рефераты скачать

МЕНЮ


Молекулы мистики и трансцендентация ЭГО: утрата и обретение целостности бытия

состояний сознания, хотя и без этого ИСС занимают видное место в динамике

внутренней жизни полноценного человека. Любая перестройка важных смысловых

комплексов, связанная с узнаванием чего-либо, влечет ощутимое изменение

свойств сознания. С этой точки зрения, измененным можно назвать сознание

людей, переживающих влюбленность, вдохновение, катарсис (личностная

трансформация, вызванная контактом с художественным произведением) и т. д.

ИСС также стимулируют природный сон, различные фазы засыпания и

пробуждения, сексуальные эмоции, пение, барабанный бой, монотонные танцы,

гипноз и самовнушение, гипервентиляция легких (холотропное дыхание),

сенсорная перегрузка, сенсорная изоляция, длительное одиночество, пост,

наконец, действие на организм различных психоактивных веществ - все эти

процессы непосредственно связаны с изменением характера мышления, глубины и

способа самоосознавания. Интересно отметить что спектр переживаний,

вызванных психоделиками, практически не отличается от переживаний,

вызванных различными немедикаментозными средствами [24].

Перинатальные переживания

Основные характеристики перинатальных переживаний связаны с проблемами

биологического рождения, физической боли и агонии, болезни и дряхлости,

умирания и смерти. Пугающее столкновение с этими критическими аспектами

человеческого существования, глубокое переживание его эфемерности неизбежно

сопровождается мучительным экзистенциальным кризисом. Благодаря такому

опыту человек приходит к пониманию того, что, независимо от его

прижизненных занятий, ему придется покинуть этот мир, лишиться всего, что

он приобрел и чего достиг, к чему он был эмоционально привязан. Сходство

рождения и смерти, поразительное открытие, что начало жизни тождественно ее

концу, — важный философский вывод, сопровождающий перинатальные переживания

[4].

Образ смерти как утраты ЭГО, переживание смерти очень часто встречается

как во время психотерапевтических сеансов с применением галлюциногенов, так

и во многих религиях [1]. (Сравнение психоделического опыта и переживаний

смерти, описанных в древнем тибетском трактате "науки об умирании" -

"Тибетской книги мертвых" (Бардо Тходол) можно найти в работе [13])

Для шаманизма характерна имитация смерти (и переживание ее) во время

посвящения, сопровождаемая созерцанием уничтожения плоти и создания из

скелета, субстанциальной основы организма, нового шаманского тела [41].

Подобного рода ритуалы характерны для ряда индийских йогических садхан

(практик), особенно связанных с тантризмом: в ходе этой практики йогин

создает себе новое нерушимое йогическое тело (йога духа), соотносящееся со

старым как незрелый плод со зрелым, или, в терминологии Расаяны (“колесницы

ртути", то есть индийской алхимии), как незрелый вульгарный (профанический)

металл с алхимическим золотом. Практикуется созерцание скелета и в

классическом буддизме. Однако семантика этого созерцания в шаманизме и

даосизме, с одной стороны, и буддизме — с другой, различна. В первом случае

речь идет о скелете как о знаке некоей первоосновы, возвращаясь к которой

человек через приобщение ей и переживание смерти-возрождения обретает новые

силы и творит новое бытие, новое тело (ср. образ возвращения в лоно матери,

уподобления неродившемуся младенцу в "Дао дэ цзине" и его онтологическую

коннотацию: возвращение в материнское лоно Дао-Отсутствия — у и обретение

нового рождения как бессмертного и совершенного человека). Из глубины и

мрака “хаотического и смутного” лона Матери-Дао творится свет просветления

и новая жизнь. В случае же буддизма подобные созерцания направлены на

достижение убежденности во всеобщей бренности, непостоянстве и смертности,

то есть на медитативное уяснение идеи сансары (круговорота смертей-

рождений) как страдания [25, 30].

Другое важное следствие — эмоциональное и физическое потрясение от

феномена смерти — открывает сферы духовных и религиозных переживаний,

являющихся существенной частью человеческой личности. Они не зависят от

культурных и религиозных корней и воззрений человека. Опыт исследования

глубинных пластов психики показывает, что люди, достигшие этих уровней,

получают возможность проникнуть в наиболее тонкие духовные и религиозные

измерения существующего порядка вещей. Даже ярые материалисты,

позитивистски ориентированные ученые, скептики и циники, бескомпромиссные

атеисты и антирелигиозно настроенные философы-марксисты, столкнувшись с

этими уровнями, начинают интересоваться духовными вопросами [3].

Каким-то образом — пока не вполне понятно, каким именно, — такого рода

переживания представляются связанными с обстоятельствами биологического

рождения. Многие люди нередко совершенно определенно ссылаются на них как

на проживание своей собственной родовой травмы. Люди, не чувствующие этой

связи и описывающие свое столкновение с переживанием смерти и смерти-

возрождения с чисто психологической и духовной точек зрения, регулярно

демонстрируют ряд характерных физических симптомов, напоминающих процесс

биологического рождения. Их позы и движения поразительным образом

соответствуют положениям и движениям ребенка на различных стадиях родов.

Кроме того, эти люди обычно сообщают о своей идентификации с эмбрионом,

плодом в утробе и новорожденным ребенком. Помимо этого, встречаются

вариации аутентичных неонатальных чувств и поведения, а также образы

женских гениталий и груди.

Эти феномены принято называть перинатальными переживаниями. Причинная

связь между актуальным биологическим рождением и бессознательными матрицами

этих переживаний все еще остается не установленной. Перинатальные

переживания — проявление глубинного уровня бессознательного — выходят за

пределы классических фрейдовских методов. Возникновение подобных структур

психики, по-видимому, связано с т.н. "травмой рождения" (подробнее о травме

рождения в работе Отто Ранка [22]). Феномены этой категории никогда не

описывались в психоаналитической литературе и не принимались во внимание в

психоаналитической теории. Более того, классический фрейдовский анализ не

позволяет объяснить эти феномены и не может предложить понятий, пригодных

для их интерпретации.

Перинатальные переживания представляют собой очень существенное

пересечение индивидуальной и трансперсональной психологии или, если так

можно выразиться, психологии и патопсихологии, с одной стороны, и религии —

с другой. Если считать их связанными только с рождением, они могли бы

относиться к структуре индивидуальной психологии, но характерные аспекты

придают им совершенно определенный трансперсональный оттенок. Напряженность

этих переживаний превышает все обычно предполагаемые для человека пределы.

Зачастую они сопровождаются отождествлением с другими людьми или с борьбой

и страданиями человечества. Более того, их составной частью нередко

оказываются некоторые формы явно трансперсональных переживаний:

эволюционные воспоминания, элементы коллективного бессознательного и

некоторые юнгианские архетипы [4].

Каждая стадия биологического рождения имеет специфическое духовное

соответствие: для благополучного внутриутробного существования это опыт

космического единства; начало родов сопровождается чувством поглощения

вселенским водоворотом, первая клиническая стадия родов со схватками в

замкнутом утробном пространстве соотносится с переживанием “отсутствия

выхода” или ада; духовным соответствием продвижения по родовому каналу во

второй стадии клинических родов является борьба смерти-возрождения, а

метафизический эквивалент собственно рождения и событий третьей клинической

стадии родов представляет собой переживание смерти “ЭГО” и возрождения [4].

Большое теоретическое значение имеет глубинная параллель между

физиологической деятельностью в последовательных стадиях биологического

рождения и паттернами активности различных эрогенных зон, особенно зон

генитального оргазма. Это дает возможность сместить этиологический акцент в

психогенезисе эмоциональных нарушений из сексуальной сферы в перинатальные

матрицы, не отрицая при этом значимости многих принципов фрейдизма [21].

Трансперсональные переживания

Трансперсональные переживания (мистический, или "пиковый", опыт; экстаз,

транс), спонтанно посещающие некоторых вполне здоровых и трезвых людей,

свидетельствуют о том, что это врожденное свойство нашей психики, которое,

конечно, зависит и от социальных и генетических факторов личностного

развития [17].

Многие переживания такого рода известны уже несколько столетий или

тысячелетий. Рассказы о них можно найти и в священных писаниях всех великих

религий мира, и в письменных документах множества малых сект, фракций и

религиозных движений. Они играли важную роль в видениях святых, мистиков и

религиозных учителей [37]. Этнологи и антропологи обнаружили их в священных

обычаях различных народов, в состояниях экстаза и религиозных мистериях, в

практике целительства и ритуалах различных культур [32, 41]. Психиатры и

психологи наблюдали трансперсональные феномены, не называя их таким

образом, в своей повседневной практике у психотических пациентов, особенно

шизофреников [26]. Историки, антропологи, религиеведы, психиатры и

психологи-экспериментаторы знали о существовании разнообразных древних и

современных методов индуцирования трансперсональных переживаний, многие из

которых подобны описанным выше процедурам, ведущим к возникновению

перинатальных переживаний [24, 33, 36].

Вопреки распространенности этих феноменов и их очевидной значимости для

многих сфер человеческой жизни, в прошлом делалось удивительно мало

серьезных попыток включить их в теорию и практику современных психиатрии и

психологии. Позиция большинства профессионалов колеблется между несколькими

подходами к этому феномену. Некоторые лишь отдаленно знакомы с различными

трансперсональными переживаниями и склонны более или менее игнорировать их.

Для другой большой группы профессионалов, трансперсональные феномены

представляются столь странными, что они склонны считать их отклонением от

нормального психического функционирования, психотическими [3].

Наследственные переживания

В качестве примера такого переживания я приведу воспоминания одной из

пациенток С. Грофа во время ЛСД-сеанса:

"К моему удивлению, идентичность моего ЭГО неожиданно изменилась. Я была

моей матерью в возрасте 3-4 лет; это должно быть 1902г. На мне было

аляповатое платье - накрахмаленное, доходящее до щиколоток; с расширенными,

как у испуганного животного, глазами - я находилась в состоянии тоски и

одиночества. Я закрывала свой рот рукой, осознавая, что случилось нечто

ужасное: я сказала что-то плохое, меня грубо отругали, кто-то положил руку

на мой рот. Из своего укрытия мне видна была сцена с множеством

родственников - теть и дядь, сидящих на крыльце дома в одеждах, характерных

для того времени. Все были заняты разговорами, забыв обо мне. Я чувствовала

себя отверженной, пристыженной и виноватой. Я сказала матери, что у меня

был сон, касающийся ее детства, и мне важно знать, так ли было на самом

деле. Как только я начала рассказывать, она перебила меня и закончила в

полном соответствии с пережитым мною" [4].

Коллективные и расовые переживания

Подобные переживания могут относиться к любой стране, любому

историческому периоду и культурной традиции, хотя, очевидно, определенное

предпочтение оказывается культурам и странам с высоко развитыми

религиозными, философскими традициями и традициями в искусстве. Удивительно

часто встречаются переживания, относимые к Египту, Индии, Тибету, Китаю,

Японии, доколумбовой Мексике, Перу, Древней Греции. Выбор культур и их

специфических аспектов явно не зависит ни от этнической основы субъекта, ни

от страны рождения, ни даже от полученного воспитания, образования,

интересов. Поэтому англосакс может переживать полное отождествление с

различными периодами истории афро-американцев или североамериканских

индейцев, и в результате обнаруживает новое понимание и переживание расовых

проблем. Информация, получаемая благодаря таким переживаниям, обычно

совершенно точна и может быть проверена при консультации с археологическими

и антропологическими кругами. Иногда бесхитростные индивидуумы описывают

детали египетских похоронных церемоний, включая форму и значение различных

амулетов и камер в гробницах, цвет похоронных конусов, технологию

бальзамирования и мумификации и сцены последующих процедур [4].

Филогенетические (эволюционные) переживания

Некоторые люди описывают переживания себя в образе каких-то

предшественников человека на эволюционном пути. Так, например, одна женщина

во время ЛСД-сеанса почувствовала свое полное отождествление с самкой

огромных рептилий, вымерших миллионы лет назад. Она чувствовала себя сонной

и ленивой во время отдыха на песке у большого озера и блаженно грелась на

солнышке. Она открыла глаза и посмотрела на терапевта, который во время

сеанса трансформировался в самца того же вида. Ее чувство лени мгновенно

исчезло и она стала испытывать сильное сексуальное возбуждение, не имеющее

ничего общего с человеческим возбуждением, это был особый интерес рептилии

к представителю другого пола. Она была совершенно очарована ступенчатыми

фасетками на сторонах головы. Одно большое поле такого рода имело такую

форму и цвет, что излучало мощные сексуальные вибрации. Консультант-

палеонтолог предложил выдержки из зоологической литературы, указывающие на

то, что у современных рептилий определенные участки на голове играют важную

роль, вызывая сексуальное возбуждение... [3].

Переживания прошлых воплощений

Субъект сохраняет идентичность своего ЭГО, хотя переживает себя в другой

форме, другом месте и времени, другом контексте, он чувствует, что он - та

же индивидуальная сущность, что и в его настоящем существовании. У него

сохраняется острое ощущение встречи с воспоминанием, повторного переживания

того, что он уже видел и пережил [4].

Предвидение, ясновидение, яснослышание, "путешествия во времени".

Иногда испытуемые сообщают о предвидении событий, которые случатся в

будущем. Временами они становятся свидетелями сложных сцен будущих событий,

они могут слышать даже акустическое сопровождение, составляющее их часть.

Некоторые из переживаний проявляют различные степени сходства с событиями,

случающимися позднее [4].

Отождествление с другими лицами

Это отождествление полное и комплексное; оно включает в себя

представление о теле, эмоциональные реакции и отношения, психологические

характеристики, выражение лица, типичные манеры и жесты, позы, движения и

даже интонации голоса [4].

Групповое отождествление и групповое сознание

В измененных состояниях сознания можно пережить тотальность страдания

всех солдат, погибших на полях сражений, революционную горячечность всех

коммунистов мира, доброту всех матерей, любящих своих детей... В этих

переживаниях можно отождествиться с соц. классом, кастой, даже с населением

целой страны [5].

Отождествление с животными

Три вида ИСС связаны с животными: атосимволические трансформации в

животных, отождествление с животными и филогенетические воспоминания, при

этом каждое наделено своими специфическими чертами. Субъекты, встретившиеся

со всеми тремя видами переживаний легко могут отличить их одно от другого

[4].

Отождествление с растениями

Примеры таких переживаний встречаются гораздо реже, чем отождествление с

животными. Субъект может ощутить себя как вызванное к жизни семя, лист в

процессе фотосинтеза, корень, тянущийся в поисках воды и пищи. В других

случаях он может отождествить себя с росянкой, другими плотоядными

растениями, стать планктоном в океане, почувствовать опыление или клеточное

деление. Субъекты упоминают о своих свидетельствах ботанических процессов

на молекулярном уровне; они осознают биохимический синтез, лежащий в основе

производства ростовых веществ, растительных пигментов, масла, сахара,

ароматических субстанций и различных алкалоидов [4].

Единение с жизнью и со всем творением

В редких случаях субъекты в ИСС могут иметь чувство, что их сознание

расширилось, чтобы охватить всю полноту жизни на этой планете, включая все

человечество и целостность флоры и фауны от одноклеточного организма до

высокодифференцированных видов. Индивидуум может отождествиться с

филогенетической эволюцией жизни во всей ее сложности и достичь

интуитивного понимания всех лежащих в ее основе биологических законов. Он

может исследовать факторы, влияющие на возникновение новых видов или

ответственные за их исчезновение, и видеть действие сил, определяющих

"выживание наиболее приспособленных". Подобные интуиции можно пережить и

относительно взаимодействия различных форм жизни. Переживания такого рода

могут в результате привести к увеличению осознания экологических проблем,

связанных с технологическим развитием и быстрой индустриализацией [4].

Сознание неорганической материи

Субъекты неоднократно сообщали, что переживают сознание океана,

отличающееся своей безвременностью, текучестью, сочетанием неизменности и

динамических перемен. В других случаях они идентифицировали себя с тем, что

по их мнению являлось сознанием огня. Довольно общим является осознавание

сил, высвобожденных при катастрофах: разрушительные, а также созидательные

горообразующие аспекты вулканических извержений, динамическое напряжение и

перемещение при землетрясениях, сила воздушных течений во время зимних

бурь, лишь несколько бросающихся в глаза примеров. Возможно исследовать

сознание компьютера, отождествиться с реактивным самолетом, спутником и

другими техническими предметами. Многие субъекты в состояниях измененного

сознания утверждают также, что переживали сознание неопределенного

материала; наиболее часто это были алмаз, гранит, золото и сталь. Подобные

переживания могут касаться даже микромира и описывать динамическую

структуру атомов, природу задействованных электромагнитных сил, межатомных

связей или броуновское движение молекул [3].

Планетарное сознание

В этом переживании сознание субъекта, по-видимому, охватывает все

аспекты нашей планеты, включая ее геологическую субстанцию, неорганические

материалы на ее поверхности и целостность всех жизненных форм. С этой точки

зрения Земля оказывается сложным космическим организмом с различными

аспектами геологической, биологической, культурной и технологической

эволюцией на этой планете, рассматриваемых как попытку достичь более

высокого уровня интеграции и самореализации [3].

Экстpапланетаpное сознание

Здесь субъект переживает явления, связанные с небесными телами,

отличными от нашей планеты, и с астрономическими событиями, происходящими в

солнечной системе и за ее пределами. Особый вид переживаний, входящий в эту

категорию, сознание межзвездного пространства, описанного в нескольких

случаях разными лицами. Оно характеризуется чувством безграничности и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.