рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру

Первоначально, на этапе ручного труда, техника имела в ос­новном инструментальное значение; технические инструменты продолжали, расширяли возможности естественных органов че­ловека, увеличивали его физическую мощь. На этапе машиниза­ции техника становится самостоятельной силой, труд механизи­руется. Техника как бы отделяется от человека, который, одна­ко, вынужден находиться рядом с ней. Теперь не только маши­на является продолжением человека, но и сам человек становит­ся придатком машины, он дополняет ее возможности. На треть­ем этапе развития техники, в результате комплексного развития автоматизации и превращения техники в технологию, человек вы­ступает ее (технологии) организатором, творцом и контролером. На первый план выходят уже не физические возможности чело­века, а сила его интеллекта, реализуемая посредством техноло­гии. Происходит объединение науки и технологии, следствием ко­торого является научно-технологический прогресс, называемый часто научно-технологической революцией. Имеется в виду реши­тельная перестройка всего технико-технологического базиса об­щества. Причем разрыв во времени между следующими друг за другом технико-технологическими перестройками становится все меньше. Более того, идет параллельное развитие различных сторон научно-технологического прогресса. Если "революцию пара" от "революции электричества" отделяли сотни лет, то современные микроэлектроника, робототехника, информатика, энергетика, приборостроение, биотехнология в своем развитии до­полняют друг друга, между ними вообще перестает существовать какой-либо временной зазор.

40.Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.

Диалектика – мир изменяется, находится в движении. С 19 в (Маркс, Гегель) – мир находится в развитии. Метафизика – мир статичен, неизменен. Гегель ввел понятие метафизики как противоположность диалектики. Формы диалектики: 1) Античная (наивная) – Гераклит. 2) Классическая немецкая – Гегель. 3) Материалистическая диалектика Маркса (маркситсткая). 4) Современная диалектика. Опирается не только на марксистскую, но и на естествознание.

Метафизика - 1.то, что идет после физики, трактовавшейся в древности как учение о  природе. В  истории Ф. термин "метафизика" нередко употребляется как синоним  философии.  В Ф. марксизма этот термин употребляется в значении антидиалектики. 2.метод, который рассматривает как неизменные и независимые друг от друга,  отрицает  внутренние противоречия как источник развития, базируется  на  абсолютизации  определенных сторон, моментов в процессе познания. Диалектика - учение о наиб закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основ на этом учении метод мышления.

    Уже античн Ф. подчеркнула изменчивость всего сущ, поняла действит-сть как процесс, осветила роль, какую в этом пр-се иг-рает переход всякого св-ва в противоположное (Гераклит, пифа-горейцы). Первонач. термином Д. обозначались: 1) способн вес-ти спор посредством вопр. и отв.; 2) иск-во классиф-ции поня-тий, разделения вещей на роды и виды. Идеалистич. Д. Гегеля - он впервые представил весь природн, историч и духовн мир в виде процесса, т. е. в беспрерывн движении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутр. связь этого движе-ния и развития. Д. -  движущая душа всякого научн развертыв мысли. Истинно научное понимание Д. - Маркс и Энгельс, они построили Д. на основе материалистич. понимания историч. про-цесса и развития познания, обобщ реальн. процессов, происх. в природе, о-ве и мышлении. Вещи и явления есть то, чем они становятся в пр-се развития, и в них, как тенденция, заложено их будущее, то, чем они станут. Противоречие - движущ сила и источник всякого развития.

41.Основные законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей.

1) Закон перехода кол-ва в качество и качества в количество. Суть: кол-ые изменения с необходимостью, после нарушения меры, переходят в коренные качественные, которые в свою очередь приводят к новым кач-ым изменениям. Переход кол-ва в качества представляет собой скачок, главным признаком которого является не временное, а содержательно-коренное изм-ие качества. Хар-ки (категории) закона: кач-во, кол-во, мера, скачок, свойства и отношения. Первая всеобщая сторона вещей - специфичность - будет обозначена категорией качества, вторая связанная с однородностью и измеримостью – кол-ва. Кач-во - внутренняя специфическая определённость вещи. Кач-во - есть внутренняя определённость вещи (вещь сохраняет свою природу в каких-то широких пределах, за которыми она приобретает другую определённость, другое качество. Второй момент  в определении качества - специфичность. Будучи определённой, вещь всегда специфична, т.е. отлична от других вещей, в которые она может перейти. Кач-во - целостная хар-ка вещи, св-ва – множ-ая хар-ка. Вещь обладает одним кач-ом и многими св-ми. Свойство - это выражение качества вещи в отношении к другой вещи; признак вещи. Свойства не возникают, а обнаруживаются при взаимодействии вещей (химические свойства, свойства личности). Чтобы выявить свойства вещи, надо встать к ним в определённые практические отношения, опосредованные орудиями труда. Отношение - связь вещей, их устойчивое взаимодействие. Вещь - качество - свойство - отношение. Вещь не существует без свойств и отношений, однако свойства и отношения принадлежат вещи. Количество - внешняя специфическая определённость вещи. Характерным признаком количества является его делимость на однородные элементы. Количество может быть определено через перечисление его видов: это всё что может быть выражено величиной, размерами, степенью и т.д. качество и количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь называется мерой. Мера - диалектическое единство качества и количества, или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняются качественная определённость предмета. Единство качества и количества. Граница существования данной вещи. Скачок - переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (возникновение жизни, возникновение и смена общественно-экономических формаций, новые виды растений). Эволюция - постепенные количественные и качественные изменения. 2) Закон единства и борьбы про­тивоположностей является ядром диалектики. Суть его со­стоит в том, что развитие объективной реальности и процесс ее познания осуществляется путем раздвоения единого на проти­воположности, в борьбе которых и происходит развитие. В этом смысле диалектика и есть изучение противоречия в самой сущности предметов: ничто не движется без противоречий. 3) Закон отрицания отрицания - это закон противоречивого развёртывания целостной сущности. Каждое конечное является результатом и своего рода отрицанием предшествующего ему бесконечного процесса развития материи, всякое конечное может быть рождено только бесконечностью. В свою очередь последующее бесконечное развитие выступает в качестве отрицания этого конечного.

42.Мораль и нравственность. Нравственность как проявление духовности человека. Нравственные качества личности.

Под моралью обычно понимают нормы и ценности, регули­рующие поведение людей. В более строгом понима­нии - совокупность норм и ценностей, которые ориентируют людей на духовно-возвышенный идеал человеческого единства. Идеал единства выражается в солидарности и братской (мило­сердной) любви.

Мораль выступает как выражение потребности индивида строить гармоничные отношения с другими, общественная форма отношений между людьми, мера их человечности. Ос­новными формами объективации морали являются добродете­ли (совершенностные личностные качества), например, прав­дивость, честность, доброта, и нормы, содержащие критерий оценки общественно поощряемых действий (требования, запо­веди, правила) например, «не лги», «не кради», «не убий». Со­ответственно этому анализ морали можно проводить в двух на­правлениях: моральное измерение личности и моральное изме­рение общества.

Начиная с греческой античности мораль понималась как ме­ра господства человека над самим собой, показатель того, на­сколько человек ответственен за себя, за то, что он делает, т.е. как господство разума над аффектами. Разумное поведение яв­ляется морально совершенным тогда, когда оно направлено на совершенную цель - цель, которая считается безусловной (аб­солютной), признается в качестве высшего блага. Высшее благо придает осмысленность человеческой деятельности в целом, выражает ее общую позитивную направленность. Люди по-разному понимают высшее благо. Для одних это наслаждение, для других - польза, для третьих - любовь к богу и т.д. Наце­ленность разума на высшее благо обнаруживается в доброй во­ле.

43.Сущность эстетического. Развитие взглядов на прекрасное в истории философии.

Эстетика - это наука об исторически обусловленной сущно­сти общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, освоении, а также философская наука о наиболее общих прин­ципах эстетического освоения мира в процессе любой деятель­ности человека, и, прежде всего, в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты.

Как это происходит во многих науках, эстетика претерпева­ла изменения своего предмета в процессе развития. Современ­ное определение предмета включает в себя изучение:

1) объективно-эстетического, понимаемого как природно-социальное и предметное основание эстетического знания и эстетической потребности;

2) творческо-преобразующей практики эстетического субъек­та, выраженной через эстетическую деятельность и созна­ние, а также через теорию и систему её категорий;

3) наиболее общих, универсальных законов художественного творчества и искусства.

Часть исследователей считает, что центральной категорией эстетики является эстетическое, определяемое как совершенное в своем роде. Совершенство предполагает полноту бытия объ­екта, это свойство такого объекта действительности, в котором наиболее явно выражаются признаки рода природного, соци­ального и духовного бытия. Эстетическое как совершенное об­наруживается и возникает в результате материально-духовной практики человечества, т.е. оно имеет двоякое происхождение: с одной стороны, оно объективно осваивается и преобразуется в практике (прекрасное в природе и в обществе), с другой - оно есть объективный результат этой практики ( в эстетическом идеале и искусстве).


Объект => Эстетическое <= Субъект


В результате столкновения в процессе духовно-практического освоения мира объективного состояния и субъ­екта социальной жизни, природного (материального) и идеаль­ного (духовного) возникает и функционирует новый объектив­ный феномен - эстетическое. Эстетическое выступает универ­сальной категорией. Помимо неё можно выделить три группы категорий, которые отражают:

1) объективные состояния /прекрасное, возвышенное, трагиче­ское, комическое/;

2) духовно-практическое освоение мира /эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое чувство/;

3) мир субъекта социальной жизни /искусство, художествен­ный образ, творчество/.

Одну из важнейших эстетических категорий - пре­красное - можно определить как совершенное, гармоническое. В прекрасном с наибольшей полнотой выражено позитивное совершенство, тенденция развития в природе, обществе и ду­ховной жизни. Гармонию чаще всего понимают как внешнее непротиворечивое целое, в котором все элементы уравновеше­ны. В понимании прекрасного как совершенной гармонии очень важным является то, что гармония есть объективное свойство природной, социальной и духовной действительности.

44.Природа и общество, их взаимосвязь.

Зависимость человека от природы, от естественной среды оби­тания существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако, не оставалась постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом.

С одной стороны, по мере развития производительных сил общества, по мере того как взаимоотношения человека с естественной средой обитания все более опосредовались создаваемой им «второй природой», человек повышал свою защищенность от стихийного буйства природы. Совершенствование одежды, создание обогреваемых и искусственно охлаждаемых жилищ, строительство дамб, защищающих от наводнений, и сейсмостойких сооружений — все это и многое другое позволяет не только обеспечить более стабильные и более комфортные условия существования, но и ос­ваивать для обитания и для продуктивного труда все новые тер­ритории Земли, а теперь и ближнего космоса.

Наряду с этими процессами, ослабляющими зависимость чело­века от природы, с развитием производительных сил связана и другая тенденция. В орбиту человеческой деятельности вовле­кается неуклонно расширяющийся спектр процессов, явлений и веществ природы, которые к тому же используются с нарастаю­щей интенсивностью, так что человеческое общество втягивается во все более тесные и многообразные связи с миром окружающей природы.

Все более интенсивно потребляя природные ресурсы с помощью колоссально возрастающих по своей мощи технических средств, человечество в прогрессирующей форме улучшало условия разви­тия своей цивилизации и своего роста как биологического вида. Однако, «завоевывая» природу, человечество в значительной мере подорвало естественные основы собственной жизнедеятельности. Известно, например, что за последние 500 лет при участии челове­ка было истреблено до 2/з покрывающих Землю лесов. Но самый мощный удар по биосфере был нанесен за время начиная с конца XIX века и в особенности в нашем столетии, когда стало развиваться индустриальное производство.

В итоге заметно снизилось самоочищение биосферы, которая уже не справляется с инородным грузом, выбрасываемым в нее человеком (накопление углекислоты в атмосфере, запыленность возросли во многих городах в десятки раз и глобально — на 20% по сравнению с состоянием в начале XX века). В результате образования вокруг Земли слоя углекислого газа, покрывающего ее подобно стеклянному колпаку, появилась угроза неблагоприят­ного изменения климата, при котором наша голубая планета уже в течение ближайших десятилетий может превратиться в огромную теплицу с возможным катастрофическим эффектом: изменением энергетического баланса и постепенным повышением температуры, что приведет к превращению плодородных до сих пор районов в засушливые, к поднятию уровня воды в океанах (из-за тая­ния полярных и дрейфующих льдов) и затоплению множества прибрежных земель и городов. Возникла опасность нарушениябаланса кислорода, разрушения озонового экрана в нижней стра­тосфере при полетах сверхзвуковых самолетов, а также вследствие широкого использования на производстве и в быту фреона (раз­рушение этого экрана на 50% в 10 раз увеличит ультрафиолето­вую радиацию, что резко изменит условия существования живот­ных и людей). Увеличилось загрязнение Мирового океана, и оно проявляет тенденцию стать глобальным.

В результате деятельности человека, в особенности в послед­ние десятилетия, в дикой природе к настоящему времени исчезли многие виды животных и растений. Не менее тревожно и то, что происходит неуклонное падение численности и сокращение ареалов других видов.

45.Общество, его социальная и политическая структуры.

Общество - обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жиз­недеятельности людей. Это продукт взаимодействия людей (Маркс). Естественная среда обитания человека - природа, рас­сматриваемая в ее отношении к обществу, включающая земные условия и космические факторы.

Многие теоретики, полагающие, что общество проявляет себя в качестве коллективного группового субъекта общественной жизни, делят его, соответственно, на социальные группы, челове­ческие коллективы, рассматривая самые большие из них в качестве искомых подсистем общества. Таковыми нередко признают «граж­данское общество», включающее в себя в качестве компонентов множество неполитических групп (классы, профессиональные кор­порации, семьи, объединения по интересам и т.д.), и «государство» в широком смысле слова, включающее в себя множество различ­ных политических союзов, организаций и институтов.

46.Индивид, индивидуальность, личность. Место и роль личности в

историческом процессе.

Индивид --- единичный представитель человечества, безотносительно к

его реальным или антропологическим особенностям. Родившийся реб - индивид, но не личность, так как не обладает индивидуальностью. Индивид стан личностью по мере того, как перестает быть единицей чел рода и приобретает относительную самостоятельность. Ин есть существо общественное и всякое проявление его жизни яв проявлением общ жизни. Это понятие общеродового признака. Он безличен. Начиная высказывать какие-то качества, мы начинаем выделять группы. Чем понятие конкретнее, тем оно богаче по содержанию и меньше по объему. В конце мы придем к единственному представителю чел рода, персонификации. Это и есть личность.

Индивидуальность --- неповторимый, самобытный способ существования

конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности. личность социальна по сути и индивидуальна по способу выражения. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, особый жизненный путь, по происхождению и форме носит инд характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности индивида, его

способности быть собой в рамках окр соц среды. В развитии индивидуальности важна роль врожденных качеств и способностей, но она опосредована соц факторами.индивидуальность есть целостная

система, диалектического взаим качеств общих, типических (общечеловеческих природных и соц признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных)  и единичных (неповторимость телесных и психических характеристик).Индивидуальность есть высокая ценность, так как их многообразие, состязательность представляет собой условие прогресса. Индивидуальность меняется в процессе жизни

чел.

Однако анализ общества невозможен без обращения к лич­ности. Под личностью обычно понимают социальный аспект человеческой многогранности, социальную сущность человека. Её становление происходит в процессе социализации, когда идёт освоение образцов поведения, норм культуры под влияни­ем тех социальных групп, в которых участвует данный человек. Но поскольку социальные группы являются следствием отно­шений, существующих в обществе, то личность может рассмат­риваться как продукт общества. Однако при этом она не только обладает относительной самостоятельностью, но и активна в своём взаимодействии с обществом. Его она осуществляет опять-таки через те социальные группы, в функционировании которых участвует. Сферами проявления активности каждой личности обычно выступают:

•    производство условий жизни, когда каждая личность стре­миться его рационализировать в своих интересах;

•    передача социального опыта вступающему в жизнь поко­лению;

•    корректировка сложившихся в социальных группах (а через них и в обществе) отношений и норм, с одной стороны, с целью удовлетворения своих интересов, с другой - с целью приведения их в соответствие с общественным идеалом, присущим данной личности;

•    освоение духовных ценностей и их последующая адаптация с учетом реальных условий, в которых живёт личность.

Роль личности значительно возрастает на революционных этапах развития общества и нивелируется деятельностью масс на эволюционных этапах исторического процесса. Революци­онные периоды характеризуются широким движением народ­ных масс. Этот процесс носит объективный и подчас хаотич­ный характер. Роль личности при этом заключается в организа­ции и направлении данного движения.

Особую роль играют выдающиеся личности. Это те, кто наиболее полно, наиболее эффективно и продуктивно реализу­ют интересы (и технологии) больших социальных групп, кто наиболее полно воплощает в жизнь, в действительность со­зревшую для этого возможность. Выдающиеся личности прояв­ляют себя во всех сферах деятельности - от выдающихся учё­ных и общественных деятелей до выдающихся преступников. Иной смысл вкладывается в понятие «великая личность»: оно фиксирует не только её масштаб, но и содержит нравственную

47.Экономика и политика. Происхождение и сущность государства.

Общество и государство.

Государство, основное орудие по­литической власти в классовом обществе. В более широком смысле под Г. понимают политич. форму организации жизни об­щества, к-рая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти — особой управляющей системы, руководящей осн. сферами обществ, жиз­ни и опирающейся в случае необходи­мости на силу принуждения. Поскольку Г. строится по терр. принципу, этот тер­мин иногда неточно употребляют как си­ноним понятия «страна». Известны раз­личные типы Г.— рабовладельческое, фе­одальное, буржуазное, социалистическое; различные формы организации Г.— мо­нархия (абсолютная и конституционная), республика (парламентская и президент­ская), советская республика, унитар­ное государство и союзное Г.

Осн. и р и з н а к и Г.: 1) наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности м е х а-н и з м Г. (специфич. место в этом меха­низме занимает аппарат принуждения: армия, полиция и т. п.). Механизм Г. становится всё более сложным и разветвлённым по мере ус­ложнения жизни общества в её социально-политич. и технико-экопомич. аспектах; 2) наличие права, т. е. обязательных пра­вил поведения, устанавливаемых или санкционируемых Г. С помощью права Г. как политич. власть закрепляет опре­делённый порядок обществ, отношений, а также структуру и порядок деятель­ности гос. механизма; 3) наличие опре­делённой территории, пределами кото­рой ограничена данная гос. власть. Высту­пая как терр. организация, Г. активно способствовало процессу формирования наций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.