рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по философии

социальной среды.

С этих позиций оказалось невозможно объяснить, почему существуют

различные состояния общества, как перейти к рациональному общественному

устройству, как возможно появление реформатора, человека, который

противостоит социальной среде.

Таким образом, с позиций натуралистической социальной философии оказалось

невозможным рассмотреть динамику общественной жизни. В этой философии

рассматривались две группы факторов: люди и исторические события.

Сформулировать!!!

Альтернативный подход – это рассмотрение общества, как системы в целом, в

которой принципиальное значение имеют не только элементы и их свойства, но

и характер связи между ними и в этих связях возникают системные качества.

Только на этой основе социальная философия может стать научной, т.к. только

здесь можно вести речь о законах существования и развития общества.

В XIX веке вопрос о существовании и статусе законов общественной жизни

становятся предметом дискуссии. Возникают три альтернативных позиции:

1. Позитивизм – законы общественной жизни также строги, как законы

природы, и мы подошли к их открытию. Социология может и должна быть

такой же строгой, доказательной и предсказательной наукой, как

естествознание. Проблема позитивизма состоит в том, что доказать это

не удалось, т.к. законы природы вытекают из повторяемости однотипных

явлений, а в истории нет строгой повторяемости, каждое событие

обладает своеобразием.

2. Неокантианство – исторические события уникальны, следовательно, мы

должны оставаться на уровне их рассмотрения, как индивидуальных

действий. Метод наук о природе – генерализующий (обобщающий). Метод

наук о культуре – индивидуализирующий. Это две группы исследований

противоположны. Главный способ объяснения фактов в естествознании –

соотнесение с законом. Главный способ осмысления исторических явлений

– соотнесение с ценностями. Любое описание исторического процесса

неизбежно носит оценочный характер. Недостаток: принципиально

ограничивается возможность исторического познания. Оно оказывается

обращенным в прошлое, не имеет познавательного значения для настоящего

и будущего. Использовать знание об одном событии невозможно для

другого исторического события.

3. Это направление не имеет особого названия, развивается в немецкой

классической философии. Метод социальной теории должен отличаться от

метода естествознания, учитывая специфику объекта. Но основная задача

научного исследования совпадает: обнаружение сущности за явлениями,

теоретическая конструкция закономерностей которых проявляется через

совокупность конкретных событий. (Никакой буквальной повторяемости

событий нет и в естествознании.) Предпосылки: Л. Фейербах трактует

природу человека в основном натуралистически, но рассматривает ее не

просто как совокупность свойств, а как отношение человека к другому

человеку, «Я к ТЫ». Только в этом отношении раскрывается сущность

человека. На первое место впервые поставили не свойства, а отношения.

Кант сказал, что природа человека существует лишь потенциально.

Полностью она осуществляется не в индивиде, а в роде (человеческом),

поэтому определяется взгляд на историю, как на направленный процесс.

Философия истории Гегеля. По Гегелю в основе развития мира в целом и

общества в частности лежит деятельность мирового духа, т.е. абсолютного

духовного первоначала, которое стремится к наиболее полному

самоосуществлению. В истории обнаруживается необходимость, независящая от

субъективных целей участников исторических событий. Хотя основная масса

людей руководствуется в своих действиях стремлением осуществить только свои

интересы, в результате их действий осуществляется еще нечто более далекое,

что хотя и заключено внутренне в этом интересе, однако, не заключено в их

сознании и в их намерении. «Мировой дух столь же хитер, сколь могуществен:

он дает людям действовать, как им угодно, не стесняя игру их страстей и

интересов, а получается из этого осуществление его целей, руководивших

теми, которыми он пользуется». Вывод Гегеля: существует историческая

закономерность, которая реализуется не только через ряд отдельных событий,

но и через ряд сознательно выдвигаемых целей и мотивов поступков, не вполне

соответствующих объективному направлению движения. Великие люди – это те,

чьи частные цели совпадают с волей абсолютного духа. Периоды в истории –

это стадии, в которых абсолютный дух становится духом того или иного

народа.

Аналогичную идею в 40-х годах XIX в. выдвинул К. Маркс с одним

существенным отличием: фактором, развертыванием которого определяется ход

истории является не внешняя духовная сущность, а часть самой общественной

жизни – «производство материальных благ». В отличие от лозунгов и теорий

материальное производство имеет внутреннюю логику развития. Логика развития

производства определяет ход истории в целом.

Обоснование определяющей роли производства: это сфера, развитие которой

обеспечивает саму возможность существования общества. Концепция Маркса

называется «Материалистическое понимание истории», т.к. материальную

сторону общественной жизни (общественное бытие) он считает определяющим по

отношению к духовной деятельности (общественное сознание).

Соответственно идеалистическим пониманием истории будет любая концепция,

в которой определяющими общественную жизнь признаются духовные факторы.

Лекция 19. Общественно-экономические формации.

1. Основные сферы жизни общества.

2. Формационная концепция прогресса.

3. Субъективная сторона исторического процесса.

Если рассматривать производство как системообразующий фактор общественной

жизни, то можно выделить компоненты общества:

1. Производительные силы – это ресурсы, обеспечивающие производство. Они

включают: а) средства производства – техника и инфраструктура (дороги,

источники энергии, средства связи), б) трудовые ресурсы (специалисты), в)

технологии и способы организации производства. Общества отличаются друг от

друга в первую очередь по уровню развития производительных сил, которые

всегда принадлежат кому-то в исторически- конкретных формах.

2.Основное производственное отношение – это отношение собственности на

средства производства. Это отношение определяет другие группы

производственных отношений: а) отношение непосредственного производства

(расстановка людей в производственном процессе), б) отношение распределения

(кто и в каком объеме присваивает себе результаты производства), в)

отношение обмена, г) отношение потребления. Производственные отношения

определяются уровнем и характером развития производительных сил, т.е.

определенные производственные ресурсы предполагают определенные формы

собственности.

С точки зрения этого подхода можно объяснить: а) почему возникло личное

рабство, и почему оно должно было исчезнуть, б) почему земля оказывается в

частной, коллективной, затем снова в частной собственности, частично

становится государственной, в) почему некоторые отрасли промышленности

обычно национализируются, начиная с некоторого этапа, и чем определяется

выбор этих отраслей, г) почему и когда возникает понятие интеллектуальной

собственности, и начинают сохраняться права не владение продуктами

интеллектуального труда.

Существует обратное воздействие производственных отношений (форм

собственности в первую очередь) на производительные силы. Адекватные или

неадекватные формы собственности могут ускорить или затормозить развитие

производительных сил. Производственные отношения – это экономическая

структура общества.

3. Политические и правовые отношения, т.е. отношения в обществе по

поводу распределения власти. Характеристики: государственное устройство,

разделение властей и их полномочий, доступность власти для различных слоев

населения, господствующая идеология, соответствующее законодательство.

Политические и правовые отношения - это объективная структура общества, не

сводимая к личным качествам людей у власти. Политическая власть в любом

обществе, в конечном счете, оказывается принадлежащей тому, у кого в руках

экономическое могущество. Обратное воздействие состоит в том, что

организация и состав органов управления, уровень принимаемых законов

создает реальное условие экономической жизни общества, развития

производства.

4. Духовная сфера жизни общества, которая включает науку, религию,

философию, художественно-эстетическое творчество (все формы искусства,

литературы), мораль, систему образования и воспитания. В современном

обществе – это социальные институты, т.е. особые формы общественной

организации.

На основе понимания взаимосвязи основных сфер общественной жизни вводится

понятие общественно-экономической формации. Общественно-экономическая

формация – это исторически-конкретный тип единства производительных сил,

производственных отношений, политической и правовой организации общества.

Примечание: в концепции Маркса общественная жизнь в целом разделяется на

сферы общественного бытия (производительные силы, производственные

отношения) и общественного сознания (политические и правовые отношения,

духовная сфера общества).

Общественное бытие – реальный процесс жизни людей. Общественное сознание

– отражение общественного бытия. Производственные отношения, политические и

правовые отношения Маркс рассматривает, как базис и надстройку.

Общественно-экономические формации Маркс рассматривает, как сменяющие

друг друга этапы жизни общества.

1. Первобытнообщинная формация.

2. Рабовладельческая формация.

3. Феодальная формация.

4. Капиталистическая формация.

5. Коммунистическая формация.

Через какие этапы проходит исторический процесс, и чем он определяется?

Предыстория исследования этой проблемы:

В древней философии признавались только частные изменения общественной

жизни. В главном она считалась неизменной, и поэтому история

рассматривалась, как круговорот. Идея развития истории, как направленного и

необратимого изменения появилась в средневековой философии под влиянием

христианства. Появляется идея линейности истории.

Начиная с эпохи Просвещения, признается, что развитие общества не просто

линейно, а направлено к лучшему состоянию. Кондорсе (XVIII в.) ввел понятие

«вертикальной истории».

Формационная концепция прогресса. Механизм развития общества.

В основе развития общества лежит взаимодействие производства и

потребностей людей. Потребности определяют развитие производства, но с

другой стороны производство создает новые возможные предметы потребности,

обеспечивая количественный и качественный их рост. В рамках производства

производительные силы меняются непрерывно. Производственные отношения

относительно устойчивы. В какой-то момент их традиционная система вступает

в спор с новым уровнем производительных сил, и они изменяются в

относительно короткий исторический период. Вместе с ними также быстро

изменяются политические и правовые отношения. Происходит политическая

революция – смена политических отношений. Преобразуется и духовная сфера,

но постепенно, в соответствии с внутренней логикой развития. Тот же процесс

развития может быть рассмотрен с субъективной стороны, с точки зрения

людей, его участников. Появление потребностей при наличии общественного

отношения между ее субъектом и предметом выступает, как интерес социального

субъекта. Социальный субъект, интересы которого определены и отличны от

интересов других социальных субъектов, называется общественным

формированием. История с субъективной стороны – это деятельность

общественных формирований, стремящихся реализовать свои интересы.

Общественным формированием могут быть: нация, класс, сословие,

профессиональная группа, партия, отдельная личность.

Влияние личности на ход исторического процесса зависит от периода

исторического развития и может оказаться существенным в переломный момент

(или использую термин синергетики – в точке бифуркации). Роль личности

рассматривалась, как принципиально ограниченная историческими рамками.

«Влиятельные люди, благодаря особенностям своего ума и характера, могут

изменять индивидуальную физиологию событий и некоторые частные их

последствия, но они не могут изменять общие направления, которые

определяются другими силами». В современных трактовках понимание роли

личности и ее влияния на исторические события существенно расширились в

связи с осознанием альтернативности конкретного хода истории, особенно в

переломные моменты.

Лекция 20. Формации и цивилизации.

1. Теоретические границы формационного подхода.

2. Сущность цивилизационного подхода.

3. Технологический детерминизм.

Теоретические границы формационного подхода:

1. Формации, как этапы развития, определены только для европейской

истории. За пределами Европы аналогичные стадии в развитии общества не

обнаруживаются.

2. Соотношение элементов общественно-экономической формации и их

развитие в ходе истории не является простым переходом от одной целостности

к другой. Некоторые элементы сохраняются, а другие появляются раньше, за

пределами собственной формации.

Макс Вебер (1864-1920) критиковал формационную теорию. Задача и

необходимое условие построения социальной теории – это выявление в чистом

внутренних скрытых закономерностей общественной жизни – ее рационализация.

Для построения теоретической модели общества всегда используются лишь

некоторые характеристики социальных объектов, типичные признаки, поэтому

основные понятия социальной теории представляют собой идеальные типы,

которые лишь приближенно соответствуют реальным объектам. Следовательно,

обусловленность одного объекта общественной жизни другим носит

вероятностный характер, строго предсказывать ничего нельзя, можно только

наметить тенденции дальнейшего развития. По Веберу, в ХХ в.

господствующими изменениями социальной жизни будут рационализация и

бюрократизация (разум, а не эмоции или мораль).

Формационная концепция рационализировала историю, обращая внимание на

единую направленность ее развития и основных этапов. Альтернативой ее в ХХ

в. становится цивилизационный подход, основанный на идеях качественного

своеобразия региональных, локальных культур.

Освальд Шпенглер «Закат Европы». История человечества не является

линейной, и универсальная периодизация ее невозможна. История человечества

– это «спектакль мощных культур, имеющих каждая собственную идею,

собственную жизнь, воления, чувствования и собственную смерть».

Историческое развитие складывается из периодов поочередного выдвижения на

первый план локальных культур, реализации их потенциалов. Всего существует

восемь локальных культур: Индийская, Китайская, Вавилонская, Египетская,

Греко-Римская, Арабская, Майя, Западно-Европейская. У каждой культуры свой

особый стиль: Греко-Римская – аполлоновская, Арабская – магическая, Западно-

Европейская – фаустовская. Эти культуры не сменяют друг друга на каждой

стадии развития, а развиваются, каждая на собственной основе, независимо.

Любые заимствования носят внешний и второстепенный характер. Жизненный цикл

культуры составляет примерно 1000 лет. Он включает рождение, рост, расцвет,

упадок. Упадок – не обязательно физическая гибель культуры. Это может быть

ее остановка на достигнутом, воспроизводство стереотипов, закостенение.

А. Тойнби. История – это жизнь обществ, локализованных в пространстве и

во времени. Всего имеется 21 локальная цивилизация, живые и неживые. Живые:

Западная, Православно-Христианская, Индуистская, Дальневосточная. В основе

формирования локальных культур лежит диалог человечества и божественного

закона – логоса. Импульс к росту цивилизации – это вызов, т.е.

специфические условия или изменение ситуации. Чтобы справиться с ними,

общество должно измениться. Таким образом, цивилизация дает ответ, т.е.

вырабатывает соответствующий образ жизни, формы социальной организации,

технологии, систему ценностей. В формировании ответа выделяется

творческое меньшинство, которое становится правящей элитой. Рано или поздно

на очередной вызов элита не сможет дать ответ, с этого момента ее власть

опирается уже не на авторитет, а на силу. Происходит надлом, за которым

следует гибель.

Н.Я. Данилевский ввел понятие культурно-исторический тип, аналогичное

понятию локальной культуры. Культурно-исторический тип подобен живому

организму, он растет, дряхлеет, борется с другими культурно-историческими

типами. Культурно-исторический тип может быть обоснован на специфике

религии, духовной культуры, политической организации, экономической

организации или на сочетании этих фактов. Славянский культурно-исторический

тип специфичен по всем четырем аспектам. Концепция Данилевского связана с

традиционной для русской социальной философии XIX-XX вв. полемикой

западников и славянофилов. Западники утверждаю, что механизмы социальной

жизни в России, такие же, как в Европе. Славянофилы подчеркивают иди

исторического своеобразия России, ее самобытности, принципиально особого

пути развития и предназначения. В ХХ веке эти идеи поддерживает

евразийство.

В настоящее время социальная философия считает необходимым рассмотрение

истории и формационного и цивилизационного подходов. При попытках синтезов

этих подходов:

1. вводится обобщенное понятие цивилизации, как стадии в развитии

культуры. Цивилизация здесь противопоставлена варварству и объединяет

несколько формаций.

2. вводится понятие традиционной и техногенной цивилизации, как двух

наиболее общих типов социальной организации. Традиционные общества

(Индийское, Китайское, Египетское, Средневековое Мусульманское государство,

страны третьего мира в ХХ веке) характеризует медленный темп социальных

изменений, приоритет традиций, высокая роль общественных норм. Техногенная

цивилизация ориентирована на быстрые изменения. В ней приоритетны

инновации, ключевая роль принадлежит автономной личности. Становление

техногенной цивилизации связано с формированием классического

естествознания и техники. Эта цивилизация впервые сформировалась в Европе в

XV-XVII вв. Затем началась ее экспансия, в ходе которой поглощались и

преобразовывались бывшие традиционные общества. Сейчас в стадии

цивилизационного разлома находятся Россия и Арабский мир.

Стадии развития традиционной цивилизации почти не определяются. Стадии в

развитии техногенной цивилизации связаны с основными стадиями развития

техники:

1. Индустриальная техника.

2. Машинная техника (с изобретением парового двигателя и его

промышленного применения). Это первая промышленная революция, 30-е гг. XIX

в.

3. Стадия автоматической техники, вторая промышленная революция, 50-е гг.

ХХ в.

В этих этапах человек передает технике функции: функцию

непосредственного воздействия на объект, функцию источника энергии, функцию

организации и контроля.

Технологический детерминизм – философское направление II половины ХХ

века. Выделяет в истории в соответствии с этапами развития техники стадии:

доиндустриального, индустриального, постиндустриального общества. Его

представители: А. Турен, Дж. Гэлбрей, Д. Белл, О. Тоффлер.

Вместе с изменением технической организации изменяется господствующая

сфера производства: сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг, и

изменяется социальный слой: землевладельцы, бизнесмены, профессионалы для

доиндустриального, индустриального, постиндустриального общества

соответственно. Технократия – власть тех, кто связан с техникой.

Постиндустриальное общество характеризуется, как информационное, т.е.

общество, где в основе всякой технологии лежат информационные процессы.

Лекция 21. Философские подходы к определению сущности человека.

1. Принципы анализа человеческой сущности.

2. Сущность и существование.

Сущность – внутреннее содержание объекта, выражающееся в единстве всех

форм его бытия. Сущность отличают от явления, как внешнего, наблюдаемого и

от специфики, т.е. особенностей, отличающих объект от других. Такие

особенности могут быть заметными, но не очень важными. Специфика человека

изучается в антропологии, в т.ч. в нефилософской. Например, в исторической

антропологии и в археологии основой определения человека считается

«гоменидная триада»: прямохождение, объем мозга и перпендикулярное

положение большого пальца.

Философское исследование человека началось с вопроса о специфике. Платон:

«Человек – это двуногое существо без перьев». Человек – единственное

животное, способное к функциональной игре во взрослом возрасте (определение

современной специфики). Философия стремится дать более глубокое определение

человека с точки зрения сущности.

Основные подходы к определению сущности:

1. Теоцентризм. Сущность человека определяется тем, что он создан Богом.

Т.е. его нельзя определить самого по себе, независимо от Бога. Только

исходя из идей творения, можно оценить содержание и цель человеческой

жизни. Этот подход был очень популярен в русской философии кон. XIX – нач.

ХХ вв. Это В.С. Соловьев, Н. Бердяев, Л.Н. Толстой. Бердяев: «Сущность

человека определяет его подобие Богу-творцу». Т.е. сущность человека в том,

что он – творец. Все остальные существа «живут по своей мерке».

2. Натуроцентризм. Человек – это природное живое существо. Биологический

уровень существования человека играет определяющую роль по отношению к его

индивидуальности, к формам его общественного поведения и ко многим

социальным процессам.

Несомненно, биологически определены:

1. видовые свойства, физиологические характеристика человека –

продолжительность жизни, соотношения отдельных ее периодов, витальные (вита

- жизнь) потребности.

2. анатомо-физиологические особенности индивида – это раса, тип

нервной системы, группа крови и т.п.

3. особенно выделяются специфические задатки для определения видов

действия.

Натуроцентризм сформировался в античной философии (Демокрит),

поддерживался позитивизмом, прагматизмом. В философии ХХ в. в его рамках

появляется идея принципиального несовершенства биологической природы

организма. А. Герен утверждает, что человек плохо приспособлен к среде

своего обитания. Его основное состояние в современном мире –

перегруженность: физическая, информационная, интеллектуальная. Культура –

это совокупность механизмов, компенсирующих биологическую недостаточность

человека. Техника, средства массовой информации и государство компенсируют

эти перегруженности.

3. Социоцентризм. Главное в человеке то, что он – часть человеческого

общества. Только в нем он может существовать, как человек. Все человеческие

качества формируются в социально-культурной среде. У истоков социоцентризма

- Аристотель с определением человека, как государственного животного.

Сущность человека – совокупность всех общественных отношений. В ХХ в. в

рамках этого подхода разрабатывается понятие «социальный тип личности» -

это совокупность качеств, наиболее характерных для определения

человеческого сообщества и обусловленных особенностями истории и

деятельности данного сообщества.

Для каждого их этих подходов существуют рационалистический и

иррационалистический варианты. Рационализм связывает сущность человека с

разумом, иррационализм – с другими феноменами его психики.

Во всех этих подходах сущность человека связывается с чем-то внешним по

отношению к нему. Признается, что есть более высокая и значимая реальность,

чем сам человек.

4. Антропоцентризм. Сущность человека не в чем-то ином, внешнем по

отношению к нему, а в нем самом, в его самопознании. Формирование человека

– это всегда самосозидание в активной деятельности. Любые внешние

воздействия не могут полностью определить человека. У истоков – Сократ,

Кант.

Кант рассматривает человеческое бытие, как уникальное и как объект

особого философского рассуждения. «Все, что угодно и для чего угодно может

быть употреблено всего лишь как средство. Только человек, а с ним и каждое

разумное существо есть цель сама по себе». Всем разумным существам присуща

добрая воля, т.е. готовность действовать на основе нравственных принципов.

На основе доброй воли люди устанавливают императивы, т.е. предписания

поступать определенным образом. Большинство императивов – гипотетические,

их выполнение зависит от ситуаций. Категорический императив только один –

«поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать всеобщим нравственным

законом».

Вывод: добрая воля автономна.

Одной из форм развития антропоцентризма является переход от рассмотрения

человека с точки зрения сущности к рассмотрению его с точки зрения

существования.

Существование – это бытие объекта во всей совокупности его индивидуальных

характеристик и процессов, с ним происходящих.

Философское направление, которое рассматривает человека с точки зрения

существования, называется экзистенциализм. М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г.

Марсель, Ж.П. Сартр, А. Камю.

Общие идеи: различаются подлинное и неподлинное бытие человека. Подлинное

бытие – это состоявшаяся жизнь человека, в которой была развита и проявлена

его индивидуальность. Неподлинное бытие – жизнь, прожитая по стандартам в

соответствии с общепринятым, без совершения вывода. Подлинное бытие не дано

изначально, человек должен найти путь к нему. Состояние, которое выводит

человека к поиску подлинного бытия – пограничная ситуация, страх утраты

своего Я.

Больше всего мешает достичь подлинного бытия, то, что Хайдеггер называет

«давление ман» – глухое неприятие всего необычного, отрицательная реакция

на любые нетипичные оценки и поступки.

Лекция 22. Личность и общество.

1. Понятие и структура личности.

2. Формирование личности.

3. Ценностные ориентации личности и проблема свободы.

Понятие «человек» в философской антропологии употребляется в трех

основных смыслах:

1. В собирательном смысле – человеческий род в целом.

2. Как обозначения отдельного представителя рода, носителя

общечеловеческих черт – индивид.

3. Как обозначение данного конкретного человека, обладающего не только

общими, но и особенными чертами – индивидуальность и личность.

Индивидуальность – совокупность качеств, сочетание которых определяет

своеобразие, неповторимость данного индивида отличает его от других.

Личность – целостная система социально-значимых качеств индивида,

характеризующих его как субъекта деятельности и общения.

Соотношение этих понятий: это две группы качеств, которые частично

совпадают. Личность выступает как основа ряда индивидуальных особенностей.

Структура личности: существует два уровня, сознательное и

бессознательное, через которые проходит деление личности на три основные

сферы:

1. когнитивная – имеющиеся у человека знания и познавательные навыки.

2. эмоционально-волевая – сила воли или безволие; общий уровень

эмоциональной реактивности, преобладающие эмоции, т.е. характер.

3. ценностно-ориентационная – это нормы, правила жизни, которые человек

для себя принимает, моральные принципы, идеалы.

Как формируется индивидуальность и личность?

Индивидуальностью человек обладает уже от рождения, личностью он

становится постепенно, в результате социального развития.

Факторы формирования личности – это макросреда, микросреда,

наследственность, самосознание.

В формировании личности типичны два переломных момента: 1. Кризис

автономности (~ в 3 года) – человек сознает свою отделенность от внешнего

мира, грань между Я и НЕ-Я. 2. Кризис эмансипации – человек осознает не

только физическую, но и психологическую свою автономность, его жизнь

начинает определяться его собственными решениями (12-14 и 18-20 лет).

Признаки сформированной личности:

1. Восприятие окружающих людей в единстве личных и социальных качеств.

2. Восприятие событий в категориях собственных действий и способность к

объективной оценке их результатов.

3. Свобода по отношению к своей биографии.

4. Установившаяся система ценностных ориентаций. Ее уровни:

1. Уровень целей и мотивов деятельности. Конкретные поступки

соотносятся с его общими жизненными задачами.

2. Направленность личности, обращение ее к одной из двух групп

основных ценностных ориентаций: а) социально-престижные цели деятельности и

предметные ценности (власть, слава, престиж, место в государственной

иерархии, деньги, бытовой комфорт, правовая защищенность своего достояния),

б) ценности, направленные на себя и личную независимость, на

взаимоотношения с ближайшим окружением (свобода высказываний и поступков,

развитие умственных и физических способностей, здоровье, дружба, любовь…)

Выбор жизненной ориентации – процесс, процесс, состоящий из частных

решений и занимающий определенный период в человеческой жизни. Два ряда

ценностных предпочтений дают два сценария развития жизни.

в) уровень определения смысла жизни. Проблема смысла жизни – одна из

центральных в философской антропологии и существует три основных традиции

ее решения:

1. Жизнь не имеет общего смысла, просто она дана, и человек проживает ее,

как получится.

2. Смысл жизни – в служении чему-то высшему по отношению к человеку.

3. Смысл жизни – в ней самой, в наиболее полном и правильном ее

проживании.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.