рефераты скачать

МЕНЮ


Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. \Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков\

Логос». В «Богословском вестнике» печатается написанная в Риме

крупная работа «Природа мысли», где наиболее полно представлена

софиология Э. Одновременно философ создает ряд работ, где излагает

свое понимание специфики отечественной философии; наиболее

значительна из них книга «Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и

учение» (М., 1912), вызвавшая большое количество крайне

разноречивых откликов. Новоевропейскому рационализму,

схематизирующему, по Э., реальность и человека, философ

противопоставляет «логизм», — опирающееся на античную и восточно-

христианскую метафизику учение о Логосе как истоке бытия и

мышления. Доктрина Э. предполагает противопоставление не двух

христианских культур — Востока и Запада, — но двух познавательных

начал, «рацио» и «логоса». Католицизм так же «динамичен» и

«логичен», как и православие, в котором Э. подчеркивает более

черты вселенского христианства, чем национальной русской веры.

Весной 1911 г. Э. командирован историко-филологическим факультетом

Московского университета в Италию, где до 1913 г. изучает

итальянскую философию. В 1914 г. он заканчивает магистерскую

диссертацию «Розмини и его теория знания», а в 1916 г. докторскую

— «Философия Джоберти» (защитить ее Э. не успел), переводит «Пир»

Данте. Откликами на события первой мировой войны являются

многочисленные статьи Э., собранные в сборнике «Меч и крест.

Статьи о современных событиях» (М., 1915), а также брошюра «Время

славянофильствует. Война, Германия, Европа и Россия» (М., 1915).

Военный конфликт он рассматривает как реализацию противостояния

начал «логоса» и «рацио». В 1916 г. Э. избирается членом

Московского психологического общества. Он собирается работать над

книгой о философии имени, пишет задуманную еще на студенческой

скамье книгу о Платоне, но не успевает ее завершить .

Э. скончался 29 апреля 1917 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем

кладбище.

ГЛОССАРИЙ

А

АБСОЛЮТ (лат. absolutus - безусловный) - понятие алистической

философии для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного

и неизменного субъекта, к-рый „самодостаточен", не зависит ни от чего

другого, сам по себе содержит все существующее и творит его.

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - категории диалектического

материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие

соотношение между:

1) тем, что уже познано, и тем, что будет познано в дальнейшем процессе

развития науки;

2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено,

опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки, и тем, что останется

неопровержимым.

АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ. А. (лат. abstractio- отвлечение) - сторона,

часть целого, одностороннее, простое, неразвитое; К. (лат. concretus

-сгущенный, сросшийся) - многостороннее, сложное, развитое, целостное. В

истории философии до Гегеля К. понималось гл. обр. как чувственно данное

многообразие единичных вещей и явлений, А. - как характеристика

исключительно продуктов мышления(Абстракция).

АБСТРАКЦИЯ (от лат. термина abstractio – отвлечение ) - одна из

сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств

предметов и отношений между ними и выделении, вычленении к.-л. свойства или

отношения.

АЛОГИЗМ (греч. а - отрицание и logos - разум) - отрицание или резкое

преуменьшение роли логического мышления как средства достижений истины;

противопоставление логике интуиции, религиозной веры, откровения.

АЛЬТЕРНАТИВА (лат. altemus - попеременный) - необходимость выбора

между двумя или несколькими взаимоисключающими возможностями.

Б

БОГ — фантастический образ сверхъестественного всемогущего

существа, якобы сотворившего мир и управляющего им; в иудаизме - Яхве, в

исламе — Аллах, в христианстве — святая троица (бог-отец, бог-сын и бог-дух

святой) и т. д. Представления о Б. составляют основу современных форм

религии.

БУДДИЗМ - религия, проповедующая избавление от страданий путем

отказа от желаний и достижение „высшего просветления" - нирваны. Зародился

в Индии в 6-5 вв. до н. э. как одно из мн. еретических учений этического

плана.

БЫТ - одна из осн. сфер жизни об-ва, непосредственно связанная с

воспроизводством самого человека; материальная и культурная среда, в к-рой

происходит удовлетворение его потребностей в пище, одежде, жилище, отдыхе,

развлечениях, поддержании здоровья и т. д.

БЫТИЕ 1. Философское понятие, обознача-ющее существующий независимо

от сознания объективный мир, мате-рию. В применении к об-ву употребляется

термин „общественное Б.". Рассматривая материальность мира и его Б. как

понятия тождественные, диалектический материализм отвергает идеалистическое

представление о Б. как существующем до материи или независимо от нее, а

также идеалистические попытки вывести Б. из акта сознания. 2. Наиболее

общее и абстрактное понятие, обозначающее существование ч.-л. вообще. В

этом случае Б. Следует отличать от реальности, существования,

действительности и т.д., как более конкретных и глубоких характеристик

объективных процессов и явлений.

В

ВЕХОВСТВО - одно из характерных идеологических течений в России,

политическое движение которого оформлялось в период развитого в стране

демократического и пролетарского движения.

ВЕЧНАЯ ИСТИНА - термин, означающий неопровержимость истин в процессе

развития познания. В этом отношении В. и. аналогична абсолютной. Однако в

процессе познания человек имеет дело преимущественно с относительными

истинами, содержащими в себе лишь зерна абсолютных истин.

ВЕЧНОСТЬ - бесконечная длительность времени существования мира,

обусловленная несотворимостью и неуничтожимостью материи, ее

субстанциальностью, материальным единством мира. В. присуща лишь всей

материи в целом; каждое конкретное образование в мире является преходящим

во времени. В. не сводится к неограниченному однородному существованию

материи в одних и тех же состояниях либо к бесконечной последовательности

круговоротов, она включает в себя постоянные качественные превращения

материи и возникновение новых состояний.

ВЕЩЬ - часть материального мира, имеющая относительно самостоятельное

существование. Одна В. от др. отличается своей качественной определенностью

(Качество). Важной гносеологической и специально-научной проблемой является

проблема тождества и различия вещей между собой, а также отличия В. от

объекта и предмета.

„ВЕЩЬ В СЕБЕ" И „ВЕЩЬ ДЛЯ НАС" — философские термины, означающие:

первый - вещи как они существуют сами по себе, независимо от нас и нашего

познания; второй - вещи как они раскрываются человеком в процессе познания.

ВООБРАЖЕНИЕ - способность создавать новые чувственные или мыслительные

образы в человеческом сознании на основе преобразования подученных от

действительности впечатлений. В. возникает в трудовой деятельности

человека, к-рая без В. не могла бы быть целесообразной и плодотворной.

ВОСПРИЯТИЕ - чувственный образ внешних структурных характеристик

предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на

органы чувств. Субстратом В. являются ощущения, образующие непрерывный

комплекс в пространстве и во времени (в случае со зрительными и

осязательными В.) или только во времени (когда В. образуется посредством

изменения качества или интенсивности ощущений).

Г

ГОСУДАРСТВО - осн. институт политической системы классового об-ва,

осуществляющий управление об-вом, охрану его экономической и социальной

структуры: в классово антагонистических об-вах находится в руках

экономически господствующего класса (классов) и используется им прежде

всего для подавления своих социальных противников. пис дс^-лхплслил.

Д

ДИАЛЕКТИКА (греч. dialegomai -веду беседу, рассуждаю) - наука о

наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления.

ДОБРО И ЗЛО - морально-этические категории, в к-рых выражается

нравственна”" щенка поведения людей (групп, классов), а также общественных

явлений с определенных классовых позиций. Под Д. понимается то, что об-во

(данный класс) считает нравственным, достойным подражания. 3. имеет

противоположное значение: безнравственное, достойное осуждения. Для

метафизической трактовки этих категорий характерны поиски вечных и

неизменных оснований Д. и з.

ДОГМАТИЗМ (греч. dogma - мнение, учение, решение) — способ мышления,

оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета новых данных

практики и науки, конкретных условий места и времени, т. е. игнорирующий

принцип творческого развития и конкретности истины.

Е

ЕРЕСИ (греч. hairesis — особое вероучение) - различные отклонения от

официального вероучения к.-л. религии, оппозиционные или враждебные ему.

Ж

ЖИЗНЬ — форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая и

химическая формы, но включающая их в „снятом" виде. Реализуется в

индивидуальных биологических организмах и их совокупностях (популяциях,

видах и т. п.).

И

ИДЕАЛИЗМ - философское направление, противоположное материализму в

решении осн. вопроса философии. И. исходит из первичности духовного,

нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами

религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенное его

богом. И. рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно

мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и

агностицизму..

ИДЕОЛОГИЯ - совокупность общественных идей, теорий, взглядов, к-рые

отражают и оценивают социальную действительность с т. эр. интересов

определенных классов, разрабатываются, как правило, идейными

представителями этих классов и направлены на утверждение либо изменение,

преобразование существующих общественных отношений. В сфере И. различные

общественные классы осознают свои коренные интересы, место в об-ве,

отношение к др. классам, формулируют и обосновывают цели и программы своей

деятельности. Господствующей в данном об-ве является И. господствующего

класса, к-рый держит в своих руках средства материального и духовного

производства.

ИНДУИЗМ - совокупность религиозных представлений, обычаев, культовой

обрядности и социально-бытовых институтов, характерных для большинства

населения Индии. Корни И. восходят к древнеинд. религии - брахманизму;

генетическая связь с ним проявляется, напр., в том, что к наиболее

почитаемым И. божествам относится троица брахманизма: Брахма (созидатель),

Вишну (хранитель) и Шива (творец, хранитель и разрушитель одновременно).

ИСТИНА - верное, правильное отражение действительности в мысли,

критерием к-рого в конечном счете является практика. Характеристика

истинности относится именно к мыслям, а не к самим вещам и средствам их

языкового выражения.

К

КАТЕГОРИИ (греч. kategoria -высказывание, свидетельство) — формы

осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру,

отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, об-ва и

мышления. Истоки учения о К. уходят в далекое прошлое. Большая заслуга в

разработке философских К. принадлежит Аристотелю.

КАТОЛИЦИЗМ (греч. katholikos -вселенский) - разновидность христи

анства, распространенная гл. обр. в странах Зап. Европы и Лат. Америки.

Догматические особенности К.: признание исхождения святого духа не только

от бога-отца, но и от бога-сына, догматы о чистилище, о верховенстве

римского папы, как наместника Христа, о непогрешимости папы и т. д.

Культовые и канонические отличия К. от православия: безбрачие духовенства

(целибат), особо развитый ма-рианизм (культ богородицы) и т. д. Центр К. –

Ватикан.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ - направление схоластической философии; представители -

Абеляр, Иоанн Солсберийский и др. В споре об универсалиях концептуалисты,

как и номиналисты (Номинализм), отвергая учение реализма {Реализм

средневековый), отрицали реальное существование общего независимо от

отдельных вещей, но в отличие от номиналистов признавали существование в

уме общих понятий, концептов как особой формы познания действительности.

КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ (греч. krite-rion - мерило для оценки ч.-л.) -средство

проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и

т. п. К. и. является общественная практика.

Л

ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - философская дисциплина, целью к-рой

является применение идей, методов и аппарата современной логики к научному

познанию. Л. н. п. изучает логическую структуру научных теорий, их

компонентов (определений, классификаций, понятий, законов и т. п.),

устанавливает логические связи между этими компонентами, рассматривает

вопрос о непротиворечивости и полнот теорий, о способах формирования

проверки научных гипотез, анализир) ет логические аспекты таких методов

научного познания, как обобщение, объяснение, абстракция, идеализация т. п.

ЛОГИКА ОТНОШЕНИЙ - разде математической логики, иэучающи отношения.

ЛОГИСТИКА - первоначально так назывались логические исчисления. Лейбниц

нередко говорил о математи- ческой логике как Л. Понимание Л. как

символической или математической ло- гики было закреплено на философском

конгрессе в Женеве в сентябре 1904 г.

М

МАТЕРИАЛИЗМ (лат. materialis -вещественный) - научное философское

направление, противоположное идеализму. Различают М. как стихийную

уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как

философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и

развитие т. зр. стихийного М. Философский М. утверждает первичность

материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность,

несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая

сознание продуктом материи, М. рассматривает его как отражение внешнего

мира, утверждая т. обр. познаваемость природы.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и

убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к

действительности отдельного человека, социальной группы, класса или об-ва в

целом. М. складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам

общественного сознания; большую роль в нем играют философские, научные,

политические, нравственные и эстетические взгляды. Научные знания,

включаясь в систему М., служат целям ориентации человека или группы в

окружающей социальной и природной реальности; кроме того, наука

рационализирует отношение человека к действительности, избавляя его от

предрассудков и заблуждений.

МОНАДА (греч. monas - единица) - философский термин, означающий

структурную, субстанциальную единицу бытия. По-разному интерпретируется в

тех или иных философских системах. У пифагорейцев, напр., М.

(математическая единица) - основа мира. У Николая Кузанского - единое

начало бытия, являющегося одухотворенной материей.

МОНИЗМ (греч. monos - один, единственный) - философское учение, к-рое

принимает за основу всего существующего одно начало. Материалисты началом,

основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают

дух, идею и т. д. Наиболее последовательным направлением идеалистического

М. является философия Гегеля. Научный и последовательный материалистический

М. характерен для диалектического материализма, исходящего из того, что мир

по своей природе материален, что все явления в мире представляют собой

различные виды движущейся материи.

МОРАЛЬ (лат. mores - нравы) -одна из форм общественного сознания,

социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во

всех без исключения областях общественной жизни. От др. форм регулирования

массовой деятельности (право, производственно-административный распорядок,

государственные декреты, народные традиции и т. п.) М. отличается способом

обоснования и осуществления своих требований.

МЫШЛЕНИЕ - активный процесс отражения объективного мира в понятиях,

суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач, с

обобщением и способами опосредствованного познания действительности; высший

продукт особым образом организованной материи - мозга.

Н

НАРОД - в обычном смысле - население государства, страны; в строго

научном смысле это исторически изменяющаяся общность людей, включающая в

себя ту часть, те слои, те классы населения, к-рые по своему объективному

положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного,

революционного развития данной страны в данный период.

НАЦИЯ (лат. nati'o - народ) - исторически сложившаяся форма общности

людей, к-рая приходит на смену народности. Н. свойственна прежде всего

общность материальных условий жизни:

территории и экономической жизни;

общность языка, известных черт национального характера, проявляющихся в

национальном своеобразии ее культуры. Н. - более широкая, чем народность,

форма общности, складывающаяся с возникновением и формированием

капиталистической формации.

НЕОКОНСЕРВАТИЗМ (греч. neos -новый, лат. conserve - охраняю, сохраняю)

- система социально-экономических и мировоззренческо-политических концеп-

ций, пытающихся идеологически обосновать притязания империалистических

государств на возвращение былой гегемонии в мире, их стратегию „социального

реванша" в совр. условиях. процессом является ограничение.

О

ОБРАЗ ЖИЗНИ - философско-со-циологическая категория, охватывающая

совокупность типичных видов (спосо-бов) жизнедеятельности индивида,

социальной группы, в т. ч. класса и нации, об-ва в целом, к-рая берется в

единстве с усло-виями жизни, определяющими ее.

ОБЩЕСТВО - совокупность исторически сложившихся форм совместной

деятельности людей. В более узком смысле слова О. может рассматриваться как

конкретное О. в единстве его общих, особенных и единичных признаков (напр.,

первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалисти-

ческое) и как отдельный регион, страна.

ОТРИЦАНИЕ. 1. В материалистической диалектике О. рассматривается как

необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей

(Отрицания отрицания закон) . 2. Логическая операция, с помощью к-рой из

данного высказывания порождается новое высказывание (наз. отрицанием

исходного), такое, что если исходное высказывание было истинно, то его О.

ложно, а если оно было ложно, то его О. истинно.

ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН - один из осн. законов диалектики. Впервые

сформулирован в идеалистической системе Гегеля. О. о. з. выражает

преемственность, спирале-видность развития, связь нового со старым, своего

рода повто-ряемость на высшей стадии развития нек-рых свойств ряда низших

стадий, обосновывает прогрессивный характер развития.

П

ПАНТЕИЗМ (греч. pan - все и theos — бог) — философское учение,

максимально сближающее понятия „бог" и „природа" с тенденцией к их

отождествлению. П. существовал в двух формах: натуралистический П. (стоики,

Бруно, отчасти Спиноза) одухотворяет природу, наделяя ее божественными

свойствами, и как бы растворяет бога в природе (бесконечный разум, мировая

душа и т. п.);

мистический П.

ПАРАДИГМА (греч. paradeigma -пример, образец) — совокупность

теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное

научное исследование, к-рая воплощается в научной практике на данном этапе.

П, является основанием выбора проблем, а также моделью, образцом для

решения исследовательских задач.

ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus -положительный) - направление философии,

объявляющее единственным источником истинного, действительного знания

конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность

философского исследования.

ПОЗНАНИЕ - общественно-исторический процесс творческой деятельности

людей, формирующий их знания, на основе к-рых возникают цели и мотивы

человеческих действий.

ПРАВОСЛАВИЕ (греч. orthodoxia) -разновидность христианства,

распространенная гл. обр. в странах Вост. Европы, Ближнего Востока и на

Балканах. П. окончательно выделилось в самостоятельное направление в 11 в.

в результате различных путей развития феодализма на западе и на востоке

Европы.

ПРАГМАТИЗМ (греч. pragma - дело, действие) - широко распространенное

субъективно-идеалистическое течение в совр. философии. В центре философии

П. находится т. наз. „принцип прагматизма".

ПСИХОАНАЛИЗ - общая теория и метод лечения нервных и психических

заболеваний, предложенные 3. Фрейдом, одна из теоретических основ

фрейдизма.

ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche - душа и logos - учение, слово) - наука о

законах порождения и функционирования психического отражения объективной

реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. П.

зародилась в глубокой древности и долгое время развивалась в недрах

философии, достигнув высокого уровня в трудах Аристотеля, давшего первую

систему понятий П. В новое время Декарт открывает рефлекторную природу

поведения.

Р

РЕЛИГИЯ (лат. religio — благочестие, святость) - специфическая форма

общественного сознания, отличительным признаком к-рой является

фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних

сил, при к-ром земные силы принимают вид неземных.

С

СКЕПТИЦИЗМ (греч. skeptikos -рассматривающий, исследующий, критикующий)

— философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания

объективной действительности. Последовательный С. смыкается с агностицизмом

и нигилизмом. С. получает наибольшее распространение в те периоды развития

об-ва, когда старые общественные идеалы уже расшатаны, а новые еще не

укрепились.

СУЩНОСТЬ - смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие

от всех др. вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех

или иных обстоятельств. Понятие „С." очень важно для всякой философской

системы, для различения этих систем с т. зр. решения вопроса о том, как С.

относится к бытию и как С. вещей относится к сознанию, мышлению. Для

объективного идеализма бытие, реальность и существование находятся в

зависимости от С. вещей, к-рая трактуется как нечто независимое,

непреложное и абсолютное. В этом случае С. вещей образуют особую идеальную

действительность, к-рая порождает все вещи и ими управляет (Платон,

Гегель).

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ - философские категории, отражающие всеобщие

необходимые стороны всех объектов и процессов в мире. С. - совокупность

глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих осн. черты и

тенденции развития материальной системы. Я. — конкретные события, свойства

или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие

форму проявления и обнаружения нек-рой С. Категории С. и я. всегда

неразрывно связаны между собой. В мире нет такой С., к-рая не

обнаруживалась бы вовне и была непознаваемой, как нет и Я„ к-рое не

заключало бы в себе никакой информации о С.

Т

ТЕИЗМ (греч. theos - бог) - религиозно-философское учение, к-рое

признает существование личного бога как сверхъестественного существа,

обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все

материальные и духовные процессы. Происходящее в мире Т. рассматривает как

осуществление божественного промысла.

ТЕОЛОГИЯ (греч. theos - бог и logos - учение, слово), или богословие —

систематизация вероучения данной религии. Христианская Т., базирующаяся на

Библии, постановлениях первых вселенских соборов и учениях „отцов церкви"

(на „священном писании" и „священном предании"), делится на осн.

богословие (фундаментальная теология, апологетика), догматическое

богословие, нравственное богословие, учение о церкви и т. д. Т. присущи

крайний догматизм, авторитарность и схоластичность. С Т, смыкается

религиозная философия, пытающаяся доказать совместимость Т. с наукой. Т.

неоднократно подвергалась критике со стороны прогрессивных мыслителей всех

времен.

У

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - рассуждение, в ходе к-рого из одного или нескольких

суждений, наз. посылками У., выводится новое суждение (наз. заключением или

следствием), логически вытекающее из посылок. Переход от посылок к

заключению всегда совершается по к.-л. правилу логики (правилу вывода).

Выделение в У. посылок и заключения и установление его структуры составляют

его логический анализ. У., совершающиеся по одним и тем же правилам вывода

и законам логики, являются У. одной и той же логической формы. Т. обр.,

анализ У. служит для выявления их логических форм. У. есть форма мышления,

в к-рой (наряду с понятием, суждением и др. формами мышления и способами

рассуждения) протекает познание внешнего мира на ступени абстрактного

мышления.

УМОЗРЕНИЕ - способ теоретического постижения истины, основанный на

отвлеченных логических построениях, не связанных зачастую с научно

установленными фактами наблюдения и эксперимента. Поэтому У. может

приобретать ненаучный характер. Умозрительный характер носили

первоначальные философские построения мн. древ-негреч. мыслителей, теории

средневековых схоластов, натурфилософские теории философов 18—19 вв., в

частности Шеллинга и Гегеля, а также некоторых естествоиспытателей. С

прогрессом научного знания умозрительные воззрения постепенно заменяются

научными. Иногда У. трактуется как специфика философского познания.

Ф

ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю и sophia — мудрость) — наука о всеобщих

закономерностях, к-рым подчинены как бытие (т. е. природа и об-во), так и

мышление человека, процесс познания. Ф. является одной из форм

общественного сознания, определяется в конечном счете экономическими

отношениями об-ва. Основным вопросом философии как особой науки является

проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская

система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы,

даже если „осн. вопрос" в ней прямо и не формулируется. Термин „Ф." впервые

встречается у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон.

Ф. возникла в рабовладельческом об-ве как наука, объединяющая всю

совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе, что было

вполне естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах

человеческой истории. В ходе развития общественно-производственной практики

и накопления научных знаний происходил процесс „отпочкования" отдельных

наук от Ф. и одновременно выделение ее в самостоятельную науку. Ф. как

наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир,

исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально

обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории

познания. В силу этой потребности вопрос об отношении мышления к бытию

выдвигается в Ф. на первый план, т. к. то или иное его решение лежит в

основе всей Ф., в основе метода и логики познания. С этим связана и

поляризация Ф. на два противоположных направления - на материализм и

идеализм; промежуточное положение между ними занимает дуализм. Борьба

материализма и идеализма проходит осн. нитью через всю историю Ф.,

составляет одну из ее движущих сил. Эта борьба тесно связана с развитием об-

ва, с экономическими, политическими и идеологическими интересами классов.

Уточнение специфической проблематики философской науки привело в ходе ее

развития к вычленению в самой Ф. различных сторон в качестве более или

менее самостоятельных, а иногда и резко различных разделов. К ним

относятся: онтология, гносеология (теория познания), логика, этика,

эстетика, психология, социология и история Ф.

Х

ХРИСТИАНСТВО - одна из трех т. наз. мировых религий (наряду с буддизмом я

исламом). Возникло в 1 в. в вост. провинциях Римской империи, отразив

надежды и чаяния задавленных тяжким гнетом людей, отчаявшихся изменить свою

участь собственными силами и уверовавших в избавление от страданий с

помощью мессии, или „божественного спасителя". X. было порождено

настроениями безысходности, особенно остро проявившимися у масс после

подавления восстаний рабов, выступлений бедноты и покоренных народов против

римского владычества и эксплуататорских классов. Вероучение X. сложилось на

основе идей ряда мессианских сект, заимствовав нек-рые элементы греко-

римской и вост. религий, а также под влиянием античных философов Фило-на

Александрийского и Сенеки. Центральное место в X. занимает вера в

искупительную жертву „сына божьего" Иисуса Христа, к-рый был казнен

наместником Иудеи Понтием Пилатом, но затем якобы воскрес из мертвых и

вознесся на небо, открыв тем самым возможность воскрешения своих

последователей. Приверженцы X. верят в грядущее второе пришествие Христа на

землю для того, чтобы судить живых и мертвых, даровать вечное блаженство

праведникам, а грешников обречь на адские мучения. Перенося вопрос о

достижении счастья праведниками в потусторонний мир, объявляя терпеливое

перенесение тягот жизни непременным условием грядущего блаженства, X.

добивалось смирения и покорности масс, их примирения с несправедливым

социальным строем. На протяжении всей своей истории X. развивалось в

обстановке внутренних противоречий, обусловленных неоднородностью его

классового состава, различными классовыми интересами его приверженцев. Эти

противоречия приводили к расколам в его рядах, к образованию различных

течений и направлений. В 1054 г. в нем выделились два крупных направления:

зап. (католицизм) и вост. (православие). В 16 в. в результате Реформации,

мощного антифеодального и антикатолического движения в Европе, возникла

третья разновидность X. - протестантизм. В свою очередь эти направления

распадаются на более мелкие течения, расходящиеся между собой в

интерпретации отдельных теологических и культовых вопросов, но сохраняющие

незыблемыми осн. принципы X. В настоящее время X. — наиболее

распространенная религия на земном шаре. Она представлена множеством

церквей и сект, специфика деятельности и политическая ориентация к-рых

обусловлены конкретными социальными условиями их существования.

Э

ЭКЛЕКТИКА (греч. ekiego - выбираю) - смешение различных, зачастую

противоположных т. зр., философских взглядов, теоретических посылок,

политических оценок и т. п. Так, напр., эклектичны многочисленные попытки

соединить материализм и идеализм и т.п.

Я

„Я" (в философии) — духовный центр человеческой личности,

индивидуальности, относящейся деятельно к миру и к себе самой. Собственным

„я" обладает человек, самостоятельно контролирующий свои поступки и

способный к всесторонней инициативе. Идеалистические концепции в истории

философии, толкуя „я" в качестве идеального начала, не усматривали

конкретно-исторического, деятельного основания человеческого „я". Часто эта

проблема ставилась в них как проблема исходного пункта построения

философских систем. По Декарту, „я обнаруживает себя как то, что

принадлежит к мыслящей субстанции, как интуитивное начало рационального

познания и этим утверждает свою самостоятельность. Т. зр. изолированного

индивида и созерцательность в пределах идеализма приводили к солипсизму, в

пределах метафизического материализма — к низведению человека до уровня

пассивного объекта, к-рый подчиняется внешнему ходу истории.

Литература

1. Кувакин В.А. Религиозная философия в России ( начало ХХ века ),

М. «Мысль»,1980.

2. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева. М. «Знание», 1988.

3. А.Г.Спиркин. Философия. М. «Гардарика», 1998г. – 816с.

4. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М. «Мысль», 1983г. – 206с.

5. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М. «Прогресс», 1990г.

– 512с.

6. Сто русских философов. Библиографический словарь. Сост. и ред.

А.Д. Сухов, М., «Мирта», 1995 г. – 320 с.

7. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова, М., Политиздат, 1986.

– 590с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.