рефераты скачать

МЕНЮ


Концепция внедрения исследовательского принципа обучения в учебный процесс

n социальную форму.

Все формы движения находятся в своеобразной субординации. Сложная структура вытекает из более простой., одновременно, включая в себя все низшие формы движения. Поэтому разрыв высших и низших форм движения недопустим, как и сведение более высокой формы движения к более низкой (редукционизм).

Пространство и время как атрибуты материи.

Всеобщие формы бытия, его свойства. Взаимосвязь движения, пространства и времени.

Пространство характеризует протяженность и структурную организацию бытия, наличие, расположение одного возле другого.

Время выражает длительность существования, последовательность смены состояний, протекание, существование одного после другого.

Характеристики: общие (объективность, всеобщность, неуничтожимость и пр.) и особенные (время однонаправлено, пространство многомерно и т.д.)



Литература


1.      Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевнопейской философии. - М., 1986;

2.      Капто А.С. Философия мира. - М, 1990;

3.      Лосский Н. Мир как органическое целое//Избранные произведения. - М., 1991;


Тема 7. Часть 2. Философское учение о развитии


1) Философское понимание развития. Диалектика как метод и теория. Исторические формы диалектики и ее альтернативы. .

2). Принципы, категории и законы диалектики. Объективная и субъективная диалектика. Современные дискуссии о диалектичности явлений бытия.


1). Философское понимание развития. Диалектика как метод и теория. Исторические формы диалектики и ее альтернативы. Философское понимание развития

Мы постоянно сталкиваемся с явлениями, которые так или иначе изменяют свое состояние. В растительном мире - рост, расцвет, увядание, в животном мире - рождение, взросление, старение, в обществе - переход от одних общественных форм, организаций и состояний к другими т.д. Проблема развития - многоуровневая и многоаспектная. Ряд наук исследует с точки зрения своего предмета те или иные формы и способы развития. Философский подход отличается комплексным, обобщенно-абстрактным и универсальным подходами к феномену развития.

Изменение состояний предметов, процессов, явлений с сохранением их исходного состояния, основы, приводящее к их новому качественному состоянию называется развитием.

Объективные признаки, приводящие к развитию:

1. невозможность сохранить существующие формы без угрозы их существованию;

2. потенциальное разрушение, нарушение устойчивости организации и функций предметов, процессов, явлений.

3. направленность преобразований всякой системы.

Характеристики развития:

а) объективность;

б) разноплановость;

в) непрерывность;

г) многоуровневость;

д) системность;

е) многоэтапность;

ж) комплексность.

Направленность развития обнаруживает три основных типа развития.

1. Прогрессивное развитие - движение явлений и процессов по восходящей линии, от менее совершенного к более совершенному состоянию называется прогрессом.

2. Противоположный процесс развития от более совершенного и менее совершенному, упрощение с потерей лучших форм и качеств, движение вспять, по нисходящей линии называется регрессом.

3. Круговорот - процесс развития "по кругу", без приобретения четкого направления, построение либо воссоздание предыдущих состояний после обретения нового качества.

Диалектику можно представить: а) как метод, методологию,

б) как теорию , как учение, систему знаний;

в) как логику развития.

Диалектика как метод и теория.

Учение, предметом которого является изучение закономерностей развития и взаимосвязи явлений и процессов называется диалектикой. Этимология слова восходит греческому понятию искусства рассуждения, проведения беседы (Сократ).

Диалектика также выступает методом исследования существенных противоречий, изменяющихся явлений, понимания процессов реальности с позиций их развития и взаимосвязи.

Антиподом диалектики как метода выступает метафизика. Это - учение, представляющее мир и его фрагменты как застывшие, неизменные, однозначные и неразвивающиеся сущности. Метафизика отрицает саморазвитие бытия посредством разрешения внутренних противоречий. Есть и иное понятие метафизики как учения о сверхчувственных началах и принципах существования бытия (природы, физики).

Вторым известным антиподом диалектики является эклектика (от греч.: выбирать) - соединение разнородных взглядов и идей без выделения главных, сущностных связей, без целостного и цельного представления явления, процесса. Родоначальник - Потамон Александрийский (2 в. н.э.).

Среди иных антиподов диалектики следует выделить такие учения как догматизм, софистика, релятивизм.

Исторические формы диалектики.

1. Античная диалектика. Основные представители: Герактит, Демокрит, Зенон, Платон и др. Основные черты диалектических взглядов: отрывочность, наивность, созерцательность, гипотетичность, стихийность, спонтанность.

2. Немецкая классическая диалектика. Представители - Кант, Гегель, Фихте. Характеристики ее рассмотрения: идеалистичность, системность, методологичность, универсальность, активная творческая сущность, целостность, теоретичность т.е. совокупность законов и категорий.

3. Современная диалектика.

а) Марксистская диалектика (Маркс, Энгельс, Плеханов и др.) Принципы к ее изложения: объективность, материалистичность, всеобщность, теоретичность, научность.

б) Идеалистическая диалектика. Виднейшие представители: Ж.-П. Сартр, Н. Лосский, Г. Маркузе и др.



2) Принципы, категории и законы диалектики. Объективная и субъективная диалектика. Современные дискуссии о диалектичности явлений бытия

Диалектика в ее современном обоснованном виде представляет собой стройную теорию, состоящую из совокупности идей, принципов, категорий и законов. Диалектика как теория выполняет ряд функций - мировоззренческая, методологическая, эвристическая, прогностическая, социальная, аксиологическая.

Принципы диалектики:

а) развития;

б) всеобщей связи;

в) взаимообусловленности явлений;

г) историзма;

д) антиномии,

е) объективности;

ж) системности, всесторонности анализа.

и) монизма.

Категории диалектики.

Философские категории представляют собой всеобщие формы мыслительной деятельности, идеальные образы, отражающие свойства и связи, присущие всем явлениям действительности. Познавая мир, размышляя о нем, человек оперирует соответствующими понятиями, определенные качества, свойства и связи. Они являются поэтому всеобщими, принадлежащими всем явлениям действительности. Категории диалектики разделяют на разновидности, отражающие: а) универсальные процессы самоорганизации бытия и категории и б) выражающие связи детерминации. К первым относятся такие категории как единичное - особенное - общее (всеобщее), целое - часть, система - структура - элемент, содержание - форма.

Связи детерминации объясняют категории: причина - следствие, необходимость - случайность, сущность - явление, действительность - возможность.

Законы диалектики.

Под законом понимается необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся и объективная связь между свойствами и элементами системы, явлениями и процессами действительности.

В отличие от других законов законы диалектики имеют всеобщий характер и отражают универсальные характеристики развития. Законы разработаны в диалектической системе Гегеля, но впервые понятие "диалектический закон" применено в марксизме.

Основными законами диалектики являются:

1. закон единства и борьбы противоположностей;

2. закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;

3. закон отрицания отрицания.

1. Закон единства и борьбы противоположностей формулируется следующим образом: явления и процессы объективного мира находятся в единстве тождества и противоположности, находясь одновременно в отношении взаимоисключения, противоречия, различия, тождества, гармонии.

Суть закона: он объясняет источник, причины саморазвития, самодвижения - они находятся во внутренней противоречивости предмета, процесса, явления; в единстве и борьбе противоположностей.

Содержание: диалектическое развитие - это результат взаимодействия противоположных, противоборствующих сторон, находящихся в единстве и взаимообусловленности внутренней структуры явлений, процессов, предметов.

Формула: гармония - дисгармония - конфликт - постконфликт.

Этапы (условно выделяемые) протекания закона:

а) Тождество ( единство). Он отражает основное состояние гармонии, равновесие, непроявленность и несущественность различий, имеющихся в предметах, процессах. Это - равенство самому себе, относительная устойчивость качества. Тождество сущностно.

б) Различие. Существует одновременно с тождеством, взаимосвязано с ним и отражает наличие несущественных различий, разрыв единства, несовпадение внутренних качеств предметов, процессов, их изменчивость. Нарастание различий приводит к существенности их проявления для предметов, процессов, что приводит к следующему этапу протекания закона.

в) Противоположность. Обнаруживается тогда, когда различия становятся полярными, а тождество несущественно. Элементы, по сути, исключают друг друга, взаимосвязь ограничена, состояние разобщенности, независимости, противостояния. Назревает конфликт.

г) Противоречие. Между противоположностями возникает борьба, они взаимоотрицают и взаимопроникают друг в друга. Происходит абсолютизация борьбы полярностей, разрешение конфликта приводит к снятию противоречий, их преодолению. Верх берет одна противоположность над другой, наступает нивелировка противоположностей, их гибель, переход (слияние) противоположностей друг в друга.

Наступает новая фаза развития: снятие противоречия (конфликта) приводит к состоянию гармонии, с несущественными различиями и тождеством самому себе, которое, в свою очередь, нагнетает различия, способные перерастать в противоположности. Взаимодействие последних приводит к противоречию. Его разрешение выводит предмет, процесс на новый виток развития. Таков общий механизм действия закона единства и борьбы противоположностей.

Диалектические противоречия можно классифицировать по разным основаниям и выделить следующие виды:

1) внутренние и внешние, 2) основные и неосновные, 3) антагонистические и неантагонистические, 4) случайные и необходимые, 5) общие и специфические, 6) существенные и несущественные, 7) формальные и содержательные, 8) конструктивные и деструктивные.

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений формулируется так: количественные изменения, постигая состояния пресыщения меры, приводят к новым качественным изменения, которые, в свою очередь, формируют новые количественные накопления.

Его суть: раскрыть механизм и процесс развития путем взаимодействия качественно-количественных характеристик предметов, процессов, явлений, показать каким образом протекает развитие.

Содержание закона - непрерывные количественные накопления (эволюционные изменения) возможны без преобразования качества систем, предметов до определенной меры, преодоление которой приведет к скачкообразным (революционным) изменениям и переходу к новому качественному состоянию системы. Всякое новое качество имеет свои количественные параметры, способные к дальнейшему изменению.

Формула: количество - мера - скачек - качество.

3. Закон отрицания отрицания (диалектического отрицания). Формулировка - каждая ступень развития, будучи результатом отрицания предыдущего состояния, воспроизводит (синтезирует) структуру исходной ступени на более высоком уровне.

Суть: показать направленность развития, его форму (фигуру), подчеркивая преемственность и изменчивость.

Содержание: повтор на следующей ( высшей ) стадии развития внутренней структуры изначальной ступени обуславливает спиралевидную, поступательную форму развития, с отбрасыванием устаревшего и обретением нового (позитивного) качества

Формула: тезис - антитезис - синтез.

Стадии протекания развития:

а) Существование изначальной определенной структуры, качества системы, процесса.

б) Отрицание. 1) устремленность к значительному разрушению структуры, ее модернизация или замена.

2) возникновение альтернативного образования.

3) динамичность системы, отмирание старого.

4) сохранение основы изначальной системы, наделение ее новыми возможностями.

5) обретение новых содержательных черт системы.

в) Синтез:

1) обращение системы к изначальному состоянию с учетом трансформации предыдущего состояния.

2) структурная реорганизация предыдущей модели на новом уровне.

3) выделение и приращение синтезированных тенденций в переходной стадии.

4) возникновение нового состояния.

5) переход на новую (высшую) стадию развития.

Характеристики диалектического отрицания:

- имманентность;

- абсолютность (универсальность);

- конкретность (определенность);

- объективность;

- интегральность.

Отличие диалектического отрицания от метафизического:

1) условие, момент развития - огульное низвержение старого

2) сохранение преемственности как основы - отрицание преемственности в развитии.

3) поступательный характер изменений - разрушительное действие в системе.

4)модернизация старых форм - необходимость уничтожения старого

5) отрицание как начало синтеза - тотальность, всеобщность отрицания

6) разрушение как момент развития - абсолютизация разрушений

7) оптимизм и конструктивизм - негативизм и пессимизм

8) спиралевидный характер - круговорот, цикличность

Объективная и субъективная диалектика.

Диалектику традиционно разделяют на объективную и субъективную.

Объективная диалектика - это движение и развитие предметов, процессов в в самом материальном, внешнем мире. Она не зависит ни от сознания и интересов человека, ни от сознания, воли всего человечества.

Субъективная диалектика - это движение и развитие мысли (диалектическое мышление), которая отражает диалектику внешнюю, объективную. Субъективность диалектики подчеркивает, что она существует лишь в голове человека как форма человеческого мышления, являясь при этом отражением объективной, а по содержанию совпадающей с последней.

Современные дискуссии о диалектичности явлений бытия. В ХХ в. диалектическои материализме произошло нивелирование духа диалектики классовыми интересами, подмена ее объективного содержания изменениями по воле вождя, гегемона, народа.

В других философских школах диалектика соединяется с теологией и тем самым изменения объясняются действием божественной воли., либо с иррационализмом.

Распространена точка зрения о том, что мир мир не диалектичен, а синергетичен, стремится не к развитию и уничтожению старых форм, а к перманентному движению от хаоса к логосу и, одновременно, от порядка к дисгармонии.

Есть мнения о том, что мир не диалектичен, а эклектичен, или наоборот, мы видим псевдоизменения на микроуровне, на уровне бытия мира этих изменений нет.



Литература


1.      В мире причин и следствий. - М., 1991.

2.      Диалектика материального мира. - Л. 1985;

3.      Милкин А.М., Подольский В.А. Категория развития в материалистической диалектике. - М., 1980;

4.      Руткевич М.Н., Лойфман И.Н. Диааалектика и теория познания. - М., 1994;

5.      История диалектики XIY - XYIII вв. - М., 1974.


Тема 8. Философия природы


1. Особенности философского понимания природы. Природа и человек. Природные факторы и условия жизни.

2. Природа и общество. Географическая среда, био- техно – и – ноосфера в жизни человека и общества. Синергетика как принцип существования системы “природа – общество”. Идеи коэволюции и глобального эволюционизма.

3. Глобальный экологический кризис: основания, следствия и возможности его преодоления. Особенности экологических проблем в Беларуси. Формирование экологического сознания и экологической культуры.


1. Особенности философского понимания природы. Природа и человек. Природные факторы и условия жизни

Особенности философского понимания природы.

Природа и человек.

Природные факторы и условия жизни.


2. Природа и общество. Географическая среда, био- техно – и – ноосфера в жизни человека и общества. Синергетика как принцип существования системы “природа – общество”. Идеи коэволюции и глобального эволюционизма

Природа и общество.

Географическая среда, био- техно – и – ноосфера в жизни человека и общества.

Синергетика как принцип существования системы “природа – общество”.

Идеи коэволюции и глобального эволюционизма.


3. Глобальный экологический кризис: основания, следствия и возможности его преодоления. Особенности экологических проблем в Беларуси. Формирование экологического сознания и экологической культуры

Глобальный экологический кризис: основания, следствия и возможности его преодоления.

Особенности экологических проблем в Беларуси.

Формирование экологического сознания и экологической культуры.


Раздел II. Философская антропология

Тема 9: Проблема сознания


1.     Философский смысл сознания: способы постановки и решения проблемы.

2.     Происхождение и сущность сознания, его свойства и структура. Сознательное и бессознательное. Самосознание и его компоненты. Развитие форм самосознания личности.

3.     Сознание, мышление, язык. Идеальное, материальное и реальное. Проблема моделирования искусственного интеллекта

4. Социокультурная основа сознания. Общественное сознание, его уровни и виды. Сознание, поведение, деятельность.


1. Философский смысл сознания: способы постановки и решения проблемы

Категория сознания – ключевая для любой философии. Онтологический аспект сознания заключается в его соотнесенности с другой предельно общей философской категории – “материя”. От способа решения проблемы первичности этих двух реальностей (так называемого основного вопроса философии) зависит принадлежность к материалистической, либо идеалистической традиции. Гносеологический аспект проблемы сознания предоставляет возможность ответить на вопрос о степени познаваемости мира человеком. Аксиологические вопросы также непосредственно связаны с сознательной целенаправленной деятельностью человека.

Природа сознания состоит в определении его как особой разновидности психической деятельности человека.

Сознание – свойство высокоорганизованной материи – мозга человека, продукт и необходимая сторона трудовой деятельности, существующее на основе общественных форм жизни.

Отличие сознания человека от психики животных:

1) целеполагание - целесообразное поведение;

2) абстрактное мышление - конкретно-предметное мышление; язык (вторая сигнальная система) звуки (первая сигнальная система)

3) самосознание - отсутствие рефлексивных форм.

1) Прежде чем действовать, человек идеально, в сознании формирует образ, который предстоит реализовать. Т.е. человек способен полагать цель, осознает то, что надо делать. Поведение животных рефлекторно, неосознанно, построено на ориентации сообразно цели, оно лишь целесообразно. Сознанию присуща функция проектирования. Опережающее отражение помогает ставить и осуществлять цели.

2) У животных отсутствует вторая сигнальная система, позволяющая воспроизвести существующие и существенные связи предмета посредством языка, абстрактного мышления. У животных мышление конкретно-предметное. Сознание человека не только отражает мир, но и творит его.

3) Самосознание означает, что человек относится к продуктам своей деятельности как к особым предметам и способен осознавать себя, свое место, роль и предназначение. Саморефлексия приводит человека к пониманию себя как личности, неповторимости, способствует формированию его духовного мира.

Таким образом, сознание – свойство высокоорганизованной материи мозга человека, высшая форма психики, которая способна отражать мир в форме идеальных образов, характеризующаяся при этом целеполаганием, языковым мышлением и самосознанием.


2. Происхождение и сущность сознания, его свойства и структура. Сознательное и бессознательное. Самосознание и его компоненты. Развитие форм самосознания личности

Способ жизнедеятельности человека отличен от жизни животных. Приспособление животных к миру выражается в том, что животные при изменившихся условиях среды изменяют и себя. Человек тоже меняется при взаимодействии со средой. Но человек приспосабливается к миру путем изменения внешней среды, приспосабливая ее к своей жизнедеятельности.

Формой жизнедеятельности его является труд. Чем активнее человек в этом процессе, тем ярче проявляется его человеческая сущность.

Сознание детерминировано практикой человека, его трудом, возникает из практики.

Происхождение и сущность сознания, его свойства и структура.

Сознание формируется в онтогенезе. Процесс развития труда – процесс становления человека и его мышления. Труд возник в особых формах приспособительной деятельности человека. Одной из них является орудийное поведение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.