рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру

Сознание выступает как условие программирования специфически человеческой коллективной деятельности по созданию и развитию форм культуры. Сознание выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая схему воспроизводства накопленного человеческого опыта Нормы и представления сознания носят общественный характер как по своему происхождению, так и по способу функционирования (функция программирования совместного действия, социальная память).

Итак, сознание - продукт природы, свойство материи, но не всей, а только высокоорганизованной - человеческого мозга. Сознание возникло как результат развития материи, сознание неразрывно связано с материей Сознание неотделимо от мыслящей материи - мозга, свойством которого является.

19. 0тражение в природе и сознание человека. Информация.

Всеобщность отражения как свойства, лежащего в фундаменте всей материи, определяется универсальностью материального взаимодействия. Все явления, объекты, процессы объективно существующего материального мира беспрестанно взаимодействуют между собой и в ходе этого взаимодействия  претерпевают определенные  изменении.  Каждый  из  взаимодействующих  объектов, процессов и т. д., воздействуя на другие и вызывая в них соответствующие изменения, оставляет тем самым  определенный <след> в том объекте, явлении, процессе, на который он воздействует, и тем самым запечатлевает себя в результате этого воздействия. Таким образом, в процессах взаимодействия материальные объекты, явления, процессы фиксируют в своих изменениях определенные свойства воздействующих на них объектов, явлений, процессов. Отражение, как всеобщее свойство материи,  и определяется как способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с последними. Отражение в указанном выше смысле имеет место везде, то есть в любом процессе взаимодействия. Всякое взаимодействие, таким образом, содержит в себе момент отражения в приведенном выше смысле отображение одного материального образования в особенностях другого.

Отражение, как всеобщее свойство материи,  и определяется как способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с последними. Отражение в указанном выше смысле имеет место везде, то есть в любом процессе взаимодействия. Всякое взаимодействие, таким образом, содержит в себе момент отражения в приведенном выше смысле отображение одного материального образования в особенностях другого. Вместе с тем следует подчеркнуть, что это отражение представляет собой именно один из моментов, одну из сторон взаимодействия. Отражение выступает как определенное отношение в процессе взаимодействия. Было бы неправильно отождествлять содержание понятий взаимодействия и отражения, хотя реальные процессы  отражения  всегда предполагают  материальные взаимодействия и, наоборот, в материальных взаимодействиях проявляется способность отражения.  Характеризуя отражение как свойство, лежащее  в фундаменте самой материи и связанное с эффектами  любых материальных  взаимодействий, диалектико-материалистическая  философия формулирует  исходные  предпосылки  для  понимания генезиса, ощущений, психики, человеческого сознания. Важнейшей из этих, предпосылок является положение о том, что любые формы и виды отражения, ощущения, психики, сознания возникают и существуют в  рамках взаимодействия  материальных образований  и систем, находящихся на разных уровнях развития. Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования сознательной деятельности. Сознание может возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. В процессе развития трудовой деятельности, обогатились осязательные ощущения. Логика практических действий фиксируется в голове и превращается в логику мышления. С точки зрения психологии сознание - высшая форма психической деятельности, связанная с трудом и речью.

20. Проблемы идеального. Материальное и идеальное.

Сознание представляет собой одновременно и процесс от­ражения действительности, и продукт этого отраже­ния - знание. Более того, понимание происходящего в окру­жающей действительности выступает прежде всего в виде зна­ний о ней. Именно знания обеспечивают человеку возможность ориентироваться в мире, без чего немыслима его адаптация. Более того, знания обеспечивают возможность опережающего отражения действительности, что создает возможность для це-леполагания, представляющего собой одно из качественных отличий сознания от других форм общения. «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале

этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеаль­но».К. Маркс)

Будучи отражением мира, сознание имеет творческий харак­тер, активно воздействует на окружающий мир, преобразует его в соответствии с потребностями общества. Одновременно происходит процесс творения носителя этого сознания и его

самосознания.

Итак, говоря о сознании, можно отметить следующие его

характеристики:

1) это отражение действительности;

2) материальным субстратом сознания выступает человече­ский мозг;

3) сознание реализуется в форме знаний;

4) оно характеризуется целеполаганием;

5) сознание не только отражает объективный мир, но и тво­рит его;

6) оно является продуктом и предпосылкой специфически человеческой адаптации к окружающей среде.

Сознание вторично по отношению к материи. Появляясь на особой стадии развития материи, будучи связанным с осо­бым способом её организации, сознание оказывается неразрыв­но связанным с материей, не может существовать без неё.

Идеальность сознания выражается в том, что составляющие его образы не обладают ни свойствами отражаемых в нём предметов действительности, ни свойствами нервных физиоло­гических процессов, благодаря которым эти образы возникли. В них не существует ни грана вещества, характерного для окру­жающей действительности и для мозга. Они лишены веса, про­странственных характеристик и других физических свойств.

21. Общественное сознание и его структура. Уровни и типы общественного сознания.

ОС - отражение общ. жизни в опред. идеях, взглядах, теориях - сов-ть индивид. созн. Соотношение инд. и общ. сознания:

1)Целое и часть. Целое есть сумма частей, но неравно механ. сумме частей, т.к. целое нечто большее. Отличие целого от части в соотн-ии типа связи: 1) в ОС входит не все сод-ие ИС; 2)ОС не = ИС, т.к. явл-ся основой ИС;3) ОС есть рез-т деят-ти ИС 2)Общее и единичное. Едичное шире, чем общее, т.к. в нем больше признаков(общее+единичноое) ®в ИС>признаков, чем в ОС; с др. ст. ОС фундаметальнее, глубже.

3)Абсолютное и относительное. Абсолютность сознания закл-ся в том, что оно может давать знания о мире(нет границ). Ограниченность знаний на данном этапе означает относительность сознания. Абс. процесс познания реал-ся через ИС - отн-но,т.к. чел-к смертен, отд. чел-к не м. знать все.

Т.об. ОС и ИС не тождественны, пронизывают друг друга.

Структура: Теоретич. (теории, наука; опирается на обыденное, но глубже) и обыденное(сов-ть взглядов, к-рыми люди рук-ся в повсед. Жизни; здравый смысл). С обыденным связана общ. психология(сов-ть соц. чувств, непосред. отражение повсед. Жизни):чувств.(эмоции, настроения) и рациональная(идеи, представления) ст.; нет отд. от масс носителя, выступает - массовое сознание - продукт соц. условий жизни. В условиях госп-ва гос-ва - этатисткое. С теоретич. связана идеология: сис. взглядов, теорий, отраж. сущность, з-ны общ. бытия под углом зрения интересов общ-ва, классов, соц.гр. - в отл. от психологии создается не всеми, а отд. представителями.

Форма сознания(отражает многост. общ. бытия) - сис. опр. Взглядов и идеологич. Отн-ий, в к-рых эти взгляды выраж-ся.(экон., полит., нравст., прав.,философ.)

22. Природное и социальное. Трансформация природного в человеческом мире. Дискуссия о природе человека.

Дарвин, Гексли и Геккель доказали происхождение чел-ка от высших приматов третичного периода. При этом движущ силой стала общественно-трудовая деятельность людей, создавшая специфические общ связи, культуру и сформировавшая телесную организацию человека.

Процесс возникн чел от австралопитеков к наземному сущ, всеядному

питанию  и естеств предметов в качестве орудий труда.  Далее их

подправка и совместные действия как охота, дележ добычи привели к

появлению грубых орудий труда, отсюда питекантропы и синантропы. Их потомки --- неандертальцы (непонятно, откуда взявшиеся  и куда

пропавшие кроманьонцы) создали первые искусств сооружения, умели

добывать огонь.

 Труд есть целесообразная деятельность челов, направленная на создание матер и дух благ, необходимых для жизни индивидуума. Именно труд отличает чел от животного, так как он есть единственная присущая всем форма общ жизни вещь. Процесс труда включает два ряда отношений.

1. Отношение чел к природе. Преобразуя внешнюю сторону, чел тем

 самым преобразует и внутреннюю сторону.  Изменение внеш стороны есть приспособление предметов к потребностям. Процесс труда включает 1) целесообразную деятельность или собственно труд; 2) предмет труда; 3) средства труда; 4) результат труда.

 2. Общественный характер отношения людей в процессе труда. Эта сторона развилась на основе и в единстве с первой, но не сводится к ней.  Из необходимости совместного труда возникла необходимость  общения, затем речь устная и письменная. Это положило начало абстрактному мышлению.


Тем не менее, непонятно, на какой стадии и в результате какого скачка появилось сознание, что и отличает чел от животного. Сознание есть особое онтологическое понятие, свойственноеисключительно человеку, и появившееся из психики высших животных, но не сводимо к ней. Возникает проблема соотношения биологического и социального в человеке, его месте в ряду друг жив существ.

Биологическое выражается в генах, нервно-мозговых процессах, обмене

веществ и тд. Каждый при рождении обусловлен генотипом, стоит вопрос,

сколько определяется им. По наследству передаются внешние физические признаки, некоторые психические качества, иногда одаренность.

Исследования близнецов, разлученных в малом возрасте, показали, что

определяется очень многое. При этом задатки есть только возможность и

предпосылка, но не действительность. Единство 3 факторов -биологического, социального и психического.

23. Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений. Закон отрицания отрицания.

1) Закон перехода количества в качество и качества в количество. Суть: количественные изменения с необходимостью, после нарушения меры, переходят в коренные качественные, которые в свою очередь приводят к новым качественным изменениям. Переход количества в качества представляет собой скачок, главным признаком которого является не временное, а содержательно-коренное изменение качества. Характеристики (категории) закона: качество, количество, мера, скачок, свойства и отношения. Первая всеобщая сторона вещей - специфичность - будет обозначена категорией качества, вторая связанная с однородностью и измеримостью - количества. Качество - внутренняя специфическая определённость вещи. Качество - есть внутренняя определённость вещи (вещь сохраняет свою природу в каких-то широких пределах, за которыми она приобретает другую определённость, другое качество. Второй момент  в определении качества - специфичность. Будучи определённой, вещь всегда специфична, т.е. отлична от других вещей, в которые она может перейти. Качество - целостная характеристика вещи, свойства - множественная характеристика. Вещь обладает одним качеством и многими свойствами. Свойство - это выражение качества вещи в отношении к другой вещи; признак вещи. Свойства не возникают, а обнаруживаются при взаимодействии вещей (химические свойства, свойства личности). Чтобы выявить свойства вещи, надо встать к ним в определённые практические отношения, опосредованные орудиями труда. Отношение - связь вещей, их устойчивое взаимодействие. Вещь - качество - свойство - отношение. Вещь не существует без свойств и отношений, однако свойства и отношения принадлежат вещи. Количество - внешняя специфическая определённость вещи. Характерным признаком количества является его делимость на однородные элементы. Количество может быть определено через перечисление его видов: это всё что может быть выражено величиной, размерами, степенью и т.д. качество и количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь называется мерой. Мера - диалектическое единство качества и количества, или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняются качественная определённость предмета. Единство качества и количества. Граница существования данной вещи. Скачок - переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (возникновение жизни, возникновение и смена общественно-экономических формаций, новые виды растений). Эволюция - постепенные количественные и качественные изменения. 2) Закон отрицания отрицания - это закон противоречивого развёртывания целостной сущности. Каждое конечное является результатом и своего рода отрицанием предшествующего ему бесконечного процесса развития материи, всякое конечное может быть рождено только бесконечностью. В свою очередь последующее бесконечное развитие выступает в качестве отрицания этого конечного.

24. Деятельность как способ существования, человека. Виды и структура деятельности.

Великий французский мыслитель Поль Анри Гольбах /1723-1789/ сказал: «Сущность природы заключается в том, чтобы действовать», а не менее великий философ И. Г. Фихте /1762-1814/ продолжил эту мысль: «Действовать, действовать - вот для чего мы существуем».

Проблема деятельности в философии имеет мировоззренче­ское и методологическое значение.

Философско-мировоззренческий смысл проблемы деятель­ности заключается в том, что она рассматривается в органиче­ской связи с проблемой активности, универсального свойства развивающейся материи.

Деятельность является:

•    основополагающим способом становления и развития но­вого уровня и формы материальной организации - чело­веческого общества, цивилизации, культуры;

•    основанием самоорганизации и самоуправления общест­венной, материальной и духовной системы;

•    источником и причиной возникновения и функционирова­ния общественных законов; Проблема деятельности - это проблема:

•    социальной жизнедеятельности человека;

•    формирования личности как субъекта общественно значи­мой деятельности;

•    возникновения и развития качественно новой в эволюции мира творчески созидательной активности;

•    космизации, воздействия космоса на деятельность челове­ка, вовлечение в человеческую деятельность факторов вне­земной природы, вхождения человека в космос, создания им космических объектов, воздействия на космическую эволюцию.

Типы деятельности: материальная и духовная.

Материальная деятельность - предметно-практическая деятельность, направленная на производство материальных ценностей. Этот вид деятельности связан с созданием средств, продуктов производства, обеспечивающих жизнедеятельность общества.

В процессе материальной производственной деятельности возникают общественные (экономические, социальные, поли­тические, идеологические) отношения как основа коммуника­тивной деятельности людей.

Духовная деятельность связана с производством духовной сферы бытия, эту деятельность называют духовным производ­ством /наука, искусство, религия.../ Причиной возникновения и развития духовной деятельности является материально-производственная деятельность, общественно-историческая практика. Продуктом и в то же время процессом духовной дея­тельности является духовная культура - система духовных цен­ностей, интеллектуальное, эстетическое творчество, религиоз­ная деятельность.

Особое место среди видов духовной деятельности ( идеоло­гической, нравственной, эстетической, религиозной) занимает интеллектуальная деятельность. Высшим качественным уров­нем интеллектуальной и всей духовной деятельности является творчество.

Особую роль в развитии и реализации деятельности как ак­тивного отношения человека к миру играет система мотива­ций: потребности, интерес, воля, цель. Эти внутренние, пси­хологические элементы в структуре деятельности называют по­будительными силами деятельности как активности.


25. Опредмечивание и распредмечивапие. Проблема отчуждения и

гуманизма.

Процесс формирования духовности как неотъемлемой ха­рактеристики подлинного человека тесно связан с проблемой идеального. Недостаточно признать существование в мире иде­ального, самое главное - его реализовать. Ведь будучи потенци­ей мира, идеальное осуществляется исключительно через дея­тельность. Человеческая деятельность осуществляется через опредмечивание и распредмечивание культуры. Приобщаясь к социально-культурному опыту, человек занимается распред-мечиванием, т.е., переводом свойств культурного продукта во внутреннюю сферу человека, в его способности, умения и на­выки. Обратный процесс перевода способностей и умений во внешний план, в создание новых предметов культуры называ­ется опредмечиванием.

Правда, в антагонистических обществах процесс опредме-чивания и распредмечивания приобретает отчуждённую фор­му. Применительно к процессу опредмечивания отчуждение проявляется в том, что человеческая деятельность и её резуль­тат превращается в самостоятельную, господствующую над ним и враждебную ему силу. Применительно к процессу рас­предмечивания отчуждение проявляется в том, что человече­ские способности кажутся навечно закреплёнными за опреде­лённым классом (господствующим), который всего-навсего узурпировал право на развитие способностей. На самом деле истоки отчуждения - в относительной обособленности индиви­дов в процессе производства, в антагонистическом разделении труда, основанном на частной собственности. Отчуждение в экономической сфере порождает отчуждение в социальной и духовной сферах.

Поэтому сущность подлинного гуманизма - признание че­ловека высшей ценностью культуры или, другими словами, обеспечение ему условий для беспрепятственного развития своих способностей, «безотносительно к какому бы то ни было масштабу» (К. Маркс). Но для этого необходимо создать соци альные предпосылки, при которых все члены общества имели бы равный доступ к культуре.

26. Практика и ее основные формы.

27. Способность к творчеству как высшее проявление человеческой активности. Творчество и свобода.

Познание осуществляется не ради познания, а ради человеческих потребностей, т.е. практики. Практи­ка - это чувственно-предметная деятельность человека, преобразующая природные и социальные объекты на осно­ве истинного познания. Она является источником, основой и целью познания, а также критерием истины.

Что же касается человеческой деятельности, то ее условно можно разделить на продуктивную (творческую), репродуктив­ную и рутинную. Эти три вида деятельности не существуют разрозненно и обособленно друг от друга, а присутствуют практически в любом виде труда, в любой человеческой про­фессии. В этом смысле нет и не может быть творческих и не­творческих профессий, закреплённых за субъектом деятельно­сти раз и навсегда.

Под творческой деятельностью можно понимать такую деятельность, в процессе которой появляется нечто качественно новое, в первую очередь сам субъект творчества, личность. Творческий процесс служит сохранению и обогащению жизни, в отличие от антитворчества, которое изначально направлено на разрушение, уничтожение жизни и культуры.

Из трёх компонентов человеческой деятельности устранён может быть только один - рутинный труд, который может быть передан машинам. Остальные два компонен­та - продуктивный и репродуктивный - всегда сохранятся в че­ловеческой деятельности, хотя пропорции их могут изменяться.

Творческая деятельность - это единственная сфера, в кото­рой человек может быть свободным. Свободным, таким обра­зом, будет не тот, у кого есть свобода выбора, а тот, кто вышел на такой уровень деятельности, в которой он становится твор­цом.

28. Философское осмысление свободы. Свобода и необходимость. Фатализм и волюнтаризм

Человек реализует свою сущность в деятельности, в целена­правленной активности, в чем и проявляется его свобода воли.

Свобода - это основанная на познании необходимости спо­собность выбора и деятельность с учетом этой необходимости. Но свобода напрямую связана с ответственностью личности за свои действия, поступки и т.д. Ответственность - это социаль­ное отношение к общественным ценностям. Осознание ответст­венности - это отражение субъектом бытия социальной необхо­димости и понимание смысла совершаемых действий. Осозна­ние ответственности - необходимое средство управления пове­дением личности со стороны общества через ее сознание.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.