рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)

p> /*Он решает основного вопроса фил в применении к обществу. “Сознание людей зависит от их бытия”. Это утверждение вытекает из простого факта, что
“люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией...”*/

___
Дальше непосредственно к этому вопросу отношения не имеет, но про подход
Маркса
___

Побудительным мотивом и детерминирующим фактором общественного развития являются потребности и интересы. Потребность выражает зависимость субъекта от объективных условий существования и побуждает его к действию. Осознание субъектом своей потребности превращает ее в интерес. Необходимым компонентом деятельности являются цели, которые отвечают потребностям и интересам людей, а также условия их удовлетворения. Цель обычно соотносят со средствами и условиями деятельности. Последние представляют собой социальную сферу, предполагают место и время реализации цели.

Он вводит понятие общественно-экономический формации

Качественно определенный, исторически конкретный тип социальной системы, взятый в единстве всех ее сторон - способа производства, состояний науки, искусства, всего многообразия и богатства духовной сферы, семейно- бытовых отношений и всего образа жизни людей, и есть общественно- экономическая формация.

Структура общественно-экономической формации характеризуется прежде всего категориями «базис» и «надстройка», которые призваны объяснить, каким образом производственные отношения определяют иные стороны социальной жизни
— политические, правовые и др. и как эти последние в свою очередь воздействуют на экономическое развитие общества. Иными словами в социально- философской теории категории базиса и надстройки выделяются с целью конкретизации материалистического понимания структуры общества, установления причинно-следственных связей в общественной жизни. Уточняя значение этих категорий, В. И. Ленин пояснял, что основная идея материалистического понимания истории «состояла в том, что общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Последние представляют собой лишь надстройку над первыми...» 2. Базис — это совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества, определяющую систему идеологических форм социальной жизни людей. Когда же говорят о надстройке, то имеют в виду совокупность идей и идеологических отношений, а также закрепляющих их учреждений и организаций (государство, политические партии, профессиональные союзы и иные общественные организации), свойственных данному обществу.


23 Материальное производство – основа жизни общества

(Из Спиркина)
Без постоянного процесса производства общество не могло бы существовать и уж тем более развиваться. Смысл общественного производства заключается в том, что в этом процессе осуществляется исторически обусловленное воспроизводство человека как общественного существа. Общественное производство, или, что одно и то же, производство общественной жизни, имеет свою структуру, охватывающую и духовное производство, и производство самого человека, и материальное производство. Материальное производство — это основополагающий элемент в структуре общественного производства, ибо именно в нем воспроизводятся материальные условия бытия людей как фундаментальное условие собственно человеческой истории и самой способности людей творить историю. Жизнь общества, таким образом, нельзя уподобить реке, в которой все капли играют однозначную роль. В ней есть одна решающая сила, которая в конечном счете и определяет все вплоть до утонченной сферы духа,— это производство материальных благ. Причем процесс производства материальных благ всегда носит общественный характер: производство обособленного индивида столь же бессмысленно, как и развитие языка без совместно живущих людей. Совместный труд индивидов есть первое основание общественного характера производства, на базе которого зарождаются и совершенствуются коллективные формы общественных связей, способа жизнедеятельности и всего образа жизни людей.
Для того чтобы жить, люди должны обладать необходимыми средствами к существованию. Понятно, что даже для того, чтобы обладать этим необходимым минимумом, люди должны трудиться: все созидает для смертных забота и труд человека, говорили древние. Человек не может довольствоваться тем, что природа дает ему в готовом виде. «Непосредственного материала, которого не приходится обрабатывать, очень мало. Даже воздух приходится приобретать, так как его нужно нагревать... Человеческий пот и человеческий труд добывают для человека средства удовлетворения его потребностей» '. Соединяя свой труд с тем, что дано природой, используя ее законы, люди создают то, чего в ней нет. В этом процессе создаются материальные блага, и он-то и есть процесс материального производства. Следовательно, материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, которые с помощью соответствующих средств осуществляют преобразование природы с целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение человеческих потребностей.

24 Производственные силы, производственные отношения способ материального производства

(Из Сприкина и кажется это надо знать обязательно)

Материальное производство имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения.

Производительные силы

Люди, осуществляющие процесс производства, выступают субъектом труда.
Они составляют основной и решающий элемент производительных сил. Но кроме того, для осуществления процесса производства необходим исходный материал, или предмет труда, который подвергается обработке. Им могут быть и земля, и полезные ископаемые, и металлы и т. п. Но чтобы воздействовать на предмет труда с целью его преобразования в необходимый продукт, надо применять орудия труда. Орудия труда суть предметы, созданные человеком с целью воздействия на внешний мир и преобразования его в интересах общества. Все возрастающая сложность орудий труда является показателем достигнутого уровня производства и, как следствие, степени развития общества. Для производства необходимы также соответствующие здания, склады, транспорт и т. д. Все это вместе с орудиям труда образует средства труда. Совокупность же средств и предметов труда образует средства производства. Система средств производства, в первую очередь орудий труда, составляет так называемую материально-техническую базу общества являющую собой предметно- энергетическую часть производив тельных сил. Эта часть представляет собой прошлый, или овеществленный, труд. Но для того чтобы средства труда могли вступать в процесс производства, необходимо вновь и вновь применение рабочей силы, то есть живого человеческого труда Т.е. Итак, производительные силы — это люди (человеческий фактор), впитавшие в себя культурный опыт всех предшествующих поколений, обладающие производственными навыками к труду и осуществляющие производство материальных благ созданные обществом средства производства,а также организация труда, технология производства, техника и достижения науки

Производственны отношения

Связи людей, складывающиеся между ними в процессе производства, образуют сложную структурно-функциональную и иерархически-соподчиненную систему; эта система и образует собою то, что называют производственными отношениями. Она охватывает и отношения к средствам производства, то есть форму собственности (основу производственных отношений), и связи между людьми в процессе обмена, распределения и потребления создаваемых благ, и отношения людей, обусловленные их производственной специализацией, то есть выражающие разделение труда, и отношения сотрудничества и соподчинения — управленческие отношения, и все другие отношения, в которые вступают люди, вплоть до, казалось бы, отдаленной от непосредственного процесса производства сферы быта.

Способ материального производства

Существуя и развиваясь в неразрывном единстве, производительные силы и производственные отношения образуют сложную структуру материального производства, исторически конкретный способ производства. Развитие производства происходит прежде всего в системе производительных сил,наиболее подвижого элемента в материальном производстве. Их развитие связано в первую очередь с совершенствованием орудий труда, с прогрессом техники. В этом процессе, естественно, развивается и сам человек, совершенствуются его потребности как побудительная причина развития самого производства; растет производственный опыт людей, повышается их квалификация, становится все более дифференцированным профессиональное разделение труда, расширяется и углубляется специализация. Эти изменения в структуре производительных сил влекут за собой и изменения отношений людей в процессе производства — производственных отношений. Следовательно, прогресс производительных сил детерминирует и развитие производственных отношений в направлении соответствия последних характеру и уровню развития производительных сил: каково содержание производительных сил, .такова и форма их существованияНо производственные отношения — это не пассивный элемент в системе материального производства: если они соответствуют характеру и уровню развития производительных сил, то они ускоряют процесс их развития, в противном же случае тормозят его. В этом проявляется активная роль производственных отношений в их воздействии на производительные силы. Таким образом, соответствие производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил-— основной принцип развития материального производства. Но это развитие, как и всякое развитие,— процесс противоречивый, поэтому производственные отношения не могут постоянно соответствовать развивающимся производительным силам.
Процесс развития материального производства совершается таким образом, что достигнутое соответствие благодаря опережающему развитию производительных сил на определенном этапе нарушается; между ними вновь образуется противоречие, которое все более углубляется, требуя своего разрешения в форме социальной революции.

25 Духовное производство его характер и особенности

(Философский словарь и от Игоря Пальти)

Духовная жизнь общества - это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику данного общества во всей его целостности. Она включает в себя все духовные образования, в том числе духовную культуру во всем ее многообразии, формы и уровни общественного сознания, неоформленные стихийные и не вполне осознанные настроения, привычки и т.д. Духовная культура общества находит свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей. При наличии ряда общих моментов с материальным производством духовное производство имеет свою специфику.

Духовное производство(по Марксу) – понятие, указывающее не только на общую зависимость духовной сферы от развития в конечном счете материального производства, социальных отношений, но и на внутреннюю диалектику культурного созидания, взаимосвязь творчества и преемственности.

Предметом труда в нем выступают не только природа и природные вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое мышление и деятельность людей. Весьма своеобразны и субъект духовного производства, и орудия его деятельности. В обществе формируется особый социальный слой профессионалов, занятых созданием духовных ценностей. В массе своей это представители интеллигенции. Но создание ценностей духовной жизни, духовная культура вообще не могут развиваться вне народа, который и является ее основным творцом и потребителем. Таким образом, духовная культура развивается народом. Лучшие образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием. Они должны быть возрождены новыми поколениями Творчески возрождая наследие и заново оценивая его, люди обретают способность творить сами. Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства

На всякий случай: Выделяют две формы духовного производства: функционально заданную и универсально-преемственную. В первой индивид действует только как носитель некой функции; поле его культурной деятельности при определенных социальных условиях искажено и сужено готовыми, заранее заданными предпосылками. Во втором случае индивид включается в развитие в качестве «всеобщей производительной силы», он осуществляет, согласно Марксу, «свободное духовное производство данной общественной формации».

Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия и т.д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.

26 Социальная структура общества

(Из Спиркина)

Социальная сфера есть исторически сложившаяся, относительно устойчивая система связей между различными элементами общества как целого: отдельными индивидами и социальными общностями (род, племя, народность, нация, семья), классами, социальными группами. Каждому исторически определенному способу производства соответствует и свой специфический тип социальной сферы общества: наличие определенных классов и социальных групп. Смена общественно-экономических формаций, приводит к изменениям и в социальной сфере, однако последняя не возникает автоматически: она обладает устойчивостью и относительной самостоятельностью.

Дадим определение основных составляющих социальной структуры общества

Классы (по Ленину) – большие группы людей, различающиеся но их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, но способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Социальные группы – это такие группы людей которые по своему положению в системе общественного производства и по своему положению в обществе не входят в состав классов, а образуют определенные слои, сословия, касты.

Род — кровнородственное объединение людей, связанных коллективным трудом и совместной защитой общих интересов, а также общностью языка, нравов, традиций. Объединение нескольких родов составляло племя — тип этнической общности и социальной организации людей доклассового общества.
Народность — это сложившаяся на базе рабовладельческого и феодального способов производства экономическая, языковая, территориальная и культурная общность людей.

Нация — это общность людей, которая возникает в период становления капитализма на основе общности экономической жизни, территории, языка, некоторых особенностей психологии людей, бытовых и культурных традиций. В отличие от народности нация — более устойчивая общность людей, причем устойчивость ей придают .«глубокие экономические факторы» '.

Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. Поэтому вопрос о структуре социальной сферы жизни общества связывается в первую очередь с проблемой взаимоотношения классов. Опираясь на определение классов можно дать основные характеристики классов, которые делятся на основные (порожденные данным способом производства, выражающие его сущность и представляющие собой главную силу общественно – экономической формации) и неосновные (остались от предыдущих эпох или зародились в недрах старого общества как носители будущей формации)

История всех обществ была заполнена борьбой классов. Существуют три основные формы классовой борьбы: экономическая (борьба за улучшение условий труда), политическая (классовые объединения партии, которых уже волнуют вопросы о собственности и политической власти) и идеологическая(освобождение от одной идеологии и приобщение к другой).

Социальная структура общества также помимо основных классов включает и определенные социальные группы, куда относятся в основном интеллигенция и служащие, студенты и др.. Границы между классами и другими группами общества всегда относительны, подвижны. Это значит, что для каждого отдельного представителя того или иного класса, той или иной социальной группы существует реальная возможность своеобразной «социальной миграции».

27 Общественное сознание(уровни структура формы)


(Из Спиркина и Жукова)

Общественное сознание – это взгляды, представления , идеи, политические, юридические и др. теории, философия, мораль, религия и др формы сознания.(философский словарь)

Общественное сознание возникло одновременно с общественным бытием и в единстве с ним . Основная функция общественного сознания стоит в том, что оно может отражать бытие и активно способствовать его перестройке (через практическую деятельность людей)

Общественное сознание имеет сложную структуру. Его можно анализировать в гносеологическом аспекте, когда общественное сознание рассматривается главным образом по содержанию, как отражение действительности, и в социологическом, когда общественное сознание изучается в плане его социальной обусловленности, места, роли, функций в общественной жизни.
Гносеологический аспект показывает движение от действительности к сознанию, когда идеи выступают как результат познания; социологический, же аспект фиксирует внимание на переходе от сознания к действительности, на практической реализации идей,

Гносеологический аспект общественного сознания предполагает два уровня - обыденный и теоретический соответствующие двум уровням отражения действительности (критерий для их разграничения - степень проникновения в сущность явлений).

Обыденное сознание возникает как осознание человеком природной и общественной среды, повседневных нужд и потребностей людей. Теоретическое же сознание пытается понять суть явлений, их закономерные связи и отношения. Оно существует в форме системы идей, понятий и законов: теория - это систематизированное знание. На теоретическом уровне общественное сознание представлено главным образом наукой, а на обыденном - эмпирическим знанием.

Социологический аспект общественного сознания позволяет выделить две сферы - общественную психологию и идеологию. Доминирующим в разграничении этих сфер является не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию, его роль в общественной жизни, связь с потребностями конкретных субъектов сознания (классов, наций, народов) и видами общественной деятельности.

Свое выражение общественное сознание находит в общественной психологии, которая во многом сходна с обыденным сознанием, и в ее структуре содержится так называемое «коллективное бессознательное». Она представляет собой массовое coзнание, убеждения социальных групп, классов. Ее функции проявляются при решении практических задач повседневной жизни побуждая людей к различного рода действиям. Ее правомерно рассматривать в качестве эмоционального сознания.

Содержание общественной психологии охватывает три группы социально- психологических явлений - психологический склад определенной социальной общности (социальный характер, npивычки, обычаи, традиции), психическое состояние социальна группы (настроения, социальные чувства, эмоции) и социальна психологические явления, характерные для этой-группы (мод слухи).

Как и общественное сознание в целом, общественная психология по своему содержанию есть отражение общественного бытия людей. Общественная психология составляет основу, исходный пункт формирования более высокой ступени общественного сознания идеологии, которая представляет собой систему взглядов и представлений определенного класса, нации или народа.
Она теоретически обоснована и выражает его коренные интересы. В этом состоит ее главная социальная функция. В отличие от теоретического сознания идеология не содержит естественнонаучных знаний о природе.

Если к структуре общественного сознания подходить с точки зрения его носителей, то в нем следует различать общественное и индивидуальное сознание. Общественное сознание представляв собой совокупность общественно значимых, относительно устойчивых духовных образований данного общества; индивидуально же сознание есть отражение индивидуального бытия, духовный мир конкретной личности. Индивидуальное сознание нельзя непосредственно вывести из анализа закономерностей общественного развития. Его можно раскрыв лишь исходя из знания биографии, условий жизни, воспитания, учета всей системы влияний, которые испытал на себе индивид.

Формы общественного сознания философия, политика, право, нравственность, эстетическое сознание, религиозное сознание и наука. Все, кроме философии, формы общественного сознания можно с некоторой долей условности разделить на два цикла. К первому относятся политика, право и этика — в их основе лежит единый смысловой стержень, связанный с выяснением различных модификаций исходного отношения между субъектами (это взаимоотношения между людьми — этика: между человеком и обществом — право; между различными социальными группами, вплоть до целых государств,— политика). Ко второму циклу относятся эстетика, религия (или атеизм), а также наука. Общим стержнем здесь является исходное отношение «субъект — объект», то есть многообразные формы отражения человеческим сознанием его сложных взаимоотношений с миром. Граница между указанными циклами условна, особенно между этическими и эстетическими категориями.

28 Гуманизм как сердцевина проблематики научной философии

(Философский словарь Булатов Радугин)

Гуманизм (лат. humanus—человечный) — совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условии общественной жизни. Гуманизм — антипод всякого рода фанатизма, ригоризма, нетерпимости, неуважения т. эр. и знаний других.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.