рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)

p> Для большинства античных авторов история - простая последовательность событий, за которыми стоит нечто неизменное; в целом же она рисуется либо как регрессивный процесс, идущий по нисходящей от древнего "золотого века"
(Гесиод, Сенека), либо как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии (Платон, Аристотель, Полибий). Социальная философия подымающейся буржуазии, отражавшая реальное ускорение общественного развития, была овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что "царство разума" лежит не в прошлом, а в будущем. Прежде всего был замечен прогресс в сфере научного познания: уже Ф. Бэкон и Р. Декарт учили, что не нужно оглядываться на древних, что научное познание мира идет вперед. Затем идея прогресса распространяется и на сферу социальных отношений (Тюрго, Кондорсе).
Довольно глубокую трактовку прогресса дал Гегель, выступив как против просветительского пренебрежения к прошлому, так и против ложного историзма романтической "исторической школы". При этом он рассматривал развитие общества как диалектическое соотношение прогресса и регресса, которое является выражением единства противоположностей. Однако, понимая исторический прогресс как саморазвитие мирового духа, Гегель не мог объяснить переход от одной ступени общественного развития к другой. Его философия истории превращается в теодицею, оправдание бога в истории.
Диалектический материализм выработал принципиально иной подход к этой проблеме, выдвинул и обосновал объективный критерий прогресса. Прогресс не есть какая-то самостоятельная сущность или трансцендентная цель исторического развития. Понятие прогресса имеет смысл лишь применительно к определенному историческому процессу или явлению в строго определенной системе отсчета. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки часто страдают субъективностью, неисторичностью. Общая тенденция исторического развития - переход от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социально-исторической детерминации, в основе чего лежит развитие производительных сил. Более высокому уровню развитию производительных сил соответствуют и более сложные формы производственных отношений и общественной организации в целом, повышение роли субъективного фактора. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения людей из-под гнета стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости - вот наиболее общие критерии исторического прогресса. В свете указанного критерия общественно-экономические формации представляют собой закономерные стадии поступательного развития человечества. Но процесс этот противоречив, а типы и темпы его различны. Отсюда и рост социального пессимизма, многочисленные философские и социологические теории ХХ в., прямо или косвенно отрицающие прогресс и предлагающие заменить это понятие либо идей циклического круговорота (Шпенглер, Тойнби, Сорокин), либо "нейтральным" понятием
"социального изменения". Широкое распространение получают также различные концепции "конца истории" и пессимистические антиутопии. Отметим, что применение критериев общественного прогресса при исследовании развития общества должно носить комплексный характер и не в отношении экономической, социальной, политической или духовной сфер общества, а в целом, т.е. все сферы рассматриваются как части единого целого, как подсистемы единой общественной системы, имеющей свою историю.


35. Глобальные проблемы человечества в современных условиях.

По мере развития производительных сил возобладало утилитарное отношение человека к природе, другому человеку. Современная эпоха ставит вопрос о переходе к новому пути социальных механизмов,который следует назвать коэволюционным или гармоническим. Глобальная ситуация, в которой оказалось человечество, отражает и выражает всеобщий кризис потребительского отношения человека к природным и социальным ресурсам. Разум подталкивает человечество к осознанию жизненной необходимости гармонизации связей и отношений в глобальной системе "Человек - Техника - Природа". В связи с этим особое значение приобретает осмысление глобальных проблем современности, их причин, взаимосвязи, путей их решения. Глобальными проблемами называют те, которые имеют общечеловеческий характер, затрагивают интересы человечества в целом и каждого отдельного человека практически в любой точке планеты. Все глобальные проблемы современности можно свести к трем основным группам:
1) Проблемы экономического и политического взаимодействия государств: a) проблема предотвращения мировой термоядерной катастрофы и создания благоприятных условий для социального прогресса всех стран и народов; b) проблема преодоления технологической и экономической отсталости развивающихся стран и установление нового международного порядка;
2) Проблемы взаимодействия общества и природы: a) предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; b) обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами (сырьем, энергией,продовольствием); c) освоение мирового океана и космического пространства;
3) Проблемы взаимоотношений людей и общества: a) проблема роста народонаселения; b) проблема охраны и укрепления здоровья людей; c) проблемы образования и культурного роста;

В 1-ой группе проблем названы проблемы интерсоциальные, преимущественно политические. И это не случайно. Отношение между государствами планеты, проблема демилитаризации человечества - ключевая глобальная проблема.
Милитаризм стал "раковой опухолью" человечества. Военно-промышленный комплекс отвлекает от созидательных целей огромные трудовые, материальные и финансовые ресурсы. Кроме того, ядерные державы накопили такое количество расщепляющихся материалов, что его достаточно для многократного уничтожения всего живого на планете. Но "потепление" международного климата, сокращение гонки вооружений создает политические и экономические предпосылки снятия проблемы термоядерной катастрофы. Однако проблема полной демилитаризации человечества может быть решена только на основе устранения угнетения и эксплуатации одного народа другим, преодоления экономической отсталости развивающихся стран и установления справедливого международного экономического порядка.

Суть экологической проблемы заключается в опасном для существования человечества нарушения равновесия биосферных процессов. Человек на первых этапах своей истории был естественным звеном биосферы и биотического кругооборота, сегодня же он своими действиями нарушает естественый ход вещей: a) из недр Земли извлекается млрд. тонн полезных ископаемых; b) расходуется млрд. тонн растительной массы c) выбрасывается в атмосферу промышленная углекислота d) в Мировой океан и реки сбрасывается нефть и нефтепродукты, поэтому обостряется с каждым днем проблема питьевой воды e) смог над городами f) исчезают многие виды животных и растений

Но дело в том, что изменения в биосфере, в том числе и катастрофические, происходили и будут происходить независимо от человека, поэтому речь должна идти не о полном послушании природе, а о гармонизации природных и социальных процессов на основе гуманизации НТП и коренного переустройства всей системы общественных отношений. Без этого невозможно решение глобальных проблем, входящих в третью группу.

Первая из них - это проблема народонаселения. Речь идет здесь в первую очередь о соотношении процессов воспроизводства населения и общественных способов производства материальных благ. Если производство материальных благ отстает от роста населения, то материальное положение людей будет ухудшаться. И наоборот, если прирост населения сокращается, то это в конечном счете приводит к старению населения и сокращению производства материальных благ. Острой глобальной проблемой остается проблема образования. В настоящее время почти каждый четвертый житель нашей планеты в возрасте старше 15 лет остается неграмотным. Решение этой проблемы, как и других,упирается в нехватку материальных средств для развития системы образования, в то же время, как мы уже отмечали, огромные ресурсы поглощает военно-промышленный комплекс. Для высвобождения и использования этих ресурсов во благо человечества необходимы новый мировой порядок, новое мышление, новый человек.


36. Человек, класс, нация. Характер их взаимодействия.

Что же такое человек? На первый взгляд этот вопрос кажется до смешного простым: в самом деле, кто ж не знает, что такое человек. Но в том-то все и дело, что то, что нам ближе всего, лучше всего знакомо, оказывается и самым сложным, как только мы пытаемся заглянуть в глубины его сущности. История философии полна различных концепций сущности человека. В античной философской мысли он рассматривался преимущественно, как часть космоса, как некий микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу - судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны две ипостаси: дух и тело, качественно противоположные друг другу как возвышенное и низменное. Философия нового времени, будучи по преимуществу идеалистической, видела в человеке (вслед за христианством) прежде всего его духовную сущность. Определяющим условием становления человека является труд, возникновение которого ознаменовало собой превращение животного предка в человека. В труде человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой. Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает как коллективный, социальный. В социальном отношении труд повлек за собой формирование новых, социальных качеств человека, как-то: язык, мышление, общение, убеждения, ценностные ориентации, мировоззрение и др. В психологическом отношении он имел своим следствием преобразование инстинктов в двух планах: в плане их подавления, торможения (подчинения контролю разума) и в плане их преобразования в новое качественное состояние сугубо человеческой познавательной деятельности — интуицию. Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в обществе. Суммируем кратко его (человека) сущностные черты. Тогда мы можем сказать, что человек — это разумное существо, субъект труда, социальных отношений и общения. Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид
— это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени — человеческой личности.

Каждый человек является частью общества, а так как общество имеет классовую структуру, то и представителем какого-либо класса. Развернутое определение классов дал В.И.Ленин в работе "Великий почин". "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, их которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства". В этом определении выделяются следующие основные признаки, по которым возможно определить принадлежность людей к тому или иному классу: 1) место в исторически определенной системе общественного производства; 2) отношение к средствам производства; 3) роль в общественной организации труда; 4) способы получения и размеры доли общественного богатства, которым реально располагает тот или иной класс.

Нация— исторически сложившаяся форма общности людей, к-рая приходит на смену народности. Н. свойственна прежде всего общность материальных условий жизни: территории и экономической жизни; общность языка, известных черт национального характера, проявляющихся в национальном своеобразии ее культуры. Н.— более широкая, чем народность, форма общности, складывающаяся с возникновением и формированием капиталистической формации. Экономической основой возникновения Н. послужили ликвидация феодальной раздробленности, упрочение экономических связей между отдельными областями внутри страны, объединение местных рынков в общенациональный. Внутри каждой нации имеются несколько классов и в то же время в каждом классе данной территории могут присутствовать представители различных наций.


37. Мировоззрение. Вера. Убеждение. Духовность. Их философский смысл

Мировоззрение — это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов — знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т. д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:
1) Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях — повседневных, профессиональных, научных и т. д.. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания.
2) Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценности и особенно нормы являются тем средством, которое сближает цен- ностнозначимое для человека с его практическим поведением.

Важнейшими составляющими этих компонентов являются такие моменты как вера и убеждение. Проблема роли веры и убеждения в познании может рассматриваться прежде всего с позиций места в познавательном процессе субъективно-личностных факторов. Для дальнейшего развития научного познания, принятие практических решений исследователю необходима определенная уверенность в достоверности своих знаний, необходимая для мобилизации духовных и физических сил, обретения психологической стабильности. Убеждение и вера представляют собой субъективно-личностное отношение человека к объективно неоднородному знанию. Вера и убеждение предполагают определенное эмоционально-волевое отношение к познаваемому объекту: в каждой из этих форм наличествует момент волевого выбора, преодоление сомнения, обретения состояния психологической стабильности.
Переход к ним осуществляется в следующем компоненте мировоззрения:
3) Эмоционально-волевой компонент. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-воле-вое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать.

Но наряду с общими психологическими характеристиками убеждение и вера различаются как по предмету применения, так и по основаниям принятия решения. Убеждение — это выражение внутренней уверенности субъекта в истинности идеи. Предметом убеждения являются логически обоснованное и практически подтвержденное знание о действительности. Знание и убеждение — однопорядковые явления. Знание в теоретической форме выражает объект действительности. Убеждение же переводит этот объект в практическую сферу.
Оно служит необходимым средством реализации знаний, создает целеустремленность, эмоциональное возбуждение, которое необходимо для практической реализации идеи. Предметом же веры могут быть только те идеи, которые еще не получили достаточного логического обоснования и не подтверждены практикой, т. е. не имеют значения объективных истин. Вера, в отличие от убеждения, имеет в качестве своего предмета гипотетические положения.
4) Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения. Между логическими и эмпирическими предпосылками веры и содержанием самой веры имеется разрыв, преодоление этого разрыва осуществляется на основе волевого выбора, интуиции и других нерациональных форм познания.

На основе вышеизложенного можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.


38. Исторические изменения предмета философии.

Предмет философии -- ПФ. Исторически понятие ПФ изменялось, тому есть объективные (состояние, уровень накопленных конкретных и философских знаний про окружающий мир, про духовные, в первую очередь познавательные способности, возможности как человека, так и общества в целом) и субъективные (своеобразность впервую очередь формы познания ПФ конкретным философом и школой) причины. Исторически первой теор. концепцией ПФ была древнегреческая, которую сформулировал Аристотель. Философия по нему – это учение о «первоосновах сущего» и наука о надчувственных принципах бытия.
Аристотель тем самым сделал попытку самоопределения Ф, но в целом в антич.
Ф есть тенденция включения в Ф не только специфич. философские предметности, но и предметности объектов конкретного, в частности, возникающего научного знания.
В отл. от Аристотеля, в средневек. Ф предметом метафизики, как рационального, понятийного знания по Фоме Аквинскому, был Бог. Но Ф.
Аквинский таким образом сделал Ф служанкой теологии.
Радикальные изменения в определении ПФ начались при формировании научного знания в буржуазном обществе. В конце 16 -- начале 17 вв. начинается отделение от Ф отдельных наук. И возникает новая проблема – место Ф в системе конкретных наук, соотношения предметов конкретных наук и предмета
Ф. При этом выявились 2 тенденции – позитивистская – нигилистичная относительно Ф и ее права иметь свой предмет; другая – соответственно с которой ПФ либо натур. Ф (особенное фил. учение об про природу), либо как метафизика – умозрительная, спекулятивная Ф, не оприраясь на обобщения конкретных наук, в рамках своего предмета задает, очерчивает предметы конкретных наук (Декарт, Лейбниц). Лишь в 19 в. удается конкретно определить специфику предметов конкр. наук и ПФ. На этот процесс большое влияние оказал диал. метод Ф, который сначала разработал Гегель, а потом материалистически обосновали Маркс и Энгельс. До этого в Ф практиковался метафизический подход (процессы и явления в природе не взаимосвязаны, не развиваются, ничего нового не происходит). Фил. метод диалектики, в отличие от идеалистического (Гегель), развивался с позиций материализма. Это необходимо учитывать, посколько в определении ПФ существенным явл. вопрос про соотношение материи и сознания, или, что то же самое, про природу и дух. Этот вопрос Энгельс назвал основным вопросом Ф.
Признание первичности материи и вторичности сознания – это признание материализмом того, что основой мира есть объективная реальность, что именно ее развитие – условие развития сознания. В определении Энгельса объединяется материализм и диалектика.


39. Единство и разнообразие историко-философского процесса.

Один ответ на вопрос:

Истор.-фил. процесс (ИФП) -- процесс развития философии. Обыденный взгляд на историю философии (ИФ) исторический, т.е. акцент на историю, а не философию. Мы акцент делаем на философии, т.е. не на истории, а на философии, т.е. наш подход уже философский.
Чем же выглядит ИФ для обыденного взгляда? ИФ – случайная последовательность учений различных философов, последовательность протяженностью уже 2500 лет.
Чтобы перейти к философскому подходу, противостоящему обыденным, которые едины в одном об ИФ – это множество учений, надо задать вопрос: “Почему философия имеет историю?” Основание ИФ не во времени, не в истории. А в чем?
В самой философии!
Наш вопрос: “Почему философия имеет историю?” – более точно таков: “Почему философия имеет историю, которая есть история именно философии?” Сначала у нас будет предварительный ответ, т.к. предпосылки отрицательны: мы не знаем, что есть философия.
Этот вопрос делится на два: что такое философия? что есть история философии (почему философия имеет историю)?
ИФ – история нахождения предмета философии: каждый философ создает свое определение предмета. В ходе ИФ философия возникает как наука.
Итак, философия – есть познание своего предмета, поэтому она не совокупность мнений, а ИФ – история становления философии наукой об этом предмете; история открытия многими философами предмета философии; это философия в исторической форме – как возникающая философия.
Философия неотделима от своей истории: знать философию нельзя, не зная ИФ, но и знать ИФ нельзя без знания философии. Изучение ИФ должно содействовать разрешению этого действительного противоречия, состоящего в том, что ИФ и философия – одно и тоже, и не одно и тоже.
Попытаемся наметить его решение, сформулировать предварительное понятие ИФ.
Почему в ИФ множество учений? Если бы предмет философии был “до” философского познания, то он мог бы быть открыт одним философом, но, т.к. предмета философии не существует до его познания, то каждый философ выдвигает свой взгляд на предмет философии. Каждый из философов претендует на абсолютную завершенность и законченность познания предмета философии. Он является “догматиком” в отношении к себе самому и “скептиком” в отношении к другим.
Каждое философское учение не было бы философским, если бы в нем не было бы того философского содержания, которое требовалось бы сохранить. В ИФ осуществляется не только опровержение, но и сохранение того истинного, что было в каждом философском учении. Правы оба, говорящие об одном, но по- разному, если второе есть действительно иное определение одного.
Сохранение предшествующих определений происходит через усвоение истинного содержания в предшествующих учениях. Философия каждого последующего включает в себя истинное в учениях предыдущих философов.
Итак, имеются два противоположных процесса: философия становится ИФ, а ИФ – философией. Единая философия становится многими философскими учениями, но в каждом содержатся все предыдущие учения. Поэтому ни одно философское учение никогда не может быть опровергнуто полностью. В каждом философском учении есть не только нечто преходящее, но и вечное.
Философские учения по этому второму процессу не только различны, но и едины. И это единство не внешнее, а глубоко внутреннее. Все учения, заслуживающие названия философских, являются необходимыми моментами ИФ, но ни одно из них не выражает предмет философии целиком.
Необходимо знать все множество и единство философских учений. Но, на самом деле, здесь не два, а три момента. Самый трудный для понимания – третий момент.
1-ый процесс: философия становится ИФ;
2-ой процесс: ИФ становится философией.
Эти процессы просты, т.к. противоположны, но, и в этом заключается третий момент, в действительности эти противоположные процессы образуют один процесс. Если изображать наглядно - это круг. Это не путь все выше и выше – пусть низшие плачут, т.к. последнее было бы лучшим. ИФ есть круг, а не спираль без начала и конца.
ИФ не безусловный прогресс, а, идя вверх, – идем вниз, а, идя вперед, – назад. Пройдя круг, мы придем не просто к современной философии, а к философии как таковой.
Моменты в ИФ: множество (Ф->ИФ); единство (ИФ->Ф); единство единства и множества (ФИФ).
Нужно иметь в виду, что единство и различия в ИФ не остаются одними и теми же – они развиваются. В начале ИФ различие настолько не развито, что кажется принципиального различия - нет. Философы как бы говорят почти одно.
Но также не развито в начале и единство – кажется, что говорят разное.
Мы должны уловить, что все выступившее многообразие философских учений сводятся в их развитое единство. Поэтому: 1) философия одна для всех времен и народов; 2) ни одно учение нельзя понять, вырвав его из целого ИФ.
Следовательно, задачи: прежде всего, познакомиться со многими учениями, а понять их можно только в конце.
В результате все философские учения в ИФ сводятся к одному вопросу: “Что есть Истина?” Истина – вот предварительное наименование предмета философии.
Философы занимаются познанием Истины.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.