рефераты скачать

МЕНЮ


Кандидатский

способностью выбирать решение или совершить поступок в соответствии со

своими целями, интересами, идеалами и оценками: он основан на осознании им

объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего его

мира.

#53. Общество и природа. #54. Экологическая проблема в современном мире и

концепции ее решения.

Человечество –группы народов, развивающиеся вне взаимодействия м/у

собой. Человечество становится единым целым в ходе отношений, в эпоху

открытия мирового рынка. С ростом производства взаимоотношения м/у группами

резко возрастает со 2 половины ХХ в. возникают глобальные проблемы

общественного развития – это процессы, кот. повсеместные, охватывают все

чел-во; от решения этих проблем зависит существование чел-ва; решение

требует усилий боль-ва чел-ва.

Угрозы: Экологические катастрофы; Деградация чел-ва; Мировая война.

Необходимое условие жизни об-ва – взаимодействие об-ва и природы. Человек –

биологический вид и ему необходимы привычные условия обитания. Производство

– воздействие на природу, как предмет труда, при этом на ранних этапах

истории особенности природной среды влияли на форму деятельности и этапы

развития общ-ва.

В дальнейшем зависимость соц. развития от природной среды ослабевает

и нарастает изменения природной среды чел-ом, на основе изменений типов хоз-

ва, на росте пр-ва.

Три этапа взаимодействия общ-ва и природы:

1) Древнейший (охота и собирательство);

2) Допромышленный (возникновение ремесла и переход к земледелию, изменения

локального характера);

3) Индустриальный (возникновение пр-ва, промышленности, выход продуктов

составляет 1% от сырья).

Вторая половина XX века – новый этап воздействия, угроза экологической

катастрофы.

Осмысление этой проблемы произошло в 1972 г. До этого она существовала,

но не воспринималась всерьез. Д. Медоуз провел работу по прогнозированию

развития чел-ва на 30-40-50 лет вперед. Обнаружил взаимосвязь пр-ва – чел-

ка – природы, предложил теорию нулевого роста, что вызвало массовые

волнения («римский клуб»).

Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с

внешними условиями его обитания с целью поддежания динам равновесия системы

“общество-природа”.

Осмысление ситуации породило «зеленых». Требуются глубокие изменения в пр-

ве, технологии пр-ва и в стратегии развития чел-ва Возможно развитие

индустриальных стран станет несовместимо с возможностью развития чел-ва. Сл-

но, необходима регуляция отношений общ-ва и природы и пр-ва, которая бы

обеспечивала решение осн. соц.-эконом. проблем и сохранение среды обитания.

Полной программы решения этой проблемы не существует, но очевидно, что

это решение потребует серьезных изменений в морали, системе ценностей и в

сознании чел-ва.

При условии преодоления экологического кризиса чел-во должно будет

осуществить переход (Вернадский) от биосфер к ноосфере - эта сфера разумной

жизни где действует разум, взаимодействует общ-во и природа под его

контролем. В отдаленном будущем возможно воспроизводство многих условий

существования чел-ва (атмосфера и т. д.).

Бионика – воспроизведение форм организации характерных живой природе и ее

формам.

Народонаселение. Глобальный фактор жизни общ-ва – рост населения в

мировом масштабе, это феномен ХХ века. Переход запада к капитализму

сопровождался переходом к более низкой рождаемости и низкой смерти. Этот

переход является демографической революцией. Вторая половина ХХ века эта

революция охватила страны Азии, Африки и Латинской Америки и здесь она

превратилась в скачкообразный рост (из-за снижения смертности и постоянной

цифре рождаемости). Подобный рост создает новые соц.-эконом. проблемы и

обостряет старые:

1) продовольственная;

2) занятости и трудоустройства

Некоторые страны мира проводят политику сдерживания роста населения.

Майтос – рост чел-ва регулируется войной и прочими бедствиями – самая

бездарная теория, оправдывает все эпидемии и колонизация Австралии

англичанами. Ни одна демографическая политка не имеет ничего общего с

майтовской теорией.

«Дети - цветы жизни на могилах их родителей» – это естественная сущность

жизни чел-ва.

#50. Научная теория как форма знания. Основные функции теории.

Объектом научной теории являются некоторые закономерные связи

действительности. Теория как мысленная конструкция не просто познает эти

связи, но и организует их в сис-му. При этом обычно содержит определенные

методы истолкования изучаемой области и предсказания поведения объектов

(объяснение). Они формируются в различные классификации. Сформулированная

теория не остается неизменной, она трансформируется как под влиянием

эмпирического материала, так и открытия информации, содержащейся в ней

самой в скрытом виде. Теории:

1)формализация;

Этот прием заключается в построении абстрактно-матем. моделей. При

формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования

со знаками (формулами). (Широко применяется в матем., логике, соврем.

лингвистике.

2)аксиоматический;

Сначала задается набор исходных положений не требующих доказательств.

Потом – вывод из них. Совокупность исходных аксиом и выводов из них

образует аксиоматически построенную теорию.(«Начала» Евклида.) Развитие

аксиом. метода привело к построению формализованных аксиом. систем. С

помощью его создается абстрактная знаковая модель, кот. интерпретируется на

различных системах объектов. 1931г. К.Гедель доказал теорему о

принципиальной неполноте достаточно развитых формальных систем. Нельзя всю

математику представить как единую аксиом. систему, что, однако, не

исключает аксиоматизацию ее отдельных разделов.

3)гипотетико-дедуктивный (зарождение и проверка новых гипотез).

Развитое теоретическое знание строится не «снизу» за счет индуктивных

обобщений научных фактов, а развертывается как бы «сверху» по отношению к

эмпирическим данным. Метод построения знания состоит в том, что сначала

создается гипотетическая конструкция, кот. дедуктивно развертывается,

образуя систему гипотез, затем система подвергается опытной проверке, в

ходе кот. она уточняется и конкретизируется. В этом и закл. сущность

гипотетико-дедуктивного развертывания теории.

#61 Мораль и ее роль в жизни общества.

Мораль (лат. мoralis – относящийся к нраву, характеру, складу души,

привычкам); нравственность, один из основных способов нормативной регуляции

действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид

общественных отношений; предмет специального изучения этики ( философ.

энциклопед. словарь).

Исторически:

Платон: мораль не возникает из практической деятельности людей, она есть

результат того, что наша душа сохранила воспоминания об абсолютных

моральных понятиях, которые существуют вне этого мира.

Кант: связывал основание морали с некоторыми априорными свойствами

человеческой души.

Просветители: (особенно франц. материалисты) пытались найти основу морали в

неизменной природе человека. Истинная человеческая мораль – есть мораль

эгоизма; ицель общественного воспитания в том, чтобы сделать эгоизм

разумным.

Общая черта : все вышеуказанное основывается на представлении о

неизменности морали. Этот взгляд противоречит реальной истории

человечества.

Объективно:

Мораль принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции

действий человека, таких как: право, обычаи традиции и др., пересекается с

ними и в то же время существенно отличается от них. Если в праве и

организационных регуляциях предписания формулируются, утверждаются и

проводятся в жизнь специальными учреждениями, то требования нравственности

(как и обычаи) формируются в самой практике(!) общественного поведения,

взаимного общения людей и являются отображением жизненно-практического и

исторического опыта(!) непосредственно в коллективных и индивидуальных

представлениях, чувствах и воле. Будучи продуктом общества, моральное

сознание изменялось (!) вместе с обществом (историчность морали).

Мораль и при своем возникновении и при своем развитии была формой

некоторого группового сознания, действующего в рамках данного племени,

данного государства, данного сословия или класса. Мораль отражает целостную

систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное

понимание сущности общества, истории, человека и его бытия. Надо отметить,

что вообще в морали, в отличие от обычая, должное и фактически принятое

совпадает далеко не всегда и не полностью. В реальной истории нормы

общечеловеческой нравственности никогда не исполнялись целиком,

безоговорочно, во всех случаях без исключения. Мораль , как правило,

содержит разные оценки по отношению к людям своей группы и других: « Что

позволено Юпитеру, то не позволено быку».

Историческое развитие морали связано и со становлением элементов

общечеловеческого сознания и понимания единства всех людей. В этом развитии

прослеживается явная тенденция: чем выше стадия исторического развития, тем

большие требования предъявляются к духовному миру человека.

#48. Постпозитивистские концепции развития науки. К. Поппер.

Постпозитивизм – направление, возникшее в 60-70 гг. нашего века. П.

Ставит перед собой задачу выявить формы и методы, позволяющие раскрыть

историческую динамику развивающегося научного знания.

Сложность взаимодействия теоретического и эмпирического знания

привела к тому, что после кризиса позитивистской программы (наука –

обобщение данных) возникло несколько концепций, пытающихся объяснить

движение научного знания. Постпозитивисты (К.Поппер, Т.Кун, П. Фейербенд и

др.) сформулировали вывод о том, что логика науки может быть только теорией

ее развития. В отличие от позитивистов рассматривали философию как

органическую часть науки.

К.Поппер – вообще отвергает эмпирико-индуктивистскую идеологию

неопозитивизма, считая ее натуралистической. Аргументы:

1) логическая невозможность «чистого наблюдения» в силу теоретический

нагруженности.

2) Логическая невозможность индуктивного вывода из одного частного двух

различных осмысленных суждений.

Истина принципиально недостижима (даже трава есть красная).

Главный источник науки – не накопление фактов, как утверждали

неопозитивисты.

Наука появляется, когда появляется проблема. И с ее решением начинается

рост научного знания.

Три мира Карла Поппера:

1. физическая реальность (я, ты)

2. субъективный мир (чувства, ощущения)

3. объективный (законы, правила)

Реально существует только правдоподобие – приближение к истине (похожесть

на истину). Научные теории сменяются одна другой вследствие «фальсификации»

каких-либо фактов предыдущих теорий. Если выявляется какой-то новый научный

факт, который опровергает предыдущую теорию, и он кажется ученым более

правдоподобным, то новая теоретическая модель побеждает старую. Таким

образом происходит теоретическая эволюция, при этом новая теория

несоизмерима со старой, однако конкурирует с ней. (Пример: во всем мире

люди считали, что лебеди белые. До тех пор, пока они в Австралии не увидели

черных).

Рост науки совершается как бы по Дарвину, выживает наиболее

правдоподобные из теорий, а истина не дана.

#49. Постпозитивистские концепции развития науки. Т. Кун и П.Фейерабенд.

Т. Кун – развитие научного знания как смена парадигм – понятие шире

чем научная теория, это господствующие в данный момент времени

фундаментальные представления о предмете и методах изучения.

Парадигма – научные завоевания повсеместно принятые, из которых

складывается хоть на время модель проблем и решений, устраивающая тех кто

занимается этими исследованиями, то что объединяет членов научного

сообщества и является их отправной точкой дальше, за неимением ее все факты

становятся равносильными.

Нормальная наука – период когда ученые рассматривают все что вышло из

парадигмы или входит в нее.

Аномалии – несоответствие решений из предполагаемой и рассматриваемой

парадигмы; они вносят сомнение в правильность парадигм; иногда приводят к

кризису.

Переход от одной парадигмы через ее кризис к другой Кун называет

научной революцией.

Наука: живое целое; развивается не кумулятивным путем, технической

революцией, но в рамках парадигмы идет накопление на нормальном этапе

науки. После революции парадигма новая, не сопоставляется со старой, а

происходит скачок; научная революция.

Этапы развития науки:

1) допарадигмальный (до появления какой-либо теории, когда не было учения о

проблеме, каждый думал, что ему хочется, не было образца);

2) парадигма (возникает нормальное развитие);

3) смена парадигм научной революцией, как теории они несоизмеримы, нет

наращения знаний от старой (в этом он частично неправ).

И. Лакатос представляет развитие науки как непрерывный процесс

выдвижения и уточнения гипотез – смена конкурирующих исследовательских

программ, та, что более продуктивна, побеждает.

П. Фейерабенд – теория, согласно которой развитие научных знаний

требует как можно больше конкурентов-теорий. Представляет направление

«гносеологический анархизм». Может быть уместен любой метод – плюрализм.

Защищает гипотезы более фундаментальные.

Миф и наука очень общны, т.к. в начале любой новой науки лежит что-то

неизвестное до сих, какие-то абстрактные термины. В науке «все дозволено»,

надежных методов не существует, они создаются нами и со временем меняются.

Чем больше теорий, тем больше они друг друга критикуют, что способствует

ускорению развития науки. Причем каждая теория создает свой собственный

язык для описания фактов и устанавливает свои собственные нормы.Говорит о

равенстве шансов всех ученых, подвигающих науку (свободное общество).

Против культа науки и засилия элиты. Надо отделить науку от государства

(как религию), чтобы у ученых не было привилегий (антисциентизм).

#51. Общество как система. Теоретические модели соц. реальности.

Реальное общество и его идеализированная модель. Модель дает

отвлечение от случайности, позволяет выделить, присущие обществу законы,

порядки, основы, связи, и отношения.

Теория общества рассматривается социологией. По аналогии с научным

познанием, в (эмпирические, теоретические ур-ни) изучение общества

используется принцип теоретического моделирования (идеальная модель).

Теорию идеальных типов сформулировал Макс Вебер. Мы можем толковать об-во

только в воображении.

Общество в широком смысле слова представляет собой высшие формы

самоорганизации жизни, здесь люди +соцотношения + часть природы, вкл. в

производственную деятельность + техносфера.

Общ-во в узком смысле слова: 1) общ-во как социальное образование это

не сумма людей а совокупность общественных (социальных отношений)

связывающих людей друг с другом (разделение труда надсуммативное ядро

общества) 2) переход от животного к социальному ( Гоббс, Руссо.

Общественный договор). 3) Гегель критикует договорные теории возникновения

общ-ва, как и государства (его составной элемент); возникает не путем

договора, а естественнисторическим закономерным путем ( затем и Маркс и

другие) 4) Общ-во противопоставляется гос-ву – свободное взаимодействие

людей. {государство – институционное образование с тремя ступенями власти,

расписанное по нормам}.

Общество отличается от всего мира тем, что на всех стадиях его

развития в нем всегда присутствует сознание, т.е. в общественную жизнь

включены духовные процессы, поэтому 1) Само развитие общ-ва происходит не

так как развитие природы 2) Изучение общ-ва требует других методов,

учитывающих наличие духовного компонента в общественной жизни.

Кроме того в общественной жизни, в отличие от природы общие связи

(закономерные) не толькко не выступают в чистом виде, но зачастую не

поддаются реальному практическому воспроизведению (каждое событие

уникально). Поэтому на первый взгляд развитие общ-ва предстается как поток

индивидуальных неповторимых событий, кот. вызываются волей и желанием

людей. Осмысление общ-нного развития первоначально осуществлялась

философией и историей (от Августина Блаженного) т.е. довольно общих

рассуждений о смысле истории и о движущих ее силах. В 30-40гг. IXXв. О.Конт

– основоположник позитивизма противопоставил философии истории точное

социальное знание (социология). В идеале социология должна была стать

точной наукой- строгое описание фактов и связей. Этот идеал до сих пор не

достигнут и возможно недостижим позитивистскими методами (от единичных

фактов к обобщению). Т.е. изучение общ-ва требует общего видения предмета

изучения, т.е. требует определенной социальной философии.

#52 Истоки и сущность глобальных проблем современного общества

К глобальным проблемам, в первую очередь, относятся:

1. предотвращение мировой термоядерной войны, создание ненасильственного

мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех

народов

2. преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного

развития между странами, устранение во всем мире экономической отсталости

3. обеспечение дальнейшего экономического развития человечества

необходимыми для этого природными ресурсами (продовольствие, сырье,

источники энергии)

4. преодоление экологического кризиса, порождаемого вторжением человека в

биосферу

5. прекращение стремительного роста населения (рост численности населения в

развивающихся странах, падение рождаемости в развитых)

6. своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных

последствий НТР и рациональное эффективное использование ее достижений на

благо общества и личности

Эти проблемы порождены не только колоссально возросшими техническими

средствами воздействия общ-ва на природу и огромными масштабами его хоз.

деятельности (ставшими ныне сравнимыми с геологическими и другими

планетарными естественными процессами). Они порождены также стихийностью и

неравномерностью общественного развития, анархией пр-ва при капитализме,

наследием колониализма, погоней транснациональными компаниями за прибылью в

ущерб долговременным интересам всего общ-ва.

Для понимания происхождения, происхождения, сущности и возможности

решения этих проблем необходимо видеть в них результат предшествовавшего

всемирно-исторического процесса во всей его объективной противоречивости.

Глобальные проблемы выступают как специфическое порождение именно

современной эпохи, как следствие крайне обострившейся неравномерности

социально-экономического, политического, научно-технического,

демографического, экологического и культурного развития в условиях

совершенно новой, своеобразной исторической ситуации.

Глобальные проблемы современности порождены в конечном счете именно

всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.