Шпаргалки для экзамена по Философии(НТУУ"КПИ", Украина)
69. Формаційний, цивілізаційний, стадійний та інші підходи до аналізу
суспільного розвитку.
Формационный подход к
развитию общества.
Формационный метод был
разработан марксистами, он составляет основу материалистического понимания
общества.
Формация - определенный тип
общества, цельная соц. система, развивающаяся и функционирующая на основе
господствующего способа производства по своим законам.
Законы: общие и
специфические.
Общие - законы, распространяющиеся
на все формации (закон об определяющей роли общественного бытия по отношению к
общественному сознанию, закон об определяющей роли способа производства в
общественном развитии).
Специфические законы – законы, действующие в
одной или нескольких формациях (закон пропорционального развития народного
хозяйства).
Основным критерием опред.
развитие и смену формаций является способ производства, который представлен
единством развития производительных сил и производственных отношений. Вслед за
способом производства меняется и социально-классовая структура развития
общества. Развитие общества осуществляется по восходящей линии от
первобытнообщинного строя к рабовладельческому, феодальному, капиталистическому,
коммунистическому обществу. Смена формации осуществляется с помощью соц.
революций. Каждая формация имеет базис и надстройку.
Базис - это совокупность
производственно- экономических отношений.
Надстройка - это совокупность идей
организации утверждений и идеологических отношений.
Основными категориями
формационного подхода является способ производства, класс, общество. Но эти
категории являются категориями высокой степени абстрогированности поэтому не
отражают весь спектр развития общества и формационный подход дополняется двумя
другими: цивилизационным и культурологическим.
(из практики) Формационный
подход. Общество развивается от низших формаций к высшим. Формации отличаются
друг от друга способом производства, который в свою очередь изменяется благодаря
производительным силам, те в свою очередь изменяются с помощью орудий труда.
Однако теория Маркса в некоторых положениях была ошибочной. Он полагал, что
производительные силы смогут развиваться и после изменения капиталистических
производственных отношений. Формационная теория имеет активных сторонников и
сейчас. Например: Уолтер Ростоу в своей теории стадийного роста рассматривает
прогресс, как этапы развития техники и только техники. Интересную градацию
предложил Дениел Бел – 3 этапа развития:
1.доиндустиальное общество
2.индустриальное общество 3.технотронное информационное общество.
В доиндустриальном обществе
большая часть населения занята сельским хозяйством. В существующем обществе
большая часть населения занята в промышленности. В обеих этих стадиях люди не
могут обеспечить себя всем необходимым. В технотронном обществе большая часть
населения занимается получением, обработкой и произведением информации. Это
общество на основе эффективных технологий не только обеспечивает само себя, но
и снабжает основной мир.
Категория культуры является
универсальной, Шпенглер рассматривал эту проблему не как единую
общечеловеческую культуру, а как расколотую на 8 культур, каждая из которых
вырастает на основе собственного прафеномена, т.е. способа переживания жизни.
Культура: египетская,
индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская,
культура майя и пробуждающаяся русско-сибирская культура.
Каждая культура подчинена
жесткому биологическому ритму, который определяет основные фазы ее внутреннего
развития: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и закат.
Каждая культура имеет 2
основных этапа:
1)восхождение культуры (собственно культура),
2)нисхождение или цивилизация.
Первый характеризуется
органическим типом эволюции во всех сферах человеческой жизни: социальной и
политической, религиозной и этической, художественной и научной.
Второй этап характеризуется
механическим типом эволюции, представляющим собой окостенение органической
жизни культуры и ее распад.
Отличие цивилизации и
культуры:
1)цивилизация – функциональна,
технологична, институциональна; культура – ценностна, связана с постановкой
цели.
2)цивилизация – усвоение образцов
прогресса; культура – способ освоения достижений в национальных рамках.
3)тип культуры – выражает отношение
общества к миру; цивилизация – конкретную форму реализации этого типа в
конкретных исторических условиях.
Цивилизация – это крупные
социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к
закономерностям функционирования государств, наций, соц. групп и т. д.
Цивилизации могут определять
материальную и духовную жизнь общества или на нее воздействовать. Каждая
цивилизация самобытна, живет своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои
институты и ценности. Цивилизации взаимодействуют между собой, при этом не
теряют своей уникальности, заимствование может ускорить или замедлить их
развитие, обогатить или обеднить их. Этнографические параметры цивилизации
передаются с помощью термина культурный ареал.
Функции цивилизаций:
1. реализация единства
духовной жизни крупной общности в исторической преемственности и на
определенной территории.
2. дифференциация единства
культурной жизни в тех же рамках места и времени.
Специфичность цивилизации
придает духовный фактор.
Отличие формации и
цивилизации:
1)для цивилизации характерна преемственность и передача культуры через
механизм традиций.
2)формация не совпадает с цивилизацией, т.к. цивилизация реализует
собственную приемственность во времени и с др цивилизациями в пространстве.
Существуют различные критерии
определения цивилизаций: по технико–экономическим параметрам, исходя из
критериев духа и стиля, ментальности, этноса, массового коллективного сознания,
мировоззрения, культурного географического ареала и т.д.
Цивилизация – это собственно-социальная
организация общественной жизни и культуры,
характеризующаяся всеобщей
связью индивидов или первичных, т.е. базисных общностей в целях воспроизводства
общественных богатств.
Британский философ Тойнби в
12-томном труде «Исследование истории» рассматривает цивилизацию в форме
культурно-исторической монадологии, т.е. на основе представления о
самозамкнутых дискретных единицах, на которые распадается человечество и
До 69 питання
которые он называет
цивилизациями. Это представление Тойнби сложилось под влиянием немецкого
философа Шпенглера. Различие в теориях Тойнби и Шпенглера в том, что Тойнби
наряду с естественной необходимостью признает за человеком способность к
самоопределению. А динамику цивилизации определяет законом вызова и ответа,
согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным ответом на вызов
истории. Адекватный ответ – заслуга творческого меньшинства, которое властвует
сначала в силу своего авторитета, а затем превращается в господствующее
меньшинство.
Возникнове6ние цивилизации,
ее рост, надлом, упадок, разложение связаны со способностью или неспособностью
творческого меньшинства найти адекватный ответ на вызов истории.
(из практики)Цивилизационный
подход. Сторонники цивилизационного подхода в основу развития ставят не
экономику и технику, а социокультурные особенности. Родоначальником этого
подхода считается Маркс. Вебер – автор работы “Протестантская этика и дух
капитализма”. В исламе, как в особой цивилизации, более ясно и чётко отношение
к деньгам не одобряется. Наиболее известная классификация принадлежит Арнольду
Тойнби. Он различает 5 культур – Западно-христианская культура,
православно-христианская, исламская, индуистская и дальневосточная
(конфуцианская). Цивилизационный подход также очень многое объясняет в
человеческой истории. Примеры современности: боснийский конфликт. Различий
между сербами и хорватами в языке меньше, чем различия в русском и украинском.
А боснийские мусульмане по национальности являются сербами. До сих пор ведутся
споры о месте России: принадлежим ли мы к православной культуре или мы особая
цивилизация.
Есть градация на две
цивилизации: Запад и Восток. По Чаадаеву: мы первая азиатская цивилизация,
которая столкнулась с Западом и начала преобразовываться. Славянофилы полагают,
что мы уникальная культура, совмещающая в себе достоинства, как Запада, так и
востока.
70. Поняття суспільно-єкономічної формації і його значення для наукової
періодизації історичного процессу.
71.Базис і надбудова, їх діалектичний вза’ємозв’язок.
72.Соціальна структура суспільства.
Общество
как развивающаяся система.
1. Понятие соц. структуры
общества. Соц. стратификация.
2. Соц. мобильность – это
перемещение вверх и вниз.
3. Проблема соц. конфликтов.
Соц. структура общества – это
совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных соц. институтов, групп и
слоев. Основным элементом соц. культуры являются классы.
Классы – большие группы людей различающихся
-
по их
месту в исторически определенной системе общественного производства,
-
по их
отношению к средствам производства,
-
по их
роли в общественной организации труда,
-
по
размерам доли общественного богатства, которой они располагают,
-
классы –
это группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря их
различию в системе общественного уклада.
Это основные класообразующие
признаки.
К вспомогательным относятся:
уровень образования, характер и содержание труда, образ жизни…
В западной социологии с
основным классообразующим признаком, т.е. отношение к средствам производства,
не согласна теория социальной стратификации. На этой основе она предлагает свои
критерии:
1.
В
качестве ведущего критерия теория социальной стратификации предлагает соц.
престиж.
2.
Главными
считаются самооценки людей и их социальные позиции.
3. При рассмотрении общества
учитываются некоторые объективные критерии: профессия, доход, образование.
Теория социальной
стратификации снимает ограничения и односторонний подход при рассмотрении
соц. структуры общества. Личностный подход также используется при рассмотрении
соц. структуры общества. Этот подход включает в себя соц. отчуждение и др.
характеристики. Личностный подход основан на теории модернизации, где каждому
этапу модернизации присущ свой тип отчуждения. На этой основе выделяется 4-е
модели общества.
1.
Традиционное
общество с сословно-иерархической соц. структурой и с внеэкономическим личным
отчуждением.
2.
Модернизированное
классическое общество с классово-иерархической соц. структурой и экономической
(вещной) формой отчуждения.
3.
Общество
с модернизацией 2-ого типа, т.е. с модернизацией вдогонку с корпоративно -
иерархической структурой и с тотальной формой отчуждения.
4.
Постмодернизационное
общество с развитой соц. дифференциацией и снятием соц. напряженности и соц.
отчуждения.
II.
Социально классовая структура
общества показывает, что общество любого типа неоднородно. Классы, соц. слои,
группы, отдельные члены общества выступают в качестве субъектов различного
рода деятельности, поэтому в социуме происходят перемещения из одних соц. групп
и сфер в другие
Из одних соц. групп и сфер в
другие. На этой основе в западной социологии была сформулирована теория соц.
мобильности.
Социальная мобильность – это переходы людей из одних
соц. групп и слоев в другие (так называемые соц. перемещения) либо восхождения
к более высоким позициям с более высоким престижем, доходом и властью, либо
перемещение к более низким иерархическим позициям.
Термин соц. мобильность был
введен в социологию американским социологом русского происхождения Питиримом
Сорокиным.
Различают интергенерационную
и интрагенерационную соц. мобильность
Интергенерационная - мобильность между
поколениями, перемена соц. положения от отца к сыну.
Интрагенерационная соц. мобильнось –
мобильность внутри поколения, индивидуальная карьера, связанная с соц.
восхождением или нисхождением.
По направлению перемещений
различают вертикальную и горизонтальную соц. мобильность, которая так же
позволяет при анализе социальной структуры общества, дифференцируемо
осуществлять подход к той или иной группе общества. Семиклассовая вертикальная
классификация используется при анализе соц. мобильности:
1.
Это
высший класс профессионалов-администраторов.
2.
Технические
специалисты среднего уровеня
3.
Коммерческий
класс
4.
Мелкая буржуазия
4.
Техники и
рабочие, осуществляющие руководящие функции
5.
Квалифицированные
рабочие
6.
Неквалифицированные
рабочие.
При анализе соц. мобильности
используется также методика сравнительного анализа престижа профессии американского
социолога Треймана.
Ш
Проблемы соц. конфликтов.
Классы, соц. слои, группы
часто вступают в противоречие между собой, приводящие к конфликтам. Причины
конфликтов разнообразны: наличие противоположных интересов, недостаток
жизненных благ, расхождения в целях…
Теория соц. конфликтов
разрабатывается многими западными социологами и особенно немецким социологом
философом Дарендорфом в работе «Класс и классовый конфликт в индустриальном
обществе».
По его мнению, конфликт – это
норма соц. жизни, который неизбежен в любой соц. системе. Дарендорф различает
субъекты и объекты конфликтов, которые носят различный характер. Это недостаток
информации, средств влияния, различные препятствия на пути достижения цели,
всевозможные ситуации соц. выбора…
Конфликт связан с наличием
противоположных интересов, возникающих в производственных отношениях с
противоположностями норм и ожиданий, с позициями соц. институтах и группах.
Наиболее сложным, по его
мнению, являются массовые конфликты на уровне общества, стран, государств.
Субъекты массовых конфликтов (классы, нация, религиозная общность), как
правило, вступают в труднорегулируемые экономические, политические и др.
конфликты.
Существует специальная
наука, которая занимается разработкой конкретных предложений и исследований по
выходу из кризиса, конфликтов –эмпирическая социология.
Понятие социальной структуры общества. Теория социальной стратификации.
Соц. структура общества – это
совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных соц. институтов, групп и
слоев. Основным элементом соц. культуры являются классы.
Классы – большие группы людей
различающихся
До 72 Питання
-
по их
месту в исторически определенной системе общественного производства,
-
по их
отношению к средствам производства,
-
по их
роли в общественной организации труда,
-
по
размерам доли общественного богатства, которой они располагают,
-
классы –
это группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря их
различию в системе общественного уклада.
Это основные класообразующие
признаки.
К вспомогательным относятся:
уровень образования, характер и содержание труда, образ жизни…
В западной социологии с
основным классообразующим признаком, т.е. отношение к средствам производства,
не согласна теория социальной стратификации. На этой основе она предлагает свои
критерии:
1.
В
качестве ведущего критерия теория социальной стратификации предлагает соц.
престиж.
2.
Главными
считаются самооценки людей и их социальные позиции.
3. При рассмотрении
общества учитываются некоторые объективные критерии: профессия, доход,
образование.
Теория социальной
стратификации снимает ограничения и односторонний подход при рассмотрении
соц. структуры общества. Личностный подход также используется при рассмотрении
соц. структуры общества. Этот подход включает в себя соц. отчуждение и др.
характеристики. Личностный подход основан на теории модернизации, где каждому
этапу модернизации присущ свой тип отчуждения. На этой основе выделяется 4-е
модели общества.
1.
Традиционное
общество с сословно-иерархической соц. структурой и с внеэкономическим личным
отчуждением.
2.
Модернизированное
классическое общество с классово-иерархической соц. структурой и экономической
(вещной) формой отчуждения.
3.
Общество
с модернизацией 2-ого типа, т.е. с модернизацией вдогонку с корпоративно -
иерархической структурой и с тотальной формой отчуждения.
4.
Постмодернизационное
общество с развитой соц. дифференциацией и снятием соц. напряженности и соц.
отчуждения.
73. Історичні форми
спільності людей: рід, плем’я, народність, нація.
74. Поняття політичної системи суспільства. Місце і роль держави,
політичних партій і громадських організацій в розвитку суспільства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|