рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру

Свобода личности, проявление этой свободы, обусловлены ее индивидуальностью, которая находит свое выражение в при­родных задатках и психических свойствах человека - в особен­ностях памяти, воображения, темперамента, характера, т.е. во всем многообразии человеческого облика и его жизнедеятель­ности. Индивидуальную окраску имеет и все содержание соз­нания, взгляды, убеждения, суждения, мнения, которые даже при общности их у разных людей всегда содержат в себе нечто «свое». Индивидуализированы потребности и запросы каждого отдельного человека, и на все, что данный человек делает, он накладывает свою неповторимость, индивидуальность.

Но только в обществе формируется и реализуется сущность человека, его способности, социальные связи, его материаль­ные и духовные потребности, а также сознание человека, спо­собствующее осмыслению целей жизни, деятельности. Лич­ность - конкретно-историческое явление. Каждая эпоха порож­дает специфический социальный тип личности. Эпоха, в кото­рую живет человек, родился и сформировался, уровень культу­ры народа определенным образом влияют на его индивидуаль­ное поведение, поступки, сознание.

Необходимо обратить внимание на то, что индивидуаль­ность и личность фиксируют разные стороны социально значимых качеств человека. В индивидуальности ценится ее само­бытность, в личности - самостоятельность, независимость, си­ла. Индивидуальность указывает на своеобразие социально-значимых качеств. Так, Леонардо да Винчи был не только ве­ликим живописцем, но и великим математиком, инженером. Лютер - основатель протестантизма, создал современную не­мецкую прозу, сочинил текст и мелодию хорала, который стал «марсельезой» XVI века.

Становление личности невозможно без соблюдения нравст­венных законов. Лишь нравственность дает возможность ут­верждаться личностной независимости индивидуума, развивать его умение руководить своей деятельностью, строить свою жизнь осмысленно и ответственно. Безответственность и бес­принципность чужды индивидуальной независимости, а это возможно, если действия индивида не противоречат нравствен­ности, принятой в данном конкретном обществе, или, как писал величайший этик И. Кант: «поступай так, чтобы максима твое­го поведения во всякое время могла быть бы и нормой всеоб­щего законодательства».

Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, кото­рые в той или иной степени определяют поведение человека. В наше время такими несомненными ценностями являются мир, демократия, прогресс и сам человек как ценность особого рода. Познание каждым человеком этих ценностей служит основани­ем для становления целостной личности, где дух и природа на­ходятся в диалектико-гуманистическом единстве.

29. Социальное управление. Власть. Самоуправление.

Управление обществом принципиально отличается от управления в живых системах и технических устройствах. Со­четая в себе материальные и духовные компоненты, оно высту­пает как специфический вид человеческой деятельности. В ме­ханизме социального управления фундаментальная роль при­надлежит принципу обратной связи. Это означает, что в про­цессе управления взаимодействующие стороны меняются мес­тами, т.е. «объект» управления влияет на «субъект».

Принцип обратной связи почти не действует в жёстких или тоталитарных системах управления. В них господствует авто­ритарный, порой доходящий до культа вождя, принцип управ­ления. Инициатива снизу сведена до минимума. Насилие, эле­менты которого присутствуют в любой системе управления, становится единственным способом воздействия.

При расширении демократии принцип обратной связи ста­новится просто незаменим, поскольку предполагает широкую инициативу снизу, активное понимание того, что предлагается сверху, наконец, сотворчество масс, хотя главной задачей под­линно демократического управление должно быть управление творчеством масс. Подлинное же творчество масс предполагает

самоуправление.

В современном мире широко распространено такое управ­ление, при котором господствует принцип демократического централизма, выражающий в масштабе страны противоречивое единство двух начал:

•    централизованное руководство государственными органами;

•    местное самоуправление.

Каждая из этих тенденций имеет свое обоснование. Задача социального управления на данном этапе состоит-в нахождении гармоничного сочетания распределения управленческих функ­ций между звеньями единой системы управления, что позволя­ет избежать как мелочной опеки со стороны государственных органов, так и игнорирования специфики местных условий, ко­торое приводит к неадекватному управленческому решению, могущему иметь колоссальные негативные последствия для

страны в целом.

Ведь для успешной управленческой деятельности мало од­ного лишь научного постижения общественных закономерностей, поскольку законы - только общие тенденции движения общества. Для принятия решения необходим учет многих фак­торов, вплоть до морально-психологической атмосферы в об­ществе. Необходимо ежеминутно сверять управленческую про­грамму с конкретными интересами людей, с динамикой этих интересов, игнорирование которых может обречь управленче­скую деятельность на неудачу.

Искусство управления заключается в умении корректиро­вать общее частным и в то же время так воздействовать на ча­стное, чтобы оно не выходило за пределы общей тенденции развития. Но по мере расширения демократии, роста культур­ного уровня народа общее и частное будут все больше и боль­ше совпадать, а это приведёт к тому, что субъект и объект управления составят органическое единство, т.е. подлинное са­моуправление. Но это пока ещё довольно отдалённая перспек­тива для человечества.

30.Познание как форма духовной деятельности человека. Виды познания и его взаимосвязь с практикой. Знание и вера, знание и понимание. Различные подходы к проблеме познаваемости мира.

Следует подчеркнуть, что познание занимает важнейшее место в системе различных способов духовного освоения мира. Понятие "освоение" мира значительно шире, чем понятие "познание". Человек овладевает действительностью в 3-х основных формах: духовно-теоретического, духовно-практического и практического освоения. Оно осуществляется посредством преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого себя. Это воздействие находит свое проявление в многообразных видах деятельности, характер которой определяется потребностями и интересами. В деятельности проявляется взаимосвязь потребностей, интересов, целей и свободы. В этом процессе человек, взаимодействуя с окружающим миром, приобретает опыт, позволяющий ему ориентироваться в этом мире.

Таким образом, отношение человека к миру, обусловленное его потребностями и интересами и реализующееся в многообразных видах деятельности, является практическим по своей природе. Практика в этом плане выступает как всеобщий способ бытия человека.

Что такое практика и какова ее роль в познании? Следует подчеркнуть, что и в историческом и в индивидуальном развитии люди не начинают с того, чтобы сразу ставить себя в исключительно познавательное отношение к миру. Они с самого начала ставят себя к нему в практическое отношение, а в силу этого и одновременно с этим оказываются в познавательном отношении к миру и к самим себе. Определяя практику, необходимо отметить, что она является общественно-исторической материальной жизнедеятельностью людей во всем объеме ее развития, сущность которой состоит в преобразовании материального Мира и самих себя. Она включает и материальное производство вещей, общественно-политическую, культурную, материально-бытовую Деятельность человека, практику наблюдений, экспериментов, открытий т.д. Именно в практике нечто, ранее никогда не создаваемое, не делаемое, не воспроизводимое человеком, становится однажды впервые создаваемым, делаемым, воспроизводимым. Интересно то, что таковым было все, что сегодня прочно вошло в жизнь человека. История труда постоянно ставит и разрешает проблему преодоления границ человеческой практики. Впервые создавались не только вещи, но и новые явления духовной культуры, новые общественные отношения, институты.

В связи с этим следует отметить, что практика конечно же ломает, разрушает наличные формы, не только преобразует, преображает, но и уродует, искажает их. Понятно, что не все практически творимое человеком является благодеянием: об этом свидетельствуют и негативные последствия научно-технической революции, и сложные экологические проблемы и т.д. Однако главным творением человека является сам человек, и это подчеркивает созидательную, творческую роль практики.

Познавательные функции практики таковы: 1) она - источник возникновения познания, основа его существования и развития, ибо в практике накапливается опыт, появляется потребность в познании, возникают проблемы и задачи, вырабатываются разнообразные средства их разрешения;

2) она конечная цель познания, сфера приложения созданных знаний.

31. 0 возможностях и границах познавательной деятельности.


32.Созерцательная и деятелностная трактовка познавательного отношения человека к миру. Чувственное и рациональное в познании.

Человек овладевает действительностью в 3-х основных формах: духовно-теоретического, духовно-практического и практического освоения. Оно осуществляется посредством преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого себя. Это воздействие находит свое проявление в многообразных видах деятельности, характер которой определяется потребностями и интересами. В деятельности проявляется взаимосвязь потребностей, интересов, целей и свободы. В этом процессе человек, взаимодействуя с окружающим миром, приобретает опыт, позволяющий ему ориентироваться в этом мире.

Таким образом, отношение человека к миру, обусловленное его потребностями и интересами и реализующееся в многообразных видах деятельности, является практическим по своей природе. Практика в этом плане выступает как всеобщий способ бытия человека.

Чувственное отражение человеком объективного мира есть познавательное отношение. Человек связан с миром с помощью органов чувств, которые осуществляют отражение в форме ощущений, восприятий, представлений, являющихся разновидностями чувственных образов. Теория познания или гносеология выясняет познавательную роль чувственного отражения, решая вопрос о том, как в чувственном отражении и с его помощью происходит переход от незнания к знанию и от него - к новому знанию.

Выделяя проблему развития чувственных образов в живом созерцании, следует отметить, что не только мир, но и сам человек дан себе, в первую очередь, чувственным образом. Он осязает, обоняет, слышит, видит и т.д. и каждое из его чувственных отношений к миру и к самому себе - осязание, обоняние, слух, зрение и т.д. - есть предметное отношение, и в нем чувственный образ является субъективным образом объективного мира.

Рациональное познание или мышление в отличие от чувственного есть отражение общего: общих связей, отношений, основы существования познавательных вещей. Мысленный образ - это обобщенный образ, а, значит, не чувственный, не наглядный, а сверхчувственный, однако, обязанный своим происхождением и развитием чувственному отражению. Основными формами мышления, рационального познания являются понятия, суждения и умозаключения.

33.Познание как процесс. Субъективные и объективные условия познания.

Познание - это активное, целенаправленное отражение дей­ствительности в сознании человека. Это не всякое человеческое отражение, не всякая деятельность сознания, а активная целе­направленная деятельность, цель и смысл которой - обеспечить человеку возможность адаптации в широком смысле, возмож­ность ориентироваться в окружающей действительности, это одинаково справедливо и для индивидуума, и для общества. Познание представляет собой процесс проникновения человека в сущность действительности, в сущность вещей, в их законо­мерные связи и отношения. На уровне отражения явлений че­ловек работает постоянно, но это еще не значит, что всякая его деятельность является познавательной, потому что познава­тельная деятельность предполагает выяснение сущности про­цессов и явлений, установление существенных, устойчивых, повторяемых связей и отношений.

34.Представление об истине в современной философии. Критерии истины. Истина и заблуждение. Правда и ложь. Плюрализм мнений и монизм истины.

Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина - это

адекватная информ о объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.  Т.о. истина сущ как субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность знания определ мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания.


 Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа. Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. А будущее - может ли оно быть предм отражения? Можно ли оценить как истинную идею, выступающую в виде замысла? Видимо нет. Разумеется замысел строится

на основании знаний. И в этом смысле он опирается на истинное.  Однако замысел оценивается в терминах целесообразности и реализуемости, а не терм истинности или ложности.

  Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Это придает ей особ ценность, связанную с прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумноорганизовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее.

35.Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Соотношение эмпирического и чувственного, теоретического и рационального в научном познании.

Человеческое познание представляет собою единство чувственного и мыслительного отражения на основе практики, которое является историчным и особенно четко проявляется на разных уровнях познания.

Единство чувственного и мыслительного отражения, при котором чувственное главенствует, а мышление играет подчиненную ему и вспомогательную роль, характеризует эмпирическое познание. Единство же познавательного процесса, в котором, наоборот, чувственное познание подчинено мысленному, преобразуется в него, характеризует теоретическое познание.

Задача эмпирического познания - сбор, систематизация, описание фактов, их первичная обработка. Эмпирическое познание решает вопросы: что есть что? что и как происходит?

Теоретическое же познание решает вопрос: почему нечто так происходит и может ли оно происходить иначе, чем происходит. Теоретическое познание разрешает противоречия, на которые наталкивается эмпирическое познание. Первоначальной формой разрешения возникающих при этом проблем является идея, то есть предложение о возможном преодолении затруднений познания. Новая идея ведет и направляет познание к открытию новых фактов.

Если основной категорией эмпирического познания является факт, то формами развития теоретического познания выступают гипотеза (предположительное знание) и теория (взаимосвязь многообразных суждений о познавательных объектах, отражающая законы функционирования и развития познаваемого; объяснение фактов эмпирического познания и, в конечном итоге, - мощное средство практического преобразования действительности).

  Чувственное отражение человеком объективного мира есть познавательное отношение. Человек связан с миром с помощью органов чувств, которые осуществляют отражение в форме ощущений, восприятий, представлений, являющихся разновидностями чувственных образов. Теория познания или гносеология выясняет познавательную роль чувственного отражения, решая вопрос о том, как в чувственном отражении и с его помощью происходит переход от незнания к знанию и от него - к новому знанию.

Чувственное отражение человека (предметы, данные в нем, способы их созерцания человеком, сами органы его чувств) суть продукт всемирной истории. Все, что созерцает человек, - это продукт истории его социальной действительности.

Рациональное познание или мышление в отличие от чувственного есть отражение общего: общих связей, отношений, основы существования познавательных вещей. Мысленный образ - это обобщенный образ, а, значит, не чувственный, не наглядный, а сверхчувственный, однако, обязанный своим происхождением и развитием чувственному отражению. Основными формами мышления, рационального познания являются понятия, суждения и умозаключения.


36.Гипотеза и теория как ступени научного исследования. Научная теория, ее структура и развитие. Соотношение теории и эксперимента.

Гипотеза&Теория см. вопрос 38.

37.Преемственность в развитии научного знания и научные революции.

38.Формы и методы научного познания.

Основными формами научного познания являются: 1) Проблема - научный  вопрос. Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим сознанием. Вопрос как самостоятельная форма мысли, представляющая собой вопросительное суждение, возникает на уровне логического познания. Предмет проблем - вопрос о сложных свойствах, явлениях, законах действительности для познания которых необходимы специальные научные средства познания. Проблема может состоять из множества более частных, составляющих ее проблем. Проблема определенным образом ставится или формируется наукой.  В структуре проблемы можно выделить 2 основные компоненты: а) Предварительное, частичное знание о предмете. б) Более/менее определенное наукой незнание. Таким образом проблема - противоречивое единство знания и незнания (знание и знание о незнании). Проблема - не знание, она содержит элементы положительного знания о предмете и знание о незнании, которое тоже своеобразное знание, существенный намек на будущее решение проблемы. Поэтому правильно сформулированная проблема содержит частичное решение. Различают конструктивные и реконструктивные проблемы, они могут конструироваться до появления разрешающей их теории, или реконструироваться (формулироваться) на основе готовой теории с позиции которой становится ясно, какие в действительности она решила. Научная проблема формулируется на базе достаточно основательных предварительных исследований. Псевдопроблемы, связаны с заблуждением, суевериями (алхимия). 2) Гипотеза - предполагает решение проблемы. Гипотеза означает попытку выхода за пределы известного и устоявшегося, выдвижение необычных, даже невероятных с прежних позиций решений. Одно из важнейших свойств гипотезы - ее множественность (любая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез). В качестве гипотезы выступают не только отдельные предположения, но и целые концепции и теории, имеющие более или менее развернутый характер. 3) Теория имеет 2 основных значения: - высшая форма научного познания; - система понятий, описывающих и объясняющих какую либо область действительности. Теория выступает в различных формах: “типическая” - включает свои теоретические обоснования (принципы, основные идеи), логику, структуру, методы и методику, эмпирическую базу. Части типической формы - объяснительные и описательные части. Описание - характера существенных черт, форм, структуры. Объяснение отвечает на вопрос почему действительность такова, какова она есть объяснение дает понимание действительности, которое возникает только тогда, когда явление выведено из фактов, его порождающих. Различают ряд типов объяснения: - на основе  закона (законы, как стороны сущности, порождают и определяют явления и служат основой для их понимания и объяснения); - причинное (выяснение факторов, порождающих явление); - генетическое (исследование процесса возникновения явления, которое дает понять важнейшие черты этого явления). Непосредственный источники научного познания - факты. Факт - зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление. Факт - самостоятельное реальное событие. Важнейшее свойство фактов - их принудительная сила: факты принуждают делать определенные теоретические заключения, независимо от того, соответствуют ли они принятым представлениям, привычкам. Факты обладают принудительной силой только при условии объективно-реального подхода к действительности. Методы научного познания - способы познания, подходы к действительности.  наиболее общий метод, разрабатываемый философией;  общенаучные методы - научно осмысленные и разработанные логические формы и процессы обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза , индукции и дедукции - методы идеализации, формализации, математизации, моделирования;  частные методы отдельных наук.

39.Понятие "наука" и "техника". Сущность научно-технического прогресса и научно-технической революции.

Наука — это деятельность человека по выработке, систе­матизации и проверке знаний. Разумеется, человек занимается научной деятельностью не случайно. Такова уж его жизнь, что он постоянно вынужден иметь дело с проблемами и сложными за­дачами. Для того чтобы с ними справиться, человеку необходи­мы исчерпывающие знания, выработка которых и является бли­жайшей целью всякой научной деятельности. Полученные зна­ния позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуще­ствить предсказания на будущее и соответствующие практические действия.

Греческое "технэ" переводится на русский язык как искусст­во, мастерство, умение. Понятие техники встречается уже у Пла­тона и Аристотеля в связи с анализом искусственных орудий труда. Техника в отличие от природы не является естественным об­разованием, она создается. Произведенный человеком объект, как отмечалось, часто называют артефактом. Латинское "артефак-тум"означает буквально искусственно сделанный. Техника есть совокупность артефактов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.