Мониторинг качества жизни населения муниципального образования
дает возможность отобрать оптимальный для имеющихся в городе условий
вариант.[19]
В комплексном использовании всего арсенала источников данных о
социальных процессах и явлениях как естественно функционирующей информации
– текущей статистики, отчетности, единовременных учетов, переписей,
социально-демографических обследований и т.п., так и специально
организованных исследований, опросов населения для реализации целей
управления и состоит сущность социального мониторинга.
1.3 Социально-экономический мониторинг и его особенности в современной
России
1.3.1 Сущность мониторинга
В наше время внимание исследователей, специалистов- практиков
привлекают возможности, связанные с проведением мониторингов социальных
объектов. Практически все исследователи отмечают присутствие в социальной
среде элементов неопределенности, инвариантности. Обосновывается
необходимость привлечения достижений различных наук, системного подхода в
социальном предвидении и прогнозировании. Этим объясняются поиски
комплексных методов измерения существующих общественных явлений, их
адекватного отражения и выработки способов оптимального управленческого
воздействия.
В естественных науках термин “мониторинг” применяется достаточно
длительно и систематично (экологические исследования, исследования
технологических процессов, медицина и т. д.). Как дефиниция и вид научно-
практической деятельности социальный мониторинг трактуется по-разному в
зависимости от видения его сути, механизмов осуществления, отличительных
свойств, особенностей, и чаще всего отождествляется с социологическими
исследованиями.[20]
Некоторые авторы (Ревайкин, Быстрицкий и т.д.) под мониторингом
социально-экономической ситуации понимают организационное системное
наблюдение за ходом и характером качественных изменений в экономике,
связанных с ее переходом из одного состояния в другое. Представляется
более конструктивным использовать трактовку категории мониторинга принятую
современной наукой[21], в соответствии с которой под социально-
экономическим мониторингом можно понимать систему наблюдения, оценки и
прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на
территории.
Особенность социального мониторинга: непрерывность слежения и
прогнозного оценивания социальных объектов по стандартному набору
показателей, относительно устойчивых и повторяющихся во времени.
1.3.2 Цели, задачи и принципы организации социального мониторинга.
Организация социального мониторинга преследует следующие основные
цели:
- определение ключевых индикаторов, дающих наиболее полную
информацию о сегодняшнем состоянии всех сфер жизнедеятельности города,
- возможность проведения ранней диагностики негативных процессов,
связанных с неблагополучием в определенных сферах жизнедеятельности и
жизнеобеспечения городского сообщества,
- выработка сценариев развития и совершенствования городской
социальной среды с ориентацией на насущные потребности жителей города,
- долгосрочное и среднесрочное планирование альтернатив развития
города в целом или его отдельных районов,
- выделение основных звеньев в цепочках управления, дающих сбои в
продвижении решений администрации до населения,
- совершенствование системы управления социально-экономической
жизнью города.
Задачи социально-экономический мониторинга могут быть сведены к
следующим:
- Организация наблюдения, получение достоверной и
объективной информации о протекании на территории социально-экономических
процессов;
- Оценка и системный анализ полученной информации, выявление
причин, вызвавших тот или иной характер протекания социально-экономических
процессов;
- Обеспечение в установленном порядке органов управления,
предприятий, учреждений и организаций, независимо от их подчиненности и
форм собственности, граждан информацией, полученной при осуществлении
социально-экономический мониторинга.
Подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных
и поддержание позитивных тенденций, доведения их до соответствующих органов
управления и власти.
Главная же функция системы социально-экономического мониторинга
состоит в обеспечении соответствующих органов территории полной,
достоверной и своевременной информацией о процессах, происходящих в
различных сферах его экономики, о складывающейся социальной ситуации.[22]
Ведущим принципом организации социально-экономического мониторинга
является целенаправленность. Он предполагает, что вся система мониторинга
должна быть «настроена» на решение конкретных управленческих задач. Четкое
следование этому принципу позволит не заниматься сбором и обработкой
информации «на всякий случай», предохранит от ненужной информационной
избыточности, создаст предпосылки для создания экономически эффективной
системы.
Реализация системного подхода к организации мониторинга ориентирует на
рассмотрение муниципального образования как подсистемы более крупной
общественной системы, на исследование связей его с другими территориальными
звеньями. Системный подход выводит также на принцип комплексности,
обеспечение которого требует соблюдения ряда требований.
Во-первых, мониторинг отдельных сфер и направлений развития
территории должен осуществляться во взаимосвязи с другими сферами; во-
вторых, следует стремиться к последовательному решению всей совокупности
задач мониторинга по каждому из его направлений (поднаправлений), начиная
от наблюдения за ходом какого-либо процесса и вплоть до разработки
рекомендаций на улучшение положения в той или иной сфере экономики,
смягчение социальной напряженности.
Среди других принципов социально-экономического мониторинга необходимо
отметить:
- непрерывность наблюдения за объектами,
- периодичность снятия информации о происходящих изменениях,
- сопоставимость применяемых показателей мониторинга во времени,
- развитие системы социально-экономического мониторинга территории на
основе совершенствования используемого методического
инструментария, технического оснащения,
- расширение наблюдаемых процессов и увеличение числа объектов.
Разумеется при организации мониторинга необходимо соблюдение обычных
требований к информации, используемой в сфере управления. Речь идет об ее
полноте, достоверности, своевременности, репрезентативности.
1.3.3 Типы мониторинговых исследований, проводимых
в современной России.
Социальный мониторинг- инструмент современной социальной политики. Он
позволяет лицам, формирующим политику, направлять ее на достижение четко
сформулированных целей. Он позволяет группировкам с различной ориентацией
рассматривать и обсуждать политические вопросы на прочной основе
информации. Это дает значительные преимущества, т.к. помогает
структурировать политическую дискуссию и позволяет сбалансировать подход к
социально- экономической политике.
В России в настоящее время существует достаточно большое число
исследовательских организаций, разрабатывающих множество специфических
проблем социального мониторинга. Такое положение предопределяется
особенностями каждой исследуемой отрасли народного хозяйства, интересами
ученых и т.д. Вот лишь некоторые из них[23]:
1.Мониторинг экономических условий в Российской Федерации; Российский
Продольный (мониторинг, основанный на использовании выборки постоянного
состава на всем протяжении исследования) Мониторинг (РПМ)
2.Всероссийское панельное исследование
3.Бюджетное исследование Госкомстата
4.Мониторинг социально- экономического потенциала семьи,
опубликованный Министерством труда и социального развития
5.Мониторинг социальной защиты (ТАСИС)
Все эти примеры имеют разную направленность. Они основаны на различных
методологиях и дают различные результаты, но конечно не предоставляют все
проводимые исследования в социально- экономической сфере России. (подробнее
см. Приложение 1).
1.3.4 Значение мониторинга качества жизни населения на местном уровне и
его роль в принятии управленческих решений
В связи с переносом центра тяжести в решении многих важных проблем
экономического реформирования на местный уровень, информация, полученная в
результате проведения мониторинга, является необходимым условием
организации эффективного управления муниципальным образованием.
Муниципалитет должен располагать достоверными научно-обоснованными данными
об объеме и структуре потребления населения своего муниципального округа в
материальных благах и услугах, о закономерностях и количественных
параметрах их изменения в перспективном периоде.
Интересны и актуальны предположения о формировании управленческих
рекомендаций на основе мониторингового диагностирования и прогнозирования,
широком привлечении для достижения этих целей специальных методов
наблюдения и обработки данных. Но стройная научно обоснованная система
взглядов по теории и практике социального мониторинга отсутствует
фактически.[24]
На Западе, в сущности, мониторинг не является термином, используемым
в статистическом контексте, как это имеет место в русском языке( во многих
публикациях в России этот термин употребляется в значении подборки большого
числа переменных без пояснения конкретных целей, которым служит сбор именно
этих переменных).
Термин “мониторинг” не так нов в английском языке, как в русском.
Раньше он употреблялся в смысле “надзора”. Если обратиться к современным
глоссариям, то мы увидим, что этому термину приписываются следующие
значения:
1. наблюдение
2. отслеживание
3. надзор
4. управление
В последние годы управленческий аспект мониторинга (control) наложился
на его обычную трактовку как отслеживания. Функцию управления невозможно
устранить из современного понимания мониторинга, что видно из мониторинга
различных видов человеческой деятельности, в котором контроль/управление
событиями является основной и окончательной задачей. Мониторинг не следует
смешивать со сбором статистических данных. Термин “мониторинг”
подразумевает под собой деятельность, которая непосредственно связана со
своим объектом. Это делает мониторинг одной из ключевых функций в
социальной политике. Мониторинг может иметь различную ориентацию. Он может
быть ориентирован на текущую ситуацию, которая связана с определенными
целями и задачами политики, для того, чтобы проверить соответствует ли
положение вещей запланированному, или же необходимы чрезвычайные меры по
его выправлению. Он также может быть ориентирован на будущее и позволять
политическим деятелям предвидеть события.
Социальная функция мониторинга имеет ряд следствий, касающихся
положения и задач тех лиц, которым поручено ведение инструментами
мониторинга, сбор статистической информации, проведение обследований,
анализ доступной информации и т.д.:
- мониторинг является видом деятельности для лиц, принимающих решения,
- мониторинг связан с проблемами принятия решений,
- мониторинг не может быть централизованным,
- мониторинг-это непрерывный процесс, который никогда не завершается.
В связи с этим встает вопрос: какова же тогда роль специального
подразделения мониторинга в министерстве или другой государственной
структуре. Многие министерства или другие административные структуры имеют
такие отделы, хотя они не всегда носят название отделов мониторинга.
Что касается децентрализованного подхода: когда мы говорим, что
мониторинг не может быть централизованным, это не меняет чего-либо в круге
задач специальных отделов мониторинга. Лишь признавая то, что различные
подразделения, принимающие решения, сами решают, в какой области проводить
мониторинг и использовать полученные результаты для принятия
соответствующих решений, можно обеспечить реальную пользу деятельности
специализированных отделов. Их вклад заключается в том, чтобы определять,
как проводить мониторинг, а не в том, что должно быть предметом
мониторинга и не в определении характера использования результатов. Они
играют роль отделов, располагающих соответствующим персоналом, службы,
которая при помощи специализированных навыков (ноу-хау) использует
инструменты мониторинга и обеспечивает поступление необходимой информации,
одновременно обеспечивая ее качество. Это важная и незаменимая функция:
создавать условия для того, чтобы отделы, принимающие решения, эффективно
отслеживали последствия своих действий.[25]
Итак, измерение качества жизни населения имеет смысл только в том
случае, когда его результаты используются в управлении социальными
процессами, когда субъекты управления вносят определенные коррективы в
проводимую социальную политику, когда пересматриваются размеры затрат по
статьям расходов, одним словом тогда, когда качество жизни становится
элементом социального менеджмента в широком смысле. В этом случае
процедура измерения качества жизни выполняет функцию обратной связи,
замыкающей контур управления (рис.3). Соответственно, такие замеры
должны производиться с определенной периодичностью и завершаться
относительно стандартизированными управленческими решениями. Эту задачу и
должен обеспечить мониторинг качества жизни населения, который является
разновидностью социального мониторинга.[26]
Под мониторингом качества жизни населения, как инструментом
социального менеджмента, будем понимать научно обоснованную систему
периодического сбора, обобщения и анализа информации об условиях
жизнеобеспечения жителей определенной территории, их социального
самочувствия, о потребностях, ценностях, мотивациях, отношениях к
складывающейся ситуации в их природном и социальном окружении и
обязательное представление перерабатываемых данных для принятия решений на
государственном, региональном и муниципальном уровнях.
Мониторинговые исследования качества жизни населения дают органам местного
самоуправления оперативную, необходимую и достаточную информацию для
принятия решения в адекватных ситуациях и обеспечения устойчивого развития
муниципального образования.
|внешняя среда |
|факторы и условия |
|жизнеобеспечения |
|функционирующие |
|подсистемы |
|жизнеобеспечения |
|усиление социальной |
|направленности |
|социальных институтов |
|объектив| |Субъект| |перераспределение |
|ная | |ивная | |ресурсов |
|составля| |составл| | |
|ющая | |яющая | | |
|качества| |качеств| | |
|жизни | |а жизни| | |
| | | | | |
| | | | |корректировка |
| | | | |целей и задач |
|оценка |
|качества жизни |
| |
|анализ |
|тенденций |
|развития |
| |
|принятие |
|решений |
Рис.1.3. Качество жизни как функция социального менеджмента
Одним из важнейших достоинств внедрения в практику мониторинга по
социальным вопросам являются открывающиеся для местной администрации
перспективы долгосрочного планирования мероприятий, способных повысить
комфортность проживания для жителей данного муниципального образования, а
также определение условий и возможностей для привлечения на свою территорию
инвесторов, заинтересованных в долгосрочных вложениях в экономику города.
Перед органами городского управления с необходимостью встает проблема
разработки комплексной социально-экономической программы перспектив
развития.
Первичный анализ полученных данных позволяет в самом общем виде
очертить действительное состояние всех управленческих систем города,
наметить точки роста или пробелы в управлении.
Чтобы получить такую детальную картину сегодняшнего состояния
городского сообщества, и необходимо внедрение мониторинга.
Результаты социологического мониторинга могут служить базой для
создания комплексного плана социального развития, который охватывает все
структурные элементы города в их взаимосвязи и взаимообусловленности,
предусматривает поэтапное решение поставленных задач.
В то же время принятый администрацией план не является жесткой
структурой, всегда возможна его корректировка.
Планирование и прогнозирование развития городского сообщества
позволяет раскрывать тенденции влияния различных факторов, согласовывать
цели и задачи органов управления с потребностями населения…
1.3.5 Обеспечение мониторинга
И конечно необходимо помнить, что реализация мониторинга качества жизни
населения и его основных задач предполагает организационное,
информационное, техническое, правовое и финансовое обеспечение со стороны
органов местного самоуправления.[27]
Информационный фонд социально-экономического мониторинга должен
представлять собой систематизированные многолетние данные об экономической
и социальной обстановке, складывающейся на территории муниципалитета в
разрезе, например, основных направлений мониторинга, нормативно-справочные
материалы, сведенные в статистические регистры и Базы данных.
Укрупнено информационный фонд может состоять из данных,
характеризующих:
- здоровье населения;
- уровень жизни населения;
- образ жизни населения;
- социально-экономический потенциал территории и т. д.
Информационной основой социально-экономического мониторинга территории
могут служить базы данных федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъекта РФ, учреждений и организаций;
специализированные базы данных наблюдения за состоянием здоровья и
физическим развитием населения, за обеспечением санитарно –
эпидемиологического благополучия среды обитания человека и т.п.; данные
государственной статистической отчетности, материалы обследований,
программ, проектов и т.д.
Поддержка баз данных социально-экономического мониторинга должна
осуществляться комплексом программно-технологических и технических средств,
функционирующих на уровне МСУ, который должен осуществлять формирование,
обновление и актуализацию показателей.
Функционирование социально-экономического мониторинга территории должно
осуществляться на соответствующей правовой основе. Это правовые механизмы
взаимодействия информационного фонда мониторинга с органами управления,
учреждениями, организациями, уполномоченными наведения данного мониторинга;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|