1) деятельностные теории - связывают появление человека с изменением
качества жизненной активности, приведшей к формированию элементов преобразования
и контроля над окружающей ситуацией. К ним относятся: а) трудовые концепции -
связывают становление чел. с изготовлением орудий; б) концепции, связывающие
новые преимущества чел. с изменением качества охоты, с развитием охотничьих
стратегий; в) игровые -определяют игровую активность как тренажер на которым
обкатывались новые непрагматистисткие, собственно человеческие модели
поведения; г) общедеятельностные концепции - связывают появление чел-го
образа жизни с развитием в нем элементов планирования , самоорганизации,
целеполагания.
2) интеллектуалистсткие теории - объясняют генезис человека
становлением чел-го мышления. Одни из них делают акцент на развитие св-в
предвидения - через формирование способностей мысленного моделирования
вариантами предполагаемого развития проблемной ситуации, тем самым
формировался более эффективный образ жизни, нежели образ действия по методике
проб и ошибок, присущий большинству животных. Другие полагают в качестве основного
пути эволюции мышления складывания его фундаментальных структур: матрицы
“Я” (эго-формы), бинарных оппозиций, установок на причинность, целесообразность
и тому подобное.
3) поведенческие теории - складывания основ человеческого образа жизни
как интенсификации соц. аспектов коллективистского поведения. таковыми аспектами
считают либо альтруизм, либо формы саморегуляции коллективной жизни (половая,
властная и прочая). Предполагается, что именно соц. отбор, т.е. межгрупповой
отбор, в котором эволюционные преимущества имели либо общности с большим %
альтруистических особей, либо саморегулирующиеся общности с новыми формами
поведения - и был главным фактором антропогенеза.
4) коммуникативно-символические теории - приоритет отдается либо
развитию лингвистической коммуникации, либо более универсальной символической
коммуникации.
Данные версии антропогенеза следует рассмат. как взаимодополняющие,
так как в наст. вр. статус самоочевидной имеет теории полифакторности антропогенеза,
объясняющая формирование человека взаимодействием параллельных факторов
трансформаций: деятельности, поведения, мышления и общения.
39. Этика науки и нравственная
ответственность ученого.
Сила науки, ее
эффективность определяются достижением высот знания. Но богатство
человеческой жизни не исчерпывается институтом знания. Бескорыстное служение
идеалам научной истины деформируется, причем весьма существенным образом, под
влиянием вненаучных и ненаучных факторов. Ученый, максимально
информированный в области своих изысканий, за их пределами часто является
некомпетентным человеком. Раскрытие физиками тайн атомного ядра позволило
создать сначала атомную, а затем водородную бомбу — чудовищные средства
уничтожения жизни на Земле. Создавать или не создавать атомную бомбу — это
уже вопрос не физической теории, а скорее психологии, социологии, других
гуманитарных наук. Между тем он решался не учеными, а политиками, которые
сумели привлечь к исполнению своих замыслов ряд выдающихся физиков и
техников.
Рано или поздно
необходимо разрешить проблему правильного использования достижений науки. В
таком случае мгновенно возникает вопрос об этике ученого, его нравственности.
Увы, но достижение истины не всегда ведет к добру. Прав французский философ М.
Монтенъ, отмечавший: "Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука
приносит лишь вред".
Любой, кто серьезно
относится к науке,— либо сам занимаясь научными изысканиями, либо используя
достижения науки,— попадает в ситуации своеобразного выбора, который
приходится делать. Занятия наукой вырабатывают определенное ценностное
отношение к миру. Подлинный ученый, как правило, высоко ценит логическую
дисциплину ума, способность обосновывать делаемые выводы, стремление к
истине, достоинства теории и эксперимента. В силу постоянного роста научного
знания ученый как бы исподволь подпитывается стимулами, ставящими его в
критическое отношение к догмам, ко всякого рода авторитетам. Вместе с тем
никакая наука не спасает от догматизма и от неоправданного преклонения перед
авторитетами, если ученый не обладает необходимыми свойствами характера,
порядочностью, честностью, мужеством. Применение научных знаний не является
нейтральным ни в политическом, ни в социальном, ни в экономическом, ни в экологическом,
ни в моральном отношениях. Ответственность за применение достижений науки в
первую очередь несут сами творцы науки, ученые. Никто не в состоянии лучше
самих ученых оценить положительные и слабые стороны применения результатов
научных исследований. Прогресс науки — не самоцель для человечества, он
призван способствовать всемерному развитию человека, в том числе улучшению
материальных условий его жизни. Наука не отменяет первостепенную значимость
таких ценностей человеческой жизни, как свобода, справедливость, счастье. Она
должна помогать развитию человека и как творческой личности. Но будет ли
наука действительно способствовать прогрессу общества и человека или же,
наоборот, она будет служить силам реакции — это уже зависит от людей данного
общества, от их ответственности перед будущим.
41. Проблема достоверности чувственных восприятий.
Восприятие – целостный образ, окружающий непосредственно воздействующие
на органы чувств предметы, их св-ва и отн-ия. Это более высокая ступень
познания и существенно отличается от ощущений – отражение св-в предметов
объективного мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Восприятие – это уже мыслящее живое созерцание, мы смотрим на вещи внешним,
а видим внутренним взором. Глубина этой осмысленности зависит от опыта
чел-ка.
Проблема закл-ся в том – можем ли мы получить знания о вещах как они
сущ-ют сам по себе посредством ощущения и восприятия. Ощущение и восприятие
зависимы от функц-ой специфики наших органов чувств.
Процесс чувственного восприятия очень сложен, н-р мы рассм-ем стол – в
дело вкл-ся не только органы зрения, но и наше видение, кот тесно связано с
нашим отношением к этому предмету – красивый, некрасивый и т.д.
Чувств-ое восприятие человеком конкр-ых явлений,
событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того в какой мере и
на сколько полно содержание понятий освоено данным человеком.
42. Взаимосвязь чувственного и рационального познания.
Психика человека
выступает как сложное системное образование с многочисленными цепями
взаимоопределения. В силу этого, например, содержание ощущения определяется
не только внешним раздражителем, но и состоянием мышления, памяти,
воображения. Чувственное и рациональное "пронизывают" друг друга.
Допустим, нас
интересует психический образ "этого яблока", желтого, круглого и
сладкого. Налицо три понятия: понятие цвета, понятие геометрической формы и
понятие вкуса. Понятие цвета охватывает собой различные цвета, среди которых
в данном случае имеется лишь желтый. Соответственно понятие вкуса в данном
случае представлено вкусом "сладкий". Психический образ яблока
выступает как пересечение многочисленных понятий и их чувственных показателей. Только вместе, в согласовании друг с
другом, понятие и восприятие яблока дают адекватный психический образ
"этого яблока". Психические образования, выступающие синтезом
чувственного и рационального, обладают целостностью и соответственно
интегральным качеством. Так, мелодия воспринимается как целое, совсем
необязательно она структурируется субъектом на чувственную и рациональную
составляющие.
17. Соотношение биол. и социал. в чел-ке. Понятие личности.
Человек – существо биосоциальное.
Строго говоря, эволюция человека происходит на всем протяжении его
существования. Но она относится к социальной стороне его жизни. Что же
касается биологической эволюции человека, то с тех пор как он выделился из
животного мира, она перестала иметь по крайней мере решающее значение. Даже
люди с ослабленным здоровьем благодаря успехам медицины могут принимать
активное участие в жизни общества. Сила естественного отбора в социальном
мире все более ослабевает, так как социальные институты, здравоохранение
постоянно сглаживают влияние индивидуальной биологической изменчивости.
Сегодня наблюдается очень медленный темп генетических изменений,
производимых отбором, и вместе с тем большое генетическое сходство между
различными человеческими группами. С другой стороны, имеется огромное
разнообразие человеческих культур и образов жизней, очень быстрый рост
социальных изменений, свидетельствующих о происходящей культурной эволюции
человечества. Поэтому можно с уверенностью говорить о ведущей роли культуры
в эволюции homo sapiens. Политические, экономические и социальные
изменения во многих странах, связанные с улучшением жизни людей, прямо влияют
на состояние их здоровья и, следовательно, на уменьшение зависимости человека
от естественного отбора. У человека роль естественного отбора заключается в
сохранении генофонда, в сдерживании мутаций, отрицательно влияющих на его
здоровье. если судить о физическом здоровье людей, его состояние за историю
существенно улучшилось. Комплексным показателем здесь может служить
увеличение средней продолжительности жизни населения. Теперь обратимся к
вопросу о развитии умственных способностей. Один из создателей евгеники
(теории о наследственном здоровье человека и путях его улучшения) английский
психолог и антрополог Фрэнсис Галътон (1822—1911) был убежден в том, что
интеллект современного человека снижается. По его мнению, представители
низших классов обладают более низким коэффициентом интеллектуальности —IQ. В то
же самое время именно эти слои имеют и больше детей. Однако в начале 60-х гг.
была показана ошибочность того, что существует прямая зависимость между
социальным положением, количеством детей и IQ. Современные биологи и
антропологи полагают, что процесс биологической эволюции человека как вида,
т.е. процесс видообразования человека, прекратился со времени
образования homo sapiens. Прежде всего об этом свидетельствует тот
факт, что в течение этого периода мозг человека не изменился, морфологически.
изменение его завершилось. Противоположная точка зрения не имеет
достаточного основания.
В современной литературе по
вопросу о роли социальных и биологических факторов в индивидуальном развитии
человека существуют два различных подхода к решению проблемы. Одни авторы
утверждают, что развитие человека целиком обусловлено генами, абсолютизируя,
таким образом, биологический фактор. Это направление называется панбиологизм.
Вторая точка зрения состоит в том, что все люди рождаются с одинаковыми
генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют
воспитание и образование. Эта концепция получила название пансоциологизм. В
индивидуальном развитии человека различаются два периода — эмбриональный и
постэмбриональный. Первый охватывает период внутриутробного развития
человеческого эмбриона (зародыша). Уже на самой ранней стадии развития
эмбриона начинается реализация генетической программы, полученной от
родителей и закрепленной в хромосомах ДНК. Каждый человек является носителем
специфического индивидуального набора генов, вследствие чего он генетически
уникален. На сегодняшний день господствующей точкой зрения можно считать ту,
которая утверждает, что наследуются не сами способности как таковые, а лишь
их задатки, которые в большей или меньшей степени могут проявляться в
условиях среды. Генетический потенциал человека ограничен во времени, причем
достаточно жестко. Если пропустить срок ранней социализа-ции, этот потенциал
не успевает реализоваться и угасает. Ярким примером этого могут служить
многочисленные случаи, когда младенцев попавших в джунгли. Это
свидетельствует о том, что характерные черты человеческого поведения
и деятельности приобретаются только через социальное наследование, через
передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения. Можно
выделить следующие факторы, воздействующие на человека: биологические
задатки, кодируемые в генах; среда (социальная и природная); деятельность
индивида; ум (сознание, мышление). Взаимодействие наследственности и среды в развитии
человека имеет место в течение всей его жизни. Но особую важность оно
приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного,
детского, подросткового и юношеского. Именно в эти периоды наблюдается
интенсивный процесс развития организма и формирования личности. Наследственность
определяет то, каким может стать организм, но формируется он под одновременным
влиянием обоих факторов как наследственности, так и среды. Сегодня становится
все более общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием
двух программ наследования — биологической и социальной. Все признаки и
свойства любого индивида являются, таким образом, результатом взаимодействия
его генотипа и среды.
Личность – человеческий индивид в аспекте его социальных качеств,
формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности. Личность
формир в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формир ее в сущности
есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел продуктивной
активности, выраж. в постоянной корректировке своих действий, поведений,
поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что
связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности
образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая
специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и
самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Чел может
строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в
действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему
другие люди могут оценить его личность. Соц-деятельная сущность лежит в
основе социализации инд, в процессе которого и формируется личность.
Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков,
воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - "Я". Это Я
определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих
интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений,
ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир соц чувств
человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести,
справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его
Я - он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то, каким
индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как
личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.
40. Научная деятельность как творчество. Пути и способы решения научной
проблемы.
45. Жизнь, смерть и бессмертие в духовном опыте личности.
Жизнь и смерть – вечные темы духовной культуры
человечества. Каждый человек рано или поздно задумывается о смысле жизни,
смерти, о бессмертии. Считалось, что жизнь – это миг данный человеку чтобы
подготовиться к смерти и бессмертию. К жизни (к понятию) относились
по-разному, кто считал жизнь сном, кто страданием, кто безумием и т. д. Кто
воспринимает жизнь как драму – какая бы удачная и долгая не была жизнь конец
её неизбежен. Эпикур говорил – когда мы существуем, смерти еще нет, а когда
присутствует смерть, нас нет. Человек, в отличие от животного, размышляет о
смерти, но животные чувствуют приближение смерти. Одноклеточные организмы
бессмертны, когда организмы становятся многоклеточные в него как бы
встраивается механизм самоуничтожения на определенном этапе развития,
связанный с геномом. Мудрость человека выражается в спокойном отношении к
жизни и смерти, человек должен относиться к ним одинаково.
Жизнь, смерть и бессмертие рассматривается в
биологическом измерении, второе измерение рассматривается с уяснением
специфики человеческой жизни и её отличия от жизни всего живого, третье
связано с идеей бессмертия (дело, дети, внуки, предметы его деятельности,
идеи, образы и т. д.). Мумификация – тоже вид бессмертия. Есть также бессмертие
– растворение умершего тела и духа во Вселенной. Христианство:
«День смерти лучше дня рождения» Бессмертие через восприятие Ислам:
человек сотворён волей Аллаха Существует немало концепций жизни, смерти,
бессмертия, основанных на без религиозном подходе к миру и человечеству –
жизнь – всё, а смерть – трагедия, которая делает жизнь бессмертной. Для
неверующего – невозможно полное сохранение, сохраняется вещество, энергия,
значит частицы нашего «я» после смерти войдут в вечный круговорот бытия
(закон сохранения). Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте вечности.
Человек – единственное существо, которое осознаёт свою смертность и может
делать её предметом размышления. Первой реакцией, следующей за осознанием
своей смертности, может быть чувство безнадёжности и растерянности, даже
панической. Преодолевая это чувство, человек, однако всю оставшуюся жизнь
существует, отягощённый знанием о грядущей собственной смерти; более точно,
это знание, хотя в большинстве жизненных ситуаций оно таится в скрытых глубинах
сознания, становится тем не менее основопологающим в последующем духовном
развитии человека. Жизнь каждого человека не бесконечна, а обрывается
смертью, небытием… история мировой культуры раскрывает извечную связь поисков
смысла человеческой жизни с попытками разгадать таинство небытия, а также со
стремлением жить вечно и если не материально, то хотя бы духовно, нравственно
победить смерть. Понимание смысла и ценности человеческой жизни опирается,
следовательно, на учении о социальной сущности человека. Мысль о неизбежности
биологической смерти человека, проходящие красной нитью через творчество
Толстого, неразрывно связана у него с утверждением нравственного, духовного
бессмертия человека. Смерть страшна для тех кто не видит как бессмысленна и
погибельна его одинокая личная жизнь, и кто думает что он не умирает…
18. Формы
логического мышления и роль языка в их образовании. Понятие языка науки.
Логика – это наука о
бытии. Абстрактное мышление представляет собой результат языковой
коммуникации. Первично язык и мышление представляли единое целое. Язык
способствует образу отрываться от предмета, которое отражается в этом образе,
и сохраняться в психике в виде значения этого слова. Слово может иметь не
одно, а несколько значений.
Функции языка –
назывная и побудительная, или запретительная. С появлением языка появились
человеческие отношения. Сущность языка выявляется в его двуединой функции:
служить средством общения и орудием мышления. Формы мышления – это понятие,
суждение, умозаключение, способ связи составных частей мысленного содержания,
в результате этой операции мы теряем образное содержание, но появляется
возможность заключения выводного знания. Понятие – мысль о предмете. Суждения
– различны по содержанию, а общее по строению у них то, что они имеют одни и
те же элементы и способ связи. С появлением логических форм человек стал
отделять себя от предметов, они становятся предметом мысли. У человека две
структуры:
А) бессознательная –
это совокупность бессознательных импульсов, обеспечивающих самосохранение, а
основным является либидо;
Б) сознательная – находится в антагонизме с бессознательным.
46. Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека. Мировоззрение
и философия.
Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и общества)
на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком
смысла совей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных
научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных,
религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и
идеалов людей. Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к
окружающему миру или самому себе.
Таким образом, мировоззрение есть определенная форма духовного
освоения действительности под углом зрения отношения субъекта к ней.
Мировоззрение, в конечном счете, направлено на осознание, осмысливание места,
роли человека в окружающем мире, чтобы конкретизировать понятие мировоззрения
стоит рассмотреть его структуру. Возможны различные срезы в структуре мировоззрения
в зависимости от того, с каких позиций анализируется подход:
1. Учитывая различия субъектов мировоззрения,
можно говорить о мировоззрении индивидуально - личностном и мировоззрении
общества на определенной ступени его развития (культура).