рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по философии

отчуждения является природа. Развитие природы – это реализация отношений,

заложенных в абсолютной идее. Но имеется некоторая граница – предел степени

сложности: не все связи воплощаются в природу. Второй результат отчуждения

– это человеческое общество. Абсолютная идея реализуется сначала в его

истории, а затем на уровне мышления.

Гегель открывает общие закономерности развития: изменение, происходящее с

объектами может носить как качественный, так и количественный характер.

Количественное – это изменение, высших параметров объекта, качественное –

изменение его сущности. Развитие – это качественное изменение, но

происходит оно всегда на основе количественных изменений. Когда

количественное изменение превышает некий предел – меру, происходит

качественный скачок. В основе развития объекта всегда лежит некое

внутреннее противоречие, в этом объекте заключенное. В процессе развития

объекта каждая последующая ступень отрицает предыдущую.

Отрицание является важным элементом развития. Каждая ступень в развитии

будет отрицанием предыдущего состояния и будет в свою очередь отрицаться

последующим состоянием, так что развитие в целом можно называть отрицанием

отрицания.

Учение об общих законах развития Гегель назвал диалектикой (диалог

противоречащих начал).

Идея развития послужила основой для формирования исторического подхода к

реальности в естествознании XIX века. Возникают науки: космогония, теория

геологических процессов, эволюционная биология. Но до определенного момента

накопление новых знаний еще не меняет научную картину мира (НКМ). НКМ –

совокупность фундаментальных постулатов и представлений об устройстве мира,

лежащих в основе конкретных научных исследований.

Нижний слой – фундамент – изменялся всего два раза.

Картина мира, созданная классической наукой, базировалась на трех

основных постулатах:

1. В мире все состоит из атомов, твердых неделимых частиц.

2. В природе все происходит с необходимостью. Действуют жесткие причинно-

следственные связи.

3. Всем природным объектам присущи фундаментальные механические свойства:

масса, плотность и протяженность.

Особенностью картины мира механистической науки была убежденность в

близости познания природы к свершению.

Период изменения картины мира (научная революция) начинается на рубеже ХХ

века.

1. На основе обнаруженного явления радиоактивности (1894 г.) и других

опытных данных был сделан вывод о делимости атома, сложности его

строения. Было поставлено под сомнение существование элементарных

неделимых частиц.

2. Максвеллом было математически смоделировано электромагнитное поле,

которое впоследствии рассматривалось как особая физическая

реальность. Возникло предположение о существовании других полей, и

поэтому вещество с его механическими свойствами перестало быть

единственным и главным видом реальности.

3. Созданная Эйнштейном в 1907 г. Специальная Теория Относительности

показала в частности относительность основных механических свойств.

4. Исследования молекулярных процессов выявили нежесткий, статистический

характер природных закономерностей.

Вывод: все основные постулаты классической картины мира оказались

опровергнутыми. Э.Мах: «Материя исчезла!»

В результате возникает сомнение в правомерности использования понятий

«субстанция» и «материя». Была предпринята попытка рассмотреть в качестве

новой базовой категории понятие «энергия». Это направление – энергетизм -

успеха не имело. Возникло сомнение в способности науки построить

правильную и достоверную картину мира вообще.

Конвенционализм – это взгляд на науку, как на некоторую совокупность

договоренностей ученых конвенций, действующих в течение определенного

периода.

Кризис в физике был преодолен с построением новой – квантово-

релятивистской - картины мира и с обнаружением ее связи с классической

картиной мира.

Но в ходе кризиса существенно изменились представления о роли философии

в формировании картины мира и о предмете онтологии.

Пути развития онтологии в ХХ веке:

1. Антионотологизм – направление, считающее, что философия не должна

подменять и дополнять науку в выработке общей теории устройства

природы. Философия должна обосновать объективность познания и его

достоверность. Следовательно, онтология, как раздел философии, имеет

чисто историческое значение. Философия в ХХ веке – это гносеология.

2. Философия должна отказаться от наукоцентристских понятий материи и

субстанции и вернуться к изначальным категориям онтологии: космос,

бытие. (Русский космизм, экзистенциализм).

3. Философия должна сохранить учение о материи и субстанции, но не

связывать его с конкретными физическими характеристиками. В рамках

этого направления материя – это философская категория для обозначения

объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, т.е. в этом

направлении материей признается все, что существует реально, не

зависимо от нас, и как-то обнаруживается в опыте.

Лекция 11. Направления развития современной онтологии.

1. Русский космизм (космическая философия) – направление, основанное на

идее возвращения к исходным категориям онтологии: космос, бытие.

Сложилось в I половине ХХ века. Его представители: Вернадский,

Циолковский, Федоров, Сухово-Кобылин, Умов. Главные идеи: учение об

эволюции биосферы и переходе ее в ноосферу, в которой разум становится

геологическим фактором, меняющим оболочку Земли (человек меняет

рельеф, водные пути, создает химические вещества). Учение об активной

эволюции – это учение о создании нового сознательного этапа в развитии

природы, эволюции, управляемой человеком. Человек преобразовывает

Землю, затем он преобразует космос, превращая все в некоторую среду,

которая человеку потребна. Понятие «космос» в этом направлении

переосмысливается. В античности космос рассматривается как

одухотворенная гармоничная целостность. С точки зрения космизма космос

должен стать таким в результате деятельности человека – это высшая

цель эволюции. Также переосмысливается понятие «бытие».

Экзистенциальная трактовка бытия такова: бытие рассматривается не

просто как существование или все существующее, оно понимается как

целостность и глобальность мироздания, открывающееся за совокупностью

явлений. Представитель русской философии С.Л.Франк: «Восхищение

красотой природы, смерть близкого человека, великая катастрофа,

подлинная любовь дают человеку чувство прикосновения к непостижимому,

отличающемуся от логически понятного. Человек в таких случаях

воспринимает мир как реальность, не сводимую к предметному плану и

рациональному пониманию. Это и есть философское постижение бытия». Для

человека бытие – это не просто физическое существование. Он ищет

возможность «сбыться», т.е. самореализоваться, воплотить то, что в нем

заложено. Бытие человека – это волевой акт, необходимо различать

существование и бытие. Высказывания о жизни человека: «Взгляд в лицо

небытия» (Хайдеггер), «Танец на краю пропасти» (Ницше). Задача

философии – найти путь человека к подлинному бытию.

2. Традиционное направление, которое сохраняет понятия материя и

субстанция. Здесь разрабатываются две проблемы. 1.Классификация

материальных объектов, исследование многообразия реальностей и форм

существования. 2. Проблема пространства и времени. В классической

картине мира и в традиционной онтологии пространство и время

рассматривались как внешнее условие существования материи, не

зависящие от объектов. В концепции, связанной с СТО, пространство и

время рассматриваются, как формы связи материальных объектов и их

движения. В онтологии в связи с этим рассматривается зависимость

пространственно-временных отношений от природы связанных ими

материальных объектов и вводится понятие биологического,

психологического и социального пространства и времени. Главной

характеристикой биологического времени является биоритм человека

(25,5 часов). Психологическое пространство – существуют зоны

пространства, у человека она равна 45 см., и вторжение в нее

негативно. Психологическое время – это не час или год, а событие. Это

время течет быстро или медленно. Следовательно, у каждого человека

существует свой биологический возраст – важная характеристика

личности. Социальное пространство измеряется доступностью для

коммуникации. Поэтому в ходе истории социальное пространство

расширялось, а сейчас оно очень быстро сужается.

3. Антионотологизм – направление, которое считает онтологию разделом,

представляющим исторический интерес. Выдвигается не первый план другой

раздел философского знания – гносеология.

Раздел Гносеология.

Гносеология в структуре философского знания.

Гносеология – это раздел философии, в котором исследуются предпосылки,

процесс и результаты познания, возможности и средства познавательной

деятельности.

Эпистемология – точное знание, теория, наука.

Гносеология появилась в составе философии несколько позднее онтологии,

зародилась в античности. Условием появления гносеологии был переход от

взгляда на познание, как на естественный, заложенный в природе человека

процесс, к идее контроля над познавательной деятельностью и ее

совершенствования. У истоков гносеологии стоят: 1.софисты Протагор, Горгий,

Гиппий – наемные учителя логики. Они показали возможность аргументировать

разные мнения, а, следовательно, и необходимость различения правильного и

неправильного путей познания. 2. Сократ создал майевтику – метод беседы, в

котором люди освобождаются от заблуждений и стереотипов и совместно ищут

истину. «В споре рождается истина». 3. Демокрит поставил проблему передачи

механизмов информации и ее сохранения. 4. Платон показал роль общих понятий

в познании и поставил вопрос об их происхождении.

У этих философов гносеология пока оставалась пока приложением или

следствием других разделов – онтологии, антропологии. Первая целиком

гносеологическая концепция – это логика Аристотеля.

Этапы развития гносеологии связаны с расширением круга рассматриваемых

факторов познания. Первый этап: сначала познание рассматривалось как

деятельность разума, поэтому изучалась техника мышления, и главной

гносеологической дисциплиной была логика. Второй этап: примерно с XVII века

изучается чувственный, практический опыт, связь разума и чувств, технологии

опытного экспериментального исследования, и главной гносеологической

дисциплиной становится методология. Третий этап: в ХХ веке учитывается

многообразие способов и оснований познания, формируется ряд новых

гносеологических дисциплин: феноменология, теория неявного знания,

семиотика, герменевтика.

Основная проблема гносеологии – определение познания.

Познание можно рассматривать как:

1. одну из базовых человеческих потребностей (потребность информации).

2.одну из форм всеобщего свойства математических объектов – отражение.

Отражение – это свойство математических объектов изменяться в соответствии

с оказанным на них воздействием и сохранять эти изменения после прекращения

воздействия. Познание как отражение делится на идеальное, избирательное,

осуществленное в знаковой форме. Последнее может быть определено с точки

зрения способов осуществления как создание, сохранение и интерпретация

знаковых систем. Именно так познание рассматривает семиотика. Семиотика

определяет знак вообще, как объект, представляющий и замещающий другой

объект, несовпадающий с ним, но несущий о нем информацию. Выявляется три

типа знаков: образ, индекс, символ. Индекс – условное обозначение,

сохраняющее лишь образную структуру объекта, например, масштабный план.

Символ – обозначение объекта принципиально иным по сравнению с его

собственной природой способом.

Лекция 12. Направления развития гносеологии.

1. Логика, как гносеологическая дисциплина.

2. Методология, как гносеологическая дисциплина.

3. Герменевтика, как гносеологическая дисциплина.

Главная практическая задача гносеологии – совершенствование познания.

Основные гносеологические дисциплины рассматривают различные составляющие

познавательного процесса.

Логика – самая первая из гносеологических дисциплин – наука о правилах

мышления, возникла в античности. Аристотель разработал структуру научного

текста. В нем должны быть: базовые определения, постановка проблемы, анализ

исходных данных, гипотеза, аргументы, анализ возможных контраргументов.

Аристотель сформулировал правила осуществления основных интеллектуальных

операций. В его логике выделяются основные законы, наиболее важные

требования к рассуждению.

1. Закон тождества – «невозможно ничего мыслить, если не мыслить всякий

раз что-нибудь одно». Это требование постоянства оснований

рассуждений, устойчивости значений используемых терминов.

2. Закон противоречия – «невозможно, чтобы противоречащие суждения вместе

были истинными». Это требование согласованности.

3. Закон исключенного третьего – «не может быть ничего посредине между

двумя противоречащими суждениями, необходимо либо утверждать, либо

отрицать». Человек должен выбрать и выработать для себя определенные

мнения – это требование определенности.

В XVII веке Лейбниц добавил к базовым законам логики еще один закон –

закон достаточного основания: всякая мысль, чтобы быть признанной, должна

быть подтверждена данными, истинность которых уже установлена, т.е. у

человека должно быть рационально-критическое мнение. Это требование

обоснованности.

В XIX веке с критикой логики Аристотеля выступил Гегель. Он называл эту

логику формальной, отвлеченной, упрощенной. Познанию реальных вещей она не

помогает, а только мешает.

Гегель о законах:

1. Тождество – абстрактное отношение, которого не существует в

реальности. Двух одинаковых вещей в мире нет, и даже одна вещь сама

себе не тождественна.

2. Вещам присущи противоречия – это способ их существования. Любая вещь

существует, если между ее частями уравновешиваются силы притяжения и

отталкивания. «Противоречие – есть критерий истинности, отсутствие

противоречий – критерий заблуждения».

3. Истина не заключена ни в одном из противоположных высказываний об

объекте, она в их синтезе, единстве.

4. В реальных отношениях явления причины и следствия всегда неоднозначны.

Гегель предложил новую логику, диалектическую, в которой основными

законами должны стать основные законы диалектики:

1. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.

Характеризует механизм развития. Как идет развитие?

2. Закон единства и борьбы противоположностей. Почему идет развитие?

3. Закон отрицания отрицания. Куда идет развитие?

В настоящее время признаются обе логические системы, но их функции

разделены. При осуществлении базовых логических операций используют логику

Аристотеля. При комплексном исследовании сложных развивающихся систем

учитываются требования диалектической логики.

Методология – учение о способах построения и развития систем знаний. Это

конкретная последовательность приемов получения знаний. Социокультурная

основа возникновения методологии – это появление ориентации на полезную

науку, на обеспечение устойчивого прироста знания. Декарт: «Под методом я

разумею простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует

принятию ложного за истинное, и без излишней траты умственных сил

постепенно и непрерывно увеличивает знание».

Общая идея методологии: весь познавательный процесс надо разложить на

элементарные шаги и обосновать условия и способы перехода от одного этапа к

другому.

К основным вариантам ранней методологии относятся индуктивный метод

Бэкона, аналитический метод Декарта.

Ранняя методология включала также аналитический аспект, т.е. анализ помех

познанию, источников ошибок и заблуждений. У Бэкона выделяется четыре

класса «идолов» – источников заблуждений - «идолы» рода, пещеры, площади,

театра.

Основное различие классической и современной методологии. Ранняя

методология считала, что можно найти универсальный, единый для всех наук

метод. Современная методология считает, что способ изучения очень сильно

зависит от объекта и цели познания. Поэтому надо разрабатывать разные

методы и обосновывать границы применимости каждого.

Уровни методологии:

1. всеобщие методы, как абстрактные принципы мышления.

2. Общелогические методы – абстрагирование, индукция, дедукция, анализ,

синтез, аналогия.

3. Общенаучные методы – наблюдение, эксперимент, мысленный эксперимент,

математическое моделирование, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный

методы.

4. Конкретно-научные методы – приемы и процедуры исследования,

используемые в отдельных науках.

5. Методики – способы реализации методов.

Герменевтика – наука о понимании. Изучает процессы передачи информации в

познании, межсубъектные, междисциплинарные, межвременные. Герменевтика

сложилась в ХХ веке, ее основатель Ганс Гадамер. Его предшественники

Шлейермахер и Дильтей. Герменевтика изучает процедуры, из которых

складывается понимание и его этапы. При этом герменевтика выявляет

основное противоречие процесса понимания. Понимание всегда выступает

одновременно как основа и результат познания. Следовательно, освоение новой

области знания – это не результат последовательного освоения одного за

другим, а вхождение в герменевтический круг.

Лекция 13. Познание как деятельность.

1. Активность субъекта в познании.

2. Познавательная деятельность и ее предпосылки. Гносеология Канта.

Традиционная гносеология рассматривает познание, как созерцание,

восприятие человеком воздействия внешнего мира.

Символом такого представления является метафора Дидро: «Человека в

познании можно сравнить с музыкальным инструментом. Его органы чувств –

это клавиши, по которым ударяет мир». Дополняет эту метафору определение

познающего человека как гносеологического Робинзона.

Но существует достаточно много данных, характеризующих познание не как

пассивное восприятие, а как активный процесс.

1. Целенаправленность – познание всегда является сосредоточением внимания

на определенных аспектах реальности. Применительно к науке Гейзенберг

сформулировал так: «Природа нам отвечает, но ее ответ всегда зависит

от вопроса, который мы задали».

2. Оперативность – любой познавательный акт состоит из ряда действий,

операций.

3. Отрыв от непосредственного данного: а) переход от явлений к сущности,

б) предвидение и прогнозирование.

Вследствие этого результат познания – гносеологический образ объекта –

имеет три составляющих:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.