Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру
11.Отличие
языка философии от обыденного языка и языка науки.
Специфика
философских категорий.
На всех этапах
развития научного знания с момента возникновения способом его построения,
выражения, существования стали понятия. Понятия - язык науки, без
которого она существовать не может. Язык - информационно-знаковая
система, способ и средство существования и передачи мысли. Язык появился в
процессе практической деятельности человека на ранней стадии его существования
как способ обыденного эмпирического познания и средство общения. Такой язык называют
естественным, предметно-практическим языком. Единицей этого языка стало слово.
Возникнув стихийно, по мере развития практических действий и форм общения,
язык приобретает системность, упорядоченность, структуру, особенно это проявляется
на этапах становления письменности. (IV - III тыс. до н.э.).Всему видимому,
непосредственно воспринимаемому с помощью органов чувств, человек давал обозначения,
о чем впоследствии скажут: мир предметов - мир видимый. Это явление назвали
«чувственная видимость природы».
Вместе с тем человек
постигал внутренние, скрытые от непосредственного наблюдения связи,
взаимодействия, соединяющие предметы в единую систему, целостный мир, он пытался
выявить движущие силы, превращающие одни явления в другие, усложняющие и упорядочивающие
мир. В древнегреческой философии этот феномен активности связи возвели в ранг
Ума: «Все вещи были вперемешку, затем пришел Ум и их упорядочил», «Ум движущая
причина», «Ум - творящая причина». (Анаксагор, V век до н.э.), а
несколько раньше Гераклит (VI-V в. до н.э.) это всеобщее активное,
упорядочивающее начало бытия назовет Логосом (законом, необходимостью). Этот
мир скрытого, внутреннего, мир связей, в который можно проникнуть только
разумом (рацио), мыслью, был назван «рационалистической сущностью природы», и
языком его обозначения и познания стали понятия. Понятие - это отражение
внутренних, общих, существенных связей.
Но уже Платон (V - IV век до н.э.)
заметил, что знание может говорить языком математики (математических понятий)
и языком философии (категорий), а Аристотель (IV в. до н.э.)
представил систему категорий, что говорит о том, что уже в древнегреческой
философии язык стал способом осознания системы связей предметного мира как
источник его активности.
Итак, в процессе
углубления знаний о мире происходит усложнение языка, формируются понятия как
отражение общих связей (язык науки) и категории как отражение универсальных,
существенных связей мира (язык философии).
Категории - это
движущаяся мысль, процесс, отражающий и выражающий связи во взаимопереходах, в
развитии, взаимообусловленности. Именно поэтому они составляют основу развивающейся
мысли. Категории отражают не единичную связь, а систему наиболее общих,
подвижных, динамичных связей, такая система взаимосвязанных понятий составляет
фундамент философской науки (см. Г. В. Ф. Гегель: «Наука логики»). Соответственно,
категории - это системообразующий принцип построения мысли, объяснительный
принцип действующих процессов мира (их сущности, причинности,
необходимости...) и прогностический принцип, на основе которого строится модель
изменений в мире будущего. В то же время, каждая из категорий включает в себя
другие категории и представляет собой систему охватываемых ею категорий. Эту
особенность студенты могут рассмотреть на основе анализа таких категорий, как
материя, сущность, бытие, качество, количество и т.д.
12.Бытие как фундаментальная философская
категория. Основные формы бытия. Специфика человеческого бытия.
Важнейшими формами бытия
являются пространство, время, движение
системность. в истории
философии 2 основные точки зрения на время и
пространство. 1---
субстанциальная концепция. Вр и пр есть самостоятельные сущности, существующие
наряду с материей и независимо от нее. Отношение между ними как между самостоят
субстанциями.
НЕЗАВИСИМОСТЬ св-в пр и
времени от протекающих в них мат процессов. 2--- реляционная. Пр-во и время не
сам сущности, а суть системы отношений, которые образуют между собой мат
объекты. Вне системы взаимодействий пр и время не сущ. Зависимость прова и
времени от взаимодействия материальных систем. в античности начали рассматривать
проблему. Парменид --- движения не существует. Апории Зенона как проблематика
непрерывности пр и времени. В соответствии с Демокритом прво до 20 вв отождествляется
с пустотой, считается абс и вечным. Его свойства изотропно, однородно. Время
однородно и необратимо..
13.Содержание
философских категорий "мир" и "человек". Человек как
предмет познания философии и частных наук. Эволюция воззрений на человека в
истории философии.
Несмотря на то, что
на календаре конец II-го тысячелетия новой эры, человек остается во многом загадочным
существом. Согласно Библии, он создан "по образу и подобию Божию". А
философы определяли его по-разному, называя то "мыслящим тростником",
то "полу-ангелом"- "полузверем" то "политическим
животным", то "венцом природы". Так кто же он? Однозначного
ответа на этот вопрос не существует, поскольку человек является чрезвычайно
сложным и неисчерпаемым феноменом.
Определяющим для
античной философии представлением о человеке было учение Аристотеля: человек
есть живое существо, состоящее из тела и души (душа есть форма, двигающая и
изменяющая тело), наделенное духовным началом ("разумом", который
бессмертен) и устремлённое к жизни в обществе (“политическое животное”). Вместе с
тем, человек
античности остается частицей космоса: итак, в античной философии образ человека
носит космоцентрический характер.
В философии
средневековья представление о человеке складываете, на основе Библии. Человек
перестает быть существом двух-мерным, состоящим из "тела" и
"души" / совмещающей разум с интеллектом/, а обретает три измерения:
"тело", "душу", "дух"; через "дух" на основе
веры он становится открытым божественному началу, мудрости; устремленность к
единому Богу дает человеку новый онтологический статус религиозно-духовного
существа.
В эпоху возрождения христианский
образ человека претерпевал значительные изменения. Автономность личности, несущей в
себе безграничность творческих способностей, интерес к самому человеку оказваются в
центре внимания мыслителей. Происходило и возрождения античного представления о
человеке – микрокосме, но на почве христианства.
В новое время, когда
основной сферой человеческой деятельности становится познание, человек обретает
огромную веру в собственные силы, на место Бога ставя самого себя и тем самым, превращаясь в
«человекобога». При этом знаменитое изречение Декарта – «мыслю, следовательно, существую» -
отражает представление о человеке как о «мылсящей вещи».
В свою очередь,
учение Маркса трактует человека как носителя природного и социального начал,
однако акцент в марксистской антропологии направлен на общественно-трудовую
деятельность индивида, и по определению Маркса, "сущность человека не есть
абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть
совокупность всех общественных отношений".
14.Категория
"материя" как средство философского объяснения мира.Отличие
категории "материя" от естественнонаучных представлений остроении и
свойствах конкретных вещей и процессов.
Реальность - действительное, невымышленное
существование. Единство мира состоит в его материальности, а не в бытии.
Объективно определяется как существующее до, вне и независимо от сознания.
Термин сознание входит в определение материи в широком значении - как сознание
вообще: индивидуальное и общественное. Независимость от сознания имеет более
широкое значение; включая в себя содержание терминов до и вне, она означает,
что внешний мир не нуждается для своего существования в сознании, обладает
самостоятельным существованием, собственным сознанием. Независимость внешнего
мира от сознания и зависимость сознания от внешнего мира означают первичность
одного по отношению к другому. Независимость (первичность) материи выступает в
трёх основных отношениях: 1) Независимость внешнего мира, существующего до
сознания. 2) Независимость высокоорганизованной материи, обладающей сознанием.
3) Независимость внешнего мира от своего мысленного отображения. Сущность
внешнего мира определяется через противопоставление сознанию. Противоположность
материи и сознания заключается в независимости материи от сознания и
производности сознания от материи. Материя - это не только всеобщая сущность
мира, но и все её проявления, всё многообразие особенного и единичного. Материя
- это весь бесконечный мир, включая его сущность и бесконечные её проявления.
Любая вещь обладает ... субстратом и свойствами, присущими этому субстрату.
Материя выступает как всеобщий субстрат, который является носителем всех
свойств материи. Материя как субстанция - причина самой себя. Всеобщие свойства
материи называются её субстратами. Субстанция несёт в себе свои атрибуты как
свои внутренние свойства. Три атрибута материи, выступающих в качестве её
внутренних форм бытия: пространство, время и движение (развитие). К атрибутам
материи относятся также ещё ряд её свойств: отражение, бесконечность,
качественное и количественное многообразие материи. Если пространство и время -
формы бытия материи, то многообразие характеризует содержание материи. Материя
- бесконечно многообразный мир, существующий в перечисленных выше формах бытия.
15. Эволюция
философских представлений о материи.
А что такое материя?
Отвечая на вопрос, следует отметить фундаментальность этого понятия в философии,
имеющего длительную историю своего развития.
В античной философии
причиной и основой мира считались некоторые первоначала (вода, воздух, огонь,
земля и т.д.), заключавшие в себе, по мнению древних, источник порождения
качественно различающихся вещей. Фалес из Милета, например, считал таким
первоначалом воду, Гераклит из Эфеса - огонь и т.д. Примечательно, что сами
первоначала античных философов являлись так же некими вещами. Кладя в основу
всего сущего отдельно взятые вещи либо некоторую их совокупность, древние
философы пытались понять природу мира, взятого самого по себе.
В дальнейшем развитии
философии вещь как форма предметности в осмыслении сущности бытия уступила
место другому пониманию, а именно: материя стала пониматься как совокупность
свойств. Например, философы Нового времени отождествляли материю с одним из
всеобщих свойств материальных вещей - с протяженностью (Декарт), с плотностью и
протяженностью (Дж. Локк). А французские материалисты XVIII века,
отождествляя материю с природой, считали, что ей присущи такиесвойства, как
протяженность, плотность, вес, непроницаемость, фигура. Их заслуга в том, что
они дали определение материи на основе выделения субъекта и объекта познания:
Гольбах, например, подчеркивал, что материя вообще есть все то, что
воздействует каким-либо образом на наши чувства.
На грани XIX и XX в.в. в
результате открытия электрона, рентгеновского излучения, радиоактивности, разработки
идей теории относительности в физике возникла кризисная ситуация, которая со
всей очевидностью показала, что прежнее понимание материи как совокупности
механических свойств неизменного атома (а именно таковое было характерно для
метафизического материализма и значительной части естествоиспытателей)
перестало соответствовать новому уровню научных знаний об объективной
реальности.
Перед учеными остро
встал вопрос прежде всего о предметном аналоге понятия "материя".
Если материя - это не
вещественный атом с его характеристиками, то что же следует под ней понимать?
Вся трудность создавшегося положения хорошо была выражена в мысли физика Ульвига:
"атом дематериализуется, материя исчезает".
Однако
"исчезновение материи" на деле означало, что в физике произошло
изменение объекта познания, что на самом деле исчез предел, до которого до сих
пор знали материю, что знание пошло глубже. Материя - это прежде всего
философская категория, которая выработана для обозначения объективной реальности,
т.е. мира, существующего независимо от человека и отражающегося в его
ощущениях. Такое понимание материи не предполагает указания на ту или иную
конкретную вещь, либо то или иное конкретное свойство: предметным аналогом
категории "материя" оказывается объективная реальность. Из этого
следует, что в рамках определения материи как объективной реальности под
материей необходимо понимать не просто весь внешний мир, а
''объективную природу вещей", т.е. их
всеобщую сущность. Объективная реальность, таким образом, выступает не в
аспекте вещи и свойства, а в аспекте отношения - она существует вне и
независимо от сознания и в то же время отражается в последнем.
Таким образом,
качественный скачок в понимании материи, связанный с новейшей революцией в
естествознании, заключался прежде всего в принципиально новом осмыслении
предметного содержания категории "материя".
16.Принцип
единства мира, многообразие вещей и процессов.
Вопрос о бытии - одна
из "вечных" мировоззренческих проблем. Это определяется тем, что
первой и универсальной предпосылкой жизнедеятельности людей является их
убеждение в том, что мир есть, что он существует. Не случайно, например,
Библия, канонизированная религиозной традицией в качестве "священного
писания", начинается именно с книги "Бытия". А в философии
понятие "бытия" лежит в основании многих систем прошлого и
настоящего. Что же означает понятие "бытие"?
Категория бытия
фиксирует не только существование чего-либо (предметы, состояния, люди, идеи,
мир в целом), но и объединение всего через факт существования. Бытие - наличное
существование многообразия вещей. Это позволяет говорить, с одной стороны, об
уникальности отдельных проявлений бытия, а, с другой, - об обобщении,
объединении в группы, целостности, что, в итоге, приводит к выводу - бытие является
предпосылкой единства мира.
В связи с этим в
философии анализируется проблема форм бытия Основными из них являются: бытие
вещей, тел как природного, так и искусственного происхождения; бытие человека;
бытие духовного; бытие социального. Все эти формы, будучи различными, в то же
время взаимосвязаны. Возникает вопрос, имеется ли общая основа всего существующего,
и как она выражена в философии? Ответ на него приводит к понятию субстанции
(то, что лежит в основе). Субстанция обозначает внутреннее единство
многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством
которых и через которые она и существует.
Учения, которые
объясняют единство мира, исходя из одной субстанции, относятся к философии монизма.
Например, учения Фалеса. Спинозы и др., в которых в качестве субстанции
выступает материя, относятся к материалистическому монизму. А философия
Платона, Гегеля, где субстанцией выступает дух, относится к идеалистическому
монизму.
есть еще дуалистическая трактовка мира, противостоящая монизму. Например,
согласно Р.Декарту, мир образован двумя существующими исходными началами -
материальным и идеальным.
Современный
материализм продолжает традицию материалистического монизма. Это означает, что
многообразие бытия во всех его формах он рассматривает с точки зрения их
материального единства. Субстанциальность материи при таком подходе
представляет собою бесконечно развивающееся многообразие единого материального
мира. Материя существует только в многообразии конкретных объектов, через них,
а не наряду с ними как некая телесность, праматерия, из которой возникают и в
которой исчезают конкретные предметы, вещи.
17. Движение,
пространство и время как атрибуты материи, их специфика в природных и социальных
системах.
Способом существования материи
является движение. Этим сказано все. Движение есть не некая замкнутая в себе
сущность, существующая параллельно и независимо от материи, а способ бытия
последней. Вне материи движения нет. Говорить о движении - значит вести речь о
самом конкретном и основном, что есть в материи. Ее существование есть не что
иное, как процесс последовательной смены ее состояний, т.е. процесс реализации
ее движения . Материя выявляет себя во всех своих видах и качествах через
движение, посредством него она приобретает свою жизнь и целостность, выступает
причиной самой себя.
Движение представляет
собой находящееся внутри самой же материи условие ее самоопределения, которое
идет по двум линиям: с одной стороны, материя раскрывает себя в бесчисленном
множестве качественно различающихся вещей, с другой - выявляет себя в единстве
и целостности всего существующего. Выявить сущность материи можно только через
изучение движения.
Всеобщими формами бытия
движущейся материи, ее важнейшими атрибутами являются пространство и время.
Пространство как форма бытия материи характеризует ее протяженность,
структурность, существование и взаимодействие элементов во всех материальных
системах. Время как форма бытия движущейся материи выражает длительность ее
существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех
материальных систем. В истории философии и науки (например, в классической
физике) они нередко отрывались от материи, рассматривались как самостоятельные
сущности или внешние условия существования и движения тел, что составляло
содержащие субстанциальной концепции пространства и времени.
Например, в теории Ньютона пространство
понималось как бесконечная протяженность, вмещающая в себя всю материю и не
зависящая от каких-либо процессов, а время - как текущая безотносительно к
каким-либо изменениям равномерная длительность. В субъективно - идеалистических
концепциях, например, в философии И.Канта, пространство и время трактуются как
априорные (доопытные) формы чувственного созерцания, формы упорядочения наших
опытных данных.
Более плодотворной в
истории философии и науки оказалась Реляционная концепция пространства и
времени, согласно которой онипредставляют собою особые отношения между объектами
и процессами и вне их не существуют. Согласно материалистической реляционной концепции,
пространство и время не существуют сами по себе, вне материи или независимо от
нее. Достижения современной науки не только подтверждают, но и углубляют эту
концепцию, раскрывая новые аспекты зависимости пространства и времени от
материальных процессов.
В этом плане в первую очередь следует
выделить создание теории относительности. Специальная теория относительности
(1905 г.) показала, что при движениях со скоростями, близкими к скорости света
меняются пространственные интервалы (расстояния между двумя близлежащими
точками) и временные интервалы (длительность между двумя событиями): первые
сокращаются, а вторые растягиваются. Теория относительности выявила также глубокую
связь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое
пространство - время. Поскольку само изменение пространственных и временных
интервалов зависит от характера движения тела, то выяснилось, что пространство
и время определяются состояниями движущейся материи. В общей теории
относительности (1916 г.) А.Эйнштейн показал, что геометрия
пространства-времени определяется характером поля тяготения, которое зависит от
расположения тяготеющих масс. Вблизи них происходит искривление пространства
(его отклонение от евклидовых параметров) и замедление хода времени. Таким
образом, теория относительности фиксирует органичное единство пространства,
времени, движения, материи.
18.Категория
"сознание" как философский способ выражения уникальности человека.
Общественно-историческая сущность сознания.
Проблема сознания
всегда привлекала пристальное внимание философов. И в тоже время нет в
научном познании более сложной проблемы, чем проблема сознания. Оно до сих
пор во многих аспектах остается загадочным и даже таинственным явлением
(например, ясновидение, телепатия и другие парапсихологические феномены).
Сознание изучают философия, психология, биофизика, информатика, кибернетика,
юриспруденция, психиатрия. Объемность, многогранность, многосистемность
сознания приводят к тому, что любое его определение кажется представителям
разных наук неполным, односторонним. Между тем понимание природы сознания создает
определенную философскую мировозренческую позицию для других наук - социологии,
языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, информатики.
Что же представляет
собой сознание, в какой связи оно находится с материей, как возникает? Длинный
и трудный путь прошли естествознание и философия, прежде чем они смогли дать
ответ на эти вопросы. Современная наука доказала, что сознание является
результатом длительной эволюции материи. Материя, природа существовали всегда,
а человек - результат сравнительно позднего развития материального мира.
Возникновение
сознания связано с формированием культуры на основе преобразовательной
общественной деятельности людей. Возникновение сознания связано с
необходимостью закрепления навыков, способов, норм деятельности человеческого
сообщества, что предполагает общение людей, их кооперацию. Это общение,
кооперация входят в содержание человеческих представлений, в которых отражается
опыт культуры. В этой включенности индивидуальных действий в совместную
коллективную деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры
и заключаются принципиальные основания общественной природы сознания.
Люди не просто пассивно усваивают нормы и представления общественного сознания,
а активно включаются в реальную совместную деятельность, в конкретные
формыобщения в процессе этой деятельности. Без этого была бы невозможна совместная
деятельность людей в одном поколении, а также передача опыта культуры от одного
поколения к другому.