Молекулы мистики и трансцендентация ЭГО: утрата и обретение целостности бытия
состояний сознания, хотя и без этого ИСС занимают видное место в динамике
внутренней жизни полноценного человека. Любая перестройка важных смысловых
комплексов, связанная с узнаванием чего-либо, влечет ощутимое изменение
свойств сознания. С этой точки зрения, измененным можно назвать сознание
людей, переживающих влюбленность, вдохновение, катарсис (личностная
трансформация, вызванная контактом с художественным произведением) и т. д.
ИСС также стимулируют природный сон, различные фазы засыпания и
пробуждения, сексуальные эмоции, пение, барабанный бой, монотонные танцы,
гипноз и самовнушение, гипервентиляция легких (холотропное дыхание),
сенсорная перегрузка, сенсорная изоляция, длительное одиночество, пост,
наконец, действие на организм различных психоактивных веществ - все эти
процессы непосредственно связаны с изменением характера мышления, глубины и
способа самоосознавания. Интересно отметить что спектр переживаний,
вызванных психоделиками, практически не отличается от переживаний,
вызванных различными немедикаментозными средствами [24].
Перинатальные переживания
Основные характеристики перинатальных переживаний связаны с проблемами
биологического рождения, физической боли и агонии, болезни и дряхлости,
умирания и смерти. Пугающее столкновение с этими критическими аспектами
человеческого существования, глубокое переживание его эфемерности неизбежно
сопровождается мучительным экзистенциальным кризисом. Благодаря такому
опыту человек приходит к пониманию того, что, независимо от его
прижизненных занятий, ему придется покинуть этот мир, лишиться всего, что
он приобрел и чего достиг, к чему он был эмоционально привязан. Сходство
рождения и смерти, поразительное открытие, что начало жизни тождественно ее
концу, — важный философский вывод, сопровождающий перинатальные переживания
[4].
Образ смерти как утраты ЭГО, переживание смерти очень часто встречается
как во время психотерапевтических сеансов с применением галлюциногенов, так
и во многих религиях [1]. (Сравнение психоделического опыта и переживаний
смерти, описанных в древнем тибетском трактате "науки об умирании" -
"Тибетской книги мертвых" (Бардо Тходол) можно найти в работе [13])
Для шаманизма характерна имитация смерти (и переживание ее) во время
посвящения, сопровождаемая созерцанием уничтожения плоти и создания из
скелета, субстанциальной основы организма, нового шаманского тела [41].
Подобного рода ритуалы характерны для ряда индийских йогических садхан
(практик), особенно связанных с тантризмом: в ходе этой практики йогин
создает себе новое нерушимое йогическое тело (йога духа), соотносящееся со
старым как незрелый плод со зрелым, или, в терминологии Расаяны (“колесницы
ртути", то есть индийской алхимии), как незрелый вульгарный (профанический)
металл с алхимическим золотом. Практикуется созерцание скелета и в
классическом буддизме. Однако семантика этого созерцания в шаманизме и
даосизме, с одной стороны, и буддизме — с другой, различна. В первом случае
речь идет о скелете как о знаке некоей первоосновы, возвращаясь к которой
человек через приобщение ей и переживание смерти-возрождения обретает новые
силы и творит новое бытие, новое тело (ср. образ возвращения в лоно матери,
уподобления неродившемуся младенцу в "Дао дэ цзине" и его онтологическую
коннотацию: возвращение в материнское лоно Дао-Отсутствия — у и обретение
нового рождения как бессмертного и совершенного человека). Из глубины и
мрака “хаотического и смутного” лона Матери-Дао творится свет просветления
и новая жизнь. В случае же буддизма подобные созерцания направлены на
достижение убежденности во всеобщей бренности, непостоянстве и смертности,
то есть на медитативное уяснение идеи сансары (круговорота смертей-
рождений) как страдания [25, 30].
Другое важное следствие — эмоциональное и физическое потрясение от
феномена смерти — открывает сферы духовных и религиозных переживаний,
являющихся существенной частью человеческой личности. Они не зависят от
культурных и религиозных корней и воззрений человека. Опыт исследования
глубинных пластов психики показывает, что люди, достигшие этих уровней,
получают возможность проникнуть в наиболее тонкие духовные и религиозные
измерения существующего порядка вещей. Даже ярые материалисты,
позитивистски ориентированные ученые, скептики и циники, бескомпромиссные
атеисты и антирелигиозно настроенные философы-марксисты, столкнувшись с
этими уровнями, начинают интересоваться духовными вопросами [3].
Каким-то образом — пока не вполне понятно, каким именно, — такого рода
переживания представляются связанными с обстоятельствами биологического
рождения. Многие люди нередко совершенно определенно ссылаются на них как
на проживание своей собственной родовой травмы. Люди, не чувствующие этой
связи и описывающие свое столкновение с переживанием смерти и смерти-
возрождения с чисто психологической и духовной точек зрения, регулярно
демонстрируют ряд характерных физических симптомов, напоминающих процесс
биологического рождения. Их позы и движения поразительным образом
соответствуют положениям и движениям ребенка на различных стадиях родов.
Кроме того, эти люди обычно сообщают о своей идентификации с эмбрионом,
плодом в утробе и новорожденным ребенком. Помимо этого, встречаются
вариации аутентичных неонатальных чувств и поведения, а также образы
женских гениталий и груди.
Эти феномены принято называть перинатальными переживаниями. Причинная
связь между актуальным биологическим рождением и бессознательными матрицами
этих переживаний все еще остается не установленной. Перинатальные
переживания — проявление глубинного уровня бессознательного — выходят за
пределы классических фрейдовских методов. Возникновение подобных структур
психики, по-видимому, связано с т.н. "травмой рождения" (подробнее о травме
рождения в работе Отто Ранка [22]). Феномены этой категории никогда не
описывались в психоаналитической литературе и не принимались во внимание в
психоаналитической теории. Более того, классический фрейдовский анализ не
позволяет объяснить эти феномены и не может предложить понятий, пригодных
для их интерпретации.
Перинатальные переживания представляют собой очень существенное
пересечение индивидуальной и трансперсональной психологии или, если так
можно выразиться, психологии и патопсихологии, с одной стороны, и религии —
с другой. Если считать их связанными только с рождением, они могли бы
относиться к структуре индивидуальной психологии, но характерные аспекты
придают им совершенно определенный трансперсональный оттенок. Напряженность
этих переживаний превышает все обычно предполагаемые для человека пределы.
Зачастую они сопровождаются отождествлением с другими людьми или с борьбой
и страданиями человечества. Более того, их составной частью нередко
оказываются некоторые формы явно трансперсональных переживаний:
эволюционные воспоминания, элементы коллективного бессознательного и
некоторые юнгианские архетипы [4].
Каждая стадия биологического рождения имеет специфическое духовное
соответствие: для благополучного внутриутробного существования это опыт
космического единства; начало родов сопровождается чувством поглощения
вселенским водоворотом, первая клиническая стадия родов со схватками в
замкнутом утробном пространстве соотносится с переживанием “отсутствия
выхода” или ада; духовным соответствием продвижения по родовому каналу во
второй стадии клинических родов является борьба смерти-возрождения, а
метафизический эквивалент собственно рождения и событий третьей клинической
стадии родов представляет собой переживание смерти “ЭГО” и возрождения [4].
Большое теоретическое значение имеет глубинная параллель между
физиологической деятельностью в последовательных стадиях биологического
рождения и паттернами активности различных эрогенных зон, особенно зон
генитального оргазма. Это дает возможность сместить этиологический акцент в
психогенезисе эмоциональных нарушений из сексуальной сферы в перинатальные
матрицы, не отрицая при этом значимости многих принципов фрейдизма [21].
Трансперсональные переживания
Трансперсональные переживания (мистический, или "пиковый", опыт; экстаз,
транс), спонтанно посещающие некоторых вполне здоровых и трезвых людей,
свидетельствуют о том, что это врожденное свойство нашей психики, которое,
конечно, зависит и от социальных и генетических факторов личностного
развития [17].
Многие переживания такого рода известны уже несколько столетий или
тысячелетий. Рассказы о них можно найти и в священных писаниях всех великих
религий мира, и в письменных документах множества малых сект, фракций и
религиозных движений. Они играли важную роль в видениях святых, мистиков и
религиозных учителей [37]. Этнологи и антропологи обнаружили их в священных
обычаях различных народов, в состояниях экстаза и религиозных мистериях, в
практике целительства и ритуалах различных культур [32, 41]. Психиатры и
психологи наблюдали трансперсональные феномены, не называя их таким
образом, в своей повседневной практике у психотических пациентов, особенно
шизофреников [26]. Историки, антропологи, религиеведы, психиатры и
психологи-экспериментаторы знали о существовании разнообразных древних и
современных методов индуцирования трансперсональных переживаний, многие из
которых подобны описанным выше процедурам, ведущим к возникновению
перинатальных переживаний [24, 33, 36].
Вопреки распространенности этих феноменов и их очевидной значимости для
многих сфер человеческой жизни, в прошлом делалось удивительно мало
серьезных попыток включить их в теорию и практику современных психиатрии и
психологии. Позиция большинства профессионалов колеблется между несколькими
подходами к этому феномену. Некоторые лишь отдаленно знакомы с различными
трансперсональными переживаниями и склонны более или менее игнорировать их.
Для другой большой группы профессионалов, трансперсональные феномены
представляются столь странными, что они склонны считать их отклонением от
нормального психического функционирования, психотическими [3].
Наследственные переживания
В качестве примера такого переживания я приведу воспоминания одной из
пациенток С. Грофа во время ЛСД-сеанса:
"К моему удивлению, идентичность моего ЭГО неожиданно изменилась. Я была
моей матерью в возрасте 3-4 лет; это должно быть 1902г. На мне было
аляповатое платье - накрахмаленное, доходящее до щиколоток; с расширенными,
как у испуганного животного, глазами - я находилась в состоянии тоски и
одиночества. Я закрывала свой рот рукой, осознавая, что случилось нечто
ужасное: я сказала что-то плохое, меня грубо отругали, кто-то положил руку
на мой рот. Из своего укрытия мне видна была сцена с множеством
родственников - теть и дядь, сидящих на крыльце дома в одеждах, характерных
для того времени. Все были заняты разговорами, забыв обо мне. Я чувствовала
себя отверженной, пристыженной и виноватой. Я сказала матери, что у меня
был сон, касающийся ее детства, и мне важно знать, так ли было на самом
деле. Как только я начала рассказывать, она перебила меня и закончила в
полном соответствии с пережитым мною" [4].
Коллективные и расовые переживания
Подобные переживания могут относиться к любой стране, любому
историческому периоду и культурной традиции, хотя, очевидно, определенное
предпочтение оказывается культурам и странам с высоко развитыми
религиозными, философскими традициями и традициями в искусстве. Удивительно
часто встречаются переживания, относимые к Египту, Индии, Тибету, Китаю,
Японии, доколумбовой Мексике, Перу, Древней Греции. Выбор культур и их
специфических аспектов явно не зависит ни от этнической основы субъекта, ни
от страны рождения, ни даже от полученного воспитания, образования,
интересов. Поэтому англосакс может переживать полное отождествление с
различными периодами истории афро-американцев или североамериканских
индейцев, и в результате обнаруживает новое понимание и переживание расовых
проблем. Информация, получаемая благодаря таким переживаниям, обычно
совершенно точна и может быть проверена при консультации с археологическими
и антропологическими кругами. Иногда бесхитростные индивидуумы описывают
детали египетских похоронных церемоний, включая форму и значение различных
амулетов и камер в гробницах, цвет похоронных конусов, технологию
бальзамирования и мумификации и сцены последующих процедур [4].
Филогенетические (эволюционные) переживания
Некоторые люди описывают переживания себя в образе каких-то
предшественников человека на эволюционном пути. Так, например, одна женщина
во время ЛСД-сеанса почувствовала свое полное отождествление с самкой
огромных рептилий, вымерших миллионы лет назад. Она чувствовала себя сонной
и ленивой во время отдыха на песке у большого озера и блаженно грелась на
солнышке. Она открыла глаза и посмотрела на терапевта, который во время
сеанса трансформировался в самца того же вида. Ее чувство лени мгновенно
исчезло и она стала испытывать сильное сексуальное возбуждение, не имеющее
ничего общего с человеческим возбуждением, это был особый интерес рептилии
к представителю другого пола. Она была совершенно очарована ступенчатыми
фасетками на сторонах головы. Одно большое поле такого рода имело такую
форму и цвет, что излучало мощные сексуальные вибрации. Консультант-
палеонтолог предложил выдержки из зоологической литературы, указывающие на
то, что у современных рептилий определенные участки на голове играют важную
роль, вызывая сексуальное возбуждение... [3].
Переживания прошлых воплощений
Субъект сохраняет идентичность своего ЭГО, хотя переживает себя в другой
форме, другом месте и времени, другом контексте, он чувствует, что он - та
же индивидуальная сущность, что и в его настоящем существовании. У него
сохраняется острое ощущение встречи с воспоминанием, повторного переживания
того, что он уже видел и пережил [4].
Предвидение, ясновидение, яснослышание, "путешествия во времени".
Иногда испытуемые сообщают о предвидении событий, которые случатся в
будущем. Временами они становятся свидетелями сложных сцен будущих событий,
они могут слышать даже акустическое сопровождение, составляющее их часть.
Некоторые из переживаний проявляют различные степени сходства с событиями,
случающимися позднее [4].
Отождествление с другими лицами
Это отождествление полное и комплексное; оно включает в себя
представление о теле, эмоциональные реакции и отношения, психологические
характеристики, выражение лица, типичные манеры и жесты, позы, движения и
даже интонации голоса [4].
Групповое отождествление и групповое сознание
В измененных состояниях сознания можно пережить тотальность страдания
всех солдат, погибших на полях сражений, революционную горячечность всех
коммунистов мира, доброту всех матерей, любящих своих детей... В этих
переживаниях можно отождествиться с соц. классом, кастой, даже с населением
целой страны [5].
Отождествление с животными
Три вида ИСС связаны с животными: атосимволические трансформации в
животных, отождествление с животными и филогенетические воспоминания, при
этом каждое наделено своими специфическими чертами. Субъекты, встретившиеся
со всеми тремя видами переживаний легко могут отличить их одно от другого
[4].
Отождествление с растениями
Примеры таких переживаний встречаются гораздо реже, чем отождествление с
животными. Субъект может ощутить себя как вызванное к жизни семя, лист в
процессе фотосинтеза, корень, тянущийся в поисках воды и пищи. В других
случаях он может отождествить себя с росянкой, другими плотоядными
растениями, стать планктоном в океане, почувствовать опыление или клеточное
деление. Субъекты упоминают о своих свидетельствах ботанических процессов
на молекулярном уровне; они осознают биохимический синтез, лежащий в основе
производства ростовых веществ, растительных пигментов, масла, сахара,
ароматических субстанций и различных алкалоидов [4].
Единение с жизнью и со всем творением
В редких случаях субъекты в ИСС могут иметь чувство, что их сознание
расширилось, чтобы охватить всю полноту жизни на этой планете, включая все
человечество и целостность флоры и фауны от одноклеточного организма до
высокодифференцированных видов. Индивидуум может отождествиться с
филогенетической эволюцией жизни во всей ее сложности и достичь
интуитивного понимания всех лежащих в ее основе биологических законов. Он
может исследовать факторы, влияющие на возникновение новых видов или
ответственные за их исчезновение, и видеть действие сил, определяющих
"выживание наиболее приспособленных". Подобные интуиции можно пережить и
относительно взаимодействия различных форм жизни. Переживания такого рода
могут в результате привести к увеличению осознания экологических проблем,
связанных с технологическим развитием и быстрой индустриализацией [4].
Сознание неорганической материи
Субъекты неоднократно сообщали, что переживают сознание океана,
отличающееся своей безвременностью, текучестью, сочетанием неизменности и
динамических перемен. В других случаях они идентифицировали себя с тем, что
по их мнению являлось сознанием огня. Довольно общим является осознавание
сил, высвобожденных при катастрофах: разрушительные, а также созидательные
горообразующие аспекты вулканических извержений, динамическое напряжение и
перемещение при землетрясениях, сила воздушных течений во время зимних
бурь, лишь несколько бросающихся в глаза примеров. Возможно исследовать
сознание компьютера, отождествиться с реактивным самолетом, спутником и
другими техническими предметами. Многие субъекты в состояниях измененного
сознания утверждают также, что переживали сознание неопределенного
материала; наиболее часто это были алмаз, гранит, золото и сталь. Подобные
переживания могут касаться даже микромира и описывать динамическую
структуру атомов, природу задействованных электромагнитных сил, межатомных
связей или броуновское движение молекул [3].
Планетарное сознание
В этом переживании сознание субъекта, по-видимому, охватывает все
аспекты нашей планеты, включая ее геологическую субстанцию, неорганические
материалы на ее поверхности и целостность всех жизненных форм. С этой точки
зрения Земля оказывается сложным космическим организмом с различными
аспектами геологической, биологической, культурной и технологической
эволюцией на этой планете, рассматриваемых как попытку достичь более
высокого уровня интеграции и самореализации [3].
Экстpапланетаpное сознание
Здесь субъект переживает явления, связанные с небесными телами,
отличными от нашей планеты, и с астрономическими событиями, происходящими в
солнечной системе и за ее пределами. Особый вид переживаний, входящий в эту
категорию, сознание межзвездного пространства, описанного в нескольких
случаях разными лицами. Оно характеризуется чувством безграничности и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|