рефераты скачать

МЕНЮ


Экзамен по философии за 11 класс

многообразный мир, существующий в перечисленных выше формах бытия.

Вопрос № 28. Философские и научные взгляды о природе сознания. Сознание как

высшая форма отражения действительности. Сознание может возникнуть лишь как

функция сложноорганизованного мозга, который сформировался под влиянием

труда и речи. В процессе развития трудовой деятельности, обогатились

осязательные ощущения. Логика практических действий фиксируется в голове и

превращается в логику мышления. С точки зрения психологии сознание - высшая

форма психической деятельности, связанная с трудом и речью. Сознание -

высшая форма отражения материального мира, которая возникает в результате

бесконечного развития материи и осуществляется наиболее

высокоорганизованной материей. Сознание, так как оно вторично, является

одной из форм материи и порождается материей, и существует материально.

Сознание – философия вслух. Поля сознания:

Левое полушарие мозга:

I. Знания на основе телесно перцептивных способностей. Это ощущения,

восприятия, в них человек получает информацию о внешнем мире и своем теле.

Цель – полезность, целесообразность действия тела. Цель – полезность,

целесообразность действия тела.

Логика – понятийная, компоненты сознания. Сфера общих понятий, жестких

логичных доказательств, схемы оперирования знаковых систем. Цель – истина,

то, что позволяет получать объективную информацию о мире.

Правое полушарие мозга:

III. Эмоциональные компоненты сознания. Личностные, субъективные

переживания, с которыми сталкиваются люди. Цель – принцип удовольствия.

IV. Ценностно-смысловые компоненты сознания. Высшие мотивы, идеалы,

духовные ценности, творческие составляющие. Цель - красота, справедливость.

Этот сектор представляет не истину, а ценность, значимость для нас.

Функции сознания:

отражение – идеальное воспроизводство действительности.

хранение – накопление знаний.

творение – производство новых знаний.

общение – передача знаний.

целеполагательная функция.

оценка – примерка событий и фактов к себе.

рефлексивная функция – анализ собственных действий.

духовная функция – приобщенность к высшим ценностям.

Вопрос № 29. Закон взаимопроникновения противоположностей, особенности его

проявления в природе и обществе. Закон взаимопроникновения

противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс,

побудительную силу. Основой всякого развития является борьба

противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. При

характеристике действия этого закона Гегель оперирует категориями:

тождество, различие, противоположности, противоречия. Тождество –

категория, выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов

друг другу. Различие – это категория, выражающая отношение неравенства

объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположности – это

категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов

друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга.

Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания

противоположностей. Категория противоречия является центральной в данном

законе. Он доказывал, что истинные действительные противоположности

постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения, что они представляют

собой движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции и моменты.

Неразрывная взаимосвязь и взаимопроникновение противоположностей выражаются

в том, что каждая их них, в качестве своей противоположности, имеет не

просто некую иную, а свою иную противоположность и существует как таковая

лишь постольку, поскольку существует эта ее противоположность. Стороны

единого целого - суть противоположности, они находятся не только в

состоянии взаимосвязи, взаимообусловленности, но и взаимоотрицания,

взаимоисключения, взаимоотталкивания. Противоречия являются внутренней

основой развития мира. Развитие представляет собой процесс становления,

обострения и разрешения противоречий. Попробуем описать этот процесс.

1. Каждый предмет первоначально существует как тождество самому себе, в

котором содержатся определенные различия.

2. В начале различия носят несущественный характер, затем превращаются в

существенные и, наконец, переходят в противоположности

3. Развитие противоположностей достигает стадии противоречия, которая

фиксируется моментом единства и борьбы противоположностей.

4. Конфликт острое противостояние сторон, разрешается переходом

противоположностей не только друг к другу, но и в более высокие формы

развития данного предмета.

Разрешение любого конфликта противоречий представляет собой скачок,

качественное изменение данного объекта, превращение его в качественно иной

объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, иных

противоречий, присущих объекту нового качества.

Вопрос № 30. Закон взаимного перехода количественных и качественных

изменений, его методологическое значение. Закон перехода количественных

изменений в качественные описывает механизм саморазвития. Качество – это

внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет

или явление в целом. Качественное своеобразие предметов, явлений выступает,

прежде всего, как их специфика. Качество любого предмета, явления

определяется через его свойства. Свойства предмета – это способность его

определенным образом соотноситься, взаимодействовать с другими предметами.

То есть свойства проявляются в отношении между предметами, явлениями и т.д.

Сами по себе свойства не существуют. Глубинной основой свойств является

качество того или иного предмета, т.е. свойство – это проявление качества в

одном из многих отношений данной вещи к другим вещам. Число свойств у

каждого предмета теоретически бесконечно, ибо в системе универсального

взаимодействия возможно бесконечное количество взаимодействий. Количество -

внешняя для бытия определенность, нечто относительно безразличное для той

или иной вещи. Качество и количество как взаимопроникающие

противоположности, как нет качества без количественных характеристик, так

нет и не может быть количества, абсолютно лишенного качественной

определенности. Непосредственно конкретное единство качества и количества,

качественно определенное количество выражается в категории меры. Гегель

обращал внимание на обратный процесс, выраженный этим законом, а именно, на

переход качества в количество. Эти взаимопереходы - бесконечный процесс,

который состоит в том, что количество, переходя в качество, отнюдь не

отрицает качества вообще, но отрицает лишь данное определение качество,

место которого одновременно занимает другое качество. Это вновь

образованное качество означает новую меру, то есть новое конкретное

единство качества и количества, которое делает возможным дальнейшее

количественное изменение нового качества и переход количества в качество.

Переход от одной меры к другой, от одного качества к другому совершается

всегда в результате перерыва постепенного количественного изменения, в

результате скачка. Скачок – это всеобщая форма перехода от одного

качественного состояния к другому. Скачок – это единство бытия и небытия,

означающее, что старого качества уже нет, а нового качества еще нет, и

одновременно, прежнее качество еще есть, а новое – уже есть. Скачок – это

состояние борьбы нового со старым, отмирание качественных прежних

определенностей и замена их новыми качественными состояниями. Не существует

другого вида перехода от одного качественного состояния в другое помимо

скачка. Однако скачок может принимать бесконечное многообразие форм в

соответствии со спецификой той или иной качественной определенности.

Вопрос № 31. Закон отрицания отрицания, его категорический аппарат. Третий

закон диалектики – закон отрицания отрицания отражает общий результат и

направленность процесса развития. Всяческое отрицание означает уничтожение

старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое.

Однако, отрицание не просто уничтожение старого новым. Оно обладает

диалектической природой. Эта диалектическая природа проявляется в том, что

отрицание представляет собой единство трех основных моментов:

1) преодоление старого;

2) преемственность в развитии;

3) утверждение нового.

Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и

характеризует цикличность развития. Эта цикличность связана с

происхождением в процессе развития трех стадий:

1) утверждение или положение (тезис)

2) отрицание или противоположение этого утверждения – (антитезис)

3) отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).

Процесс отрицание отрицания, как чисто логический процесс, складывается

так, что мысль сначала полагается, затем противополагается самой себе и,

наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью, в которой борьба снятых ею

предыдущих мыслей, как противоположностей, является движущей силой

дальнейшего развития логического процесса. На уровне природы действие этого

закона иллюстрируется на примере роста растений. Берем, например, зернышко

овса. Бросим его в землю. Из него, прорастает стебель, отрицающий это

зернышко. Стебель через какое-то время начинает колоситься и дает новое

зерно, но уже в десятикратном и более размере. Произошло отрицание

отрицания. Гегель придает значение этому тройственному ритму, но не сводит

цикличность в этой «триаде». Главное в этой цикличности состоит в том, что

в развитии осуществляется повторение прошлого, возвращение к исходному

состоянию, «якобы к старому», и переходящую на новую, более высокую

ступень. Каждая новая ступень богаче по своему содержанию, поскольку она

включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени.

Этот процесс обозначен в гегелевской философии термином «снятие». Таким

образом, процесс развития характеризуется поступательным движением

расширяющейся спирали.

Вопрос № 32. Материально-производственная сфера, ее основные элементы и

роль в жизни общества. Люди в процессе жизни взаимодействуют друг с другом,

это взаимодействия многолики. Деятельность формирует личность. Общество

возникает на своей собственной основе и имеет свои собственные законы, а,

следовательно, общество – надприродное явление. Общество обладает

определенными свойствами:

4) самодеятельность – потенциал самостоятельного определения цели и

действия.

5) самоорганизация – процесс смены поколений, создание и удаление структур.

6) саморазвитие – любая поставленная цель становится организованной

системой.

7) самодостаточность – способность системы своей собственной деятельностью

создавать, продуцировать и воссоздавать все необходимые условия своего

существования.

Сфера материального производства призвана создавать определенные вещи,

товары, необходимые для удовлетворения материальных потребностей людей.

Основная фигура здесь – это труд. Труд – целесообразная деятельность людей

по производству, освоению природной силы. Труд - надприродное явление.

Производственные отношения – экономические базисы общества. Роль

материально-производственной сферы в жизни людей очень велика. Но вероятно,

что в будущем роль этой сферы может уменьшиться.

Вопрос № 33. Социальная сфера общества. Понятие и виды социальных

общностей. Социальная сфера – отношения между устойчивыми группами людей

возникшие в обществе в процессе его развития и функционирования. Социальная

сфера делится на части путем выделения определенных критериев. Социальные

общности и их взаимодействия – центральные объекты для изучения социальной

философии. Социальная общность – совокупность людей объединенных

исторически сложившимися связями и отношениями и обладает рядом общих

признаков придающих ей неповторимое своеобразие. Общности бывают:

1) временные или устойчивые

2) экстерриториальные и охватывающие определенные территории.

3) складывающиеся спонтанно и на основе сознательной деятельности

людей.

Люди в общности всегда действуют вместе, согласованно. У всех общности есть

объективная основа, факторы духовной культуры, ценностные ориентации.

Социальные общности проявляют себя во внутренней границе, т.е. они отделяют

себя от других, устанавливая устойчивые связи. Первые общности – это

родовое общество. С ростом населения эти общности превратились в племенные.

В них уже появилась собственность. Уже после стали образовываться

народности. Народность – единая территориальная, языковая, психологическая

общность, сформированная из близких по происхождению племен и связанных

друг с другом экономическими связями.

Вопрос № 34. Политическая сфера общества, ее основные элементы. Политика –

есть концентрированное изображение экономики. В жизни очень много

противоречий, каждый пытается отстаивать свои интересы. Такая жизнь

нуждается в управлении, так появляется политическая жизнь общества. Цель

политики – выявление и мобилизация ресурсов. Основные элементы:

1) политические субъекты (общности, организации, государство, люди)

2) политические отношения

3) институты политической власти

4) политические режимы

Организации – особый субъект, целесообразно созданный как институт для

регулирования в обществе. Они разрабатывают нормы, правила,

структурирования общества. Государство – центральный элемент политики.

Политический режим – совокупность приемов политической власти определяющий

государство. Функции политики:

1) обеспечение объективных структур власти

2) удержание целостности государства

3) разработка целей общества

4) предотвращение и урегулирование социальных конфликтов

5) обеспечение безопасности общества

6) преобладание внутренней политики.

Вопрос № 35. Духовная сфера общества, ее функции, особенности развития в

современном мире. Под духовной жизнью общества часто понимают культуру того

или иного общества. Культура – все созданное человеком в его материальном и

духовном образовании. Культура, как и общество, это надприродный мир.

Человек в культуре – творец и творение. Культура – почитание человеком

светлого начала в себе. Культура бывает светская и сакральная. Духовная

сфера раскрывается в общественном сознании. Религия – это основной элемент

духовной сферы людей. Духовная сфера общества имеет свою структуру:

1) духовная потребность – потребность в освоении знаково-символического

мира культуры

2) духовные ценности – в них выражается общественная природа самого

человека

3) духовная деятельность (духовное производство) – создание сознания в

особой общественной форме.

Вопрос № 36. Мораль и нравственные отношения. Индивидуальное, групповое и

общечеловеческое в морали. Мораль это некая система норм, правил, оценок,

регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства

общественных и личных интересов. В моральном сознании выражен некий

стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как

оптимальный на данный исторический момент. Нормы и правила морали

формируются естественноисторическим путем. Требования к индивиду в

моральном сознании принимают самые разнообразные формы: это могут прямые

нормы поведения, различные моральные ценности и ценностные ориентации. Все

это – элементы структуры нравственного сознания, обладающее целым рядом

особенностей. Мораль проникает во все сферы человеческой жизни и

деятельности. В обществе не существует таких организаций и учреждений,

которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали. Большинство

моральных требований апеллируют к моральному долгу, т.е. носит форму

прямого и безусловного повеления. Мораль обладает функциями, основная из

которых - регулятивная. Мораль прошла долгий путь развития. Сперва она

включало в себя только индивидуальное, единичное проявление. Потом мораль

стала более обширной, она руководила уже группами людей. Сейчас мораль –

общечеловеческое достояние, которое лежит в основе большинства принципов

современной жизни. Мораль стала чем-то больше, чем простые запреты прошлых

эпох.

Вопрос № 37. Искусство и эстетическое освоение действительности. Искусство

– творческая деятельность, направленная на освоение, эстетических

ценностей, т.е. личностного смысла таких явлений, благодаря которым жизнь

человека становится привлекательной, одухотворенной, осознанной. Искусство

преображает эти явления в художественные образы. Искусство – это результат

духовной деятельности людей. Слагаемые этой деятельности – отражение,

изображение и выражение. Цель искусства - совершенствование человека, его

духовного мира. Искусство обладает множеством функций, среди которых есть

и эстетическое освоение действительности. Эстетическое освоение

действительности – это, прежде всего, изучение понятий прекрасного как

едином прообразе многообразных проявлений-образов красоты в материальном

мире. Приобщение к прекрасному неотделимо от постижения истины и достижения

высшего блага. Эстетика всегда опирается, с одной стороны, на философское

познание, с другой – на практику художественного творчества. Эстетика, как

и искусство, имеет множество проявлений, и носит исключительно субъективный

характер.

Вопрос № 38. Мировые религии: основы вероучения и место в современном мире.

Буддизм – одна из первых мировых религий. Возник в VI-V веках д.н.э. в

Индии. Достоверных источников об основателе буддизма нет. Но буддийские

теологи считают, что им был сын индийского царя по имени Сиддартха из рода

Гаутама, которого после смерти стали называть Будда, т.е. просветленный,

достигший мудрости. Основные положения этого вероучения изложены в

каноническом сборнике «Типитака». Буддийский пантеон насчитывает тысячи

Будд, святых, бодхисатв (существ, достигших спасения, но продолжающих

принимать участи в спасении людей), богов местных старых религий, ангелов,

демонов, а также главного бога – Брахму. По учению буддизма, все в мире

является следствие бесконечного движения «драхм», духовно-материальных

частиц. Различные их комбинации создают все окружающее нас, а их распад

ведет к смерти, после которой создаются новые комбинации и происходит

перерождение, которое зависит от хороших или плохих поступков в жизни.

Христианство возникло в I в. н.э. в Восточной части Римской империи. Из

небольших разрозненных сект оно к началу IV веку превратилось в мощное

идейное течение, завоевав господствующее положение сначала в Риме, затем на

Ближнем Востоке, в Северной Африке и во всей Европе. Ветхий Завет является

священной книгой, как для иудеев, так и для христиан. В 1054 году произошел

раскол в христианстве между Восточной церковью, которая стала называться

Православной, и Западной, которая именуется Римско-католической. В XVI веке

от католицизма отделяется новая ветвь в христианстве – протестантизм в его

разновидностях: лютеранство, кальвинизм, англиканство и др. На Руси

православие введено киевским князем Владимиром в 988 году. В 1448 году

великий князь Василий Васильевич созвал в Москву на собор епископов Русской

земли. Главой церкви был избран митрополит рязанский с титулом «митрополит

Московский и всея Руси». С этого времени Русская Православная Церковь

обрела независимость от константинопольского патриарха. В 589 году главе

Русской Православной церкви был присвоен титул «патриарха Московского и

всея Руси». В настоящее время под юрисдикцией Русской Православной Церкви

находятся епархии на территориях государств бывшего СССР, в западной и

Центральной Европе, Северной и Южной Америке, Японии и других местах мира.

Ислам – возник в Западной Аравии в VII веке и распространился в странах

Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Средней Азии и др.

Основателем ислама считается пророк Мухаммед, начинавший свою

проповедническую деятельность в городах Мекке и Медине. В Мекке находится

древнее святилище Кааба со святым «черным камнем», к которому мусульмане

всего мира уже четырнадцать веков совершают паломничество. Святая книга

мусульман – Коран. Основные направления в исламе - суннизм и шиизм. Также

много сект исламаилиты, ваххабиты, карматы и др. На основе Корана был

разработан Шариат – свод мусульманского права. Главный праздник мусульман –

Курбан-байрам, т.е. жертвоприношение.

Вопрос № 39. Наука как система знаний и вид духовного производства. Наука

есть, прежде всего, систематизированное познание действительности,

воспроизводящее ее существование и закономерные стороны в абстрактно-

логической форме понятий, категорий, законов и т.д. Как и другие виды

духовного производства, наука создает как бы параллельный реальному

идеальный мир, в котором отражены основные свойства и закономерности

объективного мира. Миф и религия – это способы духовной защиты, а наука –

средство нападения, орудие духовной экспансии, поднимающего голову

человека. Да, наука может обойтись без религии, но вытеснить ее из

общественного сознания она до сих пор не может. Наука началась с

установления факта, что окружающий человека мир в сущности своей совсем не

таков, каким он дан людям в непосредственности их ощущений, восприятий и

представлений. А чтобы до этой скрытой сущности добраться, нужно

предпринят весьма серьезные мыслительные усилия, которые заметно

отличаются от обычных умственных упражнений, требуемых повседневностью от

каждого индивида.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.