рефераты скачать

МЕНЮ


Экзамен по философии за 11 класс

достижением немецкой классической философии явилась диалектика Гегеля (1770-

1831). На объективно-идеалестической основе он развил учение о законах и

категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал

основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический

метод мышления, господствующий как в идеалистических, так и в

материалистических учениях того времени. Кантовской «вещи самой по себе» он

противопоставил принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель

утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе

которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». Это –

деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира.

Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании.

В процессе самопознания разум мира проходит три этапа: пребывание

самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого

мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе

законов и категорий диалектики); развитие идеи в форме «инобытия» в виде

явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории); развитие

идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем

этапе абсолютная идея возвращается к самой себе в форме человеческого

сознания и самосознания.

Вопрос № 19. Философская антропология Л. Фейербаха. Иным направлением в

развитии немецкой философии явилось учение Л. Фейербаха (1804 – 1872) –

крупнейшего материалиста домарксистской эпохи, последнего представителя

немецкой классической философии. Критикуя объективный идеализм Гегеля,

Фейербах отстаивал материалистический взгляд на природу. Материализм так же

стар и столь же повсеместен, как и само человечество; он так же ясен, как

свет, так же необходим, как хлеб и вода, так же неизбежен, непредложен,

неминуем, как воздух. Однако критика им Гегеля носила односторонний

характер: за отрицанием идеализма он недооценил гегелевскую диалектику.

Материализм Фейербаха традиционно оставался метафизическим. Его характерной

чертой был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего

продукта природы, рассмотрение человека в неразрывном единстве с природой.

Природа – основа духа. Она же должна явиться основой и новой философии,

призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила

чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной организации,

обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим

процессам. Антропологизм Фейербаха имел большое значение и в борьбе против

идеалистических концепций трактовки человека, против дуалистического

противопоставления в человеке духовного начала телесному, а также против

вульгарного материализма. Однако «природная» сторона в человеке

гипертрофировалась, а специальная – недооценивалась.

Вопрос № 20. Предпосылки возникновения и основные черты марксистской

философии (диалектического и исторического материализма). Предпосылки:

овеществление труда. Социально - экономические изменения. С 1838 г.

началось постепенное улучшение жизни рабочих, хотя разница между бедными и

богатыми росла. С 1850 г. бедные перестали становиться ещё беднее,

закончилось абсолютное обнищание рабочего класса. Непосредственными же

теоретическими предпосылками марксистской философии послужили диалектика

Гегеля и материализм Фейербаха. Свое отношение к философии этих мыслителей

Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895) выразили в целом

ряде своих работ, прежде всего таких, как «Критика гегелевской философии

права», «Тезисы о Фейербахе», «Капитал» Маркса, «Анти-Дюринг» и «Диалектика

природы» Энгельса, в их совместных трудах «Святое семейство» и «Немецкая

идеология». Порвав с идеализмом Гегеля, они сохранили и развили в своем

учении его диалектику как теорию и диалектический метод познания и

мышления. Но это была уже материалистическая диалектика, в рамках которой

человеческие понятия истолковываются как отражения реальных вещей, их

многообразных связей и отношений. Такое соединение диалектики и

материализма положило начало созданию новой философии – диалектического

материализма. В качестве первичной признается диалектически развивающаяся

объективная материальная действительность, отражением которой выступают

категории и законы мыслительной деятельности людей. Это значит, что в

«диалектике понятий», то есть в их сложной и противоречивой взаимосвязи и

развитии воспроизводится «диалектическое движение действительного мира».

Другими словами, в «диалектике понятий» отражается «диалектика вещей».

Важнейшим разделом марксистской философии является материалистическое

понимание истории, то есть развития общества и в целом исторического

процесса. Оно заключается, прежде всего, в обнаружении и обосновании

материальной основы функционирования и развития человеческого общества,

каковой, по мнению Маркса и его последователей, выступает производство

материальных благ. Указывается на то, что производственно-экономические

отношения между людьми, в конечном счете, определяют все иные общественные

отношения между ними, в том числе политические, правовые и идеологические

отношения между классами и другими социальными группами.

Вопрос № 21. Философские взгляды русских марксистов (Г.В. Плеханов, В.И.

Ленин). Плеханов первый русский марксист. Один и организаторов первой

рабочей демонстрации в 1876 году. Отказался от народнического террора,

однако, он профессиональный революционер. Основатель Российской социал-

демократии. Переводит работы Маркса и Энгельса. Уехав за границу, начинает

писать свои труды в русле марксистской идеологии. Работает в социал-

демократической газете «Искра». В своем очерке «Основы диалектического

материализма» Плеханов подчеркивает особую роль марксистской философии,

анализирует общественное развитие России. Продолжает развивать теорию

познания. Пытается философски осмыслить человеческое сознание. Выступает

против однобокой теории классовых учений. Глубокое обоснование идеи

Марксизма дается в философских трудах такого выдающегося марксиста, как

Владимир Ильич Ленин (1870 – 1924). В своей работе «Материализм и

эмпириокритицизм» Ленин доказывает, что состоявшиеся в конце XIX и в начале

XX вв. открытия в области физики, химии и других наук показали

ограниченность метафизического материализма и в то же время подтвердили

основные положения диалектического материализма. Имеются в виду такие

положения диалектико-материалистиской философии, как первичность материи и

вторичность сознания. Философское понятие «материи» и естественнонаучные

представления о ней, соотношение материи и движения, толкование

пространства и времени как форм существования материи, а также

соответствующие положения о познании мира, объективной, абсолютной и

относительной истине, о роли практики в познании и т. д. В.И. Ленин указал

на линию Демокрита и линию Платона в развитии философии от античности до

наших дней – материалистическую и идеалистическую.

Вопрос № 22. Русская религиозная философия (Ф.М. Достоевский, В.С.

Соловьев, П.А. Флоренский). Началась миграция философии. Образовался

кризис. Преодоление кризиса, в котором оказались философский теизм и

славянофильство, стало главным делом религиозного философа Владимира

Соловьева. Его система явилась новым этапом в эволюции религиозной

философии, последователи которой попытались сделать ее идеологически

активной уже в начале столетия. В основе деятельности Соловьева лежали

следующие кардинальные устремления: осуществить под знаком «всеединства»

«гармонический синтез религии, науки и философии»; объединить рациональный,

эмпирический и мистический виды познания; представить историю как процесс

«богочеловеческий»; указать пути социального обновления и активизации.

Обоснование Соловьевым историософских конструкций с позиций религиозного

объективного идеализма сочеталось с либеральным характером его общественно-

политических взглядов. Вл. Соловьев, модернизировавший традиционную

проблематику русской идеалистической философии, при жизни не был популярен

среди русской интеллигенции. Русская идея - исторический долг России в

создании социальной троицы (аналог божественной)- единение церкви,

государства и общества. Флоренский стремился создать интегральную систему

взглядов с сочетанием религии и науки, техники и искусства. Откровение как

способ схватывания истины и дальнейшее ее обогащение наукой и т.д. Вера

определяет культ, культ - миропонимание, а отсюда культура.

Вопрос № 23. Философия «русского космизма», ее влияние на развитие науки

(Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский). Основные

проблемы космизма:

1. связь человеческого сознания (души) и космоса, место разума во

Вселенной

2. множество разумных миров и единство всех слоев бытия

3. целостность восприятия мира и проблема понимания и др.

Основатель - Николай Федорович Федоров. Основной труд - "Философия общего

дела". В основе ф.о.д. лежит специфическое понимание человека. Вопросы -

людская разобщенность и невозможность забыть тех, кто ушел. Истоки

человеческого бытия коренятся во Вселенной. Человек - существо

вертикальное, обращенное к небу, словом должен стать свободным. Человек -

существо родовое, должен осознавать, что он - сын человеческий. Человек -

вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье невозможно до тех

пор, пока господствуют разрушительные процессы и люди разобщены друг с

другом. Смерть - высшее проявление разрушения. Устранив смерть, человек

победит зло. Причина зла - неравномерная нравственность и НТ прогресса.

Частая смена поколений не позволяет освоить знания предшествующих

поколений. Нужно продлить жизнь. Человек должен стать спасителем мира.

Основа морали - ответственность человека перед предыдущими и будущими

поколениями. Творчество Циолковского напрямую берет свое начало в работах

Н.Ф. Федорова. В своей работе “Будущее Земли и человечества” Циолковский

ярко воображает наглядные картины самого процесса будущего преобразования

планеты. “Солнечная энергия теряется очень незначительно, проходя через

тонкий прозрачный покров оранжерей. Мы избавлены от ветров, непогод,

туманов, смерчей и их разрушительного действия. Мы не имеем вредителей для

растений и человека. Растения утилизуют более 50% солнечной энергии, так

как разумно подобраны и имеют самые лучшие условия для своего

существования”. Причем Циолковский считает, что для выполнения всех своих

грандиозных будущих задач человечество должно умножиться в тысячу и более

раз. А.Л. Чижевский, выдающийся ученый, основатель гелио- и космобиологии.

Космическая биология изучает зависимость всех функций живого от

деятельности Солнца и от состояния космоса; эта новая наука у Чижевского

детализировалась в различные отрасли - космомикробиологию,

космоэпидемологию, и каждая из них была результатом огромной работы

ученого. Но все же самым оригинальным ядром исследований Чижевского стала

теория гелиотараксии (от гелиос - Солнце и тараксио - возмущаю); ее

основной закон, сформулированный ученым в 1922 году, утверждает, что

“состояние предрасположения к поведению человеческих масс есть функция

энергетической деятельности Солнца”. В.И. Вернадский выдвигал на первое

место науку о жизни в самом широком ее значении. Тем самым совершалась как

бы гуманизация научной картины мира, причем в неосферном ее смысле. И свою

биогеохимию Вернадский недаром включал в то течение мысли, которое видит

“признаки гегемонии биологических наук в научных построениях в ближайшем

будущем”. Активно-эволюционные мыслители сумели соединить заботу о целом, о

Земле, биосфере, космосе, с пониманием запросов высшей ценности -

конкретного человека, носителя разума. Гуманизм, не прекраснодушный, а

основанный на глубоком знании, вытекающий из целей и задач самой природной,

космической эволюции, мировоззренческий оптимизм свойственен всему этому

семейству идей.

Вопрос № 24. История развития и основные идейные мотивы философии

позитивизма. Во второй половине 19 века позитивизм становится наиболее

влиятельным течением западной философии. П. объявил единственным источником

истинного знания конкретные, частные науки и выступил против философии как

метафизики, но за философии как особую науку. Под метафизикой они понимали

умозрительную философию бытия (онтологию, гносеологию) П. - философия

позитивного знания, отвергающая теоретические спекуляции и умозрения как

средства получения знания. Они говорили, что только совокупность наук дает

право говорить о мире в целом. Т.е. если философия научна, то она должна

распрощаться с попыткой судить о мире в целом. Это реакция на неспособность

старой философии решить проблемы, связанные с развитием науки. Понятия

прежней философии (о бытие, сущности, причинах), которые в силу их высокой

абстрактности не могут быть проверены или разрешены посредством опыта,

позитивизм объявил ложными и лишенными смысла. П. предпринял попытку

осмысления истины на основе точного экспериментального знания. Идея знать –

чтобы предвидеть, предвидеть - чтобы обладать силой. Фактически оказалось,

что позитивисты отрицали сущностное познание мира, так как ориентировались

только на чувственное познание. Причем сами категории позитивизма -

отрицание умозрения, феноменализм – оказались слишком уморительными,

метафизическими.

Вопрос № 25. Философия экзистенциализма, ее место в современной духовной

культуре. Экзистенциализм (от лат., экзистенция - существование). Философия

существования - одно из наиболее влиятельных течений в философии XX века.

Интересно, что экзистенциализм - это, пожалуй, единственная философская

доктрина, разрабатывая которую, религиозные отечественные философы достигли

европейского признания. Экзистенциализм важен не только собственно

философским влиянием, но и огромным воздействием, которое он оказал на всю

европейскую культуру XX века, особенно на литературу. Течение

экзистенциализма состоит из двух направлений: религиозного и

атеистического. Однако, эти различия не принципиальны. Экзистенциализм в

целом имеет антисциентистскую направленность и это гораздо существеннее для

его характеристики, чем деление мощного движения на два направления. Более

того, экзистенциализм декларирует принципиальную невозможность создания

подлинно научного мировоззрения. Предметом философии экзистенциализма

является человек и его существование. Отсюда, философия должна представлять

не околонаучную дисциплину, а внетеоретическое рассмотрение человеческого

бытия. Экзистенциалисты полагали, что человек - это тайна. В этом смысле,

экзистенциализм опирается на максиму С. Кьеркегора: "Существование нельзя

мыслить". А потому, нет истины, принадлежащей интеллекту. Нет универсальной

истины, но есть истина индивидуальная, у каждого своя истина - истина его

существования. По мысли экзистенциалистов весь мир принадлежит человеку,

поскольку мир - это собственные ощущения и восприятия человека.

Вопрос № 26. Особенности философского учения о бытии. Человек и различные

виды бытия. Человек – центральное философское понятие. Философско-

теоретическое содержание категории «человек» требует выяснения отношения

человека к самому себе, к себе подобным, к Богу. Человек это постоянная

проблема для самого себя. Сущность человека – это результат свободного

выбора из двух возможностей, предоставленных индивиду его собственным

существованием, его «природой». Не может быть «двух сущностей» человека,

как двух равноправных вариантов ответа. Сущность человека никогда не

совпадает с индивидуальным человеческим существованием. Человек занимает

различные места в бытие, он может их создавать или пассивно существовать в

созданном. Существует много видов бытия:

бытие вещей, тел, процессов.

а) бытие вещей как состояний природы

б) бытие вещей, созданных человеком.

Взаимосвязь этих двух видов – согласование и конфликт. Вторая природа более

объективна. Существование внешнего мира – основной принцип науки и

материалистической философии.

бытие человека

а) бытие человека в мире вещей (каждый человек – вещь среди вещей)

б) специфическое человеческое бытие (каждый человек ощущает себя личностью)

Бытие человека вплетено в бытие того, что его окружает. Чужое бытие – наша

объективная оценка этого бытия. Каждый человек сочетает в себе природное и

духовное начала.

бытие духовного.

а) бытие индивидуального духовного мира (бытие нашего «Я»).

б) бытие объективного духовного мира (скрыт от внешних наблюдений).

Люди наблюдают за своим внутренним миром (свойство интроспекции). Бытие

духовного сосредоточено в культуре. Сердцевина всего – язык. Именно в языке

сосредоточены все культурные ценности народа.

бытие социального.

Вопрос № 27. Философия и современная наука о строении и свойствах материи.

Реальность - действительное, невымышленное существование. Единство мира

состоит в его материальности, а не в бытии. Объективно определяется как

существующее до, вне и независимо от сознания. Термин сознание входит в

определение материи в широком значении - как сознание вообще:

индивидуальное и общественное. Независимость от сознания имеет более

широкое значение; включая в себя содержание терминов до и вне, она

означает, что внешний мир не нуждается для своего существования в сознании,

обладает самостоятельным существованием, собственным сознанием.

Независимость внешнего мира от сознания и зависимость сознания от внешнего

мира означают первичность одного по отношению к другому. Независимость

(первичность) материи выступает в трёх основных отношениях:

1) Независимость внешнего мира, существующего до сознания.

2) Независимость высокоорганизованной материи, обладающей сознанием.

3) Независимость внешнего мира от своего мысленного отображения.

Сущность внешнего мира определяется через противопоставление сознанию.

Противоположность материи и сознания заключается в независимости материи от

сознания и производности сознания от материи. Материя - это не только

всеобщая сущность мира, но и все её проявления, всё многообразие особенного

и единичного. Материя - это весь бесконечный мир, включая его сущность и

бесконечные её проявления. Любая вещь обладает ... субстратом и свойствами,

присущими этому субстрату. Материя выступает как всеобщий субстрат, который

является носителем всех свойств материи. Материя как субстанция - причина

самой себя. Всеобщие свойства материи называются её субстратами. Субстанция

несёт в себе свои атрибуты как свои внутренние свойства. Три атрибута

материи, выступающих в качестве её внутренних форм бытия: пространство,

время и движение (развитие). К атрибутам материи относятся также ещё ряд её

свойств: отражение, бесконечность, качественное и количественное

многообразие материи. Если пространство и время - формы бытия материи, то

многообразие характеризует содержание материи. Материя - бесконечно

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.