рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по философии

1. Предметный аспект – собственно отражение объекта, знание о нем самом.

2. Операциональный аспект – знание о тех процедурах, посредством которых

объект изучался.

3. Оценочный аспект – знание о возможном использовании объекта, отношение

человека к данному объекту.

Представление об объекте всегда состоит из этих трех аспектов. От

воздействия окружающего мира зависит лишь первый аспект. Второй и третий

аспекты определяются познающей стороной.

Современный взгляд на познание – это рассмотрение его как деятельности.

Деятельностная трактовка познания предполагает выделение в его составе трех

основополагающих компонентов: объект, предмет, субъект. Объект – это то, на

что направлена деятельность. Предмет – часть объекта, непосредственно

вступающая во взаимодействие. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность,

ее носитель. Субъектом может быть человек или социальная группа.

Современная гносеология считает одним из главных направлений исследование

субъекта познания. Субъект познания характеризуют:

1. Уровень исходных знаний.

2. Навыки и приемы познания.

3. Представление о возможных результатах познавательного акта и способах

их оценки.

4. Цели познания и представления о назначении знания.

Две последние характеристики являются когнитивными ориентациями.

Поскольку когнитивные ориентации формируются в обществе, в культуре

определенного тира и изменяются исторически, существует культурно-

историческая нагруженность субъекта познания.

Постановка проблемы культурно-исторических оснований процессов познания в

философской традиции первоначально была осуществлена в гипотезе о

существовании предпосылочного знания индивида, которое первоначально

рассматривалось как врожденное. В гносеологии Платона предположение о

природном знании базируется на онтологии. Главная идея онтологии: кроме

мира вещей существует мир чистых идей – эйдосов – и душа человека до

рождения странствует в этом мире. Познание это припоминание эйдосов под

воздействием вещей. Различные познавательные способности людей объясняются

различным опытом их душ в мире эйдосов.

Декарт высказал предположение, что наши идеи делятся на три класса:

1.полученные из опыта, 2. полученные из идей первого типа в процессе

интеллектуальной обработки, 3. Не полученные из опыта ни в какой мере, а

наоборот являющиеся основаниями всякого опыта, врожденные идеи.

И. Кант. (1724-1804 гг.)

«Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика

способности суждения»

Кант исследует три основные познавательные способности человека:

1. Чувственный опыт.

2. Рассудок – способность составлять суждение, житейское мышление,

здравый смысл.

3. Разум – логически организованное сложное мышление.

Основное противоречие познания: в познании существует всеобщность и

необходимость, т.е. основу наших зрений составляют законы науки, которые

выполняются всегда, когда имеют место соответствующие взаимодействия.

Но всеобщность и необходимость не могут происходить из опыта, т.к. в

опыте мы всегда имеем дело с единичными и конкретными вещами.

Следовательно, существуют доопытные или априорные основания познания, от

которых происходит всеобщность и необходимость. Познание является синтезом

этих априорных оснований и чувственного опыта. На уровне чувственного

понимания априорными основаниями являются представления о пространстве и

времени. На уровне рассудка априорными основаниями являются категории и

аксиомы их связи. На уровне рассудка априорными основаниями являются идеи

целостности души, космоса и Бога.

Лекция 14. Предпосылки познания и его достоверность.

1. Современная трактовка предпосылок познания.

2. Проблема познаваемости мира.

Предпосылки познания – это подготовленность субъекта к познавательной

деятельности. Субъективные факторы, участвующие в формировании

гносеологического образа.

Первоначально в гносеологии предполагалось, что предпосылки познания –

это некоторые особые врожденные знания (у Платона, Декарта). Современная

гносеология признает, что предпосылки познания – это в первую очередь

выработанные обществом стереотипы, которые усваиваются индивидом в процессе

социально-культурной адаптации.

Содержание предпосылок познания в основном раскрыто Кантом. Он указывал

на представление о пространстве и времени и на базовые, фундаментальные

понятия – категории.

Формы существования предпосылок познания начинаются с работ З. Фрейда

(австрийский врач-психолог, 1856-1939 гг.) Он ввел представление о том, что

в любой человеческой деятельности присутствует бессознательное.

Бессознательное – это более глубокий, чем сознание, слой психики, человеку

не вполне подконтрольный. (ОНО). Оно включает в себя наследуемые

инстинктивные стремления (к жизни, к агрессии) и впечатления, в т.ч.

детские, не попавшие в сознание или из него вытесненные. Таким образом,

знание делится на явное и неявное. Неявное знание участвует в деятельности

человека и в процессах принятия решения.

Макс Полони: предпосылки познания очень часто существуют именно на уровне

неявного знания, как не вполне осознаваемые ориентации.

Карл Юнг (последователь Фрейда) расширил понятие неявного знания, введя

понятие коллективного бессознательного – это общие стереотипы всего

человеческого рода, заложенные биологически в самой структуре мозга.

Единичная идея коллективного бессознательного называется архетип. Например,

архетип двоичности: в мире существуют противоположные начала, и мы привыкли

рассматривать все через противоположные определения (эта двоичность

определяется двуполушарностью нашего мозга).

Механизм передачи неявного знания попыталась раскрыть «философия

лингвистического анализа», ее основоположник Витгенштейн (1889-1951 гг.)

Резервуар неявного знания – естественный язык. Система терминов и

грамматические конструкции языка организуют и направляют познавательную

деятельность, задают человеку определенное восприятие мира. «Границы моего

языка – это границы моего мира». «Особенности национального языка могут

определять особенности восприятия мира, специфику национального характера».

В познании встречаются две стороны: познаваемая и познающая. И процесс

познания больше зависит от последней. Следовательно, гносеологический образ

объекта определяется субъектом познания.

Проблема влияния предпосылочного знания на результат познания определяет

новую постановку проблемы познаваемости мира:

- возможно ли достижение истинного и достоверного знания об объекте?

- возможно ли достижение такого знания о мире в целом?

- существуют ли проблемы, принципиально не разрешимые для человечества?

В философской традиции определяются три основных позиции:

1. Гносеологический оптимизм – наши познавательные способности в целом

обеспечивают достижение истинного и достоверного решения, в конечном

счете, любой конкретной проблемы.

2. Скептицизм – возможность достижения истинного и достоверного знания

сомнительна. У нас нет достаточных аргументов ни для подтверждения, на

для опровержения.

3. Агностицизм – отрицает возможность истинного и достоверного знания и

признает существование неразрешимых проблем.

Обоснование агностицизма и скептицизма в философской традиции.

Софисты считали, что о каждой вещи высказываются разные суждения, и все

они, даже противоположные, чем-то обусловлены. Следовательно, никто не

обладает знанием, а каждый только высказывает свое мнение.

Д. Беркли (англ. философ XVIII в.) «Три разговора Гилоса с Филонусом».

Наш образ любой вещи – это результат работы органов наших чувств. Свойства

вещей даны нам в восприятии, и их определение зависит от характера нашего

восприятия. Свойства вещей – это всегда наши оценки, наши восприятия. Если

ощущения существенно отличаются от того, какие вещи на самом деле, узнать

это невозможно, т.к. другого способа восприятия вещей у нас нет. Мы просто

верим, что чувства дают нам достоверную информацию о реальности. Доказать

логически, что реальность такова, и что она вообще существует за нашими

ощущениями, мы не можем.

Не может быть достоверным наше знание о причинно-следственных связях,

т.к. в опыте мы обнаруживаем только временную последовательность событий.

Кант придал проблеме вид логического парадокса. Мы всегда изучаем «вещь –

для нас», т.е. объект, каким он бывает во взаимодействии с нами в нашем

познавательном опыте. «Вещь – в себе», т.е. объект вне нашего опыта, нам

недоступен. Если «вещь – для нас» и «вещь – в себе» существенно отличаются,

то мы об этом никогда не узнаем, т.к. задача познать объект таким, каким он

бывает, когда мы его не познаем – эта задача внутренне противоречива. «Вещь

– в себе» трансцендентна, т.е. недоступна для познания, лежит за его

пределами. Когда мы приближаемся к границам познаваемого мира, возникают

логические противоречия – антиномии.

Лекция 15. Средства и результаты познавательной деятельности.

1. Стороны познавательной деятельности.

2. Истина в познании.

Познание человека протекает в двух основных формах, которые мы

рассматриваем, как стороны познавательной деятельности: и чувственное

познание рациональное познание.

Чувственное познание – непосредственное получение информации через органы

чувств и деятельность нервной системы. Сохранение и обработка знаний в

реальности в виде наглядных образов.

Рациональное познание – абстрактно-логическое мышление; осмысление

реальности обобщенными символическими знаковыми средствами.

Особенности человеческой познавательной деятельности связаны в основном

со способностью к рациональному познанию. Чувственное познание примерно

одинаково у людей и высших животных. Основные операции познавательной

деятельности (различение, объединение данных, сопоставление) одинаковы для

чувственного и рационального познания.

Основные формы чувственного познания – это ощущение, восприятие,

представление. Ощущение – чувственное отражение отдельных сторон объекта.

Восприятие – целостный образ объекта. Представление – сохранение целостного

образа вне контакта с объектом и возможность его произвести.

Основные формы рационального познания – это понятие, суждение,

умозаключение. Понятие – мысль об объекте, воспроизводящая в абстрактной

форме некоторый предмет, явления, свойства, отношения. Суждение – мысль,

устанавливающая связь понятий, может быть истинной или ложной.

Умозаключение – это связь суждений, в которой из одних суждений выводятся

другие – новые.

Одним из наиболее традиционных вопросов гносеологии был вопрос о

возможностях и сравнительной достоверности чувственного и рационального

познания. Этим занимались два направления.

Сенсуализм считал более важным и достоверным чувственное познание, т.к.

именно оно непосредственно связано с реальностью, с опытом. Любое знание, в

конечном счете, выведено из опыта и должно быть к некоторым проверяемым на

опыте утверждениям. Иначе оно не имеет смысла. Сенсуалисты: Эпикур,

Гальвеций, Гоббс, Локк, Фейербах.

Рационализм полагает, что рациональное познание - это не только

обобщение чувственного опыта. Но имеет и другие основания. Только

рациональное познание и разум дают достоверные результаты. Рационалисты:

элеаты, Декарт, Лейбниц, Гегель.

В настоящее время ясно, что эти стороны познания неразделимы. Не только

разум не может развиваться без чувственного опыта, но и чувственный опыт

изначально уже организован разумом. Гегель: «Людям кажется, что они говорят

только то, что видят, но это неверно: они бессознательно преобразуют

увиденное с помощью понятий».

Проблема истины.

Аристотель дал классическое определение истины, как соответствия знания

действительности.

Рассматривая философскую теорию истины, мы ставим два вопроса. Какие

свойства знания определяют его истинность? Как отличить истину ото лжи или

заблуждения? (В русской философии понятия «ложь» и «заблуждение»

разграничил В. Соловьев. Заблуждение – когда человек ошибается не

специально, не зная истины. Ложь – зная истину, специально отступить от

нее).

По Аристотелю, утверждение или знание истинно, если оно фиксирует

действительно происшедшее событие или действительно существующие отношения.

Но определение Аристотеля находит в философской традиции разные

истолкования:

1. По-разному объясняется, что означает «соответствие». Истина – это

характеристика только наших знаний, мыслей, а не предметов. Предметы

материальны, мысли идеальны, следовательно, соответствие между ними

должно быть совпадением объектов с принципиально разными способами

существования.

2. По-разному раскрывается понятие «действительность», исходя из разных

представлений о том, какая часть реальности обладает настоящим,

подлинным существованием. Для материализма действительность – это

объективная реальность, существующая не зависимо от человеческого

сознания и отражающаяся в нем. Поэтому истина объективна, она

определяется предметами объективного мира, а не мнениями людей. Истина

не может быть различной. Для идеализма действительность – это

духовная реальность. Истина и заблуждение разграничиваются в сфере

сознания. С точки зрения объективного идеализма, действительность –

это абстрактная духовная сущность, предшествующая существованию вещей.

Например, у Платона истинно то, что соответствует эйдосам, а не вещам.

Религиозные идеалистические направления признают действительным в

полном смысле только Бога, поэтому истинно то, что соответствует его

замыслам и воле. С точки зрения субъективного идеализма, несомненно,

действителен лишь мир ощущений, восприятий. Беркли: «Быть – значит

быть воспринимаемым; то, что за его пределами - гипотетично». Поэтому

истинно только то, что соответствует нашему восприятию, согласуется с

опытом.

Существует два направления этой базовой темы:

- Неопозитивизм (30-е гг. ХХ в.) – по-настоящему истинны только

«протокольные предложения, фиксирующие «атомарные факты».

- Истинно то, что соответствует прежним знаниям и прежним данным,

согласуется с общим представлением о реальности.

Иррационалистические направления трактуют внутренний мир человека, как

поток эмоций, переживаний, волевых импульсов, поэтому истинно то, что

вписывается в этот мир, позволяет его выразить и гармонизировать.

Следовательно, нет истины для всех. Истина по-своему переживается и

осмысливается разными людьми, она субъективна.

От определения истины зависит и решение вопроса о критериях истинности. В

самом общем виде критерием истины является практика. Практика – это

материальная преобразующая целенаправленная деятельность. Сущность критерия

практики: на основе имеющихся у нас представлений, мы воздействуем на

объект. Если результат воздействия, совпадает с ожидаемым, значит, наше

представление было истинным. В науке форма существования практики – это

опыт. Но в конкретном применении критерий практики ограничен существующим

исторически уровнем развития практики, абстрактным характером некоторых

теоретических областей. Поэтому различные философские направления

предлагают и обосновывают еще ряд дополнительных критериев истины.

Логические критерии истины: соответствие законам логики, внутренняя

непротиворечивость, целостность и системность теории, соответствие общим

принципам и законам науки. Всю эту группу обосновывает философское

направление – теория когеренций.

Ценностные критерии истины:

1. Истина – это то, с чем все согласны, или согласно большинство, то,

что объединяет людей. (Теория общезначимости).

2. Истина – это то, что принято в результате договоренности, как удобная

система описания. (Конвенционализм).

3. Истина – это то, что помогает человеку, приводит к практическому

успеху. (Прагматизм).

4. Истина – это то, что важнее всего для человека, его жизненные

ценности. (Экзистенциализм).

Эти критерии истины могут характеризовать не только истину, но и

заблуждение.

Лекция 16. Виды познавательной деятельности.

1. Многовариантность познания.

2. Наука, как вид познания.

На первых этапах своего развития гносеология рассматривала познавательную

деятельность, как единую, происходящую по общей схеме.

Реально человеческие познания представляют собой совокупность различных

способов познавательной деятельности, которые реализуются относительно

независимо друг от друга. Отсюда вытекает определение современной

гносеологии, как феноменологии, т.е. учения о различных проявлениях

познания.

Основные виды познания:

Обыденное познание – это житейское, практическое, приобретаемое в

повседневной деятельности – жизненный опыт. Его выражением является

«здравый смысл». Жизненный опыт делает человека представителем определенной

культуры. Его логические особенности: конкретный характер (низкий уровень

абстракции), несистематизированность, ориентация на внешнюю сторону

реальности.

Специализированное предметно-практическое познание – совокупность

сведений, навыков, умений, относящихся к определенному виду практической

деятельности. Его логические особенности: рецептурный характер (рецепт

здесь - это сценарий действия, а не объяснение и истолкование), большая

доля неявного знания.

Неспециализированное концептуальное знание – это теоретические системы

объяснения реальности на основе некоторой совокупности исходных постулатов.

Некоторые формы этого знания: мифология, религия, художественное познание,

частично философия. Например, религия дает общую картину устройства мира и

разрабатывает объяснение отдельных явлений. Исходный постулат религии:

разделение мира на естественный и сверхъестественный, причем первый

является некоторым отражением второго. Его логические особенности:

следование традиции, допущение чудес, как нарушения установленных

закономерностей, приверженность авторитетам, вера, т.е. нелогическое

принятие некоторых утверждений. Художественное познание (литература)

отражает реальность, выявляет закономерности и сущность происходящих

событий, общие принципы и варианты поведения людей, тенденции развития.

Логические особенности художественного познания: наглядность, представление

типичного через единичное, использование эмоционально-выразительных

средств, выявленность авторской позиции. Современная мифология существует в

следующих формах: приметы и поверья (превращенный магические ритуалы), так

называемые мифы массовой культуры, политические и околонаучные мифы.

Научное познание. Наука – это сфера человеческой деятельности, философией

которой является выработка и теоретическая систематизация объективных

знаний о мире. От других форм концептуального знания науку отличает

специализированный профессиональный характер. Логические особенности науки

рассматриваются в современной философии как критерии научности.

Эта проблема обозначается также как проблема демакрации науки и научного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.