рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалки для экзамена по Философии(НТУУ"КПИ", Украина)



















































































































69. Формаційний, цивілізаційний, стадійний та інші підходи до аналізу суспільного розвитку.

Формационный подход к развитию общества.

Формационный метод был  разработан марксистами, он составляет основу  материалистического понимания общества.

Формация -  определенный тип общества, цельная соц. система, развивающаяся и функционирующая на основе господствующего способа производства по своим законам.

Законы: общие и специфические.

Общие - законы, распространяющиеся на все формации  (закон об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, закон об определяющей роли способа производства в общественном развитии).

Специфические законы – законы, действующие в одной или нескольких формациях (закон пропорционального развития народного хозяйства).

Основным критерием опред. развитие и смену формаций является способ производства, который представлен  единством развития производительных сил и производственных отношений. Вслед за способом производства меняется и социально-классовая структура развития общества. Развитие общества осуществляется по восходящей линии от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, феодальному, капиталистическому, коммунистическому обществу. Смена формации осуществляется с помощью соц. революций. Каждая формация имеет базис и надстройку.

Базис - это совокупность производственно- экономических отношений.

Надстройка - это совокупность идей организации утверждений и идеологических отношений.

Основными категориями формационного подхода является способ производства, класс, общество. Но эти категории являются  категориями высокой степени абстрогированности поэтому не отражают весь спектр развития общества и формационный подход дополняется двумя другими: цивилизационным и культурологическим.

(из практики) Формационный подход. Общество развивается от низших формаций к высшим. Формации отличаются друг от друга способом производства, который в свою очередь изменяется благодаря производительным силам, те в свою очередь изменяются с помощью орудий труда. Однако теория Маркса в некоторых положениях была ошибочной. Он полагал, что производительные силы смогут развиваться и после изменения капиталистических производственных отношений. Формационная теория имеет активных сторонников и сейчас. Например: Уолтер Ростоу в своей теории стадийного роста рассматривает прогресс, как этапы развития техники и только техники. Интересную градацию предложил Дениел Бел – 3 этапа развития:

1.доиндустиальное общество 2.индустриальное общество 3.технотронное информационное общество.

В доиндустриальном обществе большая часть населения занята сельским хозяйством. В существующем обществе большая часть населения занята в промышленности. В обеих этих стадиях люди не могут обеспечить себя всем необходимым. В технотронном обществе большая часть населения занимается получением, обработкой и произведением информации. Это общество на основе эффективных технологий не только обеспечивает само себя, но и снабжает основной мир.

Категория культуры является универсальной, Шпенглер рассматривал эту проблему не как единую общечеловеческую культуру, а как расколотую на 8 культур, каждая из которых вырастает на основе собственного прафеномена, т.е. способа переживания жизни.

Культура: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, культура майя и пробуждающаяся русско-сибирская культура.

Каждая культура подчинена жесткому биологическому ритму, который определяет основные фазы ее внутреннего развития: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и закат.

 Каждая культура имеет 2 основных этапа:

1)восхождение культуры (собственно культура),

2)нисхождение или цивилизация.

Первый характеризуется органическим типом эволюции во всех сферах человеческой жизни: социальной и политической, религиозной и этической, художественной и научной.

Второй этап характеризуется механическим типом эволюции, представляющим собой окостенение органической жизни  культуры и ее распад.

Отличие цивилизации и культуры:

1)цивилизация – функциональна, технологична, институциональна; культура – ценностна, связана с постановкой цели.

2)цивилизация – усвоение образцов прогресса; культура – способ освоения достижений в национальных рамках.

3)тип культуры – выражает отношение общества к миру; цивилизация – конкретную форму реализации этого типа в конкретных исторических условиях.

Цивилизация – это крупные социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к закономерностям  функционирования государств, наций, соц. групп и т. д.

Цивилизации могут определять материальную и духовную жизнь общества или на нее воздействовать. Каждая цивилизация самобытна, живет своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности. Цивилизации взаимодействуют между  собой, при этом не теряют своей уникальности, заимствование может ускорить или замедлить их развитие, обогатить или обеднить их. Этнографические параметры цивилизации передаются с помощью термина культурный ареал.

Функции цивилизаций:

1. реализация единства духовной жизни крупной общности в исторической преемственности и на определенной территории.

2.    дифференциация единства культурной жизни в тех же рамках места и времени.

Специфичность цивилизации придает духовный фактор.

Отличие формации и цивилизации:

1)для цивилизации  характерна преемственность и передача культуры через механизм традиций.

2)формация не совпадает с цивилизацией, т.к. цивилизация  реализует собственную приемственность во времени и с др цивилизациями в пространстве.

Существуют различные критерии определения цивилизаций: по технико–экономическим параметрам, исходя из критериев духа и стиля, ментальности, этноса, массового коллективного сознания, мировоззрения, культурного географического ареала и т.д.

Цивилизация – это собственно-социальная организация общественной жизни и культуры,

характеризующаяся всеобщей связью индивидов или первичных, т.е. базисных общностей в целях воспроизводства общественных богатств.

Британский философ Тойнби в 12-томном труде «Исследование истории» рассматривает цивилизацию в форме культурно-исторической монадологии, т.е. на основе представления о  самозамкнутых  дискретных единицах, на которые распадается человечество и

До 69 питання

которые он называет цивилизациями. Это представление Тойнби сложилось под влиянием немецкого философа Шпенглера. Различие в теориях Тойнби и Шпенглера в том, что Тойнби наряду с естественной необходимостью признает за человеком способность к самоопределению. А динамику цивилизации определяет законом вызова и ответа, согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным ответом на вызов истории. Адекватный ответ – заслуга творческого меньшинства, которое властвует сначала в силу своего авторитета, а затем превращается в господствующее меньшинство.

Возникнове6ние цивилизации, ее рост, надлом, упадок, разложение связаны со способностью или неспособностью творческого меньшинства найти адекватный ответ на вызов истории.

(из практики)Цивилизационный подход. Сторонники цивилизационного подхода в основу развития ставят не экономику и технику, а социокультурные особенности. Родоначальником этого подхода считается Маркс. Вебер – автор работы “Протестантская этика и дух капитализма”. В исламе, как в особой цивилизации, более ясно и чётко отношение к деньгам не одобряется. Наиболее известная классификация принадлежит Арнольду Тойнби. Он различает 5 культур – Западно-христианская культура, православно-христианская, исламская, индуистская и дальневосточная (конфуцианская). Цивилизационный подход также очень многое объясняет в человеческой истории. Примеры современности: боснийский конфликт. Различий между сербами и хорватами в языке меньше, чем различия в русском и украинском. А боснийские мусульмане по национальности являются сербами. До сих пор ведутся споры о месте России: принадлежим ли мы к православной культуре или мы особая цивилизация.

Есть градация на две цивилизации: Запад и Восток. По Чаадаеву: мы первая азиатская цивилизация, которая столкнулась с Западом и начала преобразовываться. Славянофилы полагают, что мы уникальная культура, совмещающая в себе достоинства, как Запада, так и востока.






































































































70. Поняття суспільно-єкономічної формації і його значення для наукової періодизації історичного процессу.










































































































































71.Базис і надбудова, їх діалектичний вза’ємозв’язок.












































































































































72.Соціальна структура суспільства.

Общество как развивающаяся система.

1. Понятие соц. структуры общества. Соц. стратификация.

2. Соц. мобильность – это перемещение вверх и вниз.

3. Проблема соц. конфликтов.


Соц. структура общества – это совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных соц. институтов, групп и слоев. Основным элементом соц. культуры являются классы.

 Классы – большие группы людей различающихся

-           по их месту в исторически определенной системе общественного производства,

-           по их отношению к средствам производства,

-           по их роли в общественной организации  труда,

-           по размерам доли общественного богатства, которой они располагают,

-           классы – это группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря их различию в системе общественного уклада.

Это основные класообразующие признаки.

К вспомогательным  относятся: уровень образования, характер и содержание труда, образ жизни…

В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На этой основе она предлагает свои критерии:

1.         В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации предлагает соц.  престиж.

2.         Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции.

3. При рассмотрении  общества учитываются некоторые объективные критерии: профессия, доход, образование.

Теория социальной стратификации  снимает ограничения и односторонний подход при рассмотрении  соц. структуры общества. Личностный подход также используется при рассмотрении соц. структуры  общества. Этот подход включает в себя соц. отчуждение и др. характеристики. Личностный подход основан  на теории модернизации, где каждому этапу модернизации присущ свой тип  отчуждения. На этой основе выделяется 4-е модели общества.

1.         Традиционное общество с сословно-иерархической соц. структурой и с внеэкономическим личным отчуждением.

2.         Модернизированное классическое общество с классово-иерархической соц. структурой  и экономической (вещной) формой отчуждения.

3.         Общество с модернизацией 2-ого типа,  т.е. с модернизацией вдогонку с корпоративно - иерархической структурой  и с тотальной формой отчуждения.

4.         Постмодернизационное общество с развитой соц. дифференциацией и снятием соц. напряженности и соц. отчуждения.

II.

Социально классовая структура общества показывает, что  общество любого типа неоднородно. Классы, соц. слои, группы, отдельные члены  общества выступают  в качестве субъектов различного рода деятельности, поэтому в социуме происходят перемещения из одних соц. групп и сфер в другие

Из одних соц. групп и сфер в другие. На этой основе в западной социологии была сформулирована теория соц. мобильности.

Социальная мобильность –  это переходы людей из одних соц. групп и слоев в другие (так называемые соц. перемещения) либо восхождения к более высоким позициям с более высоким престижем, доходом и властью, либо перемещение к более низким иерархическим позициям.

Термин соц. мобильность был введен  в социологию американским социологом русского происхождения Питиримом Сорокиным.

Различают интергенерационную и интрагенерационную соц.  мобильность

Интергенерационная - мобильность между поколениями, перемена  соц. положения от отца к сыну.

Интрагенерационная соц. мобильнось – мобильность внутри поколения, индивидуальная карьера, связанная с соц. восхождением или нисхождением.

По направлению перемещений  различают вертикальную и горизонтальную соц. мобильность, которая так же позволяет при анализе социальной структуры общества, дифференцируемо осуществлять подход к той или иной группе общества. Семиклассовая вертикальная классификация используется при анализе соц. мобильности:

1.         Это высший класс профессионалов-администраторов.

2.         Технические специалисты среднего уровеня

3.         Коммерческий класс

4.   Мелкая буржуазия

4.         Техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции

5.         Квалифицированные рабочие

6.         Неквалифицированные рабочие.

При анализе соц. мобильности используется также методика сравнительного анализа престижа профессии американского социолога Треймана.


Ш

Проблемы соц. конфликтов.

Классы, соц. слои, группы часто вступают в противоречие между собой, приводящие к конфликтам. Причины конфликтов разнообразны: наличие противоположных интересов, недостаток жизненных благ, расхождения в целях…

    Теория соц. конфликтов разрабатывается многими западными социологами и особенно немецким социологом философом Дарендорфом в работе «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе».

По его мнению, конфликт – это норма соц. жизни, который неизбежен в любой соц. системе. Дарендорф различает субъекты и объекты конфликтов, которые носят различный характер. Это недостаток информации, средств влияния, различные препятствия на пути  достижения цели, всевозможные ситуации соц. выбора…

   Конфликт связан с наличием противоположных интересов, возникающих в производственных отношениях с противоположностями норм и  ожиданий,  с позициями соц. институтах и группах.

Наиболее сложным, по его мнению, являются массовые конфликты на уровне общества, стран, государств. Субъекты массовых конфликтов (классы, нация, религиозная общность), как правило, вступают в труднорегулируемые экономические, политические  и др. конфликты.

       Существует специальная наука, которая занимается разработкой конкретных предложений и исследований по  выходу из кризиса, конфликтов –эмпирическая социология.

Понятие социальной структуры общества. Теория социальной стратификации.

Соц. структура общества – это совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных соц. институтов, групп и слоев. Основным элементом соц. культуры являются классы.

 Классы – большие группы людей различающихся

До 72 Питання   

-           по их месту в исторически определенной системе общественного производства,

-           по их отношению к средствам производства,

-           по их роли в общественной организации  труда,

-           по размерам доли общественного богатства, которой они располагают,

-           классы – это группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря их различию в системе общественного уклада.

Это основные класообразующие признаки.

К вспомогательным  относятся: уровень образования, характер и содержание труда, образ жизни…

В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На этой основе она предлагает свои критерии:

1.         В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации предлагает соц.  престиж.

2.         Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции.

      3. При рассмотрении  общества учитываются некоторые объективные критерии: профессия, доход, образование.

Теория социальной стратификации  снимает ограничения и односторонний подход при рассмотрении  соц. структуры общества. Личностный подход также используется при рассмотрении соц. структуры  общества. Этот подход включает в себя соц. отчуждение и др. характеристики. Личностный подход основан  на теории модернизации, где каждому этапу модернизации присущ свой тип  отчуждения. На этой основе выделяется 4-е модели общества.

1.         Традиционное общество с сословно-иерархической соц. структурой и с внеэкономическим личным отчуждением.

2.         Модернизированное классическое общество с классово-иерархической соц. структурой  и экономической (вещной) формой отчуждения.

3.         Общество с модернизацией 2-ого типа,  т.е. с модернизацией вдогонку с корпоративно - иерархической структурой  и с тотальной формой отчуждения.

4.         Постмодернизационное общество с развитой соц. дифференциацией и снятием соц. напряженности и соц. отчуждения.





























































































73. Історичні форми спільності людей: рід, плем’я, народність, нація.












































































































































74. Поняття політичної системи суспільства.  Місце і роль держави, політичних партій і громадських організацій в розвитку суспільства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.