Концепция внедрения исследовательского принципа обучения в учебный процесс
Три формы развития труда:
а) орудийные формы поведения
животных, связанные с постоянным приспособлением природных предметов в функции
усилителей естественных органов Это – предпосылка труда
б) начало труда: изготовление и
первичная обработка готовых предметов природы:
в) развитый человеческий труд с
целеполаганием и с формированным сознанием.
Возникновение и генезис сознания
составляют три взаимосвязанных и взаимообусловленных историко-генетических
процесса.
1.
антропогенез;
2.
социогенез;
3.
культурогенез.
Ключом к пониманию трех генезисов
сознания является генезис человеческого труда. Процесс и факторы антропогенеза
выражаются в следующем:
Для возникновения сознания
необходим субстрат (человек), высокоорганизованная материя ( мозг). Эволюция
человеческого тела и нервной системы. Сохранялись те особи, у которых возникали
наиболее прогрессивные, развитые, необходимые для жизнедеятельности органы,
свойства и качества. Питекантроп уже изготавливает орудия труда. У
неандертальца тело соответствует современному состоянию с прямохождением, у
краманьенца объем мозга 1500 – 1600 см. куб.
Становление и развитие трудовой
деятельности требует развития особой формы жизнедеятельности – общения в стаде.
Начало антропогенеза соединяется с социогенезом. Социальность как фактор
воздействия на биологические черты и свойства предка человека. Меняется старый
стадный инстинкт. Возникает первая стадия регуляции половых отношений (табу на
внутренний брак). В стаде складываются кровнородственные отношения, где
биологическое отступает на второй план. Истощение генофонда приводит к
межплеменным половым отношениям, при которых генофонд восстанавливается, обогащается.
Расширение общения, усложнение отношений и связей, создание дуально-брачной
семьи, формирование дифференцированных общностей, создание первых социальных
норм.
Труд и общение в процессе своего
совершенствования формируют программы человеческого мышления и поведения. По
своей сути мышление – особый тип духовной деятельности, воспроизводящий
основные черты деятельности через определенное время. Выработанные людьми планы
действий и формы жизнедеятельности передаются, обогащаются и закрепляются в
последующих поколениях, переходят в виде определенной культуры данной общности
людей.
Концепции происхождения сознания:
1. Мифологическая – душа как
подлинная жизнь человека, как универсальное свойство природы. Мир одухотворен,
человек – часть природы также обладает душой, сознанием.
2. Теологическая - Бог сотворил все
и наделил человека разумом. Душа – высшее качество, присущее только человеку,
созданному по образу и подобию Бога, способному мыслить благодаря проявлению
сознания.
3. Идеалистическая - существует абсолютный
мировой дух . Душа – его осколок, несовершенный, но разумный. Степень
разумности и есть сознание.
4. Материалистическая: весь мир
представляет различные виды материи. Душа тоже материальна. Демократ: душа это
тонкая материя, состоит из атомов и со смертью человека распадается, как и
тело. Гилозоизм: вся материя мыслит.
Сущность сознания заключается в его
принадлежности к идеальной реальности, оно – отражение, снимок, субъективная
копия действительности. Генетически но производно от материального мозга,
функционально оно построено на деятельности нейроэлектрических импульсов коры
головного мозга.
Специфика сознания как высшей формы
отражения действительности состоит в :
а) осознанном характере
деятельности, при котором отражение сопровождается с пониманием того, что
происходит с субъектом и окружающей действительностью;
б) творческом характере понимания и
отражения действительности в виде преобразовательной деятельности;
Структура сознания
Сознание имеет сложную структуру,
включающую в себя:
- элементы подсознания (интуиция,
воля и пр.), бессознательного (безусловные рефлексы, инстинкты, осознанно
направляемые и контролируемые человеком, условные рефлексы), имеющих специфику
своих проявлений по сравнению с психикой животных;
-
собственно сознание, состоящего из: а)
феноменов чувственного восприятия (ощущения, восприятия, представления),
эмоций;
б) абстрактного мышления (понятия,
суждения, умозаключения),
в) языка как ядра второй сигнальной
системы
г) памяти; и воспроизводить
информацию.
д) самосознания (самочувствования,
самопереживания, самооценки, самоконтроль, саморефлексия);
е) ценностно-целевых установок.
Самосознание и его компоненты.
Развитие форм самосознания
личности.
3. Сознание, мышление,
язык. Идеальное, материальное и реальное. Проблема моделирования искусственного
интеллекта
Нервная система, мозг –
материальны, в них осуществляются физические, химические процессы. Психика,
будучи продуктом жизнедеятельности мозга, - идеальная, хотя и возникает исходя
из материального воздействия материального мозга с материальным внешним миром.
Она не содержит в себе физические и химическими параметрами. Психика вторична
по отношению к материальному миру: изменения психики зависят от изменений
материального мозга, психика не может существовать без своего материального
носителя, мозга.
Сознание, мышление, язык.
Понятие “сознание” и “мышление” не
тождественны. Мышление обозначает процесс выработки и фиксации знаний, процесс
образования понятий и умозаключений. Сознание обозначает, в таком случае,
результат этого процесса, деятельность по применению мыслительных действий к
действительности с елью ее познания и преобразования. Сознание - процесс
отражения окружающего мира. Сознание также идеально, оно – отражение внешнего,
объективного мира в субъективных образах и понятиях.
Мысль человека всегда выражается в языке. Язык – это форма
мысли. Это – особая знаковая система, состоящая из условных знаков,
обозначающих предметы и процессы (слов), а также из правил их образования и
построения в предложения (грамматика, семантика, орфография и пр.). Если
мышление и сознание идеальны, то язык – материален. Он воспринимается органами
чувств, имеет физические характеристики.
Природа языка как и мышления социальна, они не существуют
друг без друга и вне общества. Язык возникает в обществе, с его помощью
осуществляется обмен мыслями, информацией, становится возможным абстрагировать
свойства и связи вещей от самих вещей, создавать идеальные образы и модели действительности.
Идеальное, материальное и реальное.
Идеальное – область реальности, существующая в форме
знаний, эмоций, волевых и интеллектуальных актов. Идеальное не имеет
самостоятельного от материального мира существования, оно всегда бестелесно.
Это – субъективный образ объективного мира. Содержанием идеального всегда выступает
материальный мир. Оно – всегда причина самого себя, существует объективно.
Материальное - область реальности, существующая объективно
в форме веществ, полей, предметов и явлений.
Проблема моделирования
искусственного интеллекта.
4. Социокультурная основа
сознания. Общественное сознание, его уровни и виды. Сознание, поведение,
деятельность
Социокультурная основа сознания.
Понятие сознания охватывает как индивидуальное (личное), так
и общественное сознание. Общественное сознание, будучи отражением общественного
бытия, реального образа жизни, развивается по законам, независимым от сознания
отдельных людей, но всегда воздействует на способ их жизнедеятельности. Между
личным и общественным сознанием существует взаимосвязь и взаимодействие.
Исторически выработанные и апробированные в обществе
сознательные образы и нормы становятся порой личностными убеждениями, образцами
поведения для индивидов.
С другой стороны, многие идеи, предложенные личностями, становятся
социально значимыми, всеобщим достоянием, обретают степень общественной
ценности, являются идеалами, программами жизнедеятельности.
Общественное сознание, его уровни и виды.
Общественное сознание имеет сложную и стройную структуру.
По глубине отражения реальности оно разделяется на уровни:
1) обыденное
общественное сознание и
2) теоретическое общественное сознание.
Каждый из них имеет свои элементы. Обыденное состоит из житейского
(практического знания) и общественной психологии. Теоретический уровень
включает в себя: общественную идеологию и научное знание, достигнутое в данном
обществе.
Исходя из того, в какой сфере общественное сознание
представлено, оно разделяется на формы. Среди основных форм общественного
сознания выделяют: а) политическое общественное сознание, б) правосознание, в)
экономическое общественное сознание. Кроме того, широко представлены в обществе
любых эпох и периодов такие формы как г) религиозное, д) философское, е)
нравственное, ж) эстетическое, з) научное. Свою специфику имеет в обществе и)
мифологическое сознание, к) историческое, л) национальное сознание народов.
Особую роль и актуальность в последние десятилетия обрело м) экологическое
общественное сознание.
Возможно рассматривать в качестве одной из форм
общественного сознания профессиональное сознания.
Вульгарный материализм – философское учение,
рассматривающее сознание как особый вид материи, присущий человеку. Например,
Бюхнер, Фохт, Молешотт: сознание выделяется мозгом, как желчь печенью.
Панпсихизм - идеалистическое учение о всеобщей
одушевленности природы. К примеру, у Лейбница монадология – учение о душе и
психике как единственной и подлинной сущности мира.
Гилозоизм - учение о наделенности праматерии сознанием,
отрицающее границы между живым и неживым миром, учение о всеобщей
одушевленности материи, универсума. (Вердениус, Ксенофорд и др.)
Сознание,
поведение, деятельность.
Литература
1.
Диалектика
познания и сознания. - Иваново, 1982.
2.
Дубровский
Д.И. Проблема идеального. - М., 1983;
3.
Дубровский
Д.И Информация, сознание, мозг. - М., 1980;
4.
Ильенков
Э.В. Диалектика идеального//Философия и культура. - М., 1991.
5.
Леонтьев
А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.
6.
Михайлов
Ф.Т.Общественное сознание и самосознание индивида. - М., 1990;
7.
Михайлов
Ф.Т.Сознание и самосознание. - М., 1991;
8.
Общественное
сознание и его формы. - М., 1986;
9.
Проблема
сознания в современной западной философии. - М., 1989;
10.
Фрейд
З. Психология бессознательного. - М., 1989.
Тема
10: Проблема человека в философии
1) Человек
как проблема в философском измерении.
2) Образы и
сущность человека в философской традиции.
3) Личность
как социальное проявление человека, ее структурные компоненты, назначение.
"Не
печалься о том, что люди тебя не знают,
а
печалься о том, что ты не знаешь людей".
Конфуций
1.
Человек как проблема в философском измерении
1. Что есть
человек? Как он сформировался? Какова его природа и сущность?
Платон:
"Животное о двух ногах и без перьев".
Аристотель:
"Общественное (политическое ) животное"
Протагор:
"Человек есть мера всех вещей, существованию существующих и
несуществованию несуществующих".
2.
Образы и сущность человека в философской традиции
В античности
чаще всего человек понимался как гармоничная часть природы (космоса), творение
Вселенной. Растворенность человека в космосе. Антропоцентризм и космоцентризм.
В
христианском мировоззрении средневековья человек - божественное творение,
выраженное в двойственности (раздвоенности) духа и тела, греха и веры,
возвышенного и низменного, плотского и святого. Фома Аквинский: человек есть
нечто среднее между животным и ангелом. Поэтому познать сущность человека ведет
его к приобщению к божественной истине и тем самым найти спасение после смерти.
Суть человека, его тайна соотнесена с внешним принципом, с божественной
сущностью. Теоцентризм.
В
гуманистической традиции человек выступает как высшее существо, достойное
духовного и физического самовоплощения, обладающее безграничными возможностями
и силой преобразования, творчества, самосовершенствования.
В Новое время
человек предстает в автономном (от Бога и природы) смысле своего бытия. Человек
- это личность, наделенная духовно-ценностными, и в первую очередь, рациональными
качествами.
Антропогенез
- это длительный исторический процесс эволюции человеческого рода от первых
примитивных, полуживотных форм к высоким образцам социально-интеллектуальной
деятельности. Антропогенез имеет комплексный характер, квинтэссенцией понимания
которого является проблема единства биологического, психического и социального
начал в человеке.
Биологическое
представлено в человеке в его:
а)
морфофизиологических особенностях (прямохождение, развитие речевого аппарата,
головного мозга и т.д.);
б)
генетических факторах (наследственность, изменчивость и пр.);
в)
химико-физических проявлениях:
г) расовых признаках;
д)
половозрастных особенностях.
Психическое:
а)
нервно-электрические импульсы в коре головного мозга;
б)
бессознательные процессы (рефлекторная деятельность):
в)
эмоционально-волевые акты (радость, воля, печаль);
г)
особенности характера, феномены памяти, внимания.
Социальное:
а) сознание,
абстрактное мышление, вторая сигнальная система;
б) общение,
коллективная форма жизнедеятельности;
в) трудовая
деятельность;
г)
духовность, культура;
д)
самосознание, самопознание, самосовершенствование;
е)
историческая трансляция опыта и традиций.
Все это в
целостности и представляет структуру человеческой личности как интегрального,
взаимодействующего единства.
Социальные
качества человека выражены в сфере его личностного образа, о чем речь пойдет в
следующем параграфе.
Многочисленные
факторы антропогенеза говорят, что вид человека остается неизменным много тысяч
лет (от краманьенца). Поэтому ученые предполагают, что биологическая эволюция
практически завершена, либо она происходит слишком медленно и не влияет на сущностные
качества человека. В результате биологической эволюции, которая на последних
этапах была скорректирована социогенезом человек выступил в двух ипостасях,
человек разумный и человек общественный.
Это, тем не
менее не умаляет роли антропогенеза и в настоящее время.
Понятие
"природа" и "сущность" человека имеют принципиальное
отличие. Под природой чаще всего разумеются основополагающие, общие, неизменные
свойства, черты, качества, которые выражают его особенности и отличия как
живого вида Homo sapiens. Когда мы выделяем все эти признаки, то тем самым мы
определяет природу человека.
1.
Физиологические (анатомические):
а)
прямохождение и прочие отличительные черты;
б) развитые
формы высшей психической деятельности;
в) замена
приспособительных функций преобразовательными;
2.
Социальные:
а) разум;
б)
общественный целерациональный труд;
в)
религиозные, моральные, эстетические формы.
г)
общественная (политико-правовая) организация жизни.
Обнаружение
верховного, стержневого, “остовного” принципа существования человека приводит к
пониманию его сущности. Каково это ядро?
В философии
нет единого мнения. Представим наиболее распространенные из них:
1) Человек -
общественное существо, его жизнь , существование возможно при условии общения,
коммуникации, обмена программами жизнедеятельности. Именно общественные
процессы способствуют выявлению "истинно человеческого" в человеке.
Это - его осознанная, целенаправленная, творческая, преобразовательная,
разумная деятельность в системе социальных отношений. Человек - это в собственном
смысле слова аккумулятор и передатчик социальной информации, представленной в
форме социальной деятельности и общественной жизни.
а) Фихте,
Фейербах под сущностью человека мыслят некое универсальное социальное начало.
б) Маркс:
“сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду,.. она есть
совокупность всех общественных отношений”.
2)
Размышление о приоритете биологического ядра над социальным привело к
формированию ряда биологизатарских концепций человека:
а) расизм:
Стюард Чемберлен утверждал существование превосходства высших рас над низшими
по биологическим параметрам..
б)
социо-дарвинизм: Э. Геккель предложил объяснять предопределение социальной
жизни на основе законов Дарвина (естественный отбор, борьба за существование и
пр.).
в)
мальтузианство: социальная сфера жизни должна быть отрегулирована биологической
целесообразностью вида Homo sapiens.
г)
географический детерминизм: человек и общество как часть геосферы попадают под
всеобщее действие географических факторов. В. Кузен говорил: "Дайте мне
географическую карту страны, и я скажу какой народ в ней живет".
д) фрейдизм:
сущность человека и его социальной жизни обусловлена инстинктами.
3) Игнорирование
природных начал в сущности человека приводит к возникновению ряда
идеалистических взглядов:
а) религиозно-теологический
подход к пониманию сущности человека. Человек - есть творение Бога. Буддизм,
христианство: тело человека - оковы его души. .
б)
мистически-иррациональное начало человека. Ницшеанство: для утверждения сущности
человека необходима постоянная борьба с природной тварностью. Его суть -
внутренний демиург, предопределяющий борьбу всех против всех.
в)
объективно-идеалистическая трактовка сущности человека. Платон, Гегель
утверждали о надприродной сущности человека, его духовности, связанной с миром идей,
чистым бытием, абсолютом.
4) В XX-м столетии получила
распространение концепция биосоциальной сущности человека, по которой
социальные черты человека зависят от его биологических предпосылок, которые, в
свою очередь, являются продолжением общественной жизни человека.
Человек есть
одновременно не только биологическое и социальное, но он - единое биосоциальное
существо.
3) Личность
как социальное проявление человека, ее структурные компоненты, назначение.
Литература
1. Андреев Н.Л.
Происхождение человека и общества. - М., 1988.
2. Григорьян Б.Т.
Философская антропология: Критический очерк. - М., 1982.
3. Марков Б.В. Философская
антропология: очерки истории и теории. -СПб., 1997.
4. О человеческом в
человеке. - М., 1991.
5. Проблема человека в западной
философии. - М., 1988.
6. Тейяр де Шарден. Феномен
человека. - М., 1987.
7. Человек и его бытие как
проблема современной философии. - М., 1978.
8. Фромм Э. Человек для
себя. - М., 1992.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|