Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру
Первоначально, на этапе ручного труда,
техника имела в основном инструментальное значение; технические инструменты
продолжали, расширяли возможности естественных органов человека, увеличивали
его физическую мощь. На этапе машинизации техника становится самостоятельной
силой, труд механизируется. Техника как бы отделяется от человека, который,
однако, вынужден находиться рядом с ней. Теперь не только машина является
продолжением человека, но и сам человек становится придатком машины, он
дополняет ее возможности. На третьем этапе развития техники, в результате
комплексного развития автоматизации и превращения техники в технологию, человек
выступает ее (технологии) организатором, творцом и контролером. На первый план
выходят уже не физические возможности человека, а сила его интеллекта,
реализуемая посредством технологии. Происходит объединение науки и технологии,
следствием которого является научно-технологический прогресс, называемый часто
научно-технологической революцией. Имеется в виду решительная перестройка
всего технико-технологического базиса общества. Причем разрыв во времени между
следующими друг за другом технико-технологическими перестройками становится все
меньше. Более того, идет параллельное развитие различных сторон
научно-технологического прогресса. Если "революцию пара" от
"революции электричества" отделяли сотни лет, то современные
микроэлектроника, робототехника, информатика, энергетика, приборостроение,
биотехнология в своем развитии дополняют друг друга, между ними вообще
перестает существовать какой-либо временной зазор.
40.Проблема
метода в философии. Диалектика и метафизика.
Диалектика – мир изменяется,
находится в движении. С 19 в (Маркс, Гегель) – мир находится в развитии.
Метафизика – мир статичен, неизменен. Гегель ввел понятие метафизики как
противоположность диалектики. Формы диалектики: 1) Античная (наивная) –
Гераклит. 2) Классическая немецкая – Гегель. 3) Материалистическая диалектика
Маркса (маркситсткая). 4) Современная диалектика. Опирается не только на
марксистскую, но и на естествознание.
Метафизика - 1.то, что идет после
физики, трактовавшейся в древности как учение о природе. В истории Ф. термин
"метафизика" нередко употребляется как синоним философии. В Ф.
марксизма этот термин употребляется в значении антидиалектики. 2.метод, который
рассматривает как неизменные и независимые друг от друга, отрицает внутренние
противоречия как источник развития, базируется на абсолютизации определенных
сторон, моментов в процессе познания. Диалектика - учение о наиб закономерных
связях и становлении, развитии бытия и познания и основ на этом учении метод
мышления.
Уже античн Ф. подчеркнула изменчивость всего сущ,
поняла действит-сть как процесс, осветила роль, какую в этом пр-се иг-рает
переход всякого св-ва в противоположное (Гераклит, пифа-горейцы). Первонач.
термином Д. обозначались: 1) способн вес-ти спор посредством вопр. и отв.; 2)
иск-во классиф-ции поня-тий, разделения вещей на роды и виды. Идеалистич. Д.
Гегеля - он впервые представил весь природн, историч и духовн мир в виде процесса,
т. е. в беспрерывн движении, преобразовании и развитии, и сделал попытку
раскрыть внутр. связь этого движе-ния и развития. Д. - движущая душа всякого
научн развертыв мысли. Истинно научное понимание Д. - Маркс и Энгельс, они
построили Д. на основе материалистич. понимания историч. про-цесса и развития
познания, обобщ реальн. процессов, происх. в природе, о-ве и мышлении. Вещи и
явления есть то, чем они становятся в пр-се развития, и в них, как тенденция,
заложено их будущее, то, чем они станут. Противоречие - движущ сила и источник
всякого развития.
41.Основные
законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей.
1) Закон перехода кол-ва в
качество и качества в количество. Суть: кол-ые изменения с необходимостью,
после нарушения меры, переходят в коренные качественные, которые в свою очередь
приводят к новым кач-ым изменениям. Переход кол-ва в качества представляет
собой скачок, главным признаком которого является не временное, а
содержательно-коренное изм-ие качества. Хар-ки (категории) закона: кач-во,
кол-во, мера, скачок, свойства и отношения. Первая всеобщая сторона вещей -
специфичность - будет обозначена категорией качества, вторая связанная с
однородностью и измеримостью – кол-ва. Кач-во - внутренняя специфическая
определённость вещи. Кач-во - есть внутренняя определённость вещи (вещь сохраняет
свою природу в каких-то широких пределах, за которыми она приобретает другую
определённость, другое качество. Второй момент в определении качества -
специфичность. Будучи определённой, вещь всегда специфична, т.е. отлична от
других вещей, в которые она может перейти. Кач-во - целостная хар-ка вещи,
св-ва – множ-ая хар-ка. Вещь обладает одним кач-ом и многими св-ми. Свойство -
это выражение качества вещи в отношении к другой вещи; признак вещи. Свойства
не возникают, а обнаруживаются при взаимодействии вещей (химические свойства,
свойства личности). Чтобы выявить свойства вещи, надо встать к ним в
определённые практические отношения, опосредованные орудиями труда. Отношение -
связь вещей, их устойчивое взаимодействие. Вещь - качество - свойство -
отношение. Вещь не существует без свойств и отношений, однако свойства и
отношения принадлежат вещи. Количество - внешняя специфическая определённость
вещи. Характерным признаком количества является его делимость на однородные
элементы. Количество может быть определено через перечисление его видов: это
всё что может быть выражено величиной, размерами, степенью и т.д. качество и
количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой
характеристики предметов. Эта их связь называется мерой. Мера - диалектическое
единство качества и количества, или такой интервал количественных изменений, в
пределах которого сохраняются качественная определённость предмета. Единство
качества и количества. Граница существования данной вещи. Скачок - переход
количественных изменений в качественные или переход из одного качественного
состояния в другое (возникновение жизни, возникновение и смена
общественно-экономических формаций, новые виды растений). Эволюция - постепенные
количественные и качественные изменения. 2) Закон единства и
борьбы противоположностей является ядром диалектики. Суть его состоит в том,
что развитие объективной реальности и процесс ее познания осуществляется путем
раздвоения единого на противоположности, в борьбе которых и происходит
развитие. В этом смысле диалектика и есть изучение противоречия в самой
сущности предметов: ничто не движется без противоречий. 3) Закон отрицания отрицания - это закон противоречивого
развёртывания целостной сущности. Каждое конечное является результатом и своего
рода отрицанием предшествующего ему бесконечного процесса развития материи,
всякое конечное может быть рождено только бесконечностью. В свою очередь
последующее бесконечное развитие выступает в качестве отрицания этого
конечного.
42.Мораль и
нравственность. Нравственность как проявление духовности человека. Нравственные
качества личности.
Под моралью обычно
понимают нормы и ценности, регулирующие поведение людей. В более строгом
понимании - совокупность норм и ценностей, которые ориентируют людей на
духовно-возвышенный идеал человеческого единства. Идеал единства выражается в
солидарности и братской (милосердной) любви.
Мораль выступает как
выражение потребности индивида строить гармоничные отношения с другими,
общественная форма отношений между людьми, мера их человечности. Основными
формами объективации морали являются добродетели (совершенностные
личностные качества), например, правдивость, честность, доброта, и нормы, содержащие
критерий оценки общественно поощряемых действий (требования, заповеди,
правила) например, «не лги», «не кради», «не убий». Соответственно этому
анализ морали можно проводить в двух направлениях: моральное измерение
личности и моральное измерение общества.
Начиная с греческой
античности мораль понималась как мера господства человека над самим собой,
показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает,
т.е. как господство разума над аффектами. Разумное поведение является морально
совершенным тогда, когда оно направлено на совершенную цель - цель, которая
считается безусловной (абсолютной), признается в качестве высшего блага.
Высшее благо придает осмысленность человеческой деятельности в целом, выражает ее
общую позитивную направленность. Люди по-разному понимают высшее благо. Для
одних это наслаждение, для других - польза, для третьих - любовь к богу и т.д.
Нацеленность разума на высшее благо обнаруживается в доброй воле.
43.Сущность
эстетического. Развитие взглядов на прекрасное в истории философии.
Эстетика - это наука
об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении,
восприятии, освоении, а также философская наука о наиболее общих принципах
эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и, прежде
всего, в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего
совершенства результаты освоения мира по законам красоты.
Как это происходит во
многих науках, эстетика претерпевала изменения своего предмета в процессе
развития. Современное определение предмета включает в себя изучение:
1)
объективно-эстетического, понимаемого как природно-социальное и предметное
основание эстетического знания и эстетической потребности;
2)
творческо-преобразующей практики эстетического субъекта, выраженной через
эстетическую деятельность и сознание, а также через теорию и систему её
категорий;
3) наиболее общих,
универсальных законов художественного творчества и искусства.
Часть исследователей считает, что
центральной категорией эстетики является эстетическое, определяемое как
совершенное в своем роде. Совершенство предполагает полноту бытия объекта, это
свойство такого объекта действительности, в котором наиболее явно выражаются
признаки рода природного, социального и духовного бытия. Эстетическое как
совершенное обнаруживается и возникает в результате материально-духовной
практики человечества, т.е. оно имеет двоякое происхождение: с одной стороны,
оно объективно осваивается и преобразуется в практике (прекрасное в природе и в
обществе), с другой - оно есть объективный результат этой практики ( в
эстетическом идеале и искусстве).
Объект =>
Эстетическое <= Субъект
В результате
столкновения в процессе духовно-практического освоения мира объективного
состояния и субъекта социальной жизни, природного (материального) и идеального
(духовного) возникает и функционирует новый объективный феномен -
эстетическое. Эстетическое выступает универсальной категорией. Помимо неё
можно выделить три группы категорий, которые отражают:
1) объективные
состояния /прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое/;
2)
духовно-практическое освоение мира /эстетический идеал, эстетический вкус,
эстетическое чувство/;
3) мир субъекта
социальной жизни /искусство, художественный образ, творчество/.
Одну из важнейших
эстетических категорий - прекрасное - можно определить как совершенное, гармоническое.
В прекрасном с наибольшей полнотой выражено позитивное совершенство, тенденция
развития в природе, обществе и духовной жизни. Гармонию чаще всего понимают
как внешнее непротиворечивое целое, в котором все элементы уравновешены. В
понимании прекрасного как совершенной гармонии очень важным является то, что
гармония есть объективное свойство природной, социальной и духовной
действительности.
44.Природа и
общество, их взаимосвязь.
Зависимость человека от природы, от
естественной среды обитания существовала на всех этапах человеческой истории.
Она, однако, не оставалась постоянной, а изменялась диалектически
противоречивым образом.
С одной стороны, по
мере развития производительных сил общества, по мере того как взаимоотношения
человека с естественной средой обитания все более опосредовались создаваемой им
«второй природой», человек повышал свою защищенность от стихийного буйства
природы. Совершенствование одежды, создание обогреваемых и искусственно
охлаждаемых жилищ, строительство дамб, защищающих от наводнений, и
сейсмостойких сооружений — все это и многое другое позволяет не только
обеспечить более стабильные и более комфортные условия существования, но и осваивать
для обитания и для продуктивного труда все новые территории Земли, а теперь и
ближнего космоса.
Наряду с этими
процессами, ослабляющими зависимость человека от природы, с развитием производительных
сил связана и другая тенденция. В орбиту человеческой деятельности вовлекается
неуклонно расширяющийся спектр процессов, явлений и веществ природы,
которые к тому же используются с нарастающей интенсивностью, так что человеческое
общество втягивается во все более тесные и многообразные связи с миром
окружающей природы.
Все более интенсивно
потребляя природные ресурсы с помощью колоссально возрастающих по своей мощи
технических средств, человечество в прогрессирующей форме улучшало условия
развития своей цивилизации и своего роста как биологического вида. Однако, «завоевывая»
природу, человечество в значительной мере подорвало естественные основы
собственной жизнедеятельности. Известно, например, что за последние 500 лет при
участии человека было истреблено до 2/з покрывающих Землю лесов. Но
самый мощный удар по биосфере был нанесен за время начиная с конца XIX века и в особенности
в нашем столетии, когда стало развиваться индустриальное производство.
В итоге заметно
снизилось самоочищение биосферы, которая уже не справляется с инородным грузом,
выбрасываемым в нее человеком (накопление углекислоты в атмосфере, запыленность
возросли во многих городах в десятки раз и глобально — на 20% по сравнению с
состоянием в начале XX века). В результате образования вокруг Земли слоя углекислого газа,
покрывающего ее подобно стеклянному колпаку, появилась угроза неблагоприятного
изменения климата, при котором наша голубая планета уже в течение ближайших
десятилетий может превратиться в огромную теплицу с возможным катастрофическим
эффектом: изменением энергетического баланса и постепенным повышением
температуры, что приведет к превращению плодородных до сих пор районов в
засушливые, к поднятию уровня воды в океанах (из-за таяния полярных и
дрейфующих льдов) и затоплению множества прибрежных земель и городов. Возникла
опасность нарушениябаланса кислорода, разрушения озонового экрана в нижней стратосфере
при полетах сверхзвуковых самолетов, а также вследствие широкого использования
на производстве и в быту фреона (разрушение этого экрана на 50% в 10 раз
увеличит ультрафиолетовую радиацию, что резко изменит условия существования
животных и людей). Увеличилось загрязнение Мирового океана, и оно проявляет
тенденцию стать глобальным.
В результате
деятельности человека, в особенности в последние десятилетия, в дикой природе
к настоящему времени исчезли многие виды животных и растений. Не менее тревожно
и то, что происходит неуклонное падение численности и сокращение ареалов других
видов.
45.Общество,
его социальная и политическая структуры.
Общество -
обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой
исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Это продукт взаимодействия
людей (Маркс). Естественная среда обитания человека - природа, рассматриваемая
в ее отношении к обществу, включающая земные условия и космические факторы.
Многие теоретики,
полагающие, что общество проявляет себя в качестве коллективного группового
субъекта общественной жизни, делят его, соответственно, на социальные группы,
человеческие коллективы, рассматривая самые большие из них в качестве
искомых подсистем общества. Таковыми нередко признают «гражданское общество»,
включающее в себя в качестве компонентов множество неполитических групп
(классы, профессиональные корпорации, семьи, объединения по интересам и т.д.),
и «государство» в широком смысле слова, включающее в себя множество различных
политических союзов, организаций и институтов.
46.Индивид,
индивидуальность, личность. Место и роль личности в
историческом
процессе.
Индивид --- единичный
представитель человечества, безотносительно к
его реальным или
антропологическим особенностям. Родившийся реб - индивид, но не личность, так
как не обладает индивидуальностью. Индивид стан личностью по мере того, как
перестает быть единицей чел рода и приобретает относительную самостоятельность.
Ин есть существо общественное и всякое проявление его жизни яв проявлением общ
жизни. Это понятие общеродового признака. Он безличен. Начиная высказывать
какие-то качества, мы начинаем выделять группы. Чем понятие конкретнее, тем оно
богаче по содержанию и меньше по объему. В конце мы придем к единственному
представителю чел рода, персонификации. Это и есть личность.
Индивидуальность ---
неповторимый, самобытный способ существования
конкретной личности в
качестве субъекта самостоятельной деятельности. личность социальна по сути и
индивидуальна по способу выражения. Индивидуальность выражает собственный мир
индивида, особый жизненный путь, по происхождению и форме носит инд характер.
Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности индивида, его
способности быть собой в
рамках окр соц среды. В развитии индивидуальности важна роль врожденных качеств
и способностей, но она опосредована соц факторами.индивидуальность есть
целостная
система, диалектического
взаим качеств общих, типических (общечеловеческих природных и соц признаков),
особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимость
телесных и психических характеристик).Индивидуальность есть высокая ценность,
так как их многообразие, состязательность представляет собой условие прогресса.
Индивидуальность меняется в процессе жизни
чел.
Однако анализ
общества невозможен без обращения к личности. Под личностью обычно
понимают социальный аспект человеческой многогранности, социальную сущность
человека. Её становление происходит в процессе социализации, когда идёт
освоение образцов поведения, норм культуры под влиянием тех социальных групп, в
которых участвует данный человек. Но поскольку социальные группы являются следствием
отношений, существующих в обществе, то личность может рассматриваться как
продукт общества. Однако при этом она не только обладает относительной
самостоятельностью, но и активна в своём взаимодействии с обществом. Его она
осуществляет опять-таки через те социальные группы, в функционировании которых
участвует. Сферами проявления активности каждой личности обычно выступают:
• производство
условий жизни, когда каждая личность стремиться его рационализировать в своих
интересах;
• передача
социального опыта вступающему в жизнь поколению;
• корректировка
сложившихся в социальных группах (а через них и в обществе) отношений и норм, с
одной стороны, с целью удовлетворения своих интересов, с другой - с целью
приведения их в соответствие с общественным идеалом, присущим данной личности;
• освоение
духовных ценностей и их последующая адаптация с учетом реальных условий, в
которых живёт личность.
Роль личности
значительно возрастает на революционных этапах развития общества и нивелируется
деятельностью масс на эволюционных этапах исторического процесса. Революционные
периоды характеризуются широким движением народных масс. Этот процесс носит
объективный и подчас хаотичный характер. Роль личности при этом заключается в
организации и направлении данного движения.
Особую роль играют
выдающиеся личности. Это те, кто наиболее полно, наиболее эффективно и
продуктивно реализуют интересы (и технологии) больших социальных групп, кто
наиболее полно воплощает в жизнь, в действительность созревшую для этого
возможность. Выдающиеся личности проявляют себя во всех сферах деятельности -
от выдающихся учёных и общественных деятелей до выдающихся преступников. Иной
смысл вкладывается в понятие «великая личность»: оно фиксирует не только её
масштаб, но и содержит нравственную
47.Экономика
и политика. Происхождение и сущность государства.
Общество и государство.
Государство, основное
орудие политической власти в классовом обществе. В более широком смысле под Г.
понимают политич. форму организации жизни общества, к-рая складывается как
результат возникновения и деятельности публичной власти — особой управляющей
системы, руководящей осн. сферами обществ, жизни и опирающейся в случае
необходимости на силу принуждения. Поскольку Г. строится по терр. принципу,
этот термин иногда неточно употребляют как синоним понятия «страна». Известны
различные типы Г.— рабовладельческое, феодальное, буржуазное,
социалистическое; различные формы организации Г.— монархия (абсолютная
и конституционная), республика (парламентская и президентская), советская
республика, унитарное государство и союзное Г.
Осн. и р и з н а к и
Г.: 1) наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности м
е х а-н и з м Г. (специфич. место в этом механизме занимает аппарат принуждения:
армия, полиция и т. п.). Механизм Г. становится всё более сложным и
разветвлённым по мере усложнения жизни общества в её социально-политич. и
технико-экопомич. аспектах; 2) наличие права, т. е. обязательных правил
поведения, устанавливаемых или санкционируемых Г. С помощью права Г. как
политич. власть закрепляет определённый порядок обществ, отношений, а также
структуру и порядок деятельности гос. механизма; 3) наличие определённой территории,
пределами которой ограничена данная гос. власть. Выступая как терр.
организация, Г. активно способствовало процессу формирования наций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|