рефераты скачать

МЕНЮ


Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. \Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков\

Петербурге, а затем в Москве, Б. посещает Религиозно-философские общества

(петербургское основано по его инициативе). Преобладающее влияние на

формирование зрелых убеждений Б. оказал Ф. М. Достоевский. «Я — сын

Достоевского», — говорил он, имея в виду духовное родство. И еще одно имя

следует назвать, отыскивая истоки бердяевских идей — немецкого мистика XVII

в. Якоба Беме. От Беме Б. воспринял идею «становящегося Бога», который не

вечен и не всемогущ. До Бога был Ungrund — некая бездна, не имеющая

основания, по Б., изначальная свобода «сама по себе». Что касается

всемогущества, то, по Б., Бог им не обладает: у любого полицейского больше

власти. Бог не управляет миром, а открывается ему в свободном творчестве

человека. Б. — философ религиозный, но далекий от ортодоксии, еретик.

Впрочем, он себя называет иначе — «верующий вольнодумец». Религиозная

философия испокон веку была занята теодицеей (т. е. оправданием,

обоснованием Бога), внимание Б. приковано к антроподицее — оправданию

человека. «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916) — работа,

которая принесла Б. философскую известность. Переизданная и переведенная на

ряд европейских языков, она и сегодня не потеряла своего значения. «Книга

эта, подчеркивает Б., — была написана единым, целостным порывом, почти в

состоянии экстаза. Книгу эту я считаю не самым совершенным, но самым

вдохновенным своим произведением, в ней впервые нашла себе выражение моя

оригинальная философская мысль. В нее вложена моя основная тема». Эта тема

— эсхатология, «конец света». Смысл любого творческого акта — не в

накоплении культурного потенциала самого по себе, а в приближении «конца»,

или, точнее, преображения мира. «Творческий акт в своей первоначальной

чистоте направлен на новую жизнь, новое бытие, новое небо и новую землю». О

новом небе и новой земле речь идет в Апокалипсисе. Вслед за Н. Ф.

Федоровым Б. толкует «Откровение святого Иоанна» как предостережение

человечеству: «конец мира» должен обернуться не гибелью его, а восхождение

на новую ступень, достичь которую призвано человечество своими усилиями, но

по воле Господа. Тем временем история обрушила на Россию апокалиптические

ужасы в виде мировой войны и революции. В годы войны Б. выступил с серией

статей о русском национальном характере, которые затем собрал в книге

«Судьба России» (1918). Б. говорил об «антиномичности» России: это самая

анархичная, самая безгосударственная страна и одновременно самая

бюрократическая, обожествляющая государство и его носителей; русские —

самый «всемирноотзывчивый», нешовинистический народ и одновременно именно у

русских дикие проявления национальной ограниченности. Наконец,— свобода

духа; русские вольнолюбивы и чужды мещанской ограниченности, и вместе с тем

Россия — «страна неслыханного сервилизма». Загадочную антиномичность России

можно проследить и во множестве других аспектов, всюду сплошные тезисы и

антитезисы. Конечно, и в других странах можно найти все эти

противоположности, но только в России тезис оборачивается антитезисом,

крайности переходят друг в друга. И еще одно обстоятельство: устремленность

к крайнему, предельному. Б. мыслит национальными категориями: национальное

единство, по его мнению, глубже, прочнее единства партий, классов и всех

других преходящих исторических образований. Национальность мистична,

таинственна, иррациональна, как и всякое индивидуальное бытие. А

индивидуальность, личность для Б. главное. Мировая война, потрясшая

человечество, по мнению Б., показала тщетность и бессмысленность всех

попыток насильственного социального переустройства. Как не перекраивай

человеческий муравейник он муравейником и останется. Между тем у человека

есть более высокое предначертание: творческий труд, расширенный до

космического размаха, имеющий мировые перспективы. Февральскую и

Октябрьскую революции Бердяев встретил в Москве. В это время он вел

интенсивную духовную работу. Писал книгу «Смысл истории» (1918). Создал

Вольную академию духовной культуры. В 1920 г. он был избран профессором

Московского университета. В этом же году он был арестован. В 1922 г. —

новый арест. На этот раз дело обернулось высылкой из страны. Осенью в числе

большой группы ученых Б. выехал за границу. Два года провел в Берлине,

затем перебрался в Париж, обзавелся собственным домом. В обеих столицах он

собирал вокруг себя философскую и религиозную элиту . В Берлине написано

«Новое средневековье» (1923) — работа, которая принесла Б. европейскую

известность. Б. создает Религиозно-философскую академию, сотрудничает с

Христианской ассоциацией молодежи, редактирует журнал «Путь». Он слывет

«левым» среди эмигрантов, близок к «евразийцам», которые видят в нем

своего. Годы войны Б. провел в оккупированной Франции, ненавидел

захватчиков. Остро переживал судьбу России, радовался ее победе. Одно время

намеревался вернуться на родину, но разгул сталинизма отпугнул его. Тяжелое

впечатление произвела на него история А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко. В

1947 г. Кембриджский университет, присудил Б. степень почетного доктора.

До него такой чести из русских удостоились только И. С. Тургенев и П. И.

Чайковский. Через год (23 марта 1948 г.) Б. не стало.

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871—1944) — философ, экономист,

публицист, богослов, представитель религиозного Ренессанса в

России начала XX века. Родился 16 июля 1871 г. в городе Ливны

Орловской губернии. По признанию философа, глубинные интуиции

творчества были навеяны ему еще в детстве — жизнью с русской

природой и церковными службами в бедном храме родного городка.

Отец Б. был провинциальным священником. Закончив

четырехклассное духовное училище в Ливнах, Б. в 1884 г.

поступает в Орловскую духовную семинарию. Но уже в первых

классах семинарии его постиг тяжелый мировоззренческий кризис,

который закончился утратой религиозной веры на долгие годы

(вплоть до 30-летнего возраста). Летом 1887 г., незадолго до

окончания семинарии, когда начальство прочило способного

ученика в студенты духовной академии, Б. прекращает учебу и

поступает в Елецкую гимназию, а по окончании ее в 1890 г. — в

Московский университет, на юридический факультет. В

студенческие годы начинается его увлечение марксизмом. По

окончании Московского университета в 1894 г. Б. был оставлен

на факультете для подготовки к профессорскому званию. 1896 г.

датируется его первая книга «О рынках при капиталистическом

производстве», написанная с марксистских позиций. Успешно сдав

магистерский экзамен, Б. в 1898 г. отправляется в Германию —

родину социал-демократии и марксизма — для работы над

диссертацией, задача которой была применить основные положения

марксизма к земледелию. Б. приобретает известность в социал-

демократических кругах, знакомится с Г. В. Плехановым,

встречается — по его рекомендации — с К. Каутским, А. Бебелем,

В. Либкнехтом, пишет ряд статей по политической экономии.

Однако в Германии у Б. началось быстрое разочарование в

марксизме, наступил очередной кризис мироощущения. Б.

возвращается на родину «потерявшим почву» и с надломленной

верой в прежние идеалы. К изумлению и негодованию своих

единомышленников по социал-демократическому движению

совершается поворот Б. от марксизма к идеализму, который нашел

свое выражение в ряде статей, написанных в период 1900—1903

гг., объединенных в сборнике «От марксизма к идеализму»

(1903). Существенные причины, повлиявшие на обращение Б. к

религиозной вере и идеализму: значительное духовное

воздействие творчества Ф. М. Достоевского и Вл. С. Соловьева,

личное общение с Л. Н. Толстым, «чудесная встреча» с

«Сикстинской Мадонной», пережитая им в Дрездене. Поворот от

марксизма к идеализму означал новую эпоху в жизни Б. — он

сознательно и всецело переходит на позиции религиозного

миропонимания. В 1901 г. Б. защитил магистерскую диссертацию

«Капитализм и земледелие», в которой выразил несогласие с тем,

что положения Маркса оправдываются в сельскохозяйственном

производстве, и был назначен профессором Киевского

политехнического института по кафедре политэкономии.

Популярность приносит ему цикл лекций о А. П. Чехове и статьи,

вошедшие впоследствии в сборник «Тихие думы» (1918). В 1906 г.

Б. возвратился в Москву приват-доцентом университета, затем

получает кафедру в Коммерческом институте. В том же году он

участвует в создании Союза христианской политики. Не приняв

революцию 1905 г., он приходит к мысли о создании

христианского освободительного движения. В 1907 г. Б.

избирается во вторую Государственную Думу как беспартийный

«христианский социалист», но Дума не оправдала его надежд и,

четыре месяца заседаний окончательно в ней разочаровали. В

1905 г. Б. был одним из инициаторов создания московского

Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева, которое

кроме него, посещали также Н. А. Бердяев, В. Ф. Эрн, Е. Н.

Трубецкой, С. Л. Франк и другие известные философы, искавшие

спасения России на путях нравственно-религиозного обновления.

В 1910 г. Б. вместе с единомышленниками организует

книгоиздательство «Путь», где публикуются наиболее

значительные его произведения, созданные в этот период — «Два

града» (1911) и «Философия хозяйства» (1912), за которое он

получает в Московском университете степень доктора

политической экономии. В то же время он пишет ряд

публицистических статей, самая значительная из которых

«Героизм и подвижничество» была помещена в сборнике «Вехи»

(1909). Книга «Свет невечерний» (1917) завершает этот период

творчества мыслителя. Когда началась первая мировая война, Б.

увидел в этом событии не только крах «мещанской культуры»

Европы, но и возможность осуществления мессианского

предназначения России. Этому вопросу был посвящен его доклад

«Русские думы», прочитанный 6 октября 1914 г. на заседании

московского РФО, а также книга «Война и русское самосознание»

(1915). В отличие от Бердяева, Франка, П. Б. Струве и ряда

других философов, приветствовавших Февральскую революцию, Б.

воспринял ее как гибель того, что было для него самым дорогим

в русской жизни. Свое отношение к революции он выразил в

работах «Христианство и социализм» (1917), «На пиру богов.

Современные диалоги» (1921) и др. События Февральской и

Октябрьской революций вызвали у философа тревожные

предчувствия личной судьбы, «Страшного Суда раньше смерти»,

«истления заживо», которыми он делится с В. В. Розановым в

письме от 12 декабря 1917 г. В этот сложный для себя период Б.

принимает решение стать священником, решение, которое он

вынашивал по крайней мере десятилетие. Этому способствовало

устранение серьезного для него препятствия — союза православия

с самодержавием. 11 июня 1918 года в Даниловом монастыре

состоялось рукоположение Булгакова в дьяконы, а через две

недели — в храме кладбища Св. Духа — в иереи. Б. становится

отцом Сергием — так он отныне пожелал быть именуемым. За

принятие священства Б. исключается из числа профессоров

университета, уезжает в Крым, где в это время находилась его

семья, становится профессором политэкономии и богословия в

Симферопольском университете. Здесь он пишет работы «Трагедия

философии» и «Философия имени». По существу, с этого времени

начинается богословский период творчества мыслителя.

В начале 1923 г. Б. высылается за границу. Через

Константинополь он попадает в Прагу, куда его пригласили на кафедру

церковного права Русского юридического факультета. Из Праги он

отправляется в Париж, где в 1925 г. был основан Русский православный

богословский институт, впоследствии переименованный в академию. С самого

его основания и до конца своих дней Б. являлся его бессменным деканом и

профессором богословия. Наступает расцвет богословского творчества

мыслителя. Им создается целый ряд богословских сочинений — «Святые Петр и

Иоанн»(1927), «Купина неопалимая»(1928), «Друг жениха» (1928), «Лествица

Иаковля» (1929), «Икона и иконопочитание» (1931), большая трилогия «О

богочеловечестве», куда вошли «Агнец Божий» (1933), «Утешитель» (1936) и

«Невеста Агнца» (1938), и др. В этих работах видное место принадлежало

учению о Софии, Премудрости Божией. Именно это учение Б. вызвало обвинение

его в ереси, которое было предъявлено, почти одновременно, как со стороны

Московской патриархии — митрополитом московским Сергием, так и зарубежной

Православной церковью, епископами из состава карловацкого собора. Б. в

своих докладах по поводу обоих обвинений выразил протест против именования

своих взглядов ересью. Свободу бо-гословствования он считал одним из

преимуществ православия и сожалел о непонимании этого. В годы эмиграции Б.

много сил и времени отдал развитию экуменичегого движения, сближению

православия с другими христианскими вероучениями, принимал участие в

Русском христианском студенческом движении. В 1934 и 1936гг. он совершает

поездки в США, где читает циклы лекций в Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне и

других городах, произносит проповеди в епископальных (англиканских)

храмах. Отличавшийся неустанной богословской и общественной деятельностью,

о. Сергий, однако, никогда не имел собственного храма, а всегда или

«сослужил» архиереям или настоятелям, или имел лишь случайные службы. В

последние годы жизни Б. тяжело болел (в 1939 г. у него был обнаружен рак

горла), перенес две операции, но продолжал активно работать, хотя это

стоило ему больших усилий. Написал «Софиологию смерти» (1939), записывал и

раздавал свои проповеди. Умер Б. 13 июля 1944 г. от кровоизлияния в мозг.

Похоронен недалеко от Парижа, на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

ЭРН Владимир Францевич (1882—1917) — религиозный философ,

историк философии, публицист. Родился 5 (17) августа 1882 г. в Тифлисе.

Отец Гавриил Андреевич Арефьев, отчим, усыновивший его, Э. Франц Карлович,

шведско-немецкого происхождения, лютеранин, после окончания медицинского

факультета Дерптского университета работал в Тифлисском аптечном

управлении; мать Ольга Павловна Райская, полурусская, полуполька,

православная. Со времени учебы во 2-й Тифлисской гимназии

Э. связан тесной дружбой с П. А. Флоренским и А. В. Ельчаниновым, с

которыми организовал гимназический литературно-философский кружок. В

1900—1904 гг. изучает философию в Московском университете. Оставлен при

кафедре всеобщей истории, позже становится доцентом, а затем профессором

университета.

Комплекс идей, развиваемых Э. в его работах, сложился достаточно

рано. Прежде всего следует отметить постоянное внимание Э. к

Платону и платонизму. Возникнув в гимназические годы, оно получило

новый импульс во время слушания университетских лекций С. Н.

Трубецкого.

Исследование традиции онтологизма платонического типа в

отечественной и итальянской философии станет главным историко-

философским делом Э. Платонизм и платонизированный аристотелизм,

прочитанные в ключе восточно-христианского умозрения, являются

источниками и его собственных философских построений. Другим таким

источником стали взгляды славянофилов, Ф. М. Достоевского, а также

идеи В. С. Соловьева, не в последнюю очередь поэтическое

творчество последнего. Существенной чертой Э. как мыслителя и

общественного деятеля является пристальное внимание к проблематике

первоначального христианства, которая соотносится им с проблемами

церковного обновления в России.

В кругу «младших» символистов Э. обсуждает проблематику петербургских

Религиозно-философских собраний 1901—1903 гг., последовательно отстаивая

святоотеческое понимание обожения плоти. Именно эта доктрина в полемике с

Д. С. Мережковским осмысляется Э. в социальном ключе в его первой

опубликованной работе «Христианское отношение к собственности». Понимание

проблемы «плоти», «христианства и мира» как центральных для современного

религиозного сознания, констатация раздробленности и упадка официальной

церковной жизни — ведущие темы работ Э. этого периода, публикуемых в

журналах «Живая жизнь», «Вопросы религии», «Век», «Церковное обновление»,

в сборнике «Религия и жизнь». В феврале 1905 г. Э. вместе с В. П.

Свенцицким становится во главе «Христианского братства борьбы». С позиций

христианского социализма он публикует «Семь свобод», «Как нужно жить

христианам?» (обе в 1906г.), «Пастырь нового типа» (1907) и др.,

противостоит черносотенным настроениям, критикует старообрядчество, ведет

полемику с деятелями «нового религиозного сознания». Говоря о дружеских и

творческих связях Э., следует отметить дружбу с Вяч. И. Ивановым;

последние годы Э. жил в московской квартире Иванова на Зубовском бульваре.

В ноябре 1906 г. Э. участвует в основании московского Религиозно-

философского общества памяти В. С. Соловьева, а в марте 1907 г. —

в создании при нем Вольного богословского университета. Вместе с

Булгаковым, Рачинским, Е. Н. Трубецким, Н. А. Бердяевым Э. входит

в редакцию организованного в конце 1910 г. в Москве издательства

«Путь». В серии докладов, лекций, статей этого периода,

посвященных христианскому пониманию прогресса, философии Р.

Декарта, Ф. Бэкона, Д. Беркли, И. Канта, У. Джемса и др., Э.

стремится последовательно изложить свою философскую, концепцию,

сложившуюся в общих чертах уже в 1905— 1906 гг. Кристаллизации

философских взглядов Э. способствует полемика с авторами

неокантианского журнала «Логос» и особенно с С. Л. Франком.

В 1911 г. Э. включает свои важнейшие статьи в сборник «Борьба за

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.