рефераты скачать

МЕНЮ


Регулирование рынка труда в индустриальных странах

саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» – личный

интерес, связанный со стремлением к прибыли. Как уже говорилось, эта

концепция не является достоянием истории: из нее исходят современные теории

монетаризма и рациональных ожиданий.

Но в работах Дж.М.Кейнса эта теория подверглась критике и значительной

модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенной

конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов

приспособления, приводящих к его равновесию в условиях полной занятости.

Кейнс, выступая за активное вмешательство государства в трудовые отношения,

считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние

равновесия национального дохода. Хотя при этом и сохраняется вынужденная

безработица, объясняемая недостаточностью совокупного спроса на труд, но

ликвидируется нестабильность, присущая системе совершенной конкуренции.

Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на

рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины

вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не

должно препятствовать реализации требований экономической эффективности,

которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних

работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна

обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием

новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п.

Достижение оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически

эффективной и социально-обоснованной занятости – неотъемлемая составная

часть процесса восстановления российской экономики. Стимулами этого

процесса должны являться рыночные отношения и целенаправленные меры

хозяйственной политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы

занятости могут зачастую решатся обособленно, без кардинальных изменений

экономической стратегии, то в России для этого требуется коренное

преобразование экономики. Это может быть реализовано лишь при финансовой

стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для

инвестиционной активности и решении социальных проблем. Необходимо

эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных

органов для согласования путей решения проблем занятости.

Перспективы занятости определяются динамикой и уровнем экономической

эффективности производства, поэтому более рациональное использование

работников является приоритетным направлением по сравнению с сохранением

существующих рабочих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за

счет этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во

многих отношениях эффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого

резерва рабочей силы.

Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию

на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в

экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и

инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи,

способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует

также учитывать, что возможности государства в области создания новых

рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает

роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность

предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать

определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту

социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях

высвобождение рабочей силы.

Очень важно избежать такого положения, при котором возобновление

экономического роста будет происходить при высокой и застойной безработице.

Обострение проблемы занятости в этом случае просто неизбежно. Во-первых,

может увеличиться высвобождение рабочей силы на предприятиях. Для решения

этих проблем понадобится коренной перелом в динамике инвестиций,

активизация работы по переподготовке кадров, стимулирование частного

предпринимательства, расширение помощи безработным. Вместе с тем по мере

усиления экономической отдачи от рыночных преобразований будет

увеличиваться инвестиционный потенциал, стабилизироваться экономический

рост, расширяться потребность народного хозяйства в рабочей силе.

Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением

занятости, требуется:

- появление рыночно ориентированного, защищенного государством и

социально ответственного собственника производственных и финансовых

ресурсов, поощрение его предпринимательской активности;

- привлечение внутренних и иностранных инвестиций;

- обеспечение условий для материальной заинтересованности работников,

развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения,

а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-

технической базы.

Реализация этих требований возможна лишь на основе использования

развитого хозяйственного рыночного механизма в сочетании с государственным

регулированием. Прежде всего, необходимо совершенствование территориальной

структуры производства, а именно: преодоление неравномерности развития

производительных сил по регионам, чрезмерной специализации регионов, более

полное использование местных ресурсов и возможностей с учетом личного

трудового потенциала, устранение отставания сфер социальной инфраструктуры

регионов от потребностей. Для этого необходима территориальная мобильность

рабочей силы, требующая определенного регулирования, т.к. велика опасность

усиления различий в обеспеченности регионов рабочей силой, в частности

возрастание дефицита кадров в регионах со сложным уровнем проживания.

Возможности федерального центра в улучшении территориального размещения

производства ограничены. Основное значение для этого имеют перелив

капитала, взаимодействие финансового и промышленного капитала, деятельность

финансово-промышленных групп и других экономических объединений.

Для обеспечения занятости населения велико значение сферы услуг. Однако

до сих пор развивается преимущественно одно посредничество, а не

производственные услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной

системы поддержки малого бизнеса, падения платежеспособного спроса

населения, отсутствия необходимых навыков, ограниченности возможностей

получения соответствующих профессий.

Значительно снижают трудовую мотивацию работников уравнительные

тенденции, проявляющиеся как в старых, так и в новых формах. Этому

способствуют компенсационные надбавки, натурализованная оплата. Резко

возросли различия между оплатой труда руководящего состава и рядовых

работников. Появилась необходимость гарантировать выплату заработка,

формировать применительно к новым условиям цену рабочей силы, эквивалентно

оплачивать повышенные затраты труда, стимулировать рост его качества.

Особой проблемой является целесообразность увязки заработка различных

категорий работников с рентабельностью производства.

Условием решения этих задач является не только увеличение ресурсного

обеспечения на основе экономического роста, но и развитие законодательства,

и соответственное изменение общественного отношения к данным проблемам.

2.2 Мероприятия, предпринимаемые на рынке труда.

К разработке программ деятельности учреждений рынка труда на

национальном, региональном и местном уровне привлекаются объединения

предпринимателей и профсоюзы. Из представителей населения, руководителей

учебных заведений, профсоюзов, предприятий и местных органов власти

создаются комиссии (комитеты), которые оказывают всестороннюю помощь

местным учреждениям рынка труда в их повседневной работе, и, вместе с тем,

осуществляют над ними контроль.

Важно, что местные предприятия обычно охотно оказывают учреждениям

рынка труда постоянную квалифицированную помощь в составлении планов

использования рабочей силы, индивидуального развития сотрудников,

проведении массового переобучения, связанного с внедрением новой технологии

и реорганизации производства.

Особенно эффективно снижает безработицу и поддерживает высокий уровень

занятости политика активных мер развития трудовых ресурсов, которую в той

или иной мере провидит практически каждая страна, выделяя на нее обычно 30

- 40 % всех сумм по государственному финансированию программ рынка труда.

Активные меры, по опыту Швеции, отличии от пассивных, состоящих в

выдаче пособий по безработице, включает следующие мероприятия:

- поощрение мелкого и семейного предпринимательства на максимально

благоприятных условиях государственными субсидиями и кредитами, благодаря

которым стартовый капитал может быть обеспечен владельцам лишь на 10%, до

70% - государственными субсидиями и на 20% кредитами, а если предприятие не

приносит прибыли, то на 4 года освобождается от налога;

- обеспечение географической мобильности населения и рабочей силы путем

представления субсидий и кредитов на переезд с семьей из районов с избытком

рабочей силы в районы, где есть вакантные места, с гарантией улучшения

жилищных и, как правило, материальных условий жизни;

- предоставление каждому ищущему работу полной информации о вакантных

местах по профессиям, отраслям и регионам страны и создание для этой цели

повсеместно общедоступных банков данных; оплата всех видов услуг по связи с

отделами кадров предприятий, где есть рабочие места;

- организация общественных работ, в основном для молодежи, на

строительстве жилья, дорог, в сфере обслуживания на срок до 6 месяцев с

гарантированным заработком в пределах 50- 100% средней зарплаты по данной

профессии;

- финансирование работы в частных фирмах молодежи путем предоставления

в течение полугода владельцам предприятий субсидий в виде оплаты 50%

издержек на вновь созданные рабочие места;

- специальное техническое оборудование на обычных предприятиях рабочих

мест для инвалидов и выплата субсидий владельцам предприятий за прием

инвалидов на работу и частично на их заработную плату;

- стимулирование расширения предпринимательской деятельности и

сверхурочных работ, а тем самым и более полной занятости путем снижения

налогообложения с прибыли и личных доходов.

В системе рынка труда осуществляются мероприятия по повышению

общеобразовательного уровня безработных и обучению профессиям, имеющим

устойчивый спрос на рынке труда:

- не имеющие законченного школьного образования получают его, причем

организуются специальные усиленные курсы по математике, химии, физики,

английскому языку (в основном для иммигрантов);

-детально выявляются интересы поступающих на курсы: проводятся

предварительные беседы, ознакомление с предметами обучения и предстоящей

работой, при необходимости сроком до месяца;

- применяются методы индивидуального обучения (принцип так называемого

личного модуля), в основе которых лежат подбор предметов, наиболее полно

удовлетворяющих интересы обучающихся и предлагающих оптимальные темпы и

последовательность их освоения;

- учебные курсы составляются силами ведущих специалистов университетов

и промышленных фирм; оплата преподавательского состава проводится на

уровне, который существует для специалистов их класса в частных фирмах;

- в максимально возможном числе профессиональных школ на

консультативных началах используется опыт наиболее талантливых педагогов и

воспитателей для постановки методики обучения;

- поддерживается оптимальное, исходя из международного опыта на разных

уровнях обучения, соотношение учеников и педагогов (7-8 к 1), которое

позволяет осуществлять индивидуальное обучение и следить за качеством

подготовки каждого ученика;

- используется метод опекунства старшекурсников над вновь поступившими,

что создает общую благоприятную психологическую атмосферу и обеспечивает

всеобщую заинтересованность в успешном обучении.

Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию занятости, при

общих более значительных масштабах финансирования политики рынка труда, тем

ниже, как правило, безработица в стране и выше общий уровень трудовой

активности населения.

Показательно, в данном отношении, сопоставление ситуации на рынке труда

Швеции и США, при том, что в Швеции в 3 с лишним раза выше, чем в США,

относительные затраты на программы политики рынка труда - 2, 7 против 0,8

ВНП, доля средств, идущих на меры активной защиты населения от безработицы,

в два раза значительнее- 70% против 35%.

Нет сомнения в том, что именно эти различия в масштабах и качестве

внимания к социальной защите населения на рынке труда является одним из

главнейших факторов, определявших сложившийся уровень занятости населения

обеих стран.

Единственная возрастная группа, по которой занятость в США выше, чем в

Швеции, население 16-19 лет. Объясняется это тем, что в США намного

значительнее, чем в других западных странах, в т. ч. и в Швеции,

распространена частичная занятость среди учащихся старших классов школ и

студентов.

Трудовое воспитание оплачиваемым трудом, кстати сказать, проходит в

большинстве западных стран, часто по месту учебы, примерно половина

учащейся молодежи, что в целом связано с потребностью семей в

дополнительных средствах на удовлетворение элементарных жизненных нужд.

Высокий уровень эффективности рынка труда в Швеции во многом

определяется тем, что в стране хорошо поставлена профориентация, которая

предшествует профессиональному обучению.

2.3 Правовое регулирование рынка труда.

Изменение экономической ситуации в РФ, широкое развитие

негосударственного сектора экономики, утрата государством функции основного

работодателя, признание многообразия форм собственности – всё это

потребовало изменения действующего законодательства о труде. Определенные

новации в трудовом законодательстве уже были закреплены федеральными

законами о порядке разрешения коллективных трудовых споров и о внесении

изменений и дополнений в КЗоТ от 23.11.1995г. Однако это не снимает вопроса

о том, что необходимо всеобъемлющее реформирование всего законодательства о

труде. Оно должно быть глубоко продуманным, опирающимся на положения

Конституции РФ, отечественный опыт в данном вопросе и максимально учитывать

реалии сегодняшней экономической ситуации.

Условия трудовых отношений, возникающих в процессе производства,

отражаются на всех сторонах жизни конкретного человека и предполагают

особый характер регулирования, вытекающий из приоритета человеческой

личности. Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод о равной

защите прав на трудовую (в рамках трудового договора) и предпринимательскую

деятельность. Соответственно, трудовое законодательство должно

предусматривать равноправие, взаимный учет прав и интересов сторон

трудового договора. Однако, будучи в юридически равном положении с

работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых

отношений, во многом зависит от работодателя, что дает ему возможность

навязывать работнику свою волю. Реально противостоять этому работники

могут, лишь объединившись в профсоюз. Однако и он сам по себе не может

обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую роль здесь играет

государственное законодательное регулирование, содержащее механизмы защиты

прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.

Формирующееся в условиях экономической свободы и конкуренции трудовое

право РФ не может игнорировать опыт регулирования трудовых отношений других

стран, прежде всего с развитой рыночной экономикой. Такое изучение крайне

полезно, т.к. сущность взаимоотношений наемных работников и работодателей в

принципе везде одинакова. Освоение этого опыта позволит избежать повторения

тех ошибок, которые допускались ранее другими странами и разработать

специфические концепции защиты труда, пригодные в российских условиях.

Скорее всего, для России наиболее приемлемой будет европейская модель

трудового законодательства, отличающаяся гораздо большей степенью

вмешательства государства в трудовые отношения, поскольку слабость частных

предпринимательских структур в правовом плане не позволяет передать

регулирование большинства вопросов, связанных с трудовыми отношениями, на

уровень фирмы. Немаловажным является и психология самих работников,

обращающих все свои требования по привычке государству, считая, что именно

им должны решаться все вопросы регулирования трудовых отношений.

Вместе с тем особенностью современной государственной политики России

является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство,

оставаясь фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило

функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что

предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии

социально-экономических решений и определении условий труда и передачу

решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.

С учетом изложенного к основным принципам регулирования трудовых

отношений можно отнести следующие:

признание правового равенства сторон трудовых отношений и выработка

механизма защиты более слабой стороны – работника;

учет интересов работников и работодателей, государственная защита их

интересов;

гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета

личности перед интересами производства;

учет особенностей специфических категорий трудящихся и характера

отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых

отношений;

установление действенных мер ответственности за нарушение трудового

законодательства.

В заключение следует отметить, что само по себе наличие должным образом

подготовленного закона не достаточно, чтобы заметно повлиять на

общественное сознание. Хороший закон может просто не применяться, и не

действовать эффективно (в современных условиях массовые нарушения прав

работников связаны часто не с отсутствием законодательных актов, а с

простым неисполнением закона). Условия реального исполнения законов о

труде, их действенности требуют особого рассмотрения, однако в целом

необходимо отметить, что гарантированные государством права работников

должны защищаться, прежде всего, путем обеспечения для гражданина доступа к

подлинному правосудию без многомесячных и унизительных ожиданий.

2.4 Политика эффективной занятости России.

Анализ экономического состояния России за последние несколько лет

показал, что государство оказалось не в состоянии влиять на динамику

рынка труда. Рабочая сила остается пассивной, условия ее воспроизводства

ухудшаются.

Ускорение спада экономики не могло не сказаться на динамике

занятости и безработицы в 1996 году. Общее число занятых в экономике,

составляющее в 1993 году 70.9 млн. человек, уменьшилось к концу 1996

года на 5 млн. человек.

Сокращение занятости произошло в таких важнейших отраслях экономики,

как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство,

торговля и общественное питание, наука и научное обслуживание.

Устойчивый рост наблюдался лишь в органах управления всех видов - более

полумиллиона человек за этот же период.

Кроме того , 1996 год принес и сокращение занятости в кредитно-

финансовой и страховой сфере, где до этого наблюдался быстрый рост. В

промышленности в целом и сельском хозяйстве численность занятых

сократилась на 23%.Хотя численность сельского населения за этот период

впервые в новейшей истории увеличивалась и возросла по сравнению с 1991

годом, последним годом ее уменьшения. Таким образом, база для роста

эффективной занятости в сельской местности впервые возросла, а рынок

труда, наоборот, сузился.

Из 16 крупных отраслей промышленности рост численности занятых

наблюдался в 5,при этом самый значительный в 4 сырьевых отраслях:

добывающая промышленность (где рост наблюдался с 1995 года и особенно

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.