рефераты скачать

МЕНЮ


Кандидатский

Ошибочность: Абсолютизация роли науки и техники (Они не могут решать

сложные политические проблемы).

2)технофобии - то есть страха перед всепроникающей силой техники. НТП

принимает такие масштабы, что грозит выйти из-под контроля общества и

стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести

непоправимый вред природе и самому человеку.

#42. Наблюдение и эксперимент как формы научного познания.

Наблюдение - это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью

выявление сущности, свойств и отношений объекта познания. Оно м.б.

непосредственным и опосредованным приборами. Наблюдение приобретает научное

значение, когда оно в соответствии с исследовательской программой позволяет

отобразить объекты с наибольшей точностью и может быть многократно

повторено при варьировании условий.

Но человек не может ограничиться ролью только наблюдателя: наблюдение

только фиксирует то, что дает сама жизнь, а исследование требует

эксперимента, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно,

или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям

исследования. В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в

исследовательский процесс.

В процессе научного познания применяется и мысленный эксперимент, когда

ученый в уме оперирует определенными образами, мысленно ставит объект в

определенные условия.

Эксперимент двусторонен. С одной стороны он способен подтвердить или

опровергнуть гипотезу, а с другой - содержит возможность выявления

неожиданных новых данных.

Т.о. экспериментальная деятельность обладает сложной структурой:

теоретические основы эксперимента - научные теории, гипотезы;

математическая основа - приборы; непосредственное осуществление

эксперимента; экспериментальное наблюдение; количественный и качественный

анализ результатов эксперимента, их теоретическое обобщение.

Необходимым условием научного исследования является установление фактов.

Факт, от factum - сделанное, совершившееся.

Факт - это явление материального или духовного мира, ставшее

удостоверенным достоянием нашего сознания, зафиксированность какого-либо

предмета, явления, свойства или отношения. “Факты - это воздух ученого”, -

говорил Павлов. Самое характерное для научного факта - его достоверность.

Факт должен быть осмыслен, обоснован. Факты всегда оказываются

опосредованными нашим пониманием, интерпретацией. Например свидетельские

показания. Люди говорят об одном и том же, но как по разному. Т.о.

очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной достоверности

факта.

Факты сами по себе не составляют науки. Факты должны быть подвергнуты

отбору, классификации, обобщению и объяснению, тогда они включатся в ткань

науки. Факт содержит немало случайного. Поэтому основой для научного

анализа является не просто единичный факт, а множество фактов, отражающих

основную тенденцию. Только во взаимной связи и цельности факты могут

служить основанием для теоретического обобщения. Из соответственно подбор

фактов можно построить любую теорию.

#41 Научное познание и его специфика. Эмпирический и теоретический уровни

научного познания.

В науке различают эмпирический и теоретический уровни познания. Для

эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность.

Эмпирические методы используемые на уровне научного исследования: анализ,

сравнение, моделирование, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на

уровне абстракций высоких порядков. Оба эти уровня связанны, предполагают

друг друга, хотя исторически эмпирическое предшествовало теоретическому.

Методы теоретического познания: Прием заключается в построении абстрактных

мат. моделей.

1.Аксиоматический метод – создаются положения не требующие доказательств

(аксиома, постулат), следствие выводится дедуктивно.

2.Синтез аксиоматического и формализации.

3.Гипотетико-дедуктивный – система методологических приемов, состоящая в

выдвижении конечных утверждений в качестве гипотез; и проверке этих гипотез

путем вывода следствий из них и сопоставления их с фактами.

Наблюдение и эксперимент важнейшие методы эмпирического познания.

Наблюдение - преднамеренное целенаправленное восприятие, имеющее целью

выявление существенных свойств и отношений объектов познания.

Исследование требует также и эксперимента, ставящего объект в

определенные заданные условия, отвечающие целям исследований. В процессе

научного познания применяется так называемый мысленный эксперимент, когда

ученный в уме оперирует определенными образами и понятиями, мысленно

создает нужные условия.

Эксперимент двусторонен: с одной стороны он позволяет проверить и

подтвердить гипотезу, с другой стороны он дает данные для новых гипотез.

Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система

научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства,

закономерности, и .т.д. Теория - развивающаяся система верных, проверенных

практикой научных знаний.

Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию

форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов

теорий, а также многообразие их классификаций. Различают описательные,

математизированные, интерпретационные, дедуктивные.

Всякое наблюдение начинается не со сбора фактов, а с попытки решения

какой-то задачи, в основе которой всегда лежит известное предположение,

догадка, постановка проблемы.

Постановка проблемы и исследовательская программа. Люди стремятся

познать то, чего они не знают.

Проблема - это вопрос, с которым мы обращаемся к самой природе, к жизни

, к практике и теории. Поставить проблему порой не менее трудно, чем найти

ее решение: правильная постановка проблемы в известной мере направляет

поисковую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый ставит проблему

и пытается решить ее , он неизбежно разрабатывает и исследовательскую

программу, строит план своей деятельности. При этом он исходит из

предполагаемого ответа на свой вопрос. этот предполагаемый ответ выступает

в виде гипотезы.

#62. Религия как форма духовной культуры.

Отличительный признак любого религиозного сознания, любой религии как

сис-мы представлений, действий, обрядов – вера в сверхъестественное. Т. е.

Вера, в то что помимо этого видимого, познаваемого мира существует иной мир

и есть некоторое высшее сверхсущество, которое сотворило и управляет миром.

Вопрос о сущности и происхождении религии осмысливался как в философии,

так и в некоторых конкретных общих науках: этнография, история культуры

(Тейлор, Фрейзер, Леви-Брюль).

В философии критический анализ религии был развит просветителями:

религия это результат недостаточных знаний о мире и его законах, связанный

с чувством страха и осознанным обманом одних людей другими.

Фейербах глубже подходил к осознанию религии, видел в религии реальное

человеческое содержание, принявшее фантастическую форму.

Марксистская философия – религия продукт общественных отношений.

Этнография и история культуры рисовали конкретные формы религии. Мир

древнего религиозного сознания многообразен в зависимости от изменения

реальных условий жизни (охотничество – тотемизм: земледельчество –

умирающие - воскресающие боги; китайцы – небо; японцы – солнце).

Общие предпосылки религии: условием самого возникновения религии

является способность человеческого сознания выходить за рамки отражения

наличного бытия. Без этой способности религия не могла бы возникнуть. Эта

способность приводит к формированию факт. образов, которые делаются

объектом поклонения только в силу социальных причин.

В общем виде это ограниченность реального наличного бытия и

неудовлетворенность людей этим бытием, т. е. это может быть ограниченность

возможностей древних в борьбе с природой и попытка восполнить эту

ограниченность факт. религиозными образами.

Это могут быть тяжелые условия бытия людей, угнетаемых. Возникает

реальная потребность религиозного утешения (здесь мучаемся, там радуемся).

Маркс: «Религия - опиум народа как лекарство».

Три мировых религии: христианство, буддизм, ислам.

В жизни общества религия выполняет противоречивую роль: 1.Религия

сплачивает единоверцев. На определенных этапах истории это важный момент в

историческом процессе. При этом религия вбирает в себя нравственные нормы,

выступает как одна из главных форм регуляции человеческого поведения.

2.Сплачивая единоверцев, каждая религия отгораживает их от инаковерующих:

столкновения человеческих масс, разделенных по религиозному признаку обычно

имеют реальные социальные корни, но именно религия может способствовать

ожесточению конфликта.

Религия может помогать переносить страдания и т. д., но с другой стороны

подготовка к загробной жизни может принимать форму ухода от этого мира.

#21Философия экзистенциализма.

В 20в. наиболее влиятельной формой иррациональной философии был

экзистенциализм (К.Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.).

Экзистенция – способ бытия человека. Впервые в этом значении термин

экзистенция употребляется Кьеркегором.

Согласно экзистенциалистам, Э. Представляет собой то центральное ядро

человеческого «Я», благодаря которому это последнее выступает не просто как

отдельный эмпирический индивид и не как «мыслящий разум», а именно как

конкретная неповторимая личность. Э. – это не сущность человека. Ибо она

означает нечто определенное, заранее данное (Сартр), а, напротив, «открытая

возможность». Учение об Э. направлено против рационалистического понимания

человека, усматривающего его сущность в разуме.

Экзистенциализм – это философия человека. Основная тема всех работ – это

человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании. Суть

экзистенциалистского подхода заключается в следующем: личность не зависит

от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь

некоторую часть человека ( не главную его часть). Основа каждой личности –

это некоторый поток переживаний его мироощущения, переживания своего

собственного бытия. Именно этот поток переживаний называется экзистенцией.

Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда уникальна и

неповторима. Отсюда два вывода:

1.Вывод о непреодолимом одиночестве человека, ибо все его связи с

другими людьми не дают полную возможность выразиться его экзистенции. Она

может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто

вещественное и отчужденное от его творца.

2.Человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя

(«Мы прокляты нашей свободой» Ж.П. Сартр), потому что она связана с

бременем ответственности. Человек создает себя сам .

Существует две разновидности экзистенциализма: религиозный и

атеистический. Религиозный – единение человека с богом. Реальный же человек

вынужден жить в обществе, подчиняться его требованиям и законам. Но это не

подлинное существование.

Глава фр. экзистенциализма фр. писатель и философ Ж.П. Сартр.

Его философские взгляды противоречивы. В них переплетаются идеи

Кьеркегора, Гуссерля и Фрейда. Для концепции Сартра характерна тенденция

поиска среднего пути между идеализмом и материализмом. Отправляясь от

основной идеи Э. – «существование предшествует сущности», Сартр строит свою

онтологию на противопоставлении двух видов бытия:

«бытия-в-себе», заменяющего объективную действительность,

«бытия-для-себя», тождественного «человеческой реальности», т.е.

сознанию.

Разрыв бытия и сознания приводит Сартра к дуализму. Сознание, по Сартру,

есть «не бытие бытия», но лишь оно является источником активности,

движения. В морали Сартр стоит на позициях чистой субъективности. Основной

категорией выступает здесь свобода. Она представляет как сущность

человеческого поведения, источник деятельности и единственная возможность

человека: «человек всегда и целиком свободен или его нет вовсе». Сартр

отрицает объективные принципы и критерии морали. Каждый человек «вынужден

сам изобретать для себя свой закон», выбирать свою мораль.

А. Камю – фр. писатель и философ, представитель атеистического Э.

Центральный вопрос его философии – вопрос о смысле человеческого

существования, вопрос о том, «стоит ли жизнь того, чтобы жить».

Камю приходит к выводу, что существование человека абсурдно.

Бессмысленность человеческой жизни у Камю олицетворяет мифологический образ

Сизифа: в наказание за свое коварство Сизиф обречен вечно вкатывать на гору

камень, который, едва достигнув вершины, вновь скатывается вниз. Не

выдерживая такой бессмысленности, человек «бунтует»; отсюда время от

времени вспыхивающие революции, в которых человек пытается найти выход из

своего «сизифова положения».

Умонастроение Камю – это настроение безвыходного одиночества человека в

«абсурдном» мире, выразившее бесчеловечность современного

капиталистического общества.

К. Ясперс – ведущий представитель нем. Э. Начал свою деятельность как

психиатр.

В психопатологических явлениях видит не распад личности, а поиски

человеком своей индивидуальности.

Он приходит к выводу, что любая рациональная картина мира может

рассматриваться как иносказательная: она является лишь «шифром бытия» и

нуждается в истолковании. Основная задача философии в том, чтобы раскрыть

содержание «шифра». Господствующее в мире неразумное есть источник высшей

мудрости. Подлинный смысл бытия открывается человеку лишь в периоды

глубочайшего потрясения. Именно в эти моменты происходит «крушение шифра»:

человек освобождается от груза повседневных забот и от своих научных

представлений о действительности (от «трансцендентального бытия-в-себе»).

Перед ним открываются его подлинные переживания Бога (транцендентного).

#22.Философия неотомизма

Неотомизм – философская доктрина католической церкви, основывающаяся на

учении Ф. Аквинского. Н. – признан единственной истинной философией,

соответствующей христианским догмам.

Основу неотомистского учения составляет принцип: «Философия – служанка

богословия». Н.- теологическая форма совр. объективного идеализма.

Высшей реальностью неотомисты признают «чистое бытие», понимаемое как

духовное, божественное первоначало. Результатом неотомистских спекулятивных

построений является признание бога первопричиной бытия и первооснователем

всех философских категорий. С точки зрения неотомистов исторический процесс

зависит от сверхъестественных трансцендентных сил, которые предопределяют

поведение каждого индивида. Этим исключается возможность воздействия

человека на ход мировой истории. В основе неотомистской философии –

утопическая идея об идеальном обществе, в котором у власти будет стоять

церковь.

Философы этого времени, в том числе Жак Маритен, подчеркивают, что в

основе своей философия не отличается от философии своего основоположника.

Реальная причина обращения к Ф. Аквинскому обусловлена тем, что в учении

Аквинского была принята попытка обосновать единство веры и разума.

Философия Аквинского сложилась в результате теологической интерпретации

учения Аристотеля, путем усиления идеалистических элементов.

Основной принцип философии Ф. А. – гармония веры и разума; он считал, что

разум способен рационально доказать бытие Бога и отклонить возражения

против истинной веры. Аквинский развивал учение об иерархии бытия. И

Аквинский, и его последователи говорят, что существует два пути познания:

1. Снизу вверх (от материальных вещей к Богу).

2. Сверху вниз (от божественного откровения к вещам).

Первый путь м.б. плодотворным только при помощи второго.

Ж. Маритен говорит о том, что важно разделять три ступени бытия:

-чувственное бытие;

-воображаемое бытие;

-метафизическое бытие.

Маритен – признанный лидер неотомизма, Главный мотив его произведений –

обоснование и приспособление взглядов Ф. Аквинского к современной эпохе.

Маритен выдвигал идею «нового гуманизма», который призван сплотить людей на

базе признания религиозных ценностей.

Неотомисты подчеркивают три основных принципа своей философии:

1. Принцип реализма (реальность мира и духовных сущностей).

2. Принцип рационализма (уважение к разуму).

3. Принцип гуманизма (позиция католических философов по основному кругу

социальных вопросов). Они подвергают критике все формы общественного

и личного эгоизма.

#12 Философия Д.Беркли и Д.Юма.

Беркли: исходный материал нашего познания – ощущение (или идеи). Они

составляют единственную реальность с кот. мы имеем дело. Представление или

понятие о каждой вещи возникает как комбинация ощущений. Большинство

абстрактных понятий должно быть подвергнуто критике и устранению.

(материальная субстанция и т.п.). подвергает особой критике само понятие

материи, открыто говоря, что делает это чтобы разрушить основание атеизма и

материализма.

Суть его учения – мы имеем мир ощущений и комбинацию этих ощущений, у

нас нет оснований говорить, что за ощущениями нет ничего.

Позиция Беркли глубоко противоречива. Отрицая существование материи он

одновременно постулирует существование духовной субстанции, т.е. бога.

Именно эта духовная субстанция и определяет сам порядок наших ощущений.

Юм: пытается преодолеть противоречия Беркли. Согласно Юму в равной

степени недоказуемы и понятия материи и понятия бога, и понятия чел. Я,

т.е. вопрос о первооснове мира вообще не разрешим (агностицизм).

Теория познания может исследовать как из простых идей возникают сложные

т.е. какова связь между ощущениями и понятиями.

Исходным материалом познания является определенная последовательность

ощущений – это и есть наш опыт в широком смысле этого слова, причем в этом

опыте нет необходимых от нас зависящих связей. Подвергает критике понятия

причинности.

По Юму опыт не дает нам знания о причинной связи т.к. в опыте только

последовательность явлений и в силу только психологической привычки мы

повторяющуюся последовательность явлений называем причинной связью.

Выделяет математику как особую область знаний, в принципе отличную от

остальных и априорную по своему характеру. Но т.к. априоризм уже в ф.

Лейбница трактовался как чисто аналитический то Юм говорит, что математика

как особая область знаний выполняет другую функцию, чем другие.

Позиция Юма: отрицание достоверности познания, и в особенности в

отрицании объективной истинности научного познания (скептицизм).

#7.Философия европейского средневековья (общая х-ка).

Средневековье охватывает более 1000 лет V-VII вв. европейская

организация была аграрной. Долгое время была утрачена даже античная

культура. Такая цив-я могла долгое время не нуждаться в развитии научного

знания, в исследовании природы. Общей мировоззренческой основой всех форм

духовной жизни средневековой Европы была христианская религия.

Философия нерилигиозного хар-ра долгое время была принципиально

невозможной. В тоже время христианство было не просто новой религией. Уже в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.