Наиболее фундаментальным из них является понятие
открытой системы, которая способна обмениваться с окружающей средой веществом,
энергией и информацией. Поскольку между веществом и энергией существует
взаимосвязь, постольку можно сказать, что система в ходе своей эволюции
производит энтропию, которая, однако, не накапливается в ней, а удаляется и
рассеивается в окружающей среде. В систему из внешней среды поступает свежая
энергия, и именно вследствие такого непрерывного обмена энтропия системы может
не возрастать, а оставаться неизменной или даже уменьшаться. Отсюда становится
ясным, что открытая система не может быть равновесной, потому ее
функционирование требует непрерывного поступления энергии и вещества из внешней
среды, вследствие чего неравновесие в системе усиливается. В конечном итоге
прежняя взаимосвязь между элементами системы, т.е. ее прежняя структура,
разрушается. Между элементами системы возникают новые когерентные, или
согласованные, отношения, которые приводят к кооперативным процессам и к
коллективному поведению ее элементов. Так схематически могут быть описаны
процессы самоорганизации в открытых системах, которые связаны с диссипацией,
или рассеянием, энтропии в окружающей среде.
134.Виртуальная реальность
Виртуальная реальность - высокоразвитая форма
компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю погрузиться в
искусственный мир и непосредственно действовать в нем с помощью специальных
сенсорных устройств, которые связывают его движения с аудиовизуальными
эффектами. При этом зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения
пользователя заменяются их имитацией, генерируемой компьютером. Характерными
признаками виртуальной реальности являются:
- моделирование в реальном масштабе времени;
- имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма;
- возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную
связь. Использование компьютера требует от нас изучения не столько нового
языка, сколько новой культуры. Некоторым людям эта идея кажется восхитительной,
остальных одолевают страх и опасения. В настоящее время мы окружены океаном
фактов. Их можно воспринимать не только как числовые ряды, но и как текст,
образы, голос, музыку. Вообще, идея виртуального мира не нова. Она содержится
уже в использовании объектно-ориентированного программирования, манипулятора
"мышь" для создания изображений, графическом интерфейсе пользователя
или компьютерных тренажерах для "безболезненного" испытания новых
устройств. По некоторым данным, термин "виртуальная реальность" был
придуман в Массачусетском Технологическом Институте в конце 1970-х годов, чтобы
выразить идею присутствия человека в компьютерно создаваемом пространстве: идея
интерактивности уже была в фокусе многих экспериментов в МТИ. Затем она перешла
в Лаборатории Атари, где в начале 1980-х работали многие выпускники МТИ, а
дальше получила распространение в индустрии компьютерных игр. Первый инструмент
проникновения в виртуальную реальность дан нам от рождения - это мозг и его сенсорные
рецепторы. Главным средством нашего восприятия является визуальная система.
Остальные чувства помогают обрести нашему взгляду на мир полноту. У нас семь
основных чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, равновесие и
ориентация. На наше восприятие влияют пересечения этих чувств, как, например,
чувство движения (жеста), различающееся не только глазами, но и самим телом.
Мозг интегрирует все получаемые им сигналы ото всех рецепторов и сопоставляет
новые данные с теми, что уже имеются в нашей памяти. Диссонанс восприятия,
когда сигналы разноречивы, может вызвать дезориентацию, растерянность и даже
болезнь. Современная технология виртуальной реальности - это ответвление
компьютерной графики, повлиявшей на все - от составления карт до телерекламы.
Одна из разновидностей использования виртуальной реальности полного погружения
называется телеприсутствием. Это идеально для работы с роботами, особенно в
опасных условиях: в открытом космосе, в морских глубинах, в ядерной инженерии и
т.п. Такой подход требует значительного развития тактильной и кинэстетической
обратной связи. Уже сейчас он применяется в обучении, аттракционах, на научных
конференциях и в другой пассивной деятельности. Применение виртуальной
реальности в обучении и тренировках показывает, сколь велика может быть
немедленная отдача от нее. Сравнительно недавно предложены концепции
виртуальных библиотек и музеев. В качестве доступа к книгам и другой печатной
продукции библиотеки будет использоваться телеприсутствие. Пользователь сможет
перемещаться внутри визуального изображения книжных полок, находить то, что ему
нужно, и сразу погружаться в чтение, а при наличии разрешения делать копии.
135. Эвристическое мышление
Мышление – активный процесс отражения объективного
мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных
задач, с обобщением и способами опосредствованного познания действительности;
высший продукт особым образом организованной материи — мозга. М.
свойственны такие процессы, как абстракция, обобщение, анализ и синтез,
постановка определенных задач и нахождение путей их решения, выдвижение гипотез,
идей и т. п. Эвристический - относящийся к изобретению, открыванию, а также
служащий нахождению нового (новых идей, новых фактов); большими эвристическими
ценностями являются гипотезы как вспомогательные средства для исследования.
Таким образом, эвристическое мышление, в основе которого лежит интуиция, ведет
к получению качественно нового знания. Ведь философия - это практика
переустройства нервной деятельности посредством эвристического мышления.
136.
Идея космизма в философии
КОСМИЗМ (греч. kosmos -
организованный мир, kosma - украшение) - философское мировоззрение, в основе
которого располагается знание о Космосе и представление о человеке как
"гражданине Мира" (киники, стоики, Кант, Мамардашвили), а также о
микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. В философии понятие К. связано с учением
древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом.
Пифагор предложил понимание космоса как Универсума; Гераклит разрабатывал
учение о Космосе как "Мирострое". У Платона Космос - упорядоченная
часть Вселенной, противоположная Хаосу. Гностицизм, возникший на основе
иудо-христианской идеи грехопадения, описывал Космос как творение злого
демиурга, природу как "ущербную", а задачу человека видел в
высвобождении духа из материи. Геродот ввел понятие Космоса для обозначения
государственного политического строя как системы, устроенной по космическим
законам. В средневековье Коперник и Бруно дополняют теорию Космоса учением о
множественности обитаемых миров. В религиозных системах К. является
неотъемлемой частью теологии. Для эзотерических учений (каббала, теософия) К.
связан с астрологическими знаниями о Вселенной и человеке, который телесно и
духовно отражает в себе звездное небо. В науке учение о К. основано на теориях
о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта-Лапласа (18 в.) об образовании
солнечной системы конденсацией пылеобразных масс; теории расширяющейся
Вселенной А. Фридмана, разлетающихся галактик Э. Хаббла (20 в.), теории
относительности А. Эйнштейна и др. Исторически научная мысль о Космосе связана
с борьбой сторонников гелио - и геоцентрической систем. В настоящее время
научные представления о Космосе опираются на теорию Большого взрыва.
137. БИОЭТИКА
Представляет собой важную точку
филосо знания. Форм-ие и развитие биоэтики связано с процессом трансформации
традиционной этики вообще, медиц и биол этики в частности. Оно обусловлено,
прежде всего, резко усиливающимся вниманием к правам человека (в медицине - это
права пациента, испытуемого и т.д.) и созданием новых медицинских технологий,
порождающих множество проблем, требующих решения, как с точки зрения права, так
и морали. Кроме того, формирование биоэтики обусловлено грандиозными
изменениями в технол-ом оснащении совр медицины, огромными сдвигами в
медико-клинической практике, которые стали возможными благодаря успехам генной
инженерии, трансплантологии, появления оборудования для поддержания жизни
пациента и накопления соответствующих практических и теорет знаний. Все эти
процессы обострили моральные проблемы, встающие перед врачом, перед
родственниками больных, перед средним медперсоналом. Сущ-ют ли пределы оказания
медиц помощи, и каковы они в поддержании жизни смертельно больного человека?
Допустима ли эвтаназия? С какого момента следует отсчитывать наступление
смерти? С какого момента зародыш можно считать живым существом? Допустимы ли
аборты? Вот лишь некоторые из тех вопросов, которые встают перед врачом, а
также перед широкой общ-тью при совр уровне развития мед науки. БИОЭТИКА как
иссл-ое напр-ие междисциплинарного хар-ра сформировалось в кон. 60-х - нач.70-х
гг. Термин «БИОЭТИКА» предложен В. Р. Поттером в 1969 г. Трактовка ее
разнородна. Прежде всего, биоэтику пытаются отождествлять с биомедицинской
этикой, ограничив ее содержание этическими проблемами отношений «врач -
пациент». Более широкое понимание биоэтики включает в себя ряд аксиологических,
социальных проблем и проблем, связанных с системами здравоохранения и с
отношением человека к животным и растениям. Кроме того, термин «биоэтика»
указывает на то, что она ориентируется на исследования живых существ независимо
от того, находят ли они свое применение в терапии или нет. Иными словами,
биоэтика ориентируется на достиж-ия совр биологии при обосновании или решении
моральных коллизий, возникающих в ходе научных исследований. Биоэтика (принцип
«уважения прав и достоинства человека»).Современная медицина, биология,
генетика и соотв-щие биомедиц технологии вплотную подошли проблеме прогнози-ия
и упр-ия наслед-тью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций чел
организма на тканевом, клеточ и субклеточн уровне.
138.
Биотехнология ее основные проблемы и задачи.
Биотехнология(далее Б) — междисциплинарная область
научно-технического прогресса, возникшая на стыке биологических, химических и
технических наук. Биотехнол-ий процесс включает ряд этапов: подготовку объекта,
его культивирование, выделение, очистку, модификацию и использование продуктов.
Многоэтапность процесса обусл-ет необх-ть привлечения к его осущ-ию самых разл
специалистов: генетиков и молекул-ых биологов, биохимиков и биооргаников,
вирусологов, микробиологов и клеточных физиологов, инженеров-технологов,
конструкторов биотехнол-ого обор-ия и др. Биотехнол-ие разработки могут внести
немаловажн вклад в решение комплексных проблем народного хозяйства,
здравоохранения и науки.
Для удовлетворения пищевых потребностей необходимо увеличить
эффективность растениеводства и животноводства. Именно на это, в первую
очередь, нацелены усилия биотехнологов. Кроме того, биотехнология предлагает
как источник кормового (возможно, и пищевого) белка клеточную массу бактерий,
грибов и водорослей. Во-вторых, повышение цен на традиционные источники энергии
(нефть, природный газ, уголь) и угроза исчерпания их запасов побудили
человечество обратиться к альтернативным путям получения энергии. Б может дать
ценные возобновляемые энергетические источники: спирты, биогенные углеводороды,
водород. В-третьих, уже в наши дни биотехнология оказывает реальную помощь
здравоохранению. Нет сомнений в терапевтической ценности инсулина, гормона
роста, интерферонов, факторов свертывания крови и иммунной системы,
тромболитических ферментов, изготовленных биотехнол путем. Помимо получе ния
лечебных средств, Б позволяет проводить раннюю диагностику инфекционных
заболеваний и злокачественных новообразований на основе применения препаратов
антигенов, моноклональных антител, ДНК/РНК-проб. С помощью новых вакцинных
препаратов возможно предупреждение инфекционных болезней.
В-четвертых, Б может резко ограничить масштабы
загрязнения нашей планеты промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми
отходами, токсичными компонентами автомобильных выхлопов и т. д. Современные
разработки нацелены
на создание безотходных технологий, на получение легко
разрушаемых полимеров (в частности, биогенного происхождения: поли--оксибутирата, полиамилозы) и поиск
новых активных микроорганизмов-разрушителей полимеров (полиэтилена, полипропилена,
полихлорвинила). Биотехнологические разработки играют важную роль в добыче и
переработке полезных ископаемых, получении различных препаратов и создании
новой
139, 140. Понятие «живое вещество». Основные принципы
эволюции живого вещества в биосфере (по В.И.Вернадскому).
Понятие о живом веществе является центральным в
концепции В.И. Вернадского о биосфере. Вернадский определяет «живое вещество»
как совокупность живых организмов. Кроме растений и животных, В.И. Вернадский
включает сюда и человека, влияние которого на геохимические процессы отличается
от воздействия остальных живых существ, во-первых, своей интенсивностью,
увеличивающейся с ходом геологического времени; во вторых, тем воздействием,
какое деятельность людей оказывает на остальное живое вещество. Это воздействие
сказывается, прежде всего, в создании многочисленных видов культурных растений
и домашних животных. Такие виды не существовали раньше и без помощи человека
либо погибают, либо превращаются в дикие породы. Поэтому Вернадский
рассматривает геохимическую работу живого вещества в неразрывной связи
животного, растительного царства и культурного человечества как работу единого
целого. В состав биосферы входит не только живое вещество, но и разнообразные
неживые тела, которые В.И. Вернадский называет косными (атмосфера,
горные породы, минералы, и т.д.), а также биокосные тела, образованные
из разнородных живых и косных тел (почвы, поверхностные воды и т.д.). Хотя
живое вещество по объему и весу составляет незначительную часть биосферы, но
оно играет основную роль в геологических процессах, связанных с изменением
облика нашей планеты. Поскольку живое вещество является определяющим
компонентом биосферы, постольку можно утверждать, что оно может существовать и
развиваться только в рамках целостной системы биосферы. Не случайно, поэтому В.И.
Вернадский считает, что живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим
образом материально и энергетически с ней связаны, являются огромной
геологической силой, ее определяющей. Исходной основой существования биосферы и
происходящих в ней биогеохимических процессов является астрономическое
положение нашей планеты и в первую очередь ее расстояние от Солнца и наклон
земной оси к эклиптике или к плоскости земной орбиты. Это пространственное
расположение Земли определяет в основном климат на планете, а последний в свою
очередь – жизненные циклы всех существующих на ней организмов. Солнце является
основным источником энергии биосферы и регулятором всех геологических,
химических и биологических процессов на нашей планете. В.И. Вернадский
высказывает предположение, что живое вещество, возможно, имеет и свой процесс
эволюции, проявляющийся в изменении с ходом геологического времени, вне
зависимости от изменения среды. Для подтверждения своей мысли он ссылается на
непрерывный рост центральной нервной системы животных и ее значение в биосфере,
а также на особую организованность самой биосферы. По его мнению, эту
организованность можно выразить так, что ни одна из точек биосферы “не попадает
в то же место, в ту же точку биосферы, в какой когда-нибудь была раньше”. В
современных терминах это явление можно описать как необратимость изменений,
которые присущи любому процессу эволюции и развития. Непрерывный процесс
эволюции, сопровождающийся появлением новых видов организмов, оказывает
воздействие на всю биосферу в целом, в том числе на природные биокосные тела,
например, почвы, наземные и подземные воды и т.д. Таким образом, эволюция видов
постепенно распространяется и переходит на всю биосферу.
141. Значение геологической теории Лайеля в развитии
диалектических воззрений на природу
В XVIII — первой половине XIX в. была обстоятельно
разработана концепция униформизма (Дж. Геттон, Ч. Лайель, М. В. Ломоносов, К.
Гофф и др.). Униформизм выдвигает принцип познаваемости истории Земли и
органического мира. Ядром униформизма являлся актуалистический метод, который,
по замыслу, его основополжников (прежде всего Ч. Лайеля), должен был стать
ключом для познания древних геол процессов. Актуалистический метод предполагал
преемственность прошлого и настоящего, тождественность соврх и древних геол
процессов. По хар-ру совр геол процессов можно с опр степенью приближения
описать закон-сти древних процессов, в том числе и обр-ие горных пород.
Пропагандируя всемогущество актуалистического метода, Ч. Лайель писал, что с
его помощью человек становится способным “не только исчислять миры, рассеянные
за пределами нашего слабого зрения, но даже проследить события бесчисл веков,
предшествовавших созданию человека и проникнуть в сокровенные тайны океана или
внутренностей земного шара”'. Вместе с тем сам Лайель систематически применял
актуалистический метод лишь к неживой природе, а в области органических
процессов он делал серьезные уступки катастрофизму, допуская возможность актов
божественного творения органических форм. В 1830-1833 гг. появился труд Чарльза
Лайеля «Основы геологии», который с тех пор стал фундаментом соврой геолй
науки. Лайель допускал, что сначала отложился самый нижний слой осадочных
пород, и поэтому первыми по времени были окаменевшие формы жизни, находившиеся
в этих породах; обычно это были простые морские существа. Все вышележащие слои
отложились позднее, и он решил, что формы жизни в этих слоях как бы образуют
снизу доверху шкалу восходящей сложности. Однако, в «летописи» окаменелостей
набл-ось немало нарушений посл-ти: сложные существа внезапно обнаруживались над
или - что еще хуже - под слоями, содержащими окаменелости сравнительно простых
существ. Не было встречено ни одного безупр-го набора осадочных пород, кот
содержал бы последоват-ое расп-ие каждой формы окаменелостей. На бумаге Лайель
создал воображаемую геол колонку, явл и в наши дни жизненно важным инструментом
в таких областях, как нефтеразведка. Практически восходящий порядок
окаменелостей не сущ-ет. В природе он представлен крайне фрагментарно, и часто
слои перепутаны или отс-ют вообще. Однако самое главное было сделано: в науке
стало утв-ся мнение об огромных сроках существ- ия мира. Лайель отметил,
что условия для непрерывного накопления осадков наименее благоприятны
на континентах. Сохранение органических остатков в земных пластах
он правильно считал следствием счастливого стечения обстоятельств.
142. Геологическая форма движения, её специфика и
соотношение с другими формами движения.
Вопрос о природе объекта геологии в свете
учения о формах движения материи возник в начале 30-х годов и совпал с поисками
путей выхода из кризиса, в котором оказалась геология в результате крушения
контракционной гипотезы. Единство геологического знания, опиравшееся на идею
медленного остывания и, соответственно, сжатия (контракции) Земли, было
разрушено обнаружением крупных зон растяжения земной коры (рифтовых зон
океанских плит); обнаружением радиоактивных источников энергии в ней,
препятствующих ее остыванию; выяснением громадной роли в развитии Земли воды и
живого вещества. Требовались новые идеи для объяснения этих фактов и
объединения данных классической геологии с данными геофизики и геохимии.Несмотря на все недостатки, в
30-х годах сформировалось понимание объекта геологии как целлостной
материальной системы со своим особым способом существования, своей
специфической формой движения материи, которая получила название “геологической
формы движения Земли”, а отдельные процессы, такие, как минералогенез,
петрогенез,- ”частные геологические формы движения”. Вместе с тем вопрос о
месте геологической формы движения и ее отличии от других форм движения не
стоял. Идея геологической формы движения еще не была осознана как научная
проблема
Геологическая форма движения включает в
себя комплекс физико-химических процессов, связанных с образованием
всевозможных минералов, руд и других веществ
в условиях больших температур и давлений.
Одним из главных вопросов, встающих при
обосновании геологической формы движения,- это вопрос о ее материальном
“носителе”. Одни исследователи считают, что таким носителем должна быть
планета, другие- часть планеты, земная кора. Ряд сторонников первой точки
зрения поэтому предлагают именовать выделяемую форму движения не геологической,
а планетной, или планетарной. Причем некоторые из них (Г.Л.Поспелов и др.)
считают геологическую форму движения частным случаем планетарной, тогда как для
других (Г.П.Горшкова, М.М.Одинцова и др.) планетарная и геологическая форма- в
сущности одно и то же. Другие исследователи (А.А.Каденский, В.А.Апродов и др.)
полагают, что геологическая форма движения присуща не всем планетам (например,
не присуща Юпитеру и Сатурну), а лишь тем, у которых имеется образование,
подобное земной коре. Поэтому они считают, что геологической форме движения
должна предшествовать планетарная- как самостоятельная ступень развития природы
, Б.М.Кедров относит к ней все процессы неорганической природы в рамках
отдельного космического тела- от минералообразования до взаимодействия оболочек
планеты, включая взаимодействие между неорганической природой и органической. В
этом за ним следуют большинство авторов, выступающих с обоснованием идеи
геологической формы движения. В.А.Апродов в своих работах сначала выделял
несколько геологических форм движения, затем пришел к выводу, что все они суть
виды единой геологической формы движения.