рефераты скачать

МЕНЮ


Экзамен по философии за 11 класс

Вселенной происходит непрерывное изменение и движение. Обращаясь к

характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный

характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т. е. Бога, а

опирается на принцип самодвижения материи. Положение о бесконечности

Вселенной позволило Дж. Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира,

отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы.

Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует

бесчисленное множество миров. И у каждого мира-системы есть свой центр –

его звезда. Разорвав границы мира и утвердив бесконечность Вселенной, Бруно

оказывается перед необходимостью выработать новое представление о Боге и

его отношении к миру. Решение этой проблемы свидетельствует о

пантеистической позиции мыслителя. Бруно утверждает, что природа есть Бог в

вещах, он не противостоит миру как его творец, а находится в самой природе

как деятельное внутреннее начало. Если в рассуждениях Николая Кузанского

природа как бы погружается в Бога, который сохраняет свою обособленность от

мира, то у Бруно Бог отождествляется с природой, и он немыслим вне

материального мира. В этом состоит кардинальное отличие натуралистического

пантеизма Бруно от мистического пантеизма Кузанского. Видя в природе не

только совершенное божественное творение, но, прежде всего совокупность

присущих ей закономерностей, свободных от непосредственного вмешательства,

натурфилософия эпохи открывала путь дальнейшему развитию экспериментального

естествознания, возникновению классической механики Ньютона, созданию

философских концепций XVII - XVIII вв.

Вопрос № 11. Философия Френсиса Бекона и экспериментальная наука Нового

времени. Бэкон Фрэнсис - родоначальник английского материализма и

методологии опытной науки. Философия Бэкона соединила в себе эмпиризм с

теологией, натуралистическое миросозерцание - с началами аналитического

метода. Рассуждениям о Боге Бэкон противопоставил доктрину "естественной"

философии, которая базируется на опытном сознании (эмпиризм - empeiria -

опыт). Как материалистический эмпирист Бэкон (наряду с Гоббсом, Локком,

Кондильяком) утверждал, что чувственный опыт отражает в познании только

объективно существующие вещи, (в противоположность субъективно-

идеалистическому эмпиризму, который признавал единственной реальностью

субъективный опыт). В противоположность рационализму (Декарт) в эмпиризме

рационально-познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям

того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не

прибавляющая к содержанию знания. Здесь эмпиристы столкнулись с

неразрешимыми трудностями выделения исходящих компонентов опыта и

реконструкции на этой основе всех видов и форм сознания. Для объяснения

реально совершающегося познавательного процесса эмпиристы вынуждены

выходить за пределы чувственных данных и рассматривать их наряду с

характеристиками сознания (таких как память, активная деятельность

рассудка) и логическими операциями (индуктивное обобщение), обращаться к

категориям логики и математики для описания опытных данных в качестве

средств построения теоретических знаний. Попытки эмпиристов обосновать

индукцию на чисто эмпирической основе и представить логику и математику как

простое индуктивное обобщение чувственного опыта потерпели полный провал.

Вопрос № 12. Дуализм, теория познания и учение о научном методе Рене

Декарта. Основная черта философского мировоззрения - дуализм. Декарт

допускает два независимых друг от друга первоначала: мыслящую субстанцию и

материальную "протяженную субстанцию". Первую изучает метафизика, а вторую

физика. Метафизика - вопросы духовные, познания и бытия. Физика - природу.

В границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию,

единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории

познания, в учении о бытии Декарт - идеалист. В теории познания Д.

объявляет самой достоверной истиной истину о существовании сознания,

мышления: "Я мыслю, следовательно, Я существую". В учении о бытии он не

только признает существование духовной субстанции, но и утверждает, что над

ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог. Декарт - выдающийся

ученый. Декарт отождествлял материю с протяжением, или пространством,

считая, что чувственно воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е.

объективно не существуют. Выводы из этого: мировая материя (=пространство)

беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима, плотность и

геометрические свойства являются сущностью телесности. Сводит все

качественное разнообразие природных явлений к: материи, тождественно с

пространством и к ее движению. Движение возникает в результате толчка.

Первоначальный толчок дал бог. Бог создал материю, движение и покой. При

этом противоречие – пустоты нет, но при этом есть относительное движение,

что означает косвенное признание пустоты. Проблема метода. Декарт ищет,

безусловно, достоверный исходный тезис для всего знания и метод,

посредством которого можно, опираясь на этот тезис, построить столь же

достоверное здание науки. За исходный пункт он принимает сомнение в

общепринятом знании (так как такого тезиса он не находит в схоластике). Это

сомнение есть только предварительный прием. Можно сомневаться во всем,

однако само сомнение, во всяком случае, существует. Сомнение есть один из

актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если теория о сомнении -

достоверный факт, то оно существует лишь, поскольку существует мышление,

лишь, поскольку я сам существую в качестве мыслящего. (Я мыслю,

следовательно, я существую) Это положение и есть достоверная искомая опора

знания. Этот вывод не теории логического доказательства, он есть результат

интуиции ума. Ясность и отчетливость мышления Д ошибочно объявляет

необходимыми и достаточными признаками всякого достоверного знания.

Критерий истинности знания теории не в практике, а в человеческом сознании.

Идеализм Д. усугубился религиозными предпосылками его системы. Человек есть

соединение бездушного, безмысленного телесного механизма с волевой и

мыслящей душой (две субстанции) посредством шишковидной железы. В познании

главную роль играет разум - рационализм. Д. полагал, что источником

достоверности знания может быть только сам разум. В процессе познания

исключительное место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. Всеобщий

и необходимый характер математического знания вытекает из самой природы

человеческого ума. В логической цепи дедукции, следующее за аксиомами,

каждое следующее звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого

представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непосредственно

очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно

с рассуждением дедукции. Вооружаясь интуицией и дедукцией, разум может

достичь достоверного знания, в случае если будет вооружен методом. Метод Д.

состоит из 4 требований:

1. допускать в качестве истинных только такие положения, которые

представлялись уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений

в истинности;

2. расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные

проблемы;

3. методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и

недоказанному;

4. не допускать никаких пропусков в ограниченных звеньях исследования.

Вопрос № 13. Философско-социологические воззрения Томаса Гоббса. Томас

Гоббс внес огромный вклад в науку и философию. Отвечая на вопрос "что собой

представляет философия", Гоббс, как и другие передовые мыслители его эпохи,

выступал против схоластики. Методологическое значение Гоббсова определения

философии состоит именно в том, что познание причинно-следственных связей

провозглашалось в нем главной задачей и целью философской науки. "Философия

есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и

объясняющее действия, или явления, из известных нам причин или производящих

оснований, и наоборот, возможные производящие основания - из известных нам

действий". У Гоббса философия есть учение о теле. Все, что не есть тело или

свойство тел, полностью исключается им из предмета философии. Философия не

приемлет, согласно Гоббсу то, по отношению к чему неприменимо научное

рассуждение и то, что опирается не на естественный человеческий разум, а на

авторитет церкви. Гоббс, по существу, отказался от теории двойственной

истины и исходил из признания существования двух равноправных истин:

религиозно-теологической и научно- философской. Философия подразделяется

Гоббсом на две основные части: философию природы и философию государства.

Первую интересуют естественные тела, которые являются продуктами природы.

Вторая исследует явления социальной жизни, и в первую очередь государство,

образующее искусственное, политическое тело, созданное на договорных

началах самими людьми. Чтобы познать государство необходимо предварительно

изучить человека, склонности и нравы людей, объединившихся в гражданское

общество. Этим занимается философия морали.

Вопрос № 14. Философские взгляды Джона Локка, его представления о путях

улучшения общества. Джон Локк (1632 – 1704) в своем произведении «Два

трактата о правительстве» опубликованном в 1689 г., когда в Англии

утвердилась конституционная монархия, развил учение Т. Гоббса об

общественном договоре. Он явился одним из основателей английского

буржуазного либерализма. Подобно Гоббсу, Дж. Локк в своем социально-

политическом учении исходит из естественного состояния общества. Однако в

отличие от Гоббса он не считал естественное состояние «войной всех против

всех». Естественное состояние он изображает как царство свободы и

равенства, в котором люди свободно располагают своей личностью, имуществом

и все имеют равные права на свободу. Таким образом, к основным естественным

неотчуждаемым правам человека Дж. Локк относит три права: на жизнь, св6боду

и собственность, приобретенную своим трудом. Основной целью людей при

установлении государства по взаимному соглашению является, по Локку,

сохранение их неотъемлемых прав и собственности, которые не гарантированы в

естественном состоянии. В отличие от Гоббса он утверждает, что полного

отказа от естественных прав и естественной свободы при заключении договора

быть не может. Индивид лишь настолько ограничивает свою естественную

свободу и свои естественные права, насколько это нужно для охраны его

личности и имущества. Отсюда Локк делает вывод о том, что власть правителя

не может быть абсолютной. Абсолютная монархия, по его мнению, хуже, чем

естественное состояние, так как над абсолютным монархом нет суда, и он

находится как бы в естественном состоянии по отношению к своим поданным.

Променять естественное состояние на абсолютную монархию – это то же,

говорит Локк, что во избежание вреда, наносимого хорьком или лисицей,

отдать себя в когти льва. Учение Локка о естественном нраве и общественном

договоре стало обоснованием установившейся в Англии конституционной

монархии. Этому же служат его идеи о разделении властей, которые он

выдвинул одним из первых и которые затем нашли свое воплощение в

политических теориях французской и американской буржуазных революций "УП1

в. Разъясняя принцип разделения властей, он указывает, что нужно различать

три власти: законодательную, исполнительную и федеральную. Законодательная

власть (парламент) осуществляет право издавать законы, исполнительная

(правительство) – проводить законы в жизнь, а федеральная (король и

министры) занимается вопросами внешней политики. Власти, по мнению Локка,

неравноправны. Законодательная власть – верховная, она должна повелевать

другими властями. Дж. Локк в своем трактате также ставит вопрос о

возможности сопротивления суверену (правителю), когда он злоупотребляет

своей прерогативой. Тогда его подданные имеют право отказаться от договора.

Вопрос № 15. Общая характеристика философии Просвещения, ее влияние на

развитие науки, культуры и социальные процессы. Просвещение - идейное и

общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими

переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и

утверждения капиталистических производственных отношений. Оно получило

распространение в основном в период между "славной революцией" 1688 г, в

Англии и революцией 1789-1790 гг., во Франции, И оставило неизгладимый след

в науке, литературе, искусстве, политике ("просвещенный абсолютизм), но

главным образом в истории общественно-политической мысли и общественного

движения. При всем разнообразии мнений большинство мыслителей сходились в

его оценке как передового, новаторского явления. Как течение общественной

мысли Просвещение, несомненно, представляло собой некое единство.

Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и

предпочтениях. Речь идет прежде всего о целях и идеалах Просвещения, таких,

как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость

и др,, а также о знаменитом вольнодумстве, критическом отношении к

авторитетам всякого рода, не приятии догм. Именно разномыслие

просветителей, объединенных общими целями и идеалами, явилось предпосылкой

исключительной плодотворности их теоретической деятельности. В нескончаемых

спорах между ними рождались и оттачивались современные концепции прав

человека и гражданина, гражданского общества и плюралистической демократии,

правового государства и разделения властей, рыночной экономики и этики

индивидуализма .За попытки пренебречь этим наследием народы многих стран

дорого поплатились в XIX и XX вв.

Вопрос № 16. Философские содержание механической картины мира и особенности

французского материализма (Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах). Проблемы,

поставленные материалистами 17 в. получили дальнейшую разработку у

французских материалистов 18 в. они очистили его от различных

схоластических терминов, выступили против чисто умозрительного решения

философских проблем. Наиболее известные представители: Ламетри, Дидро,

Гельвеций, Гольбах. Французский материализм того периода – классическая

разновидность метафизического материализма в его механической форме. В его

пределах французские материалисты разрабатывали учение о природе, человеке,

обществе. Они дали наиболее полное толкование вопроса о материи и движении.

Они подходили к выработке философского понятия материи как объективной

реальности, находящейся вне сознания и действующей на наши органы чувств.

Самым существенным атрибутом материи они считали движение. Наиболее полно

учение о материи и движении дано в работе Гольбаха «Система природы». Идея

неразрывной связи материи и движения представляет собой элемент диалектики,

не укладывающийся строго в механистическое понимание природы. Отмечая

внутреннюю активность материи, неразрывность ее с движением, они не сумели

подняться до понимания многообразия и качественного различия форм движения.

Однако наиболее полно, логически завершенные идеи выражены в учении

Гольбаха «Система природы». Материалисты все сводили к механическому

движению. По их мнению, даже человек есть физическое существо, отличающееся

от других тем, что он способен мыслить. Дидро уподоблял человека

инструменту, наделенному чувствительностью и памятью, Ламетри проводил

аналогию между человеком и машиной. Механистически понимая взаимосвязь

необходимости и случайности, распространив это понимание на поведение

человека в обществе, материалисты считали, что человек не м.б. свободен в

своих поступках и действиях ибо во всем царит только необходимость, что он

беспомощен пред силами природы и ее законами. Такой вывод приводил их к

фаталистическому истолкованию необходимости. Не уяснив диалектического

взаимодействия необходимости и свободы, французские материалисты пришли к

выводу о том, что никакой свободы нет и быть не может, т.к. в мире

господствует только необходимость. Понимание познание, как отражение

внешнего мира в мозгу человека они считали человека пассивным созерцателем.

Они исходили из понятий человеческой природы и естественный человек,

основой жизнедеятельности которого являются потребности и интересы.

Первичные потребности – еда, одежда, жилище и т.д. Вторичные – гордость,

зависть, честолюбие. Стремление к счастью лежит в основе нравственных

побуждений человека. По мнению Гельвеция, личный интерес – главная причина

человеческого поведения. Чтобы изменить человека, нужно изменить окружающую

среду.

Вопрос № 17. Основные черты философии И. Канта. Учение об антимониях и

разработка диалектического метода. Одним из величайших умов человечества,

основоположником классического немецкого идеализма, возродивших идеи

диалектики, был И. Кант (1724-1804). Именно с Канта занималась утренняя

заря философии новейшего времени. Но не только в философии, а и в науке

Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная им концепция

происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор

является одной из фундаментальных идей в астрономии. Кант считал, сто

решению таких проблем философии, как проблема бытия, морали и религии,

должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и

установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно

Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Кант различал

воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по

себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как

он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены),

составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия “ вещей

самих по себе” на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот

хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы читаем законами

природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, то есть

наш разум предписывает законы природе. Но миру явлений соответствует

независимая от человеческого сознания сущность вещей – “вещи сами по себе”.

Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, то есть умом

постигаемая, но не данная в опыте сущность. Кант не разделял безграничной

веры в человеческий разум, называя эту веру догматизмой. В принципиальной

ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный

смысл: если бы человек был наделен абсолютным знанием, то для него не было

бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга. Кант был

убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде

восприятия. Пространство и время идеальны, а не реальны. Философия Канта не

свободна от компромисса с идеализмом. Стремясь примерить науку и религию,

он говорил, что должен был ограничить область знания, чтобы дать место

вере.

Вопрос № 18. Общая характеристика философско-социологических воззрений Г.

Ф. В. Гегеля. Достижения и ограничения гегелевской диалектики. Высшим

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.