рефераты скачать

МЕНЮ


Философия

144. Философское значение идей В. И. Вернадского о биогеохимическом процессе.

В. И. Вернадский, изу­чавший взаимодействие живых и неживых систем, выдвинул принцип неразрывной связи живого и неживого, переосмыслив понятие био­сферы. Он понимал биосферу как сферу единства живого и неживого. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет понять место и роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.

Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это единство обусловлено прежде всего функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался показать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни но и на образе мысли  Вернадский связал учение о биосфере с деятельностью человека не только геологической, но и вообще с многообразными проявлениями бытия личности и жизни человеческого общества: «В сущности, человек, являясь частью биосферы, только по сравнению с наблюдаемыми на ней явлениями может судить о мироздании. Он висит в тонкой пленке биосферы и лишь мыслью проникает вверх и вниз». Все мы, люди — неразрывная часть живого вещества, приобщенная к его бессмертию, необходимая часть планеты и космоса, продолжатели деятельности жизни, дети Солнца. . Вернадский рассматривал человеческую деятельность как геологический фактор, во многом определяющий дальнейшее развитие Земли. Для Вернадского человек был прежде всего носителем разума . Вернадский осуществлял прежде всего научный анализ, рассматривал и группировал отдельные объекты своеобразной структуры и химического состава. Проблема времени требовала преимущественно синтеза знаний. И, не прерывая аналитических исследований, Вернадский переходил к обобщениям. При изучении Вернадским «мертвого вещества», кристаллов и минералов, он сумел уловить цельность, но неоднородность мира (пространства). Он исходил не из общих рассуждений, а осмысливал конкретные научные данные кристаллографии. Вернадский считал, что кристалл – это особая активная среда, особая форма пространства. Другими словами: нет однородного пространства мира (всеобщего эфира), а есть множество его форм, состояний. Кристалл – одно из состояний, для которого характерна неоднородность физических свойств в разных направлениях.

145. Роль математики в развитии естествознания.

Математизация знания, являясь одной из существенных черт современной науки, заставляет все более пристально изучать характер логико-математического знания его функции в общей структуре науки. Это рассмотрение неизбежно приводит к постановке общих философских вопросов о природе математики . эта задача становится тем более актуальной , что математика является главным источником веры в вечную и точную истину , а также в сверхчувственный интеллигибельный.

Является по существу идеалистичной и концепция математики, предложенная современным позитивизмом. Отмежевываясь от попытки, предшествующего эмпиризма непосредственно свести элементы математического знания к элементам действительности и, критикуя на словах априоризм Канта за противопоставление двух родов знания, логический позитивизм выдвинул в качестве своего кредо в этом вопросе принцип дихотомии аналитического и синтетического. Этот принцип говорит о том, что все научное знание логически вырастает из непосредственно данного эмпирического базиса( фактуальное , синтетическое), математическое же знание не есть собственно знание ,а лишь его форма , словесная структура которая не зависит от фактов объективного мира (аналитическая) 

146. Роль практики в развитии математики.

Практика — активная целенаправленная чувственно-предметная, материальная деятельность людей по пре­образованию реальной действительности

Формы практики: а) материальное про­изводство (труд), преобразование природы с помощью орудий труда; б) социальное действие — преобразова­ние общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны, преобразова­ние тех или иных социальных структур); в) научный эксперимент — активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой субъект искусствен­но создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.

Все формы практики в той или иной мере «нагружены» в концептуальном (теоретико-методологическом) и ценностном (ценно­стно-целевые структуры) отношениях.

1. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни прежде всего и в конечном счете ее потребностями. В частности, мате­матические знания возникли из необходимости изме­рять земельные участки, вычислять площади, объемы, исчислять время и- т. п. Однако не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно «по заказу» практики.

2. Практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все стороны, мо­менты, формы, ступени познания от его начала и до его конца. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстракт­ными теориями, обусловливается — в конечном ито­ге — задачами и потребностями практики. Она служит основой познания и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудова­нием, и т. п., без которых оно — особенно в современ­ной науке — не может быть успешным.

3. Практика является опосредованно целью позна­ния, все наши знания предназначены в кон­це концов для того, чтобы вернуться обратно в прак­тику и активно влиять на ее развития.

4. Практика представляет собой решающий крите­рий истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений.

Практика — явление конкретно-историчес­кое: она изменяется, развивается, совершенствуются ее формы, функции.

147. Философское значение неевклидовой геометрии.

Рассмотрим подробнее две неевклидовы геометрии. В геометрии Лобачевского, которую на специальном языке называют гиперболической геометрией, имеется бесконечное множество параллельных. В римановой геометрии, известной как эллиптическая геометрия, параллельные отсутствуют вообще.

Две неевклидовы геометрии могут также различаться по сумме углов треугольника. Это различие важно с точки зрения эмпирических исследований структуры пространства.

Геометрия Лобачевского характеризуется тем, что в любой точке плоскости мера кривизны плоскости отрицательна и постоянна. Существует бесчисленное множество различных геометрий Лобачевского, каждая из которых характеризуется некоторым фиксированным параметром — отрицательным числом, — то есть мерой кривизны плоскости в этой геометрии.

Геометрия Лобачевского, модель которой представлена седловидной поверхностью, может быть охарактеризована следующим образом: для любого пространства Лобачевского имеется некоторое отрицательное значение, являющееся мерой кривизны в любой точке плоскости такого пространства. Геометрия Римана, представленная сферической поверхностью, может быть охарактеризована сходным путем: для любого риманова пространства имеется некоторое положительное значение, являющееся мерой кривизны для любой точки плоскости такого пространства. Оба пространства являются пространствами постоянной кривизны. Это значит, что для любого такого пространства мера кривизны в любой точке плоскости остается той же самой.

Эйнштейн использовал неевклидовы геометрии в своей общей теории относительности. В результате этого они перестали быть только объектом чистой математики и вошли в область физики, где стали использоваться для описания действительного мира.

Риман сначала построил свою геометрию постоянной положительной кривизны, она была названа римановой, чтобы отличить ее от ранее введенного пространства Лобачевского, в котором постоянная кривизна отрицательна. Позднее Риман разработал обобщенную теорию пространств с изменяющейся кривизной — пространств, которые не рассматривались аксиоматически.

В общей римановой теории может рассматриваться любое число измерений, и во всех случаях кривизна может меняться от точки к точке. Ообобщенная риманова геометрия содержит огромное многообразие пространств с изменяющейся кривизной. Среди этих пространств находится и пространство Эйнштейна, принимаемое в его общей теории относительности.

148. Соотношение философских и математических методов познания

Подобно тому как основным вопросом философии является вопрос об отношении сознания к материи, стержневым вопросом философии математики является вопрос об отношении понятий математики к объективной реальности, другими словами, вопрос о реальном содержании математического знания. От того, как решает этот фундаментальный вопрос тот или иной ученый, зависит характер освещения им всех остальных методологических проблем математики, а также то, к какому философскому лагерю он примыкает. Возникает вопрос – в чем же существенной различие между философией и математикой, изучающими одну и ту же реальную действительность? Самый общий ответ на него, заключается в том, что философия и математика используют разные способы описания объективной действительности и соответствующие им языки: в первом случае мы имеем дело с естеств-ым, а во втором случае – с искус-ым языком, предполагающим формально-логический метод описания действительности. известно, философия изучает все явления действительности под углом всеобщих закономерностей и дает, по существу, универсальный метод познания и преобразования природного и социального окружения. При этом философия изучает и количественную (внешнюю), и качественную стороны объектов, анализируя их прежде всего в плане наиболее общих принципов, законов и категорий. Иное дело математика. Ее задача состоит в описании того или иного процесса с помощью какого-либо математического аппарата, то есть формально-логическим способом. Но на основании этого утверждения нельзя делать вывод о том, что математика в отличие от философии отображает лишь количественную сторону объектов предметного мира. Нельзя потому, что лишь в исходных понятиях математики воспроизводится чисто внешняя (количество в широком, философском смысле) сторона этих объектов. Развитая же математическая теория выражает не только внешнюю, чисто количественную сторону предметов реального мира, но и в значительной степени их внутреннюю, качественную сторону.

 Язык математики – это формализованный язык, со всеми его недостатками и достоинствами.Но если дело обстоит так, то математический метод должен быть охарактеризован как вспомогательный способ теоретического описания действительности. В общем и целом так оно и есть. Однако математика иногда вернее и глубже отображает реальность, чем это делается в рамках обычных наук. Больше того, имеют место случаи, когда эвристическая модель математики оказывается решающей в познании тех или иных процессов, поскольку их изучение на вербальном уровне по некоторым причинам затруднено, а иногда практически даже невозможно.Итак, несмотря на одинаково всеобщий характер, философия и математика выполняют различную функцию в познании. При этом философия меньше отличается от частных наук, чем математика, последняя занимает особое положение, иначе «вплетена» в ткань науки, чем философия и любая другая наука. Философия является не только основой мировоззрения, но и всеобщим методом познания. Отсюда методологическая функция философии. Подобно тому как в системе наук философия выполняет рольстрежня всего знания, она является и всеобщим методом познания и преобразования действительности: системе наук и их субординации соответствует, таким образом, система и субординация методов .Философия выполняет по отношению ко всем частным наукам также теоретико-познавательную функцию. Это очевидно уже потому, что теория познания является одной из относительно самостоятельных дисциплин, в которой изучаются формы и методы научного познания, структура и уровни его, критерий истины.

149.  Понятие многомерного пространства в математике, как философская проблема.

Математика   --   тоже   тайна.  Но  тайна  особого  рода. Характерная черта абстрактного мышления (как и художественного) - свободное   манипулирование   понятиями,   сцепление   их   в конструкции  любой  степени  сложности. Но ведь от игры мысли и воображения  реальный  Космос  не  меняется.  Он  существует  и развивается по собственным объективным законам. Что   такое,   например,   многомерные   пространства    и неевклидовы   геометрии?  Какая  реальность  им  соответствует? Почему вообще возможны пространства различных  типов  и  многих измерений?  Да  потому,  естественно,  что  возможны  различные пространственные  отношения  между   материальными   вещами   и процессами.  Эти  конкретные  и  многоэлементные  отношения, их различные связи и переплетения получают отображение в  понятиях пространств   соответствующего  числа  измерений.  Как   Евклидова,  так  и  различные  типы неевклидовых геометрий допускают  построение  моделей  с  любым числом  измерений;  другими  словами,  количество таких моделей

неограниченно. В этом смысле и вопрос: "В каком пространстве мы живем  -- Евклидовом или неевклидовом?" -- вообще говоря, некорректен. Мы живем   в   мире   космического  всеединства  (в  том  числе  и  пространственно-временного). А  в  каком  соотношении  выразить объективно-реальную    протяженность   материальных   вещей   и процессов и какой степени сложности окажется переплетение таких отношений  (то  есть  в  понятии  пространства  какого  типа  и скольких  измерений  отобразятся  в  конечном  счете конкретные отношения), -- во-первых, диктуется потребностями практики,  а,

во-вторых,   не   является   запретительным   для  целостной  и неисчерпаемой Вселенной. Поэтому  пространство,  в  котором  мы живем,  является и Евклидовым, и неевклидовым, ибо может быть с одинаковым успехом и равноправием описано на языках геометрий и Евклида, и Лобачевского, и Гаусса, и Римана, и в понятиях любой другой геометрии, -- уже известной или же которую еще предстоит разработать  науке  грядущего.   Ни   двух-,   ни   трех-,   ни четырехмерность,   ни   какая-либо   другая   многомерность  нетождественны   реальной   пространственной   протяженности,   а

отображают   лишь   строго   определенные  аспекты  объективных

отношений,  в  которых  она   может   находиться.   Искать   же субстратно-атрибутивный    аналог    для    евклидовости    или неевклидовости и экстраполировать его на Вселенную --  примерно то  же  самое,  что  искать  отношения  родства на лицах людей, отношения собственности  --  на  товарах  или  недвижимости,  а денежные отношения -- на монетах или бумажных купюрах.


150. Географический детерминизм: методологическая оценка.

Географический детерминизм, географическое и социологическое понятие, обозначающее взаимозависимость между обществом и географической средой. Термином «Г. д.» иногда обозначают концепции, придающие географическим факторам решающую роль.

Уже в XVI в. начинает зарождаться членение истории человечества на стадии дикости, варварства и цивилизации, окончательно оформившееся в XVIII в. Все в большей степени становится ясным, что у разных народов и в разных странах могут существовать разные общественные порядки. И перед мыслителями встает вопрос о причинах этого социально-исторического многообразия.Одно из решений этого вопроса: объяснение разнообразия общественных порядков, при которых живут люди, различием природных условий их существования. Так возникает географический детерминизм. Этот термин нуждается в пояснении. Влияние географического фактора на общество и на его развитие бесспорно. Его никто и никогда не отрицал. И само по себе признание этого факта никак не может быть названо географическим детерминизмом. О географическом детерминизме речь может идти только тогда, когда природная среда принимается за главный, основной фактор, определяющий характер социальной жизни. В ранних концепциях географического детерминизма природная среда выступала отнюдь не в качестве движущей силы исторического процесса. Она рассматривалась главным образом в качестве фактора, определяющего характер социальных порядков в том или ином конкретном обществе, а также фактора, влиявшего на его развитие. Но первая концепция географического детерминизма была создана только в XVI в. Ее творцом был уже известный нам Жан Боден. Он развивал и обосновывал эту идею как в «Методе легкого познания» (1566), так и в «Шести книгах о государстве» (1576). По его мнению, главную роль среди природных факторов играет климат той или иной страны. Он выделяет три основные климатические зоны: южную, умеренную и северную. Одновременно он вводит также деление на Восток и Запад, приравнивая первый к югу, а второй — к северу. Помимо климата оказывают влияние также и такие природные факторы, как характер местности: она может быть горной, болотистой или пустынной, ветреной и безветренной, и, наконец, качество почвы — ее плодородие или бесплодие. Но главным является, конечно, климат. По мере движения к северу количество тепла постепенно уменьшается. Южане имеют больше тепла от солнца, но меньше внутреннего тепла. Северяне поддерживаются своим внутренним жаром, что делает их более сильными и активными, чем южане. Южане более склонны к размышлению, северяне — к ручным ремеслам и изобретениям, люди среднего района — к устройству различного рода общественных дел. Жители плодородных земель словно предназначены для роскоши. Люди, населяющие бесплодные месте, — доблестные солдаты и умелые работники. Так, например, бесплодная равнина Аттики заставила афинян изобрести искусство.


151.  География и экология

Совр мир все в большей мере становится миром городов - больших и малых, новых и древних, богатых и бедных. Урбанизация - один из самых мощных и (как показывает опыт) неотвратимых процессов, так или иначе получивших развитие во всех странах мира. Расползание городов, утрата сельскохозяйственных угодий в пригородах, деградация зон отдыха и рекреации, изменение образа жизни многих миллионов людей - эти явления можно наблюдать сегодня в обоих полушариях и по обе стороны от Гринвича. Мировой опыт архитектурного, географического и социального планирования показал, что остановить урбанизацию практически невозможно, но можно попытаться направить ее в правильное русло, сделав условия существования людей в городах более человечными, а сами города - более богатыми, красивыми, приемлемыми для жизни. Однако в процессе урбанизации в город попадали огромные группы людей, чей социальный статус и образ жизни сформировался в сельской местности. Города разрастались так быстро, что возникали целые районы или города-спутники, заселенные "негорожанами"; параллельно этому процессу происходило "размывание", разрушение городской культуры. Это обстоятельство в сочетании с существовавшей политикой организации пространства и новыми приемами застройки городов привело к появлению городов-монстров с их неразрешимыми узлами экологических проблем и тяжелой, находящейся на грани нормы массовой психологией обитателей. Безусловно, оптимизация городской среды может быть достигнута прежде всего социальными и архитектурно-планировочными методами. Системный подход, составляющий основу географического исследования, заставляет идти к оптимизации среды в глобальных масштабах, постепенно накапливая позитивные изменения “на местах”, т.е. в конкретных ландшафтах, с учетом разнообразия их современного состояния, структуры и устойчивости, создавая подлинно культурные ландшафты. Однако судьба городов во многом зависит и от поведения горожан: их отношения к своему городу, выработанным навыкам экологической этики, чувства ответственности за свой город. Первым, хотя и не главным основанием для географов претендовать на центральную роль в разработке общей теории оптимизации природной среды может служить их традиционный интерес к проблемам взаимодействия человека и природы, накопленный ими материал и опыт исследований в этой области. Разумеется, одна география не может охватить все аспекты взаимоотношений человека и природы. У нее определилось свое поле деятельности, выработались свои специфические проблемы, подходы и методы.


152. Экологический кризис и пути выхода из него.

Сегодня ясно, что идея активности познающего мышления несет на себе отпечаток определенных социокультурных реалий. В частности, она обязана тому процессу активного «покорения природы», стремление к которому провозгласил Фрэнсис Бэкон. На каждом новом этапе своего развития человеческая цивилизация обретает все более мощные средства воздействия на природу. Человек покоряет природу, овладевает ею в соответствии с неточно понятыми историческими задачами собственного бытия, накладывает на мир сеть, сотканную из его предпочтений, интересов, опасений, защитных и индифферентных реакций. Тем самым в каждую эпоху из природы вычленяются, используются и культивируются те объекты, которые приносят непосредственную пользу человеку, а все остальные обрекаются на безразличное или негативное к ним отношение.           Но и такое амбивалентное отношение человека к природе не ведет к вполне однозначным результата. Ту часть природы, которая попадает в сферу позитивного интереса, может постигнуть трагическая участь = такова ситуация, сложившаяся в настоящее время в использовании пресной воды, эксплуатации лесных угодий, добычи полезных ископаемых. Безвозвратно – по крайней мере, до тех пор, пока не станут явью обещаемые нам фантастические успехи генной инженерии, = исчезли сотни видов животных и растений, ранее населявших Землю. Иные активно культивируемые виды, напротив, превзошли своей численностью и адаптивностью дикий природный мир: разве можно сравнить миллионные стаи домашних собак и кошек с популяциями их диких предков?    Сегодня люди все в большей степени проникаются идеей разумно-экологического отношения к миру, но еще не в силах преодолеть многовековую инерцию. Эта инерция сказывается в том, что человек привык относиться потребительски и прагматически не только к природе, но и к самому себе и продуктам своей деятельности. Но и прагматизм этот, в сущности, недостаточно практичен; он догматически исходит из однажды и навсегда понятой полезности некоторого объекта или типа деятельности и превращается тем самым в узконорамативный, некритически односторонний подход.


153. Проблема войны и мира. Мыслители различных эпох осуждали войны, страстно мечтали  о вечном мире  и разрабатывали различные аспекты проблемы всеобщего мира.  Одни из них обращали внимание в основном на ее этическую сторону.  Они полагали,  что агрессивная война есть порождение безнравственности, что мир может быть достигнут только в  результате морального перевоспитания людей в духе взаимопонимания, терпимости к различным вероисповеданиям, устранения националистических пережитков, воспитания людей в духе принципа "все люди братья".

          Другие видели  главное зло, причиняемое войнами,  в хозяйственной разрухе, в нарушении нормального функционирования всей экономической структуры.  В связи с этим они пытались склонить человечество к миру, рисуя картины всеобщего процветания в обществе без войн, в котором приоритет будет отдаваться развитию науки, техники,  искусства, литературы, а не совершенствованию средств уничтожения.  Они считали, что мир между государствами может быть установлен в результате разумной  политики  просвещенного правителя.

          Третьи разрабатывали правовые аспекты проблемы  мира,  достичь которого они стремились путем договора между правительствами, созданием региональных  или  всемирных  федераций  государств.

          Проблема мира,  как и проблема войны,  привлекает  внимание политических и  общественных  движений,  ученых  многих стран. Бесспорны успехи миролюбивых сил и  всех  организаций,  как  и достижения ряда школ и направлений, научных центров, специализирующихся на исследовании проблем  мира.  Накоплена  обширная сумма знаний о мире как цели, как факторе развития и выживания человечества, о сложной диалектике взаимосвязи войны и мира  и ее особенностях в современную эпоху, о возможных путях и предпосылках продвижения к миру без оружия и войн.

          Столь же  очевиден и другой важнейший вывод из изложенного: анализ концепций мира требует серьезных  усилий.  Должна  быть построена достаточно глубокая и последовательная философия мира, важнейшей составной частью которой должна стать диалектика войны и мира в их историческом развитии. В то же время проблема философии мира не должна быть растворена в зауженном  бесстрастном академизме,  излишне заострена на полемике вокруг дефиниций и взаимосвязей отдельных понятий,  относящихся к  этой отрасли исследовательской деятельности. Обращение к политике и идеологии (как  показано выше,  связь войны с политикой неразрывна), с моей точки зрения, не только допустимо, но и необходимо в этом анализе —  разумеется,  не в ущерб его научному содержанию.

          Общечеловеческое, глобальное  соизмерение  проблем войны и мира придает особую актуальность сотрудничеству  пацифистов, верующих и атеистов, социал-демократов и консерваторов,  других партий, движений и течений. Плюрализм философского истолкования мира, идейный плюрализм неразрывно связаны с политическим плюрализмом. Различные компоненты движения за мир находятся  между собой в сложных отношениях — от идейной конфронтации до плодотворного диалога  и  совместных  действий.  В этом  движении  воспроизводится  глобальная задача —  необходимость найти оптимальные формы сотрудничества различных общественных и политических сил ради достижения общей для человеческого сообщества цели.  Мир —  это общечеловеческая ценность,  и достигнута она может быть только общими усилиями всех народов.


154. Проблема преодоления отсталости.


155.Демографическая проблема.

По данным Глобальной экологической сводки, докладывавшейся на Конференции ООН по окружающей среде летом 1992 года, население земного шара каждую секунду увеличивается на три человека, т.е. на 90 млн в год. В этом десятилетии ожидается наивысший уровень прироста за всю историю. В последующие два десятилетия количество жителей на Земле достигнет 8 млрд. После этого прирост населения замедлится и в перспективе, приблизительно к 2110 году, его численность стабилизируется. На основе имеющихся данных демографы вывели теорию, получившую название "демографический переход". Согласно этой теории, при низких уровнях промышленного развития рождаемость и смертность высоки и численность населения растет медленно. По мере улучшения качества питания и здравоохранения смертность уменьшается, запаздывание рождаемости на одно-два поколения приводит к разрыву между уровнями рождаемости и смертности, который способствует быстрому росту численности населения. Но как только люди вовлекаются в образ жизни высокоразвитого индустриального общества, рождаемость тоже снижается и темпы роста численности населения опять уменьшаются.
Однако следует обратить внимание на особенность этого прогноза: представление о стабилизации населения отвечает современному уровню развития производительных сил и современным представлениям о тенденциях НТР. Все идеи ограничения рождаемости, стабилизация роста населения всегда были обусловлены сложностями экономического развития. Не случайно поэтому появление предположений о том, что современная НТР, базирующаяся на достижениях физики, химии и адекватной им техники, за пределами ХХП века сменится так называемой гуманитарной революцией на основе достижений биологических, гуманитарных и естественных наук. Одним из последствий может быть увеличение продолжительности жизни, совершенствование физических и духовных сил человека. При развитии этой тенденции рост человечества может продолжаться. Проблема параметров естественного воспроизводства населения не имеет однозначных решений. В целом она носит долгосрочный характер, но здесь следует различать ближние и далекие перспективы. О том, что человечество обладает прирожденной, генетической, изначальной способностью к регулированию своего развития, свидетельствует характер формирования основных черт глобальной демографической ситуации.


156. Проблема продовольственных ресурсов в мире.

На нынешнем этапе социально-экономического развития мирового сообщества по-прежнему очень важно добиться надежного обеспечения населения земного шара продуктами питания. Продовольствие постоянно выступает необходимой и безальтернативной частью фонда жизненных средств, и нарастание по тем или иным причинам его дефицита справедливо воспринимается как бедствие, требующее быстрых действий. Закономерно, что продовольственная проблема имеет давние исторические корни и при своем обострении неизбежно порождала на всех континентах серьезную угрозу здоровью и самому существованию их жителей, а также нормальному функционированию хозяйственного механизма. Она приобрела ныне глобальную значимость по причинам гуманистического свойства и в силу целостности современного мира, где еще широко сохраняются голод и недоедание, борьба с которыми взаимосвязана со столь же нелегкой и актуальной задачей преодоления экономической отсталости бывших колоний и зависимых территорий. Основополагающей причиной масштабных продовольственных трудностей, наблюдаемых на протяжении последних десятилетий, стали именно структурные внутренние диспропорции в национальных системах продовольственного обеспечения в развивающихся странах. Международное звучание продовольственной проблеме придает и то обстоятельство, что ее прочного решения невозможно достичь изолированными усилиями отдельных стран, от которых требуется хорошо налаженное сотрудничество вне зависимости от господствующих в них общественных и политических систем. К ней нельзя подходить также в отрыве от других сложных ситуаций глобального размаха, с которыми вынуждено сталкиваться человечество. В настоящее время в мире, видимо, нет государства, в котором производство, распределение и внешняя торговля продовольствием не были бы серьезной заботой центральных властей. Нехватка продуктов питания сопровождала человечество на всем протяжении его истории. В мифологии индейцев Центральной Америки существовало божество голода, а благодаря текстам Кодексов майя и священным книгам древних обитателей региона, сказаниям, ритуалам, сакральной религиозной символике мы можем судить о той выдающейся роли, которая принадлежала его главной продовольственной культуре – кукурузе. В греческой мифологии уже первая женщина, созданная богами-олимпийцами, - Пандора, открыв врученный ими сосуд, выпустила на волю заключенные в нем людские пороки и несчастья, среди которых был и голод, расползшийся по всей Земле.Из очевидной активизации во второй половине XX в. внимания к продовольственной проблеме как глобальному феномену не следует прямолинейный вывод, что именно в последние десятилетия человечество столкнулось с особенно сильной нехваткой продуктов питания. Еще Лига Наций (предшественница ООН) декламировала в 1928 г., что 2/3 населения планеты испытывает голод и недоедание; по данным же ФАО, исходящей все-таки, видимо, из менее жестких критериев, в развивающихся странах в 70-е гг. хронически недоедало 36% жителей, а спустя 20 лет цифра уменьшилась до 20%. Это бесспорное достижение не должно заслонять то обстоятельство, что в мире умирают ежегодно от голода примерно 13-18 млн. человек, из них ¾ составляют дети. Так, обследования Всемирной организации здравоохранения в Латинской Америке показали, что половина случаев смерти детей в возрасте до 5 лет непосредственно или косвенно связана с плохим питанием. Четко прослеживается корреляция между, с одной стороны, уровнем потребления белка и калорий и, с другой, младенческой смертностью.

157. Проблема освоения космоса. Космос в переводе с греческого яз. означает – строй, порядок, мир, Вселенная. Начиная с 6 в. до н.э. древние греки характеризовали этим словом Вселенную как стройную, организованную систему, противопоставляя ее хаосу – беспорядочному нагромождению материи.  Космос включает в себя межпланетное, межзвездное, межгалактическое пространство со всеми находящимися в нем телами.

В науке учение о К. основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта-Лапласа (18 в.) об образовании солнечной системы конденсацией пылеобразных масс; теории расширяющейся Вселенной А. Фридмана, разлетающихся галактик Э. Хаббла (20 в.), теории относительности А. Эйнштейна и др. Исторически научная мысль о Космосе связана с борьбой сторонников гелио - и геоцентрической систем. В настоящее время научные представления о Космосе опираются на теорию Большого взрыва.

4 октября 1957 г. был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли. Это всемирно-историческое событие стало началом новой эры в истории человечества – эры изучения и освоения космического пространства. 12 апреля 1961 г. на орбиту вокруг Земли был выведен первый в истории космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту – Ю.А. Гагариным, полет продолжался всего 108 минут, но он был первым, кто доказал, что человек может жить и работать в Космосе. Выход человека в космос изменил мировоззрение человека, человек расширил сферу своей жизнедеятельности. Сам факт выхода человека в космос имеет революционный характер в области техники и науки. Дало толчок развитию таких наук как астрономия, космология, физика, геология, биология, медицина , метеорология и др. Достижение 1 и 2 космической скорости.

Развитие космонавтики изменило доступ и скорость передачи информации. Развита международная космическая станция МКС.

 

158. Проблема освоения мирового океана.

Нефтяное загрязнение  Мирового  океана,  несомненно,  есть  самое распространенное явление.  От 2 до 4%  водной поверхности Тихого и Атлантического океанов постоянно покрыто нефтяной пленкой. В морские воды ежегодно поступает до 6 млн.  т нефтяных углеводородов. Почти половина этого количества связана с транспортировкой и разработкой  месторождений  на шельфе.  Континентальное нефтяное загрязнение поступает в океан через речной сток.

Реки мира  ежегодно  выносят  в морские и океанические воды более 1,8 млн. т нефтепродуктов.

В море нефтяное загрязнение имеет различные формы. Оно может тонкой пленкой покрывать поверхность воды,  а при разливах толщина нефтяного покрытия вначале может составлять несколько сантиметров.  С течением времени образуется эмульсия нефти в воде или воды в нефти.  Позже возникают  комочки тяжелой фракции нефти,  нефтяные агрегаты,  которые способны долго плавать на поверхности моря. К плавающим комочкам мазута прикрепляются разные мелкие животные, которыми охотно питаются рыбы.  Вместе с ними они заглатывают и нефть.  Одни  рыбы  от этого гибнут, другие насквозь пропитываются нефтью и становятся непригодны для употребления в липцу из-за неприятного запаха и вкуса. Вместе с речным стоком в океан поступают и тяжелые металлы,  многие из которых обладают токсичными свойствами.  Общая величина речного стока составляет 46 тыс.  км воды в год.  Вместе с ним в Мировой океан поступает до 2 млн.  т свинца, до 20 тыс. т кадмия и до 10 тыс. т ртути.  Наиболее высокие уровни загрязнения имеют прибрежные воды и внутренние  моря.  Немалую роль в загрязнении Мирового океана играет и атмосфера.  Так, например, до 30% всей ртути и 50% свинца, поступающих в океан ежегодно, переносится через атмосферу. По своему токсичному действию в морской  среде  особую  опасность представляет ртуть.  Под влиянием микробиологических процессов токсичная неорганическая ртуть превращается в гораздо более токсичные  органические формы ртути. Масштабы загрязнения продуктов морей и океанов так велики, что во многих странах установлены санитарные нормы на содержание  в  них  тех или других вредных веществ. Загрязнение Мирового океана приводит к постепенному снижению первичной биологической продукции.  По оценкам ученых,  она сократилась к настоящему времени на 10%.  Соответственно этому снижается и ежегодный прирост других обитателей моря. В целом  для  Мирового  океана  ожидается на ближайшие 20--25 лет рост его загрязнения в 1,5--3 раза.  Соответственно этому будет  ухудшаться  и экологическая ситуация. Существуют различные методы очищения Мирового океана, которые позволят людям избежать экологического тупика.  Это  безотходные и малоотходные технологии,  превращение отходов в полезные ресурсы, в частности, для очистки поврежденных участков от нефти: локализация участка с помощью плавающих ограждений; поглощение нефти; использование специальных судов, оснащенных установками для сбора нефти с поверхности моря и др..


160. Экологический императив и его значение в науке

Завершающее современную историю столетие убедительно доказало правоту тех мыслителей, которые высказывали опасения, что гигантское наращивание дискурсивно-логического знания и могущества над Природой еще не означает условия благоденствия человечества: уровень духовной зрелости масс и их лидеров должен быть достаточным, чтобы предотвратить гибельное для самого человечества безответственное использование этого могущества в его взаимоотношениях с Природой. Вот почему в современных условиях жизненно важный и единственно реальный шаг Общества к выходу из глобальных кризисов заключается в том, чтобы на диктуемый ему Природой экологический императив сознательно ответить правовыми ограничениями активной деятельности людей, пока не укоренится прочная нравственная ответственность всех живущих на Земле за экологию. Однако уповать на кардинальное решение современных проблем только за счет юридического соблюдения экологического императива — совершенно напрасное дело. Экологический императив следует рассматривать лишь как объективное условие Природы, определяющее направление деятельности Общества для разрешения глобального кризиса. Кардинальный путь проходит не только через разум, но и через сердце каждого Человека на Земле; это путь к духовному восприятию эколого-философского мировоззрения всеми людьми планеты. Формирование новой мировоззренческой парадигмы, принимающей во внимание объективно диктуемый природой планеты экологический императив, неизбежно будет осуществляться при участии всего мирового сообщества. И делать это надо прежде всего с целью выявления, на базе научных открытий, горизонтов понимания сущности механизмов Духовного единения людей, чтобы помочь им обрести тот уровень знания о мире и веры в свое предназначение в нем, который отодвинет человечество от края экологической пропасти, где оно оказалось из-за дефицита одухотворенности. Каждому из нас надо найти его прежде всего в самом себе, творчески создать его. Таким образом, только через познание и нравственное созидание себя как естественного природного звена в эволюции системы Человек—Природа—Общество возможно возрождение Человека и создание новой культуры. Не только экологический императив, но и личная ответственность за свою судьбу ставят безусловное требование перед современным Человеком — познать самого себя, познать социальную и природную среду, в которой он живет, чтобы уяснить для себя наилучшие возможности реализации своих природных данных, своего единственного и неповторимого сочетания врожденных качеств со средой жизни, если, конечно, он хочет пройти по этой жизни не как слепец или бесшабашный игрок со случайностью.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.