рефераты скачать

МЕНЮ


Регулирование рынка труда в индустриальных странах

значительный в 1996 году), электроэнергетике, нефтедобыче и газовой

промышленности. Одновременно в перечисленных отраслях объем производства

за последние три года в сопоставимых ценах сократился на 5-15%,и лишь в

газовой промышленности в 1996 году наметилась стабилизация. Рост

занятости, несмотря на продолжающееся падение производства, сохраняется в

отраслях - естественных монополистах.

Ответ на вопрос о причине спада эффективной занятости в одних отраслях

и росте других кроется в следующих цифрах:

если средний уровень оплаты труда в промышленности - 653 тысячи

рублей - принять за базу (100%),то в легкой промышленности оплата труда

составляла 48%,в машиностроении - 68%,в то время как в электроэнергетике -

155% ,в цветной металлургии - 177% и в топливной промышленности - 178%.

Электроэнергетика как яркий монополист российской экономики все три года

снижала объемы производства, наращивала занятость при падении

производительности труда и платила при этом самый высокий среди отраслей

налог с суммы превышения норматива расходов на оплату труда.

В этих же трех отраслях - цветной металлургии, топливной

промышленности и электроэнергетике - были и самые высокие затраты в расчете

на один отработанный человеко-час не только в промышленности, но и среди

всех отраслей экономики. Наиболее значительным снижение занятых было в

легкой (62% от уровня 1993 года) и деревообрабатывающей (64%)

промышленности. Еще одним "лидером" падения было машиностроение (68%) .В

результате происшедших структурных сдвигов в занятости за четыре года

удельный вес добывающей промышленности уменьшился в 1,4 раза и достиг в

1996 году, а всего первичного сектора - на треть и достиг, что не

соответствует даже приблизительно пропорциям экономически развитых стран.

Общая потенциальная численность безработных, включая ищущих работу

пенсионеров и студентов, превысила в 1996 году уровень в 9% от экономически

активного населения. Тенденции 1995 года давали надежду на сокращение

неполной занятости и скрытой безработицы и в 1996 году, тем более, что

прогнозировалась стабилизация экономики или, по крайней мере, минимальный

в 1-2% спад. Но оказались ближе к истине те пессимисты, которые предрекали

превращение скрытой безработицы в открытую. Медленный рост безработицы

вызван в немалой степени значительным ростом занятых неполное рабочее

время (на 66% по сравнению со средним уровнем второго полугодия 1995

года, когда ежемесячный объем спустился ниже уровня в 2 млн. человек, а в

декабре превысил эту отметку) и еще более значительным ростом численности

находящихся в так называемых административных отпусках. Общая численность

находившихся в таких отпусках (менее точный показатель) возросла в 1996

году в среднем в 2,6 раза. Продолжительность самих отпусков по инициативе

администрации (более точный показатель, измеряемый числом дней на одного

работника), явившая удивительную стабильность в течении всего 1996 года и

крайне низкий уровень по сравнению с 1994 годом, увеличилась более чем в 3

раза.

Уровень регистрируемой безработицы составил в конце 1996 года -

начале 1997 года всего лишь 3,4% , но главное, на мой взгляд, в изменении

общей динамики роста безработицы . 1996 год свидетельствует о явном

тяготении к стабилизации, которая отчетливо видна в последние 6 месяцев.

В большинстве регионов с критической ситуацией на рынке труда

масштабы высвобождения работников с крупных и средних предприятий превышает

средний российский уровень в 1,5-2 раза. В 1,5 раза - Владимирская и

Ивановская область, а в 2 раза - Дагестан, Марий Эл, Ингушетия,

Архангельская область.

В этих регионах обострилась конкуренция на рынках труда - в Калмыкии

на 1 рабочее место претендовали 470 человек, в Ингушетии - 415, в

Ивановской - 190, в то время как по Российской Федерации - около 10.

Неожиданным для некоторых исследователей проблем женского труда

явился и тот факт, что на половине этих кризисных территорий в 1996 году

безработными было признано мужчин больше (на 20 %), чем женщин. В

Ивановской области этот показатель составил даже почти 40%.

III. Роль профсоюзов в регулировании рынка труда.

3.1 Понятие профсоюзов. Их основные задачи и функции.

Профессиональные союзы - исторически сложившаяся организационная форма

объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой

многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего

характера. Это - самая массовая общественная организация.

Профессиональные союзы входят в политическую систему общества как

специфическая общественная организация со своими задачами и функциями,

определяемыми их уставами.

Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной функции

- защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом

отношений. Именно с этой целью профсоюзы возникли, для этого в них

объединялись и объединяются трудящиеся.

Профессиональный союз (профсоюз) - это добровольное общественное

объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными

интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и

защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Как общественная организация профсоюзы основаны на членстве, создаются

на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения

уставных целей.

Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих

интересов прямо закреплено Конституцией РФ (см. ст. 30). Специальное

упоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об

особой роли и значении профсоюзов в жизни общества.

Потребность защиты прав и интересов, трудящихся особенно актуальна в

современный период, обнаживший и усиливший социально- экономические

противоречия.

Осуществлению защитной функции профсоюзов способствует социальное

регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе

своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов регулируются различными

видами социальных норм - морали, этики, права, традиций и др. Одни из них

сложились в практике взаимодействия профсоюзов с государственными,

хозяйственными органами, работниками и формально не закреплены. Другие -

предусмотрены актами профсоюзных органов. Третьи содержатся в нормативных

правовых актах.

Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как

самодеятельными общественными организациями с помощью внутри профсоюзных

норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят

правового характера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и

содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах.

Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому

воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно

возможно, экономически, социально и политически необходимо. Право

содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их

защитной функции.

Общественные отношения с участием профсоюзов регулируются правом в той

мере, в какой это необходимо для обеспечения представительства и защиты

интересов трудящихся, успешного функционирования профсоюзов и дальнейшего

развития общества. В конечном счете, границы правового регулирования

зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, от

социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов

определяются исходя из их предназначения, необходимости с наибольшей

пользой для трудящихся, всего общества представлять и защищать права и

интересы работников в сфере труда и связанных с трудом отношений:

а) средствами и методами, присущими самим профсоюзам; б) с помощью

права;

в) во взаимодействии правовых и не правовых средств и методов. Объем и

содержание прав профсоюзов определяются, прежде всего, целью их создания,

стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями, положением в

политической системе. Поэтому правовой статус профсоюзов в сфере труда

определяется государством при участии профсоюзов. Они помогают сформировать

законодательные нормы по вопросам деятельности профсоюзов. Правовой статус

профсоюзов тесно связан с их уставными полномочиями, предусмотренными

самими профсоюзами. При создании законодательства о профсоюзах принимаются

во внимание объем и содержание их уставных (общественных) полномочий.

Государство может закрепить за профсоюзами права только по тем вопросам,

которыми они занимаются в соответствии с уставами в силу их общественного

характера. После принятия законодательства о профсоюзах они должны

соблюдать это законодательство.

Таким образом, соотношение общественного (внутрипрофсоюзного) и

правового статуса профсоюзов строится на принципе прямой и обратной связи,

взаимозависимости с приоритетом внутрипрофсоюзных норм при подготовке

законодательства о профсоюзах и приоритетом законодательства над

внутрипрофсоюзными нормами после принятия соответствующих законодательных

актов.

Предоставленные права создают юридическую базу для выполнения их

уставных задач и функций, укрепления правовой основы государственной и

общественной жизни. При этом государство не вмешивается во внутренние дела

профсоюзов. Они действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и не

подлежат регистрации в государственных органах. Если профсоюзам необходимо

право юридического лица, то они, как и все иные организации, регистрируются

в органах Министерства юстиции РФ, но в уведомительном, а не в обязательном

порядке и включаются в соответствующий реестр.

Тем самым обеспечивается независимость профсоюзов от органов

исполнительной власти.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной

власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений

(союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных

объединений, им не подотчетны и неподконтрольны.

Независимость профсоюзов - первый из основополагающих принципов

положения и деятельности профсоюзов, обеспечивается также:

прямым запретом всякого вмешательства органов государственной власти и

их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за

собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному

осуществлению их уставной деятельности; имущественной самостоятельностью;

правом самостоятельно разрабатывать и утверждать свои уставы, определять

структуру, избирать руководящие органы, организовывать свою деятельность;

запретом контроля за деятельностью профсоюзов со стороны органов

юстиции, регистрирующих профсоюзы в качестве юридического лица.

Второй принцип - самоуправление предусмотрен Федеральным законом «Об

общественных объединениях» и в равной мере относится ко всем общественным

объединениям. Применительно к профсоюзам он выражен в упоминавшемся выше их

праве самостоятельно принимать свои уставы и регулировать всю внутреннюю

деятельность.

Третий принцип - добровольность объединения в профсоюзы закреплен как

законодательством о профсоюзах, так и Федеральным законом «Об общественных

объединениях».

Четвертый принцип, также прямо закрепленный законом, - равноправие

профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед законом. Он означает, что все

профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от

численности, каких-либо иных

признаков. Тем самым в законодательстве нашел отражение и профсоюзный

плюрализм - наличие не одного, а нескольких разных профсоюзов.

Пятый принцип - законность создания и деятельности вытекает из

законодательства о профсоюзах и прямо закреплен Федеральным законом «Об

общественных объединениях».

Законодательство о профсоюзах состоит из норм Конституции РФ и КЗоТ,

Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях

деятельности», принятого Государственной Думой 8 декабря 1995 года и

подписанного Президентом РФ 12 января 1996 года, норм ряда других

федеральных законов (законов РФ, РСФСР), указов Президента РФ.

В систему законодательства о профсоюзах входит также принятый

Федеральный закон от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» (СЗ,

1995, No 21, ст. 1930) в той части, в которой профсоюзы имеют общие черты и

свойства со всеми другими общественными организациями. Особенности,

связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией

профсоюзов регулируются специальными законами (см. ст. 4 Федерального

закона «Об общественных объединениях»).

В отдельных субъектах РФ уже приняты свои законы о профсоюзах,

например, республиках Саха - Якутия, Татарстане, Башкортостане.

Законодательство о профсоюзах направлено на регулирование их отношений:

1) с работодателями, их объединениями и представителями;

2) с органами государства, органами местного самоуправления;

3) с другими субъектами общественных отношений (например,

имущественных, налоговых).

Следует иметь в виду, что в правовую основу деятельности профсоюзов

входит как собственно законодательство о них, правах и гарантиях их

деятельности, так и трудовое законодательство в целом, поскольку оно

используется профсоюзами для защиты прав и интересов работников.

Определяющее правовую основу деятельности профсоюзов законодательство

меняется, совершенствуется в зависимости от развития общественных

отношений, в которых они участвуют, но прежде всего, от основных

экономических отношений - от отношений собственности, социально-

политической обстановки в стране. В связи с этим происходит пересмотр прав

профсоюзов. Возвращаются государству, его органам государственные

полномочия, ранее возложенные на профсоюзы и находящиеся в их ведении

органы (например, государственно-властные полномочия правовой и технической

инстанций профсоюзов). Укрепляются и расширяются права, направленные на

защиту интересов работников (например, по вопросам занятости). На

содержание законодательства о профсоюзах решающее влияние оказали конвенции

и рекомендации Международной организации труда (МОТ) - Конвенции No

87,135,144 и др.

Таким образом, основные тенденции развития и совершенствования

законодательства о профсоюзах, их правах и гарантиях состоят в том:

во-первых, что оно приводится в соответствие с существующими

общественными отношениями;

во-вторых, в отказе от несвойственных профсоюзам как общественной

организации полномочий;

в-третьих, в сохранении, укреплении и расширении прав, позволяющих

профсоюзам надежно отстаивать социально-трудовые права и интересы

работников.

В сферу трудового права входят связанные с трудом отношения профсоюзов

с работодателями, их объединениями и представителями, а также с

государственными органами местного самоуправления. Эти отношения входят в

предмет трудового права как тесно связанные с трудовыми отношениями.

Участие профсоюзов в регулировании трудовых отношений (в установлении и

применении условий труда), в контроле за соблюдением законодательства о

труде и об охране труда, в разрешении трудовых споров - одна из черт метода

трудового права.

3.2 Классификация прав профсоюзов в сфере труда.

Права профсоюзов в сфере труда классифицируются по ряду признаков:

1) по их положению в системе прав данной организации;

2) по степени общности;

3) по степени самостоятельности;

4) по формам реализации;

5) по содержанию (кругу вопросов, решаемых профсоюзами или с их

участием);

6) по кругу лиц, чьи права и интересы вправе представлять и защищать

профсоюзы.

Классификация по положению в системе прав позволяет соотнести каждое

право в зависимости от того, каким органом (в акте какого органа) это право

закреплено: в федеральном законе или законе субъекта РФ, в соглашении или

коллективном договоре.

Классификация по степени общности позволяет выделить общие для всех

профсоюзов права и права, предоставленные определенным

профсоюзным органам. В результате появляется возможность соотнести

принцип единства в регулировании общественных отношений, в которых

участвуют профсоюзы, с принципом дифференциации.

Когда права профсоюзов носят общий характер, ими обладают все профсоюзы

и все их органы, сформированные в соответствии с уставами для

представительства и защиты прав и интересов работников. Например, несмотря

на почти полное отсутствие прямых норм о правах средних звеньев системы

профсоюзных органов (городских, областных комитетов; городских, областных

федераций профсоюзов и т.д.), они могут пользоваться общими правами,

предоставленными профсоюзам как организации.

Дифференциация прав по профсоюзным органам дает возможность конкретному

звену профсоюзных органов пользоваться помимо общих еще и конкретными

правами, для них предусмотренными. Особое значение имеют конкретные права,

предоставленные органам первичных профсоюзных организаций, действующих на

предприятиях - профсоюзным комитетам (профкомам). В некоторых профсоюзах

приняты иные наименования органа первичной организации. Но поскольку в

большинстве профсоюзов существуют именно профсоюзные комитеты, этот термин

более привычен и содержится в законодательстве. В КЗоТ, других законах и

иных нормативных правовых актах, используется именно такое наименование.

Значение прав профкомов в статусе профсоюзов и системе их прав определяется

местом этих органов - тем, что они объединяют работников непосредственно на

предприятии, в организации, действуют там, где реализуются трудовые

правоотношения.

Наличие общих прав и прав, конкретизированных по отдельным профсоюзным

органам, обеспечивает единую для всех профсоюзов правовую основу их

деятельности и ее необходимую дифференциацию.

Всем профсоюзам и их органам принадлежит общее право на

представительство интересов работников. Каждому - на своем уровне, в своем

масштабе. Основанное на уставах и законе, оно отражается на положении

профсоюзов как организации трудящихся для защиты их интересов, работающей

непосредственно в трудовых коллективах, способной знать, достойно

представлять и защищать их права и интересы. Профсоюзы призваны

аккумулировать интересы трудящихся, выражать и отстаивать их во

взаимоотношениях с государственными, местными органами, работодателями, их

объединениями и представителями, влиять на формирование интересов

работников, добиваться социальной справедливости. Однако не всегда и не все

профсоюзы в полной мере справляются с этими задачами. В последние годы им

все труднее добиваться социальной справедливости при решении трудовых

вопросов в интересах трудящихся, особенно вопросов занятости, оплаты и

охраны труда.

Классификация прав профсоюзов по степени самостоятельности позволяет

подразделить их на права:

а) по участию в принятии решений работодателями (администрацией),

государственными и местными органами вопросов, связанных с управлением

трудом (регулированием трудовых отношений);

б) по решению вопросов на паритетных началах или в) самостоятельно

принимать решения. Например, законом прямо предусмотрено участие профсоюзов

в установлении и применении условий труда в случаях, предусмотренных

законодательством.

На паритетных (равноправных) началах заключаются коллективные договоры,

соглашения между объединениями профсоюзов и работодателей, органами

исполнительной власти.

Самостоятельно профсоюзы выступают в защиту работников при разрешении

трудовых споров.

Существуют две группы форм осуществления профсоюзами их прав (форм

деятельности)'.

а) неправовые, т.е. предусмотренные уставами профсоюзов и б) правовые,

т.е. предусмотренные законодательством. Классификация прав профсоюзов по

формам их реализации (правовым формам) позволяет выделить разные по

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.