рефераты скачать

МЕНЮ


Шпора по философии, кандидатский минимум

. Философские версии антропогенеза:

1) деятельностные теории - связывают появление человека с изменением качества жизненной активности, приведшей к формированию элементов  преобразования и контроля над окружающей ситуацией. К ним относятся: а) трудовые концепции - связывают становление чел. с изготовлением орудий; б) концепции, связывающие новые преимущества чел. с изменением качества охоты, с развитием охотничьих стратегий; в) игровые -определяют игровую активность как тренажер на которым обкатывались новые непрагматистисткие, собственно человеческие модели поведения; г) общедеятельностные концепции - связывают появление чел-го образа жизни с развитием в нем элементов планирования , самоорганизации, целеполагания.

2) интеллектуалистсткие теории - объясняют генезис человека становлением чел-го мышления. Одни из них делают акцент на развитие св-в предвидения - через формирование способностей мысленного моделирования вариантами предполагаемого развития проблемной ситуации, тем самым формировался более эффективный образ жизни, нежели образ действия по методике проб и ошибок, присущий большинству животных. Другие полагают в качестве основного пути эволюции мышления  складывания его  фундаментальных структур: матрицы “Я” (эго-формы), бинарных оппозиций, установок на причинность, целесообразность и тому подобное.

3) поведенческие теории - складывания основ человеческого образа жизни как интенсификации соц. аспектов коллективистского поведения. таковыми аспектами считают либо альтруизм, либо формы саморегуляции коллективной жизни (половая, властная и прочая). Предполагается, что именно соц. отбор, т.е. межгрупповой отбор, в котором эволюционные преимущества имели либо общности с большим % альтруистических особей, либо саморегулирующиеся общности с новыми формами поведения - и был главным фактором антропогенеза.

4) коммуникативно-символические теории - приоритет отдается либо развитию лингвистической коммуникации, либо более универсальной символической коммуникации.

Данные версии антропогенеза следует рассмат. как взаимодополняющие, так как в наст. вр. статус  самоочевидной имеет теории полифакторности антропогенеза, объясняющая формирование человека взаимодействием параллельных факторов трансформаций: деятельности, поведения, мышления и общения.




39. Этика науки и нравственная ответственность ученого.

Сила науки, ее эффективность определяются достижением высот знания. Но богатство человеческой жизни не исчерпывает­ся институтом знания. Бескорыстное служение идеалам научной истины деформируется, причем весьма существенным образом, под влиянием вненаучных и ненаучных факторов. Ученый, максималь­но информированный в области своих изысканий, за их предела­ми часто является некомпетентным человеком. Раскрытие физи­ками тайн атомного ядра позволило создать сначала атомную, а затем водородную бомбу — чудовищные средства уничтожения жизни на Земле. Создавать или не создавать атомную бомбу — это уже вопрос не физической теории, а скорее психологии, социоло­гии, других гуманитарных наук. Между тем он решался не уче­ными, а политиками, которые сумели привлечь к исполнению сво­их замыслов ряд выдающихся физиков и техников.

Рано или поздно необходимо разрешить проблему правильно­го использования достижений науки. В таком случае мгновенно возникает вопрос об этике ученого, его нравственности. Увы, но достижение истины не всегда ведет к добру. Прав французский философ М. Монтенъ, отмечавший: "Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред".

Любой, кто серьезно относится к науке,— либо сам занима­ясь научными изысканиями, либо используя достижения науки,— попадает в ситуации своеобразного выбора, который приходится делать. Занятия наукой вырабатывают определенное ценност­ное отношение к миру. Подлинный ученый, как правило, высо­ко ценит логическую дисциплину ума, способность обосновы­вать делаемые выводы, стремление к истине, достоинства теории и эксперимента. В силу постоянного роста научного знания уче­ный как бы исподволь подпитывается стимулами, ставящими его в критическое отношение к догмам, ко всякого рода авторитетам. Вместе с тем никакая наука не спасает от догматизма и от неоп­равданного преклонения перед авторитетами, если ученый не обладает необходимыми свойствами характера, порядочностью, честностью, мужеством. Применение научных знаний не является нейтральным ни в политическом, ни в социальном, ни в экономическом, ни в эко­логическом, ни в моральном отношениях. Ответственность за применение достижений науки в первую очередь несут сами творцы науки, ученые. Никто не в состоянии лучше самих уче­ных оценить положительные и слабые стороны применения ре­зультатов научных исследований. Прогресс науки — не самоцель для человечества, он призван способствовать всемерному разви­тию человека, в том числе улучшению материальных условий его жизни. Наука не отменяет первостепенную значимость таких ценностей человеческой жизни, как свобода, справедливость, счастье. Она должна помогать развитию человека и как творче­ской личности. Но будет ли наука действительно способствовать прогрессу общества и человека или же, наоборот, она будет слу­жить силам реакции — это уже зависит от людей данного обще­ства, от их ответственности перед будущим.


41. Проблема достоверности чувственных восприятий.

Восприятие – целостный образ, окружающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их св-ва и отн-ия. Это более высокая ступень познания и существенно отличается от ощущений – отражение св-в предметов объективного мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Восприятие – это уже мыслящее живое созерцание, мы смотрим на вещи внешним, а видим внутренним взором. Глубина этой осмысленности зависит от опыта чел-ка.

Проблема закл-ся в том – можем ли мы получить знания о вещах как они сущ-ют сам по себе посредством ощущения и восприятия. Ощущение и восприятие зависимы от функц-ой специфики наших органов чувств.

Процесс чувственного восприятия очень сложен, н-р мы рассм-ем стол – в дело вкл-ся не только органы зрения, но и наше видение, кот тесно связано с нашим отношением к этому предмету – красивый, некрасивый и т.д.

Чувств-ое восприятие человеком конкр-ых явлений, событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того в какой мере и на сколько полно содержание понятий освоено данным человеком.


42. Взаимосвязь чувственного  и рационального познания.

Психика человека выступа­ет как сложное системное образование с многочисленными цепя­ми взаимоопределения. В силу этого, например, содержание ощущения определяется не только внешним раздражителем, но и состоянием мышления, памяти, воображения. Чувственное и рациональное "пронизывают" друг друга.

Допустим, нас интересует психический образ "этого яблока", желтого, круглого и сладкого. Налицо три понятия: понятие цвета, понятие геометрической формы и понятие вкуса. Понятие цвета охватывает собой различные цвета, среди которых в дан­ном случае имеется лишь желтый. Соответственно понятие вку­са в данном случае представлено вкусом "сладкий". Психический образ яблока выступает как пересечение многочисленных поня­тий и их чувственных показателей. Только вместе, в согласовании друг с другом, по­нятие и восприятие яблока дают адекватный психический образ "этого яблока". Психические образования, выступающие синтезом чувствен­ного и рационального, обладают целостностью и соответственно интегральным качеством. Так, мелодия воспринимается как це­лое, совсем необязательно она структурируется субъектом на чувственную и рациональную составляющие.


17. Соотношение биол. и социал. в чел-ке. Понятие личности.

Человек – существо биосоциальное. Строго говоря, эволюция человека происходит на всем протя­жении его существования. Но она относится к социальной стороне его жизни. Что же касается биологической эволюции человека, то с тех пор как он выделился из животного мира, она перестала иметь по крайней мере решающее значение. Даже люди с ослабленным здоровьем благодаря успехам медицины могут принимать активное участие в жизни общества. Сила естественного отбора в социаль­ном мире все более ослабевает, так как социальные институты, здравоохранение постоянно сглаживают влияние индивидуальной биологической  изменчивости.   Сегодня наблюдается очень медленный темп генетических из­менений, производимых отбором, и вместе с тем большое генети­ческое сходство между различными человеческими группами. С другой стороны, имеется огромное разнообразие человеческих культур и образов жизней, очень быстрый рост социальных изме­нений, свидетельствующих о происходящей культурной эволюции че­ловечества. Поэтому можно с уверенностью говорить о ведущей роли культуры в эволюции homo sapiens. Политические, экономи­ческие и социальные изменения во многих странах, связанные с улучшением жизни людей, прямо влияют на состояние их здоровья и, следовательно, на уменьшение зависимости человека от естест­венного отбора. У человека роль естественного отбора заключается в сохранении генофонда, в сдерживании мутаций, отрицательно влияющих на его здоровье. если судить о физическом здоровье людей, его состояние за историю существенно улучшилось. Комплексным показателем здесь может служить увеличение сред­ней продолжительности жизни населения. Теперь обратимся к вопросу о развитии умственных способно­стей. Один из создателей евгеники (теории о наследственном здоро­вье человека и путях его улучшения) английский психолог и антро­полог Фрэнсис Галътон (1822—1911) был убежден в том, что интел­лект современного человека снижается. По его мнению, представи­тели низших классов обладают более низким коэффициентом ин­теллектуальности —IQ. В то же самое время именно эти слои имеют и больше детей. Однако в начале 60-х гг. была показана ошибочность того, что существует прямая зависимость между социальным положением, количеством детей и IQ. Современные биологи и антропологи полагают,  что  процесс биологической эволюции человека как вида, т.е. процесс видообразования  человека,   прекратился  со  времени  образования  homo sapiens. Прежде всего об этом свидетельствует тот факт, что в течение этого периода мозг человека не изменился, морфологически. изменение его завершилось.  Противоположная точка зрения не имеет достаточного основания.

В современной литературе по вопросу о роли социаль­ных и биологических факторов в индивидуальном развитии челове­ка существуют два различных подхода к решению проблемы. Одни авторы утверждают, что развитие человека целиком обусловлено генами, абсолютизируя, таким образом, биологический фактор. Это направление называется панбиологизм. Вторая точка зрения состоит в том, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и обра­зование. Эта концепция получила название пансоциологизм. В ин­дивидуальном развитии человека различаются два периода — эм­бриональный и постэмбриональный. Первый охватывает период внутриутробного развития человеческого эмбриона (зародыша). Уже на самой ранней стадии развития эмбриона начинается реализация генетической программы, полученной от родителей и закрепленной в хромосомах ДНК. Каждый человек является носи­телем специфического индивидуального набора генов, вследствие чего он генетически уникален. На сегодняшний день господствующей точкой зрения можно считать ту, которая утверждает, что наследуются не сами способно­сти как таковые, а лишь их задатки, которые в большей или мень­шей степени могут проявляться в условиях среды. Генетический потенциал человека ограничен во времени, при­чем достаточно жестко. Если пропустить срок ранней социализа-ции, этот потенциал не успевает реализоваться и угасает. Ярким примером этого могут служить многочисленные случаи, когда младенцев попавших в джунгли. Это свидетельствует о том, что характерные черты   человеческого   поведения   и   деятельности   приобретаются только через социальное наследование, через передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения. Можно выделить следующие факторы, воздействующие на человека: биологические задатки, кодируемые в генах; среда (социальная и природная); деятельность индивида; ум (сознание, мышление). Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека имеет место в течение всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в эти периоды наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности. Наследственность определяет то, каким может стать организм, но формируется он под одновременным влиянием обоих факторов как наследственности, так и среды. Сегодня становится все более общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследования — биологической и социаль­ной. Все признаки и свойства любого индивида являются, таким образом, результатом взаимодействия его генотипа и среды.

Личность – человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности. Личность формир в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формир ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел продуктивной активности, выраж. в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Чел может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему другие люди могут оценить его личность. Соц-деятельная сущность лежит в основе социализации инд, в процессе которого и формируется личность.  Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - "Я". Это Я определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир соц чувств человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.   

40. Научная деятельность как творчество. Пути и способы решения научной проблемы.


45. Жизнь, смерть и бессмертие в духовном опыте личности.

Жизнь и смерть – вечные темы духовной культуры человечества. Каждый человек рано или поздно задумывается о смысле жизни, смерти, о бессмертии. Считалось, что жизнь – это миг данный человеку чтобы подготовиться к смерти и бессмертию. К жизни (к понятию) относились по-разному, кто считал жизнь сном, кто страданием, кто безумием и т. д.  Кто воспринимает жизнь как драму – какая бы удачная и долгая не была жизнь конец её неизбежен. Эпикур говорил – когда мы существуем, смерти еще нет, а когда присутствует смерть, нас нет. Человек, в отличие от животного, размышляет о смерти, но животные чувствуют приближение смерти. Одноклеточные организмы бессмертны, когда организмы становятся многоклеточные в него как бы встраивается механизм самоуничтожения на определенном этапе развития, связанный с геномом. Мудрость человека выражается в спокойном отношении к жизни и смерти, человек должен относиться к ним одинаково.

Жизнь, смерть и бессмертие рассматривается в биологическом измерении, второе измерение рассматривается с уяснением специфики человеческой жизни и её отличия от жизни всего живого, третье связано с идеей бессмертия (дело, дети, внуки, предметы его деятельности, идеи, образы и т. д.). Мумификация – тоже вид бессмертия. Есть также бессмертие – растворение умершего тела и духа во Вселенной. Христианство: «День смерти лучше дня рождения»  Бессмертие через восприятие Ислам: человек сотворён волей Аллаха Существует немало концепций жизни, смерти, бессмертия, основанных на без религиозном подходе к миру и человечеству – жизнь – всё, а смерть – трагедия, которая делает жизнь бессмертной. Для неверующего – невозможно полное сохранение, сохраняется вещество, энергия, значит частицы нашего «я» после смерти войдут в вечный круговорот бытия (закон сохранения). Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте вечности. Человек – единственное существо, которое осознаёт свою смертность и может делать её предметом размышления. Первой реакцией, следующей за осознанием своей смертности, может быть чувство безнадёжности и растерянности, даже панической. Преодолевая это чувство, человек, однако всю оставшуюся жизнь существует, отягощённый знанием о грядущей собственной смерти; более точно, это знание, хотя в большинстве жизненных ситуаций оно таится в скрытых глубинах сознания, становится тем не менее основопологающим в последующем духовном развитии человека. Жизнь каждого человека не бесконечна, а обрывается смертью, небытием… история мировой культуры раскрывает извечную связь поисков смысла человеческой жизни с попытками разгадать таинство небытия, а также со стремлением жить вечно и если не материально, то хотя бы духовно, нравственно победить смерть. Понимание смысла и ценности человеческой жизни опирается, следовательно, на учении о социальной сущности человека. Мысль о неизбежности биологической смерти человека, проходящие красной нитью через творчество Толстого, неразрывно связана у него с утверждением нравственного, духовного бессмертия человека. Смерть страшна для тех кто не видит как бессмысленна и погибельна его одинокая личная жизнь, и кто думает что он не умирает…

18. Формы логического мышления и роль языка в их образовании. Понятие языка науки.

Логика – это наука о бытии. Абстрактное мышление представляет собой результат языковой коммуникации. Первично язык и мышление представляли единое целое. Язык способствует образу отрываться от предмета, которое отражается в этом образе, и сохраняться в психике в виде значения этого слова. Слово может иметь не одно, а несколько значений.

 Функции языка – назывная и побудительная, или запретительная. С появлением языка появились человеческие отношения. Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Формы мышления – это понятие, суждение, умозаключение, способ связи составных частей мысленного содержания, в результате этой операции мы теряем образное содержание, но появляется возможность заключения выводного знания. Понятие – мысль о предмете. Суждения – различны по содержанию, а общее по строению у них то, что они имеют одни и те же элементы и способ связи. С появлением логических форм человек стал отделять себя от предметов, они становятся предметом мысли. У человека две структуры:

А) бессознательная – это совокупность бессознательных импульсов, обеспечивающих самосохранение, а основным является либидо;

Б) сознательная – находится в антагонизме с бессознательным.

46. Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека. Мировоззрение и философия.

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла совей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.   Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

 Таким образом, мировоззрение есть определенная форма духовного освоения действительности под углом зрения отношения субъекта к ней. Мировоззрение, в конечном счете, направлено на осознание, осмысливание места, роли человека в окружающем мире, чтобы конкретизировать понятие мировоззрения стоит рассмотреть его структуру. Возможны различные срезы в структуре мировоззрения в зависимости от того, с каких позиций анализируется подход:

1.       Учитывая различия субъектов мировоззрения, можно говорить о мировоззрении индивидуально - личностном и мировоззрении общества на определенной ступени его развития (культура).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.