Идеалистические
учения неокантианца Кассирера и швейцарского психолога и философа культуры Юнга
легли в основу представления о символических свойствах Культуры. Ряд представителей
психологии Культуры, опирающихся на концепцию «локальных цивилизаций»,
стремились отыскать набор «культурных инвариантов», не сводимых друг к другу и
не имеющих под собой реального общего субстрата. Напротив, сторонники
феноменологического подхода к Культуре, а также некоторые представители
экзистенциализма выдвигают предположение об универсальном содержании, скрытом
в любой частной Культуре, исходя либо из утверждения об универсальности
структур сознания, либо из постулата о психобиологическом. единстве
человечества (Юнг), либо из уверенности в наличии некоего «фундаментального
основания», «осевой изначальности» Культуре, по отношению к которым все её разновидности
— лишь «частности» или «шифры» (Хайдеггер, Ясперс).
ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis — гражданский, государственный),
1.
синоним культуры.
2.
Уровень, ступень обществ, развития, материальной и
духовной культуры (антич. Ц.).
3.
Ступень обществ, развития, следующая за варварством
(Л. Морган, Ф. Энгельс).
Понятие
«Цивилизация» появилось в 18 в. в тесной связи с понятием «культура».
Французские философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное
на началах разума и справедливости. В 19 в. понятие «Цивилизация» употреблялось
как характеристика капитализма в целом, однако такое представление о
Цивилизации не было господствующим. Так, Данилевский сформулировал теорию общей
типологии культур, или Цивилизацию, согласно которой не существует всемирной
истории, а есть лишь история данных Цивилизаций, имеющих индивидуальный
замкнутый характер. В концепции Шпенглера Цивилизация — это определенная
заключительная стадия развития любой культуры; её основные признаки: развитие
индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного
скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы». При
таком понимании Цивилизация как эпоха упадка противопоставляется целостности и
органичности культуры.
Вопросы
общественного развития находились в поле зрения философов с древнейших времен.
По мере накопления знаний выделилась специальная философская дисциплина – социальная
философия. Становление знаний об обществе представлено различными школами и
направлениями. Главными из них являются: социологический идеализм,
географизм, исторический материализм, биологизм, психологизм, техницизм. Идеализм
в социологии исходит из признания первичности духовной стороны общественного развития
(логос, Бог, идея, сознание). Материалистические тенденции в обществоведении
проявляются в поиске материальных оснований исторического процесса
(географические условия, орудия труда, экономические отношения и др.). Наиболее
полно и последовательно эти тенденции воплотились в историческом материализме,
теоретическая основа которого – материалистическое понимание истории.
Важными проблемами социальной философии являются: деятельность человека,
соотношение объективных закономерностей общественного развития и субъективной
деятельности людей. Различные подходы к проблеме общества и человека обогащают
социальную философию, являются условием ее дальнейшего развития.
Сознание - одно из основных понятий философии,
психологии и социологии, обозначающее высший уровень психической активности
человека как социального существа. Для философии главным является вопрос об
отношении сознания к бытию. Проблема сознания всегда привлекала внимание
философов, т. к. определение места и роли человека в мире, специфики его
взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы
человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или
иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают
исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского
направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они имеют дело
с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы
регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма
характеризуется, прежде всего, выделением человека как своеобразной реальности,
как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление
им.
Такое
понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который
делается предметом исследования не только философии, но и др. наук.
Рассмотрение раздельных аспектов сознания всегда опирается на
философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания. С другой стороны,
развитие специальных научных исследований стимулирует разработку и углубление
собственно философской проблематики сознания.
Центральным
вопросом остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о включенности
человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет
человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека.
Исходя из материалистической позиции превосходства бытия над сознанием, марксистско-ленинская
философия отнюдь не отрицает того принципиального обстоятельства, что способ
бытия человека в мире всегда предполагает сознание, что, человеческая
деятельность «пронизана» сознанием. Вторичность сознания по отношению к бытию
означает, что бытие выступает как более широкая система, внутри которой
сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой вписывания
человека в эту целостную систему бытия. В контексте человеческой деятельности
как целостной системы сознание является ее необходимым условием. Т. о.
вторичность человеческого сознания по отношению к человеческому бытию выступает
как вторичность элемента по отношению к системе, вторичность условия и
предпосылки по отношению к целостной структуре деятельности.
Социальная
обусловленность сознания, его генезис (эволюция форм отражения).
Представляя
собой свойство высокоорганизованной материи - мозга, сознание выступает как
осознанное бытие, субъективный образ объективного мира, субъективная реальность,
а в гносеологическом плане - как идеальное в противоположность материальному и
в единстве с ним. При социологическом подходе сознание рассматривается прежде
всего как отображение в духовной жизни людей интересов и представлений
различных социальных групп, классов, наций, общества в целом. Будучи отображением
материального бытия, сознание выступает в различных относительно
самостоятельных формах. Возникает необходимость проследить генетические истоки
сознания в формах организации материи, которые предшествуют человеку в
процессе ее эволюции. Важнейшей предпосылкой такого подхода является анализ
отражения как такой формы материального взаимодействия, на основе которой
возникают психика и сознание. Это материальное взаимодействие предполагает формирование
соответствующих телесных органов, благодаря которым осуществляются процессы
психики и сознания - НС и мозга. Определяющим фактором в развитии этих телесных
органов отражения и сознания является характер взаимоотношений носителей
соответствующих форм отражения с окружающей средой. Человек сознает при помощи
мозга, но сознание - не функция самого по себе мозга, а функция определенного,
специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром. Эту
специфику марксистко-ленинская философия усматривает в
практически-преобразовательной деятельности людей, организованных в
определенные сообщества. Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции
и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим
способам общения, которые возникают и развиваются на основе практическо-преобразовательной
деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир.
Сознание
с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается
только в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения.
Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления,
установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют
содержание сознания как специфической формы отражения. Это содержание и
закрепляется в их индивидуальной психике. Развитие общественно-производственной
практики, разделение труда приводит к обособлению сферы производства сознания и
дифференциации его форм.
Сознание
выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм
проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также
способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью,
управления этими взаимоотношениями.
Анализ духовной жизни общества
является одной из тех проблем социальной философии, предмет которой еще не
выделился окончательно и определенно. Лишь в последнее время появились попытки
дать объективную характеристику духовной сферы жизни общества. Известный
русский философ Н.А. Бердяев подобное положение объяснил следующим образом: «В
стихии большевистской революции и в ее созданиях еще больше, чем в разрушениях,
я очень скоро почувствовал опасность, которой подвергается духовная культура.
Революция не щадила творцов духовной культуры, относилась подозрительно и враждебно
к духовным ценностям. Любопытно, что когда нужно было зарегистрировать
Всероссийский союз писателей, то не оказалось такой отрасли труда, к которой
можно было бы причислить труд писателя. Союз писателей был зарегистрирован по
категории типографских рабочих... Миросозерцание, под символикой, которой
протекала революция, не только не признавало существование духа и духовной
активности, но и рассматривало дух как препятствие для осуществления
коммунистического строя, как контрреволюция.» (Бердяев Н.А. Самопознание.
М.,1991. С.236-237.).
Поэтому
на протяжении почти трех четвертей века отечественная философия была вынуждена
заниматься проблемами коммунистической идеологии, культуры развитого социализма
и т.п. и не изучала проблемы реальных духовных процессов, протекавших в
обществе.
Что
же представляют собой общественное сознание и духовная жизнь общества?
Одной
из заслуг К. Маркса является выделение им из «бытия вообще» общественного
бытия, а из «сознания вообще» - общественного сознания - одного из основных
понятий философии. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается у него
в виде представлений, мыслей, идей, теорий и других духовных феноменов, которые
и образуют общественное сознание.
Структура
общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём выделяют уровни -
обыденно-практический и научно-теоретический. Подобный аспект рассмотрения общественного
сознания можно назвать гносеологическим, поскольку он показывает глубину
проникновения субъекта познания в объективную реальность. Как известно,
обыденно-практическое сознание менее структурировано, более поверхностно, чем
научно-теоретическое. Общественное сознание на обыденно-практическом уровне
проявляет себя как социальная психология, на научно-теоретическом уровне - как
идеология. Следует подчеркнуть, что идеология - это не всё научно-теоретическое
сознание, а только та его часть, которая носит классовый характер. Но об этом
речь пойдет ниже.
Следующий
аспект рассмотрения общественного сознания - по его носителю или субъекту.
Таким образом, выделяют виды общественного сознания - индивидуальное, групповое
и массовое сознание. Носителем индивидуального сознания является отдельный
человек, носителем группового сознания - социальная группа, носителем массового
сознания - неорганизованная группа людей, объединенная какой-либо идеей, целью.
Например, к феномену массового сознания могут быть отнесены поклонники
какого-то эстрадного певца, постоянные слушатели радиостанции «Маяк». Иногда
говорят, что носителем массового сознания является толпа, но многие социологи
считают, что правильнее выделять и сознание толпы, и сознание массы. Попутно
отметим, что толпа - это люди, непосредственно соприкасающиеся друг с другом,
собравшиеся для достижения какой-либо цели, но от массы толпу отличает
непосредственный контакт, наличие лидера и совместная деятельность, например,
на митинге, демонстрации и т.п.
Общественное
сознание представляет собой совокупность разнообразных духовных явлений,
отражающих все сферы жизни общества и богатство индивидуальной жизни человека,
поэтому выделяются его различные формы - нравственное, эстетическое,
религиозное, правовое, политическое, философское, научное, экологическое,
экономическое и т.д. Конечно, подобное структурирование условно, так как виды,
формы, уровни общественного сознания находятся в постоянном взаимодействии и
взаимовлиянии.
Анализируя
общественное сознание, социальная философия особое внимание уделяет идеологии.
Идеология - это система идей и теорий, ценностей и норм, идеалов и директив
действия. Она способствует закреплению или устранению существующих общественных
отношений. По своему теоретическому содержанию идеология является совокупностью
правовых, политических, нравственных, эстетических и других идей, отражающих, в
конечном счете, экономические отношения общества с позиций определенного
общественного класса.
Остановимся
более подробно на духовной жизни общества. Под ней можно понимать ту сферу
бытия, в которой объективная, надиндивидуальная реальность трансформировалась в
реальность индивидуальную, субъективную, присущую каждому человеку.
Традиция
изучения «духа» была заложена еще Платоном, который и самою философию понимал
как учение об идеях. Идеальное начало становится у Платона первичным, а материальное
- несовершенное подобие идеального. Современная философия, хотя и основывается
на многих выводах Платона, шагнула далеко вперед и сейчас для нею актуальными
являются следующие проблемы:
·
какова структура духовной жизни общества,
·
каковы основные аспекты духовности,
·
что такое духовное производство.
Духовная
жизнь человечества проходит под воздействием материально-экономической жизни,
поэтому ее структуру можно представить аналогичным образом. Духовная жизнь
включает: духовную потребность, духовный интерес, духовную деятельность,
духовные блага. Духовная деятельность порождает духовные отношения -
нравственные, эстетические, религиозные, политические, правовые и т.д.
Выделим
основные аспекты духовности.
1.
Всеобъемлющий характер духовности. Духовная жизнь
человека многогранна. Она включает в себя как рациональные, так и
эмоционально-аффектные стороны, гносеологически-когнитивные и
ценностно-мотивационные моменты, осознанные и смутно ощущаемые грани,
ориентированные на внешний и внутренний мир человека установки, а также многие
другие аспекты, уровни, состояния духовной жизни личности. Духовность вбирает в
себя все эти грани жизни человека.
2.
Духовность человека как идеальность. Идеальность в
целом характеризуется тем, что содержание любых явлений мира интериоризуется
(присваивается) человеком в чистом виде, освобожденное от объективных,
материально-предметных или пространственно-временных характеристик бытия.
Огромную роль в становлении и развитии идеальности играет язык,
категорийно-понятийный строй человеческого сознания. Человеческая духовность и
есть идеальный мир, в котором человек живет, оперируя идеальными формами.
3.
Духовность как субъектный мир человека существует
как внутренняя, интимная жизнь человека. Она дана во внутреннем созерцании
человека, развертывается в его имманентном идеальном пространстве и времени. Духовность
человека целиком и полностью субъективна, она представляет собой собственное
«Я» человека, выступает как бытие, особенность этого «Я». Духовность - субъективно-индивидуальна.
Духовность, таким образом, можно
обозначить как духовную жизнь человека, его субъективно-идеальный мир.
Сравнительно
недавно в отечественной литературе появилось понятие «духовное производство».
Духовное производство - это производство сознания, осуществляемое специализированными
группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом.
Результатами их труда являются:
1.
идеи, теории, образы, духовные ценности;
2.
духовные общественные связи индивидов;
3.
духовность человека.
Структура
духовного производства включает в себя научные, эстетические и религиозные виды
освоения действительности.
Нужно
обратить внимание на то, что хотя политика, право, мораль и являются формами
общественного сознания, но они не являются видами духовного производства. Дело
в том, что мораль и нравственность - это не результат творческой деятельности
идеологов. Идеологи, конечно, занимаются изучением нравственной и моральной
сферы жизни общества и человека. Но они не создали ни одной нравственной нормы
или принципа: их создание - результат многовекового развития человеческого
общежития, превращение какой-либо рациональной нормы в требование, обращенное
обществом к каждому своему члену, для того, чтобы ассоциация людей могла
поддерживать свое существование.
Политика и право также не являются
видами духовного производства, поскольку создаваемые здесь общественные связи
не являются по преимуществу духовными. Объяснить этот вывод можно так:
материальны или духовны данные связи определяется по отношению их либо к
материальным, либо к идеальным объектам. Итак, если, например, юрист разрабатывает
систему отношений к собственности, как материальному объекту, то,
следовательно, правовые отношения собственности будут не духовными, а
материальными. Политические отношения складываются по поводу власти, а
отношения власти - господства и подчинения - это в конечном итоге тоже
материальные отношения.
Наука,
искусство, религия занимаются производством идей, образов, представлений, если
так можно выразиться, в «чистом» виде. В каждой из этих форм общественного сознания
реальность представляется в целостной и специфической форме.
Словосочетание
«духовное производство» не должно вводить нас в заблуждение и вызывать попытку
отождествить духовное производство с материальным. Их различия достаточно
очевидны. Различен итог производства - материальные предметы или духовные объекты.
В духовном производстве труд индивидуален, в материальном - индивидуальный и коллективный.
Наконец, не следует забывать, что если цель жизни многих людей - материальное
богатство, то уровень духовного богатства просто не оценим.
Ориентация в мире всегда предполагает
адекватное воспроизведение, отражение действительности. Это воспроизведение и
составляет суть познавательного отношения к миру Познавательное отношение
человека к действительности представляет собой необходимую сторону всей
системы его отношений к миру. Возможность адекватного воспроизведения реальности
выступает тем самым как мировоззренческая проблема. Ее решение составляет
вторую сторону основного вопроса философии. Диалектический материализм последовательно
отстаивает положительное решение вопроса о том, возможно ли адекватное вое произведение
действительности в познавательной деятельности человека. Специфика марксистского
подхода к проблеме адекватного отражения заключается при этом в том. что
основанием и критерием истинности знания является предметная практическая
деятельность. Принципиальная позиция диалектического материализма относительно
органической связи познания и практики была сформулирована Марксом в его «Тезисах
о Фейербахе»: «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной
истинностью,— вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен
доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность
своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления,
изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос»
Всякая
практическая деятельность, всякое реальное преобразование наличие данной
природной, социальной действительности и самих людей и отношений между ними
обязательно предполагает работу сознания, наличие идеальных планов деятельности.
Практика, таким образом, всегда опосредована сознанием, идеальным, находится с
ним в органическом единстве. Однако ведущим звеном этого единства является реальное
преобразование действительности. В процессе такого преобразования, преодоления
трудностей изменяется, совершенствуется, развивается идеальный план
деятельности