Шпаргалки для экзамена по Философии(НТУУ"КПИ", Украина)
Важнейшей
частью надстройки являются политические идеи, тео- рии, политические отношения
и организации, составляющие политичес- кую систему общества, которая возникает
на определенной ступени общественного развития. Любое общество не может
функционировать без управления, но его формы и содержание в различные периоды
истории весьма сущест- венно отличаются. Так, родовая община не знала
политических от- ношений и политического регулирования, управление в ней
осущест- влялось как самоуправление, общественная жизнь регламентировалась
традициями, обычаями и авторитетом старейшин. Распад родового строя и
разделение общества на классы разру- шили прежнюю социальную организацию. Общий
интерес вытесняется ин- тересом экономически господствующего класса, появляются
новые от- ношения и, следовательно, новые механизмы регулирования обществен-
ной жизни, связанные с властью. Складывается политическая система общества, ядром
которой стало государство. Изучение политической системы представляет особый
интерес прежде всего потому, что государство, партии и другие ее элементы
играют большую роль в жизни современного общества, выполняя раз- личные
функции. Примечательным явлением нашего времени стала поли- тизация общества,
увеличение веса политики как фактора, влияющего на все стороны материальной и
духовной жизни. Поэтому важно иссле- довать природу политики, сущность
политической системы, экономи- ческие и социальные факторы, на основе которых
она формируется и развивается. Что же такое политика, если она стала неизбежным
элементом человеческого существования? Тремин"политика" многозначен и
его содержание раскрывалось по мере изучения государства, других политических
институтов и всех рычагов власти. В переводе с греческого политика означает
искусство управле- ния государством, определенный способ осуществления целей
госу- дарства внутри и за пределами его территории. Все философы, начи- ная с
Аристотеля, подчеркивали самое характерное для политики как общественного
явления - ее прямую или опосредованную связь с властью. Так понимали ее
Ш.Фурье, М.Вебер, К.Маркс, В.И.Ленин. Та- ким образом, политика представляет
собой особую сферу жизнедея- тельности общества, связанную с отношениями между
классами и соци- альными группами по поводу власти. Понятие "власть"
соотносится, как правило, с политической властью, хотя в действительности
существуют разновидности общест- венной власти, возникшие задолго до появления
государства. В общем плане власть - это способность и возможность осуществлять
свою во- лю классом, группой,партией или личностью, оказывать воздействие на
поведение людей, опираясь на силу, авторитет, право или ка- кие-либо другие
средства принуждения и убеждения. Так, в первобыт- но-общинном строе власть
носила общественный характер, осуществля- лась всеми членами рода, которые
избирали авторитетного старейшину. Выделяют несколько видов власти -
экономическую, политичес- кую, классовую, власть группы или отдельной личности.
В истории существовали и семейные виды власти, такие как матриархат и патри-
архат. Власть выполняет ряд функций: господства, руководства, уп- равления и
организации, контроля, которые присущи любому ее виду. Понятие
"власть" часто используют в качестве метафоры, говоря о "власти
идей", "власти человека над природой" и т.д. Но наиболее
адекватное свое выражение понятие власти находит в политической сфере.
Политическая власть представляет собой способность личности, класса или
социальной группы проводить в жизнь политическую линию в соответствии со своими
экономическими, идеологическими и полити- ческими интересами. Следует сказать,
что политическая власть пре- допределяется экономическим господством, которое и
обеспечивает классу, индивиду право на политическое руководство. Экономическая
власть как базисная первична, именно она обусловливает содержание политической
власти, ее структуру, характер выполняемых функций. В этом появляется тесная
связь политики с экономикой. Как надстроеч- ное явление, политика вторична по
отношению к экономическому бази- су, зависит от него и определяется им.
Положение о том, что "поли- тика" есть концентрированное выражение
экономики", считается одним из важнейших для понимания ее сущности. Это
значит, что самые глу- бокие корни внешней и внутренней политики государства
определяются экономическими интересами класса или социальной группы, стоящей у
власти. Необходимо подчеркнуть и обратное влияние политики на эконо- мику,
которое выражается в том, что именно политикой определяются и решаются коренные
экономические реформы в государстве. Активная роль политики в отношении
экономики проявляется на всех этапах развития общества, но особенно в периоды
революционных преобразо- ваний общественных отношений, когда решается главный
вопрос эконо- мической власти - владение собственностью. Политическая власть
реализуется в процессе политической дея- тельности в виде господства и
управления, через политические отно- шения в обществе. Они складываются с
возникновением классов и го- сударства, являясь существенной частью всей
сложной системы об- щественных отношений и имеют свою специфику. Она
заключается в том, что политические отношения представляют собой отношения по
поводу государственной власти. Понятие политики тесно связано с понятием права.
Политика и политические отношения возникают на определенном этапе развития
общества, когда оно уже не может регулировать свои отношения, опи- раясь только
на силу обычаев, традиций и общественное мнение.В это время появляется
потребность в новой системе норм, законов, скла- дывается правовая основа
общества и государства. Право - это сис- тема общеобязательных социальных норм
и отношений, закрепляемых в обществе с их помощью и охраняемых государством.
Для реализации права существует государство, которое следит за его соблюдением.
Государство и право неотделимы друг от друга, они возникли и существуют
одновременно. В отличие от моральных норм и традиций, обычаев, которые
складывались стихийно, без осо- бой государственной формы выражения, право
устанавливается госу- дарством и выражается в виде законов. Политические идеи,
теории, взгляды и политические отношения находят свое выражение в различных
политических организациях и институтах. К ним относятся: государство, партии,
профсоюзы и дру- гие общественные организации, средства массовой информации. Не
все общественные организации являются политическими, но в то же время в
обществе нет ни одной организации, стоящей вне политики. Это значит, что они
реализуют свои цели, либо обращаясь непосредствен- но к государственной власти,
либо через общественное мнение регу- лируют государственную политику. Иными
словами в определенной сте- пени несут не себе политическую нагрузку, не
выполняя
До 74 питання
непосредс-
твенно политических задач. Сегодня, в условиях политизации общест- ва, любые
самодеятельно-общественные организации приобретают поли- тический характер
(например, развитие различных национальных дви- жений и объединений, которые
первоначально ставили задачи столько культурного и языкового совершенствования,
а сейчас говорят о сво- ем стремлении к политической власти). Поскольку в
обществе нет организаций, стоящих вне политики, следовательно, не может быть и
граждан, исключенных полностью из политической жизни, все члены общества так
или иначе, активно или пассивно принимают в ней участие. Таким образом,
политическая система представляет собой слож- ное, многоуровневое динамическое
образование. В ней выделяют три составных части: 1) подсистема политических
идей, теорий, взгля- дов, эмоций, чувств, составляющих политическое сознание;
2) под- система политических отношений между обществом и государством,
различными классами и социальными группами, государствами и т.д., по поводу
власти; 3) подсистема политических институтов, образую- щих политическую
организацию общества: государство, партии, проф- союзы и другие общественные
организации. Все элементы политической системы взаимосвязаны и обусловли- вают
друг друга. Так, политические взгляды, теории и отношения ре- ализуются в
деятельности политических институтов и наоборот - го- сударство, партии
формируют определенное политическое сознание. Политическая система носит
исторический характер, т.е. меняется с переходом от одной формации к другой, от
одной исторической эпохи к другой. Например, для рабовладельческого и феодального
общества государство было собственно первой политической системой. Важней- шие
институты жизни, такие как собственность, семья, сословия и корпорации, церковь
приобретали статус элементов государственной жизни. Фактически общество было
слито с государством. Но по мере общественного прогресса политическая система
все более усложняет- ся, приобретая многогранность, хотя государство и
продолжает оста- ваться ядром политической системы. Сегодня мы можем говорить о
новой технологии власти, опираю- щейся на достижения НТР, которая заключается в
использовании бю- рократического, военно-полицейского аппарата, системы
коммуникаций и средств массовой информации. Все это дает возможность по-новому
связывать власть и общество, влиять на сознание в политических це- лях,
привлекать более широкие слои населения к участию в полити- ческой жизни. Как
не велика роль государства (его сущность и!фуА ления экономической и
политической власти используются и другие организации, такие, например, как
партии. Политические партии возникли в конце XVII- начале XVIII ве- ков,
отражая борьбу сторонников различных направлений в новой на- рождающейся
буржуазной государственности. Это были формы борьбы с монархами за ограничение
их власти, за расширение состава полити- ческой элиты. А к середине XIX века
формируются массовые полити- ческие партии (христианско-демократические,
социалистические и др.). Партии прошли длительный эволюционный путь развития.
Их ха- рактер зависит от многих факторов: социального и экономического развития
страны, традиций, демографической ситуации и т.д. Следо- вательно, и роль
партии в политической системе будет особая для каждой страны. Сегодня партии
играют существенную роль в политической жизни, отражая интересы классов и
социальных групп, их положение в об- ществе, отношения с другими социальными
институтами и государс- твом. Они имеют свой аппарат, бюджет, устав,
регламентирующий от- ношения членов партии. Разрабатывают идеологическую
программу сво- ей деятельности, обосновывая место, роль и перспективы класса,
группы, чьи интересы они выражают. Партия - это тот политический механизм,
который позволяет приводить к государственной власти своих представителей.
Профсоюзы, как другой важный элемент политической системы, появились на основе
общественного разделения труда. Как правило они представляют собой группы людей
одной и той же профессии, объ- единенных общими интересами. Задача профсоюзов -
защищать интересы трудовых коллективов, быть в определенной степени в оппозиции
к администрации, являться ей противовесом. Конечно, количество организаций,
принадлежащих к политической системе, больше, чем рассмотрено нами. Развивается
общественная жизнь, появляются новые и исчезают старые политические институты.
Но особая роль в политической системе по-прежнему остается за го- сударством.
75. Держава її походження і сутність.
Рушійною силою розвитку суспільства є також політична система,
найбільш яскраво виражена у формі держави. Політична система – це система політичних
партій, організацій. інститутів, рухів та відносин між ними. Політична система
органічно входить до надбудови суспільства та обслуговує економічний базис.
Важливим компонентом надбудови є держава. Це основна форма управління
суспільством політичними засобами. Вона виникла після появи класів і
необхідності встановлення злагоди між ними. Існує два погляди на сутність
держави: марксистський, який вважає, що держава має класовий характер і є
органом насильства, та загальнолюдський, за яким держава — це орган управління
і досягнення злагоди в суспільстві. Тип держави завжди відповідає типові
суспільства – рабовласницька, феодальна, капіталіс-тична, соціалістична,
постсоціалістична. Предметом
особых дискуссий является вопрос о происхождении государства. Античная
философия в лице Платона и Аристотеля рассматривала возникновение государства
как проявление естественных потребностей, присущих человеку. Формирование
сословий философов, воинов и работников и было проявлением этих потребностей. У
Аристотеля государство отождествлялось с обществом, поэтому политическая сфера
охватывала все: семью, религию, культуру, искусство. Философия нового времени
выдвигает договорную теорию происхождения государства, представителями которой
были Т.Гоббс, Ж.Руссо, А.Радищев. Они полагали, что государство возникло в
результате общественного договора, сознательно заключенного людьми. Это – сила,
служащая всему обществу: и богатыми и бедными, оно формируется для обеспечения
мира и безопасности граждан. Теория насилия, представленная Е.Дюрингом и
Л.Гумпловичем, объясняла появление государства в результате войн и политического
насилия, которые углубляют социальное неравенство, приводят к образованию
классов и эксплуатации. Существует также психологическая теория (представитель,
напр., Шопенгауэр), которая рассматривает возникновение государства как
результат того, что у одних людей существует потребность подчинять, а у других
подчиняться. Согласно К.Марксу и Ф.Энгельсу государство возникает в результате
раскола общества на антагонистические классы. Развивая именно эту, классовую
особенность государственного господства, В.И.Ленин пришел к выводу о том, что
государство – это машина для подавления одних классов другими, аппарат насилия,
который возникает в силу того, что классовые противоречия объективно не могут
быть примирены. Оно появляется, возникает не в силу внешних причин (войны и
политическое насилие), хотя и они тоже играют свою роль, но под воздействием
внутренних экономических причин. В настоящее время постепенно преодолевается
свойственный марксизму узкоклассовый подход к сути государства, как только
органа одного, господствующего класса, противостоящего другим, как аппарата
насилия, давления на общество. Но при этом подчеркивается и всеобщность ряда
функций государства как органа, управляющего делами всего общества, а также выражающего
в той или иной степени интересы и защищающего всех и каждого конкретного человека.
Можно дать следующее его определение: государство есть социальный
институт, осуществляющий всю полноту политической власти и управления на
определенной территории.
Основные исторические типы государства:
1)
рабовладельческое –
характеризуется наличием класса рабов, не имеющих никаких политических и
юридических прав, являющихся объектами частной собственности.
2)
феодальное -
характеризуется тем, что главное средство производства - земля находится в
монопольной собственности господствующего класса феодалов, а хозяйство ведется
силами и техн. средствами крестьян. На ранней стадии характерна государственная
раздробленность (множество почти независимых княжеств, герцогств и т.п.),
позднее в силу требований экономики переходящая в монархию.
3)
буржуазное
(капиталистическое) - характеризуется централизацией власти, принципом
выборности на руководящие государственные посты, предоставлением угнетенным
классам юридических прав и свобод.
4)
социалистическое -
теоретически характеризуется отсутствием классов, прекращением эксплуатации
одними людьми других. Выступает в форме диктатуры пролетариата, то есть власть
используется для подавления эксплуатации, а также творческих преобразований во
всех сферах социальной жизни.
Основные признаки государства:
1)
наличие политической
власти, опирающейся на армию, суд, полицию, разведку и т.д.;
Власть - это способность ее субъекта управлять
чьим-либо поведением с помощью каких-либо средств. Делится на законодательную,
исполнительную и судебную.
2)
суверенитет;
3)
наличие своей территория;
4)
взимание налогов,
необходимых для содержания государственного аппарата и обеспечивающих
финансовую основу государственной деятельности.
Функции государства делят на внутренние и внешние. Внутренние:
конституционная, правоохранительная, экономического регулирования, социальной
защиты населения и т.д. направлены прежде всего на управление общественными
отношениями в рамках данного государства. Внешние: внешнеэкономическая,
военно-оборонная, дипломатическая и политико-идеологическая, направлены на
отстаивание интересов в межгосударственных отношениях.
76. Історичні типи держави, форми правління і державного
устрою.
Согласно К.Марксу и
Ф.Энгельсу государство возникает в результате раскола общества на
антагонистические классы. Развивая именно эту, классовую особенность
государственного господства, В.И.Ленин пришел к выводу о том, что государство –
это машина для подавления одних классов другими, аппарат насилия, который
возникает в силу того, что классовые противоречия объективно не могут быть примирены.
Оно появляется, возникает не в силу внешних причин (войны и политическое
насилие), хотя и они тоже играют свою роль, но под воздействием внутренних
экономических причин. В настоящее время постепенно преодолевается свойственный
марксизму узкоклассовый подход к сути государства, как только органа одного,
господствующего класса, противостоящего другим, как аппарата насилия, давления
на общество. Но при этом подчеркивается и всеобщность ряда функций государства
как органа, управляющего делами всего общества, а также выражающего в той или
иной степени интересы и защищающего всех и каждого конкретного человека. Можно
дать следующее его определение: государство есть социальный институт,
осуществляющий всю полноту политической власти и управления на определенной
территории.
Основные исторические типы государства:
рабовладельческое – характеризуется наличием
класса рабов, не имеющих никаких политических и юридических прав, являющихся
объектами частной собственности.
феодальное - характеризуется тем, что главное
средство производства - земля находится в монопольной собственности
господствующего класса феодалов, а хозяйство ведется силами и техн. средствами
крестьян. На ранней стадии характерна государственная раздробленность
(множество почти независимых княжеств, герцогств и т.п.), позднее в силу
требований экономики переходящая в монархию.
буржуазное (капиталистическое) -
характеризуется централизацией власти, принципом выборности на руководящие
государственные посты, предоставлением угнетенным классам юридических прав и
свобод.
социалистическое - теоретически характеризуется
отсутствием классов, прекращением эксплуатации одними людьми других. Выступает
в форме диктатуры пролетариата, то есть власть используется для подавления
эксплуатации, а также творческих преобразований во всех сферах социальной
жизни.
Основные признаки государства:
наличие политической власти, опирающейся на
армию, суд, полицию, разведку и т.д.;
Власть - это способность ее субъекта управлять чьим-либо
поведением с помощью каких-либо средств. Делится на законодательную,
исполнительную и судебную.
суверенитет;
наличие своей территория;
взимание налогов, необходимых для содержания
государственного аппарата и обеспечивающих финансовую основу государственной
деятельности.
Функции государства делят на внутренние и внешние. Внутренние:
конституционная, правоохранительная, экономического регулирования, социальной
защиты населения и т.д. направлены прежде всего на управление общественными
отношениями в рамках данного государства. Внешние: внешнеэкономическая,
военно-оборонная, дипломатическая и политико-идеологическая, направлены на
отстаивание интересов в межгосударственных отношениях. Государства различаются
по форме, которая включает в себя:
1)
тип государственного
устройства:,
a)
унитарное государство - единое государственное
образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих
собственной государственностью. В таких государствах существует единая
конституция, гражданство и правовые нормы (законы).
b)
федеративное государство - объединение нескольких крупных,
относительно самостоятельных, территориальных образований на основе договора,
конституции (Австралия, Австрия, США, ФРГ, Канада). Вместе с тем федерация -
это единое государство с общей территорией, границей, законодательством,
системой власти, армией, экономической и финансово-денежной системой. Субъекты
федерации могут иметь свои особенности в системе законодательства и структуры
власти, обусловленные спецификой данного государственного образования,
особенностями этнического, историко-культурного, религиозного характера.
Федерацию различают простую и сложную, мягкую и жесткую, моно и многонациональную.