МЕТОД (греч. methodos—буквально “путь к ч.-л.”) — в самом общем значении —
способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. М. как
средство познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета.
Сознательное применение научно обоснованных М. является существеннейшим
условием получения новых знаний. В процессе развития познания выработались
такие общие принципы научного мышления, как индукция, дедукция, анализ и
синтез, аналогия, сравнение, эксперимент, наблюдение и др. В основе всех М.
познания лежат объективные законы действительности. Поэтому М. неразрывно
связан с теорией. Существуют специальные М. конкретных наук, поскольку
последние изучают свои специфические предметы. Философия, в отличие от
конкретных наук, вырабатывает всеобщий М. познания — материалистическую ди-алектику.
Объективную основу диалектического М. составляют наиболее общие законы развития
материального м^ира. Этот М. не подменяет М. др. наук, а является их общей
философской основой и выступает в качестве орудия познания во всех областях.
Диалектика одновременно есть и М. преобразования мира.
Диалектике-материалистический М. противоположен идеалистической диалектике и
метафизике.
31. Понятие «методология» и её виды Методология науки –
специфическая область знания, занимающая промежуточное положение в иерархии
познавательных сфер между конкретными науками и философией. Поэтому методология
наук не входит специально в предмет исследования конкретных научных дисциплин.
Методология – система принципов и способов организации и построения
теоретической и практической деятельности, а также учения об этой системе.
Метод (с греч. путь, исследование) – способ достижения определенных целей, совокупности
приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.
Хотя методология вырабатывает общие подходы и принципы, она не дает готовый
рецепт нового знания. Она указывает на возможные варианты решения проблемы и на
тупиковые пути. Методология, как учение о познавательной деятельности, может
выражаться в двух основных формах: дескриптивной и нормативной. Дескриптивная
методология – это история отношения научного знания. Ее называют также
первичным уровнем рефлексии или самосознания определенной науки. Нормативная
методология – учение об общезначимых путях познавательной деятельности,
сформулированных в форме методологических принципов. Нормативная методология
рассматривается как феномен явного самосознания науки , явная рефлексия.
Существуют еще понятия «протометодология». Это интуитивный выбор пути познания,
на основе индивидуального познавательного опыта. Различают еще формальную и
содержательную методологию. Предмет формальной методологии – это язык и логика
научного познания. Формальная методология в основном занимается решением
проблем обоснования научного знания. Она характерна для позитивизма и
неопозитивизма. Предмет содержательной методологии – это зарождение нового
знания и его рост. Она характерна для постпозитивизма. В методологии можно
выделить три уровня: 1. философский 2. общенаучный 3. частнонаучный
Философский уровень методологии близок к проблемам
гносеологии. Общенаучный уровень методологии есть специфический синтез
частнонаучного знания и философского знания. Частнонаучный уровень методологии
есть синтез общенаучной методологии и системы знаний частных наук. Методология
научного познания связана с тремя основными традициями философского учения в
познании: сенсуализмом, рационализмом, агностицизмом.
Особое место в разработке проблем методологии
принадлежит Сократу, Платону и Аристотелю. Если раньше понятие методология
охватывало преимущественно совокупность представлений о философских основах
научно-познавательной деятельности, то теперь ему соответствует внутренне-дифференцированная
и специализированная область познания.
32. Наблюдение и эксперимент как методы эмпирического
иссл-я. В
структуре
общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1. Методы эмпирич.
иссл-я. 2.методы теоретич. позн-я. 3.общелогич. методы и приемы исслед-я.
М.э.и.:1.Наблюдцеленаправленное пассивное изучение предметов,
опирающееся в основном на данные органы чувств. Н. может быть непосредственным
и опосредованным различными приборами и др. тех-ми устройствами. Основн.
требов-я к научному н.: однозначность замысла; возможность контроля путем либо
повторного н., либо с помощью др. методов. Важным моментом н. яв-ся
интерпретация его результатов- расшифровка показ-й приборов. 2.Экспер-нт-
активное и целенаправ-ое вмешательство в протек-е процесса, соотв-щее измен-е
исследуемого объекта или его воспроизвед-е в спец-но созданных контролируемых
усл-ях, определяемых целями э. Основные особенности э.: а) более активное
отнош-е к объекту исслед-я, вплоть до его измен-я и преобраз-я; б) возмож-сть
контроля за поведением объекта и проверки рез-тов; в) многократная
воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исслед-я; г) возмож-сть
обнаруж-я таких св-в яв-ий, кот-ые не наблюдаются в естествен. усл-ях. Виды э.
весьма разнообразны. По своим ф-м выделяются исследов-ские, проверочные,
воспроизводящие э. По хар-ру объектов различают физ-кие, хим-кие, биол-кие,
соц-ные. Сущ-ют э. Качеств-ные и колич-ные. Широкое распр-е в сов-ой науке
пол-л мысленный э. – с-ма мыслительных процедур, проводимых над идеализированными
объектами. 3.Срав-е – познавательная операция, выявляющая сходство или
различие объектов, т.е. их тождество и различия. С. предметов в классе
осуществляется по признакам, сущ-ным для данного рассмотрения. При этом
предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому. С.
яв-ся основой такого логич-ого приема как аналогия, и служит исходным пунктом
сравнительно-исторического метода. Его суть – выявл-е общего и особенного в
познании различных ступеней развития одного и того же яв-ия или различных
сосущ-их яв-ий. 4.Описание – познавательная операция, состоящая в
фиксировании рез-тов опыта с помощью опред-ых систем обозн-я, принятых в науке.
5.Измер-е –совокупность действий, выпол-мых при помощи опред-ых средств
с целью нахожд-я числов. знач-я измеряемой вел-ны в принятых ед-цах измер-я.
33. Анализ и синтез как общелогические методы
познания. В
структуре
общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1. Методы эмпирич.
иссл-я. 2.методы теоретич. позн-я. 3.общелогич. методы и приемы исслед-я.Кобщелогич. методам и приемам исслед-я отн-ся а. и с. А. –реальное
или мысленное раздел-е объекта на составные части и синтез – их
объединение в единое органическое целое, а не в мех-й агрегат. Рез-т синтеза –
совершенно новое образование. Применяя эти приемы иссл-я, следует иметь в виду,
что, во-1-ых, анализ не должен упускать качество предметов. В каждой обл-ти
знаний есть свой предел чления объекта, за кот. мы переходим в иной мир св-в и
закономерностей. Во-2-ых, разновидностью анализа яв-ся также раздел-е классов
предметов на подклассы – их классиф-ция и периодизация. В-3-их, анализ и синтез
диалектически взаимосвязаны. Но некот-ые виды научной деят-ти яв-ся по
преимуществу аналит-скими или синтет-скими.
34. Абстрагированиее и обобщение.В структуре общенауч.
методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1. Методы эмпирич. иссл-я.
2.методы теоретич. позн-я. 3.общелогич. методы и приемы исслед-я.Кобщелогич.
методам и приемам исслед-я отн-ся а. и о. Абстраг-е – процесс мысленного
отвлеч-я от ряда св-в и отнош-й изучаемого яв-я с одновременным выдел-ем
интересующих исслед-теля св-в. В рез-те этого процесса получаются различного
рода «абстрактные предметы», кот. яв-ся как отдельно взятые понятия и категории
так и их с-мы. Наиболее развитыми из них яв-ся мат-ка, логика, диалектика,
фил-фия. Выяс-е того, какие из рассматриваемых св-в яв-ся сущ-ми, а какие
второстепенные- главный вопрос аб. Обобщение – процесс установл-я общих
св-в и признаков предметов, тесно связано с аб-ем. При том м. б. выделены любые
признаки или существенные.
35. Индукция и дедукция.В структуре общенауч. методов
и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1. Методы эмпирич. иссл-я. 2.методы
теоретич. позн-я.3.общелогич. методы и приемы исслед-я.Кобщелогич.
методам и приемам исслед-я отн-ся и. и д. Индукция – движение
мысли от единичного к общему и дедукция – восхождение процесса познания
от общего к единичному. Это противоположны, взаимно дополняющие ходы мысли.
Поскольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы всегда имеют
проблематичный х-р. Инд-ые обобщения обычно рассматриваются как опытные истины.
Из видов ин. общ. выделяют индукцию популярную, неполную, полную, научную,
мат-ую. В логике рассматриваются также инд. методы установления причинных
связей – законы инд-ии. К ним относятся методы: ед-го сх-ва, ед-го различия,
сходства и различия, сопутствующих измен-й и методов остатков. Харак-ная
особен-сть д. заключ-ся в том, что от истинных посылок она всегда ведет к
достоверному истинному заключ-ю, а не к вероятностному. Д. умозакл-я позволяют
из уже имеющегося знания получать новые истины, и притом с помощью чистого
рассуж-я, без обращения к опыту, интуиции здравому смыслу.
36. Системный подход и его применение при изучении
природы и общества. В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1.
Методы эмпирич. иссл-я. 2.методы теоретич. позн-я. 3.общелогические методы и
приемы исследования.Кобщелогическим методам и приемам исслед-я
отн-ся с.п. С.п.–сов-сть общенаучных методологических принципов, в
основе к-ых лежит рассмотр-е объектов как с-м. К числу этих требов-й относится:
а) выявл-е завис-сти каждого эл-та от его места и ф-ий в с-ме с учетом того,
что св-ва целого несводимы к сумме св-в его эл-тов; б) анализ того, настолько
повед-е с-мы обусловлено как особен-тями ее отдельных эл-тов, так и св-ми ее
структур; в) исслед-е механизма взаимод-я с-мы и среды; г) изуч-е хар-ра
иерархичности, присущей данной системе; д) обеспеч-е всестороннего
многоаспектного опис-я с-мы; е) рассмотр-е с-мы как динамичной, развивающейся
целостности.Специфика с.п. опред-ся тем, что он ориентирует исслед-е на
раскрытие целостности развивающегося объекта и обеспечивающих ее мех-змов, на
выдел-е многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую
теор-кую картину. Важным понятием с.п. яв-ся понятие «самоорганизация».
Данное понятие хар-ет процесс созд-я, воспроизведения или совершенствования
организации сложной, открытой, динамичной, саморазвивающейся с-мы, связи меджу
элементами к-ой имеют не жесткий, а вероятностный хар-р. В современной науке
самоорганизующиеся с-мы яв-ся спец. предметом исслед-я синергетика,
общенаучной теории самоорг-ции, ориентированной на поиск законов любой природы
- природных, соц-ных, когнитивных.
37. Идеализация как метод изучения мира В структуре общенауч. методов и приемов
чаще всего выделяют 3 уровня:1.Методы эмпирич. иссл-я.2.методы теоретич.
позн-я. 3.общелогич. методы и приемы исслед-я.Кобщелогич.
методам и приемам исслед-я отн-сяидеал-ция. И.–мыслительная
процедура, связанная с образ-ем аб-ых объектов, принцип-но не осуществимых в
действ-сти. Данные объекты не есть «чистые фикции», а весьма сложное и очень
опосредованное выраж-е реальных процессов. Они представляют собой некот.
предельные случаи последних, служат средством их анализа и постр-я теорет-х
представл-й о них. И-ый объект, в конечном счете, выступает как отраж-е
реальных предметов и процессов. Теор-ое утвержд-е, как правило, непосредственно
относятся не к реальным, а к идел-м объектам познавательная дел-ть с кот-ми
позволяет устанавливать сущ-ые связи и законом-сти, недоступные при изуч-и
реальных объектов, взятых во всем многооб-и их эмпирических, св-в и отн-ий.
38. Структурно-функциональный метод и его особенности В структуре общенауч. методов и приемов
чаще всего выделяют 3 уровня:1.Методы эмпирич. иссл-я.2.методы теоретич.
познания. 3.общелогич. методы и приемы исслед-я.Кобщелогич.
методам и приемам исслед-я отн-ся с.-ф.м. С.-ф.м.-метод строится на
основе выделения в целостных с-мах их структуры – сов-сти устойчивых отнош-й и
взаимосвязей между ее эл-тами и их роли отн-но друг друга. С. понимается как
нечто инвариантное при опред-ных преобраз-ях, а ф-ия как назнач-е каждого из
эл-тов данной с-мы. Основные требов-я с.-ф. м.: а) изучение строения, структуры
с-много объекта; б) исслед-е его эл-тов и их функциональных характеристик; в)
анализ изменения этих элементов и их ф-ий; г) рассмотрение развития системного
объекта в целом; д) представление объекта как гармонически функционирующей системы,
все элементы которой « работают» на поддержании этой гармонии.
39. Вероятностно-статистические методы и их роль в
познании природы и общества В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3
уровня:1.Методы эмпирич. иссл-я.2.методы теоретич. позн-я. 3.общелогич. методы
и приемы исслед-я.Кобщелогич. методам и приемам исслед-я отн-ся
в.-с. м. В.-с.м. основаны на учете действия мн-ва случайных
факторов, к-ые характериз-ся устойчивой частотой. Это и позволяет вскрыть
необх-сть, к-ая « пробивается» через совокупное действие множества
случайностей. Названные методы опираются на теорию вероятностей, которую
зачастую называют наукой о случайном. Вероятность - кол-ная мера возможности
появления некоторого явления, события при определенных условиях. Диапазон
вероятности – от нуля до единицы. В статистических законах предсказания носят
не достоверный, а лишь вероятностный характер, который обусловлен , действием
множества случайных факторов, через сложное переплетение которых выражается
необходимость. В.-с. м. широко применяются при изучении массовых, а не
отдельных яв-й случайного х-ра ( квантовая механика, стат. физика, синергетика,
социология и др.).
40. Гипотетико-дедуктивный метод В структуре общенаучных методов и
приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1.Методы эмпирического иссл-я.2.методы
теоретич. познания. 3.общелогические методы и приемы исслед-я.К методам
теоретич. позн-я отн-ся г.-д.м. Г.-д м. – метод научного познания,
сущность кот. заключается в созданиисистемы дедуктивно связанных между
собой гипотез, из кот. в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических
фактах. Тем самым этот метод основан на выведении заключений из гипотез и
других посылок, истинностное значение кот. неизвестно. А это значит, что
заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь
вероятностный хар-р. Общая структура г.-д. метода: а) ознакомление с
фактическим материалом, требующим теоретического объяснения и попытка такового
с помощью уже сущ-их теорий и законов. Если нет, то:б) выдвижение догадки о
причинах и закономерностях данных яв-ий с помощью разнообразных логических
приемов;в)оценка основательности и серьезности предположений и отбор из мн-ва
из них наиболее вероятного; г)выведение из гипотезы следствий с уточнением ее
содержания; д) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий.Тут
гипотеза или получает экспериментальное подтверждение, или опровергается.
Однако подтверж-е отдельных следствий не гарантирует ее истинности в целом.
Лучшая по результатам проверки гипотезы переходит в теорию. Разновид-тью г.-д.
м. можно считать мат. гипотезу, где в качестве гипотез выступают некот. ур-я,
предоставляющие модификацию ранее известных и проверенных состояний.
41. Аксиоматический метод (греч. axioma — значимое, принятое
положение) — один из способов дедуктивного построения научных теорий, при
котором: 1.Выбирается некоторое множество принимаемых без док-ва предложений
определенной категории (аксиом); 2. Входящие в них понятия явно не определяются
в рамках данной теории; 3. Фиксируются правила определения и правила вывода
данной теории, позволяющие вводить новые термины (понятия) в теорию и логически
выводить одни предложения из других; 4. Все остальные предложения данной теории
(теоремы) выводятся из (1) на основе (3). Первые представления об А.М.
вознивли в Древн Греции. Для этих исследований было характерно содержательное
аксиоматическое построение определенной теории, и только ее одной; при этом
особое внимание уделялось определению и выбору интуитивно очевидных аксиом.
Начиная со второй половины 19 века связи с интенсивной разработкой проблем
обоснования математики и мат логики аксиоматическую теорию стали расматривать
как формальную, а далее и как формализованную систему устанавливающую
соотношения между ее элементами знаками и описывающую любые множества объектов,
которые ей удовлетворяют. Аксиоматизация осуществляется обычно после того, как
содержательно теория уже в достаточной мере построена, и служит целям более
точного ее представления. В последние время большое внимание уделяется
аксиоматизации не только мат дисциплин, но и определенных разделов физики,
биологии, психологии, экономики, лингвистики и др., включая теории структуры и
динамики научного знания.
42. Формализация (лат. Forma – вид, образ) – уточнение содержания познания,
осуществляемое посредствам того, что с изучаемыми объектами, явлениями,
процессами данной области действительности определенным образом сопоставляются
некоторые материальные конструкции, обладающие относительно устойчивым
характером и позволяющие в силу этого выявить и фиксировать существенные и
закономерные стороны рассматриваемых объектов. В современной интерпретации -
это способ выражения содержания совокупности знаний через опреленную форму -
знаки искусственного языка. Наиболее значимой разновидностью Ф. является
логическая Ф., которая означает выражение мысленного содержания посредством
логических форм. Это способствует процессу приведения наук в строгую систему;
однако всеобъемлющая Ф. невозможна даже в области математики (теорема Геделя).
Логическая Ф. часто служит в целях составления программ для ЭВМ и попыток
моделирования мышления. В этом случае используются особые алгоритмические
языки. Поскольку логическая Ф. производится на основе формальной логики,
постольку исчисление высказываний (и предикатов) всегда предполагает лишь
имитацию движения понятий в ходе мышления у человека: часть социальной
информации теряется вследствие того, что происходит оперирование
"застывшими" понятиями, в которых неизбежно отражается дискретность
процесса мышления. Это не означает, что при логической Ф. не может быть
получено новое знание, так как и формальная логика может служить методом
получения нового знания в рамках рассудочной деятельности.
43. Метод восхождения от
абстрактного к конкретному.
А. (лат. abstractio — отвлечение)
—часть целого, одностороннее, неразвитое; К (лат. соnсгеtus —сросшийся) —
многостороннее, сложное, целостное. В истории философии до Гегеля К. понималось
как чувственно данное многообразие единичных вещей и явлений, А — как характеристика
исключительно продуктов мышления. Гегель ввел категории АиК в своем
специфическом смысле: К. — синоним диалектической взаимосвязи, расчлененной
целостности; А. — не метафизическая противоположность К., а этап движения
самого К., неразвившееся К Субъектом К. является материальная
действительность, мир чувственно данных, конечных вещей и явлений. К. предмета
есть объективная взаимосвязь его сторон; К. познания есть отражение этой
реальной взаимосвязи в системе понятий, воспроизводящих объективное содержание
предмета. А. в самой действительности есть выражение неполноты,
неразвернутости, ограниченности любого ее фрагмента, поскольку он берется в
отрыве от опосредующих его связей или своей последующей истории. А. знание,
соответственно, противостоит К. знанию, как одностороннее, фиксирующее ту или
иную сторону предмета вне связи с др. сторонами, вне ее обусловленности
специфическим характером целого Т. обр., если целью теоретического знания не
может и не должно быть лишь воспроизведение чувственного многообразия, то такой
целью не может служить вычленение неких “абсолютных” логических связей Ибо, как
только такие связи изолируются, они теряют свою конкретность и истинность
Научное теоретическое познание состоит в таком движении мысли, к-рое отправляется
от чувственного многообразия К. и достигает воспроизведения объекта в его
всесторонних отношениях. Способом теоретического воспроизведения в сознании
целостного объекта является восхождение от АкК, к-рое есть всеобщая форма
развертывания научного знания, систематического отображения объекта в понятиях
Являясь способом связывания понятий в целостную систему, отражающую объективную
расчлененность исследуемого объекта и единство всех его сторон, восхождение от
АкК. предполагает первоначальное движение от К. (данного в созерцании) к А. На
этом последнем пути образуются понятия, отражающие отдельные свойства объекта,
к-рые сами могут быть поняты лишь постольку, поскольку они рассматриваются как
моменты целого, определяемые его специфическим содержанием. Поэтому необходимо
различать К как изучаемый предмет, как исходный пункт исследования (чувственное
К ) и К как завершение, итог исследования, как научное понятие об объекте
(мысленное К.)
44. Понимание-объяснение Общепринятое долгие годы
представление философского смысла понятия «понимание» следующее: «Понимание –
универсальная форма освоения действительности, постижение и реконструкция
смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной, а также
природной реальности» Понимание – личностный процесс, связанный с особенностями
психики, нервной системы, духовного развития и т. п., одновременно оно связанно
с его включенностью в различные коммуникативные системы человеческого общения.
Основные виды научного понимания: · понимание жизненного опыта людей прошедших
эпох (историческое понимание); · интерпретация инокультурных символов и
метафор; · перевод и истолкование древних текстов (филологическое понимание); ·
понимание иных форм жизни; · понимание культурных норм и ценностей (понимание в
социально-антропологических исследованиях); · понимание природных объектов и
интерпретация формализмов научных теорий (понимание в естествознании).
Соотношение субъективного и объективного, психологического и логического,
интуитивного и рационального по-разному представлены на разных уровнях и типах
понимания. «Впервые как обозначение особого научного метода термин «понимание»
был применен Дройзером (1868г.)» Позднее понимание было противопоставлено (в
частности, Дильтеем) в качестве основополагающего метода наук о духе естественнонаучному
методу «объяснение». Объяснение как философское понятие рассматривается в
качестве важнейшей функции человеческого познания, особенно в ходе научного
исследования. Объяснение предназначено для раскрытия сущности изучаемого
объекта. В реальной практике исследователя объяснение осуществляется путем
показа того, что объясняемый объект подчиняется определенным законам.
Объяснение может быть: · атрибутивным, когда объясняется неотъемлемое свойство
предмета, без которого предмет не может существовать; · субстанциальным, когда
объективная реальность выступает в аспекте внутреннего единства всех форм ее
саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и
его сознания, поэтому подобная форма объяснения воспринимается как фундаментальная
категория научного познания, теоретического обобщения конкретного; ·
генетическим, когда используется способ исследования природных и социальных
явлений, основанный на анализе их развития; · контрагенетическим; · структурным
– при данной форме объяснения в научной теории осуществляется переход от
описания к объяснению, переход от одних структурных уровней к другим, более
глубоким. Объяснение тесно связанно с описанием – этапом научного исследования,
состоящего в фиксировании данных эксперимента или наблюдения в помощью
определенных систем, принятых в науке.