Мониторинг качества жизни населения муниципального образования
|1.6.Хлеб ржаной |70,5 |117,0 |63,0 |5,0 |20,0 |40,0 |
|1.7.Макаронные |4,9 |4,9 |4,8 |5,8 |4,0 |4,0 |
|изделия | | | | | | |
|2.Картофель |130,4 |165,0 |130,0 |100,0|85,0 |135,0|
|3.Овощи |101,0 |86,0 |102,0 |102,0|85,0 |120,0|
|3.1.Капуста |50,0 |42,0 |51,0 |50,0 |40,0 |50,0 |
|3.2.Огурцы и помидоры|2,8 |2,0 |2,0 |2,0 |5,0 |5,0 |
|3.3.Столовые |49,0 |42,0 |49,0 |50,0 |40,0 |65,0 |
|корнеплоды | | | | | | |
|4.Фрукты и ягоды | | | | | | |
|4.1.Фрукты свежие |16,1 |13,7 |10,7 |9,7 |28,8 |38,8 |
|5.Сахар и |20,0 |20,1 |17,9 |18,8 |19,7 |26,1 |
|кондитерские изделия | | | | | | |
|5.1.Сахар |19,0 |18,3 |17,0 |18,0 |18,0 |24,0 |
|5.2.Конфеты |0,8 |0,7 |0,7 |0,7 |1,0 |1,0 |
|5.3.Печенье |1,2 |0,7 |0,7 |0,7 |2,0 |3,0 |
|6.Мясопродукты |27,3 |31,0 |24,4 |18,1 |18,7 |33,5 |
|6.1.Говядина |7,0 |8,0 |5,6 |4,0 |8,0 |12,0 |
|6.2.Баранина |0,6 |0,8 |0,5 |0,4 |0,0 |0,0 |
|6.3.Свинина |1,4 |1,9 |1,9 |0,7 |0,0 |2,0 |
|6.4.Птица |16,1 |20,0 |16,0 |13,0 |10,0 |18,0 |
|6.5.Колбасные изделия|0,7 |0,6 |0,6 |0,5 |1,0 |2,0 |
|7.Рыбопродукты |1,7 |12,7 |10,7 |12,7 |8,7 |12,5 |
|7.1.Рыба свежая |10,9 |12,0 |10,0 |12,0 |8,0 |11,0 |
|7.2.Сельдь |0,8 |0,7 |0,7 |0,7 |0,7 |1,5 |
|8.Молокопродукты |210,4 |167,8 |143,9 |147,8|279,0|303,4|
|8.1.Молоко цельное |110,0 |104,0 |89,0 |99,0 |130,0|128,0|
|8.2.Сливки и сметана |2,0 |2,0 |0,8 |2,0 |1,9 |2,8 |
|8.3.Масло животное |2,5 |1,8 |1,8 |1,8 |4,0 |5,0 |
|8.3.Творог |9,8 |9,9 |9,9 |8,0 |10,0 |12,0 |
|8.4.Сыры разные |2,3 |2,5 |2,0 |2,0 |2,0 |3,0 |
|9.Яйца (штук) |152,0 |180,0 |150,0 |90,0 |150,0|180,0|
|10.Масло |11,8 |13,5 |10,6 |8,9 |6,9 |11,7 |
|растительное, | | | | | | |
|маргарин | | | | | | |
|10.1.Маргарин |5,2 |6,0 |4,5 |3,1 |2,1 |3,1 |
|10.2.Масло |7,0 |8,0 |6,5 |6,0 |5,0 |9,0 |
|растительное | | | | | | |
Для всего населения продовольственная корзина рассчитана на 2240
килокалорий (белок 74 г., в т. ч. животного происхождения — 21 г.). Эта
калорийность далека от стандартов развитых стран (3300 килокалорий) и почти
соответствует питанию в развивающихся странах (например, в беднейших
государствах Южной и Юго-Восточной Азии — 2100 килокалорий).
Методическими указаниями было предусмотрено, что остальные
расходы (на непродовольственные товары и услуги) рассчитываются из заданных
процентных соотношений. Эти соотношения в Ленинградской области следующие(в
%):
Все расходы — 100,0
в том числе на:
продовольственные товары — 68,5
непродовольственные товары — 19,2
платные услуги — 8,1
налоги — 4,2.
В 1992 г. были «отпущены» цены и тарифы на товары и услуги. При
указанной структуре бюджета прожиточного минимума (БПМ) произошло следующее
его удорожание(табл. 3.12):
Таблица 3.12
Динамика БПМ населения Ленинградской области
в декабре 1991 года и 1996 года
(при аналогичной структуре)
| |Расходы в месяц |
|Статьи расходов |в ценах декабря |в ценах декабря |
| |1991 года (руб.) |1996 года (тыс. |
| | |руб.) |
|Продовольственные товары |147,0 |210,0 |
|Непродовольственные товары |41,2 |58,8 |
|Платные услуги |17,4 |24,8 |
|Налоги |9,0 |12,9 |
|ИТОГО в месяц |214,0 |306,5 |
По сравнению с декабрем 1991 г. в декабре 1996 г. БПМ населения
увеличился в 1425 раз, а индекс продовольственных товаров (без алкоголя) за
этот же период — в 1239 раз. Более значительный темп роста БПМ населения по
сравнению с индексом увеличения розничных цен на продовольственные товары
объясняется более высоким удельным весом товаров (хлебопродукты) с более
резким уровнем повышения цен, чем это имело место в реальном потреблении
населения.
Стоимость БПМ населения дифференцируется в зависимости от
социально-демографической группы. В декабре 1996 г. эта дифференциация была
следующая (табл. 3.13).
Таблица 3.13
Дифференциация стоимости БПМ по социально- демографическим группам в
Ленинградской области(декабрь 1996г., тыс. руб.
| |В сред|ВПМ по социально-демографическим |
| |нем на|группам |
| |душу |мужчи |жен- |пенси-|дети |дети |
| |населе|ны |щины |онеры |0-6 |7-15 |
| |- | | | | | |
| |ния |16-59 |16-54 | |лет |лет |
| | |лет |года | | | |
|Продовольственная корзина |210,0 |234,8 |191,9 |178,1 |177,3 |248,8 |
|Непродовольственная |58,8 |81,5 |66,6 |27,3 |45,8 |63,4 |
|корзина | | | | | | |
|Платные услуги |24,8 |33,5 |27,4 |15,0 |16,5 |24,9 |
|Налоги |12,9 |27,4 |22,4 |- |- |- |
|Итого БПМ за месяц |306,5 |377,2 |308,3 |220,5 |239,6 |337,1 |
Практическое значение это имеет на федеральном и региональных уровнях
для установления минимальных размеров заработной платы, пенсий, различного
рода пособий (на детей, для малообеспеченных) и компенсаций за квартирную
плату и коммунальные услуги.
Рассчитываемые Комитетом по труду и занятости населения Ленинградской
области БПМ не полностью учитывают фактического изменения структуры
потребления населения и, в первую очередь, рост удельного веса расходов на
оплату жилья и коммунальных услуг. Это требует корректировки в расчетах
прожиточного минимума на перспективу.
3.1.11 Стратегия повышения уровня жизни на период 1997-2005 годов
Основными приоритетами и направлениями повышения уровня жизни в
перспективе должны быть:
стабилизация и повышение среднедушевых реальных доходов;
постепенное выравнивание доходов и опережающее повышение уровня жизни
малоимущих слоев населения;
последовательное решение жилищной проблемы с переводом развития жилищно-
коммунального хозяйства на самоокупаемость;
возможно полное удовлетворение потребностей населения в услугах медицинских
учреждений;
всемерное развитие системы образования.
Политика в области доходов должна предусматривать стабилизацию и рост
основных источников дохода — заработной платы, пенсий и различного рода
доплат (денежного и натурального характера)малоимущим слоям населения. С
учетом этого и снижения инфляции за пределами 2000 г. до 2-5% в год,
важнейшие показатели доходов населения района прогнозируются нами в
следующих параметрах (табл. 3.14).
Необходимым внешним условием реализации прогноза должно стать
совершенствование регулирования оплаты труда на федеральном уровне в 1998-
2005 гг., а именно:
осуществление разносторонних мер, направленных на то, чтобы заработная
плата всегда была главным источником денежных доходов населения;
Таблица 3.14
Основные показатели денежных доходов населения
Всеволожского района в 1995-2005 годах
| |Единицы |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2005 |
| |измерения| | | | | | | |
|Заработная плата |тыс. руб.|339 |614 |650 |720 |765 |920 |1290 |
|в экономике | | | | | | | | |
|района, | | | | | | | | |
|в т.ч.: | | | | | | | | |
|в промышленности |тыс. руб.|329 |543 |600 |690 |750 |850 |1250 |
|Средняя пенсия |тыс. руб.|231 |259 |292 |320 |380 |480 |710 |
|Прожиточный |тыс. руб.|299 |306 |408 |450 |486 |510 |560 |
|минимум — всего | | | | | | | | |
|ПМ |тыс. руб.|331 |341 |450 |495 |535 |560 |620 |
|трудостпособ-ного| | | | | | | | |
|работника | | | | | | | | |
|ПМ пенсионера |тыс. руб.|215 |220 |291 |320 |346 |360 |400 |
|Приходится ПМ на | | | | | | | | |
|заработную плату | | | | | | | | |
|в: | | | | | | | | |
|экономике |раз |1,02 |1,8 |1,4 |1,4 |1,4 |1,6 |2,1 |
|промышленности |раз |1,0 |1,6 |1,3 |1,3 |1,3 |1,5 |2,0 |
|на пенсию |раз |1,1 |1,2 |1,0 |1,0 |1,1 |1,3 |1,8 |
|Удельный вес лиц,|% |55 |50 |45 |40 |35 |35 |10 |
|имеющих доход | | | | | | | | |
|ниже ПМ | | | | | | | | |
стимулирующее воздействие на рост производства, который способствовал бы
росту социальных инвестиций и выводу работников по найму из числа
беднейшего населения;
средняя заработная плата в бюджетной сфере не должна быть ниже 80-85% от
складывающейся в условиях рынка средней заработной платы в промышленности;
повышение размеров минимальной оплаты труда должно приблизить ее размер к
прожиточному минимуму трудоспособного работника и осуществляться на основе
нового социального норматива — минимальной часовой оплаты труда.
установление порядка, при котором большая задолженность по выплате
заработной платы (за три месяца и более) является основанием для применения
процедур, предусмотренным законодательством о несостоятельности
(банкротстве);
административная и уголовная ответственность конкретных лиц за
неоправданную задержку заработной платы.
Основными звеньями пенсионной реформы на федеральном уровне должны
стать:
разработка эффективного механизма для исчисления и пересчета пенсий,
учитывающих более полно трудовой вклад каждого работника.
своевременное проведение индексации пенсий в связи с ростом стоимости
жизни;
упорядочение пенсионных льгот, предоставляемых по условиям труда, с учетом
их особенностей в регионах;
На местном уровне следует способствовать трудоустройству пенсионеров,
желающих внести свой вклад в развитие экономики района.
Необходимо совершенствование структуры ПМ должно в 1997-2005 гг. с
учетом региональных особенностей субъектов Российской Федерации:
состояния экономики и возможностей финансирования выплат социального
характера из федерального и местного бюджетов;
уровня жизни и прежде всего реальных доходов и реальной заработной платы,
структуры потребления материальных благ и услуг;
социально-демографического фактора и, прежде всего, возрастно-половой
структуры населения;
тарифной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг на уровне областей и
их районов.
Основные направления развития жилищной сферы района в перспективе
должны предусматривать достижение к концу периода нормативной
обеспеченности жильем и улучшение его комфортности (табл. 3.15 и 3.16).
Таблица 3.15
Обеспеченность населения Всеволожского района
жилой площадью в 1995- 2005 годах
| |Ед. |1995|1996|1997|1998|1999|2000|2005|
| |изм. | | | | | | | |
|Обеспеченность общей |кв. м |19,1|19,5|20,3|20,3|20,3|21,0|22,0|
|площадью |на чел.| | | | | | | |
|Обеспеченность жилой |кв. м |11,6|12,0|12,5|12,8|13,0|13,0|15,0|
|площадью |на чел.| | | | | | | |
|Удельный вес |% |7,4 |7,3 |7,2 |7,1 |7,0 |6,0 |- |
|коммуналь-ных квартир | | | | | | | | |
|Государственные |млрд. |2,4 |- |7,9 |3,0 |9,4 |9,4 |9,5 |
|капвло-жения в |руб. | | | | | | | |
|строительство жилья | | | | | | | | |
Таблица 3.16
Обеспеченность населения Всеволожского района
коммунальными удобствами в 1995- 2005 годах
| |Ед. |1995|1996|1997|1998|1999|2000|2005|
| |изм. | | | | | | | |
|Удельный вес жилья в | | | | | | | | |
|го-родской местности, | | | | | | | | |
|обору-дованной: | | | | | | | | |
|водопроводом |% |78,3|79,0|80,0|82,0|85,0|85,0|90 |
|канализацией |% |77,2|79,0|79,5|81,5|85,0|86,0|90 |
|центральным отоплением |% |81,4|82,0|82,0|82,5|83,0|85,0|90 |
|ваннами |% |69,0|70,0|71,0|72,0|73,0|75,0|80 |
|газом |% |78,0|78,5|79,0|80,0|81,0|82,0|85 |
|горячим водоснабжением |% |61,0|61,5|62,0|63,0|64,0|65,0|70 |
|в сельской местности: | | | | | | | | |
| водопроводом |% |58,0|58,5|59,0|60,0|61,0|62,0|65 |
| канализацией |% |56,3|57,0|58,0|59,0|60,0|61,0|65 |
| центральным |% |67,3|69,0|70,0|71,0|72,0|73,0|78 |
|отоплением | | | | | | | | |
| ваннами |% |51,1|52,0|53,0|54,0|55,0|56,0|58 |
| газом |% |59,4|60,0|61,0|62,0|63,0|64,0|70 |
| горячим |% |41,2|42,0|43,0|44,0|45,0|46,0|50 |
|водоснабжением | | | | | | | | |
Целью жилищной политики на новом этапе является обеспечение улучшения
жилищных условий для семей с малым и средним достатком, сохранение
бесплатного предоставления жилья малоимущим семьям и военнослужащим. Это
потребует:
расширения источников и обеспечение устойчивости финансирования жилищного
строительства с увеличением доли внебюджетного финансирования;
поэтапного перехода жилищно-коммунального хозяйства в режим безубыточного
финансирования при обеспечении социальной защиты малоимущих слоев
населения;
совершенствования структуры жилого фонда по формам собственности с
приоритетом частного жилья, развитие рынка жилья;
расширения привлечения средств населения за счет оказания государственной
поддержки в виде безвозмездных субсидий, кредитов, льгот по
налогообложению;
предоставления муниципального жилья малообеспеченным гражданам, нуждающимся
в улучшении жилищных условий за счет местного бюджета;
обеспечения дифференцированного подхода к повышению оплаты жилищно-
коммунальных услуг, предусмотрев полную оплату для семей с высоким доходом
и усиление социальной защиты малоимущих слоев населения;
повышения тарифов, которое начиная с 1998 г., следует осуществлять
постепенно, в пределах 25% в год, с компенсацией квартирной платы и
стоимости коммунальных услуг в семьях, где доход ниже прожиточного
минимума, рассчитанного по предлагаемой выше методике.
Одним из основных направлений в перспективном периоде является
улучшение обслуживания населения услугами учреждений здравоохранения (табл.
3.17).
Таблица 3.17
Основные показатели развития здравоохранения
Всеволожского района в 1995-2005 годах
| |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2005 |
|Приходится на 10000 | | | | | | | |
|человек населения: | | | | | | | |
| врачей |28,7 |30 |30 |30 |30 |30 |35 |
| среднего мед. персонала |62,8 |63 |63 |63 |63 |63 |65 |
|Приходится больничных коек|59,3 |55,2 |55,2 |55,2 |55,2 |55,2 |70 |
|на 10000 чел. | | | | | | | |
|Амбулаторно-поликлинически|72,4 |61,5 |60 |59 |59 |59 |65 |
|е учреждения. Число | | | | | | | |
|посещений на 10000 чел. | | | | | | | |
|населения, тыс. посещений | | | | | | | |
В период до 2000 г., в связи с отсутствием финансовых ресурсов на
строительство больниц и амбулаторно-поликлинических учреждений, намечается
стабилизация показателей развития коечного фонда и численности
обслуживающих население врачей и среднего медицинского персонала. В
дальнейшем, до 2005 г., намечается некоторое их увеличение.
Особое внимание в период до 2005 г. должно уделяться развитию
системы образования (табл. 3.18).
Таблица 3.18
Показатели развития системы образования
Всеволожского района (на начало учебного года)
| |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2005 |
|Количество школ |41 |41 |41 |41 |41 |41 |42 |
|В них учащихся тыс. чел. |26,1 |26,4 |26,2 |26,1 |26,05|26,0 |28,0 |
|Из них обучаются: | | | | | | | |
| в 1 смену |22,1 |22,9 |22,8 |22,8 |22,85|22,7 |26,0 |
| во 2 смену |4,0 |3,5 |3,4 |3,3 |3,2 |3,3 |2,0 |
|Количество мест в школах, |27,4 |27,4 |27,4 |27,4 |27,4 |27,4 |29,0 |
|тыс. мест | | | | | | | |
|Детские сады и ясли |51 |51 |51 |51 |51 |51 |51 |
|В них мест, в тыс. |6,55 |6,55 |6,55 |6,55 |6,55 |6,55 |6,60 |
|Число мест на 1000 детей |765 |812 |812 |812 |812 |812 |820 |
|дошкольного возраста | | | | | | | |
В районе разработана программа развития системы образования до 2001
г., предусматривающая изменение и развитие в направлении создания социально-
экономических, материально-технических, правовых, организационных, научно-
методических предпосылок для реализации главной цели образования —
формирования всесторонне развитой личности, способной к саморазвитию и
определению своего места в обществе. В программе определены сеть
общеобразовательных учреждений различных организационно-правовых форм,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|