рефераты скачать

МЕНЮ


Молекулы мистики и трансцендентация ЭГО: утрата и обретение целостности бытия

вечности, спокойствия, безмятежности, чистоты и единства всех

противоположностей. Люди, знакомые с физикой и математикой, иногда

сообщают, что многие из концепций этих дисциплин, которые ускользают от

рационального понимания, могут стать более постижимыми и даже могут быть

пережиты в измененных состояниях сознания [3].

Сознание органа, биологической ткани, клетки.

В большинстве случаев это переживание включает части тела субъекта и

физиологические процессы, которые при нормальных условиях недоступны

осознаванию. Субъекты в таком состоянии настраиваются на осознание

различных органов своего тела. Они могут оказаться свидетелями работы

датчика сердечного пульса, сокращения сердечной мышцы и открытия-закрытия

сердечных клапанов. Подобным же образом можно наблюдать функционирование

печени, производство и накопление желчи, пищеварительные процессы, функции

любого органа. Иногда субъекты утверждают, что они пережили себя в качестве

нейронов в собственном мозгу, белых и красных кровяных шариков, зародышевых

клеток [5].

Переживание встреч со сверхчеловеческими и духовными существами

Субъект воспринимает этих существ как сверхчеловеческие или духовные

существа, обитающие на более высоких энергоуровнях или на более высоких

планах сознания. Феноменология этой категории переживаний описана Джоном К.

Лилли в его книге "Центр циклона" [12].

Переживания других вселенных и встреча с их обитателями

Странные и чуждые миры, которые испытуемый открывает в этом виде

переживаний, по-видимому, наделены своей собственной реальностью, хотя и не

в пределах нашего космоса; они, очевидно, существуют и в других измерениях.

Пройдя через такие экстраординарные приключения, субъекты сравнивали их с

прочитанными фантастическими романами [4].

Архетипические переживания и сложные мифологические эпизоды

Эта группа трансперсональных переживаний представляет собой феномены,

которые К.Г.Юнг называл первообразами, доминантами коллективного

бессознательного, или архетипами. В некоторых из наиболее универсальных

архетипов человек может отождествляться с образами Матери, Отца, Ребенка,

Женщины, Мужчины или Любящего. Многие обобщенные роли воспринимаются как

сакральные, как воплощенные архетипы Великой Матери, Ужасной Матери, Матери-

Земли, Матери-Природы, Великого Гермафродита или Космического человека.

Часто встречаются архетипы, олицетворяющие определенные аспекты личности —

Тень, Анимуса или Аниму и Персону [4].

Нередко неискушенные люди рассказывают истории, очень напоминающие

древние мифологические сюжеты Месопотамии, Индии, Египта, Греции,

Центральной Америки и других стран. Эти сообщения сравнимы с юнговским

описанием неизвестных, но явно архетипических тем детских снов и снов

наивных пациентов, а также с симптоматикой некоторых людей, страдающих

шизофренией. Некоторые люди проникают в различные системы эзотерического

знания. Так, люди, не имеющие понятия о каббале, переживают состояния,

описанные в книге Зогар и Сефер Иецир, и демонстрируют неожиданную

осведомленность в каббалистической символике. Подобный феномен внезапно

сформированного понимания наблюдался также в отношении таких древних форм

предсказания, как И-Цзин и Таро [3].

Переживания встреч с божествами

Большинство божеств, встречающихся в описаниях субъектов делятся на две

категории: силы света и добра, силы тьмы и зла. Некоторые божества

принадлежали определенной религии, происхождение некоторых не удалось

установить ни испытуемым ни терапевтам. Основная часть субъектов не

ощущает, что имеет дело с главным или верховным существом во вселенной [4].

Активизация чакp и подъем змеиной силы (куиндалини)

На первой международной конференции по Научной йоге в Индии в декабре

1972 г. аудитория состояла более чем из 200 лиц, представлявших много

различных духовных ориентаций, существующих в современной Индии. Участники

дискуссии после доклада С.Грофа пришли к соглашению, что больше всего ЛСД-

терапия похожа на систему Йоги Куиндалини. И та и другая техника

способствует мгновенному и огромному освобождению энергии, порождает

глубокие переживания и может принести впечатляющие результаты в короткий

период времени. Они обе несут в себе огромный риск и могут быть опасны,

если проводятся не под наблюдением специалиста [21].

Сознание Универсального Разума

Сознание Универсального Разума — одно из наиболее глубоких и

всеобъемлющих экстатических переживаний. Отождествляясь с сознанием

Универсального Разума, человек переживает в опыте всеобъемлющее единство

существования. Он чувствует, что достиг реальности, лежащей в основе всех

реальностей, и стоит перед высшим и абсолютным принципом, олицетворяющим

все бытие. Здесь полностью преодолеваются иллюзии материи, пространства и

времени, равно как и бесконечное число других субъективных реальностей, и

все они приходят к этому единому модусу сознания, которое является их общим

истоком и общим знаменателем. Это переживание безгранично, непостижимо и

невыразимо; это само существование. Вербальная коммуникация и символическая

структура нашего повседневного языка оказывается до смешного беспомощной в

попытке постичь и передать природу и качество этого переживания. Опыт

феноменального мира и того, что мы называем обычным состоянием сознания,

кажется в этом контексте лишь крайне ограниченным, искаженным и частичным

аспектом всеобъемлющего сознания Универсального Разума.

Обсуждая подобные переживания, люди часто утверждают, что поэтический

язык, хотя он тоже является несовершенным, больше подходит для их описания.

Становится понятным, почему провидцы, пророки и религиозные учителя

прибегали к поэзии, притче и метафоре, описывая свои трансперсональные

переживания.

Опыт сознания Универсального Разума тесно связан с переживанием

Космического Единства, но не тождествен ему. Его важными составляющими

являются интуитивные прозрения относительно процесса творения

феноменального мира, каким мы его знаем, и постижение буддийских

представлений о Колесе смерти и перевоплощения. Это может привести к

временному или устойчивому чувству достижения глобального, нерационального

и транс- рационального понимания фундаментальных онтологических и

космологических вопросов существования [4].

Сверх- космическая и мета- космическая пустота

Последний и наиболее парадоксальный трансперсональный феномен,

обсуждаемый в этом контексте, — переживание сверх- космической или мета-

космической пустоты. Это опыт изначальной пустоты, опыт ничего и молчания,

представляющих собой исток и начало всего сущего, переживание

“несотворенного, невыразимого Всевышнего”. Термины “сверхкосмический” и

“метакосмический”, которыми в этом контексте пользуются высокообразованные

участники ЛСД- сеансов, выражают то, что эта пустота кажется одновременно

лежащей в основе мира и определяющей его сверхпорядок. Она лежит за

пределами времени и пространства, за пределами форм или любых эмпирических

дифференциаций, за пределами таких полярностей, как добро и зло, свет и

тьма, покой и движение, агония и экстаз.

Кажется парадоксальным, что сверхкосмическая пустота и Универсальный

Разум воспринимаются как нечто тождественное и взаимозаменяемое; это два

различных аспекта одного и того же феномена. Пустота представляется

чреватой формами, а тонкие формы Универсального Разума переживаются как

абсолютная пустота.

Такой глубокий трансцендентный опыт, как активизация куиндалини,

сознание Универсального Разума, или пустоты, не только положительно влияет

на физическое и эмоциональное состояние человека, но и пробуждает в нем

острый интерес к религии, мистике и философским вопросам, сильную

потребность включить духовное измерение в свой образ жизни [4].

Экстатические переживания

"Экстаз (от греч. ekstasis - исступление, восхищение) - высшая степень

восторга, воодушевления, иногда на грани исступления" (Из "Толкового

словаря русского языка" под ред. Ожегова).

"Экстаз - это масштаб, мощный аккорд, в котором звучит вся гамма чувств

от ужаса до восторга. Ужас от сознания собственной ничтожности перед

Бесконечным. Восторг от того, что ты можешь чувствовать эту Бесконечность.

Художник в творческом экстазе создает гениальные произведения. В

пророческом экстазе пророк буквально становится рупором Бога, который

вкладывает в его уста слова, исполненные высшего смысла. Мистик в

мистическом экстазе делается репортером повсеместного Божественного

Присутствия - всеобщего Божественного Промысла. Да и нам, простым смертным,

знакомо это чувство, когда в самый неожиданный момент в тебе вдруг как

будто происходит какая-то химическая реакция с выделением то ли какого-то

газа, то ли понимания, то ли того, что на поэтическом слэнге зовется

эфиром. Но не успеешь оглянуться - пшик, и нет его. Прошло "понимание". Но

радость от того, что оно было, осталась в виде довольно глупой по местным

понятиям улыбки" [36].

Экстатические переживания (в частности, характерные для многих

мистериальных культов древности), можно разделить на две большие группы:

"вулканический", или "дионисийский" экстаз, и находящийся в разительном с

ним контрасте "океанический", или "аполлонийский" экстаз [5].

"Вулканический", или "дионисийский" экстаз

Для " вулканического" экстаза характерно крайнее физическое и

эмоциональное напряжение, высокая агрессивность, деструктивные импульса

внутренней и внешней направленности, мощные побуждения сексуальной природы,

ритмические оргиастические движения. "Вулканический" экстаз предполагает

уникальную смесь крайних эмоциональных и физических мук с диким чувственным

порывом. Оказываются неотличимыми переживания ледяного холода от

непереносимого жара, ненависти - от любви, агонии умирания - от восторга

нового рождения, апокалиптических ужасов - от радости созидания... У

индивида возникает ощущение приближения великого события, потрясающего весь

мир. - духовное освобождение, откровение высшей истины или единение всего

сущего. Однако, какими бы острыми не были бы эти ощущения и переживания,

экстаз никогда реально не достигает цели и реального разрешения драмы

смерти-возрождения. Для этого он должен перейти в "океанический" экстаз

(см. ниже). Сопровождающие "вулканический" экстаз характерные переживания

религиозного типа включают в себя ритуалы жертвоприношения, мученическую

смерть, шабаш ведьм, дионисийские оргии и т.п. [3].

"Океанический", или "аполлонический", экстаз

Для "океанического" экстаза характерно переживание чувства слияния с

окружением и единства с воспринимаемыми объектами. Мир представляется как

место невыразимого сияния и красоты. Элемент размышления и потребность в

рациональном анализе значительно снижаются, и Вселенная становится "тайной,

которую следует пережить, а не загадкой, которую нужно разгадать". В этом

состоянии человеку трудно видеть какие-либо негативные аспекты в мире и в

самой структуре мироздания. Все оказывается совершенным, все есть так, как

оно должно быть. В этот момент мир представляется благоприятным местом, где

с полным доверием и чувством совершенной безопасности можно принять

пассивно-зависимую позицию, подобную положению ребенка. Для человека в этом

состоянии ума зло кажется не имеющим значения, неважным, эфемерным или

несущественным. При переживании опыта космического единства

трансцендирование времени и пространства может принять довольно конкретную

форму, что можно проиллюстрировать рядом специфических образов. Человек

может переживать последовательность видений, позволяющих интерпретировать

опыт в терминах регрессии в историческом времени. Это включает разнообразие

эмбриональных ощущений, память предков, элементы коллективного

бессознательного и эволюционный опыт, сопровождаемый филогенетическими

"обратными кадрами" и дарвинским прозрением. Соответствующий выход за

пределы обычного пространственного ограничения можно проиллюстрировать на

примерах идентификации с другими лицами и группами лиц, с животными,

растениями и даже неорганическим веществом. Важной вариацией этого

переживания является субъективное отождествление с физической Вселенной, с

ее галактиками, солнечными системами и мириадами отдельных звезд [3].

Трансцендентация ЭГО и идея целостности в различных религиях

Феномен религиозности давно занимал философов и культурологов. В течении

последних ста лет в религиоведении господствовала социологическая

парадигма, проявившаяся, в частности, в теории экономического детерминизма

К. Маркса, социологии религии М. Вебера, теории социальной детерминации Э.

Дюркгейма, в ряде этнологических концепций (функционализме Б.Малиновского,

структурализме К. Леви-Стросса [11]). Тем не менее, особенно после ряда

результатов, полученных психологами и психоаналитиками (такими, как З.

Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм), а также введением в научный оборот эмпирического

материала, собранного и обработанного этнологами и востоковедами, возникли

серьезные сомнения в универсальности и окончательности социологической

парадигмы, сфера ее применения постоянно уменьшается. И тут на помощь

социологии приходит психология, предлагая новую, психологическую, парадигму

для рассмотрения феномена религиозности [25]. Ключевым понятием для такого

подхода является понятие "религиозного опыта", сформулированное У. Джеймсом

("Религия суть совокупность чувств, действий и опыта отдельной личности....

Личная религия оказывается несомненно первичнее, чем богословие и церковь:

всякая церковь, однажды учрежденная, живет после этого, опираясь на

традицию; но "основатели" каждой церкви всегда черпали свою силу из

непосредственного личного общения с божеством, причем так было не только с

теми, кому, как Христу, Будде или Магомету, приписывается сверхчеловеческая

природа, но со всеми основателями христианских сект" [7]), а в истории

отечественной философии подобная проблематика отчетливо прослеживается в

трудах Вл. Соловьева и И. Ильина ("Наша уверенность в действительном

существовании божества нераздельно связана с теми явлениями, которые даны в

религиозном опыте и которые мы относим к действию божества на нас. Это

верно относительно всех религий. Древний эллин не верил бы в существование

Диониса, если бы не испытывал его душевно-телесного действия в опьянении"

[23]).

Несмотря на то, что У. Джеймс пишет о многообразии религиозного опыта

[7], ряд исследователей настаивает на общности всех подобных религиозных

переживаний (например, на философском факультете СПбГУ представителем

подобного подхода к религиоведению является проф. Е.А.Торчинов). В качестве

связующего звена для всех типов религиозности они рассматривают так

называемые "пиковые переживания", то есть особые (часто называемые также

"мистическими", "профетическими", "экстатическими") глубинные переживания,

связанные с выходом за пределы обыденного сознания (трансперсональные, или

"расширенные" состояния сознания), такие как переживания непосредственного

общения, единения или слияния с божеством, безличным Абсолютом или иным

типом первоосновы бытия. Это может быть также переживание онтологического

"ничто" или "пустоты", но в любом случае предполагает высшую форму

святости, достижение спасения, освобождения и т.д. Сюда же можно отнести

измененные состояния сознания, предполагающие переживание ряда

архетипических образов и ситуаций: смерти и воскресения (обновления,

возрождения из праха), гибели и воссоздания мира, духовного рождения,

Великой Матери. Спасителя-Мессии и т.п. [3]. Для достижения подобных

состояний существуют различные методы, которые обычно называют

психотехникой (в данном смысле этот термин был введен петербургскими

буддологами В.Рудым и Е.Островской), или "техниками экстаза" (термин введен

М. Элиаде). Далее я попытаюсь дать краткий обзор психотехник и

экстатических переживаний, характерных для различных типов религиозности,

обращая особое внимание именно на те религии или секты, которые уделяют

психотехнике особое внимание.

Шаманизм

Шаманизм - древнейшая из форм религиозности - достаточно неплохо изучен,

возможно, благодаря оживленному интересу к эзотерической практике у

современных людей. Архаичное мироустройство было не просто устойчивой

общественной формацией. Просуществовав, как предполагают антропологи, около

50 тысяч лет, шаманизм стал своеобразной колыбелью цивилизации, источником

основополагающих мифов и первых религий [10]. Что же такое шаманизм, какова

роль шамана и как вообще возникла эта форма религиозности?

В этот исторический период доступ к сакральному имели многие: жрецы-

жертвоприносители, каждый глава семьи являлся также главой домашнего

культа, многие получали сакральные переживания в ходе обрядов инициации,

мистерий, но "только шаман остается центральной фигурой, поскольку во всей

этой сфере, где экстатическое переживание является в высшей степени

религиозным, шаман и только шаман является безусловным мастером экстаза.

Главное достоинство шаманизма - личный опыт шамана -личное знакомство с

духами, умение "ориентироваться на местности" в потустороннем мире и т. д.

Потому первым и, возможно, наименее рискованным определением этого сложного

явления будет формула: шаманизм -- это техника экстаза" [32]. Шаманизм -

древний (архаичный) магическо-религиозный феномен. Следует различать

понятия "маг, колдун" и "шаман": магию и магов мы встречаем почти во всем

мире, тогда как шаманизм представляет собой особую магическую

"специальность", которую мы выделяем особо: "укрощение огня", магический

полет и т. д. [41]. По этой причине, хотя шаман является, помимо всего

прочего, также и магом, не каждого мага можно определить как шамана. Это же

относится и к шаманским исцелениям: каждый знахарь является целителем, но

только шаман обладает своими особыми методами [25]. Что касается шаманских

техник экстаза, то они не исчерпывают всех разновидностей экстатических

переживаний, зафиксированных в истории религий и религиозной этнологии;

поэтому нельзя каждого экстатика считать шаманом: шаман является

специалистом по трансу, во время которого его душа, как принято считать,

покидает тело, чтобы подняться на Небо или спуститься в Ад.

Такого же рода различение обычно необходимо для определения связи

шамана с "духами". Во всем первобытном и современном мире мы находим людей,

утверждающих, что они якобы поддерживают связи с "духами", что они ими

"одержимы" или сами ими владеют. Потребовалось бы несколько томов, чтобы

должным образом проанализировать все проблемы, связанные с самой идеей

"духа" и его гипотетическими связями с людьми, поскольку "дух" может быть

как душой умершего, так и "духом Природы", мифическим животным и т. д. Но

при исследовании шаманизма не обязательно заходить так далеко; достаточно

определить позицию шамана по отношению к его духам-помощникам. Легко

убедиться, что шаман отличается, например, от "одержимого": шаман

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.