рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по философии

вопроса философии».

1.Что первично – мышление или бытие? При ответе на этот вопрос возникают

два направления: материализм и идеализм. Материализм говорит о том, что

первично бытие, природа, материя. Идеализм считает, что первичны духовные

факторы: а) высший разум - мировой дух,

б) человеческий разум.

2. Познаваем ли мир? Возникает два направления: гносеологический оптимизм

(что мир познаваем) и агностицизм (мир не познаваем).

Онтология

Лекция 4. Конкретно-историческое становление философии.

1. Предфилософия Индии, Китая, Греции.

2. Проблема бытия в ранней греческой философии.

Центры мировой культуры древности: Древний Китай, Шумерское государство и

Вавилон, Древний Египет, Крито-Миккенская культура, Древняя Индия.

На достигнутых уровнях культуры становится возможным возникновение

философии.

В Индии, Китае, Греции примерно в 8-6 вв. до н. э. Складывается

предфилософия, т.е. комплекс идей, еще не философских, из которых на

следующем этапе возникает философия. В предфилософию входят:

1. Развитая мифология и развивающаяся религия. Например, в Индии этот

комплекс образуют веды, упанишады. Веды – древнейшие религиозные

тексты. Упанишады - комментарии к ним. В них рассматриваются вопросы

о рождении мира, об основе мира и связующих его нитях, об его

строении, о происхождении сущности человека и его посмертной судьбе. В

Греции религиозно-мифологические представления были систематизированы

в эпосе Гомера, в поэме Гесиода «Теогония» и в учениях орфиков.

2. Преднауки – устойчивые комплексы практических знаний по определенным

предметам. Например, предастрономия – знание звездного неба и умение

вычислять важнейшие моменты годичного цикла. Предматематика –

искусство счета, измерения, вычисления площади и объема. Предхимия –

технология изготовления красок, мыла, вина. Предмедицина – умение

вылечить болезни. Предбиология – воздействие растений на организм.

Научным это знание еще не является, т.к. не систематизируется, не

доказывается, не содержит теоретических обобщений. Но это уже

рациональное знание.

3. Обыденная житейская мудрость. Выделяются ее носители: мудрецы,

наставники, учителя. Например, в Китае – Конфуций (551-479 гг. до

н.э.) Он создал учение о благородном муже, о достойном образе жизни,

об идеальном правлении, учение о «золотой середине». В Греции – это

семь мудрецов. Их деятельность относится к концу 7 – началу 6 вв. до

н.э. В разных текстах упоминаются разные личности, но, безусловно это

Фалес, Биант, Питтак, Солон Афинский. Общая форма их рассуждений –

гнома. Гнома – это краткое высказывание общего характера. Большинство

гном – моральные. Биант:” Не болтай, промахнешься, проиграешь”, “Бери

убеждением, а не силой”. Питтак: “Полагайся на друзей”, “Знай меру”.

Солон: “Ничего слишком”, “Не спеши приобретать друзей, а уже

приобретенных не спеши отвергать”. Некоторые гномы содержат более

широкие обобщения.

Вывод: формирующуюся философию можно представить как попытку ответить

рациональным способом на поставленные в мифологии, религии, обыденном

мышлении вопросы о мире и человеческой жизни.

Центральной идеей формирующейся философии стала идея внутренней

взаимосвязи, единства всего существующего, основанного на единстве

источников всего существования. Мир един, т.к. весь он происходит из

единого начала. В Индии началом всего является брахман – высшая сущность,

лежащая в основе мироздания. «Как из пылающего огня тысячами возникают

искры, подобные ему, так различные существа рождаются из брахмана и

возвращаются в него же. Брахман неуничтожим, бессмертен и бестелесен». В

последствии с этим соглашались все индийские философские школы, кроме одной

– червака (локаята). Она утверждала, что мир состоит из тверди, жидкости,

жара и воздуха. В индийской предфилософии признается существование рита –

это всеобщий закон, по которому действует брахман, и которому все

подчиняется. В китайской философии понятия брахман и рита слиты в одном –

Дао. Дао – это то, чем мир творится, и чему он подчиняется. «Все сущее

вливается в него, как горные ручьи текут к рекам и морям». «Все в мире –

одна вещь, обыкновенные люди не знают ее настоящего имени, они видят вещи и

не видят Дао». Видящий Дао – это мудрец. Учение о Дао создала школа даосов

– первая в Древнем Китае школа. Ее основатель – Лао-Цзы. Его трактат

называется «Даодэцзин». Дао бестелесно, но в его глубине и темноте скрыты

тончайшие частицы.

В восточных культурах явного отделения философии от предфилософии не

произошло.

В течение долгого времени познание развивается в едином комплексе.

Философия остается слитой с мифологией и религией представлениями. Только в

Древней Греции сравнительно рано (в 6 в. до н.э.) познание отчетливо

разделилось на рациональное и религиозно-мифологическое. Получило особое

развитие знание, основанное на абстрактном мышлении и доказательстве. Этому

способствовали исторические особенности античного общества.

Понятия брахмана и Дао трактовались в основном мистически. Подчеркивались

их непостижимые мысли и невыразимость в слове.

Античная философия создала для выражения принципа всеобщего единства

первое целиком рациональное понятие. Субстанция (архэ - начало) –

устойчивое первоначало, которое лежит в основе всего существующего, задает

тем самым его единство и обеспечивает упорядоченность.

Следовательно, задачей философии номер один становится вопрос – что такое

субстанция и каковы ее свойства? (В последствии субстанция рассматривалась

широко, как внутреннее единство многообразия вещей. Декарт определил ее как

то, что не нуждается для своего существования ни в чем другом, кроме себя.

В русской философии субстанция раскрылась, как «самобытие».)

Особенности ранней античной философии:

Онтологизм – ориентация на изучение бытия, т.е. всего сущего в единстве.

Космоцентризм – понимание мира, как космоса, упорядоченного и

целесообразного целого (в противоположность хаосу).

Физикализм – представление о природе, как главном объекте философии.

Первые греческие школы: Пифагорейская, Милетская, Элейская.

Пифагор (512 г. до н.э., город Кротон) – его школа – это закрытая

организация полувоенного типа, в нее принимали после некоторых испытаний.

Пифагор субстанцией считал число. «Все есть число». Число – это

самостоятельная сущность, особая реальность. Числовые соотношения лежат в

основе всех свойств вещей.

Милетская школа (6 в. до н.э., г. Милет) – ее основатель Фалес. Эти

философы трактовали субстанцию, как первоматериал, из которого все

возникло. Сначала за субстанцию принималось некоторое известное вещество,

рассмотренное абстрактно и идеализированно. По Фалесу, субстанция – это

вода, по Анаксимену – это воздух. Анаксимандр: ”Субстанция – вещество

особое, для него нет аналогов в наблюдаемом мире. Это вещество

неопределенное - апейрон”. Близкие идеи высказывали также философы, не

принадлежащие к Милетской школе. Гераклит Эфесский субстанцией называл

огонь, а Эмпедокл считал ее корнями воду, воздух, огонь и землю.

Вывод: картина мира отходит от непосредственных наблюдений и приобретает

абстрактный характер.

Лекция 5. Проблемы бытия в классической античной философии.

1. Начало античной диалектики.

2. Античный атомизм и основные этапы его развития.

3. Понятия материи и формы. Платон и Аристотель о бытии.

Формирующаяся античная онтология пришла к идее различия явлений, т.е.

непосредственно наблюдаемого в опыте и сущности. Основы наблюдаемых

процессов постигаемы разумом. То, что мы видим и то, что происходит на

самом деле различно.

Эту проблему впервые обнаружила элейская школа (6-5 в. до н.э., город

Элея). Ее представители: Парменид, Зенон Элейский, Ксенофан, Мелис –

элеаты. Они поставили вопросы:

1. Едино ли бытие? По-видимому, вещи множественны.

2. Присущи ли бытию движение? По-видимому, вещи движутся.

Парменид: ”Бытие едино и неподвижно”.

Апории Зенона – рассуждения, которые приводят в тупик – “Стрела”,

“Стадий”, “Дихтомия”, “Ахиллес и черепаха”. Из последней апории следует,

что попытка мыслить движениеведет к противоречию, следовательно, движение –

это только видимость. Субстанция неподвижна. Именно поэтому элеатов

называли “неподвижниками”.Они положили начало познавательному подходу,

основанному на принципе неизменности мира. Этот подход называется

метафизическим. В Древней Греции идеи элеатов все хотели опровергнуть, но

никто не мог.

Противоположгый метод познания – диалектика. Ее основоположник Гераклит.

“Космос и планеты – это куски застывшей лавы, на них возникла жизнь. Этот

космос возник полсе очередной катастрофы. Когда-нибудь огонь вернется к

самомму себе. Этот ксмос, единый для всех, не создан никем из богов и никем

из людей, но был, есть и будет живым огнем, мерами возгорающимся и мерами

потухающим”. Таким образом, сущность субсианции (огонь) – это вечное

движение. “Нельзя дважды войти в одну и ту же реку”, т.к. новые воды

набегают на тебя. Один из его учеников утверждал, что и однажды нельзя

войти в одну и ту же воду.

Попыткой создать непротиворечивую модель подвижной субстанции на

теоретическом уровне был античный атомизм. Атом – неделимый, самая малая

частица вещества. Демокрит (460-370 г. до н.э.): ”Атомы вечны, неизменны,

внутри них нет пустотоы, но пустота их разделяет”.Главыные свойства атомов

– велмчина м форма. Между атомами тела человека находятся “шарики” души.

Атомы отличаются порядком и положением (поворотом). Число атомов и

разнообразие их бесконечно. Вечное свойство атомов – движение. Атомы парят

в пустоте, сталкиваясь, они изменяют направление, соединяясь, образуют

тела.

Свойства тел зависят от вида и соединения атомов.

Т.к. движение атомов происходит по строгим законам, все в мире

предопределяется необходимостью, случайностей не существует. Боги не

вмешиваются в конкретный ход событий. Все многообразие событий сводится к

единому процессу – движению атомов в пустоте. “Людям кажется, что

существует сладкое и горькое, тепло и холод… рождение и гибель, в

действительности же есть только атомы и пустота”.

В период элинизма атомизм получил развитие в учении Эпикура (340-270 г.

до н.э.) В 306г. он основал в Афинах школу “Сад Эпикура”. Эпикур определил

атомы, как предел деления всякого существующего. Число атомов бесконечно,

но чилсло их форм не бесконечно, хотя и велико. В начале времен происходило

свободное падение атомов в пустоте. При отклонения их от вертикального

падения они сталкиваются, в результате чего возникаети мир, и все, что

существует. Эпикур вводит понятие “клинамен” – самопроизвольное отклонение

атомов от первоначальной таректории в неопределенном месте и в

неопределенное время. Следовательно, в мире существует случайность, а для

человека – свобода и возможность выбора. Боги пребывают в межзвездном

пространстве и не вмешиваются в дела людей. Древнеримский атомист –

Лукреций Тит Кар (99-55 гг.до н.э.) Из его трактата “О природе вещей”:

“Атомы – первоначало, они сравнимы с буквами, а вещи со словами”. Он был

согласен с понятием “клинамен”.

Доказательство существования атомов – высыхание и истирание. Мы не видим,

как приосходят эти процессы, но их легко объяснить движением атомов.

Античный атомизм лежит в основе формирования классической науки.

“Как из самопроизвольного движения атомов возник организованный,

упорядоченный, гармоничный мир?” – это самая сложная проблема античного

атомизма и основание его критики.

-

Общее направление критики: для возникновения мира недостаточно

вещественной телесной субстанции. Необходима еще организующая деятельность,

а, следовательно, разумное духовное первоначало.

Онтология Платона (427-437гг. до н.э.). Философская школа Платона в

Афинах и называлась «Академия», т.к. находилась около храма Акадэма.

Его концепция: существует два мира – чувственный мир вещей и

умопостигаемый мир идей – эйдосов - который находится в занебесной области.

В земной реальности мы видим эйдосы только воплощенными в вещах. В

идеальном мире они существуют в чистом виде. Высшая идея – идея блага.

Существование вещей вторично по отношению к эйдосу. Вещь образуется

соединением эйдоса с некоторым количеством вещества. Вещественное

первоначало Платон называл «хора» - материя. Это пассивное мертвое

вещество, которому не присуща внутренняя организация.

Таким образом, определяется теоретическое расхождение материализма и

идеализма. Материализм рассматривает субстанцию как вещественное

первоначало, а идеализм – как духовное первоначало.

Лекция 6. Аристотель.

Аристотель родился в 384 г. до н. э. В Стагире, в семье врача. В 15 лет

он ушел из Стагиры в Афины к Платону. Поступил в платоновскую «Академию» и

пробыл в ней 20 лет. Умер в 322 г. до н. э.

Аристотель – самая известная и глубокая натура. Он создал и сформулировал

классическую философию.

Аристотель пытался создать целостную и единую систему наук, т.е. он не

только говорил о разных проблемах, но и связал их воедино: физика,

математика, учение о природе, этика, эстетика. Учение о природе и разуме

человека. Только в XVIII веке возобладал иной подход, и сложилась

классическая немецкая философия.

Аристотель впервые выделил философию, как метафизику. Он выделил ей

специальную роль: в ее ведении вопросы истоков бытия, движения, времени и

пространства, вопросы, связанные с человеком и его целями, проблема

познания и различения истинного и ложного знания. Сегодня многие

направления философии вышли из нее, как самостоятельные области знания:

этика, эстетика, история.

Конец IV в. до н. э. – период расцвета греческого общества, как

государства и одновременно период создания империи Александра Македонского,

воспитателем которого был Аристотель.

Аристотель делил науки на теоретические, практические и творческие.

Теоретические науки – философия, математика, физика. Именно они и в первую

очередь философия обнаруживают неизменные начала сущего. Аристотель не

сомневался в реальности мира. Аристотель: «Платон мне друг, а истина

дороже». «Мир един и сомнения в его реальности не имеют оснований».

Все истолкования действительного мира можно охватить с помощью 10 понятий

– категорий - сущность, качество, количество, отношение, место, время,

положение, действие, страдание, обладание. Они выступают как

характеристики, описывающие реальные тела.

Аристотель разделил первые и вторые сущности. Первые сущности – это то,

что лежит в основе всех вещей, это индивидуальное, единичное, неделимое

бытие. Вторую сущность выражает не индивидуальное бытие, а роды и виды.

В «Рассуждении о бытии» Аристотель придавал решающее значение категориям

движения, места, материи, формы, душе. По Аристотелю, место – это то, что

существует наряду с телами, т.е. тело находится в определенном месте и,

когда оно удаляется, то место остается. Однако, невозможно, чтобы место

было телом. Что можно считать местом? Предположим, что место есть форма

каждого тела, но форма и материя неотделимы от предмета, а место отделимо.

Аристотель предложил такое объяснение: «Место – это сосуд, который не имеет

никакого отношения к предметам, которые находятся в нем». Таким образом,

место существует объективно вне зависимости от познания человека. Место –

это граница, и Вселенная в целом есть первое место. Тела возникают,

превращаются, исчезают и уничтожаются, и при этом изменяются и границы

тела. Аристотель считал, что эти изменения можно обнаружить в категориях

время и движение. Время, по Аристотелю, - это движение в изменении, но при

этом время равномерно везде и во всем. Изменения могут убыстряться и

замедляться, а время равномерно. Время не связано с человеком, это

характеристика движения. Но время не есть само движение, хотя оно и не

может существовать без него. Во времени есть всегда предыдущее и

последующее, и мы распознаем время, когда разграничиваем движение,

определяя предыдущее и последующее. И это возможно сделать, т.к. движение

заключает в себе число, и важным фактором при этом является категория

«теперь». Время - это число перемещения, а «теперь», как и перемещение,

есть как бы единица числа.

Материализм Аристотеля проявляется в том, что для него не существует

движения, помимо вещей, и оно всегда было и во всякое время будет.

Что является источником движения? Аристотель не отрицал, что

существуют источники, как действие, одного тела на другое, но все тела

обладают самопроизвольностью, в том числе и многие неодушевленные предметы.

Самопроизвольность была определена Аристотелем, через существование первого

движения, которое осуществил «неподвижный двигатель» - Бог. Для человека

источником его движения выступают его потребности и интересы, как

необходимость внешнего предмета. Принципиальное место философии Аристотеля

заключено в учении о материи и форме. «Я называю материей то, из чего

возникает какая-нибудь вещь, т.е. материя – это материал вещи». Материя

неуничтожима и не исчезает, но она только материал. До принятия

определенной формы она находится в состоянии небытия, она без формы лишена

жизни, целостности, энергии. Без формы материя – это возможность, с формой

она становится действительностью. Аристотель учил, что возможен и обратный

переход формы в материю. Аристотель пришел к выводу, что существует и

первая форма - форма форм -, и ею является Бог.

Учение о душе.

Душа не может быть без тела, но она не есть тело. Душа – это нечто,

присущее телу. Аристотель считал, что она находится в сердце.

Существует три типа души: растительная, чувственная и разумная. Первая

является причиной роста и питания, вторая ощущает, а третья познает и

думает.

Познание по Аристотелю.

Он уловил реальный процесс познания, который лежит в основе современной

гносеологии. Животные и человек обладают восприятием, но человек вещи,

тела, движение и т.п. через понятия и категории, в этом и есть сущность

разумной души.

Лекция 7. Этика Аристотеля. Учение о государстве. Средневековая

философия.

Этика – это наука о нравственности. Нравственность - это форма и условия

общения людей, основанные на национальных особенностях, на оценке поведения

людей. В этом смысле нравственно то, что обществом, людьми воспринимается,

как правильное, позитивное, приемлемое для людей. Аристотель учил, что то,

к чему стремится человек, есть благо. А благо – это цель, которую люди

желают не для себя, а ради самой цели, и, следовательно, высшим благом

является блаженство. Блаженство – это хорошая жизнь и правильная

деятельность. Оно не может состоять в материальном благе, а по своей сути

определяется особенностью и назначением человека. Основное назначение

человека – это деятельность и прекрасное ее выполнение. По Аристотелю,

жизнь, стремящаяся к высшему благу, может быть только деятельностной.

Добрые качества, остающиеся не обнаруженными, не дают блаженства.

Человеческая добродетель – это умение ориентироваться, выбирать надлежащий

поступок, определить место нахождения добра. Для этого Аристотель толковал

об общем принципе человеческой деятельности, который он определил как

середину. Ошибиться можно различно, а правильно поступить можно только

одним путем.

Для этики Аристотеля важен принцип справедливости, это принцип

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.