Лекции по философии
отчуждения является природа. Развитие природы – это реализация отношений,
заложенных в абсолютной идее. Но имеется некоторая граница – предел степени
сложности: не все связи воплощаются в природу. Второй результат отчуждения
– это человеческое общество. Абсолютная идея реализуется сначала в его
истории, а затем на уровне мышления.
Гегель открывает общие закономерности развития: изменение, происходящее с
объектами может носить как качественный, так и количественный характер.
Количественное – это изменение, высших параметров объекта, качественное –
изменение его сущности. Развитие – это качественное изменение, но
происходит оно всегда на основе количественных изменений. Когда
количественное изменение превышает некий предел – меру, происходит
качественный скачок. В основе развития объекта всегда лежит некое
внутреннее противоречие, в этом объекте заключенное. В процессе развития
объекта каждая последующая ступень отрицает предыдущую.
Отрицание является важным элементом развития. Каждая ступень в развитии
будет отрицанием предыдущего состояния и будет в свою очередь отрицаться
последующим состоянием, так что развитие в целом можно называть отрицанием
отрицания.
Учение об общих законах развития Гегель назвал диалектикой (диалог
противоречащих начал).
Идея развития послужила основой для формирования исторического подхода к
реальности в естествознании XIX века. Возникают науки: космогония, теория
геологических процессов, эволюционная биология. Но до определенного момента
накопление новых знаний еще не меняет научную картину мира (НКМ). НКМ –
совокупность фундаментальных постулатов и представлений об устройстве мира,
лежащих в основе конкретных научных исследований.
Нижний слой – фундамент – изменялся всего два раза.
Картина мира, созданная классической наукой, базировалась на трех
основных постулатах:
1. В мире все состоит из атомов, твердых неделимых частиц.
2. В природе все происходит с необходимостью. Действуют жесткие причинно-
следственные связи.
3. Всем природным объектам присущи фундаментальные механические свойства:
масса, плотность и протяженность.
Особенностью картины мира механистической науки была убежденность в
близости познания природы к свершению.
Период изменения картины мира (научная революция) начинается на рубеже ХХ
века.
1. На основе обнаруженного явления радиоактивности (1894 г.) и других
опытных данных был сделан вывод о делимости атома, сложности его
строения. Было поставлено под сомнение существование элементарных
неделимых частиц.
2. Максвеллом было математически смоделировано электромагнитное поле,
которое впоследствии рассматривалось как особая физическая
реальность. Возникло предположение о существовании других полей, и
поэтому вещество с его механическими свойствами перестало быть
единственным и главным видом реальности.
3. Созданная Эйнштейном в 1907 г. Специальная Теория Относительности
показала в частности относительность основных механических свойств.
4. Исследования молекулярных процессов выявили нежесткий, статистический
характер природных закономерностей.
Вывод: все основные постулаты классической картины мира оказались
опровергнутыми. Э.Мах: «Материя исчезла!»
В результате возникает сомнение в правомерности использования понятий
«субстанция» и «материя». Была предпринята попытка рассмотреть в качестве
новой базовой категории понятие «энергия». Это направление – энергетизм -
успеха не имело. Возникло сомнение в способности науки построить
правильную и достоверную картину мира вообще.
Конвенционализм – это взгляд на науку, как на некоторую совокупность
договоренностей ученых конвенций, действующих в течение определенного
периода.
Кризис в физике был преодолен с построением новой – квантово-
релятивистской - картины мира и с обнаружением ее связи с классической
картиной мира.
Но в ходе кризиса существенно изменились представления о роли философии
в формировании картины мира и о предмете онтологии.
Пути развития онтологии в ХХ веке:
1. Антионотологизм – направление, считающее, что философия не должна
подменять и дополнять науку в выработке общей теории устройства
природы. Философия должна обосновать объективность познания и его
достоверность. Следовательно, онтология, как раздел философии, имеет
чисто историческое значение. Философия в ХХ веке – это гносеология.
2. Философия должна отказаться от наукоцентристских понятий материи и
субстанции и вернуться к изначальным категориям онтологии: космос,
бытие. (Русский космизм, экзистенциализм).
3. Философия должна сохранить учение о материи и субстанции, но не
связывать его с конкретными физическими характеристиками. В рамках
этого направления материя – это философская категория для обозначения
объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, т.е. в этом
направлении материей признается все, что существует реально, не
зависимо от нас, и как-то обнаруживается в опыте.
Лекция 11. Направления развития современной онтологии.
1. Русский космизм (космическая философия) – направление, основанное на
идее возвращения к исходным категориям онтологии: космос, бытие.
Сложилось в I половине ХХ века. Его представители: Вернадский,
Циолковский, Федоров, Сухово-Кобылин, Умов. Главные идеи: учение об
эволюции биосферы и переходе ее в ноосферу, в которой разум становится
геологическим фактором, меняющим оболочку Земли (человек меняет
рельеф, водные пути, создает химические вещества). Учение об активной
эволюции – это учение о создании нового сознательного этапа в развитии
природы, эволюции, управляемой человеком. Человек преобразовывает
Землю, затем он преобразует космос, превращая все в некоторую среду,
которая человеку потребна. Понятие «космос» в этом направлении
переосмысливается. В античности космос рассматривается как
одухотворенная гармоничная целостность. С точки зрения космизма космос
должен стать таким в результате деятельности человека – это высшая
цель эволюции. Также переосмысливается понятие «бытие».
Экзистенциальная трактовка бытия такова: бытие рассматривается не
просто как существование или все существующее, оно понимается как
целостность и глобальность мироздания, открывающееся за совокупностью
явлений. Представитель русской философии С.Л.Франк: «Восхищение
красотой природы, смерть близкого человека, великая катастрофа,
подлинная любовь дают человеку чувство прикосновения к непостижимому,
отличающемуся от логически понятного. Человек в таких случаях
воспринимает мир как реальность, не сводимую к предметному плану и
рациональному пониманию. Это и есть философское постижение бытия». Для
человека бытие – это не просто физическое существование. Он ищет
возможность «сбыться», т.е. самореализоваться, воплотить то, что в нем
заложено. Бытие человека – это волевой акт, необходимо различать
существование и бытие. Высказывания о жизни человека: «Взгляд в лицо
небытия» (Хайдеггер), «Танец на краю пропасти» (Ницше). Задача
философии – найти путь человека к подлинному бытию.
2. Традиционное направление, которое сохраняет понятия материя и
субстанция. Здесь разрабатываются две проблемы. 1.Классификация
материальных объектов, исследование многообразия реальностей и форм
существования. 2. Проблема пространства и времени. В классической
картине мира и в традиционной онтологии пространство и время
рассматривались как внешнее условие существования материи, не
зависящие от объектов. В концепции, связанной с СТО, пространство и
время рассматриваются, как формы связи материальных объектов и их
движения. В онтологии в связи с этим рассматривается зависимость
пространственно-временных отношений от природы связанных ими
материальных объектов и вводится понятие биологического,
психологического и социального пространства и времени. Главной
характеристикой биологического времени является биоритм человека
(25,5 часов). Психологическое пространство – существуют зоны
пространства, у человека она равна 45 см., и вторжение в нее
негативно. Психологическое время – это не час или год, а событие. Это
время течет быстро или медленно. Следовательно, у каждого человека
существует свой биологический возраст – важная характеристика
личности. Социальное пространство измеряется доступностью для
коммуникации. Поэтому в ходе истории социальное пространство
расширялось, а сейчас оно очень быстро сужается.
3. Антионотологизм – направление, которое считает онтологию разделом,
представляющим исторический интерес. Выдвигается не первый план другой
раздел философского знания – гносеология.
Раздел Гносеология.
Гносеология в структуре философского знания.
Гносеология – это раздел философии, в котором исследуются предпосылки,
процесс и результаты познания, возможности и средства познавательной
деятельности.
Эпистемология – точное знание, теория, наука.
Гносеология появилась в составе философии несколько позднее онтологии,
зародилась в античности. Условием появления гносеологии был переход от
взгляда на познание, как на естественный, заложенный в природе человека
процесс, к идее контроля над познавательной деятельностью и ее
совершенствования. У истоков гносеологии стоят: 1.софисты Протагор, Горгий,
Гиппий – наемные учителя логики. Они показали возможность аргументировать
разные мнения, а, следовательно, и необходимость различения правильного и
неправильного путей познания. 2. Сократ создал майевтику – метод беседы, в
котором люди освобождаются от заблуждений и стереотипов и совместно ищут
истину. «В споре рождается истина». 3. Демокрит поставил проблему передачи
механизмов информации и ее сохранения. 4. Платон показал роль общих понятий
в познании и поставил вопрос об их происхождении.
У этих философов гносеология пока оставалась пока приложением или
следствием других разделов – онтологии, антропологии. Первая целиком
гносеологическая концепция – это логика Аристотеля.
Этапы развития гносеологии связаны с расширением круга рассматриваемых
факторов познания. Первый этап: сначала познание рассматривалось как
деятельность разума, поэтому изучалась техника мышления, и главной
гносеологической дисциплиной была логика. Второй этап: примерно с XVII века
изучается чувственный, практический опыт, связь разума и чувств, технологии
опытного экспериментального исследования, и главной гносеологической
дисциплиной становится методология. Третий этап: в ХХ веке учитывается
многообразие способов и оснований познания, формируется ряд новых
гносеологических дисциплин: феноменология, теория неявного знания,
семиотика, герменевтика.
Основная проблема гносеологии – определение познания.
Познание можно рассматривать как:
1. одну из базовых человеческих потребностей (потребность информации).
2.одну из форм всеобщего свойства математических объектов – отражение.
Отражение – это свойство математических объектов изменяться в соответствии
с оказанным на них воздействием и сохранять эти изменения после прекращения
воздействия. Познание как отражение делится на идеальное, избирательное,
осуществленное в знаковой форме. Последнее может быть определено с точки
зрения способов осуществления как создание, сохранение и интерпретация
знаковых систем. Именно так познание рассматривает семиотика. Семиотика
определяет знак вообще, как объект, представляющий и замещающий другой
объект, несовпадающий с ним, но несущий о нем информацию. Выявляется три
типа знаков: образ, индекс, символ. Индекс – условное обозначение,
сохраняющее лишь образную структуру объекта, например, масштабный план.
Символ – обозначение объекта принципиально иным по сравнению с его
собственной природой способом.
Лекция 12. Направления развития гносеологии.
1. Логика, как гносеологическая дисциплина.
2. Методология, как гносеологическая дисциплина.
3. Герменевтика, как гносеологическая дисциплина.
Главная практическая задача гносеологии – совершенствование познания.
Основные гносеологические дисциплины рассматривают различные составляющие
познавательного процесса.
Логика – самая первая из гносеологических дисциплин – наука о правилах
мышления, возникла в античности. Аристотель разработал структуру научного
текста. В нем должны быть: базовые определения, постановка проблемы, анализ
исходных данных, гипотеза, аргументы, анализ возможных контраргументов.
Аристотель сформулировал правила осуществления основных интеллектуальных
операций. В его логике выделяются основные законы, наиболее важные
требования к рассуждению.
1. Закон тождества – «невозможно ничего мыслить, если не мыслить всякий
раз что-нибудь одно». Это требование постоянства оснований
рассуждений, устойчивости значений используемых терминов.
2. Закон противоречия – «невозможно, чтобы противоречащие суждения вместе
были истинными». Это требование согласованности.
3. Закон исключенного третьего – «не может быть ничего посредине между
двумя противоречащими суждениями, необходимо либо утверждать, либо
отрицать». Человек должен выбрать и выработать для себя определенные
мнения – это требование определенности.
В XVII веке Лейбниц добавил к базовым законам логики еще один закон –
закон достаточного основания: всякая мысль, чтобы быть признанной, должна
быть подтверждена данными, истинность которых уже установлена, т.е. у
человека должно быть рационально-критическое мнение. Это требование
обоснованности.
В XIX веке с критикой логики Аристотеля выступил Гегель. Он называл эту
логику формальной, отвлеченной, упрощенной. Познанию реальных вещей она не
помогает, а только мешает.
Гегель о законах:
1. Тождество – абстрактное отношение, которого не существует в
реальности. Двух одинаковых вещей в мире нет, и даже одна вещь сама
себе не тождественна.
2. Вещам присущи противоречия – это способ их существования. Любая вещь
существует, если между ее частями уравновешиваются силы притяжения и
отталкивания. «Противоречие – есть критерий истинности, отсутствие
противоречий – критерий заблуждения».
3. Истина не заключена ни в одном из противоположных высказываний об
объекте, она в их синтезе, единстве.
4. В реальных отношениях явления причины и следствия всегда неоднозначны.
Гегель предложил новую логику, диалектическую, в которой основными
законами должны стать основные законы диалектики:
1. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.
Характеризует механизм развития. Как идет развитие?
2. Закон единства и борьбы противоположностей. Почему идет развитие?
3. Закон отрицания отрицания. Куда идет развитие?
В настоящее время признаются обе логические системы, но их функции
разделены. При осуществлении базовых логических операций используют логику
Аристотеля. При комплексном исследовании сложных развивающихся систем
учитываются требования диалектической логики.
Методология – учение о способах построения и развития систем знаний. Это
конкретная последовательность приемов получения знаний. Социокультурная
основа возникновения методологии – это появление ориентации на полезную
науку, на обеспечение устойчивого прироста знания. Декарт: «Под методом я
разумею простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует
принятию ложного за истинное, и без излишней траты умственных сил
постепенно и непрерывно увеличивает знание».
Общая идея методологии: весь познавательный процесс надо разложить на
элементарные шаги и обосновать условия и способы перехода от одного этапа к
другому.
К основным вариантам ранней методологии относятся индуктивный метод
Бэкона, аналитический метод Декарта.
Ранняя методология включала также аналитический аспект, т.е. анализ помех
познанию, источников ошибок и заблуждений. У Бэкона выделяется четыре
класса «идолов» – источников заблуждений - «идолы» рода, пещеры, площади,
театра.
Основное различие классической и современной методологии. Ранняя
методология считала, что можно найти универсальный, единый для всех наук
метод. Современная методология считает, что способ изучения очень сильно
зависит от объекта и цели познания. Поэтому надо разрабатывать разные
методы и обосновывать границы применимости каждого.
Уровни методологии:
1. всеобщие методы, как абстрактные принципы мышления.
2. Общелогические методы – абстрагирование, индукция, дедукция, анализ,
синтез, аналогия.
3. Общенаучные методы – наблюдение, эксперимент, мысленный эксперимент,
математическое моделирование, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный
методы.
4. Конкретно-научные методы – приемы и процедуры исследования,
используемые в отдельных науках.
5. Методики – способы реализации методов.
Герменевтика – наука о понимании. Изучает процессы передачи информации в
познании, межсубъектные, междисциплинарные, межвременные. Герменевтика
сложилась в ХХ веке, ее основатель Ганс Гадамер. Его предшественники
Шлейермахер и Дильтей. Герменевтика изучает процедуры, из которых
складывается понимание и его этапы. При этом герменевтика выявляет
основное противоречие процесса понимания. Понимание всегда выступает
одновременно как основа и результат познания. Следовательно, освоение новой
области знания – это не результат последовательного освоения одного за
другим, а вхождение в герменевтический круг.
Лекция 13. Познание как деятельность.
1. Активность субъекта в познании.
2. Познавательная деятельность и ее предпосылки. Гносеология Канта.
Традиционная гносеология рассматривает познание, как созерцание,
восприятие человеком воздействия внешнего мира.
Символом такого представления является метафора Дидро: «Человека в
познании можно сравнить с музыкальным инструментом. Его органы чувств –
это клавиши, по которым ударяет мир». Дополняет эту метафору определение
познающего человека как гносеологического Робинзона.
Но существует достаточно много данных, характеризующих познание не как
пассивное восприятие, а как активный процесс.
1. Целенаправленность – познание всегда является сосредоточением внимания
на определенных аспектах реальности. Применительно к науке Гейзенберг
сформулировал так: «Природа нам отвечает, но ее ответ всегда зависит
от вопроса, который мы задали».
2. Оперативность – любой познавательный акт состоит из ряда действий,
операций.
3. Отрыв от непосредственного данного: а) переход от явлений к сущности,
б) предвидение и прогнозирование.
Вследствие этого результат познания – гносеологический образ объекта –
имеет три составляющих:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|