Регулирование рынка труда в индустриальных странах
значительный в 1996 году), электроэнергетике, нефтедобыче и газовой
промышленности. Одновременно в перечисленных отраслях объем производства
за последние три года в сопоставимых ценах сократился на 5-15%,и лишь в
газовой промышленности в 1996 году наметилась стабилизация. Рост
занятости, несмотря на продолжающееся падение производства, сохраняется в
отраслях - естественных монополистах.
Ответ на вопрос о причине спада эффективной занятости в одних отраслях
и росте других кроется в следующих цифрах:
если средний уровень оплаты труда в промышленности - 653 тысячи
рублей - принять за базу (100%),то в легкой промышленности оплата труда
составляла 48%,в машиностроении - 68%,в то время как в электроэнергетике -
155% ,в цветной металлургии - 177% и в топливной промышленности - 178%.
Электроэнергетика как яркий монополист российской экономики все три года
снижала объемы производства, наращивала занятость при падении
производительности труда и платила при этом самый высокий среди отраслей
налог с суммы превышения норматива расходов на оплату труда.
В этих же трех отраслях - цветной металлургии, топливной
промышленности и электроэнергетике - были и самые высокие затраты в расчете
на один отработанный человеко-час не только в промышленности, но и среди
всех отраслей экономики. Наиболее значительным снижение занятых было в
легкой (62% от уровня 1993 года) и деревообрабатывающей (64%)
промышленности. Еще одним "лидером" падения было машиностроение (68%) .В
результате происшедших структурных сдвигов в занятости за четыре года
удельный вес добывающей промышленности уменьшился в 1,4 раза и достиг в
1996 году, а всего первичного сектора - на треть и достиг, что не
соответствует даже приблизительно пропорциям экономически развитых стран.
Общая потенциальная численность безработных, включая ищущих работу
пенсионеров и студентов, превысила в 1996 году уровень в 9% от экономически
активного населения. Тенденции 1995 года давали надежду на сокращение
неполной занятости и скрытой безработицы и в 1996 году, тем более, что
прогнозировалась стабилизация экономики или, по крайней мере, минимальный
в 1-2% спад. Но оказались ближе к истине те пессимисты, которые предрекали
превращение скрытой безработицы в открытую. Медленный рост безработицы
вызван в немалой степени значительным ростом занятых неполное рабочее
время (на 66% по сравнению со средним уровнем второго полугодия 1995
года, когда ежемесячный объем спустился ниже уровня в 2 млн. человек, а в
декабре превысил эту отметку) и еще более значительным ростом численности
находящихся в так называемых административных отпусках. Общая численность
находившихся в таких отпусках (менее точный показатель) возросла в 1996
году в среднем в 2,6 раза. Продолжительность самих отпусков по инициативе
администрации (более точный показатель, измеряемый числом дней на одного
работника), явившая удивительную стабильность в течении всего 1996 года и
крайне низкий уровень по сравнению с 1994 годом, увеличилась более чем в 3
раза.
Уровень регистрируемой безработицы составил в конце 1996 года -
начале 1997 года всего лишь 3,4% , но главное, на мой взгляд, в изменении
общей динамики роста безработицы . 1996 год свидетельствует о явном
тяготении к стабилизации, которая отчетливо видна в последние 6 месяцев.
В большинстве регионов с критической ситуацией на рынке труда
масштабы высвобождения работников с крупных и средних предприятий превышает
средний российский уровень в 1,5-2 раза. В 1,5 раза - Владимирская и
Ивановская область, а в 2 раза - Дагестан, Марий Эл, Ингушетия,
Архангельская область.
В этих регионах обострилась конкуренция на рынках труда - в Калмыкии
на 1 рабочее место претендовали 470 человек, в Ингушетии - 415, в
Ивановской - 190, в то время как по Российской Федерации - около 10.
Неожиданным для некоторых исследователей проблем женского труда
явился и тот факт, что на половине этих кризисных территорий в 1996 году
безработными было признано мужчин больше (на 20 %), чем женщин. В
Ивановской области этот показатель составил даже почти 40%.
III. Роль профсоюзов в регулировании рынка труда.
3.1 Понятие профсоюзов. Их основные задачи и функции.
Профессиональные союзы - исторически сложившаяся организационная форма
объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой
многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего
характера. Это - самая массовая общественная организация.
Профессиональные союзы входят в политическую систему общества как
специфическая общественная организация со своими задачами и функциями,
определяемыми их уставами.
Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной функции
- защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом
отношений. Именно с этой целью профсоюзы возникли, для этого в них
объединялись и объединяются трудящиеся.
Профессиональный союз (профсоюз) - это добровольное общественное
объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными
интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и
защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Как общественная организация профсоюзы основаны на членстве, создаются
на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения
уставных целей.
Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих
интересов прямо закреплено Конституцией РФ (см. ст. 30). Специальное
упоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об
особой роли и значении профсоюзов в жизни общества.
Потребность защиты прав и интересов, трудящихся особенно актуальна в
современный период, обнаживший и усиливший социально- экономические
противоречия.
Осуществлению защитной функции профсоюзов способствует социальное
регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе
своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов регулируются различными
видами социальных норм - морали, этики, права, традиций и др. Одни из них
сложились в практике взаимодействия профсоюзов с государственными,
хозяйственными органами, работниками и формально не закреплены. Другие -
предусмотрены актами профсоюзных органов. Третьи содержатся в нормативных
правовых актах.
Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как
самодеятельными общественными организациями с помощью внутри профсоюзных
норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят
правового характера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и
содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах.
Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому
воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно
возможно, экономически, социально и политически необходимо. Право
содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их
защитной функции.
Общественные отношения с участием профсоюзов регулируются правом в той
мере, в какой это необходимо для обеспечения представительства и защиты
интересов трудящихся, успешного функционирования профсоюзов и дальнейшего
развития общества. В конечном счете, границы правового регулирования
зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, от
социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.
Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов
определяются исходя из их предназначения, необходимости с наибольшей
пользой для трудящихся, всего общества представлять и защищать права и
интересы работников в сфере труда и связанных с трудом отношений:
а) средствами и методами, присущими самим профсоюзам; б) с помощью
права;
в) во взаимодействии правовых и не правовых средств и методов. Объем и
содержание прав профсоюзов определяются, прежде всего, целью их создания,
стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями, положением в
политической системе. Поэтому правовой статус профсоюзов в сфере труда
определяется государством при участии профсоюзов. Они помогают сформировать
законодательные нормы по вопросам деятельности профсоюзов. Правовой статус
профсоюзов тесно связан с их уставными полномочиями, предусмотренными
самими профсоюзами. При создании законодательства о профсоюзах принимаются
во внимание объем и содержание их уставных (общественных) полномочий.
Государство может закрепить за профсоюзами права только по тем вопросам,
которыми они занимаются в соответствии с уставами в силу их общественного
характера. После принятия законодательства о профсоюзах они должны
соблюдать это законодательство.
Таким образом, соотношение общественного (внутрипрофсоюзного) и
правового статуса профсоюзов строится на принципе прямой и обратной связи,
взаимозависимости с приоритетом внутрипрофсоюзных норм при подготовке
законодательства о профсоюзах и приоритетом законодательства над
внутрипрофсоюзными нормами после принятия соответствующих законодательных
актов.
Предоставленные права создают юридическую базу для выполнения их
уставных задач и функций, укрепления правовой основы государственной и
общественной жизни. При этом государство не вмешивается во внутренние дела
профсоюзов. Они действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и не
подлежат регистрации в государственных органах. Если профсоюзам необходимо
право юридического лица, то они, как и все иные организации, регистрируются
в органах Министерства юстиции РФ, но в уведомительном, а не в обязательном
порядке и включаются в соответствующий реестр.
Тем самым обеспечивается независимость профсоюзов от органов
исполнительной власти.
Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной
власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений
(союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных
объединений, им не подотчетны и неподконтрольны.
Независимость профсоюзов - первый из основополагающих принципов
положения и деятельности профсоюзов, обеспечивается также:
прямым запретом всякого вмешательства органов государственной власти и
их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за
собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному
осуществлению их уставной деятельности; имущественной самостоятельностью;
правом самостоятельно разрабатывать и утверждать свои уставы, определять
структуру, избирать руководящие органы, организовывать свою деятельность;
запретом контроля за деятельностью профсоюзов со стороны органов
юстиции, регистрирующих профсоюзы в качестве юридического лица.
Второй принцип - самоуправление предусмотрен Федеральным законом «Об
общественных объединениях» и в равной мере относится ко всем общественным
объединениям. Применительно к профсоюзам он выражен в упоминавшемся выше их
праве самостоятельно принимать свои уставы и регулировать всю внутреннюю
деятельность.
Третий принцип - добровольность объединения в профсоюзы закреплен как
законодательством о профсоюзах, так и Федеральным законом «Об общественных
объединениях».
Четвертый принцип, также прямо закрепленный законом, - равноправие
профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед законом. Он означает, что все
профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от
численности, каких-либо иных
признаков. Тем самым в законодательстве нашел отражение и профсоюзный
плюрализм - наличие не одного, а нескольких разных профсоюзов.
Пятый принцип - законность создания и деятельности вытекает из
законодательства о профсоюзах и прямо закреплен Федеральным законом «Об
общественных объединениях».
Законодательство о профсоюзах состоит из норм Конституции РФ и КЗоТ,
Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности», принятого Государственной Думой 8 декабря 1995 года и
подписанного Президентом РФ 12 января 1996 года, норм ряда других
федеральных законов (законов РФ, РСФСР), указов Президента РФ.
В систему законодательства о профсоюзах входит также принятый
Федеральный закон от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» (СЗ,
1995, No 21, ст. 1930) в той части, в которой профсоюзы имеют общие черты и
свойства со всеми другими общественными организациями. Особенности,
связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией
профсоюзов регулируются специальными законами (см. ст. 4 Федерального
закона «Об общественных объединениях»).
В отдельных субъектах РФ уже приняты свои законы о профсоюзах,
например, республиках Саха - Якутия, Татарстане, Башкортостане.
Законодательство о профсоюзах направлено на регулирование их отношений:
1) с работодателями, их объединениями и представителями;
2) с органами государства, органами местного самоуправления;
3) с другими субъектами общественных отношений (например,
имущественных, налоговых).
Следует иметь в виду, что в правовую основу деятельности профсоюзов
входит как собственно законодательство о них, правах и гарантиях их
деятельности, так и трудовое законодательство в целом, поскольку оно
используется профсоюзами для защиты прав и интересов работников.
Определяющее правовую основу деятельности профсоюзов законодательство
меняется, совершенствуется в зависимости от развития общественных
отношений, в которых они участвуют, но прежде всего, от основных
экономических отношений - от отношений собственности, социально-
политической обстановки в стране. В связи с этим происходит пересмотр прав
профсоюзов. Возвращаются государству, его органам государственные
полномочия, ранее возложенные на профсоюзы и находящиеся в их ведении
органы (например, государственно-властные полномочия правовой и технической
инстанций профсоюзов). Укрепляются и расширяются права, направленные на
защиту интересов работников (например, по вопросам занятости). На
содержание законодательства о профсоюзах решающее влияние оказали конвенции
и рекомендации Международной организации труда (МОТ) - Конвенции No
87,135,144 и др.
Таким образом, основные тенденции развития и совершенствования
законодательства о профсоюзах, их правах и гарантиях состоят в том:
во-первых, что оно приводится в соответствие с существующими
общественными отношениями;
во-вторых, в отказе от несвойственных профсоюзам как общественной
организации полномочий;
в-третьих, в сохранении, укреплении и расширении прав, позволяющих
профсоюзам надежно отстаивать социально-трудовые права и интересы
работников.
В сферу трудового права входят связанные с трудом отношения профсоюзов
с работодателями, их объединениями и представителями, а также с
государственными органами местного самоуправления. Эти отношения входят в
предмет трудового права как тесно связанные с трудовыми отношениями.
Участие профсоюзов в регулировании трудовых отношений (в установлении и
применении условий труда), в контроле за соблюдением законодательства о
труде и об охране труда, в разрешении трудовых споров - одна из черт метода
трудового права.
3.2 Классификация прав профсоюзов в сфере труда.
Права профсоюзов в сфере труда классифицируются по ряду признаков:
1) по их положению в системе прав данной организации;
2) по степени общности;
3) по степени самостоятельности;
4) по формам реализации;
5) по содержанию (кругу вопросов, решаемых профсоюзами или с их
участием);
6) по кругу лиц, чьи права и интересы вправе представлять и защищать
профсоюзы.
Классификация по положению в системе прав позволяет соотнести каждое
право в зависимости от того, каким органом (в акте какого органа) это право
закреплено: в федеральном законе или законе субъекта РФ, в соглашении или
коллективном договоре.
Классификация по степени общности позволяет выделить общие для всех
профсоюзов права и права, предоставленные определенным
профсоюзным органам. В результате появляется возможность соотнести
принцип единства в регулировании общественных отношений, в которых
участвуют профсоюзы, с принципом дифференциации.
Когда права профсоюзов носят общий характер, ими обладают все профсоюзы
и все их органы, сформированные в соответствии с уставами для
представительства и защиты прав и интересов работников. Например, несмотря
на почти полное отсутствие прямых норм о правах средних звеньев системы
профсоюзных органов (городских, областных комитетов; городских, областных
федераций профсоюзов и т.д.), они могут пользоваться общими правами,
предоставленными профсоюзам как организации.
Дифференциация прав по профсоюзным органам дает возможность конкретному
звену профсоюзных органов пользоваться помимо общих еще и конкретными
правами, для них предусмотренными. Особое значение имеют конкретные права,
предоставленные органам первичных профсоюзных организаций, действующих на
предприятиях - профсоюзным комитетам (профкомам). В некоторых профсоюзах
приняты иные наименования органа первичной организации. Но поскольку в
большинстве профсоюзов существуют именно профсоюзные комитеты, этот термин
более привычен и содержится в законодательстве. В КЗоТ, других законах и
иных нормативных правовых актах, используется именно такое наименование.
Значение прав профкомов в статусе профсоюзов и системе их прав определяется
местом этих органов - тем, что они объединяют работников непосредственно на
предприятии, в организации, действуют там, где реализуются трудовые
правоотношения.
Наличие общих прав и прав, конкретизированных по отдельным профсоюзным
органам, обеспечивает единую для всех профсоюзов правовую основу их
деятельности и ее необходимую дифференциацию.
Всем профсоюзам и их органам принадлежит общее право на
представительство интересов работников. Каждому - на своем уровне, в своем
масштабе. Основанное на уставах и законе, оно отражается на положении
профсоюзов как организации трудящихся для защиты их интересов, работающей
непосредственно в трудовых коллективах, способной знать, достойно
представлять и защищать их права и интересы. Профсоюзы призваны
аккумулировать интересы трудящихся, выражать и отстаивать их во
взаимоотношениях с государственными, местными органами, работодателями, их
объединениями и представителями, влиять на формирование интересов
работников, добиваться социальной справедливости. Однако не всегда и не все
профсоюзы в полной мере справляются с этими задачами. В последние годы им
все труднее добиваться социальной справедливости при решении трудовых
вопросов в интересах трудящихся, особенно вопросов занятости, оплаты и
охраны труда.
Классификация прав профсоюзов по степени самостоятельности позволяет
подразделить их на права:
а) по участию в принятии решений работодателями (администрацией),
государственными и местными органами вопросов, связанных с управлением
трудом (регулированием трудовых отношений);
б) по решению вопросов на паритетных началах или в) самостоятельно
принимать решения. Например, законом прямо предусмотрено участие профсоюзов
в установлении и применении условий труда в случаях, предусмотренных
законодательством.
На паритетных (равноправных) началах заключаются коллективные договоры,
соглашения между объединениями профсоюзов и работодателей, органами
исполнительной власти.
Самостоятельно профсоюзы выступают в защиту работников при разрешении
трудовых споров.
Существуют две группы форм осуществления профсоюзами их прав (форм
деятельности)'.
а) неправовые, т.е. предусмотренные уставами профсоюзов и б) правовые,
т.е. предусмотренные законодательством. Классификация прав профсоюзов по
формам их реализации (правовым формам) позволяет выделить разные по
Страницы: 1, 2, 3, 4
|