Кандидатский
Ошибочность: Абсолютизация роли науки и техники (Они не могут решать
сложные политические проблемы).
2)технофобии - то есть страха перед всепроникающей силой техники. НТП
принимает такие масштабы, что грозит выйти из-под контроля общества и
стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести
непоправимый вред природе и самому человеку.
#42. Наблюдение и эксперимент как формы научного познания.
Наблюдение - это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью
выявление сущности, свойств и отношений объекта познания. Оно м.б.
непосредственным и опосредованным приборами. Наблюдение приобретает научное
значение, когда оно в соответствии с исследовательской программой позволяет
отобразить объекты с наибольшей точностью и может быть многократно
повторено при варьировании условий.
Но человек не может ограничиться ролью только наблюдателя: наблюдение
только фиксирует то, что дает сама жизнь, а исследование требует
эксперимента, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно,
или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям
исследования. В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в
исследовательский процесс.
В процессе научного познания применяется и мысленный эксперимент, когда
ученый в уме оперирует определенными образами, мысленно ставит объект в
определенные условия.
Эксперимент двусторонен. С одной стороны он способен подтвердить или
опровергнуть гипотезу, а с другой - содержит возможность выявления
неожиданных новых данных.
Т.о. экспериментальная деятельность обладает сложной структурой:
теоретические основы эксперимента - научные теории, гипотезы;
математическая основа - приборы; непосредственное осуществление
эксперимента; экспериментальное наблюдение; количественный и качественный
анализ результатов эксперимента, их теоретическое обобщение.
Необходимым условием научного исследования является установление фактов.
Факт, от factum - сделанное, совершившееся.
Факт - это явление материального или духовного мира, ставшее
удостоверенным достоянием нашего сознания, зафиксированность какого-либо
предмета, явления, свойства или отношения. “Факты - это воздух ученого”, -
говорил Павлов. Самое характерное для научного факта - его достоверность.
Факт должен быть осмыслен, обоснован. Факты всегда оказываются
опосредованными нашим пониманием, интерпретацией. Например свидетельские
показания. Люди говорят об одном и том же, но как по разному. Т.о.
очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной достоверности
факта.
Факты сами по себе не составляют науки. Факты должны быть подвергнуты
отбору, классификации, обобщению и объяснению, тогда они включатся в ткань
науки. Факт содержит немало случайного. Поэтому основой для научного
анализа является не просто единичный факт, а множество фактов, отражающих
основную тенденцию. Только во взаимной связи и цельности факты могут
служить основанием для теоретического обобщения. Из соответственно подбор
фактов можно построить любую теорию.
#41 Научное познание и его специфика. Эмпирический и теоретический уровни
научного познания.
В науке различают эмпирический и теоретический уровни познания. Для
эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность.
Эмпирические методы используемые на уровне научного исследования: анализ,
сравнение, моделирование, синтез, индукция, дедукция, аналогия.
Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на
уровне абстракций высоких порядков. Оба эти уровня связанны, предполагают
друг друга, хотя исторически эмпирическое предшествовало теоретическому.
Методы теоретического познания: Прием заключается в построении абстрактных
мат. моделей.
1.Аксиоматический метод – создаются положения не требующие доказательств
(аксиома, постулат), следствие выводится дедуктивно.
2.Синтез аксиоматического и формализации.
3.Гипотетико-дедуктивный – система методологических приемов, состоящая в
выдвижении конечных утверждений в качестве гипотез; и проверке этих гипотез
путем вывода следствий из них и сопоставления их с фактами.
Наблюдение и эксперимент важнейшие методы эмпирического познания.
Наблюдение - преднамеренное целенаправленное восприятие, имеющее целью
выявление существенных свойств и отношений объектов познания.
Исследование требует также и эксперимента, ставящего объект в
определенные заданные условия, отвечающие целям исследований. В процессе
научного познания применяется так называемый мысленный эксперимент, когда
ученный в уме оперирует определенными образами и понятиями, мысленно
создает нужные условия.
Эксперимент двусторонен: с одной стороны он позволяет проверить и
подтвердить гипотезу, с другой стороны он дает данные для новых гипотез.
Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система
научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства,
закономерности, и .т.д. Теория - развивающаяся система верных, проверенных
практикой научных знаний.
Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию
форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов
теорий, а также многообразие их классификаций. Различают описательные,
математизированные, интерпретационные, дедуктивные.
Всякое наблюдение начинается не со сбора фактов, а с попытки решения
какой-то задачи, в основе которой всегда лежит известное предположение,
догадка, постановка проблемы.
Постановка проблемы и исследовательская программа. Люди стремятся
познать то, чего они не знают.
Проблема - это вопрос, с которым мы обращаемся к самой природе, к жизни
, к практике и теории. Поставить проблему порой не менее трудно, чем найти
ее решение: правильная постановка проблемы в известной мере направляет
поисковую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый ставит проблему
и пытается решить ее , он неизбежно разрабатывает и исследовательскую
программу, строит план своей деятельности. При этом он исходит из
предполагаемого ответа на свой вопрос. этот предполагаемый ответ выступает
в виде гипотезы.
#62. Религия как форма духовной культуры.
Отличительный признак любого религиозного сознания, любой религии как
сис-мы представлений, действий, обрядов – вера в сверхъестественное. Т. е.
Вера, в то что помимо этого видимого, познаваемого мира существует иной мир
и есть некоторое высшее сверхсущество, которое сотворило и управляет миром.
Вопрос о сущности и происхождении религии осмысливался как в философии,
так и в некоторых конкретных общих науках: этнография, история культуры
(Тейлор, Фрейзер, Леви-Брюль).
В философии критический анализ религии был развит просветителями:
религия это результат недостаточных знаний о мире и его законах, связанный
с чувством страха и осознанным обманом одних людей другими.
Фейербах глубже подходил к осознанию религии, видел в религии реальное
человеческое содержание, принявшее фантастическую форму.
Марксистская философия – религия продукт общественных отношений.
Этнография и история культуры рисовали конкретные формы религии. Мир
древнего религиозного сознания многообразен в зависимости от изменения
реальных условий жизни (охотничество – тотемизм: земледельчество –
умирающие - воскресающие боги; китайцы – небо; японцы – солнце).
Общие предпосылки религии: условием самого возникновения религии
является способность человеческого сознания выходить за рамки отражения
наличного бытия. Без этой способности религия не могла бы возникнуть. Эта
способность приводит к формированию факт. образов, которые делаются
объектом поклонения только в силу социальных причин.
В общем виде это ограниченность реального наличного бытия и
неудовлетворенность людей этим бытием, т. е. это может быть ограниченность
возможностей древних в борьбе с природой и попытка восполнить эту
ограниченность факт. религиозными образами.
Это могут быть тяжелые условия бытия людей, угнетаемых. Возникает
реальная потребность религиозного утешения (здесь мучаемся, там радуемся).
Маркс: «Религия - опиум народа как лекарство».
Три мировых религии: христианство, буддизм, ислам.
В жизни общества религия выполняет противоречивую роль: 1.Религия
сплачивает единоверцев. На определенных этапах истории это важный момент в
историческом процессе. При этом религия вбирает в себя нравственные нормы,
выступает как одна из главных форм регуляции человеческого поведения.
2.Сплачивая единоверцев, каждая религия отгораживает их от инаковерующих:
столкновения человеческих масс, разделенных по религиозному признаку обычно
имеют реальные социальные корни, но именно религия может способствовать
ожесточению конфликта.
Религия может помогать переносить страдания и т. д., но с другой стороны
подготовка к загробной жизни может принимать форму ухода от этого мира.
#21Философия экзистенциализма.
В 20в. наиболее влиятельной формой иррациональной философии был
экзистенциализм (К.Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.).
Экзистенция – способ бытия человека. Впервые в этом значении термин
экзистенция употребляется Кьеркегором.
Согласно экзистенциалистам, Э. Представляет собой то центральное ядро
человеческого «Я», благодаря которому это последнее выступает не просто как
отдельный эмпирический индивид и не как «мыслящий разум», а именно как
конкретная неповторимая личность. Э. – это не сущность человека. Ибо она
означает нечто определенное, заранее данное (Сартр), а, напротив, «открытая
возможность». Учение об Э. направлено против рационалистического понимания
человека, усматривающего его сущность в разуме.
Экзистенциализм – это философия человека. Основная тема всех работ – это
человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании. Суть
экзистенциалистского подхода заключается в следующем: личность не зависит
от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь
некоторую часть человека ( не главную его часть). Основа каждой личности –
это некоторый поток переживаний его мироощущения, переживания своего
собственного бытия. Именно этот поток переживаний называется экзистенцией.
Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда уникальна и
неповторима. Отсюда два вывода:
1.Вывод о непреодолимом одиночестве человека, ибо все его связи с
другими людьми не дают полную возможность выразиться его экзистенции. Она
может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто
вещественное и отчужденное от его творца.
2.Человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя
(«Мы прокляты нашей свободой» Ж.П. Сартр), потому что она связана с
бременем ответственности. Человек создает себя сам .
Существует две разновидности экзистенциализма: религиозный и
атеистический. Религиозный – единение человека с богом. Реальный же человек
вынужден жить в обществе, подчиняться его требованиям и законам. Но это не
подлинное существование.
Глава фр. экзистенциализма фр. писатель и философ Ж.П. Сартр.
Его философские взгляды противоречивы. В них переплетаются идеи
Кьеркегора, Гуссерля и Фрейда. Для концепции Сартра характерна тенденция
поиска среднего пути между идеализмом и материализмом. Отправляясь от
основной идеи Э. – «существование предшествует сущности», Сартр строит свою
онтологию на противопоставлении двух видов бытия:
«бытия-в-себе», заменяющего объективную действительность,
«бытия-для-себя», тождественного «человеческой реальности», т.е.
сознанию.
Разрыв бытия и сознания приводит Сартра к дуализму. Сознание, по Сартру,
есть «не бытие бытия», но лишь оно является источником активности,
движения. В морали Сартр стоит на позициях чистой субъективности. Основной
категорией выступает здесь свобода. Она представляет как сущность
человеческого поведения, источник деятельности и единственная возможность
человека: «человек всегда и целиком свободен или его нет вовсе». Сартр
отрицает объективные принципы и критерии морали. Каждый человек «вынужден
сам изобретать для себя свой закон», выбирать свою мораль.
А. Камю – фр. писатель и философ, представитель атеистического Э.
Центральный вопрос его философии – вопрос о смысле человеческого
существования, вопрос о том, «стоит ли жизнь того, чтобы жить».
Камю приходит к выводу, что существование человека абсурдно.
Бессмысленность человеческой жизни у Камю олицетворяет мифологический образ
Сизифа: в наказание за свое коварство Сизиф обречен вечно вкатывать на гору
камень, который, едва достигнув вершины, вновь скатывается вниз. Не
выдерживая такой бессмысленности, человек «бунтует»; отсюда время от
времени вспыхивающие революции, в которых человек пытается найти выход из
своего «сизифова положения».
Умонастроение Камю – это настроение безвыходного одиночества человека в
«абсурдном» мире, выразившее бесчеловечность современного
капиталистического общества.
К. Ясперс – ведущий представитель нем. Э. Начал свою деятельность как
психиатр.
В психопатологических явлениях видит не распад личности, а поиски
человеком своей индивидуальности.
Он приходит к выводу, что любая рациональная картина мира может
рассматриваться как иносказательная: она является лишь «шифром бытия» и
нуждается в истолковании. Основная задача философии в том, чтобы раскрыть
содержание «шифра». Господствующее в мире неразумное есть источник высшей
мудрости. Подлинный смысл бытия открывается человеку лишь в периоды
глубочайшего потрясения. Именно в эти моменты происходит «крушение шифра»:
человек освобождается от груза повседневных забот и от своих научных
представлений о действительности (от «трансцендентального бытия-в-себе»).
Перед ним открываются его подлинные переживания Бога (транцендентного).
#22.Философия неотомизма
Неотомизм – философская доктрина католической церкви, основывающаяся на
учении Ф. Аквинского. Н. – признан единственной истинной философией,
соответствующей христианским догмам.
Основу неотомистского учения составляет принцип: «Философия – служанка
богословия». Н.- теологическая форма совр. объективного идеализма.
Высшей реальностью неотомисты признают «чистое бытие», понимаемое как
духовное, божественное первоначало. Результатом неотомистских спекулятивных
построений является признание бога первопричиной бытия и первооснователем
всех философских категорий. С точки зрения неотомистов исторический процесс
зависит от сверхъестественных трансцендентных сил, которые предопределяют
поведение каждого индивида. Этим исключается возможность воздействия
человека на ход мировой истории. В основе неотомистской философии –
утопическая идея об идеальном обществе, в котором у власти будет стоять
церковь.
Философы этого времени, в том числе Жак Маритен, подчеркивают, что в
основе своей философия не отличается от философии своего основоположника.
Реальная причина обращения к Ф. Аквинскому обусловлена тем, что в учении
Аквинского была принята попытка обосновать единство веры и разума.
Философия Аквинского сложилась в результате теологической интерпретации
учения Аристотеля, путем усиления идеалистических элементов.
Основной принцип философии Ф. А. – гармония веры и разума; он считал, что
разум способен рационально доказать бытие Бога и отклонить возражения
против истинной веры. Аквинский развивал учение об иерархии бытия. И
Аквинский, и его последователи говорят, что существует два пути познания:
1. Снизу вверх (от материальных вещей к Богу).
2. Сверху вниз (от божественного откровения к вещам).
Первый путь м.б. плодотворным только при помощи второго.
Ж. Маритен говорит о том, что важно разделять три ступени бытия:
-чувственное бытие;
-воображаемое бытие;
-метафизическое бытие.
Маритен – признанный лидер неотомизма, Главный мотив его произведений –
обоснование и приспособление взглядов Ф. Аквинского к современной эпохе.
Маритен выдвигал идею «нового гуманизма», который призван сплотить людей на
базе признания религиозных ценностей.
Неотомисты подчеркивают три основных принципа своей философии:
1. Принцип реализма (реальность мира и духовных сущностей).
2. Принцип рационализма (уважение к разуму).
3. Принцип гуманизма (позиция католических философов по основному кругу
социальных вопросов). Они подвергают критике все формы общественного
и личного эгоизма.
#12 Философия Д.Беркли и Д.Юма.
Беркли: исходный материал нашего познания – ощущение (или идеи). Они
составляют единственную реальность с кот. мы имеем дело. Представление или
понятие о каждой вещи возникает как комбинация ощущений. Большинство
абстрактных понятий должно быть подвергнуто критике и устранению.
(материальная субстанция и т.п.). подвергает особой критике само понятие
материи, открыто говоря, что делает это чтобы разрушить основание атеизма и
материализма.
Суть его учения – мы имеем мир ощущений и комбинацию этих ощущений, у
нас нет оснований говорить, что за ощущениями нет ничего.
Позиция Беркли глубоко противоречива. Отрицая существование материи он
одновременно постулирует существование духовной субстанции, т.е. бога.
Именно эта духовная субстанция и определяет сам порядок наших ощущений.
Юм: пытается преодолеть противоречия Беркли. Согласно Юму в равной
степени недоказуемы и понятия материи и понятия бога, и понятия чел. Я,
т.е. вопрос о первооснове мира вообще не разрешим (агностицизм).
Теория познания может исследовать как из простых идей возникают сложные
т.е. какова связь между ощущениями и понятиями.
Исходным материалом познания является определенная последовательность
ощущений – это и есть наш опыт в широком смысле этого слова, причем в этом
опыте нет необходимых от нас зависящих связей. Подвергает критике понятия
причинности.
По Юму опыт не дает нам знания о причинной связи т.к. в опыте только
последовательность явлений и в силу только психологической привычки мы
повторяющуюся последовательность явлений называем причинной связью.
Выделяет математику как особую область знаний, в принципе отличную от
остальных и априорную по своему характеру. Но т.к. априоризм уже в ф.
Лейбница трактовался как чисто аналитический то Юм говорит, что математика
как особая область знаний выполняет другую функцию, чем другие.
Позиция Юма: отрицание достоверности познания, и в особенности в
отрицании объективной истинности научного познания (скептицизм).
#7.Философия европейского средневековья (общая х-ка).
Средневековье охватывает более 1000 лет V-VII вв. европейская
организация была аграрной. Долгое время была утрачена даже античная
культура. Такая цив-я могла долгое время не нуждаться в развитии научного
знания, в исследовании природы. Общей мировоззренческой основой всех форм
духовной жизни средневековой Европы была христианская религия.
Философия нерилигиозного хар-ра долгое время была принципиально
невозможной. В тоже время христианство было не просто новой религией. Уже в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|