2.
Философия — коллективный разум людей. Быть на «ты» с коллективным разумом так
же важно, как и обладать разумом. А разум — концентрированное выражение
человека. Не случайно ученые-биологи называют человека «homo sapiens»,
человеком разумным.
Благодаря
философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы
вровень с человечеством и даже с миром в целом.
3.
Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не
мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности,
религиозной конфессии или специалистом-профессионалом).
Она,
в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную
ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что
называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Вспомним, что
по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.
Человек
должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается
изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной
литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса,
практических навыков и умений... Философия стоит как бы в центре всего этого
потока образовательных и воспитательных задач.
В
18 веке прусский министр Цедлиц «внушал своим подчиненным уважение к
философии»; «студент должен усвоить, полагал министр, что после окончания курса
наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т. д. лишь несколько часов в
сутки, а человеком — целый день. Вот почему наряду со специальными знаниями
высшая школа должна давать солидную философскую подготовку» (см.: А.Гулыга.
Кант. М., 1977. С. 95).
4.
Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется
и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку
понять-понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого,
т. е. защищает от ксенофобии.
5.
Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей
степени, чем математика.
Философская
абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не
отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть
такие абстракции, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух».
6.
Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа.
Благодаря ей человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без
какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.
7.
Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии — настоящая
школа творческого мышления.
8.
Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования:
ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает
избавиться от предрассудков и заблуждений.
Название
“философия” происходит от греческих слов “phileo” — люблю и “sophia” —
мудрость, что означает любовь к мудрости, любомудрие.
Мудрость
и сейчас остается существенным определением философского мышления. Философия
есть мудрость, но не отдельного человека, а объединенного Разума людей.
Иными словами, философия есть коллективное мышление. Как это понимать?
Во-первых,
философия есть именно мышление, а не познание, не чувствование, не
верование, не волéние, не действование.
Во-вторых,
философия не просто мышление, а со‑мышление,
т. е. такое мышление, которое предполагает мыслящее общение людей
или мышление людей сообща. Философия — коллективное мышление также как
наука — коллективное познание, искусство — коллективное чувствование, религия —
коллективное верование, мораль‑политика-право — коллективное
волéние, экономика — коллективное производство-распределение и
т. д.
В-третьих,
исходным и конечным пунктом философствования является не знание, не благо, не
красота, а мысль, имеющая смысл-значение для других‑многих людей, прежде
всего для самих философов. Конечно, коллективно мыслят и в науке, в искусстве,
во всех других сферах человеческой деятельности. Но это коллективное
мышление — лишь подчиненный момент научной-познавательной, художественной и
т. п. деятельности. Оно философично лишь в той мере, в какой внутренне
свободно, не связано непосредственно с производством знания, красоты,
материальных благ и т. д. В философии коллективное мышление самодостаточно,
максимально удалено от решения познавательных-художественных-практических
задач. Стихия философии — это стихия чистой, самодостаточной мысли.
Философия
— высшее проявление способности живого-человеческого к отсрочке реакции, действия,
ответа для обдумывания того, как лучше действовать-поступать. Самое
элементарное поведение — безусловнорефлекторное, когда между ощущением и
действием минимальное расстояние (например, отдергивание руки от горячего
предмета сразу после прикосновения). Поведение человека тем сложнее, чем больше
расстояние (задержка) между восприятием и действием, познанием и практикой.
Философы — такие представители рода человеческого, которые в наибольшей степени
олицетворяют-материализуют эту задержку.
Если
философы что-то и предлагают нефилософам, то отнюдь не готовые ответы‑рецепты,
а их полуфабрикаты. Ведь мысль-идея — всегда полуфабрикат...
Раньше
некоторые философы, писатели и ученые выдвигали положение о философии как науки
наук. Это положение, правильно подчеркивая особую роль философии по сравнению с
частными науками как общей мировоззренческой, методологической, идеологической
основы научного познания, вместе с тем страдает существенным изъяном. Оно
объявляет философию наукой и этим устанавливает жесткую связь между
философскими представлениями и научными теориями. В действительности философия
является особой формой мышления. Она включает в себя элемент научности, но не
сводится к научной форме знания. Наука есть форма коллективного познания,
в то время как философия есть форма коллективного мышления людей.
(В
скобках отмечу, как во взглядах на соотношение философии и науки существует
определенная путаница [когда философию представляют наукой], так и в вопросе о
соотношении мышления и познания первое нередко представляют как часть, вид или
форму второго. См. об этом ниже п. 17.1, стр. 510).
Кроме
того, философия, в отличие от науки, не может обязывать, предписывать,
указывать “как надо”, быть законодательницей. Ее положения обладают только
рекомендательной силой по отношению к другим отраслям человеческой
деятельности. Выражение “философия — наука наук” отражает как раз попытку
представить философию законодательницей наук, диктующей им свою волю, как себя
вести.
Указанное
выражение неправильно и в том смысле, что ограничивает взаимоотношения
философии с другими отраслями человеческой деятельности только областью
отношений с науками. Философия как форма коллективного мышления имеет
непосредственное отношение и к науке, и к искусству, и к материальной практике,
и к управлению обществом, и к индивидуальному опыту человека. Она рефлексирует
по поводу всех этих форм деятельности, занимая положение центра или фокуса, в
котором сходятся все формы человеческой деятельности. Иными словами, философия
— средоточие, центр всех человеческих исканий и дерзаний.
В
нашей стране философия длительное время была (и пока остается) сильно
привязанной к государству и науке. Философские исследования проводятся в
значительной мере в рамках или под эгидой Российской Академии наук. Неотдифференцированность
философии от науки приводит ее к неоправданному онаучиванию, своеобразному
философскому сциентизму. Наукообразный язык в философских книгах и статьях —
весьма распространенное явление. В результате от философских
исследований-размышлений ждут того же, что от научных исследований. Оборотной
стороной такого подхода, т. е. стремления “онаучить” философию является
ожидание от нее каких-то конкретных научных результатов, готовых ответов на
поставленные жизнью вопросы. Поскольку это ожидание не оправдывается, наступает
разочарование философией.
Наука,
как уже говорилось, занимается познанием; философия же ничего не познает. Она
лишь осмысляет ход и результаты познания (и не только познания, а и
практики, искусства, вообще всего человеческого опыта). Науке — науково, а
философии — философиево! Наука производит знания. Философия же вырабатывает и
разрабатывает идеи. Не более того. Философские идеи — это идеи идей:
научных, художественных, практических и т. д. Соответственно и философствование
не прямо служит познанию, практике, искусству, а весьма опосредованно.
Философия в нашей стране должна обрести
свое лицо и освободиться, наконец, от внешних пут. Никто, ни научные
авторитеты, ни государственные, ни религиозные деятели не должны вмешиваться в
дела философии.
Примером онаучивания, сциентификации
философии являются попытки некоторых философов и философских школ выразить
основные философские положения в форме законов. Раз в науке открывают
законы, значит и в философии можно это делать. Наиболее ярким примером
изобретения философских законов являются марксистские законыдиалектики.
Как мне представляется, только наука может претендовать на открытие и
исследование законов предметной области. В философии же “закон” — лишь одна из
категорий, парная категории “явление”, и называть этим же термином некоторые
философские основоположения — это логическая ошибка. Либо мы должны признать,
что “закон” является высшей категорией диалектики, либо признать, что слово
“закон” в случае, когда речь идет о “законе диалектики”, имеет иной смысл, чем
тот, когда им обозначают одну из категорий диалектики. Во втором случае
создается опасность неоднозначного употребления термина “закон”, ведущая лишь к
путанице понятий и к различным перекосам в мышлении.
Одной из причин использования в
марксистской философии понятия “закон” применительно к некоторым ее основным
положениям служит как раз вольное или невольное проведение аналогии между
философией и наукой.
Говоря
о том, что философия ничего не познает, я имел в виду, что “экологическая ниша”
философии как особого типа культуры — не познание, а мышление. Целью
философствования является не постижение истины, а мудрость. Ведь
философствование и есть мудрствование (в хорошем смысле этого слова). Только
наука “имеет право” заниматься познанием. Это ее особенность, ее “хлеб”. Могут
сказать: а как же быть с выражениями “философское знание”, “философская наука”
и т. п.? На это отвечу: слова “знание” и “наука” применительно к философии
употребляются в ином смысле, нежели когда говорят о науке как типе культуры и о
познании как отрасли человеческой деятельности. Ведь и в богословии нередко
употребляют выражения “богословское знание”, “богословская наука”. Но ведь
никто не считает “богословское знание” научным знанием, а “богословскую науку”
действительно наукой подобно физике, биологии, социологии.
Когда
говорят о философском знании, то имеют в виду не то знание, которое
приобретается в процессе научного познания. Научное знание — результат познания
реального мира, мира как объекта познания. Философское знание — результат
внутрифилософских потоков информации, идущих от одного философа к другому. Если
я прочитал сочинения Платона и понял их, то получил знание об учении Платона, о
его идеях, взглядах и т. п. Сумма философских знаний — это прежде всего
знание основных философских учений-идей прошлого и настоящего. Философское
знание похоже на научное знание в том смысле, что оно, как и научное знание,
более или менее адекватно, соответственно отображает предмет, в нашем случае —
учение, идеи, мысли другого философа (других философов). Философски
образованный человек — это человек, который более или менее адекватно воспринял
и усвоил основные идеи философов прошлого и настоящего. Философское образование
является основой философской учености и профессионализма. Слова “ученость” и
“ученый” применительно к философу означают лишь то, человек основательно учился
философии. Почти то же можно сказать о словах “научность” и “наука”.
Применительно к философии эти слова означают научение философии. Кроме
того, слово “наука” в сочетании с прилагательным “философская” (философская
наука) означает тот или иной раздел философии, выделившийся в относительно
самостоятельную философскую дисциплину, в отрасль философского знания.
Философскими науками называют этику, эстетику, логику...
В
последние годы дает о себе знать другая крайность: антисциентизм-иррационализм.
Это определенно реакция на предшествующие десятилетия философского
сциентизма-рационализма[1].
Раскрепощенные философы вдруг заговорили как богословы, мистики, ясновидцы,
пророки...
Ни
сциентизм, ни антисциентизм не делают философа философом. Мы, философы, должны
научиться говорить своим голосом — без наукообразности и сциентизма, с одной
стороны, и без религиозно-мистической, пророческой риторики-аффектации, с
другой.
Философы
обсуждали проблему “частей” философии, ее структурированности с тех пор как
состоялось первоначальное накопление философских идей и появились первые
философы-систематики.
Философия
в ее полном виде может быть разделена на три части соответственно трем
“предметам”: объекту деятельности, субъекту деятельности и самой деятельности,
точнее ее средствам-методам.
Содержание
философии составляют наиболее общие представления о мире в целом, его
категориальной структуре, о человеке и обществе, в котором он живет, о способах
деятельности или освоения человеком мира. Графически предмет философии выглядит
так:(рис. 1).
мир в ) ( деятель-
целом ность
(объект) (взаимо-
(объектив- действие
ная
реаль- субъекта
ность)
и объекта)
человек и
общество
(субъект)
Можно
выделить три “части” предмета философии:
1. Мир в
целом (объективная реальность), его категориальная структура (объективная
система категориальных определений мира).
2.
Человек и общество (субъективная реальность).
3. Деятельность,
взаимодействие субъекта с объектом, способы и направления деятельности
(мышление, познание, практика, искусство).
Соответственно
трем “частям” предмета можно выделить три “части” философии:
1.
Учение о мире в целом и его категориальной структуре — мировоззренческая
“часть”.
2.
Учение о человеке и обществе — философская антропология и социальная философия.
3.
Учение о формах и методах деятельности — методологическая “часть”.
Как
мировоззрение философия дает наиболее общее представление о мире в целом и его
категориальной структуре. Предметом этой “части” философии является объективная
реальность, мир, как он существует сам по себе, независимо от человека и
человечества. Мировоззренческий аспект философии выдвигает на первый план ее
объективность, беспристрастность. В этой “части” она стремится к идеалу
“научной” философии.
Как
учение о человеке и обществе философия реализует принцип “познай самого себя” и
ориентирует развитие человека и общества в определенном направлении. Этот
аспект философии можно было бы назвать идеологическим. Он обнаруживает ее
активный, действенный, субъективный характер, ее пристрастность.
Как
учение о формах и методах деятельности философия служит общим методом познания
и практики. Мало иметь представление о мире в целом, мало знать, чего хочет
человек, надо также разрабатывать вопросы успешной деятельности по
освоению (познанию и преобразованию) мира. Предметом методологической “части”
философии является человеческая деятельность в ее многообразных формах, иными
словами, взаимодействие субъекта (человека и общества) с объектом (объективным
миром). Философская методология включает в себя:
1.
Учение о творчестве.
2.
Учение о мышлении.
3.
Учение о познании.
4.
Учение о практике.
5.
Учение об игровой деятельности (искусстве, спорте).
В
учении о мышлении центральным является вопрос об идее. В учении о
познании центральным является вопрос об истине. В учении о практике
центральным является вопрос о благе, ценности. В учении об
искусстве центральным вопросом является вопрос о прекрасном, красоте.
Каждая
из указанных “частей” философской методологии имеет свою систему специфических
категорий-понятий.
Философия,
как любая другая отрасль человеческой деятельности, развивается, усложняется,
а, следовательно, дифференцируется внутри себя. Идет процесс дифференциации
философии и специализации ее отдельных частей. С другой стороны, время от
времени возникают философские системы, “работающие” в направлении
интеграции философских идей. Дифференциация и интеграция философии — две
стороны единого процесса ее становления-развития.
Давно
уже сложилось своеобразное разделение труда между философами. Они разделились
на философов-специалистов (специализирующихся в какой-нибудь одной области
философии) и философов-систематиков, стремящихся охватить единым мысленным
взором все богатство философских идей. И те, и другие философы нужны современному
обществу.
Если
взять развитие философии за большие промежутки времени, то увидим, что время от
времени появлялись всеохватывающие системы философии. В Древней Греции такой
всеохватывающей системой была философия Аристотеля. В новое время каждый
крупный философ претендовал на создание системы философского знания. Систематические
учения оставили Декарт, Спиноза, Гоббс, Локк, Кант. Поистине Аристотелем нового
времени стал Гегель.
Многообразие
философских учений и направлений — от многообразия человеческих типов,
характеров и многообразия форм деятельности. Еще Аристотель подметил, что взгляды
философа определяются тем, чем он занимается. О Пифагоре и пифагорейцах он
писал: “... так называемые пифагорейцы, занявшись математикой, первые развили
ее и, овладев ею, стали считать ее начала началами всего существующего”. Фихте
отметил другое: «Какую философию ты выбираешь, зависит от того, что ты за
человек».
Самое
известное деление философов — на материалистов и идеалистов.
Оно же и самое древнее. Уже Платон делил философов подобным образом.
Материализм
и идеализм различны главным образом вследствие различия их объектов. Объектом
материалистической философии является природа и все остальное она рассматривает
через “призму” природы. Главным объектом внимания идеалистической философии
являются высшие формы человеческой, духовной, социальной жизни. Если за основу
берется духовная жизнь человеческого общества — то это — объективный идеализм.
Если же за основу берется духовная жизнь индивидуума, то это — субъективный
идеализм.
Материалисты
идут от природы, от материи и объясняют явления человеческого духа на основе
материальных причин. Идеалисты идут от явлений человеческого духа, от мышления
и на их основе объясняют всё остальное. Короче говоря, материалисты идут от
мира к человеку и его разуму, а идеалисты идут от человека к миру.
Идеалисты
пытаются объяснить низшее через высшее, а материалисты, наоборот, — высшее
через низшее.
Материалисты
рассматривают идеальное как слепок, отражение реального. Идеалисты, напротив,
рассматривают реальное как слепок-продукт идеального. И те и другие по-своему
правы. Материалисты абсолютизируют познавательную способность человека (ведь в
познании реальное мы переводим в идеальный план; идеальное, полученное в
процессе познания, лишь повторяет реальное, соответствует ему, разделяет то,
что разделено в объекте и соединяет то, что соединено в объекте; в познании мы
приспосабливаемся к миру, пытаемся слиться с ним, раствориться в нем).
Идеалисты абсолютизируют управляюще-преобразующую способность человека (в
управляюще-преобразовательной деятельности мы переводим идеальное в реальный
план; реальное, полученное в результате такой деятельности, лишь повторяет
идеальное, соответствует ему; в управляюще-преобразовательной деятельности мы
приспосабливаем мир к своим потребностям, пытаемся подчинить его себе,
господствовать над ним, очеловечить, одухотворить его).