рефераты скачать

МЕНЮ


Набор ответов для экзаменов по философии

Знание, являющееся результатом познавательной деятель­ности человека, с точки зрения марксистской философии может быть научно понято лишь как основа идеального плана дея­тельности. Именно реализация идеальных планов деятельно­сти и образует тот мост между сознанием и действительностью, знанием и бытием, «наведение» которого всегда было неодо­лимой трудностью для различных идеалистических направлений в философии. Понимание знания как основы идеального плана практически-преобразовательной деятельности является исходным принципом марксистской теории познания, позво­ляющим раскрыть сущность единства познания и действитель­ности.

Функционирование знания в качестве основы идеального пла­на деятельности обеспечивает возможность обратных связей от действительности к нашим знаниям о пей. В ходе осущест­вления таких связей уточняются, пересматриваются, совершен­ствуются человеческие знания о мире. Знание, таким образом, является не продуктом пассивного созерцания действительности.

Оно возникает, функционирует и совершенствуется в процессе активной практической деятельности человека.

Вместе с развитием практики, с ее усложнением, внутрен­ним дифференцированием развивается и человеческое познание. Будучи поначалу вплетено в ткань реальной человеческой жизни, основу которой составляет практически-преобразовательная дея­тельность людей, познание на определенном этапе развития об­щества обособляется в специализированное духовное производ­ство. Особой формой духовного производства (наряду с искус­ством и др.) является научно-теоретическая деятельность, по­строение особой научной картины мира, отличающейся от кар­тины мира, данной в обыденном сознании. Познавательная дея­тельность человека, вплетенная в ткань его реальной жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей, памятью, она предполагает также убежденность, веру, ошибки, иллюзии, заблуждения. Однако суть познавательного отношения человека к миру, несмотря на все эти сопровождаю­щие познание факторы, заключается в выработке адекватного вос­произведения действительности, без которого невозможна реаль­ная ориентация человека в мире и успешное преобразование этого мира.

Способно ли человечество, человек как субъект познания выработать знания, являющиеся таким адекватным воспроизведением действительности, каковы основания и критерии позна­вательной деятельности, в процессе которой возникает и совер­шенствуется такое знание,— это и составляет мировоззренческую природу философского анализа познания. В настоящее время по­знание изучается не только философией. Сейчас происходит ин­тенсивное развитие различных специальных наук, исследующих познание: когнитивной психологии (психологии, изучаю­щей познавательные процессы), логики и методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии знания и т. д. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания, рассматривая его отдельные аспекты. Без опоры на их достижения невозможно и квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако сущность познавательного отношения к миру является предметом именно философ­ского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением ко­ренных мировоззренческих проблем отношения человека к дей­ствительности. Познание является необходимой стороной этого отношения, и само может быть понято только в контексте последнего.

Вопрос №28     Чувственная и рациональная ступени познания

Оно возникает, функционирует и совершенствуется в процесс ее активной практической деятельности человека.

Вместе с развитием практики, с ее усложнением, внутрен­ним дифференцированием развивается и человеческое познание. Будучи поначалу вплетено в ткань реальной человеческой жизни, основу которой составляет практически-преобразовательная деятельность людей, познание на определенном этане развития об­щества обособляется в специализированное духовное производ­ство. Особой формой духовного производства (наряду с искус­ством и др.) является научно-теоретическая деятельность, по строение особой научной картины мира, отличающейся от кар­тины мира, данной в обыденном сознании. Познавательная дея­тельность человека, вплетенная в ткань его реальной жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей, памятью, она предполагает также убежденность, веру, ошибки, иллюзии, заблуждения. Однако суть познавательного отношения человека к миру, несмотря на все эти сопровождающие познание факторы, заключается в выработке адекватного вое произведения действительности, без которого невозможна реальная ориентация человека в мире и успешное преобразование этого мира.

Способно ли человечество, человек как субъект познания выработать знания, являющиеся таким адекватным воспроизве­дением действительности, каковы основания и критерии позна­вательной деятельности, в процессе которой возникает и совершенствуется такое знание,— это и составляет мировоззренческую природу философского анализа познания. В настоящее время по­знание изучается не только философией. Сейчас происходит и интенсивное развитие различных специальных наук, исследую­щих познание: когнитивной психологии (психологии, изучаю­щей познавательные процессы), логики и методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии знания и т. д. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение позна­ния, рассматривая его отдельные аспекты. Без опоры на их достижения невозможно и квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако сущность познаватель­ного отношения к миру является предметом именно философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением ко­ренных мировоззренческих проблем отношения человека к дей­ствительности. Познание является необходимой стороной этого отношения, и само может быть понято только в контексте послед­него.

 

Структура знания. Рациональное и чувственное познание Чувственное познание и его элементы

Прежде всего, необходимо рассмотреть познавательную деятельность на той ее ступени, когда она непосредственно включена в качестве важнейшего аспекта   в процесс практического использования и преобразования материальных предметов или соци­альных институтов, то есть конкретных явлений окружающего мира. Начать с этой формы познавательной деятельности необходимо потому, что она действительно является начальным этаном познания. Она, во-первых, является начальным этапом в истори­ческом смысле: разделение физического и умственного труда и вы­деление последнего в особый тип деятельности — сравнительно поздний этан истории, которому предшествует длительный период развития познавательного опыта людей в процессе совокупной, еще не расчлененной материально-практической деятельности. Во-вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что на ее основе, именно благодаря ей, осуществляется контакт человека с миром материальных объектов. Она — предпосылка, без которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать.

Как же человек познает вещи и процессы природы, а также все созданные человеческим трудом, разумом и общественной дея­тельностью человека явления, которые приобретают форму мате­риальных объектов и процессов?

Диалектико-материалистическая гносеология подчеркивает, во-первых, зависимость чувственного познания от непосредственной чувственно-практической деятельности и, во-вторых, выявляет целостный характер чувственного освоения материального объек­та. Но при этом в пределах марксистско-ленинской гносеологии считается необходимым и возможным выделить отдельные, функ­ционирующие в рамках этой целостности элементы чувственно­го познания.

Биологические и психофизиологические дисциплины, изучая ощущение в качестве своеобразной реакции человеческого орга­низма, устанавливают различные зависимости: например, зависи­мость реакции, то есть ощущения, от интенсивности раздраже­ния того или иного органа чувств. В частности, установлено, что с точки зрения «информационной способности» на первом ме­сте у человека стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоня­ние. Современные биологические науки исследуют сложнейшую структуру нервных процессов человека, деятельность его мозга, показывая, какие именно процессы мозговой деятельности выпол­няют функции «приема» и «переработки» ощущений. Так, в за­тылочных отделах коры головного мозга — «центр» зрительных ощущений, в теменных отделах — осязания, в височных — центр слуховых ощущений, задняя часть коры головного мозга в основ­ном «перерабатывает» информацию, тогда как передняя подает сигнал, «инструкцию» деятельности, лобные доли мозга обеспе­чивают сравнение эффекта действия с исходным его замыслом. Естественнонаучный подход к изучению ощущений характеризу­ется также тем, что человеческая чувствительность, то есть спо­собность человека реагировать на воздействие внешнего мира, рассматривается в тесной связи с эволюцией природы. При этом устанавливается, что способность отражения в разной степени присуща всем живым существам, а в зачаточной форме (в фор­ме способности вступать во взаимодействие и реагировать на воздействие, «отражать» его) свойственна вообще всей природе. Поскольку такая способность рассматривается как универсаль­ное, предельно широко понимаемое свойство всего природного мира, возможно также исследование человеческого ощущения с точки зрения восприятия и отражения внешнего сигнала, его передачи и переработки поступающей в организм информации. Такой подход характерен для теории информации, в частности для кибернетики.

Специфика диалектико-материалистического гносеологическо­го подхода заключается в том, что такие элементарные формы отражения, как ощущение, рассматриваются как зависимые ком­поненты совокупной человеческой деятельности. Нельзя недо­оценивать человечески-активный характер процессов, которые совершаются в тех случаях, когда предмет «дается», «предостав­ляется» сознанию, «вступает» в него. Здесь происходит существенное, качественное изменение, совершается скачок: факт объектив­ного но отношению к сознанию раздражения преобразуется, но точному выражению

Ощущение, следовательно, является субъективным, идеальным образом предмета, поскольку отражает, преломляет воздействие предмета через «призму» человеческого сознания. Так, болевые ощущения обязательно порождаются каким-либо существующим вне сознания человека предметом или каким-либо объективным раз­дражителем. Мы ощущаем боль от ожога, прежде всего потому, что на кожу подействовал огонь, раскаленный предмет. Но в са­мом огне, в самом горячем предмете, разумеется, нет боли; боль есть особый ответ нашего организма. Боль — ощущение челове­ческого существа, которое имеет своим следствием определенное состояние его психики, эмоций, определенную ответную реак­цию, определенное действие. Ощущение есть субъективный образ объективного мира еще и в том смысле, что оно не просто фикси­рует воздействие вещей и явлений, существующих отдельно и независимо от человека, на человеческий организм.

Весьма важно то, что уже в ощущении начинает отражаться объективная связь ощущающего субъекта (его органов, процес­сов, совершающихся в его организме, в его мозгу, в его пси­хике) с теми вполне определенными явлениями и процессами окружающего мира, с которыми практически взаимодействует дан­ный субъект. Ощущение, таким образом, стоит у истоков отра­жения и фиксирования объективной системы отношений, в кото­рые реально вступает и реально включен определенный человек. Так, мы знаем, что предмет определенным образом расположен в пространстве относительно воспринимающего субъекта, и ощу­щение строго зависит от этого «взаимного» пространственного расположения, пространственного отношения предмета и субъек­та: качество, форма, интенсивность зрительного и слухового ощу­щения, обоняния зависят от близости или дальности предмета, от того, каким образом, какой стороной он «обращен» к восприни­мающему человеку и т. п. Ощущения одновременно зависят и от состояния органов чувств и всего организма (так, у дальтоников иные зрительные ощущения, чем у обычных людей, у больного че­ловека — иные обонятельные и вкусовые ощущения, чем у здоро­вого, и т. п.). Но, несмотря на эту весьма сложную двойную за­висимость ощущения и от объекта, и от субъекта, в процессе практического функционирования сознания у человека выработа­лась способность оценивать и повседневно использовать объек­тивную информацию, поставляемую ощущениями и другими компонентами чувственного опыта; по интенсивности ощущения мы более или менее определенно судим о том, насколько нагре­тым или охлажденным является предмет, как далеко он распо­ложен от нас, насколько интенсивен реальный источник звука и т. п.

Диалектический материализм и субъективный идеализм прин­ципиально по-разному истолковывают положение об ощущении как субъективном образе объективного мира. Материалист подчер­кивает объективность источника ощущений объективность мира, отражаемого в ощущениях, объективность тех отношений и свя­зей субъекта ощущения и его объекта, которые отражаются в ощущениях. Одновременно диалектический материализм считает необходимым точно изучить сложную диалектику объективного и субъективного, которая имеет место в процессе образования и функционирования ощущений.

Субъективный идеализм же не просто подчеркивает, но абсо­лютизирует субъективность образа, который дается ощущением; он истолковывает субъективность как одностороннюю зависи­мость ощущения лишь от внутреннего состояния психики субъ­екта. Субъективный идеалист игнорирует объективность, матери­альность тех предметов и отношений, которые отражаются субъ­ектом.

Восприятие — целостный образ материального предмета наблюдения. Восприятие зарождается и существует как форма такого активного синтеза разнообраз­ных проявлений предмета, которая неразрывно связана с други­ми актами познавательной и практической деятельности, предше­ствующими данному конкретному наблюдению. Именно поэтому процесс восприятия — процесс активный и по-своему творче­ский.

В обычном употреблении слово «чувство» имеет еще одно значение: им обозначают такие весьма важные и типичные для человека эмоции (переживания, страсти), как гнев, страх, лю­бовь, ненависть, симпатия, антипатия, удовольствие, неудоволь­ствие. Эмоции — комплексная и довольно сложная форма челове­ческой чувственности. Они весьма разнообразны и по существу, и особенно по форме выражения. Поэтому мы вправе говорить, что каждый человек отличается большой индивидуальностью эмо­ций. Это происходит потому, что эмоции вполне определенно за­висят от чувственной организации отдельного человека, а также от особенностей его психики, от индивидуальных черт характе­ра и темперамента. И все-таки в мире человеческих эмоций можно выделить закономерности, обозначить типы личностей, обладаю­щих сравнительно сходным строем эмоций. Рассмотрением этих вопросов занимаются психологические дисциплины. Для теории познания важно подчеркнуть, что эмоции, подобно всем другим элементам чувственности, с одной стороны, заключают в себе аспекты объективного отражения реальных связей, в которые включен человек; с другой стороны, они фиксируют объективное отношение человека к миру.

Таким образом, гносеология прежде всего подчеркивает объек­тивную обусловленность эмоций, страстей человека, причем в данном случае особую роль играют вполне конкретные обстоя­тельства: реальные, исторические, социальные, классово-груп­повые факторы, а также многие обстоятельства, относящиеся к конкретному контексту человеческого общения. Далее, гносеоло­гия исследует особенность субъективного момента, заключенного в эмоциях. Эмоции могут существовать в виде непосредственных, очень быстрых и полубессознательных реакций индивида; они могут выступать и в виде очень сложных чувственных образова­ний, весьма развитых, воспитанных всем богатством человече­ской культуры, то есть в виде подлинно человеческих чувств. Эмоции являются активным, четким выражением отношения человека к тому или иному явлению. Такое отношение всегда в явной или скрытой форме содержит в себе момент оценки и связано с применением понятий, подобных понятиям «хорошее», «доброе», «злое», «справедливое» или «несправедливое», «краси­вое» и т. д. Такие понятия в современной литературе часто именуются ценностями, ценностными понятиями. Вполне понятно, что представления о добре и справедливости не являются чисто индивидуальными, но связаны с исторической эпохой, с принад­лежностью человека к группе и классу. Значит, рассматривая особенности субъективного аспекта эмоций, мы обнаруживаем их зависимость от человеческого общества, от истории и куль­туры. А это в свою очередь снова свидетельствует о наличии в эмоциях объективного социально-исторического содержания и объективной информации.

Итак, главные элементы чувственной деятельности и чувствен­ного познания — ощущения, восприятия, представления, эмоции.

Таким образом, чувственное познание рассматривалось ме­тафизическим материализмом как совершенно самостоятельный этап познания, механизм которого, как считали эти философы, состоит во взаимодействии двух различных физических при­родных объектов (вещь природы и органы чувств человека). При этом все функциональные элементы чувственно-образной формы познания — ощущения, восприятия, представления — также представали в качестве совершенно самостоятельных, после­довательно «примыкающих друг к другу» реальных этапов позна­вательной деятельности. Мышление, согласно представлению метафизических материалистов, лишь «надстраивается» над резуль­татами и формами чувственного познания. Они не видели, что в каждом акте познавательной деятельности общественно-истори­ческого человека реально, на деле всегда имеет место сложное диалектическое взаимодействие, взаимоотношение чувственно-об­разных форм освоения действительности (совокупность этих форм в философии нередко называется опытом, эмпирией) и форм мыслительной деятельности, то есть деятельности, направленной на образование понятий, абстракций, умозаключений, идей и си­стем идей (совокупность этих форм в философии получила наи­менование «рациональной» деятельности, от латинского «ratio» — разум).

Процессы чувственного восприятия, которые могут показаться весьма простыми (эта кажимость и ввела в заблуждение метафи­зических материалистов), на самом деле очень сложны. Верно, что при рассматривании определенного предмета, например этой комнаты, этого стола, этого дома и т. п., в дело включаются органы зрения. Но только ли они? Мы смотрим на этот предмет, и наше видение (как и слышание, осязание, обоняние) тесно, неразрывно связано с нашим отношением к данному предмету. Мы вос­принимаем его как красивый или безобразный, симметричный или асимметричный, приятный или неприятный, полезный или вредный.

Рациональное познание

При рассмотрении чувственного познания, то есть познания, включенного в материально-предметную деятельность, была по­казана его зависимость от языка, от понятийного мышления. Что же такое понятия, как они формируются? В самом общем виде ответ таков.

В ходе физического воздействия на конкретные предметы и яв­ления, в ходе их использования и преобразования, в процессе соз­дания и изменения общественных отношений человечество при­обретает многообразные знания об отношениях. Выявляются от­ношения между различными типами и видами материальных объ­ектов и процессов, между различными свойствами объектов и т. д.; осуществляется также познание общественных отношений. Отно­шения вещей, явлений, процессов многообразны и соответствен­но многоразличны знания об отношениях. Это могут быть, на­пример, знания об отношениях между свойствами железа, из кото­рого делается топор, и дерева, которое топор может разрубить. Но это могут быть и более сложные знания отношений между массой и ускорением тела, отношений между элементарными частицами внутри атома или, наконец, знания об отношениях феодала и кре­постного, капиталиста и наемного рабочего.

Поскольку знание направлено на выявление отношений между свойствами предметов, между самими предметами и процессами, данные отношения становятся объектами познания. Но что это означает для понимания процесса познания, и в частности для понимания механизмов возникновения понятий и их роли в по­знании?

Человек при помощи своей мысли выделяет, как бы обособляет от целостных конкретных предметов такие отношения, которые объективно, сами по себе, помимо материальных предметов, и в качестве каких-то особых предметов не существуют. Но они оказы­ваются важными для жизни и деятельности человека и человече­ства, а поэтому становятся специальными объектами его позна­вательной деятельности. Эти объекты, выделенные и познанные человеком, выражаются и фиксируются в словах-понятиях, по­добных словам: «дом», «человек», «красное», «красота» и т. д.

Процессы, в ходе которых постепенно и последовательно об­разуются понятия, отражающие общие свойства предметов и яв­лений окружающего мира, измеряются многими столетиями и ухо­дят в глубь веков. Прежде чем знание о тех или иных отношени­ях приобретает обобщенную форму и благодаря этому приобретает понятийное выражение, должны миллиарды раз осуществлять­ся процессы сопоставления, сравнения, различения, мысленного «рассечения» и физического видоизменения объектов. Должны остаться в стороне все моменты, несущественные, второстепенные для данного отношения, для данной связи. В процессе челове­ческой деятельности знания должны быть освобождены и от чисто личных, индивидуальных моментов (чувства, переживания кон­кретных субъектов, их сугубо индивидуальные цели). Знание должно приобрести обобщенную форму и в том смысле, что в нем должны найти выражение общие объективные отношения, и в том смысле, что оно так или иначе должно приобрести объективное значение для множества людей. В этом случае результатами практической деятельности становятся не только конкретные предметы и явления, вновь созданные или преобразованные, но также и понятия, возникшие в ходе процесса и от него на данной стадии неотделимые. Затем созданные в ходе практической дея­тельности понятия становятся важным компонентом и формой этой деятельности. В последующих процессах использования они проверяются, уточняются и видоизменяются благодаря постоян­ному сопоставлению с конкретными объектами и отношениями, принадлежащими к данному типу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.