Экзамен по философии за 11 класс
Экзамен по философии за 11 класс
Экзамен по философии за 11 класс.
Вопрос № 1. Понятие мировоззрения, его исторические типы и формы, роль в
жизни человека. Мировоззрение - совокупность наиболее общих взглядов на мир
и место в нем человека. Мировоззрение это окно в мир. Носителями
мировоззрения являются отдельные люди, а так же разные социальные группы.
Мировоззренческие установки помогают адаптироваться к обществу.
Мировоззрение позволяет нам соотносить наше поведение с поведением других.
Мировоззрение включает в себя и наше представление о мире, и понятие сути
человека, и смысл жизни. Мировоззрение это интегральное образование.
Компоненты мировоззрения: познавательный, ценностно-нормативный, морально-
волевой, идеалы и нормы. Мировоззрение – ориентир и регулятор поведения
человека. Мировоззрение зависит от микро социальной среды. Виды
мировоззрения:
1. Обыденное – формируется самостоятельно.
2. Теоретическое – опирается на разум, на осмысленность, это высоко
систематизированное мировоззрение.
3. Научное – формируется на основе опытов и научных экспериментов.
Мировоззрение может быть прогрессивным и реакционным. Сила мировоззрения
зависит от того, насколько оно освоено. Мировоззрение это отражение мира.
Глубина этого отражения может быть различной. Оно разделяется на этапы:
1. Мироощущения и миросозерцание (фиксация отдельных внешних проявлений
бытия, но не сущностей).
2. Мировосприятие и миропредставление (создание цельной картины мира,
обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их
тождества и различия)
3. Миропонимание (это есть уже философия).
Вопрос № 2. Философия как мировоззрение. Предмет, структура философии.
Философия это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на
мир и место в нем человека. Но понятие мировоззрения шире понятия
философия. Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это
теоретически оформленное, рациональное мировоззрение. По самой своей сути
она призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности
существования и развития мира и человека. Философия как сложившаяся система
знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать.
В зависимости от их решения философы создают свою концепцию, определяя
конкретные проблемы и используя те или иные категории для ее раскрытия.
Философия ищет объяснения на уровне науки. Философия представляет собой
систему общих теоретических взглядов на мир и на место человека в нем,
раскрывающего определенный предел основ и смысла людей к действительности.
Философия начинается тогда, когда мы спрашиваем о практике. Философия
учение об общих принципах бытия, познание и отношение человека и мира.
Черты философского мировоззрения:
1. Универсализм (рассматривает вопросы, которые можно использовать
всеобщно)
2. Субстанциональность (попытка философии докопаться до первобытного
бытия)
3. Системность
4. Сомнение
Структура философии:
1. История философии.
2. Онтология – учение о бытие.
3. Гносеология – теория познания.
4. Логика.
5. Аксиология – общая теория.
6. Методология – познание и освоение мира.
7. Этика.
8. Эстетика – наука о прекрасном.
9. Философская антропология.
10. Социальная философия.
Функции философии:
1. Мировоз-кая (связана с абстракно-теоретическим, понятийным объяснением
мира).
2. Методологическая (общее учение о методе и совокупность наиболее общих
методов познания и освоения действительности человеком).
3. Прогностическая (формулировка гипотез об общих тенденциях развития
материи и сознания, человека и мира).
4. Критическая (принцип «подвергай все сомнению»).
5. Аксиологическая (оценка объекта с точки зрения самых различных
ценностей)
6. Гносеологическая.
7. Эвристическая.
8. Гуманитарная.
9. Социальная.
Вопрос № 3. Мифология как мировоззрение. Место мифологии в современной
духовной культуре. Античной философии присуще такое мышление как мифология.
Миф был не просто универсальным способом описания мира, а, прежде всего
формой жизни, т. е. особой формой мироощущения и жизнедеятельности людей,
социальным регулятором их поведения. В нем были слиты воедино самые
разнородные компоненты: общемировоззренческие установки, конкретные знания,
религиозные представления, этические нормы, эстетические идеалы. В пределах
самой мифологии появились мысли о рождении всего сущего. Образы богов
символизировали, олицетворяли природные и социальные силы. Связи между ними
представлялись в форме брачных отношений. Божественная генеалогия носила
системный характер. Мифологическое мышление оперировало не понятиями, а
представлениями, образами, которые носили многозначный, расплывчатый,
неопределенный характер. Но вскоре миф не смог выполнять функцию
социального регулятора. Мифологическое сознание не могло быть и
универсальным мировоззрением, поскольку пришло в противоречие с новой
практикой и выраставшими на ее основе знаниями. Возникла потребность в
системе, которая, с одной стороны, давала бы человеку мировоззренческую
ориентацию, а с другой, - базировалась бы на некотором знании, а не на
мифе. Все это привело к разрушению мифологического мировоззрения, а на его
базе уже начала зарождаться философия. Черты мифологического мировоззрения:
1. Отличительные определенные идеалы.
2. Человек мифологического мировоззрения не нарушал экологии.
3. Почитание предков.
4. Объявление непонятного сверхъестественным.
5. Переносит человеческие отношения на сверхъестественный уровень.
6. Боги наделяются человеческими качествами.
Вопрос № 4. Основные черты и особенности исторического развития
религиозного мировоззрения. Религия – форма мировоззрения, где человек
представляет мир двойным: наш и внеземной. Черты сверхъестественного мира:
1. Твердая убежденность в существовании сверхъестественного мира.
2. Обязательное эмоциональное отношение к сверхъестественному миру.
3. Убежденность в существовании двусторонних отношений между человеком и
сверхъестественным миром.
4. Убежденность что соблюдение предписаний данной религии вызовет большую
благосклонность сверхъестественного мира, а несоблюдение наоборот.
Взаимодействие со сверхъестественным миром проявляется в религиозном
культе. Это сопровождается апеллированием специальной утвари. Три основные
религии: христианство, буддизм, ислам. Вера в религиозном мировоззрении
является необходимой предпосылкой и условием познания. Пока существует
вера, до тех пор будет существовать стремление человека познать мир и
самого себя.
Вопрос № 5. Философия «физиса», ее основные черты. Воздействие на развитие
науки воззрений Пифагора, Эмпедокла и атомистов. При распаде
мифологического мировоззрения начали появляться мудрецы. Они как бы
являлись предфилософами. Они пытались объяснить сущность природы (природа –
«физис»). Они считали, что, осмыслив природу, можно осмыслить бытие. Каждый
философ пытался найти единственное начало, первооснову мира – архэ. Большой
вклад в философию физиса внесли три представителя Милетской школы. Фалес
Милетский взял за первооснову воду. Он считал, что вода дает жизнь, значит,
она стоит у истоков всего живого. Анаксимандр вообще считал первоосновой
нечто неопределенное бесконечное, безбрежное – апейрон. Анаксимен
утверждал, что первооснова есть воздух, а остальное это лишь сгущение или
разряжение воздуха. Именно Анаксимен впервые ввел термин архэ. Было много
других философов, которые хотели найти первооснову. Пифагор считал
первоосновой число. Он говорил, что все меняется, а единица как была
единицей, так ею и осталась. И именно число считают величайшим изобретением
Пифагора. Гераклит выбрал за первооснову огонь. Мир вечно живой огонь. И
изобрел новый вид мышления – диалектику. Эмпедокл выдвинул свою теорию о
первооснове, которая просуществовала почти до 17 века. Он утверждал, что
первоосновой являются 4 стихии: вода, земля, воздух и огонь. Их разделяет
вражда, а объединяет любовь. Он наделил эти стихии своими качествами. Вода
– мокрое и холодное, значит зима, север и старость. Земля – сухое и
холодное, значит осень, запад и зрелость. Воздух – влажное и горячее,
значит весна, восток и детство. Огонь – сухое и горячее, значит лето, юг и
юность. Демокрит считал первоосновой атом. Это утверждали и представители
такого течения в философии, как атомисты. Анаксагор считал первоосновой
семена, так как они стоят у истоков развития живого организма. Эмпедокл
выдвинул свою теорию о первооснове, которая просуществовала почти до 17
века. Он утверждал, что первоосновой являются 4 стихии: вода, земля, воздух
и огонь. Их разделяет вражда, а объединяет любовь. Он наделил эти стихии
своими качествами. Вода – мокрое и холодное, значит зима, север и старость.
Земля – сухое и холодное, значит осень, запад и зрелость. Воздух – влажное
и горячее, значит весна, восток и детство. Огонь – сухое и горячее, значит
лето, юг и юность. Он был учеником школы врачевания. Благодаря нему
универсальная теория объяснения архэ застряла на 200 лет. Атомисты
выдвинули идею множественного первоначала, которая позволяла мыслить
движение, возникновение и уничтожение вещей. Они исходили из того, что, не
только бытие, но и небытие существует. При этом они представляли бытие в
виде атомов, а небытие как пустоту. Движением атомов они объясняли те
свойства чувственного мира, которые элеаты объявили пустой видимостью –
изменчивость всех предметов и явлений. На основе атомистической гипотезы
предлагалось решение целого ряда философских проблем. Прежде всего
объяснялось единство мира – мир един, так как основу его составляют атомы.
На основе принципов атомизма стало возможным объяснить образование
множества разнообразных вещей путем различных сочетаний атомов. Наконец,
атомизм объяснял процессы возникновения и уничтожения вещей, как процессы
соединения и разъединения атомов. Атомы вечны, а их сочетания носят
временный, переходящий характер. К концу V века до нашей эры учение
атомистов представляло собой последнюю и наиболее теоретически развитую
форму классической натурфилософии, которая уже завершила свое развитие и
приходила к саморазложению.
Вопрос № 6. Сократ и сократические школы в философии. Сократ родился в
месяц Фаргелеон. Месяц посвящен Аполлону. В этот месяц не было войн.
«Познай самого себя» - это лозунг Сократа. Он получил бесплатное
образование. Отслужил в армии. Кем он только не был. Но все-таки его тянуло
к знаниям. Любил общаться с умными людьми. Он перенес философию от космоса
к человеку. Считал высшим благом – знания. Они являются регулятором
поведения человека. Его знаменитая формула-ирония: «Я знаю, что я ничего не
знаю». Он считался самым умным того времени. Он был сторонником
интеллектуального аристократизма, отрицательно относится к передаче власти
по наследству. Он достаточно аристократичен, но он сдержан, поэтому кажется
демократичным. Он любил общаться с народом, так как он утверждал, что в
беседах познает себя. Свой метод беседы назвал – майевтика. Он часто и
использовал метод диалектики, поэтому постепенно перестал нравиться народу.
Его казнили по доносу. Христианская церковь назвала его первым христианином
до Христа. Сократ не писал трудов, а передавал все в устной форме своим
ученикам. Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как
искусства исследования понятий с целью постижения истины. Истина для
Сократа рождалась в процессе диалога с собеседником. В Сократовской школе
ученик должен был молчать несколько лет, выслушивая других и набираясь
мудрости. У Сократа было много учеников, среди них были Платон и
Аристотель.
Вопрос № 7. Платоновская система объективного идеализма. Диалектика «мира
бытия» и «мира становления» Платон полагал, что душа человека бестелесна и
потому неделима и проста, бессмертна и вечна. Она чувственно не
воспринимается. Понятие бессмертия трактуется иначе, чем в христианстве. У
Платона: души существуют вечно: и до поселения в тело человека, и после
физической смерти. Душа пребывает в мире идей Ю своеобразное понимание
познания. Находясь в мире идей, душа созерцает сущность вещей, душа
обладает исчерпывающим знанием о сущностях. Становясь душой отдельного
человека, душа «забывает» то, что она знала о мире. Однако если человек
занимается самопознанием, стремится к самоуглублению, фиксирует внимание на
конкретных вещах, то душа припоминает имеющиеся знания. Именно поэтому
человек непосредственно благодаря способности души к пониманию вещей. Т.е.,
чувственное понимание вещей здесь – лишь импульс, толчок к реальному
пониманию сущности.
|Мир Бытия |Мир Становления |
|Вечный, покоящийся, бессмертное, |Временный, движущийся, смертен, |
|постигается разумом, тождествен себе, |воспринимается чувствами, всегда иной,|
|неделим. |делим. |
Вопрос № 8. Учение Аристотеля, его роль в развитии философии и
естествознания. Аристотель родился в 384г. д.н.э. в греческом городе
Стагире. Глубокое провинциальное происхождение Аристотеля компенсировалось
тем, что он был сыном известного врача Никомаха. Быть врачом означало в
Древней Греции занимать большое общественное положение, и Никомах был
известен всей Македонии. Аристотель в самом раннем возрасте (в 17лет)
вошел в школу Платона. Сперва он был принципиальным платоником, а
впоследствии отошел от строгого платонизма. Первые сочинения Аристотеля в
стенах Платоновской Академии, куда он
поступает, отличаются склонностью его к риторике, которой он впоследствии
прозанимался всю жизнь. В 364 году до н.э. Аристотель встречается с
Платоном, и они общались до самой смерти Платона, т.е. в течение 17 лет.
Материя у него аморфна. Аристотель считал, что все состоит из аморфной и
пассивной формы, т. е. состоит из причин. Как и Платона, душа у Аристотеля
проходит 3 этапа:
1. Вегетативный (есть даже у растений)
2. Чувственный (есть уже у животных)
3. Разумный (есть только у человека)
Познание мира тоже многоэтажно. Был одним из крупнейших ученых. Будучи
идеалистом, переходит к Дуализму. Он очень плодовитый автор. Разработал
учение о 4 первоначалах или первопричинах всего существующего:
1. Формальная причина («суть бытия» или ее первая сущность, то, без чего
вещи нет).
2. Материальная причина (первоматерия (неопределенная и бесформенная), то
из чего состоит уже оформленный материал).
3. Движущая причина (наличие самодвижности, самопроизвольности или
самодвижущей причины, которая определяет активность формы)
4. Целевая причина (Всякая возможность стремится реализовать себя, стать
полномерной, поэтому цель – стремление к своему благу).
Своим умом обнял все достояния античности. Он был основоположником логики.
Аристотель создает специфический язык философии
Вопрос № 9. Схоластика как тип средневековой философии. Общая
характеристика взглядов Фомы Аквинского. После V века н.э. христианская
религия и церковь обрели господствующее положение в странах Западной
Европы. Монастыри, а затем и университеты стали основными очагами
образования и культуры, философия преподавалась в школах при монастырях, а
ее основной задачей считалось обоснование истинности и незыблемости
христианского вероучения. Такая философия стала называться схоластикой . В
ранней схоластике возник спор о так называемых универсальных понятиях. В
XIII – XIV веках наступил период расцвета схоластической философии.
Позитивные тенденции, обнаружившиеся в период поздней схоластики, в
немаловажной степени способствовали возникновению натурфилософии эпохи
Возрождения. Одним из ярких схоластов был Фома Аквинский.
Позиция Фомы Аквинского по проблеме общего и единичного - умеренный
реализм:
I Бог (общие идеи)
II Единичная вещь
III Универсалии
Универсалии как форма в разуме Бога. Универсалии как сущность, форма вещей.
Как понятия в разуме человека, общее в мысли. Фома Аквинский признает
троякое существование универсалии: 1. Универсалии как общие идеи, формы в
разуме Бога. 2. Универсалии как сущность единичных вещей их идеальная
форма. 3. Универсалии как общие понятия в знаниях человека. Попытался
«примирить» реализм и номинализм
Вопрос № 10. Духовная культура и философская мысль Ренессанса. Пантеизм и
гуманизм мыслителей эпохи Возрождения. Философия Возрождения связывала
свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью,
творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор
самореализации личности, индивидуализации => главные акценты приходились на
творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные
стороны бытия личности). Николай родился в селении Куза в Южной Германии в
1401г. В 1423г. Николай получает звание доктора канонического права. Через
несколько лет он стал священником, настоятелем церкви. В 39 лет он пишет
свою первую философскую книгу «Об ученом незнании». Там содержатся основные
идеи его учения: идея взаимосвязи природных явлений, совпадение
противоположностей, бесконечность Вселенной и о человеке как о микрокосме.
В основе всего Николай ставил бога. Но он не был сторонником теории о
пребывании бога на небе. Он придерживался идеи о том, что бог нигде и
одновременно везде. И интересно показывал это в работе «О возможности
бытия». В начале примера он берет волчок. Если поставить на краю точку и
раскрутить ее до максимальной скорости так, что время полного оборота точки
равнялась бесконечно малой величине. И таким образом мы видим, что в любой
момент времени точка находится в каждой точке описываемого ею круга.
Использование Кузанским математики при анализе философских проблем
неслучайно: он серьезно занимался этой наукой. Рассматривая геометрические
фигуры применительно к бесконечности, Николай пришел к выводу, что в этом
случае они изменяют свои свойства: увеличиваясь до бесконечности, они
отождествляются с бесконечной прямой. Если в мире конечных геометрических
фигур круг противоположен прямой, то бесконечное увеличение радиуса круга
приведет к совпадению окружности с касательной. Джордано Бруно (1548 –
1600), с чьим именем связан решающий поворот в утверждении новой
космологии. Центральная идея космологической доктрины Бруно – тезис о
бесконечности Вселенной. «Она никоим образом не может быть охвачена и
поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и
безгранична...». Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не
может исчезнуть. Она неподвижна, «ибо ничего не имеет вне себя, куда бы
могла переместиться, ввиду того, что она является всем». В самой же
Страницы: 1, 2, 3, 4
|