рефераты скачать

МЕНЮ


Концепция внедрения исследовательского принципа обучения в учебный процесс

Абстрагирование и обобщение. Абстрагирование – особый метод мыслительной деятельности, который заключается в специальном отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя черт данного предмета. Результатом абстрагирования является абстракция. Она образуется следующим путем: а) установление относительной самостоятельности интересующих исследователя свойств; б) выделение этих свойств и отношений путем замещения их особыми знаками.

Обобщение – это такой прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки предметов, процессов и тем самым создается основа для их объединения в единый класс. Благодаря обобщениям строятся классификации, типологии различных элементов, систем.

Идеализация и формализация.Идеализация – это разновидность операции абстрагирования, применение которой характерно для теоретических исследований. Суть ее с том, что в процессе изучения свойств объекта мысленно выделяется одно их них, наиболее существенное и необходимое, отражающее качество существования данного объекта. В ходе идеализации осуществляется предельное максимальное изменение этого свойства, результате которого конструируется идеальный объект (абсолютно черное тело, идеальный газ и т.д.).С помощью идеальных объектов в познании выдвигаются гипотезы, излагаются концепции, строятся теоретические модели действительности.

В процессе математизации науки стал применяться особый прием познания – формализация. Это – построение абстрактно-математической модели, раскрывающей суть изучаемых процессов действительности, при которой происходит оперирование не образами и терминами, а знаками и формулами. Создается обобщенная знаковая модель, позволяющая обнаружить структуру явлений при отвлечении от их качественно-предметных характеристик.

Аналогия и моделирование.Аналогия – прием мышления, при котором на основе сходства объектов в одних признаках делается заключение об их сходстве в других признаках. Выделяют две формы аналогии: а) ассоциативную (проявляется в психологических актах деятельности, носит образный характер), и б) логическую (при которой с определенной степенью вероятности рассматривается сходство явлений на основе их параллельного изучения). В некоторых случаях умозаключение по аналогии понимается предельно широко как перенос информации об одних объектах на другие, что и составляет гносеологическую основу моделирования.

Моделирование – это изучение объекта путем создания и исследования его копии, замещающей оригинал в определенных строгих соответствиях черт и характеристик, интересующих исследователя. Построение моделей реально существующих предметов и процессов особо ценно при изучении сложных либо неоднозначно интерпретируемых систем.

Модели бывают материальными и идеальными. Первые разделяются на предметно-математические и предметно-физические. Вторые – на идеализированные и знаковые модели.

С развитием кибернетики в науке получило развитие кибернетическое моделирование.


4.   Идеалы и нормы научного познания. Построение научной картины мира. Динамика научного знания и возникновение научных революций

Идеалы и нормы научного познания.

Построение научной картины мира.

Динамика научного знания и возникновение научных революций


5. Наука как социальная ценность. Статус ученого, его ответственность и научный эпос

Наука как социальная ценность.

Статус ученого, его ответственность и научный этос.


Литература


1.                                         Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. - М., 1991.

2.                                         Идеалы и нормы научного исследования. - Мн., 1981.

3.                                         Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. - М., 1985.

4.                                         Культура и развитие научного знания. - М., 1991.

5.                                         Наука в зеркале философии ХХ в. - М., 1992.

6.                                         Научные революции в динамике культуры. - Мн., 1987.

7.                                         Социально-философские проблемы производства и применения научных знаний. - Мн., 1992.

8.                                         Степин В.С. , Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994.

9.                                         Степин В.С. Становление научной теории. - Мн., 1975.

10.                                    Философия и методология науки. - М., 1996.


Раздел Y. Социальная философия

Тема 14. Общество как объект философского анализа


1)     Особенности философского подхода к исследованию общества. Эволюция взглядов на общество в истории философии.

2)     Общество как система. Основные подсистемы общества: экономическая, политическая подсистемы.

3) Специфика социальных законов. Закономерности и сознательная деятельность людей. Возможность и действительность, случайность и необходимость в жизни общества.


1. Особенности философского подхода к исследованию общества. Эволюция взглядов на общество в истории философии

Особенности философского подхода к исследованию общества.

Понятие общества многозначно. В широком смысле общество - это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей в их жизнедеятельности.

В узком смысле под обществом понимается определенный этап человеческой истории, исторически определенная целостность или элемент этой целостности (средневековое общество).

Либо, еще более узко, как группа лиц, объединившихся для реализации общих целей и интересов. (общество книголюбов). В данном случае под обществом понимается общность людей, что слишком упрощает взгляд на проблему.

Эволюция взглядов на общество в истории философии.

На протяжении долгого времени, начиная с античных времен, общество отождествлялось с государством.

Политический аспект был выдвинут Платоном: общество - это совместное поселение людей для взаимопомощи и удовлетворения потребностей. Гоббс: естественное состояние людей (зло, война всех против всех ) может быть "спасено" мирным общественным договором, гарантом которого выступает государство.

В Новое время в анализе сущности общества преобладает экономический взгляд . Юм, Смит, Спенсер: общество представляет специфическую систему разделения труда, продуктивной деятельности людей.

У Гегеля: "гражданское общество" устанавливает зависимость всех от всех.

Известен также этический подход в размышлениях об обществе. Общество как совокупность абстрактных индивидов, выражающих человеческое состояние. Шефстбери: этически ориентированная связь людей. Кант: общество представляет собой вынужденное согласие превратить историю в моральное целое.

Широко известна религиозная точка зрения на общество как продукт божьего творения.

Одновременно, дискутируются взгляды на общество как на естественное либо искусственное образование.


2. Общество как система. Основные подсистемы общества: экономическая, политическая подсистемы

Общество как система.

Система представляет собой совокупность явлений, связанных, взаимодействующих, взаимоопределяющих друг друга и, одновременно, являющихся целостным, единым образованием.

В самом широком понимании системы, следует выделить систему мироздания, состоящую из двух элементов (систем): природы и общества. Их неразрывная связь показывает, что общество не может существовать вне и без природы, природа, в свою очередь, находится под воздействием общественного развития.

Исходя из мировоззренческих оснований анализа общества существует ряд моделей общества, в рамках которых различаются структурные элементы. Так, идеалистическая модель общества содержит, в первую очередь, сферу духовного (Бог, абсолютная идея). Идеалы, воля, желания, существующие в верховной сфере трансформируются на низший уровень, в сферу жизнедеятельности. При этом образуются управленческая деятельность, интеллектуальная деятельность и сознательная деятельность людей. Следующим элементом этой модели является производство материальных благ и жизни.

Одним из распространенных представлений является диалектико-материалистическая модель общества. Изначальными и, одновременно, предельно широкими понятиями являются понятия "общественное бытие" и "общественное сознание", которые взаимодействуют друг с другом по принципу: общественное сознание определяется уровнем развития общественного бытия. Структурными элементами общественного бытия выступает целая иерархия социально-экономических понятий, среди которых "способ производства" состоит из взаимосвязанных категорий "производительные силы" и "производственные отношения". Производительные силы включают в себя совокупность людей, наделенных способностью к трудовой деятельности, а также средства производства, состоящие из средств труда и предметов труда. Помимо производительных сил способ производства содержит понятие "производственные отношения", которые представляют собой реальные отношения между людьми, возникающие в процессе и по поводу производства. Среди них выделяются отношения экономические, технологические, управленческие, отношения по поводу обмена и потребления материальных благ, а также отношения по поводу собственности средств производства. Именно последние и являются ключевыми во всяком способе производства. Совокупность всех производственных отношений составляет реальный базис конкретного способа производства. Над ним возвышается, от него зависящая, так называемая надстройка - совокупность идей, взглядов, теорий, представлений в политической, социальной, духовной сферах и обеспечивающих их организаций и учреждений.

Основные подсистемы общества: экономическая, политическая подсистемы

Общество - целостная, саморазвивающаяся система способов взаимодействия и форм объединения людей. Оно может быть представлено как определенная система взаимодействующих подсистем и элементов.

Основными подсистемами общества являются сферы общественной жизни. Выделяют четыре важнейших социальных сферы:

1) экономическая сфера охватывает отношения, возникающие в процессе производства, распределения обмена и потребления товаров и материальных благ;

2) политическая сфера распространяется на отношения к власти и по поводу власти между партиями, организациями и государством;

3) социальная сфера складывается из отношений между слоями и социальными группами, общественными организациями и социальными институтами;

4) духовная сфера отхватывает отношения в обществе, связанные с духовными процессами, религией, моралью. искусством.

Все эти подсистемы имеют свои подсистемы и элементы. В экономической, к примеру, выделяют производственные учреждения (предприятия), учреждения сферы услуг, транспорта, подсистему сельского и лесного хозяйства, а также фондовые, товарные биржи, банковскую систему и т.д. В политической сфере - государство, правоохранительная система, законодательные органы, институт прокуратуры, система политических партий и организаций. В реальном историческом процессе они находятся во взаимосвязи и взаимодействующем влиянии друг на друга. Трансформации в политической сфере детерминированы экономическими проблемами, которые, в свою очередь, вызывают изменения в социальной сфере, а зачастую и в духовной. Духовное развитие общества оказывает прямое или опосредованное влияние на экономику, на политику, на общественную жизнь.


3. Специфика социальных законов. Закономерности и сознательная деятельность людей. Возможность и действительность, случайность и необходимость в жизни общества

Специфика социальных законов.

Под законом обычно понимается существенная связь между явлениями, обладающая всеобщностью, необходимостью, повторяемостью в конкретных условиях данной системы. Социальный закон - вид связи, который определяет характер отношений в деятельности людей и социальных общностей. Исследовать социальные законы значит установить существенные связи, выявить тенденции в развитии общества. Социальные законы разделяются:

- по времени и тотальности действия - на: а) общие (действующие во всех социальных системах)

и б) специфические (действие которых ограничено одной или несколькими сферами общества - экономические законы капитализма).

- по степени общности: а) законы, которые характеризуют развитие социальной сферы в целом,

и б) законы, определяющие развитие отдельных элементов социальной системы.

- по способу проявления: а) статические и динамичные;

б) законы развития и законы функционирования.

Одной из важнейших особенностей проявления социальных законов является их действие как тенденций: выраженность общей направленности действия при наличии отклонений, колебаний, противодействия.

Закономерности и сознательная деятельность людей.

Специфика действия социальных законов обусловлена и осуществляется под воздействием активной, целенаправленной, сознательной деятельности людей.

Социальные действия, протекающие под влиянием социальных законов, называются социальной деятельностью. Социальная деятельность непосредственно организуется и осуществляется как сознательная деятельность людей, поэтому их субъективные интересы и потребности накладываются на объективные социальные процессы. Естественным в обществе считается, что эти объективные законы могут замедляться, искривляться, задерживаться в связи с человеческими усилиями и устремлениями.

Возможность и действительность, случайность и необходимость в жизни общества.

Социальный детерминизм - жесткая предопределенность социальных явлений объективными, вне человека положенными факторами и причинами. Известны различные виды детерминизма: механистический (“лаплассовский”), религиозный (теологический), вульгарно-материалистический.

В противоположность детерминизму индетерминизм отрицает существование всяких социальных взаимосвязей и причинно-следственных действий в общественном развитии.

Фатализм - учение о том, что всякая деятельность, всякий факт жизни человека и общества в целом неизбежны, неотвратимы по воле некоего изначального принципа (судьба, рок), неведомой иррациональной причине. Фатализм проповедуют оккультные учения, астрология. Социальный фатализм не признает роли личности в общественном развитии, субъектов социального творчества в социальной практике.

Специфической разновидностью фаталистического принципа выступает ламброзианство: учение о предопределении преступной деятельности личности исходя из его внешних биологических черт.

Волюнтаризм - учение о том, что основополагающим принципом жизнедеятельности является воля. Социальный волюнтаризм отрицает действие объективных факторов, а все социальное развитие выводит из феномена воли, мировой и человеческой.


Литература


1.      Арефьева Г.С. Общество как объект социально-философского анализа. - М., 1995.

2.      Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М., 1995.

3.      Духовное производство. Социально-философский аспект духовной деятельности. - М., 1981.

4.      Карпенко А.Н. Фатализм и случайность будущего. Логический анализ. - М., 1991.

5.      Крапивенский С.Э. Социальная философия. - М., 1996.

6.      Общество и человек: пути самоопреления. - СПб., 1994.

7.      Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М., 1982.

8.      Социальная философия. - М., 1995.

9.      Человек и общество. Современный мир. - М., 1994.


Тема 15: Философия истории


1)     Развитие общества как естественноисторический процесс. Основные подходы к анализу общественного развития: формационный, цивилизационный и культурологический аспекты общественного развития.

2)     Субъекты и движущие силы истории. Понятие, сущность и проблемы общественного прогресса, его составные элементы и критерии.

3)     Индустриальное и постиндустриальное общество.

4)     Общественное развитие на постсоветском пространстве. Перспективы общецивилизационного процесса.

1. Развитие общества как естественноисторический процесс. Основные подходы к анализу общественного развития: формационный, цивилизационный и культурологический аспекты общественного развития

Развитие общества как естественноисторический процесс

Основные подходы к анализу общественного развития: формационный, цивилизационный и культурологический аспекты общественного развития.

2. Субъекты и движущие силы истории. Понятие, сущность и проблемы общественного прогресса, его составные элементы и критерии

Субъекты и движущие силы истории.

Понятие, сущность и проблемы общественного прогресса, его составные элементы и критерии

3. Индустриальное и постиндустриальное общество.

4.   Общественное развитие на постсоветском пространстве. Перспективы общецивилизационного процесса.

Общественное развитие на постсоветском пространстве.

Перспективы общецивилизационного процесса.


Тема 16: Философия права и политики


1)     Социально-философский подход к анализу феноменов права, власти и политики.

2)     Государство как социальный институт. Философия права и власти

3)     Основные компоненты политико-правовой деятельности. Роль политического и правого сознания в развитии общества. Философские аспекты концепции правового государства.

4) Современный смысл прав человека и гражданского общества.

1.   Социально-философский подход к анализу феноменов права, власти и политики.

2.   Государство как социальный институт. Философия права и власти.

Государство как социальный институт.

Философия права и власти

3. Основные компоненты политико-правовой деятельности. Роль политического и правого сознания в развитии общества. Философские аспекты концепции правового государства

Основные компоненты политико-правовой деятельности.

Роль политического и правого сознания в развитии общества.

Философские аспекты концепции правового государства

4. Современный смысл прав человека и гражданского общества.


Тема 17: Философия культуры


1)     Понятие и сущность культуры. Проблемы культуротворчества человека и функции культуры в обществе.

2)     Основные философские концепции существования и развития культуры. Отечественная философия культуры.

3)     ) Культура и цивилизация.

4) Динамика культуры. Традиции и новации. Диалог культур. Национальное и общечеловеческое в культуре.


1. Понятие и сущность культуры. Проблемы культуротворчества человека и функции культуры в обществе

Понятие и сущность культуры.

Этимология понятия “культура” имеет двойственное звучание: а) возделявание, обработка (земли); б) поклонение, культ.

Культура - система программ общения, поведения и деятельности индивидов, при которых воспроизводится определенный тип жизни людей.

Культура - совокупность искусственных образований, созданных людьми, форм их жизнедеятельности, образцов самопознания и саморазвития.

Культура - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм, ценностей и отношений.

Проблемы культуротворчества человека и функции культуры в обществе.

Функции культуры - это предназначение ее в обществе то, для чего она существует , какую выполняет роль, какова ее социальная значимость. Это - социальное достояние. Функции культуры социально ориентированы, приводят индивидуальные интересы в соответствие с социокультурными программами.. Среди наиболее общих и универсальных функций выделяют:

1) социально-интеграционную - обеспечение социальной интеграции, консолидации, коммуникации между людьми. Культура является тем основанием, которое позволяет объединить людей, формировать устойчивость их существования.

1)  регулятивная - регулирование процессов взаимоотношений между людьми: мораль, ценностные ориентации пр.

2)  познавательно-оценочную - способствует самоиндентификации людей в обществе.

3)  социализации и инкультурации - вырабатывает нормы и стандарты приобщения людей к общественной жизни, достижениям культуры, жизнедеятельности общества.

4)  трансляции социального опыта - передачи сквозь века социальных и духовных программ жизнеобеспечения.

5)  знаковая (семиотическая) - приобщает людей к многочисленным языкам культуры, благодаря которым человек подключается к культуре.


2. Основные философские концепции существования и развития культуры. Отечественная философия культуры

Основные философские концепции существования и развития культуры.

Отечественная философия культуры


3. Культура и цивилизация

Термин “цивилизация” (от лат.: - гражданский) объясняет отличие античного общества от предшествующего ему состоянию варварства. Это – этимологический смысл понятия.

Семантически оно очень разнородно. Много определений противоречащих друг другу, много смысловых нагрузок, которые очень подвижны, изменчивы.

Чаще всего понятие цивилизации объясняет состояние прогрессивного развития общества и в целом исторического процесса.

В эпоху Просвещения (XYIII в.) используется для обозначения и различения культурно – исторических эпох: дикость – варварство – цивилизация. Французские просветители определяли цивилизованным то общество, которое было построено на разуме, свободе, справедливости.

Наиболее оригинален взгляд О. Шпенглера: цивилизация – это последняя стадия культуры, ее упадок, заключающийся в разрыве связей между высоким уровнем технического развития и вырождением духовной жизни общества. Цивилизация – “рок всякой культуры”.

Приведем несколько современных интерпретаций понятия “цивилизация”:

- цивилизация как уровень развития материально-технической культуры, при котором она противопоставляется духовности

- цивилизация как прогресс общественного устройства, само совершенство, как идеал его развития. При этом цивилизация – это высшее проявление культуры.

- цивилизация – это культурно-исторический результат деятельности людей, наделенных специфическим генотипом, выражающих свою функции культуры - это от других культур. Цивилизация – особая сфера жизни, данная не всем народам, а только некоторым наиболее способным к развитию.

В философии культуры сложилось несколько оригинальных концепций цивилизации, которые служат своеобразной методологией анализа феноменов культуры. Цель этих концепций – осмыслить культуру (а в ее контексте и цивилизацию) как многообразную, многофакторную социальную модель жизнедеятельности народов и обществ.

1. Одна из теорий цивилизации развивалась на основе этнического критерия и его влияния на исторические циклы жизни. Это так называемая этническая концепция (авторы Ф. Гизо, Л. Гумилев).

В истории народов существует специфическое ядро, которое дает ему возможность устоять выжить и развиваться. В основу его положено ряд принципов и все они выражаются посредством цивилизационной силы народа. Гумилев называет эти силы пассионарностью – накоплением популяционных признаков, представляющих специфический, уникальный, жизнестойкий образ народа. У других авторов этнический критерий выражается в расовых признаках. Место жизни нации определено этническим духом, божественной предначертанностью, “единством крови” и пр. Достаточно известная идеологическая платформа, имеющая известный финал.

2. Концепция А. Тойнби. Она представляет собой своеобразное продолжение взглядов О. Шпенглера о круговороте локальных цивилизаций. Его основная работа – “Постижение истории”.

Всякая цивилизация проходит стадии возникновения, роста (развития), надлома и разложения (уничтожения). Кроме этого, существуют культуры - цивилизации развивающиеся, застывшие (неразвитые) и мертвые. Цивилизация – это историческая целостность, согласующая функционально и содержащая в гармонии “социальное тело”: экономику, политику, духовность и пр. феномены социальной жизни. Развитие цивилизации происходит под воздействием “творческого начала” элиты, творцов культуры, некоего мистического двигателя, “жизненного порыва”. С другой стороны, для общественного развития требуется специфическая (сложная, неблагоприятная, “вызывающая”) природно-социальная среда. Этот вызов обществу способствует тому, что творческое меньшинство стремится решить возникающие проблемы, организует инертные массы, “нетворческое большинство”. В результате происходят многие достижения, складываются ценности, совершенствуется жизнь и общество, таким образом, находится на прогрессивном пути развития. (подробнее: Гуревич П.С. Культурология. – М., 1998. – С. 84 - 93)

3. Концепция П. Сорокина. Выступает с критикой положений Шпенглера – Тойнби (организм, органика и пр.). Под цивилизацией понимает объединяющее начало нескольких социокультурных систем. Это – интегрированная социальная реальность, основанная на всеобщих общепринятых, конкретных принципах и социальных ценностях.

Поскольку культура складывается из 3-х систем (сенситивная, идеациональная, идеалистическая), она образует суперсистему, части которой должны взаимодействовать друг с другом.

Однако, сенситивная (чувственная) реальность, гедонистические ценности и нормы, материальные, утилитарные ориентации (благосостояние, власть, уют и пр.) подавляют божественные предначертания, символы веры. Истиной становится конечная предметная данность; духовность, сакральность вытесняются из сферы разума. Поэтому средневековая спиритуалистическая культура в Новое время заменяется сенситивной культурой, которая и приняла главенствующие формы в настоящее время. Современная ситуация становится кризисной, поскольку цивилизация (объединение разнородных культурных систем) не выполняет своего предназначения. Рациум был отвергнут и утерян, идеациональные принципы (Бог, святость, заветы), Европа уступает первенство Америке, которая, в свою очередь, отдает его Востоку.

Взаимосвязь культуры и цивилизации.

1)                                 Культура отождествляется с цивилизацией (А. Фон Гумбольдт), эти понятия не разводятся, они – синонимы.

2)                                 Они – стадии друг друга, как стороны медали. Развитие человека предполагает искусственно созданные им черты и сферы цивилизация (интеллект, прагматизм) и гуманитарные качества (культивирование ценностей, творчество, религия, мораль).

3)                                 Изначально человек обладает врожденными чертами ( наследственно). Это – биологический человек с наиболее устойчивыми программами поведения (инстинкты, шаблоны). Совершенствуясь, человек приобретает ряд навыков поведения – общепринятых образцов. Это – культурный человек. Но есть, помимо этого, случаи сложных жизненных ситуаций, в которых человек должен искусство приспосабливаться к динамичным, сложным перепетилиям жизни. Это – цивилизованный человек.

4)                                 Преемственность культур предполагает существование цивилизации как одной из фаз развития культуры. Это закономерный исторический процесс, который основывается на совокупности материальных удобств и технических средств, усовершенствованных социальных технологиях (цивилизованные способы политической борьбы, экономических протестов и т.д.).

5)                                 Различия этих понятий может быть проведено, как независимых сфер жизни, не соприкасающихся в реальности по принципу, где заканчивается культура – там начинается цивилизация, и наоборот.. Если цивилизация уменьшается, увеличивается культура.

6)                                 Культура противоположна цивилизации. (Шпенглер) Господство человека “цивилизаци” свидетельствует о разрушении культурного слоя земли. Это находит свое выражение в мировых войнах.


4. Динамика культуры. Традиции и новации. Диалог культур. Национальное и общечеловеческое в культуре

Динамика культуры.

Традиции и новации

Диалог культур

Национальное и общечеловеческое в культуре.

Тема 18: Философия техники


1) Феномен техники и ее развитие в истории человечества.

2) Техника и научно-технический прогресс. Сущность и проблемы технологического детерминизма.

3) Кризисные явления техногенной цивилизации и ее перспективы.


1. Феномен техники и ее развитие в истории человечества

Что представляет собой феномен техники и каково ее значение в культуре?

Техника (от греческого слова: мастерство, искусство, учение) – это система искусственных продуктов, созданных путем опредмечивания природных явлений и предметов в ходе интеллектуально-трудовой деятельности человека.К примеру, техника производственная, военная техника, медицинская техника, техника управления и т.д.

Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой.

В ХХ веке развитие цивилизационных процессов приводит к созданию техносферы: области действительности, в которой доминирует применение техники.

Техническая оснащенность общества – одна из важнейших характеристик цивилизации, основанной на широком проникновении технически оснащенных производств во все сферы жизни общества, его культуру.

Техника – составная часть НТП (научно-технического прогресса).

Понимание техники иногда сводится только к узкому названию механических и автоматических предметов труда, т.е. синониму термина “машина”.

Типология техники разнообразна. Выделим наиболее значимые в социально-философском аспекте типы:

а) по сферам применения (строительная техника, бытовая техника, медицинская техника);

б) по участию человека в техническом процессе (ручная техника, механическая техника, полуавтоматическая техника, автоматическая техника);

по предназначению (техника, производящая энергию, техника, создающая технологии, техника, производящая продукты).

Техника – один из основных двигателей социального прогресса. Положительное влияние технического развития на социальные отношения отмечалась с древних времен. Изобретение техники – один из главных факторов формирования самого человека.

Исторически развитие техники и общества взаимосвязаны. По уровню развития техники часто судят о состоянии и перспективах общественного развития, цивилизованности общества.

1)     примитивность техники – первобытное общество;

2)     ручная техника, механические приспособления – переход к цивилизации, античное общество;

3)     машинная техника – технический век, западноевропейская цивилизация;

4) автоматизированная, электронно-компьютерная техника – техногенная цивилизация.

Устойчивым является мнение, что современная цивилизация, истоки которой восходят еще к античности, технически сориентирована и детерминирована. В учении Аристотеля, к примеру, техника противопоставляется природе.


2.   Техника и научно-технический прогресс. Сущность и проблемы технологического детерминизма

Технизация современного общества принимает угрожающие масштабы, подчиняет себе не только природу, но и жизнь человека, возвышается над ним, управляет общественной жизнью. Господство техники в обществе от бюрократически-чиновничьего управления до технически оснащенных политико-экономических процессов и технологий в сфере культуры получило название технократизма.

Учение, объясняющее причины и приоритеты развития общества и культуры на основе преобладания и господства технической сферы жизни над духовной, социальных технологий над культурными феноменами, называется технологическим детерминизмом.

Культ техники в результате НТР, при котором машина становится всесильным идолом. Происходит фетишизация технических достижений.

“Теория мегамашины”

Проникновение техники в разнообразные сферы общественной жизни поставило проблемы не только изучения самого феномена техники, но и концептуального обоснования технически совершенных цивилизаций.

Философия техники (“метафизика машины”) как отрасль философского знания зародилась в XIX в. Ее яркими представителями были Э.Капп, П. Энгельмейер. Некоторые мыслители приветствовали и восславляли технический прогресс, другие относились к нему с осторожностью, иные в оценках были пессимистами, антитехнократами.

В русле философских размышлений над будущим технического общества своей оригинальностью выделяется так называемая “теория мегамашины”. Ее автором принято считать английского ученого Мамфорда

Суть теории в следующем.

Машина как созданная из природных элементов искусственная среда выступает связующим звеном между обществом, человеком и природой, космосом (универсумом).

До определенного времени машина - огромный помощник человеку как снятие мускульных усилий в производстве. Но открытие парового, а затем электродвигателя и двигателя внутреннего сгорания подняли статус машины на автономный уровень.

Мир переориентируется с человека (антропоцентризм) на технику (техноцентризм и технократизм). Машина становится не связующим а координирующим, организующе-управляющим центром культуры и цивилизации.

Техника образует новую сферу, новое переустройство мира, так называемую мегамашину: машина (техника) в центре, человек рядом либо в ней как ее часть, вокруг машины другие машины и агрегаты, а также мощная инфраструктура полностью зависящая от технической вооруженности общества. Это все и составляет своеобразную мощную техническую сферу жизни.


3. Кризисные явления техногенной цивилизации и ее перспективы

С появлением подобных рассуждений складываются противоречивые взгляды на роль техники в обществе. Самая радикальная их них - концепция “восстания против машин”, смысл которой сводился к стремлению уничтожить все зло в мире, связанное с техническим прогрессом. Видными представителями таких взглядов были христианские религиозные деятели, облачая технические изобретения в “лик сатаны”.

В многочисленных высказываниях русского философа Н. Бердяева отмечается панический страх перед будущим техническим господством. Все чаще в его работах звучит вопрос о том, как обуздать военную технику, преодолеть технологический детерминизм?

С другой стороны, нельзя не видеть экономическую выгоду (эффект) результатов системного и полномасштабного использования технически совершенных производств.

а) повышение рентабельности производства;

б) создание товаров с низкой себестоимостью;

в) гибкость и модернизация производства;

г) интенсификация производства и пр.

Одна из серьезнейших опасностей технической цивилизации – автономизация бытия машины, выход ее за сферу контроля со стороны человека.

Кроме того, широкомасштабное использование техники влечет отрицательные глобальные экологические последствия.

Все это и другое вызывает глубокую озабоченность среди современных философов, ученых, инженеров.


Тема 19: Философская футурология


1)     Философское обсуждение проблем будущего. Формы и способы философского предвидения.

2)     Сущность и основные проблемы социального прогнозирования

3)     Современная глобальная ситуация как образ будущего.

4) Модели будущего и пути преодоления возможных глобальных катастроф.

1. Философское обсуждение проблем будущего. Формы и способы философского предвидения

Философское обсуждение проблем будущего.

Формы и способы философского предвидения.

2. Сущность и основные проблемы социального прогнозирования

3. Современная глобальная ситуация как образ будущего.

4. Модели будущего и пути преодоления возможных глобальных катастроф.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.