Мониторинг качества жизни населения муниципального образования
2.2 Система показателей оценки качества жизни населения.
Информационный фонд мониторинга качества жизни населения в общем
случае представляет собой систематизированные за ряд лет данные о состоянии
здоровья населения, уровне и образе его жизни, набор соответствующих
социальных нормативов (стандартов). Однако, анализ положения дел
показывает, что не только в России, но и за рубежом еще не сложилась единая
система показателей для количественной оценки качества жизни населения-
этого важнейшего ориентира социального развития. Такое положение
обусловлено новизной и сложностью проблемы и безусловно затрудняет
формирование комплекса показателей на местном уровне, однако попытки
создания подобной системы уже совершались, результат одной из них мы и
рассмотрим[40].
Следующий комплекс показателей оценки качества жизни населения в
значительной мере ориентирован на действующую систему государственной и
ведомственной статистической отчетности, а также на утвержденную в 1998 г.
постановлением Госкомстата России "Унифицированную систему показателей,
характеризующих социально-экономическое положение муниципального
образования", и только в отдельных случаях предполагает использование
специальных методов получения данных. Он включает первичные и сводно-
групповые показатели, представленные соответственно в таблицах 1 и 2.
Сводно-групповые показатели, определяющиеся на основе первичных,
редназначены для получения оценки отдельных аспектов качества жизни
населения.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА УРОВНЯ ЖИЗНИ В МО «ВСЕВОЛОЖСКИЙ РАЙОН»
В рамках научно-исследовательской работы, проводимой в 1997 году в
Муниципальном Образовании « Всеволожский район » ( в соответствии с
договором № Н-1 от 31 декабря 1996 между Институтом социально-экономических
проблем Российской Академии наук и Администрацией муниципального
образования) в ряде других был проведен также мониторинг уровня жизни
населения, сделаны выводы на основании полученных результатов, даны
практические рекомендации и намечены пути развития.
В связи с тем, что перед исследователями не стояла задача детального
исследования непосредственно качества жизни населения, проанализированы в
основном статистические показатели уровня жизни населения без учета ценной
субъективной информации, которую могли бы дать социологические опросы. Но,
даже, единственный опрос – экспертный (среди депутатов собрания
представителей, работников районной администрации, руководителей
предприятий и организаций района)-по определению сравнительной остроты
проблем района показал, что самой острой оказалась проблема низкого уровня
жизни населения). Однако данная работа наглядно показывает о реальности и
необходимости проведения подобных исследований, а также дала муниципальному
образованию поистине бесценную информацию о направлениях его социального и
экономического развития в данных условиях на период 1997-2005 годы.
В связи с долгосрочностью сделанных прогнозов результаты проведенной
работы полезны для рассмотрения и в данный момент. Ценность составляет
также то, что полученные в результате данные представляются в сравнении:
- с показателями за последние несколько лет, то есть, показана динамике,
- с показателями по Ленинградской области в целом, а также Санкт-
Петербурга.
В данной дипломной работе данная информация ценна еще и тем, что
показывает, каким образом и в какой мере результаты мониторинговых
исследований могут быть востребованы и использованы для принятия конкретных
управленческих решений и разработки соответствующих программ, нацеленных на
улучшение ситуации в той или иной сфере.
3.1 Уровень жизни населения
3.1.1 Доходы и цены
Основным фактором, определявшим уровень жизни населения в условиях
кризисного развития экономики, являлись темпы инфляции, выражающиеся в
росте цен и тарифов на товары и услуги. Согласно данным Санкт-
Петербургского комитета государственной статистики за 1995 г. по отношению
к 1990 г. цены на товары и тарифы на услуги выросли в Ленинградской области
в 4477 раз, в том числе на продовольственные товары (без алкоголя) в 4358
раз, на непродовольственные товары — в 2516 раз и платные услуги в 14163
раза. В результате за этот период реальная заработная плата рабочих и
служащих Всеволожского района снизилась в 3 раза (составив 32% от уровня
1990 г.).
В последние годы темпы роста инфляции резко упали, что видно из
следующих данных (табл. 6.1). Это явилось следствием не экономического
роста, а главным образом ограничений в области потребления (задержек выплат
по заработной плате, пенсиям, низкого уровня минимальных доходов).
Таблица 3.1
Динамика цен и тарифов на товары и услуги
в Ленинградской области, раз.
| |1991 к|1992 к|1993 к|1994 к|1995 к|1996 к|
| | | | | | | |
| |1990 |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |
|Всего товары и платные |3,61 |21,96 |7,6 |3,22 |2,3 |1,22 |
|услуги | | | | | | |
|Все товары |3,73 |22,37 |6,53 |2,9 |2,2 |1,19 |
| Продовольственные товары |3,77 |25,77 |3,39 |3,12 |2,2 |1,08 |
|(без алкоголя) | | | | | | |
| Непродовольственные товары|3,67 |17,36 |6,73 |2,63 |2,2 |1,23 |
| Платные услуги | | | | | | |
Вместе с тем, было приостановлено падение реальной заработной платы
(табл. 3.2).
Таблица 3.2
Среднемесячная заработная плата
рабочих и служащих Всеволожского района
| |Единицы |Годы |
| |измерения|1995 |1996 |
|Средняя заработная плата вместе с |тыс. руб.|425,8 |644, 0 |
|социальными выплатами — всего | | | |
|Индекс цен на товары и услуги за 9 |% |100,0 |118,0 |
|месяцев 1996 г. | | | |
|Индекс реальной заработной платы |% |100,0 |128,0 |
|Бюджет прожиточного минимума (БПМ) |тыс. руб.|278,1 |359,0 |
|Приходится БПМ на заработную плату |раз |1,53 |1,79 |
|К Ленинградской области: | | | |
| номинальная заработная плата |% |91,0 |88,8 |
| реальная заработная плата |% |91,1 |91,3 |
|Место среди районов области по: | | | |
| номинальной заработной плате |единиц |10 |8 |
| реальной заработной плате |единиц |9 |7 |
|Минимальный размер оплаты труда: | | | |
| в декабре 1995 г. |тыс. руб.|60,5 |- |
|в декабре 1996 г. |тыс. руб.|- |75,9 |
Заработная плата по отраслям экономики характеризуется следующими данными
(табл. 3.3).
Таблица 3.3
Средняя заработная плата работников, занятых в экономике
Всеволожского района в 1995-1996 гг.,(тыс. руб.)
| |Удельный |Средняя |1996 г.|
| | |зарплата | |
| |вес |1995 |1996 |в % к |
| |занятых в | | |1995 г.|
| |1995 г. | | | |
|Всего в экономике района, в том |100,0 |391,8 |608,7 |155,3 |
|числе: | | | | |
| промышленность |17,4 |402,7 |485,1 |120,5 |
| сельское хозяйство |14,4 |422,4 |718,9 |170,2 |
| транспорт и связь |5,2 |358,1 |908,7 |253,7 |
| строительство |7,1 |623,6 |692,7 |111,1 |
| торговля и материально-техническое |10,7 |241,3 |195,7 |81,1 |
|снабжение | | | | |
| жилищно-коммунальное хозяйство |6,7 |444,8 |785,9 |176,7 |
| здравоохранение, физкультура и |8,8 |328,9 |502,6 |152,8 |
|социальное обслуживание | | | | |
| образование |12,1 |279,4 |481,9 |172,5 |
| банки и кредитные учреждения |0,7 |... |1300,2 |... |
| управление и прочие организации |16,2 |... |976,9 |... |
Характерна низкая заработная плата в промышленности, в отраслях бюджетной
сферы и особенно в торговле, что свидетельствует об утрате ее стимулирующей
и воспроизводящей роли.
Соотношение в уровнях оплаты труда работников с самой низкой и
наиболее высокой заработной платой выросло с 1:4 в начале 90-х годов до
1:26 в настоящее время.
В условиях резкого сокращения реальной заработной платы угрожающий
характер приняли задержки выплаты заработной платы.
Другим важнейшим источником денежных доходов населения являются
пенсии (табл. 3.4).
Таблица 3.4
Пенсионное обеспечение Всеволожского района в 1996 г.
| |Факт |В % к |
| | |области |
|Средний размер пенсий, тыс. руб. |258,7 |90 |
|Минимальная пенсия, тыс. руб. |219,6 |100 |
|Бюджет прожиточного минимума пенсионера, тыс. |220,5 |100 |
|руб. | | |
|Приходится БПМ пенсионера (раз) на: | | |
| среднюю пенсию |1,2 |80 |
| минимальную пенсию |0,996 |100 |
|Удельный вес пенсионеров в общей численности | | |
|населения: | | |
| Всеволожский район |23,0 |- |
| Ленинградская область |21,9 |- |
Ситуацию с пенсионным обеспечением следует рассматривать как
кризисную. Действующая пенсионная система не обеспечивает тесной увязки
трудового вклада и размера пенсий, не вызывает материальной
заинтересованности работников в формировании пенсионного фонда. Низкий
размер пенсий у подавляющей части пенсионеров не позволяет им иметь доходы
даже на уровне прожиточного минимума. На среднюю пенсию пенсионер может
приобрести товаров и услуг, равноценных по
Важным источником денежных доходов населения района являются денежные
сбережения. Имеет место их значительный рост. В 1996 г. по отношению к 1994
г. денежные сбережения выросли в 6,3 раза и составили 95,8 млрд. руб.
Средний вклад в 1996 г. достиг 433143 руб. Однако отрицательные социальные
последствия обесценивания вкладов выражаются в неуверенности людей в
будущем (ожидание очередной реформы) и отсутствии веры, что государство
вернет те денежные сбережения, которые они потеряли в результате инфляции.
Поэтому наиболее обеспеченная часть населения предпочитает расходовать свои
деньги на приобретение долларов. В 1996г. средний вклад в долларах составил
1000 или 5600000 в рублевом эквиваленте. Реализация денежных доходов
отражается в их структуре: по Ленинградской области 75% всех доходов
приходится на покупку товаров и услуг.
3.1.2 Потребительский рынок
На развитие потребительского рынка влияют три основных фактора: цены
на товары и тарифы на услуги; размеры производства товаров народного
потребления на местном рынке и импорт товаров. Для исключения влияния цен
на товары и тарифов на услуги, стоимость потребления 1994 г. оценивалась в
ценах и тарифах 1995 г. (табл. 3.5).
Таблица 3.5
Структура и темпы роста материальных благ и услуг
населения Всеволожского района в 1995 г. (в %)
| |Структура потребления |1995 г. в % к 1994 г. |
| |Ленинград-|Всеволож-с|Ленинград-|Всеволож-с|
| |ская |кий район |ская |кий район |
| |область | |область | |
|Весь объем материальных |100,0 |100,0 |114,2 |103,2 |
|благ и услуг, всего | | | | |
|в том числе: | | | | |
| розничный товарооборот |84,2 |86,2 |114,3 |99,6 |
| платные услуги |15,8 |13,8 |113,6 |132,1 |
В 1995 г. Всеволожский район входил в тройку районов, где производство
товаров народного потребления по отношению к 1994 г. было увеличено (в
районе — на 9,8%).
В условиях кризисного развития экономики страны чрезмерное значение
для потребительского рынка получил импорт. По оценке Петербургкомстата, в
1995 и 1996 гг. соотношение на потребительском рынке импортных и
отечественных товаров в Ленинградской области составляло 65 и 35%
соответственно.
Таким образом, рост доходов населения и создание устойчивого
потребительского спроса на производимую конкурентоспособную продукцию и
услуги отечественного производства — главные условия роста потребления в
перспективе.
3.1.3 Обеспеченность жильем и его комфортность
Всеволожский район характеризуется незначительным отставанием по
уровню жилищной обеспеченности от средних показателей по области в целом.
Однако по обеспеченности населения он занимает лишь 12 место (общей
площадью жилья) и 15 место (жилой площадью) среди 17 районов области (табл.
3.6).
Таблица 3.6
Показатели обеспеченности жильем населения
Всеволожского района в 1995 г.
| |Едини- |1995 год |В про- |1995 г в % к 1991 |
| |цы из- |Всево- |Ленин- |центах |Всево- |Ленин- |
| |мерения|лож- |град- |к Лен. |лож- |град- |
| | |ский |ская |области|ский |ская об- |
| | | |об- | | | |
| | |район |ласть | |район |ласть |
| | | | | | | |
|Обеспеченность общей |кв. м |19,1 |20,4 |93,6 |124,81 |109,71 |
|площадью |на чел.| | | | | |
|Обеспеченность жилой |кв. м |11,6 |12,7 |91,3 |120,81 |107,61 |
|площадью |на чел.| | | | | |
|Число квартир в |единиц |58665 |690851 |- |166,1 |148,0 |
|городах и поселках | | | | | | |
|городского типа и в | | | | | | |
|сельской местности, | | | | | | |
|в том числе: | | | | | | |
|коммунальные квартиры|единиц |4334 |21049 |- |230,6 |110,4 |
|отдельные квартиры |единиц |54331 |669802 |- |162,4 |141,7 |
|коммунальные квартиры|единиц |4334 |21049 |- |230,6 |110,4 |
|Удельный вес |% |7,4 |3,0 |- |- |- |
|коммуналь-ных квартир| | | | | | |
1К 1990г.
Уровень жилищной обеспеченности остается низким, несмотря на заметные
темпы ее роста по отношению к 1990 г. (на 21-25% против 8-10% по области).
Существенно ухудшились качественные показатели жилья. Если в 1991 г.
средний размер квартиры составлял 48,1 м2, то в 1995 г. — 37,5 м2. Удельный
вес коммунальных квартир соответственно увеличился с 5,3% до 7,4%, что выше
чем по области в 2,5 раза.
Сокращающиеся объемы строительства во Всеволожском районе (в 1995 г.
на 31% меньше по сравнению с 1990 г. и на 13% по сравнению с 1994 г.) не
позволяют удовлетворить потребности населения в жилье. В 1995 г. в районе
количество семей (902 семьи), получивших жилую площадь составило к общему
числу семей, стоящих на учете на ее получение — 13,6%; по области
соответственно — 9035 семей или 16,1%.
По уровню благоустройства жилья, особенно в городах и рабочих
поселках, район отстает не только от среднеобластных показателей, но и, в
значительной степени, от других районов (табл. 3.7).
Таблица 3.7
Уровень комфортности жилья во Всеволожском районе
в 1995г., в %
| |Степень благоустройства |Место |
| | |занимае- |
| |Всеволожский|Ленинградская|мое среди |
| |район |область |районов |
| | | |области |
|Удельный вес жилищного фонда| | | |
|в городах и рабочих поселках| | | |
|оборудованного: | | | |
| водопроводом |78,3 |81, 2 |11 |
| канализацией |77,2 |79, 8 |10 |
| центральным отоплением |81,4 |81, 8 |10 |
| ваннами |69,0 |75, 7 |12 |
| газом |78,0 |81, 6 |11 |
| горячим водоснабжением |61,0 |64, 7 |11 |
|в сельской местности | | | |
| водопроводом |58,8 |48,0 |4 |
| канализацией |56,3 |46,9 |4 |
| центральным отоплением |67,3 |48,7 |3 |
| ваннами |51,1 |44,4 |5 |
| газом |59,4 |65,1 |10 |
| горячим водоснабжением |41,2 |37,7 |8 |
Следовательно, Всеволожский район отстает от наилучшего уровня
благоустройства жилья в городской местности в 7.25 раза, а в сельской
местности- в 3.7 раза.
3.1.4 Тарифная политика
Особое место в анализе уровня жизни населения занимают расходы по
квартирной плате и коммунальным услугам.
Так, в Санкт-Петербурге тарифы на квартплату, эксплуатационные
расходы и горячую воду с 1 февраля 1997 г. повышены в 2 раза. Поскольку
прежние тарифы на эти услуги в Ленинградской области были выше, чем в Санкт-
Петербурге, то с февраля тарифы на квартплату и коммунальные услуги в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|