рефераты скачать

МЕНЮ


Концепция внедрения исследовательского принципа обучения в учебный процесс


Раздел III. .Аксиология.


Тема 11: Философия жизни человека


1)     Понятие ценности. Ценностное отношение к действительности.

2)     Система аксиологических категорий и ценностные ориентации личности.

3)     Повседневный мир человека

4)Человек как высшая ценность. Проблема жизни и смерти, смысла жизни и поиск человеком собственного назначения.


1) Понятие ценности. Ценностное отношение к действительности

Что такое ценности и какие они бывают?

Какова их роль в жизни человека?

Какие типы ценностных ориентаций существуют в обществе?

Понятие ценности.

Проблема ценностей порождается критическим отношением человека к миру. Преобразуя его, люди исходят из своих интересов и потребностей. Предметы и явления, свойства которых удовлетворяют потребности человека, общества в целом, приобретают для них особое значение.

Ценность - это свойство объекта, значимое, ценимое человеком за его способность отвечать его интересам, потребностям, поставленным целям.

Аксиология - философское учение о сущности и природе ценностей, их месте в жизни человека и общества. Теория ценностей как направление в философии возникла в 20 - 50-е годы ХХ в. У ее начал стояли М. Шелер, Н. Гартман, Р. Перри и др.

Исходная проблема аксиологии заключается в том, как возникают и существуют ценности? Есть несколько подходов на природу ценностей.

1)  ценность есть объективное свойство предмета, присущее ему безотносительно к воспринимаемому ценность человеку (земля, воздух, дом и т.д.).

2)  ценность не присуща предмету как таковая, она привносится в него субъектом, составляя тем самым духовно-психическое отношение к нему (Ракушка не представляет ценность, пока ее не подарит близкий человек, кинофильм становится ценностью после его просмотра и пр.).

3) ценность это особый трансцендентный мир, существующий идеально, человек постигает их как таинство, нечто сакраментальное, постигаемое лишь иррационально-интуитивно (мировой порядок, душа, Бог, святость).

4) ценность как результат субъкт-объектных отношений. Вещи и явления приобретают ценность в процессе общественной практики, являясь или природными, или искусственными, или общественными созданиями.

 Ценностное отношение к действительности.

Отношение к миру, представленное философией, может быть онтологическим, гносеологическим и ценностным. Осознавая ценностные свойства предметов, проявляя заинтересованность в них, человек вступает в так называемые ценностные отношения с действительностью. Ценностные отношения - это соответствие (совпадение) потребностей субъекта и возможностей объекта для их удовлетворения. Они включают в себя субъект и объект.


2) Система аксиологических категорий и ценностные ориентации личности

Ценности личности складываются через систему аксиологических категорий. Она столь же обширна, как обширен и сам мир. Любой предмет, всякое явление может стать предметом ценностного рассмотрения. Среди понятий аксиологии выделяются категории оценка, потребность, интерес, цель, смысл жизни, ценностная ориентация и др. Ценности можно классифицировать по разным основаниям. Прежде всего, их можно разделить на:

n материальные и духовные;

Среди материальных выделяют а) материальные блага, б) достижения науки и познания, в) предметы потребления и др. Особо следует выделить здесь экономические ценности.

Среди духовных - а) этические ценности, б) эстетические, в) религиозные, г) гносеологические, д) утилитарные.

n первичные (удовлетворяющие изначальные потребности людей в существовании), вторичные (созданные человеческим трудом для реализации человеческих притязаний) и третичные (как условия воспроизводства и обеспечения жизнедеятельности людей);

n априорные (предметы врожденных потребностей) и апостериорные (предметы потребления приобретенные и культивируемые в обществе);

n индивидуальные, групповые, общественные и общечеловеческие;

n прошлые, настоящие и будущие.

Ценности выполняют ряд социальных функций:

n познавательную;

n воспитательную;

n регулятивную

n эстетическую.

Ценности, будучи осознанными, имеют важное значение для ориентации людей в их поведении и жизнедеятельности. Целостная и устойчивая система установок личности образует ее ценностные ориентации. Ценностные ориентации представляют собой установки личности, социальной общности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества. Это относительно устойчивое социально обусловленное избирательное отношение личности к совокупности благ и идеалов.

Ценностные ориентации - выражение внутреннего мира личности, важный компонент ее структуры.

Типы ценностных ориентаций:

1) Одними из наиболее ранних представлений людей о целях человека и его бытия были религиозные ценностные ориентации. Вера в существование Бога является высшей религиозной ценностью. Кроме этого - любовь, надежда, святость, греховность, смирение, милосердие выступают важнейшими ценностными принципами жизни веруюших людей. Следование путем, предначертанным божественным откровением, мирская отрешенность и аскетизм, ориентация на потусторонний мир, на спасение души, духовно-нравственное самосовершенствование, терпимость и другие ценностные ориентации составляют религиозный тип жизненных ориентаций.(христианство, буддизм)

2) Эвдемонизм - ценностная ориентация в жизни человека, по которой достижение счастья выступает высшим благом, абсолютной ценностью для человека. Вытекает из сократовской идеи внутренней свободы человека. Счастье это самосознание свободы, действие по внутренней необходимости и свобода от внешней необходимости.(Сократ, Аристотель, Спиноза)

3) Гедонизм - в противовес эвдемонизму считает высшим благом и критерием человеческого поведения в жизни наслаждение. Стремление к наслаждениям (физическим, духовным, абсолютным и беспрерывных), чувственным удовольствиям, отсутствие страданий составляют этот тип жизненых ценностных ориентаций. (Аристипп, Эпикур, Гоббс, Локк)

4) Утилитаризм - своеобразная разновидность гедонизма, средством достижения наслаждения, высшим благом в жизни является польза. Все, что ни делает человек, к чему он всегда стремится, оценивается им с точки зрения полезности, выгодности.(Бентам, Дж.С.Милль, прагматизм) Если эта ориентация направлена только на себя одного, тогда утилитаризм обретает характер эгоизма (французские просветители).

5) Гуманистическая ценностная ориентация, по которой человек определен как самоцель, высшая и самодостаточная ценность в обществе. Критерием гуманизма выступает всеобщее благо личности и человечества в их единстве и соподчинении. О гуманизме общества можно судить по отношению к детям, старикам, инвалидам, женщине, по торжеству в обществе "золотого правила нравственности", по полному удовлетворению потребностей, определяющих достойное существование и духовное развитие личности. (Петрарка, Кант, Швейцер) Антиподом гуманизма является мизантропия (человеконенавистничество).


3) Повседневный мир человека

Философскому осмыслению подвергаются не только универсальные формы бытия и познания мира, но и повседневные человеческие действия. Впервые на это обстоятельство обратили серьезное внимание в философии экзистенциализма. Проблемами, требующими философского осознания, становятся вопросы, с которыми сталкивается человек повседневно на работе и досуге, в общении и поведении. Это – проблема одиночества, неустроенности в жизни, дружбы и любви, верности, суетности, дискомфорта и пр. Кроме того, в повседневный мир человека вплетены вопросы религиозного самосознания, нравственного поведения, эстетического восприятия мира. Особое место занимает мир увлечений, хобби, семья. Они также требуют философского анализа. Складывается своеобразная мозаика философских вопросов повседневной жизни человека.


4) Человек как высшая ценность. Проблема жизни и смерти, смысла жизни и поиск человеком собственного назначения

Человек как высшая ценность

Человечество воистину выстрадало идею высшей ценности человека, пришло к ней через опыт поколений, гуманистическую традицию. Этот тезис можно принимать, можно доказывать.

Философское доказательство: ценностный аспект человека выступает как развитие фундаментального качества всего живого - отражая воздействие внешней среды, избирательно к ней относиться. Этическое доказательство: моральный человек должен исходить из общественного интереса, если общество способствует и развитию личности, существует для и ради человека. Каждый человек - высшая ценность постольку, поскольку способен к нравственности: я - высшая ценность, потому что другие также являются высшей ценностью. Социологическое: человек особая ценность - так как он творец и созидатель материальных и духовных ценностей, на основе чего формирует ко всему отношение как личность творца.

Что включается в понятие высшая ценность в отношении к человеку? Одним словом, это - гуманизм. Но точнее выразить совокупностью ценностей: человеческое достоинство, свобода, уважение личности, справедливость, милосердие, сострадание, любовь.

Гуманизм - система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу и развитие, считающая благо и счастье человека мерилом социального прогресса.

Признание человека высшей ценностью с необходимостью порождает новое понимание не только смысла жизни, но и самой жизни и его смерти.

Проблема жизни и смерти, смысла жизни человека и поиск человеком собственного назначения.

Человеческая жизнь не просто ценность-цель, но самоцель, она есть ценность сама по себе, она бесценна.

Биологическая жизнь конечна и непродолжительна.

Социальная жизнь конечна и бессмертна.

Взгляды на сущность жизни в философии не однозначны.

От крайне биологизаторских - Энгельс: "Жизнь есть способ существования белковых тел..."

через дуалистические трактовки единства материального и духовного начала жизни - эпикуреизм, французские материалисты;

до идеалистических взглядов - наличие души определяет начала жизни: витализм, гилозоизм, теизм.

Человек - единственное существо, осознающее свою смерть в полном объеме.

Смерть а) как объективность и необходимость.

б) как трагедия.

в) как избавление от страданий.

г) как ожидание чуда, воскрешения, реинкарнации.

Патернализм и антипатернализм.

Эвтаназия.

Смысл жизни - осознание индивидом идеалов и устремлений, предопределенных целью человеческого существования.

Человек - единственное существо ставящее перед собой цели и жизненные задачи.

Наиболее общие, значимые основания человеческой жизни выражаются в категориях блага, добра, красоты, истины воплощаются в социальной практике.


Литература


1.      Бутенко И. А. Социальное познание и мир повседневности. - М., 1987;

2.      Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания//Вопросы философии, 1991. - № 2.

3.      Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации//Вопросы философии, 1992. - № 12.

4.      Лабиринты одиночества. - М., 1989;

5.      Михайлов Ф.Т. Сознание и самосознание. - М., 1991.

6.      Проблема сознания в современной западной философии. - М., 1989.

7.      Рубинштейн С.Л. Человек и мир//Проблемы общей психологии. - М., 1976.

8.      Философия любви. В 2 ч. - М., 1992;

9.      Человек и его бытие как проблема современной философии. - М., 1978.


Раздел IY. Гносеология


Тема 12: Теория познания

1)     Особенности познавательного отношения человека к миру. Проблема познаваемости мира и ее решение различными философскими школами.

2)     ) Основные проблемы теории познания. Субъект и объект познания. Структура познавательного процесса. Типы, формы и модели познания

3)     Диалектика процесса познания Чувственная и рациональные стороны познания. Роль интуиции, подсознания в познании. Познание как творческий процесс.

4)     Познание как процесс постижения истины. Проблема истины в различных философских школах. Диалектика абсолютной и относительной истины. Роль практики в познании истины.

Основные понятия теории познания.

Гносеология – раздел философии, в котором изучаются вопросы возможностей и способов познания, условия достоверности знания, эталоны и нормы процесса познания.

Познание – интеллектуально-мыслительный процесс воспроизведения и усвоения информации, знания о мире. Активная сознательная деятельность индивидов по овладению объективированной системой знаний. Познание – отражение объективного мира, процесс субъект – объектного действования, направленный на приращение информации (Степин В.С.).

Знание – результат процесса познания, проверенный социальной практикой и логически последовательный, адекватный реальности итог отражения в сознании человека знаков информации. Знание – продукт познавательной деятельности.

Истина – знание, соответствующее действительности.

1)    Особенности познавательного отношения человека к миру. Проблема познаваемости мира и ее решение различными философскими школами.

Особенности познавательного отношения человека к миру.

Проблема познаваемости мира и ее решение различными философскими школами.

Возможно ли познание мира?

На сколько знание о мире соответствует самому этому миру?

Способы разрешения вопроса о познаваемости мира.

1) Гносеологический оптимизм: “ДА”, мир познаваем. (объективные идеалисты, материалистические течения)

2) Скептицизм: Отчасти явления мира можно познать, но сам мир “НЕТ”. (античные скептики, Кант) Кант утверждал, что существует вне нас мир. Он представлен в феноменах (“вещь в себе”, которые мы познаем на уровне ощущений явлений. Но в суть предмета (“вещь в себе”) человек не способен проникнуть, познать интеллектом. Поэтому все эти ноумены оказываются непознаваемыми. Они превосходят возможности человеческого познания, остаются тайной, чем-то трансцендентным. Во-вторых, мир сложнее и многообразнее любого знания, и оно никогда не сможет его постичь до конца.

Т.е. скептицизм а) признает возможность получения знания о мире, но б) утверждает, что это знание не может быть абсолютно истинным, достоверным, соответствующим миру.

3) Агностицизм: Мир принципиально познать НЕЛЬЗЯ” (софисты, представители субъективного идеализма Юм, Беркли, Мах, Авенариус). Протагор утверждал, что невозможно достоверное знание, поскольку существуют различные оценки и мнения. Все видимое является лишь кажущимся, а не существующим на самом деле. Сущность вещей и процессов принципиально непознаваема. В теории махизма (эмпириокритицизма) излагается, что предметы и вещи познаются только благодаря органам чувств. Но каковы сами вещи, мы не можем знать. У нас свои схемы, коды, ощущения. Поэтому мы познаем не только посредством ощущений, но в принципе – только их, а не внешний мир, о котором мы ничего не можем сказать без своих ощущений. Мир и есть комплекс моих ощущений.


2). Основные проблемы теории познания. Субъект и объект познания. Структура познавательного процесса. Типы, формы и модели познания

Основные проблемы теории познания

Субъект и объект познания.

В самом широком смысле объект познания - вся объективная реальность, то, что познается. Объект - определенная область материальной действительности во всем ее многообразии, вовлеченная в процесс ее изучения субъектом. Вещь отлична от объекта познания, тем что она выступает безотносительно к субъекту познания. Объект - сама реальность или какой-то ее фрагмент, освоенный человеком.

Предметом познания выступает одно из конкретных проявлений данного объекта (его сторона, качество, свойство, отношение и пр.).

Под субъектом познавательной деятельности понимается прежде всего человечество в его историческом развитии, хотя в конкретном процессе познания участвует не человечество в целом, а те или иные индивиды, группы людей, социальные общности и т.д.

В процессе познания всегда существует взаимодействие субъекта и объекта. Причем, это гносеологическое отношение носит характер активности, единства и противоположности этих сторон.

Структура познавательного процесса.

Среди важнейших элементов познавательного процесса выделяются:

а) система знания;

б) процедуры, правила,

в) принципы и методы;

г) инструментарий, средства познания;

д) знаковая система и язык науки;

е) идеалы и нормы научного знания.

Особое место в структуре познания принадлежит результату познания. Без него - познание не мыслимо, а знание не достижимо.

Типы, формы и модели познания

Познание многообразно по формам отражения действительности. Оно выступает в форме: 1) индивидуально-субъективного знания (личные восприятия и представления вещей) и

2) объективированного (вне человека существующего) знания: литература, научные теории и пр.

Познание разделяют по типам, по глубине отражения той или иной сферы жизнедеятельности:

1. элементарное познание (характерно для высших животных);

2. житейское ( строится на жизненном опыте и здравом рассуждении);

3. донаучное *(добытое знание приближенное, построенное на предположении или вере);

4. художественное, вненаучное (построенное на эстетическх образах, культурных фенностях);

5. научное (обоснованное, доказанное с помощью неопровержимых научных данных). Оно, в свою очередь, разделяется на: а) естественнонаучное, б) техническое, в) социально-гуманитарное. Последнее, в частности, также можно разделить на: этическое, юридическое, филологическое, экономическое и т.д.

Модели процесса познания.

1. Теория познания Платона. Раздвоенность мира (мир вещей и мир идей), а также обладание человеком тремя видами души (чувственной, волевой и разумной) являются основаниями для познания. Знание о мире возможно как припоминание разумной душой человека знания, представленного в мировом разуме, в идеях.

2. Эпистемология Аристотеля. Затруднения для познания (скрытность сущности, многоуровневость бытия, противоположность между бытием и познанием) человек способен преодолеть и познать реальный и объективно существующий мир. В этом ему помогает чувственное восприятие - основа всех знаний. Далее, в опыте происходит овладение свойствами предмета, а понимание причин явлений и владение понятиями приводит познающего индивида к искусству. Последняя ступень познания - созерцание, формирование абстракций, познание всеобщего приводит к возникновению и развитию научного знания, наук, квинтэссенцией которых является философия.

3. Эмпиризм (Бэкон, Локк, Беркли ):"Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах". Истинность знаний зависит от правильности чувственного опыта. Лишь чувственный (эмпирический) опыт способен отражать правильно реальный мир.

4. Рационализм (Лейбниц, Декарт, Спиноза): разум способен достичь истины, которой не было в чувственном познании. Истинное знание дает рациональное познание, приводящее человека к уяснению интиллегибельных сущностей бытия.

5. Диалектико-материалистическая модель познания. Категории чувственного и рационального важнейшие структурные элементы познания. Их нельзя противопоставлять, они взаимодополняют друг друга. Чувственная ступень познания (живое созерцание), являясь основой и источником познания, стимулирует переход исследователя на вторую ступень - рациональное познание (абстрактное мышление), которая, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на чувственную ступень, а также на практическое освоение предметом познания. Этот элементарный цикл познания многократно повторяется, позволяя субъекту познания переходит от истин относительных к абсолютным, совершенному и обоснованному знанию.

Этими моделями не ограничивается многообразие подходов к познанию. Существуют еще религиозный, иррациональный и другие подходы к познанию.


3) Диалектика процесса познания. Чувственная и рациональные стороны познания. Роль интуиции, подсознания в познании. Познание как творческий процесс

Диалектика процесса познания.

Познавательный образ является результатом отражения объекта познания в сознании субъекта. Образ объективен по своему источнику - отражаемому объекту и субъективен по способу (форме) своего существования. Материальной основой воплощенного образа выступают практические действия, знаковые системы. Специфической формой образа является художественный образ.

На чувственной ступени познания образами (формами) познания являются ощущения, восприятия, представления.

Ощущения представляют собой чувственный, конкретный образ отдельных свойств предмета, который возникает благодаря непосредственному воздействию предмета на органы чувств. Представители теории символов (иероглифов) (Г. Гельмгольц) утверждают, что ощущения - это только символы, вызываемые внешними воздействиями, но не имеющие с ними сходства, они не являютя копиями, отражением внешнего мира, а лишь знаками его свойств. Ощущения сходны с внешним миром не больше, чем имя человека с ним самим.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.