Философия
Философия
1.
Понятия
«наука», «научное знание».
2.
Основные
критерии научного знания.
3.
Основные
функции науки.
4.
Специфика
научного знания.
5.
Дифференциация
и интеграция в науке.
6.
Категориальный
аппарат науки.
7.
Специфика
естественных наук.
8.
Специфика
общественных наук.
9.
Специфика
технических наук.
10.
Междисциплинарные
исследования в науке.
11.
Комплексные
исследования в науке.
12.
Основные
отличия эмпирического и теоретического уровней.
13.
Фундаментальные
и прикладные науки и их роль в познании мира.
14.
Отношеные
сциентизма и антисциентизма к науке.
15.
Основные
черты доклассической науки.
16.
Становление
и её особенности классической науки.
17.
Формирование
и её специфика неклассической науки.
18.
Возникновение
и её характерные черты постнеклассической науки.
19.
Предмет
философии науки.
20.
Концепция
развития науки в неопозитивизма.
21.
Концепция
развития науки в постпозитивизма.
22.
Концепция
развития науки в постструктурализма.
23.
Концепция
развития науки в феноменологии.
24.
Концепция
развития науки в герменевтике.
25.
Концепция
науки франкфуртской школы.
26.
Понятие
«научная революция».
27.
Виды
научных революций.
28.
Понятие
«научно-техническая революция».
29.
Роль
научно-технических революций в развитии общества.
30.
Понятие
«метод» и его аспекты.
31.
Понятие
«методология». Особенности современной методологии.
32.
Наблюдение
и эксперимент как методы эмпирического уровня исследования.
33.
Анализ и
синтез как общелогические методы познания.
34.
Абстрагирование
и обобщение как методы научного познания.
35.
Индукция
и дедукция как общелогические методы исследования.
36.
Системный
подход и его применение при изучении природы и общества.
37.
Идеализация
как метод изучения мира.
38.
Структурно-функциональный
метод и его особенности.
39.
Вероятностно-статистические
методы и их роль в познании природы и обществе.
40.
Гипотетико-дедуктивный
метод как теоретический метод познание мира.
41.
Аксимотический
метод и его значение для развития науки.
42.
Формализация
и её значение для познания мира.
43.
Метод
восхождения от абстрактного к конкретному как теоретический метод познания
мира.
44.
Понимание
– объяснение как методы научного исследования.
45.
Исторический
и логический методы и их значение для науки.
46.
Основные
формы научного познания.
47.
Роль
гипотезы в научном познании.
48.
Научная
проблема: постановка и решение.
49.
Научная
теория и её основные функции.
50.
Роль
фактов в процессе постижения истины.
51.
Факты
достоверные и вероятные.
52.
Взаимодействие
объекта и субъекта в научном познании.
53.
Научное
творчество как двигатель развития науки.
54.
Идеалы и
нормы научного познания.
55.
Принцип
объективности в научном познании.
56.
Принцип
историзма в научном познании.
57.
Проблемная
ситуация в научном познании.
58.
Преемственность
в развитии научных знаний.
59.
Предвидение
и его роль в науке.
60.
Понятие
«верефикация» в науке.
61.
Понятие
«фальсификация» в науке.
62.
Проблема
классификации наук.
63.
Натурфилософия
и естествознание.
64.
Естествознание
как отрасль научного познания.
65.
Классическое
естествознание и его характерные особенности.
66.
Возникновение
неклассического естествознания и его специфика.
67.
Основные
черты постнеклассического естествознания.
68.
Предмет
философии техники.
69.
Понятие
«техника».
70.
Сотношение
науки и техники.
71.
Статистическая
теория информации.
72.
Семантический
аспект информации.
73.
Синтаксический
аспект информации.
74.
Прагматический
аспект информации.
75.
Теория
кодирования.
76.
Формы
движения информации.
77.
Информационные
революции.
78.
Информационная
технология и её основные базы.
79.
Компьютеризация:
за и против.
80.
Интернет
и его роль в информированности общества.
81.
Социальная
информация и её особенности.
82.
Перспективы
техногенной революции.
83.
Соотношение
естественнонаучного и социально-гуманитарного знания.
84.
Формирование
методологических идей в области гуманитарного знания в рамках философии
истории.
85.
Формирование
методологических идей в области гуманитарного знания в рамках самих
социально-гуманитарных наук.
86.
Основные
особенности социального познания.
87.
Новая
парадигма социальной методологии.
88.
Взаимодействие
объект и субъект в социальном познании.
89.
Отличительные
черты методов социального познание.
90.
Проблема
истины в социальном познании.
91.
Классическая
картина мира.
92.
Неклассическая
картина мира.
93.
Постнеклассическая
картина мира.
94.
Фундаментальные
открытия в физике в ХХ веке.
95.
Фундаментальные
открытия в астрономии в ХХ веке.
96.
Фундаментальные
открытия в биологии в ХХ веке.
97.
Фундаментальные
открытия в химии в ХХ веке.
98.
Принцип
относительности в классической механике.
99.
Специальная
теория относительности.
100.
Общая
теория относительности.
101.
Стандартная
модель эволюции Вселенной. (теория Большого взрыва)
102.
Красное
смещение, его сущность и значение.
103.
Раздувающаяся
Вселенная и развитие пространственно-временной структуры мира.
104.
Развитие
пространственно-временной структуры микромира.
105.
Развитие
пространственно-временной структуры макромира.
106.
Развитие
пространственно-временной структуры мегомира.
107.
Философское
значение взаимопревращаемости микро-макро и мегамиров.
108.
Физическое
пространство и время.
109.
Химическое
пространство и время.
110.
Биологическое
пространство и время.
111.
Социальное
пространство и время.
112.
Психологическое
пространство и время.
113.
Концептуальное
пространство и время.
114.
Чёрная
дыра, её происхождение и сущность
115.
Учение
В.И.Вернадского о биосфере.
116.
Концепция
В.И.Вернадского о ноосфере.
117.
Тейяр де
Шарден о ноосфере.
118.
И.Дарвин-основоположник
теории эволюции.
119.
Синтетическая
теория эволюции.
120.
Гипотеза
Геи-Земли.
121.
Концепция
коэволюции. Природы и общества.
122.
Современные
представления о сущности жизни.
123.
Путь к
клонированию. Клонирование: за и против.
124.
Генная-инженерная
и её перспективы.
125.
Геннокультурная
коэволюция.
126.
Философские
проблемы современной химии.
127.
Молекулярная
нанотехнология, перспективы развития и проблемы.
128.
Философское
значение периодической системы Д.И.Менделеева.
129.
Принцип
универсального эволюционизма в науке.
130.
Бионика,
её основные проблемы и задачи.
131.
Принцип целесообразности в живой природе.
132.
Биоцентризм,
антропоцентризм, витацентризм.
133.
Самоорганизация
как основа эволюции.
134.
Виртуальная
реальность.
135.
Эвристическое
мышление.
136.
Идея
космизма в философии.
137.
Биоэтика,
её основные проблемы и задачи.
138.
Биотехнология,
её основные проблемы и задачи.
139.
Понятия
«живое вещество» и «косное вещество» (по В.И.Вернадскому).
140.
Основные
принципы эволюции живого вещества в биосфере (по В.И.Вернадскому).
141.
Значение
геологической теории Лайеля в развитии диалектических воззрений на природу.
142.
Геологическая
форма движения, её специфика и соотношение с другими формами движения.
143.
Теория
катастроф Кювье.
144.
Философское
значение идей В.И.Вернадского о биогеохимическом процессе.
145.
Роль
математики в развитии естествознания.
146.
Роль
практики в развитии математики.
147.
Философское
значение неевклидовой геометрии.
148.
Соотношение
философских и математических методов в познании.
149.
Понятие
многомерного пространства в математике как философская проблема.
150.
Географический
детерминизм и его методологическая оценка.
151.
География
и экология.
152.
Экологический
кризис и пути выхода из него.
153.
Проблема
войны и мира.
154.
Проблема
преодоления отсталости.
155.
Демографическая
проблема.
156.
Продовольственная
проблма.
157.
Проблема
освоения космоса.
158.
Проблема
освоения мирового океана.
159.
Проблема
сырья.
160.
Экологический
императив и его значения для защиты окружаюей среды
161.
Глобалистика:
сторонники и противники.
162.
Гуманизация
как одна из главных проблем глобалистики.
163.
Проблема
гуманизации естественных знаний.
164.
Проблема
гуманизации технических наук.
165.
Особенности
глобализации естественных и технических наук.
1. Понятие науки, науч-го
знания. Ориентируясь
на сложившееся к сегод-ему дню поним-е науки как объекта исслед-я, т.е. науки о
науке, или рефлексии науки, или самосозн-я науки, или филос-ии науки м.
выделить след-щие подходы к исслед-ю и поним-ю предмета «науки» или «научного
познания мира». Наука станов-я человеч-ой кул-ры м. рассмат-ся как: 1.
наука знание, 2. наука деят-сть, 3. наука институт. При более подробной
харак-стики это: наука как с-ма знаний о мире (Вселенной, общ-ве, чел-ке),
наука как человеч. деят-сть по получ-ю новых знаний, наука как одна из организац-ных
форм (инст-т) функц-я общ-ва, гос-ва. Функцион-е науки как с-мы уже получ-ого
знания заним-ся сама наука. Именно в сфере науки происх-т получ-е, отбор,
системат-ция, обобщ-е, популяризация науч. знаний и представл-й их на общее или
дальнейшее внутреннее использ-е. В 1-ом случае знание использ-ся в
материально-практич. жизни или в дух-ном обогащ-ии, во 2-ом для постановки и
формир-я новых науч. исслед-й. Исслед-ем науки, направленной на познание
мира (природы и духа, материального и идеального) заним-ся филос-ая теория
позн-я, методол-я и логика науки. Для простоты и ясности поним-я науки
как формал-го соц-ого учрежд-я (инст-та), к-ое организ-но оформляет(м. сказать,
формализует) естес-но складывающиеся сообщ-во ученых (м. сказать, «естеств-ый организм»),
нужно иметь в виду, что науке как «инст-ту» и науке как «сообщ-ву» присущи все
харак-ые черты «гос-ва» и «соц-х групп». В 1-ом случае мы имеем с-му
учрежд-й и организ-ных форм: с-мы управ-я, иерархии, орг-ции, правового
регулир-я, средств произв-ва. Во 2-ом случае мы м. увидеть в сообщ-ве
ученых типич. черты любого челов-ого сообщ-ва. В научном сообщ-ве живут и
работают люди. В этом сообществе адептов истины есть и «генераторы идей», и
простые исполнители, есть рабы и господа, есть и обще принятая этика и протокол
официальных отношений, есть нормы и идеалы научного познания. Наконец, в
научном сообществе есть , просто говоря , не только умные, и дураки. Есть
много определений понятий «наука» и «научное знание», в которых выделяются
не всегда одни и те же родовые и видовые признаки . Что касается «родовой
принадлежности» науки, то здесь сходимости в различных определения больше, чем
в определениях ее видовых признаков: как правило, наука рассматривается как
составная часть чел-ой культуры, цивилизации, как реализация основного видового
признака человека, наделенного разумом.(Homo sapiens- Человек разумный).В начале приведем
устоявшееся определение, введенные в справочные издания.В «Философском
энциклопедическом словаре» 1983г. издания дано следующие определение понятия
«наука»: «Наука – сфера чел-кой деят-ти, функцией которой яв-ся выработка и
теоретическая систематизация знаний о действительности. В ходе исторического
развития науки превращается в производительную силу общества и важнейший соц.
институт. Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового
знания, так и результат этой деятельности- сумму полученных к данному моменту
научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Термин «наука»
употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания». В
«Краткой философской энциклопедии » 1994г. издания приводится схожее
определение: «Наука (греч.episteme,
лат. scientia) - сфера чел-ой
деятельности, ф-цией которой явл-ся выработка и теоретическая схематизация
объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала
не во все времена и не у всех народов. Родоначальниками науки как отрасли
культуры, выполняющей самостоятельную ф-ию, были греки, затем ее в качестве
особого идеала культурной жизни европейским народам. Наука образует сущность
чел-го знания». Рассмотрим в связи с этим некоторые известные дефиниции
понятий «наука» и «научных знаний», даваемые известными мыслителями. Вполне
понятно, что, выделяя характерные признаки научности знаний, мы одно временно
решаем вопрос и об отнесении той или иной деятельности к научным и ненаучным
сферам, смотря по тому, какого рода знания получаются в результате соотвес-щей
деят-ти. Основным признаком научности знаний и науки И. Кант считал
с-матичность. По Канту – научные знания - это знания, представ-щие собой
обяз-но с-му согласно «архитектонике» чистого разума. Особенно ясно эти мысли
выражены в разделе «Трансцендентальные учение о методе» в «Критике чистого
разума». Важно, что во всех определениях Канта науки выделяемым инвариантом
явл-ся ее систем-сти. Что касается идеала научности знаний то для Канта –это
была мат-ка. С точки зрения деятельностного подхода мы на основании
проведенного анализа содерж-е понятие «наука» м. предложить след-щее кратное
опред-е: Наука - целенаправленная познавательная деят-сть вырабатывающая с-мное
знание на основании осознанных познавательных методов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|