рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)

p> Т.о, существуют качественно различные уровни движения материи.
Качественное своеобразие одного уровня не может объясняться качественным своеобразием другого. Каждый уровень организации материи подчинен своим специфическим закономерностям. Но при этом имеется связь, взаимодействие различных уровней: высшее включает в себя низшее как одну из своих генетических предпосылок и в то же время как свой собственный момент.

Любое движение предполагает так или иначе понимаемое изменение положения в пространстве, осуществляющееся в так или иначе понимаемом времени.

Пространство есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами как протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие

Время есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем как длительность, последовательность смены состояний.

В естествознании существовало две противоположные концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная. Субстанциальная: пространство и время существуют независимо от материи. Можно убрать из пространста все тела, и все же пространство останется, а свойства его сохранятся. Время течет одинаково во всей Вселенной, и это течение ни от чего не зависит. Реляционная концепция зародилась в недрах диалектическй традиции (, была отчетливо сформулирована в диалектическом материализме (, а затем ( окончательно подтверждена теорией Эйнштейна. Простанство и время мыслятся не как особые отдельные от материи сущности, а как формы существования материи.

Свойства П.: трехмерность, симметрия, асимметрия, формы, размеры, местоположение, расстояние между телами, распределение вещества и поля.

Свойства В.: одномерность, асимметричность, необратимость, ритм процессов, скорость изменения состояния.

Единство материи, движения, пространства и времени: изучая материю в тех или иных формах ее проявления, мы непременно изучаем тем самым и пространство и время в их органической связи с движением и, наоборот, исследуя пространственно-временные параметры, мы неизбежно тем самым изучаем и материю в ее движении.


8. Методологический смысл классификации основных форм движения материи.

Диалектический материализм классифицирует виды движения материи, выделяя из их неисчислимого многообразия ряд основных форм. Первая научная классификация форм движения материи принадлежит Энгельсу. Он выделил такие формы: механистическую, физическую, химическую, биологическую, социальную.

Формы движения материи органически связаны с определенным уровнем ее структурной организации. Движение неживой материи: субмикроэлементарный уровень (гипотетическая форма существования полевой материи), элементарные частицы, ядра, молекулы, агрегаты (жидкие, твердые, газообразные тела, звезды и планеты, звездные системы, метагалактики и т.д. ). Органический уровень – результат постепенного усложнениямолекул углеродистых соединений, приведшего к образованию органических соединений. Жизнь явилась результатом развития совокупности химических и геологических процессов на поверхности
Земли. Эволюция живого шла от доклеточных форм существования белка к клеточной организации, формированию одноклеточных и многоклеточных организмов. То, что человек и общество суть особая форма движения материи принадлежит к фундаментальным открытиям философии. Общество – не просто материя, а одухотворенная материя. Носителем социальной формы движения является человек как субъект истории. Социальная форма движения выражается в субъектно-объектных отношениях, т.е. в отношении человека, социальных групп, общества в целом к окружающему миру.

Т.о, существуют качественно различные уровни движения материи.
Качественное своеобразие одного уровня не может объясняться качественным своеобразием другого. Каждый уровень организации материи подчинен своим специфическим закономерностям. Но при этом имеется связь, взаимодействие различных уровней: высшее включает в себя низшее как одну из своих генетических предпосылок и в то же время как свой собственный момент.

9. Отражение как свойство материи. Эволюция форм отражения.

Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта.
Способность к отражению, а также хаактер ее проявления зависят от уровня организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различных формах.
Отражение происходит в процессе взаимодействия различных систем реального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом взаимоотражение, которое в простейших случаях выступает в виде механической деформации. Отражение в общем случае представляет собой процесс, результатом которого является информационное воспроизведение свойств отражаемого предмета. В широком смысле информация есть бытие, отраженное в ином. Все в мире находится в процессе непосредственного или опосредованного взаимодействия – все несет информацию обо всем.

Выживание организма в живой природе осуществляется за счет использования информации внещней среды: он реагирует на некоторые воздействия как сигналы о закономерном наступлении последующих событий.
Т.о, в отличие от неживой природы живые организмы используют отражение для самосохранения, самоприспособления. Всему живому присуща раздражимость – ответное действие организма на биотически важные воздействия внешней среды.
С появлением центральной нервной системы возникает чувствительность.
Чувствительность предполагает наличие дистантных органов чувств, которые позволяют реагировать на раздражители, не имеющие непосредственного биологического значения и лишь связанные с таковыми (цвет, запах и т.п.). С возникновением полноценной психики, наглядно-действенного и наглядно- образного мышления возможности приспособительной деятельности животных значительно возрастают. При этом головной мозг выполняет не какую-то частную задачу (пищеварение, перекачивание крови), а предназначен для управления деятельностью внутренних и внешних органов в соответствии с обстановкой в окружающей среде. В этом заключается функция мозга как специального органа отражения и центрального регулятора деятельности организма. Поведение высшего животного не исчерпывается системой условных рефлексов, инстинктов. Пример: голодный волк видит овцу. В его мозгу формируется образ овцы и биологическая цель – догнать овцу и съесть, программа достижения этой цели. Биологическая цель – идеальное предвосхищение результата деятельности организма – опережающее отражение действительности. Важнейший качественный скачок в развитии психических форм отражения и регуляции совершился с возникновением сознания.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

10. Сознание – высшая форма отображения. Предусловия возникновения сознания на Земле.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

По своей материальной природе нервно-физиологические процессы – электрохимические. Но психическая деятельность характеризуется не только ее физиологическим механизмом, но и ее содержанием, т.е. тем, что именно отражается мозгом в реальной действительности. Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни обнаружить какими-либо приборами.
Мысли и идеи реальны, однако их реальность не материальна, а идеальна.
Нельзя сказать, что более реально – материя или сознание. Здесь речь идет не о мере, а о различных типах реальности. Материя – объективная реальность, а сознание – субъективная. Субъективный образ как знание, как духовная реальность и физиологические процессы как его материальный субстрат – качественно разные являния. Сознание и объективный мир – противоположности, образующие единство. Основой его является практика, чувственная, предметная деятельноять людей.

Сознание струтурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. С. также включает в себя и акт внимания. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Чувства, эмоции, интуиция, цели, желания, память – также компоненты структуры сознания. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако, С. – это не сумма составляющих его элементов, а их интегральное, сложноструктурированное целое.

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материально фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. В процессе развития трудовой деятельности, и прежде всего совершенствования руки, уточнялись и обогащались осязательные ощущения, сформтровалась способность воспринимать тончайшие нюансы звуков человеческой речи. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить себе и его результат, и способ осуществления и средства достижения этого результата. Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и разделение трудовых действий между его участниками, что возможно только если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели.

Язык так же древен, как и сознание. Биологической предпосылкой существования человеческой речи послужили мимико-жестикулярные и звуковые средства взаимного общения высших животных. Развитие труда по необходимости способствовало тесному сплочению членов общества. У людей явилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность содала орган – соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата.
Физиологический механизм образования речи – условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем – с идеальными явлениями сознания. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. Язык и сознание образуют противоречивое единство.

11. Сознание как диалектическое единство знания и познания.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. (см. вопрос 10)

Способ, каким существует сознание и каким что-либо существует для него
– знание.

Знания могут выступать в различных формах: донаучной, житейской, художественной и научной на разных уровнях освоения действительноси – как эмпирические и как теоретические.

Мышление человека постоянно движется от незнания к знанию, от поверхностного ко все более глубокому, сущностному и всестороннему знанию.
Знание – результат процесса познания. В процессе познания выделяют субъект и объект. Субъект – носитель материального целенаправленного действия, связывающего его с объектом. Объект – предмет, на который направлено действие. Познание – это специфическое взаимодействие субъекта и объекта, конечная цель которого – истина, это разработка рецептов, алгоритмов, моделей и программ, направленных на освоение объекта в соответсвии с потребностями субъекта.

Итак, знание – результат процесса познания. С другой стороны, субъект осуществляет познание через призму своих знаний и представлений, ценностных ориентаций и потребностей. Т.о., знание в свою очередь является предпосылкой познания.

Марксизм считает субъектом познания не отдельного человека, а действующее через своих индивидуальных членов общество. Поскольку человек включен в систему самых различных общественных отношений с другими людьми, использует в процессе познания инструменты, приборы, включая имеющиеся в распоряжении общества и усвоенные данным человеком знания.

Теория познания (гносеология) диалектического материализма основана на принципах:

Принцип объективности: Объект познания существует вне и независимо от субъекта познания.

Принцип познаваемости: Реальность можно познать такой, какой она есть.

Дальше см. вопросы про познание: Чувственная и логическая ступени познания, Практика как основа и цель познания.


12. Чувственный и логический уровни познания. Их взаимосвязь

В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Поскольку исходным в познании выступает чувственное отражение, постольку до последнего времени эти стороны обычно обозначали как ступени познания, хотя это и неточно, поскольку чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным и наоборот. Следует подчеркнуть, что процесс познания, как правило, имеет своим исходным моментом отражение действительности с помощью органов чувств человека. Именно через органы чувств мы получаем всю первичную информацию о предметах и явлениях внешнего мира. Органы чувств - это единственный канал, который непосредственно связывает человека с внешним миром, и без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению. Органы чувств человека - продукты не только истории природы, но и всемирной истории. В становлении и развитии органов чувств человека важнейшую роль на протяжении всей истории человечества играла и продолжает играть до сих пор общественная практика.

Чувственное отражение выступает в трех основных формах - в виде ощущений, восприятий и представлений.

1) Ощущение - это чувственный образ отдельных сторон предметов, процессов или явлений внешнего мира , "субъективный образ объективного мира" (Фейербах). Этот образ объективен по содержанию, он адекватно отражает свойства объекта, но субъективен по форме, зависит от особенностей физиологии органов чувств человека, его высшей нервной деятельности, и даже от его жизненного опыта.

2) восприятие - целостный чувственный образ объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств, отражающий различные стороны, свойства этого объекта.

3) высшей формой чувственного отражения является представление - целостный чувственный образ непосредственно не воспринимаемых нами объектов, сохраняемое и воспроизводимое посредством памяти. В представлении уже вступает в дело абстрагирующая способность нашего сознания, в нем отсечены несущественные детали. На уровне представлений обнаруживает себя такая способность нашего сознания, как воображение - способность соединять чувственный материал иначе, не так, как он соединен в действительности.
Этот уровень весьма важен, так как рациональное познание в конечном счете тоже базируется на том материале, который дают нам органы чувств. Но чувственное отражение и ограниченно - оно отражает лишь единичное, индивидуальное и не дает само и не может дать знания общего, оно дает информацию о непосредственно данном, о видимом, слышимом, но не дает знания о том, что скрыто за тем и другим, оно останавливается на внешнем, на явлениях, но само не может дать знания о внутреннем, о сущности. Однако потребности практики как раз и диктуют необходимость выявления за единичным
- общего, за внешним - внутреннего, за явлением - сущности и т.д.
Рациональное познание основано на процессе мышления - активного процесса опосредованного, обобщенного и абстрагирующего отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п. Основными формами мышления являются:

1) Понятие - обобщенное, логическое отражение существенные свойств, связей и отношений предметов и явлений. Понятия - это и итог работы мысли, и одновременно средства мышления. Но мы оперируем не отдельными понятиями, а понятиями в их связи друг с другом, отражающей в конечном счете связь вещей.

2) Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто утверждается, либо отрицается о предмете мысли. Суждение, как правило, выражается в форме предложения. При этом связь понятий в суждении должна соответствовать связи вещей.

3) Умозаключение - форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием. Умозаключения делятся на два основных класса - индуктивные, представляющие собой выведение общего положения из ряда частных фактов, и дедуктивные, при которых из некоторого общего положения выводятся частные, менее общие.

Итак, познавательный процесс включает в себя две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Эти стороны диалектически взаимосвязаны.
Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без этой работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в познании предмета, само по себе, без опоры на чувственность существовать не может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные чувственные отражения.


13. Проблемы истины в философской теории познания познания.

Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф.Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Что же такое истина, истинное знание? Классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля: истина - это соответствие
(корреспонденция) знания объекту, действительности. Р.Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.
Д.Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний.
Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным гносеологическим тезисом диалектико-материалистиче-ской философии о том, что познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.

Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны.

Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает диалектику познания в его движении к истине в движении от знания менее полного к знанию более полному. Постижение истины не может быть достигнуто в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идет через относительные истины к истине абсолютной.

Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете, которое не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Она достигается только в результате бесконечного движения мысли, то есть практически недостижима.

Относительная истина - это неполное, приближенное знание о предмете, которое справедливо на данном этапе развития познания и может быть дополнено в дальнейшем.

Выделяют также конечную истину - элементарный результат познания, к которому нечего добавить.

Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею.

Нужно отметить, что любая истина конкретна, то есть зависит от конкретных условий существования объекта.

Вывод: Истина объективна по содержанию, субъективна по форме, конкретна по условиям применения, относительна или абсолютна по степени приближения субъекта к объекту.


14 Практика как основание и цель познания

Особое место в социальном опосредовании познания занимает практика как материальная деятельность по преобразованию действительности. При этом познание и практика различны и в то же время взаимосвязаны между собой. Они различны уже потому, что познание представляет собой духовную, а практика - материальную деятельность. Но они и связаны между собой, поскольку практика имеет свою познавательную сторону, а познание - практическую.

Связь познания и практики взаимная. Прежде всего практика выступает как источник познания, поскольку она формирует объект познания. Кроме того, вводя предметы в практический оборот, преобразуя их, человек получает первичную информацию об их свойствах и проявлениях в виде ощущений, восприятий, представлений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.