Философия жизни
физического. Согласно этому взгляду весь Мир - материальная субстанция,
саморазвитие которой обусловлено исчерпывающим набором внутренних законов.
Вне физической сущности и помимо ее ничего не существует. Причем физическая
сущность здесь чаще всего выступает в виде уже известных нам форм материи и
ее элементарной (в смысле первичной) основы. В рассуждениях об иных,
трансцендентальных сферах приверженцы этой теории могли бы повторить слова
Лапласа, относящиеся к определению роли Бога в мироздании: "Я не нуждаюсь в
этой гипотезе".
Из представленных вариантов разрешения проблемы цели бытия лишь один
очевидно неприемлем: основанный на теории прогресса. Глубокая и беспощадная
критика религиозной и морально-этической стороны этой теории дана
Н.Бердяевым в его книге "Смысл истории". Позволю себе привести лишь самую
суть высказанного им: "Никакое грядущее совершенство не может искупить всех
мучений предшествующих поколений. Такое подчинение всех судеб человеческих
какому-то мессианскому пиру того поколения, которому удастся взобраться на
вершину прогресса, возмущает религиозно нравственную совесть человечества.
Религия прогресса, которая основана на такого рода обоготворении грядущего
поколения счастливцев, - беспощадна к настоящему и прошлому, она соединяет
безграничный оптимизм в отношении к будущему с безграничным пессимизмом в
отношении к прошлому". [Бердяев Н. Смысл истории. М. "Мысль" 1990 г. Стр.
147 - 148 ]
Вообще с этической точки зрения теория прогресса содержит в себе
практически неразрешимое противоречие: поколения, которые должны обрести
нравственное и моральное совершенство просто не смогут его принять из-за
осознания той ужасной цены, которая заплачена за их совершенство.
Жертвенность бесчисленных предшествующих поколений страшным призраком будет
терзать совесть "совершенного" поколения.
Но и с точки зрения сугубо материалистической теория прогресса также не
выдерживает критики. Согласно логике материализма, внутреннее развитие
всякой сущности должно идти с соблюдением непосредственной и неразрывной
связи между реализованной сущностью и ее предназначенностью в бесконечной
цепи эволюции. Так осуществившаяся (т.е. выполнившая свое предназначение)
гусеница превращается в куколку; осуществившаяся куколка - в бабочку;
осуществившаяся бабочка, откладывая яйца, дает жизнь гусенице.
В схеме прогресса такой непосредственной и неразрывной связи между всеми
жертвенными и венчающими поколениями нет: все предшествующие ни на йоту не
приближаются к цели прогресса ибо между ними и блаженством целедостижения -
бездонная и непреодолимая пропасть смерти, между ними - разрыв
перевоплощений. Этот разрыв делает абсолютно неестественной и призрачной
связь между усилиями тех, кто живет сейчас, и тех, кто будет жить после.
Поколения рабов никогда не обретут блаженства и совершенства свободы,
которая предназначена лишь грядущим счастливцам.
Преодолеть эту разорванность можно, лишь определив цель бытия либо как
заключенную в самом реализованном в данный момент бытии (любое существо
предназначено только для того, для чего оно есть), либо придав бытию
непосредственную связь с инобытием (земная жизнь лишь эволюционная ступень
в развитии бессмертной души). Ответ на вопрос о цели индивидуальной жизни и
всеобщего Бытия может быть дан только на такой основе.
Я уверен, что цель Бытия не есть следование какой-то "абсолютной идее". У
нее должен быть естественный смысл, в основе которого - действие вполне
объективной закономерности, определяющей общую тенденцию развития всякой
сущности. Подобно тому "смыслу", который заключает в себе человеческий
эмбрион, "объективной целью" которого является превращение в человека.
Говоря о цели жизни, необходимо учесть и еще один важнейший аспект этой
проблемы, который можно наглядно увидеть на примере человеческого сознания.
Сознание существует в двух основных формах: индивидуально-человеческое и
общественное. Общественное сознание является более высокой формой по
отношению к индивидуальному сознанию. Индивидуальное сознание -
элементарная форма, элементарная составляющая общественного сознания,
генетически и неразрывно связанная с ним и не способная существовать вне
его. Если индивидуальное сознание суть бытие разумности человека, то
общественное сознание суть бытие разумности объективированного мира в
целом.
Здесь вновь уместна аналогия с человеческим эмбрионом: он не имеет
изначально присущей ему и реализованной способности мыслить. Эта
способность содержится в нем лишь в потенции, которой надлежит
реализоваться в процессе развития человеческого организма.
Подобно этому и объективированная сущность в целом изначально содержит в
себе потенцию к разумности, которая реализуется в процессе развития материи
не только индивидуальным сознанием, но и эволюцией в сторону образования
сознания мирового, возникающего как симбиоз индивидуальных номов с
общемировым энергетическим полем и кибернетической энергетикой второй
природы. Поэтому проблема индивидуального смысла и цели жизни не может
решаться вне смысла и цели бытия общечеловеческого и вообще
объективированного Бытия.
В поиске ответа на вопрос о естественном смысле и цели объективированного
Бытия необходимо обратиться к фундаментальным свойствам его
субстанциональности - материи. Важнейшим из них является движение -
всеобщий атрибут, способ существования материальной мировой субстанции.
Движение равнозначно взаимодействию, оно само есть взаимодействие
материальных сущностей.
Материалистическая диалектика (а ее заслуги в постижении фундаментальных
законов развития объективированного мира отрицать не стоит) позволяет
определить и методологию, открывающую путь к решению нашей проблемы. В
основе этой методологии лежит факт проявления двойственности
диалектического единства всего многообразия объективированной субстанции.
Эта двойственность проявляется: "Во-первых, как своеобразная дискретность
строения объективной действительности, т.е. наличие в ней качественно-
различных, отграниченных друг от друга вещей, явлений, процессов, систем;
во-вторых, как иерархическое отношение между системами разной степени
сложности, организованности, выражающееся во "включении" менее сложных
систем в более сложные, и, вместе с тем, в несводимости специфических
закономерностей последних к первым". [Материалистическая диалектика
(краткий очерк теории). Издание 2-е. М. "Политическая литература" 1985.
Стр.41]
Именно в этом положении и кроется ключ к пониманию естественного смысла,
цели бытия всего сущностного. Принимая во внимание дискретность
объективированного бытия, то, что его структурные составляющие находятся
между собой в определенных отношениях, в движении, - неизбежно все
материальные сущности с объективной предопределенностью "обязаны"
образовать связь с другими материальными сущностями.
Однако здесь важно подчеркнуть, что всеобщность движения, как атрибут
объективированного бытия, отнюдь не означает возможности и необходимости
установления связей всего со всем, но только конкретного с конкретным.
Это со всей очевидностью вытекает из дискретности материи, в силу чего
каждый ее элемент имеет конкретное качество, что предопределяет возможность
установления одних типов, видов связей и "налагают запрет" на заключение
других связей. Т.е. всякая объективированная сущность реализует свои связи
лишь с вполне определенными конкретными сущностями.
Однако через всеобщность свойства устанавливать связи осуществляется и
всеобщая взаимосвязь между всеми сущностями, но чаще всего не напрямую, а
косвенно. Так химики для того, чтобы получить конкретное соединение часто
вынуждены выстраивать целую цепочку химических взаимодействий. Принцип
всеобщности взаимодействия неизбежно приводит к тому, что все имеющиеся
возможности (свойства) определенной сущности к установлению связей
стремятся к реализации, осуществлению в процессе взаимодействия с другими
определенными сущностями.
Смысл, цель, общая закономерность развития объективированного бытия
заключается в предельно возможной реализации имеющихся в каждой
материальной сущности свойств, потенций к установлению связей с другими
сущностями.
Итак, каждая материальная сущность имеет определенную сумму внутренне
присущих ей свойств. Эти свойства неизбежно должны реализоваться, образовав
связи с другими конкретными сущностями.
Эта закономерность проявляется на всех уровнях объективированного бытия, ее
действие можно проследить и в микро- и в макроструктурах. Свойство атомов
вступать в определенные связи неизбежно, закономерно реализуется
образованием систем атомов - молекул, которые имеют уже иные свойства и
образуют в свою очередь новые связи. Так молекулы воды соединяясь с оксидом
серы образует серную кислоту, та же в свою очередь, вступая в связь с
металлами образует соли, т.е. образует новые сущности, имеющие уже совсем
отличные от исходных компонентов свойства, а следовательно имеющие
способность в свою очередь образовывать уже совсем другие сущности.
Эта же закономерность проявляется и в самом человеке, независимо от того,
считаем ли мы его результатом эволюции материи или Боготворенным. В любом
случае, являясь объективированной сущностью, человек также обладает некоей
совокупностью свойств, главным из которых является сознание, самосознание.
И эти свойства с такой же закономерностью, как и в неживом мире стремятся к
реализации всех возможных для конкретной личности потенциальных связей.
Однако в силу того, что человек - "тростник мыслящий" (странно прекрасен
этот афоризм Блеза Паскаля), эта потенция проявляется не только как
природный "инстинкт" связеобразования, но как осознанное действие,
реализация которого зависит не только от "природы", но и от воли человека и
носит творческий характер.
Отсюда:
Цель человеческого бытия заключается в полной реализации его личности через
осуществление, овеществление его физических, интеллектуальных, духовных
потребностей, способностей и возможностей.
При этом потребности человека это суть осознанная нереализованность
определенных потенций, способностей к установлению определенных связей,
которые могут носить материальный, социальный либо идеально-духовный
характер.
Высшая же потребность человека - потребность к творчеству, которая и
наполняет подлинным смыслом его бытие, его целеустремление.
Назад к содержанию
3.Цель жизни
Я говорю, что наше земное тело - лишь кокон, в котором зреет душа, чтобы
обрести внеземную свободу.
Жизнь человеческая обретает свершенность и исполненность, если человек смог
реализовать себя до последней капли, осуществить и овеществить все свои
способности и возможности. В этом и есть главная и величайшая цель
человеческого бытия.
Осознание этого открывает прямой путь к обретению жизненной гармонии, но
это не означает, что вы ее уже обрели. Если вы знаете цель, то чтобы
достичь ее нужна воля к движению, нужна воля к самореализации, без которой
Вы - лишь статист на сцене, где идет воистину Божественная комедия. В этом
смысле достижение праведности в земной юдоли есть не аскеза, а именно
полнота жизни и воля к жизни.
Однако это не ново. Не о том ли говорили гедонисты, эпикурейцы и прочие,
кто противопоставлял аскезу и полноту жизни? - скажете Вы. Не дорога ли это
к безнравственности и возрождению животного эгоизма? Идея действительно не
нова, однако в том, что говорю я, есть небольшое смещение акцента, которое
меняет смысл в принципе. Полнота жизни это прежде всего полнота творческого
начала в ней, а не только наслаждение от реализации своих чисто
биологических потребностей.Ибо высшая потребность, высший смысл жизни,
высшее наслаждение есть только творчество.
Но как же быть с этим "а не только"? Ведь в этом "не только" зачастую
кроется именно то, чему мы порой боимся дать волю, то, что мы считаем
пороками. И если уж следовать предложенной логике, то полноты реализации не
может быть, если наряду с творчеством человек не реализует и то, что
составляет весь комплекс его потребностей.
Вообще человечеству стоит наконец-то отказаться от противопоставления
духовного телесному, материальному, и не относиться к ним как к
антагонистическим началам. Святость не в подавлении плоти, а в ее
гармонизации с духом.
И если наша плоть есть инструмент воплощения животворящего начала, то
следует содержать его в том состоянии, в котором он наиболее готов к
исполнению своего предназначения. Это и есть установка, которая не даст
потребности перерости в порок, губящий и тело и душу.
А если в человеке заложен садистический комплекс или какое либо сексуальное
отклонение? Возможно то, что я скажу в ответ, покажется кому-то бредом, но
человек действительно должен реализовать в себе все, что в нем есть. Даже
паталогию, даже садистическое начало. Но не спешите обвинять меня в том,
что я открываю клетку, в которой таится Зверь.
Ибо и самое малое нереализованное в человеке, если не приручать его, а
держать в узилище, обращается в большой кошмар и обращает самого человека в
Чудовище.
Человек - это объективированная сущность, в которой воля к реализации
определяется разумом. Разум же, прежде всего, способность осознавать
естественные законы бытия и направлять свою волю сообразно им, а не
вопреки.
Я говорю: нам уже дан тот Закон, который не дает Зверю победить в нас
Человека и таящемуся в темных уголках нашей души обратить нас в чудовищ. Он
выше всех заповедей, ибо он - Единый Категорический Универсум, дающий нам
возможность увидеть в зле - зло, в добре - добро. Это волшебное стекло,
через которое мы можем видеть все сущее таким, каким оно есть на самом
деле, а не кажущимся.
Однако прежде чем мы попробуем понять, что разделяет добро и зло и
позволяет человеку реализоваться без противоречий с нравственными началами,
я хочу ответить еще на один вопрос, который многие могут задать: "А зачем
человек вообще должен стремиться к полной реализации, почему это должно
быть его целью? Разве может быть целью то, что и так уже во мне? Разве цель
это не то, что вне нас и к чему мне надо идти?"
Вы материалист и принимаете объективированный мир самодостаточным? Значит
ваше сознание лишь на мгновение вспыхнувшая искра в бездне Космоса. Но и за
этот бесконечно малый перед лицом вечности миг ужас именно мгновенности
жизни успел охватить вас. От этого ужаса не избавляет даже осознание
неизбежности вашего конца.
Преодолеть его и обрести подлинно философический взгляд на смерть можно
только через творческую свершенность жизни, через осознание этой
свершенности: все что было в Вас, уже реализовано, раскрыто, осуществлено,
Вы достигли предела. Дальше - бесконечная усталость от жизни,
опустошенность до дна испитого сосуда: я сделал, прожил, прочувствовал все,
что мог. Все потенции к установлению связей со всем сущим и идеальным уже
реализованы. Тогда смерть - исход, который примете Вы с истинным
облегчением.
Конечно, было бы наивно предполагать, что большинство людей действительно
могут достигнуть такого состояния полной творческой свершенности. И все же
стремиться к этому - вот подлинно естественная цель Человека, следование
которой наполняет его жизнь столь же естественным смыслом, а конец жизни не
вызовет ужаса неисполненности.
Такое целеполагание находится в полной гармонии с естественными законами
(инстинктами), которым подчиняются биологические формы материи. В том числе
с инстинктом видового выживания. Чем больше будет создано человеком в
процессе его реализации, тем в меньшей степени человек, как вид, будет
игрушкой в руках внешних обстоятельств. Тем меньше сама егои ндивидуальная
жизнь и жизнь его потомков будет зависеть от капризов природы.
И все же сказанное здесь удовлетворит далеко не каждого и дает основания
для новых и новых вопросов. Главный из них: как разрешить противоречие
между внешними обстоятельствами и потребностями самореализации? Достижимо
ли принципиально счастье для того, кому не было дано родиться в
благоприятных обстоятельствах, чьи силы уходят на заботы о хлебе насущном,
на преодоление жизненных невзгод?
Вопрос этот важен не только для нерелигиозного сознания. Хотя именно для
материалиста он обретает особую трагическую окраску: предполагается, что
это мировоззрение не преемлет жизнь иную, вечную. Вся свершенность судьбы
только в жизни данной. Ответы на эти вопросы еще впереди, ибо для того,
чтобы понять и принять их, нужно постичь еще немного простых, но
исключительно важных истин. Поэтому продолжим пока наш путь.
Вы человек религиозный, принимающий именно трансцендентальное начало Мира?
Но и такое мировоззрение органично принимает внутреннее целеполагание
человека.
Если наше тело лишь кокон, в котором зреет душа для жизни иной, то разве не
полнее будет эта зрелость, чем полнее осуществится наш земной путь? Разве
не есть способность к творчеству, данная нам в этой жизни, приближением к
Богу, к Божественной воплощенности? И чем полнее будет творческая
воплощенность, чем полнее прозвучит в человеке весь регистр вселенской
музыкальной гармонии чувств и переживаний, тем совершеннее станет душа
человека.
Но не находится ли полнота внутренней реализованности человека в
противоречии с его трансцендентальным предуготованием? Особенно если
обратиться к тому, что есть потенциальное зло в самом человеке? У
Н.Бердяева есть блестящее определение понятия свободы, которое дает ключ к
пониманию и этой проблемы:
"Свобода есть моя независимость и определяемость моей личности изнутри, и
свобода есть моя творческая сила, не выбор между поставленным передо мной
добром и злом, а мое созидание добра и зла. Самое состояние выбора может
давать человеку чувство угнетенности, нерешительности, даже несвободы.
Освобождение наступает, когда выбор сделан и когда я иду творческим путем"
[Бердяев Н. Самопознание (опыт философской автобиографии). М. "Книга" 1991
стр. 61 - 62]
Только через внутреннюю борьбу между реализуемым добром и злом, через муки
переживания этой борьбы человек может подняться до подлинного понимания
добра и зла, а значит и стать способным, перейдя в трансцендентальное
бытие, творить совершенство и слиться с божественным.
Этот мир нам дан, чтобы в нем душа развилась до способности слиться с
трансцендентальностью. Развиться же она может только через постоянное
творение, через осуществление и овеществление (объективирование) всего
данного ей в потенции всеобщим творческим началом.
Парадоксально, но если следовать глубинному смыслу Святого писания, то мы
увидим, что эта Книга и о том, как сам Бог прошел через муки постижения
добра и зла, через муки обретения подлинной свободы творчества, когда
совесть Творца не вопиет от невольного зла, которое может принести
Творение. Вчитайтесь в Ветхий завет. Что было положено Творцом в основу
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|