рефераты скачать

МЕНЮ


Молекулы мистики и трансцендентация ЭГО: утрата и обретение целостности бытия

Наша культура знает примеры только их разрушительного использования. Когда

же в середине XX века в связи с прорывом в психологии и открытием необычных

свойств галлюциногенов, наметилось создание психоделической культурной

традиции, государственная машина сделала все, чтобы эти вещества были

поставлены в один ряд с наркотиками и запрещены.

Многократно описан мистический опыт, который переживали наши

современники под воздействием псилоцибиновых грибов, мескалина и ЛСД.

Неудивительно, что попытки использовать галлюциногены [качестве наркотиков

(для "расслабухи") для многих заканчивались нервным расстройством [29]. В

рамках материалистических представлений о реальности мы практикуем лишь

"развлекательное" и, соответственно, разрушительное использование

психоактивных веществ, что исключено в ситуации с галлюциногенами - эти

снадобья глубокой древности служили инструментами целительства, прорицания,

средствами общения с чудотворной Природой. Общество оказалось не готовым к

такому повороту. Перепутанные атеисты исключили возможность даже

медицинского использования галлюциногенов, где они зарекомендовали себя как

мощные инструменты в лечении разнообразных расстройств личности [4, 29].

После запрещения ЛСД (в октябре 1966 года) все открытые программы были

свернуты. В США осталось лишь несколько строго санкционированных работ,

готовых подтвердить то, что угодно услышать хозяевам.

Психотерапия с применением "молекул мистики" - один из современных способов

обретения целостности бытия.

Изменения в сознании, происходящие после знакомства с психоделическими

переживаниями, ведут к формированию более устойчивого типа мышления,

ориентирующего людей на решение проблем личностного роста и гуманистические

ценности в целом. Вероятно, это происходит за счет разрядки негативных

психических комплексов, накапливающихся у человека с момента родовой травмы

(дородовой период развития эмбриона также влияет на особенности его будущей

психики) [3].

Первые сообщения об исследованиях в области галлюциногенов привлекли

серьезное внимание и побудили психиатров и психологов различных стран мира

провести собственные терапевтические эксперименты с ЛСД и другими

психоделиками. Многие сообщения, опубликованные в течение последующих

двадцати лет, подтвердили первоначальные предположения, что психоделики

способны ускорять психотерапевтический процесс и сокращать время,

необходимое для лечения различных эмоциональных и психосоматических

расстройств [5, 29, 34, 35, 40].

Кроме того, появились многочисленные исследования, указывающие на то,

что основанная на применении психоделиков психотерапия может оказать помощь

различным категориям психиатрических пациентов, которые считались

непригодными для психоанализа и других форм психотерапии. Многие сообщения

указывали на терапевтический успех с хроническими алкоголиками,

наркоманами, социопатами, криминальными психопатами, людьми с извращенной

сексуальностью и серьезными расстройствами личности [5, 38].

В начале 60-х годов была обнаружена новая сфера применения

психоделической терапии: работа с безнадежными раковыми больными и другими

неизлечимыми пациентами. Этот подход смог не только облегчить эмоциональные

страдания и сильные физические боли, но значительно изменить представления

о смерти и отношения к ней [13, 36].

Опыт использования ЛСД и других психоделиков в лечении эмоциональных

расстройств насчитывает теперь уже более трех десятилетий. Много времени и

усилий было посвящено исследованию их терапевтических возможностей,

опубликованы сотни профессиональных статей. Как и следовало ожидать, в этой

сложной и революционной области не обошлось без ошибок и достижений.

В течение этих тридцати лет были предложены многие техники

терапевтического использования ЛСД и других психоделиков. Некоторые из

техник не выдержали испытания временем и были оставлены. Другие подверглись

модификациям или были ассимилированы в более сложные терапевтические

процедуры.

Среди подходов, преданных забвению из-за их примитивности и

несоответствия сложному воздействию психоделиков, можно отметить попытку

рассматривать психоделики как еще одну группу фармакологических веществ и

использовать их химические свойства. Это попытки использовать ЛСД и его

аналоги в качестве антидепрессанта, агента шока, отреагирования или

вещества, активизирующего хронические и стационарно-клинические состояния,

чтобы сделать их еще более поддающимися традиционному психиатрическому

лечению [29].

Исследователи, сохранившие доверие к психоделической терапии в условиях

противоречивых сообщений начального этапа, пришли к заключению, что

психоделические вещества являются в большей или меньшей степени

неспецифическими усилителями, а терапевтический успех решающим образом

зависит от факторов нефармакологической природы (экстра- фармакологических

переменных). Наиболее важными среди них являются структура личности

пациента, личность гида, или сидящего, терапевтические отношения, природа и

мера специфической терапевтической помощи, физический и межличностный

контекст сеанса [4, 27, 38].

Сами по себе психоделические вещества могут лишь активизировать психику

и способствовать выявлению бессознательных и сверхсознательных процессов в

сознании. Будет ли этот процесс терапевтическим или деструктивным и

дезорганизующим, зависит от целого ряда иных переменных, не имеющих ничего

общего с фармакологическим воздействием химических веществ. Поскольку

факторы организации и устройства сеанса оказываются крайне важными, нельзя

ожидать волшебных результатов просто от принятия психоделиков; их следует

использовать в контексте сложной психотерапевтической программы [5].

Даже если ограничиться терапевтическим использованием психоделиков в

контексте психотерапии, нетрудно видеть, что эти две составляющие -

психотерапевтические процедуры и воздействие психоделиков - могут быть

соединены различным образом, с различной степенью эффективности. Менее

интересная возможность - использование небольших доз психоделиков для

интенсификации психотерапевтического процесса, случайные психоделические

сеансы в рамках нефармакологической терапии для преодоления защит и

сопротивлений, использование малых доз в групповой психотерапии и сочетание

гипноза и психоделиков, или гипноделическая терапия. Среди техник терапии с

использованием психоделиков наиболее интересными и наиболее

распространенными являются две: психолитическая и психоделическая терапия

[5].

Психолитическая терапия. Термин был введен английским исследователем,

пионером в области ЛСД-терапии, Рональдом А. Сэндисоном. Корень "litic" (от

греч.: elisis" - растворение) указывает на процесс освобождения от зажимов,

разрешения конфликтов в психике. Как в теории, так и в практике, метод

представляет собой модификацию и расширение фрейдовского анализа. Он

предполагает прием ряда (15 - 100) средних доз психоделиков с недельными

или двухнедельными интервалами.

Психолитическая терапия представляет собой постепенное исследование все

более глубоких уровней бессознательного. Терапевт, как правило,

присутствует в течение нескольких часов кульминационного периода сеанса,

обеспечивая поддержку и в случае необходимости давая интерпретации. Все

феномены, происходящие во время сеансов или между ними, трактуются с

использованием основных принципов фрейдовской терапии.

Психоделическая терапия. Сам термин был предложен психиатром и

исследователем ЛСД Хэмфри Осмондом и одобрен в его переписке с Олдосом

Хаксли [27]. Психоделическая терапия в нескольких важных аспектах

отличается от психолитического подхода. Ее главная цель состоит в том,

чтобы создать человеку оптимальные условия для глубокого трансформирующего

переживания трансперсональной природы. Для большинства людей это принимает

форму смерти и рождения Эго, с последующим переживанием космического

единства и других трансперсональных феноменов [3].

Среди факторов, способствующих таким переживаниям, специальная

подготовка, использование больших доз психоделиков, применение средств,

способствующих углублению человека в себя через использование повязок для

глаз, высококачественной стереофонической музыки в течение всего сеанса,

использование духовных сюжетов, искусства и красоты природы в организации

сеанса и обстановки. Разговоры допускаются только перед сеансом и после

него. Во время реального психоделического переживания разговоры не

поощряются, поскольку это мешает погружению в глубину эмоционального и

психосоматического исследования себя. Психоделический терапевт не верит в

блестящие и своевременные словесные интерпретации или иные вмешательства,

соответствующие представлениям той или иной психотерапевтической школы. Он

предлагает пациенту отпустить себя, отказаться от обычных защит и отдаться

спонтанному терапевтическому потенциалу глубинной динамики души.

Большинство психиатров и психологов, проводивших клинические

исследования с психоделиками, явно склоняются либо к психолитической, либо

к психоделической модальности. С моей точки зрения, каждый из этих подходов

в своей чистой форме имеет существенные недостатки. В психолитической

терапии это теоретическое ограничение биографическими рамками,

соответствующее фрейдовскому психоанализу, непризнание перинатальных и

трансперсональных аспектов психики, а также экстернализация процесса

посредством чрезмерного использования словесных интерпретаций.

В противоположность этому в психоделической терапии недостаточно

внимания уделяется биографическому материалу, когда он появляется в сеансе,

и слишком много ожидается от воздействия единичного трансформирующего

переживания. Использование "единичной большой дозы", характерное для

психоделической терапии, эффективно для алкоголиков, наркоманов,

депрессивных пациентов и людей, умирающих от рака: большинство

терапевтических изменений у пациентов с раз-. личными психоневрозами,

психосоматическими заболеваниями и дефектами личности требует обычно

проработки в течение ряда психоделических сеансов [5].

По-видимому, психоделики наряду с содержащейся в них опасностью обладают

также терапевтическими, творческими и религиозными возможностями. Хотя

данные хорошо контролируемых экспериментов немногочисленны, существует ряд

историй болезни, подтверждающих значительный терапевтический успех

психоделиков, принимаемых под профессиональным контролем и наблюдением.

Многие отчеты описывают драматические и устойчивые сдвиги к лучшему у

пациентов, страдающих тяжелыми и безнадежными с точки зрения других методов

терапии заболеваниями; люди, стоящие перед лицом смерти, находили большое

утешение в переживаниях, вызванных воздействием психоделиков [24, 36, 38].

Необъяснимая тревога, иногда охватывающая человека под действием

психоделического вещества, провоцирует аналитический поиск ее причины.

Рассуждая, мы связываем те или иные переживания с подходящими смысловыми

комплексами, то есть, проецируем эмоции на внешнюю ситуацию или внутренние

психологические проблемы, если не вполне уверены в себе. В такие моменты,

особенно у мнительных людей опасения за собственное душевное здоровье могут

вызвать глубокие дезорганизующие переживания - панику, способную задержать

естественное перерождение тревожных эмоций в ощущение обновленного

существования (как это происходит в профессиональном психоделическом

сеансе). Такой опыт довольно часто случается во время самодеятельных

экспериментов [5]. В психотерапевтической практике он называется

незавершенным сеансом, а в просторечии - "плохая поездка" ("bad trip")

[36].

В конце 60-х после запрещения открытых исследований, когда американская

контркультура активно пропагандировала психоделический образ жизни,

эксперименты на себе носили массовый характер. Была широко распространена

практика приема высоких доз ЛСД - 500-600 мкг. (в психотерапии средняя доза

- 200 мкг.). Конечно, среди сотен тысяч людей, безответственно

употреблявших этот препарат, случались трагические инциденты (в основном,

несчастные случаи, но иногда имели место и внешние проявления агрессии

[34].

Действие психоделиков связано с анализом собственных эмоций "Я", и, что

принципиально, с нашей способностью им противостоять. Поэтому тяжелее всего

эти переживания даются людям, живущим в неустойчивом внутреннем мире и

плохо контролирующим выражение своих чувств. Преодоление возникающего

кризиса требует от человека иной раз предельной выдержки и самообладания,

но приносит самое настоящее освобождение - начало новой жизни в ином

качестве. А.Маслоу пишет об этом так: "И вот парадокс - то, что было

болезненным, патологическим и "низменным", становится частью самого

здорового и "возвышенного" аспекта человеческой природы. Погружение в

"безумие" пугает только того, кто не до конца уверен в своей нормальности.

Образование должно помочь научиться жить в обоих мирах" [18].

Психологические кризисы в процессе употребления галлюциногенов могут

выражаться в ощущении неполноценности собственного бытия, например, когда

привычный внутренний мир человека обнаружил свою иллюзорность, но

альтернатива прежним смысловым связям не найдена. Именно образование -

единственный рецепт от понятийной путаницы, возникающей в этом процессе.

Оно дает главное - уверенность в выборе, необходимость которого часто

становится очевидной в измененном состоянии сознания. Если этой уверенности

нет, личностная позиция человека демонстрирует неустойчивость, а для

близких людей его поведение кажется странным. Это связано с процессом

восстановления границ между внешней и внутренней реальностями [18, 37].

Психологические кризисы, возникающие у некоторых людей после

экстатических переживаний (например, связанных с употреблением

галлюциногенов), следует понимать как важные этапы личностного роста,

связанные с последовательным отреагированием добиографических и

биографических моментов травмировавших переживаний, с реорганизацией ранее

неосознаваемых психических структур [5]. По мере освобождения их от

эмоциональной напряженности человек все отчетливее ощущает трансцендентное,

надличностное измерение собственного опыта, осваивает духовное отношение к

окружающей действительности. Кризисы, вызываемые психоделиками, бывают

самыми разнообразными — от острых до хронических. Со временем возможна

активизация психопатологии, в том числе психозов, у предрасположенных к

этому индивидов. Практика показывает, что негативно реагируют на

психоделики, как правило, люди, плохо подготовленные, использующие их в

неподходящей обстановке, употребляющие смесь препаратов или уже страдающие

психопатологией. У лиц, прошедших отбор, в клинических условиях такие

осложнения редки, а вызываемые психоделиками кризисы обычно преодолеваются

с помощью специально подготовленного терапевта. К настоящему времени нет

никаких доказательств того, что психоделики наносят необратимый ущерб

мозгу, даже в случаях длительного их употребления [29].

Работы в области психотерапии с психоделиками дают экспериментальное

подтверждение социальной детерминации человеческой психики, показывают, что

идя вглубь своего бессознательного, человек выходит за границы своего

"ЭГО", находит единую связь с окружающим его миром и людьми [17, 27, 40].

Глубина самосознания - это лучший рецепт от душевной боли, который когда-

либо выписывала Природа людям [37]. По накопленному опыту; можно

предположить, что растительные галлюциногены - тот самый рецепт...

Литература

1. Батай Ж. О самозванстве смерти //В сборнике "Танатография эроса". -

СПб.: 1994

2. Гроф К. Жажда целостности: наркомания и духовный кризис. М., Изд.

Трансперсон. Ин-та, 1999.

3. Гроф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансцендентация в

психотерапии. - М.: Изд. Трансперсон. Ин-та, 1993

4. Гроф С. Области бессознательного: данные исследований ЛСД. - М.: Изд.

Трансперсон. Ин-та, 1995

5. Гроф С. Путешествие в поисках себя: измерения сознания и новые

перспективы психотерапии и внутреннего сознания. - М.: Изд.

Трансперсон. Ин-та, 1996

6. Делез Ж. Логика смысла. - М., "Раритет", 1998

7. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. - СПб., "Андреев и

сыновья", 1992.

8. Капра Ф. Дао физики :Исследование параллелей между современной физикой

и мистицизмом Востока. - СПб.:ОРИС,1994.

9. Леви-Брюлль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.: 1994

10. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. - М.: 1994

11. Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М.:1980

12. Лилли Дж. В центре циклона. - М.: Изд. Трансперсон. Ин-та, 1997

13. Лири Т., Мецнер Р., Алперт Р. Практика приема психоделиков:

руководство, основанное на Тибетской книге Мертвых. - Минск, 1999

14. Маккенна Т. Истые галлюцинации: быль о необычайных приключениях автора

в дьявольском раю. - М.: Изд. Трансперсон. Ин-та, 1996

15. Маккенна Т. Пища богов: поиск первоначального древа знания. - М.: Изд.

Трансперсон. Ин-та, 1995

16. Мамардашвили М. Проблема человека в философии. - М.: "Наука", 1992

17. Маслоу А.. Дальние пределы человеческой психики. - СПб., "Евразия",

1997.

18. Маслоу А. Происхождение психологии бытия. - СПб., Евразия, 1997.

19. Моуди Р. Жизнь после смерти. (1985) INTERNET:

http://lib.ru/Psychology/Moudi/

20. Пригожин И. От существующего к возникающему М., "Наука", 1985

21. Пути за пределы ЭГО: трансперсональная перспектива. Антология. /Под

ред. Р. Уолша и Ф. Воон/. - М.: Изд. Трансперсон. Ин-та, 1998

22. Ранк О. Травма рождения. (1924) INTERNET:

http://www.psychology.ru/Library/

23. Соловьев Вл. Понятие о Боге. - СПб.:1993

24. Тарт Ч. Измененные состояния сознания. - М.: Изд. Трансперсон. Ин-та,

1997

25. Торчинов Е. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и

трансперсональные состояния. - СПб, "Петербургское востоковедение",

1997

26. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. - СПб.: "Университетская

книга", 1997

27. Хаксли О. Вещества, которые формируют умы людей. (1963) INTERNET:

http://www.high.ru/Library/

28. Хаксли О. Остров. Врата восприятия. Небеса и ад. - Киев: "София", 1995

29. Шарлаускас И., Бистрицкис Р. Психоактивные препараты в исследовании

человека. (1999)

INTERNET:http://www.incart.spb.ru/~ikv/meta/russian/texts/

30. Элиаде М. Азиатская алхимия. - Киев: "София", 1998

31. Элиаде М. Мефистофель и андрогин. - СПб.: "Алетейя", 1998

32. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. - Киев: "София", 1998

33. Энциклопедия мистицизма [Сост.:Н.Дядьков]. СПб.: "Литера": ВИАН, 1997.

34. Hofmann A. LSD - My problem child. The story of discovery and use.

//In "Psychedelic Reflections" Ed. Grinspoon L., Bakalar J.B. -N.Y,

1983

35. Krippner S. Psychedelic drugs and the creative process //Humanist.

Psychol. Inst. Rev., L.A. (1980), vol.2, pp.9-34.

36. Leary Т. The psychology of Ecstasy. - San-Francisco: Harvard

University Press, 1975

37. Maslow A. Religions, Values, and Peak Experiences. - Los-Angeles: The

Viking Press, 1970

38. Shulgin А. TIHKAL: Tryptamines I Have Known And Loved. - Berkeley, CA:

"Transform Press", 1996

39. Wasson R.G. Persephone's Quest: Entheogens and the Origins of

Religion. - New Haven, 1986

40. Watts A. The Joyous Cosmology: Adventures in the Chemistry of

Consciousness. - N.Y.: "Pantheon Books", 1962

41. Wilson J. Shamanism and trance states. //Humanist. Psychol. Inst.

Rev., L.A. (1978), vol.1, pp.15-28.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.