рефераты скачать

МЕНЮ


Кандидатский

истинное, ложное, бессмысленное, для которых можно дать эмпирические

указания. Положение, которые в принципе не поддаются такой проверке –

бессмысленны. С этой точки зрения бессмысленным оказывалось все

мировоззрение мышления и ряд общетеоретических положений гипотетического

характер. Т.е. предполагалось создать строго научную систему знаний.

Кризис. 1.В том что исходные протокольные предложения оказались

фикцией, т.к. их невозможно выделить. 2. Изображался процесс познания по

схеме: от фактов к их обобщению.

Реальное научное познание развивается по - другому. Т.е. позитивизм не

объяснил рождение познания и движения новых идей. В частности характер

выдвижения гипотез.

#19. Иррационалистическое направление а философии 19в. А. Шопенгауэр и Ф.

Ницше.

Иррациональный - сверхразумный. В 19 в. представители этого

направления не только обосновывали особый вне научный, вне логический путь

познания, но и развивали некоторое учение о бытии, доказывая, что в основе

всего сущего лежит некоторое иррациональное начало. Шопенгауэр начинал

с анализа кантовского понятия вещи в себе. Он говорил, что если вещь в себе

не дана нам в опыте и нашим рассудком не постигается, то откуда у нас

вообще уверенность в ее существовании. Чтобы сама мысль о ней возникла, она

должна как-то в нас проявится, и это проявление – человеческая воля. Т.е.

волевое начало в нас – это проявление в нас некоторой мировой воли. На

основе иррационализма возможны различные построения, в том числе и

противоположные по содержанию. Шопенгауэр развил своеобразную философию

космического пессимизма, где-то перекликающуюся с Буддизмом. Он говорил,

что волевое начало требует от нас действий, но они ведут к страданиям в

конечном счете. Отказ от действий ведет к скуке.

Совершенно другую форму иррационализма развивает Ницше. Одна из

исходных категорий его философии – категория жизни. Причем, хотя Ницше

иногда использует биологические термины, но жизнь в его понимании

отличается от жизни, которая описывается биологической наукой. Сама

сущность жизни предполагает активную эксплуатацию среды обитания и

непрерывную борьбу одних форм жизни с другими. В основах жизни- воля к

власти, господству, подчинению. Человечество - одна из форм продукта жизни.

Анализ всей человеческой культуры должен исходить из интересов жизни.

Формы, которые ослабляют жизненные инстинкты, должны исчезнуть.

Ницше формулирует 2 позиции:

1. Человечество разделено на 2 группы: сильные и слабые. У этих групп

разная мораль по их природе. Но слабые способны отравлять своим влиянием

сильных.

2. Если такое влияние будет подавлено, то сильная часть человечества

придет к сверхчеловеку. При этом необходимо максимальное проявление

жизненных инстинктов: сверхчеловек должен стоять по ту сторону добра и зла,

у него не должно быть совести и т.п. (смеющийся лев).

Ницше: ненавидит сострадания, поэтизатор зла, аристократ, утонченный

интеллигент.

#20. Философия прагматизма.

Конец 19, первая половина 20 вв. Занимает промежуточное положение

между реализмом и позитивизмом. Характерен для США. Основоположник У.

Джемс. 20век- Д. Дьюи.

В их трактовке философия – это не столько теория, сколько метод

решения определенных проблем.

Джемс: жизненное мировоззрение, в т.ч. и философская, неразрывно

связано с особенностями психики, темперамента человека, которые

придерживается этого мировоззрения. Он считал, что чисто теоретические

споры представителей разных мировоззрений малопродуктивны. Каждое

мировоззрение надо оценивать по его практической значимости. Главное в том,

что объективной истины, независимой от человеческих желаний, нет. Истина

то, что полезно. Т.е. идеи сами по себе не истинны и не ложны. Они

становятся истинными или ложными в зависимости от их эффективности для

нас.

Дьюи видоизменил первоначальную позицию: отказался рассматривать

темперамент как основу мировоззрения. Пытался построить философию чистого

инструментализма. Идеи – инструменты для решения задач. Если они эффективны

в данный момент – они полезны. Нет – отказываемся. Это есть критерий

истины. Истинно то, что полезно.

Прагматизм связывает понятие истины с практикой, но при этом он

отрицает объективность истины, объясняя единственным ее критерием

полезность для данного субъекта в данный момент. В обществе, где существуют

реальные противоречия интересов людей, такой подход может вести к

оправданию своекорыстия и волюнтаризма.

#56. Социальное прогнозирование

Социальное прогнозирование – называется некоторое вероятностное знание о

будущем состоянии общества и отдельных его сторон. В отличие от

умозрительных представлений основывается по определенных познавательных

процедурах, можно выделить 3 вида процедур:

1) Экстраполяция - мысленное прослеживание в будущее тенденций без к-л.

изменений.

2) Моделирование – построение некоторых будущих состояний обществе

исходя из к-л. теоретических предложений о их изменении.

3) ( при прогнозировании соц. отношений и действий)- сценарий будущего

Применяемость тех или иных методов и степени их вероятности зависит от

срока, на который делается прогноз (ближайшего будущего 20-25 лет,

обозримого будущего до 100 лет и отдаленного будущего более 100 лет)-

последний только самые общие тенденции.

Соц. прогноз – вид знаний специфичный по функциям, поскольку во многих

случаях целью этого прогноза является знанием о будущем, которое не

наступит или хотелось, чтобы не наступило. И в этом случае само

корректирование человеческой деятельности должна носить вероятностный,

ориентировочный характер. В развитии общества планирования является гибким

процессом.

Прогнозирование вероятностно в двойном смысле:

1) поскольку само соц. развитие многовариантно, постольку любой прогноз

описывает одну из возможных состояний системы (не всегда самое

вероятное).

2) само знание, воплощенное в прогноз является вероятностным по своей

природе.

#57. Философия техники , идеи и направления

Техника – совокупность искусственно созданных средств охватывающая все

сферы человеческой деятельности. Осмысление техники как таковой

(философское) началось с середины 19-ого века. Роль производственной

техники рассматривалось Максом. Цель объяснить смысл орудие труда, (лопата,

грабли) что люди в них проектировали сами себя.

Постепенно в работах о технике определились два направления:

1. инженерная философия техники

2. гуманитарная философия техники

1) рассматривает развитие техн. изнутри – анализирует природу

технич. творчества, сущность техники, тенденции ее развития –

техника как способ бытия человека в этом мире представляет Ф.

Десауэр, который рассматривал техн. Творчество как сопричастное

божественному творению и продолжает его.

«Критика технического разума» т. к. Канту т.к. именно в нем и происходит

переход от явлений к «вещам в себе»

2) анализирует положение техники в целом в жизни общества, влияние

техники на состояние общества, человека, культуры. В рамках него

техника подвергается критике. Утверждается что технически разум

и его ориентации ограничены т. к. они ориентированны на

приспособление к нуждам и целям человека, техника часто

изображается , как демоническая сила порабощающая человека и как

средство способное и уничтожить человечество. Это противостояние

имеет одни основы, поскольку роль техники, как и роль науки

противоречива.

В историч. развитии техники с первых орудий труда были и периоды

длительных сохранение одного типа произв. техники и моменты качественных

скачков. Техническая революция – когда не просто увеличивается производства

труда ,она изменяет человека а процессе производства.

#31. Категория единичного и общего.

Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс,

отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от

иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов.

Общее – объективно существующее сходство характеристик единичных

предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и

той же группе явлений или единой системе связей.

Реальные предметы единичны. Кроме того, практически не бывает

абсолютно одинаковых предметов. Это означает, что каждый предмет (дом,

дерево человек), даже очень похожий на другие, так или иначе, индивидуален.

Столкнулись две противоположные точки зрения: ”номинализм” и

“реализм”. Согласно ”номинализму”, реально существуют только единичные

предметы; общее же представлено лишь в словах или понятиях. Противоположный

взгляд: общее – понятия, сущности, универсалии – столь же, а то и более

реальны, чем единичные предметы. Спор этот, в частности применительно к

математике, не угас и до наших дней.

Наиболее ярким проявлением индивидуального является уникальное.

Противоположностью индивидуально неповторимого является типовое. Предельный

случай типизации технических устройств – стандартизация.

#70. Проблема смысла жизни в духовном опыте человечества.

Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих и

многих мыслителей на всем пути развития философии. В разные времена разные

философы отвечали на этот вопрос по-разному.

Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное

начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому

человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и

народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами,

он включает нечто специфическое – чаяния людей каждой данной эпохи.

Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических

условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели

одни, в зрелости и старости они другие. Смысл жизни можно рассматривать в

трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация)

и будущее (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в

обществе многих условий, первостепенными среди которых является наличие

демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.

К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат

в основании той или иной концепции.

| |КОНЦЕПЦИЯ СМЫСЛА | |

| |ЖИЗНИ | |

| | | |

| | | | |

| |ГЕДОНИ| | |ЭВДЕМОН| |

| |ЗМ | | |ИЗМ | |

| |Жить –| | |Жизнь –| |

| |значит| | |стремле| |

| |наслаж| | |ние к | |

| |даться| | |счастью| |

| | | | |как | |

| | | | |подлинн| |

| | | | |ому | |

| | | | |назначе| |

| | | | |нию | |

| | | | |человек| |

| | | | |а | |

| | |

| |АСКЕТИЗ| | |ЭТИКА | |

| |М | | |ДОЛГА | |

| |Жизнь –| | |Жизнь –| |

| |это | | |это | |

| |отречен| | |самопож| |

| |ие от | | |ертвова| |

| |мира, | | |ние, | |

| |умерщвл| | |альтруи| |

| |ение | | |зм во | |

| |плоти | | |имя | |

| |ради | | |служени| |

| |искупле| | |я | |

| |ния | | |идеалу | |

| |грехов | | | | |

| | | | | |

| |

| |УТИЛИТА| |ПРАГМАТ| |

| |РИЗМ | |ИЗМ | |

| |Жить – | |Цель | |

| |значит | |жизни | |

| |из | |оправды| |

| |всего | |вает | |

| |извлека| |любые | |

| |ть | |средств| |

| |пользу | |а ее | |

| | | |достиже| |

| | | |ния | |

| | | | | |

Смысл жизни – это выбор каждого отдельного человека. Это

самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму)

ориентирует человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на

то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций).

Иными словами – смысл жизни человека – в самореализации личности, в

потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать

собой ради других. И чем значительнее личность, тем развитее ее

экзистенциалы, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей,

социокультурную среду.

Разумеется, эти общие представления о смысле жизни должны

трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный

объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами.

Конечность человеческого бытия – естественный закон природы. Что не

имеет смерти, не имеет и рождения. Боязнь смерти приближает смерть. Эпикур

призывал не бояться смерти: если человек живет, то смерти нет, если смерть

наступила, то его уже нет. А Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о

смерти. В качестве компенсации за страх перед смертью придумано немало

мифологем: перевоплощение души (буддизм), бессмертие души (христианство).

Реальное, немифологическое бессмертие состоит в том, что человек

умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остается в своих

делах, творчестве, памяти людей.

#47. Традиции и новации в развитии науки. Научные революции.

В истории естествознания три типа структур:

1. классическое естествознание (его завершение конец ХIX - начало ХХв.);

2. неклассическое естествознание (конец ХIX – первая половина ХХв);

3. неклассическое естествознание современного типа.

На первом этапе основной установкой при обосновании научных знаний о

природе была идея абсолютной суверенности познающего разума, которая как бы

со стороны познавая мир, раскрывает в явлениях природы их истинную

сущность. Считалось, что объективность и предметность знания достигается

когда из описания и объяснения исключается все что относится к субъекту,

средствам и процедурам ее познавательной деятельности. Идеалом познания

было построение окончательной, абсолютно истинной картины природы.

На втором этапе обнаруживается кризис этих установок и осуществляется

переход к новому типу фил. оснований. Переход характеризуется отказом от

прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности картины

природы. Осмысливаются взаимосвязи между онтологическими связями науки и

характеристиками метода, посредством которого осваиваются объекты.

На третьем этапе, становление которого охватывает эпоху современной НТР

складываются новые структуры фил. оснований естествознания. Они

характеризуются осмыслением исторической изменчивости не только онтологий,

но и самих идеалов и норм научного познания, видением науки в контексте

соц. условий ее бытия и ее соц. последствий, обоснование необходимости

включения ценностных факторов при объяснении и описании ряда сложных

системных объектов (теоретическое описание экологических процессов,

глобальное моделирование, обсуждение проблем генной инженерии и т. д.).

Переход от одной структуры фил. оснований к другой означает пересмотр

ранее сложившегося образа науки. Этот переход всегда является глобальной

научной революцией. Ленинский анализ революции в естествознании конца ХIХ –

начала ХХ века уделял внимание проблеме фил. оснований естествознания.

Ленин видел в этой революции (начало перехода от классического

естествознания к современному) не только ломку естественнонаучной картины

мира, и определенную трансформацию методов исследования, но и коренную

перестройку фил. оснований естествознания.

Особая позиция движения научного знания это концепция НТР и НР (Маркс и

академик Кедров) в ней НР рассматриваются как многосторонне обусловленные,

но связанные с изменением самого предмета исследований.

А) коперниканская; б) колетовская; в) открытие микромира; г) изменение

отношения науки к технике и др.

#69. Личность и общество. Проблема свободы и ответственности личности.

Человек – существо родовое. И как отдельный представитель рода, он

остается индивидом. Человек как индивид характеризуется такими общими

(родовыми) свойствами, как целостность морфологической и

психофизиологической организации, активность, устойчивость во

взаимодействии со средой. Понятие «индивид» – это первая ступень к понятию

человека как личности; реальный индивид является началом, основанием для

формирования личности.

Второй ступенью здесь является понятие «индивидуальность». Человек как

индивидуальность кроме общих признаков обладает и специфическими чертами,

которые позволяют отличить его от других членов рода. К таким специфическим

признакам относят психологические особенности человека, его отношение к

средствам производства, характер его деятельности, политическую ориентацию,

положение в обществе и т.п.

Социальную структуру личности (по Г.Смирнову) можно представить

следующей схемой:

Проблема отчуждения личности. Развитие личности невозможно без

преодоления всех ее форм отчуждения от общества.

Отчуждение – это социальный процесс, в ходе которого деятельность

человека вместе с ее результатами превращается в самостоятельную силу,

господствующую над ним и враждебную ему.

Отчуждение – это в определенной мере фетишизация результатов

деятельности человека. Отчужденный человек становится рабом произведенных

им вещей, рабом собственности и денег. По сути он превращается в орудие

чужих целей. Из его собственной деятельности выхолащивается ее творческое

содержание.

Основные причины отчуждения:

. частная собственность на орудия и средства производства;

. научно-технический прогресс (новые технологии, роботизация и

компьютеризация производства);

. всевластие бюрократии;

. социальное неравенство и эксплуатация;

. абсолютизация духовных сил человека.

«Снять» отчуждение можно только в таком обществе, де в полной мере

осуществляются все права и свободы личности: право на труд и свободу выбора

профессии; право на образование и медицинское обслуживание и свободу выбора

их форм; право на жилье и нормальную среду обитания; право на свободу

мысли, совести, убеждений; право на участии в принятии и реализации решений

в сфере производства, политики, культуры и т.д.; право свободно избирать и

быть избранным в различные органы политической власти; право свободно

участвовать в митингах, демонстрациях, собраниях и т.п.

Свобода личности. Волюнтаризм и фатализм. В истории общества есть

различное понимание термина «свобода». П.Гольбах, например, полагал, что

свободы в принципе не существует: «Свобода воли есть химера», - писал он.

Л.Бюхнер считал, что свобода – это свобода человека со связанными руками,

это свобода птицы в клетке. Для Екатерины Великой свобода соответствует

ситуации, когда никто не может заставить делать человека то, чего он не

хочет. С точки зрения Н.Бердяева, свобода есть творчество человека,

«созидание ранее небывшего».

Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.