроскоп. Оно составлено из этих пузырьков-клеток, как дом сложен из кирпичей. Разные органы различных животных и растений содержат клетки, отличающиеся друг от друга по своему виду. Приспосабливаясь к той работе, которая возложена на данный орган, клетки, его составляю­щие, так или иначе, изменяются, но в принципе все клетки всех организ­мов сходны между собой. Микроорганизмы отличаются только тем, что все их тело состоит всего-навсего из одной-единственной клетки. Это принципиальное сходство всех организмов подтверждает общепринятую теперь в науке мысль, что все живущее на Земле связано, так сказать, кровным родством. Более сложные организмы произошли из более про­стых, постепенно изменяясь и совершенствуясь. Таким образом, стоит только разъяснить себе образование какого-нибудь простейшего организ­ма - и происхождение всех животных и растений становится понятным. Звездный нуклкосинтез. В процессе гравитационного коллапса звезд гравитационная энергия превращается в тепло и энергию световых квантов, инициируя реакцию слияния протонов в a-частицы. Дальнейшее сжатие и сопровождающий его разогрев звезды создают условия для синтеза из a-частиц ядер углерода. В этих процессах высвобождается громадное количество энергии – намного больше чем при изменении гравитационной энергии. Это происходит за счет превращения вещества в энергию в реакциях нуклеосинтеза.

30 Понятие философского дуализма  и его социальные корни.

Дуализм. Ду- два. 

Дуализм(от лат. dualis) - философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг другу двух начал - духа и материи. Исходным мотивом дуализма часто является попытка примирения материализма и идеализма Каждая дихотомная граница делит понятие на два противоположных. Добро - зло, друг - враг, отечественный - иностранный, online - offline, инь - янь - примеры взаимоисключающих категорий. Каждая дихотомная граница порождает дуализм. Дуализм - это понятие, которое уходит корнями в религию и философию. В теологии суть дуализма - в том, что есть две вечно противоборствующие силы - добро и зло. В философии дуализм - это существование двух фундаментальных принципов или субстанций - духа и сознания. Философ ХVII века Рене Декарт обозначил границу между наукой и религией, разграничив материю и сознание. Вследствие этого возникла пропасть между наукой и религией, через которую только сейчас начинают наводиться мосты. Границы создают дуализм, подчеркивая, что черное и белое - два противоположных конца серой ленты. Но часто эти концы оказываются двумя сторонами одной монеты. Чаще всего при глубоком рассмотрении дуализма обнаруживается фундаментальный принцип, объединяющий противоположности. Чтобы преодолеть дуализм, надо просто отыскать этот принцип.
Мудрость рассмотрения мира в "серых тонах" состоит в преодолении границ, изменяющих наше видение мира. Например, граница между электронным и обычным бизнесом размывается, поскольку Интернет становится неотъемлемой частью любого бизнеса, а традиционные гиганты индустрии начинают торговать через Сеть.

Имеет в основе два начала материальное и духовное, философское учение исходящее из признания двух независимых и равноправных начал. Представителем дуализма явл-ся Декарт. Исходным мотивом дуализма часто явл попытка примерения материализма и идеализма. Дуализм противостоит монизму, т.е. признанию множественности. Для дуализма хар-но утвер-е о противопол-ти исходных начал, об их взаимной непрекращающейся борьбе, направленной на уничтожение одного начала другим. признав независимость и несводимость исходных принципов др к др., дуализм вынужден решать задачу обнаружения и выяснения механизмов их взаимодействия и взаимосвязи, взаимного перехода. Это трудно, потому что одно из начал так или иначе наделяется положительными характеристиками, другое – отрицательными.

43. Понятие живого и неживого. Жизнь как предмет комплексных исследований.

Различие м/у живым и неживым явл значимым для нашего восприятия внешнего мира, для ориентации в нем, а также для взаимодействия с ним.

Для первобытных и чел-к, и зверь, и дерево и камень считались живыми, имевшими душу. Живое – то чем чел-к может питаться, т.е. объекты охоты, рыбной ловли, собирательства и то, что нужно для изготовления одежды. Когда чел-к впервые сталкивается с неизвестным объектом перед ним встает вопрос – явл ли этот объект живым или неживым. Разграничение живого и неживого или определение жизни представляет проблему кот нельзя решить раз и навсегда, это зависит от уровня развития практики и познания. К этой проблеме люди возвращаются снова и снова. Сам факт наличия этой проблемы говорит о необходимости наряду со всеми др формами отношения к живому, также и такого отношения, как познавательное, то есть о необходимости изучать жизнь во всех ее многообраз-х проявлениях.

В наше время основную массу знаний о живом люди получают из биологии. Биология видит живое как бы извне и дает объективные знания о живом. Философию интересуют отношения м/у ч-ком и живым.

В разграничении живого и неживого ч-к сталкив-ся с вопросом о происхождении жизни. Возникновение живой жизни явилось закономерным рез-том предшествующей эволюции планеты. Первые признаки жизни появились примерно 4 млрд. лет назад, прмр.2 млрд. лет назад появились клетки способные к фотосинтезу, распростр. жизни по всей поверхности планеты – биосферы. Жизнь предстает как непрерывный во времени и пространстве поток, в кот. постоянно преобразуются вещ-во, энергия и информация.   Каждый организм хар-ся наличием процессов обмена веществ, управлением роста, развития и размножения.

8. Эволюционизм и его ограниченность. Эволюционная теория и генетика. Эволюционизм – учение о развитии живой природы, разработанное гл.обр. Ч.Дарвином; гл.факторами эволюции живых существ явл. изменчивость, наследственность и отбор(иск и ест). Эв. теория явл основой биологии. Эв. теория доказывает, что жизнь произошла естествен. путем, все живые формы произошли от более простых.

Возникновение земной жизни явилось закономерным рез-том предшеств-щей эволюции нашей планеты, не требовавшей вмешательства внеш. воли, и определить необх-ые и достаточ-ые условия, а также последовательные стадии диалектич. скачка от неживой природы к первонач-ым формам жизни.

Представление о жизни как определенной стадии в эволюции не только нашей планеты, но и космоса, Вселенной в целом формировалось в нач. 20в. рядом весьма своеобраз. мыслителей, которых принято относить к направлению русского космизма. Идеи русского космизма оказали влияние на В.И.Вернадского, в творчестве кот., пожалуй, с наиб. глубиной реализовалось представление о жизни как факторе планетарного и космич-го порядка и об ответственности человека наделенного разумом за сохранение жизни.

Эв. теория – совок-ть представлений. Эв теория практически не доказана.

Основу эволюционного подхода к проблеме возникновения жизни составляет идея развития, которая как методологический принцип познания живой природы начала оформляться в период XVII— XVIII веков. Однако первые попытки носили характер стихийных, гениальных догадок. Впервые концепция развития (в особенности органического) была сформулирована древнегреческими философами. В философии Аристотеля появляется диалектический результат живого развития жизни. Эти взгляды дальнейшее воплощение получили в принципе непрерывности  Г.В. Лейбница и его учении о всеобщей связи сущего. Лейбниц приходит к выводу о родстве всех живых существ и о их единстве с неорганической природой. Воззрения швейцарского философа и естествоиспытателя Ш. Бонне  испытали влияние Лейбница. По мнению Бонне, органический мир в целом можно сравнить с организмом, в котором все элементы связаны между собой настолько тесно, что невозмож­но допустить отсутствие какого-либо из них. Концепция Бонне в своей основе не со­держала идеи развития, так как основывалась на преформистских представлениях, согласно которым эволюция — это развертывание вечно существующих зародышей, исключающее новообразования. Французский материалист Ж. О. Ламеттри  высказал идею о возникновении живых форм из органических зародышей под влиянием внешней среды. Единство растительного и животного царства он усматривал в сходстве составляющих их элементов.

Важную роль в разработке идеи развития и становления эволю­ционного учения сыграли труды выдающегося французского естес­твоиспытателя XVIII'в. Ж. Л. Бюффона, автора зна­менитой многотомной «Естественной истории». Он вообще стал отрицать воз­можность какой бы то ни было классификации, полагая, что виды — не реально существующие в природе единицы, а искусственные, надуманные категории. Одним из первых философов, сделавших попытку применить современное ему естествознание для объяснения строения и раз­вития мира, был И. Кант. Призна­ние эволюции живого и растительного мира явилось для Канта логическим завершением его космогонической гипотезы. Во времена Канта господствовала идея неизменяемости и пос­тоянства видов. Возможность доказательства общности происхождения «велико­го множества» видов живых организмов, населяющих Землю, Кант видел в создании естественной истории как самостоятельной науки. Высказываясь в защиту исторического подхода, Кант горячо высту­пает против идеи множества локальных актов творения. В этот же период немецкий естествоиспытатель К. Ф. Вольф опубликовал свою диссертацию «Теория зарождения», в которой опроверг учение о преформации и научно обосновал теорию эпигенеза.

В 1809 г. Ламарк опубликовал «Философию зоологии», которая содержала его основные возражения против метафизической идеи вечности и неизменности видов. Впервые в истории науки в этом труде была последовательно изложена идея о постепенном развитии всех организмов из простейших форм жизни, сделана первая по­пытка объяснить это развитие действием естественных сил, влия­ющих на организацию растений и животных. Согласно Ламарку, развитие органического мира осуществляется путем естественной «градации», как постепенный переход от простейших форм биоло­гической организации к усложняющимся и совершенствующимся. Накопленный длительным развитием биологической науки фактический и теоретический материал требовал своего объяснения в рамках общей концепции, диалектически отражающей противо­речивые процессы развития в живой природе. Такое объяснение было дано Ч. Дарвином, который вскрыл и объяснил источники и движущие силы этой эволюции. В основу теории эволюции им были положены следующие материальные факторы: наследственность, изменчивость и естественный отбор. Его учение о естественном отборе стало ключевым в решении многих проблем эволюции органического мира. В 1859 г. был выпущен главный труд всей жизни Ч. Дарвина — «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Дарвин вскрыл движущие силы эволюции живой природы. Он попытался понять и объяснить действительную природу внутренних противоречий органического мира. Его теория не только объясняет характер этих противоречий, но и указывает пути, по которым они разрешаются в мире животных и растений. Значительное место во всех трудах Дарвина, и в частности, в «Происхождении видов», занимают доказательства самого факта органической эволюции. Сейчас общепризнанно, что в основе всего живого лежат сход­ные химические соединения группы белков, среди которых особое положение имеют нуклеопротеиды. Это — соединения белковых тел и нуклеиновых кислот. Нуклеопротеиды составляют основной ком­понент клеточного ядра растений и животных. Исследования в области молекулярной биологии показали, что нуклеиновые кисло­ты ответственны за многие важные процессы жизнедеятельности организмов. При этом особую роль играют макромолекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) и рибонуклеиновой кислоты. Доказательством эволюции служит и сходство органов живот­ных, выражающееся в их положении, соотношении в общем плане строения и в развитии из сходного зачатка зародыша. Сходные органы называются гомологичными органами. Эволюционная тео­рия объясняет сходство органов общностью происхождения срав­ниваемых форм, тогда как сторонники креационистских концепций истолковывали это сходство как волю творца, создававшего группы животных по определенному плану. Подтверждением идеи эволюции является отражение истории развития организмов на их строении и на процессах зародышевого развития, а также географическое распространение организмов. Особое место в разработке и углублении эволюционных пред­ставлений занимает генетика. Представления о неизменности генов начинают преодолеваться в 20—30-е годы XX в. в связи с возни­кновением популяционной, эволюционной генетики. Выяснение структуры популяций позволило по-новому посмотреть на эволю­ционные процессы, разыгрывающиеся на популяционном уровне. Генетика дала возможность проследить основные этапы эволюци­онного процесса от появления нового признака в популяции до возникновения нового вида. Она принесла в исследование внутри­видового, микроэволюционного уровня точные экспериментальные методы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.